kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка (литературно-музыкальной композиции) на тему: "Дороги А.С. Пушкина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Расширить представления учащихся о жизненном и творческом пути А.С. Пушкина, создав возможность пройти дорогами поэта, помочь понять чувства лирического героя пушкинской лирики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка (литературно-музыкальной композиции) на тему: "Дороги А.С. Пушкина"»

Общеобразовательная средняя школа № 5 имени М.Ауэзова




Утверждаю

Директор школы

_______Н.А.Сапакова










Разработка

(литературно-музыкальной композиции)

на тему: " Дороги А.С. Пушкина. "






Организаторы:

учитель русского языка и литературы Абдрасулина С.К.,

учитель технологии и ИЗО Баянбаева Д.А.

Классы 7 «Б», 6 «Б»



















г.Талгар, 2016

Тема урока: Дороги А.С. Пушкина. (литературно-музыкальная композиция)


Цели:

  • Расширить представления учащихся о жизненном и творческом пути А.С. Пушкина, создав возможность пройти дорогами поэта, помочь понять чувства лирического героя пушкинской лирики;

  • Воспитывать уважение к литературе.



Оборудование урока:

-аудиозапись «Осенней песни» П,И, Чайковского; романсов «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил», «Героической симфонии» Бетховена.

-колокольчик;

-таблички с датами: 1817 год, 1820 год, 1824 год, 1826 год, 1829 год, 1830 год, 1837 год.




Ход урока.

Звучит запись «Осенней песни» П.И. Чайковского.

Ведущий. Дороги, проселочные дороги, размытые осенью, пыльные летом. Зимние дороги. Весенние… Похожие на реки.

Ведущая. Дороги Александра Сергеевича Пушкина.

Ведущая.Дороги вечного странника. Дороги вечного путника. Вечного изгнанника.

Зал оформлен в виде кабинета библиотеки в доме Пушкиных: кресло, ширма, стол, диван. Горит камин, подсвечники. Нарисован старинный шкаф с книгами.

Звучит музыка Р. Шуман «Засыпающее дитя». В кресле сидит маленький Саша. Он держит перышко в руке. Задумчиво смотрит, берет книгу, что-то шепчет и пишет. Иногда обращает свой взор к окну.

На экране мультимедийной установки появляются изображения горящих свечей.

В комнате полумрак. Тихо звучит музыка.

Заходит няня Арина Родионовна. Тушит дальние подсвечники. Смотрит в окно. Подходит к Саше.

Арина Родионовна: Сашенька, голубчик, спать пора, ночь на дворе.

Саша Пушкин: Укрывшись в кабинет,

Один я не скучаю.

И часто целый свет

С восторгом забываю.

Ах, мамушка, ты расскажи мне сказку…

Арина Родионовна садится рядом с Сашей и начинает рассказывать сказку певучим голосом, немного окая. Фоном служит музыка «Засыпающее дитя» Р. Шуман.

Арина Родионовна: Ну, слушай, Сашенька. Жил да был царь. Не было у него ни жены, ни детей. Шел он как-то мимо терема и услыхал из открытого окна голоса девичьи. А то были три сестрицы.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
„Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир“.

„Кабы я была царица, —

Говорит ее сестрица, —

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна“.

„Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря“.

Услыхал про то царь, зашел в терем, поклонился девице-красе да и взял ее в жены, увез во дворец и родила она ему сына-богатыря.

Саша Пушкин: Слушать – так душе отрадно

И не пил бы и не ел –

Все бы слушал да глядел.

Что же дальше, няня?

Арина Родионовна: А что приключилось с царем и царицей, после расскажу.

Звездочки с неба глядят, деткам глаза слепят,

Дрема в окошко стучит, детям всем спать велит.

Спать, Сашенька, спать…

Няня подводит Сашу к дивану, помогает накрыться пледом. Свет гаснет. На экране возникают распускающиеся цветы, падающие снежинки, листья, плавающие рыбки. Арина Родионовна напевает колыбельную. Крестит на ночь Сашу, задувает свечи.

Арина Родионовна: Скоро вырастешь большой, сильный да разумный.

Ведущий. Всем вам, дорогие гости известны строчки пролога поэмы «Руслан и Людмила», начинающиеся со слов «У лукоморья дуб зелёный». Так давайте вместе вспомним их

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.


Ведущая. Дороги пушкинской жизни… начало пути – Царскосельский лицей.

Ведущий. Подросток Пушкин… Порывистый, вспыльчивый, дерзкий, насмешливый, откровенный и замкнутый, задумчивый, кудрявый, с африканскими чертами лица, уже не ребенок, но еще и не юноша.

Годы царскосельской юности поэта озарены его сильным и трепетным чувством к сестре лицейского товарища – Катеньке Бакуниной. Вместе с родителями она часто навещала брата, с ним и его друзьями танцевала на лицейских балах.

Инсценировка.

Барышня: Как весело у вас! Все господа танцуют, а я люблю стихи.

Александр Пушкин: Вы пишете?

Барышня: Нет, что Вы... Я больше слушать их люблю. А Вы?

Александр Пушкин: Во мгле дубравных сводов

Близь вод, текущих в тишине,

В углах лицейских переходов,

Являться муза стала мне.

Простите, хладные науки!

Простите игры первых лет!


Чтец. Промчались годы заточенья,

Недолго, мирные друзья,

Нам видеть кров уединенья

И Царскосельские поля.


Ведущий. И с какой любовью вспоминает Пушкин годы, проведенные в Лицее, друзей.

Ведущая. Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен…

Ведущий. Каким счастливым казалось Пушкину время, когда он возвращался в памяти к лицейским годам…


Чтец. Куда бы нас не бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское село.

В зале полумрак. Играет Лунная соната (Приложение 1).

I ведущий. 19 октября 1811 года в Царском селе близ Петербурга 30 мальчиков сели за парты и стали одноклассниками.

Из этих мальчиков выросли поэты, министры, офицеры, сельские домоседы и неугомонные путешественники.

II ведущий. Пушкинский выпускник. Пушкинский лицей.

Играет музыка. Лицеисты, представляясь, зажигают свечи и ставят на свободное место.

Вольховский Владимир. 13 лет. Прозвище Суворочка.

I ведущий. Первый мальчик. Окончил лицей с золотой медалью.

Вольховский. Я был самым слабым, поэтому много занимался гимнастикой. Когда учил уроки, носил на плечах два тяжёлых словаря. Ребята посмеивались надо мной, иногда в стихах.

Суворов наш Ура! Марш! Марш кричит верхом на стул.

I ведущий. Вольховский Владимир – член тайного общества декабристов.

Горчаков Александр. 13 лет. Прозвище Франт.

II ведущий. Министр.

Дельвиг Антон. 13 лет. Прозвище Тося, Тосинька.

II ведущий. Близкий друг Пушкина. Создатель альманаха «Северные цветы».

Дельвиг Антон. Я не любил шумные игры, возню. Меня считали ленивым, любителем поспать. Однажды не выучил урок, спрятался под кафедрой и там заснул. Мне тогда писали:

Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой сидишь,

Латынью усыплённый.

Корсаков. Корсаков Николай. 11 лет.

I ведущий. Редактор лицейских журналов, музыкант. Весёлый и милый друг. Умер от чахотки во Флоренции, написал себе эпитафию:

Прохожий, поспеши к стране родной своей.

Ах! Грустно умирать далёко от друзей.

Кюхельбекер Вильгельм. 14 лет. Прозвище Кюхля. Мы с Пушкином были очень дружны. Он писал обо мне много и по-разному.

За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно –

И стало мне, мои друзья,

И кюхельбекерно, и тошно.

II ведущий. Член общества декабристов. Осуждён. Приговорён к вечной ссылке.

Малиновский Иван. 14 лет. Прозвище Казак.

III ведущий. Сын директора лицея.

Малиновский. Я знал много пословиц и поговорок, за что один из надзирателей называл меня Санчо Панса.

III ведущий. Был добрым, достойным человеком. Отказался от блестящей генеральской карьеры и никогда об этом не пожалел. Стал помещиком, предводителем дворянства.

Пущин Иван. 13 лет. Прозвище Большой Жано, Иван Великий.

I ведущий. С хорошими дарованиями. В обращении приятен, вежлив и искренен, но с приличной разборчивостью и осторожностью. Самый близкий друг Пушкина.

II ведущий. 14 декабря был на Сенатской площади. Осуждён. Приговорён к 30 годам тюрьмы и ссылки.

Пушкин Александр. 11 лет. Прозвище Француз, Егоза.

Когда французом называли

Меня задорные друзья,

Тогда педанты предрекали

Что ввек повесой буду я.

IV ведущий. Великий русский поэт. (Вальс звучит громче).

Пушкин и его друзья…

Слушая рассказ о них, задумаемся о себе, о своих друзьях. Что было? Что будет? Сегодня мы вспомним об одном классе, который уже прошёл по жизни до конца. Прошёл много десятилетий назад. Оглядываясь в прошлое, мы как бы соединим наше сегодня и их далёко…

Горчаков. Мы решили через 10 лет после окончания Лицея праздновать серебряную дружбу, через 20 лет – золотую. 19 октябрь, 1880, 1881, 1882 гг. я отмечал один – последний живой лицеист.


Б. Окуджава песня «Кавалергарды» (Приложение 3).

Ведущая. Промчались годы. Красный колпак, который когда-то Пушкину подарили друзья как символ французской революции, был и оставался символом вольнолюбивого поэта.


Висят таблички: 1817 и 1820 годы.

За сценой звенит колокольчик.


Ведущий. Три года провел Пушкин в Петербурге, а потом опять дорога в заточение.

Ведущая. За что прогневался император Александр на юного поэта? Чего испугался победитель Наполеона?

Выносят таблички: 1820 и 1824 год.


Ведущий. Пушкин мечтает о свободе, о вольной дороге…

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой…


Ведущая. Но здесь, в Южной ссылке, приходят к поэту и «Пленник», и «Евгений Онегин», и Мария, и Алеко….

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.


Ведущий. Как жестоко просчитались гонители Пушкина! Они хотели заставить поэта замолчать!


Ведущая. Он был прежним, нет, не прежним, он стал глубже, серьезней.

Они хотели разлучить поэта с друзьями!


Ведущая. А он здесь, на юге, встречается с будущими декабристами.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!


Ведущий. Но «красный колпак» был слишком заметен. Воронцов хлопочет об изгнании Пушкина.

Звучит колокольчик.

Ведущая. Снова дорога.

Табличка: 1824 – 1826 годы.


Ведущая. Теперь – в имение Михайловское. Здесь, в старых рощах, встретил Пушкин Анну Керн. И до их пор каждому, кто приходит сюда, слышится в шелесте листвы…

Звучит романс «Я помню чудное мгновенье».

Ведущий 2. Год 1828-й…Зимний бал у московского Танцмейстера Иогеля .

Ведущий 1. У Йогеля были самые веселые балы в Москве.

Ведущий 2. Это говорили матушки, глядя на своих юных дочерей и безусых сыновей, выделывающим только что выученные па. Особенностью тех балов было то, что не было там хозяина или хозяйки, а был только, как пух, «летающий по правилам искусства, расшаркивающийся добродушный Иогель. Было то, что на эти балы приезжали те, кто хотел танцевать и веселиться.


Вальс в исполнении учащихся

Табличка: 1826 – 1829 годы.


Ведущая. И снова – дорога. Эта была дорога в Петербург. Тюремщиком Пушкина становится император Николай I. Он решает сковать пушкинскую мысль. Свободный ум поэта не щадил царя, но было божество, которому Пушкин поклонялся.


Чтец. Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя мадонна,

Чистейший прелести чистейший образец.


Ведущий. Эти строчки посвящены Н.Н. Гончаровой – будущей жене поэта.

Звучит романс «Я вас любил».


Табличка: 1830 – 1837 годы.

Чтец. Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней,

И дремля, едем до ночлега,

А время гонит лошадей.

Ведущая. Пушкин в Петербурге. Безденежье, цензура, полицейский надзор, выговоры. Чаша оскорблений переполняется анонимным письмом, подло обвиняющим Наталью Николаевну в измене. Пушкин должен был вступиться за свою честь и честь жены. Он должен драться на дуэле.

Звучит колокольчик.

Ведущий. На узкой заснеженной тропе в двадцати шагах друг против друга стали Пушкин и Дантес. По знаку секундантов они начали сходиться. Дантес выстрелил первым. Пушкин упал.

Ведущая. Последняя дорога на дуэль с Дантесом – это начало новой дороги, народной тропы к Пушкину.

Под звуки героической симфонии Бетховена читается стихотворение А,С.

Пушкина «Памятник».

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
        И милость к падшим призывал.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка (литературно-музыкальной композиции) на тему: "Дороги А.С. Пушкина"

Автор: Абдрасулина Салима Келекеевна. Баянбаева Дариха Акылбековна

Дата: 26.01.2016

Номер свидетельства: 283340


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства