Роль литературно-музыкальной композиции в изучении истории духовной культуры россии
Роль литературно-музыкальной композиции в изучении истории духовной культуры россии
Статья содержит описание проведения внеклассных мероприятий на тему "РОЛЬ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль литературно-музыкальной композиции в изучении истории духовной культуры россии»
РОЛЬ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ.
Гончарова Наталия Юрьевна преподаватель БПОУ ВО «Вологодский колледж технологии и дизайна»
Вологда
История духовной культуры России - это прежде всего достижения нации в области искусства. Поскольку я преподаю литературу, то на литературно-музыкальных композициях, над постановкой которых работаю с 2010 года, знакомлю студентов с жизнью и творчеством великих русских поэтов, живших в разные исторические эпохи, чтобы приобщить их к богатствам отечественной культуры. В новом образовательном стандарте по литературе значительно усилена духовно-нравственная функция предмета и определены цели изучения литературы: «воспитание духовно-нравственной личности, формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям отечественной культуры» [1].
Многое, на мой взгляд, в этом направлении поможет сделать проведение литературно-музыкальных композиций.
Литературно-музыкальная композиция (совместное составление сценария, презентаций, работа над выразительным чтением стихотворений, исполнением песен и романсов студентами, а также подбор аудио- и видеоматериалов) - творческий процесс, результатом которого становится создание произведения, интегрирующего оба вида искусства: литературу и музыку. Этот принцип интеграции позволяет развивать и углублять способность студентов воспринимать искусство в его художественной целостности и неповторимой духовно-эстетической значимости.
Работа над композицией начинается с определения ее темы. Тему композиции выбираем вместе с участниками. Это могут быть патриотические темы, связанные с русской природой, - «Осенний листопад» (По стихотворениям русских, в том числе вологодских, поэтов 19-20 вв. об осени), с Россией и ее местом в жизни писателей и поэтов («И. С. Тургенев и Россия»), с жизнью и творчеством русских поэтов 20в. (М. И. Цветаева «Я обращаюсь с требованием веры...», «Все начинается с любви»), темы, приуроченные к юбилейным и памятным датам: «Я все еще живу. Я все еще пылаю» (К 125-летию со дня рождения И.В. Северянина), «Душа хранит» (К 80-летию со дня рождения Н. М. Рубцова), «А. С. Пушкин в воспоминаниях современников» (К дню рождения поэта). Для написания сценария используем разные информационные источники: монографии[2], периодические издания[3], Интернет – ресурсы[4]. При подборе литературного материала делаем акцент на раскрытии личности поэта, его внутреннего и творческого мира в контексте современной поэту эпохи. Так, например, в композиции, посвященной М. И. Цветаевой, большое внимание уделялось творческой и человеческой независимости поэта, ее любви к мужу («Я с вызовом ношу его кольцо», романс «Писала я на аспидной доске...»), к родной Москве («— Москва! — Какой огромный…»), трудным годам эмиграции («Тоска по родине!..») и трагической судьбе («Я стол накрыл на шестерых...»), а также историческому времени, отраженному в стихотворениях («О слезы на глазах!»). В этой композиции нам важно было донести до слушателей мысль о том, как непросто складывались личная жизнь и творчество М.И. Цветаевой, вызвать у них чувство сопереживания поэту и в то же время негодования по отношению к тому жестокому времени и людям, косвенно причастным к ее самоубийству. В композиции «Все начинается с любви» », говоря о перипетиях любви А. Блока и Л. Менделеевой (романс «Мы встречались с тобой на закате»), С. Есенина и А. Дункан (стихотворение «Вечер чёрные брови насупил»), А. Ахматовой и Н. Гумилёва (стихотворение «Я знаю женщину: молчанье…»), Б. Пастернака и О. Ивинской (романс «Свидание»), В. Высоцкого и М. Влади (песня «Дом хрустальный»), Р. Рождественского и А.Киреевой (стихотворение «Знаешь», песня «Эхо»), мы хотели пробудить в сознании и душах студентов чувство любви, понимания, верности и долга перед друг другом и самим собой. Работая над композицией «И. С. Тургенев и Россия», стремились, чтобы слушатели и участники, так же, как и И.С. Тургенев («Люблю ли я свою родину? Что же другое можно любить на земле?»), слушая стихи («Весенний вечер»), отрывки из прозы писателя (из романа «Рудин»), музыку (романс «Утро туманное», полонез Огинского), прониклись глубоким чувством любви ксвоей родине и своему народу. Все сценарии – индивидуальные разработки. Чтобы заинтересовать студентов, подбираем интересный материал, выходящий за рамки учебной программы. Стараемся больше включать в сценарий стихотворений, романсов и песен на стихи поэтов. Музыкальное сопровождение, как видеозаписи, так и живое исполнение, должны не только логически продолжать сценарий, но и пробуждать в душе участников и зрителей, что немаловажно, эмоциональный отклик. Каждый из участников сам подбирает понравившиеся ему стихотворения и музыку, пробует себя в качестве ведущего, чтеца или исполнителя. Литературно - музыкальные композиции провожу как открытые мероприятия. Проходят они в кабинете литературы, оформленном в стиле литературной гостиной, и занимают 45-60 минут. По окончании предлагаю написать письменные отзывы, эссе или просто поделиться своим впечатлением. Будучи участниками и слушателямилитературно - музыкальных композиций, студенты в наше сложное, противоречивое время, когда в обществе среди молодого поколения наблюдаются агрессивность, увлечение наркотиками и бездуховность, включаясь в творческий процесс, приобщаются к национальным духовно - культурным ценностям, а значит, обогащают свой нравственно – эстетический потенциал.
Список литературы
Стандарт основного общего образования по литературе.
Саакянц А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество. - М.: Эллис Лак, 1999.
В. Терёхина, Н. Шубникова-Гусева. «Игорь Северянин. Царственный паяц» Критика о творчестве Игоря С.