Просмотр содержимого документа
«Роль литературно-драматического кружка в развитии одаренных детей»
Ягудина Р.И.,
учитель русского языка и литературы
МБОУМ «Нурлатская СОШ Зеленодольского района РТ» с. Нурлаты, rozanurlat@mail.ru
РОЛЬ ЛИТЕРАТУРНО-ДРАМАТИЧЕСКОГО КРУЖКА В РАЗВИТИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Важным средством развития творческих способностей одаренных детей является школьный литературно-драматический кружок. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, поэтических салонов, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки литературных произведений, эпизодов из них, читательские конференции - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе, на социализацию и реализации творческих способностей личности ученика.
Продвигаясь от простого к сложному, члены кружка постигают увлекательную науку театрального мастерства, приобретают опыт публичного выступления и творческой работы, расширяют свой кругозор и читательские интересы. Важно, что, занимаясь в литературно - драматическом кружке, дети учатся работать в коллективе и с партнером, общаться со зрителем, постигают характерные особенности персонажа, учатся понимать мотивы их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, усваивают навыки критической оценки художественных произведений, отдельных литературных героев, работы членов кружка. На литературных праздниках и вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственной позиции.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей: декорациями, костюмами, музыкальным и мультимедийным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. В рамках кружка практикуются показательные чтения произведений собственного сочинения и их последующее обсуждение, постановка театральных миниатюр.
Старшеклассники, влюбленные в литературу, театр, музыку, объединены в литературно- драматический кружок «Чайка», который имеет славную историю, регулярно проводятся вечера встречи с бывшими выпускниками-кружковцами. Были проведены литературные вечера, посвященные жизни и творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Б. Пастернака, М. Цветаевой, А. Ахматовой, С. Есенина, Р. Рождественского, В. Высоцкого, Р. Гамзатова и др. инсценированные читательские конференции по произведениям Б. Васильева «А хори здесь тихие», «Не стреляйте в белых лебедей», «О, святое материнство!» (По повести Ч. Айтматова «Материнское поле»), повестям В.Астафьева «Людочка», Ф. Абрамова, В. Распутина «Последний срок», юбилейные вечера памяти, посвященные И.С. Тургеневу, А. Фадееву, Ю.Фучику и М. Джалилю, Ф. Кариму и общешкольные патриотические вечера: «Пишу письмо перед началом боя»(О фронтовых письмах земляков), «Тайны фронтового дневника», «В моей судьбе есть городок на Каме…», «Окунись, душа в чистую волну!», «Я в душу ранен тобой, Афганистан»; также были поставлены спектакли по программным литературным произведениям А.Чехов «Вишневый сад», А.Островский «Гроза», А. Фадеев «Молодая гвардия», «Старший сын».
Учащиеся, обладающие литературными способностями, объединены в кружок «Вдохновение». Они создают художественные произведения различных жанров, выступают с ними на школьных литературных вечерах, на муниципальных конкурсах: «Проба пера», «Крылья Пегаса», «Онегинские чтения» и др. Члены кружка выпускают литературную газету «Вдохновенье».
Литературно - драматический кружок «Чайка» отметил свое 35- летие. Бывшие члены кружка со всех уголков страны традиционно собираются на юбилейные даты для того, чтобы вспомнить самые светлые, счастливые моменты их школьной поры. Все это свидетельствует о том, что участие школьников в литературно - драматических кружках помогает личности раскрыть свои способности, сделать школьную жизнь осмысленной, счастливой, наполненной радостью открытия, общения, соприкосновения с прекрасным.
Литература
Основные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б.Богоявленской. М: Молодая гвардия, 1997.
Рычкова В.В. Креативность как предмет творческого осмысления профессиональных качеств учителя. // Народное Образование Забайкалья: история и опыт. – Чита, 2000.
Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность».// Психологический журнал, 4 т., № 5, 1983.