kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ролевая игра "Суд над литературным героем " по поэме М.Ю.Лермонтова "Беглец"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ролевая игра развивает творческие способности учащихся, активизирует познавательные  способности, развивает языковую компетенцию учащихся,  способствует формированию внимательного читателя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ролевая игра "Суд над литературным героем " по поэме М.Ю.Лермонтова "Беглец"»





Ролевая игра «Суд над литературным героем» по поэме М.Ю.Лермонтова «Беглец»











Тема: Ролевая игра «Суд над литературным героем» по поэме М.Ю.Лермонтова «Беглец»


Цель: учиться понимать проблему произведения, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, анализировать текст, уважительно относиться к русской литературе и культуре других народов, уметь слушать и слышать.


Тип урока: урок-размышление с использованием художественного текста

Форма урока: ролевая игра – суд над литературным героем.

Оборудование: текст поэмы «Беглец», раздаточный материал - протоколы для присяжных, рисунок руки для рефлексии, мультимедийная презентация, интерактивная доска. Класс – зал суда.


Ход урока

Учащиеся рассаживаются в кабинете, согласно своей роли (обвинитель, защитник, судья, свидетели…), по возможности элементы костюма,

-Лермонтов с 6 лет бывал на Кавказе. Тема Кавказа прошла через все его творчество. В 1830 году он сделал запись: «Горы Кавказские для меня священны». Им написано много произведений о жизни на Кавказе.Одно из них «Валерик» - о битве на реке Валерик. Кавказская тема получила завершение в поэме «Беглец», она основана на народных преданиях, отсюда и подзаголовок «горская легенда».

Формулируем цели урока. В конце урока мы с вами вновь обратимся к этим целям, посмотрим, насколько мы их достигли. А чтобы их достичь, мы с вами проведем урок в несколько необычной форме.

  1. Коммуникативная фаза.

Судья: Встать, суд идет (входит судья, обвинитель и адвокат). Сегодня, 21февраля 2012 года, слушается дело «Беглеца» из поэмы М.Ю Лермонтова, обвиняемого в трусости и нарушении обычаев горцев.. На суде присутствуют: обвинитель, адвокат, присяжные, свидетели и гости. Слушание объявляю открытым.

Судья: Судебное разбирательство начинается с допроса обвиняемого. Где он?

Обвинитель: Ваша честь, он мертв . Его нашли под окном собственного дома с кинжалом в груди.

СудьяГоспода присяжные, может суда и не нужно, раз обвиняемый мертв? .

Защитник : Нет, ваша честь, суд должен состояться, я требую, чтобы выяснили, кто довел моего подзащитного до самоубийства,( а может, это было и убийство).

Судья: Слушание продолжается.

Обвинитель: Гарун бежал быстрее лани,
Быстрей, чем заяц от орла;
Бежал он в страхе с поля брани,
Где кровь черкесская текла;
Отец и два родные брата
За честь и вольность там легли,
И под пятой у супостата
Лежат их головы в пыли.
Их кровь течет и просит мщенья,
Гарун забыл свой долг и стыд;

Он растерял в пылу сраженья
Винтовку, шашку — и бежит! —
Усталый, жаждою томимый,
С лица стирая кровь и пот,
Гарун меж скал аул родимый
При лунном свете узнает;
Подкрался он, никем не зримый...
Кругом молчанье и покой,
С кровавой битвы невредимый
Лишь он один пришел домой.

Обратите внимание, бежал быстрее лани и быстрее зайца. О чем это говорит, господа присяжные?

Судья: объясните, пожалуйста, что значит: поле брани и почему кровь черкесская текла?

А что значит «их кровь течет и просит мщенья?».

Я слышала об обычаях горцев, что это гостеприимный народ……..(рассказ о традициях и обычаях горцев). Слайд об обычае горцев

Обвинитель: Ваша честь, прошу пригласить свидетеля со стороныобвинения, бывшего друга Гаруна - Селима. Правда, он мучим недугом, и сам лично прийти не смог, но он отправил запись разговора с Гаруном. (чтение по ролям).

Адвокат: Вот видите, господа присяжные, что Селим выгнал своего друга, он не оказал ему поддержки, значит, в смерти Гаруна можно обвинить Селима.

Судья: Я затрудняюсь в решении этого вопроса, пожалуйста, господа присяжные, ваше мнение.

Адвокат: Отметьте в своих протоколах, что Селим считает своего друга трусом, и говорит: «Достоин презренья». Приглашаю как свидетеля любимую девушку Гаруна.

Девушка: Я сидела в сакле и пела песню. Гарун ко мне не заходил.Он услышал эту песню и всё понял. Я бы его за трусость не простила.

Судья: А что за песня?

Девушка: Эту песню знают все на Кавказе.

Одна из учениц:

И, саклю новую минуя,
На миг остановился он,
И прежних дней летучий сон
Вдруг обдал жаром поцелуя
Его холодное чело.
И стало сладко и светло
Его душе; во мраке ночи,
Казалось, пламенные очи
Блеснули ласково пред ним,
И он подумал: я любим,
Она лишь мной живет и дышит...
И хочет он взойти — и слышит,
И слышит песню старины...
Девушка исполняет песню( или аудиозапись Презентация Лермонтов Беглец.Анна Фурман 6169раз, 6,58 мин –всего, слушать с 3,5 мин)

Судья: Почему же Гарун не зашел к девушке?

Обвинитель: Я думаю, господа присяжные, это тоже нужно записать в протокол.

Адвокат: Считаю, что для выяснения обстоятельств смерти героя нужно пригласить самого близкого человека –маму.

Но вот от бури наклоненный
Пред ним родной белеет дом;
Надеждой снова ободренный,
Гарун стучится под окном.
Там, верно, теплые молитвы
Восходят к небу за него,
Старуха мать ждет сына с битвы,

(чтение по ролям) разговор матери и Гаруна

Адвокат: Как? И вы отвернулись от своего сына? Как это вы смогли?

Неужели у вас нет любви к своему ребенку? Ваша честь, Господа присяжные, вы видите ясно, кто виноват в смерти Гаруна. Посмотрите, какие слова звучат в адрес сына, запишите их в протокол, это явная улика для вынесения обвинения.

Ученица читает собственного сочинения литературный перевод разговора мтери и Гаруна.

Судья: Пожалуйста, господа присяжные, ваше мнение. К нам в суд обратились жители черкесского селения. Давайте послушаем, каково их мнение.

Первая жительница: эмоционально защищает Гаруна.(…Какие жестокие люди! Они не похоронили Гаруна! Какое кощунство! Собаки лизали кровь с тела мёртвого Гаруна. О бедный Гарун!!!

Вторая жительница:произносит речь, осуждающую Гаруна.


Судья: Мы выслушали обе стороны, теперь присяжные исследуют вещественные доказательства: какова позиция автора произведения, считает ли поэт своего персонажа трусом и подлецом, или у него другое мнение? (работа с текстом поэмы)

Судья: Подведем итоги. Поднимите руку, кто признает Гаруна трусом и подлецом, и считает, что он сам погубил себя? Поднимите руку, кто признает виновными в смерти героя его близких? Кто видит причину его смерти в другом7 В чем именно? Всем встать!

Оглашается Приговор.

Настоящее судебное разбирательство признает Гаруна виновным в нарушении законов горцев, и считает, что своей смертью он хотел искупить свою вину перед отцом и братом, матерью и другом, девушкой и жителями горского селения. А можно ли простить Гаруна?


Задание: На слайде выводится «толстый вопрос»: как бы вы закончили поэму? Придумайте свою версию. Напишите сценарий вашей версии.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Ролевая игра "Суд над литературным героем " по поэме М.Ю.Лермонтова "Беглец"

Автор: Муканова Гульнара Жармухамбетовна

Дата: 25.10.2016

Номер свидетельства: 352284


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства