kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль литературно-музыкальной композиции в изучении истории духовной культуры россии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит описание проведения внеклассных мероприятий на тему "РОЛЬ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ  КОМПОЗИЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль литературно-музыкальной композиции в изучении истории духовной культуры россии»

РОЛЬ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ.


Гончарова Наталия Юрьевна преподаватель БПОУ ВО «Вологодский колледж технологии и дизайна»

Вологда

История духовной культуры России - это прежде всего достижения нации в области искусства. Поскольку я преподаю литературу, то на литературно-музыкальных композициях, над постановкой которых работаю с 2010 года, знакомлю студентов с жизнью и творчеством великих русских поэтов, живших в разные исторические эпохи, чтобы приобщить их к богатствам отечественной культуры. В новом образовательном стандарте по литературе значительно усилена духовно-нравственная функция предмета и определены цели изучения литературы: «воспитание духовно-нравственной личности, формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям отечественной культуры» [1].

Многое, на мой взгляд, в этом направлении поможет сделать проведение литературно-музыкальных композиций.

Литературно-музыкальная композиция (совместное составление сценария, презентаций, работа над выразительным чтением стихотворений, исполнением песен и романсов студентами, а также подбор аудио- и видеоматериалов) - творческий процесс, результатом которого становится создание произведения, интегрирующего оба вида искусства: литературу и музыку. Этот принцип интеграции позволяет развивать и углублять способность студентов воспринимать искусство в его художественной целостности и неповторимой духовно-эстетической значимости.

Работа над композицией начинается с определения ее темы. Тему композиции выбираем вместе с участниками. Это могут быть патриотические темы, связанные с русской природой, - «Осенний листопад» (По стихотворениям русских, в том числе вологодских, поэтов 19-20 вв. об осени), с Россией и ее местом в жизни писателей и поэтов («И. С. Тургенев и Россия»), с жизнью и творчеством русских поэтов 20в. (М. И. Цветаева «Я обращаюсь с требованием веры...», «Все начинается с любви»), темы, приуроченные к юбилейным и памятным датам: «Я все еще живу. Я все еще пылаю» (К 125-летию со дня рождения И.В. Северянина), «Душа хранит» (К 80-летию со дня рождения Н. М. Рубцова), «А. С. Пушкин в воспоминаниях современников» (К дню рождения поэта). Для написания сценария используем разные информационные источники: монографии[2], периодические издания[3], Интернет – ресурсы[4]. При подборе литературного материала делаем акцент на раскрытии личности поэта, его внутреннего и творческого мира в контексте современной поэту эпохи. Так, например, в композиции, посвященной М. И. Цветаевой, большое внимание уделялось творческой и человеческой независимости поэта, ее любви к мужу («Я с вызовом ношу его кольцо», романс «Писала я на аспидной доске...»), к родной Москве («— Москва! — Какой огромный…»), трудным годам эмиграции («Тоска по родине!..») и трагической судьбе («Я стол накрыл на шестерых...»), а также историческому времени, отраженному в стихотворениях («О слезы на глазах!»). В этой композиции нам важно было донести до слушателей мысль о том, как непросто складывались личная жизнь и творчество М.И. Цветаевой, вызвать у них чувство сопереживания поэту и в то же время негодования по отношению к тому жестокому времени и людям, косвенно причастным к ее самоубийству. В композиции «Все начинается с любви» », говоря о перипетиях любви А. Блока и Л. Менделеевой (романс «Мы встречались с тобой на закате»), С. Есенина и А. Дункан (стихотворение «Вечер чёрные брови насупил»), А. Ахматовой и Н. Гумилёва (стихотворение «Я знаю женщину: молчанье…»), Б. Пастернака и О. Ивинской (романс «Свидание»), В. Высоцкого и М. Влади (песня «Дом хрустальный»), Р. Рождественского и А.Киреевой (стихотворение «Знаешь», песня «Эхо»), мы хотели пробудить в сознании и душах студентов чувство любви, понимания, верности и долга перед друг другом и самим собой. Работая над композицией «И. С. Тургенев и Россия», стремились, чтобы слушатели и участники, так же, как и И.С. Тургенев («Люблю ли я свою родину? Что же другое можно любить на земле?»), слушая стихи («Весенний вечер»), отрывки из прозы писателя (из романа «Рудин»), музыку (романс «Утро туманное», полонез Огинского), прониклись глубоким чувством любви к своей родине и своему народу. Все сценарии – индивидуальные разработки. Чтобы заинтересовать студентов, подбираем интересный материал, выходящий за рамки учебной программы. Стараемся больше включать в сценарий стихотворений, романсов и песен на стихи поэтов. Музыкальное сопровождение, как видеозаписи, так и живое исполнение, должны не только логически продолжать сценарий, но и пробуждать в душе участников и зрителей, что немаловажно, эмоциональный отклик. Каждый из участников сам подбирает понравившиеся ему стихотворения и музыку, пробует себя в качестве ведущего, чтеца или исполнителя. Литературно - музыкальные композиции провожу как открытые мероприятия. Проходят они в кабинете литературы, оформленном в стиле литературной гостиной, и занимают 45-60 минут. По окончании предлагаю написать письменные отзывы, эссе или просто поделиться своим впечатлением. Будучи участниками и слушателями литературно - музыкальных композиций, студенты в наше сложное, противоречивое время, когда в обществе среди молодого поколения наблюдаются агрессивность, увлечение наркотиками и бездуховность, включаясь в творческий процесс, приобщаются к национальным духовно - культурным ценностям, а значит, обогащают свой нравственно – эстетический потенциал.

Список литературы

  1. Стандарт основного общего образования по литературе.

  2. Саакянц А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество. - М.: Эллис Лак, 1999.

  3. В. Терёхина, Н. Шубникова-Гусева. «Игорь Северянин. Царственный паяц» Критика о творчестве Игоря С.

  4. rubtsov-poetry.ru




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Роль литературно-музыкальной композиции в изучении истории духовной культуры россии

Автор: Гончарова Н.Ю.

Дата: 11.05.2018

Номер свидетельства: 469161


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства