kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка литературно-музыкальной композиции патриотической направленности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка литературно-музыкальной композиции "Женщина и война". Цели: познакомить с историческим образом женщины; заинтересовать и увлечь  студентов поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и убийственная слепота любви, и прославление души; отметить особенности поэтической манеры поэтов: упругость строки, быстрый ритм, неожиданную рифмовку, стремление к сжатому, краткому, выразительному стиху.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка литературно-музыкальной композиции патриотической направленности »







Литературно-музыкальная композиция






«ЖЕНЩИНА и ВОЙНА
















Преподаватель Сюбаева М.И.







2010

Цели: познакомить с историческим образом женщины; заинтересовать и увлечь студентов поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и убийственная слепота любви, и прославление души; отметить особенности поэтической манеры поэтов: упругость строки, быстрый ритм, неожиданную рифмовку, стремление к сжатому, краткому, выразительному стиху.


1)воспитать чувство патриотизма, уважение и преклонение перед подвигом российского народа в Великой Отечественной войне;

 

2)научить видеть идею стихотворения; развить чувства сопереживания, сопричастности народному подвигу, продолжить формирование навыков выразительного чтения, устного монологического высказывания; продолжить развитие творческих способностей учащихся;

 

3)учить элементам анализа лирического произведения (продолжить развитие понятий тема, идея произведения, лирическое переживание, работать над выразительностью поэтической речи); познакомить обзорно учащихся с творчеством поэтов периода ВОВ.

 

Оформление: компьютер, интерактивная доска, слайд-шоу, свечи, плакаты о женщине, мягкие игрушки, книги, цветы, кукла, машинка, солдатская форма, планшеты.



В1-Наступила весна, а с ней пришёл первый весенний праздник-8 Марта. Этот день принёс на своих крыльях сладкий запах пробуждающейся пашни, смолистый аромат лесного благоуханья, дыханье жизни.

В2-Мы принимаем этот праздник как приход Весны, как день любви и уважения к женщине. В короткий, но такой прекрасный день женщинам посвящают стихи, говорят о любви и верности. Поэты и художники славят женщину, чьё имя-Мать, чьё имя- Любовь, чьё предначертание- дарить Жизнь, Счастье, Мечту!

Чтец: Скажи, каким огнём был рад

Гореть ты в молодости , брат?

Любовью к женщине.

Каким, не избежав потерь,

Горишь огнём ты и теперь?

Любовью к женщине.

Каким , ответь, желаешь впредь

Огнём пожизненно гореть?

Любовью к женщине.

В1-Женщина… В самое трудное время она не требовала к себе снисхождения. В её слабости всегда таилась огромная сила. И чтобы убедиться в этом, давайте совершим небольшой экскурс в историю.


На фоне музыке Л.Бетховена: соната №14 «Лунная»

Женщины в русской истории… В чём их суть? (4человека)


1- Женщины в русской истории... В чем их суть?

Чистокровный немец Зигфрид Клауснитцер недавно вышел на пенсию и, покинув Германию, решил навсегда поселиться в маленьком поселке в уральской глубинке. Книгу о так полюбившейся ему стране и ее людях он начал словами: «У российских женщин особенное сердце. Только они могут так жалеть, плакать и любить».

Каждое время во все эпохи имело своих героинь. Во времена античности это была Елена Прекрасная, роковая женщина, из-за которой разразилась Троянская война; ее двоюродная сестра Пенелопа 20 лет прождала своего странствующего супруга Одиссея.

2- В средневековье — святая княгиня Ольга, основательница Русского государства. Христианское имя великой княгини — Елена (в переводе с древнегреческого «факел») стало символом горения ее духа.

Крещение Ольги было ознаменовано пророческими словами патриарха: «Благословенна ты (будешь) в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет, Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!».

3- На Северном Урале в небольшом городке Пушкинске похоронена жена декабриста Василия Ивашева — Камилла. Эта женщина, презрев светские правила, сама предложила любимому человеку, находившемуся на сибирской каторге, стать его женой разделила с ним все страдания и утраты. Сто семьдесят лет пришло с тех пор, но и сегодня ее скромной могиле идут поклониться люди.

4- А женскому подвигу Натальи Долгорукой - уже третье столетие, но имя её тоже не кануло в Лету, хоть никаких особых заслуг перед Отечеством на ее счету нет. Полюбив в 16 лет фаворита Петра 2, она по доброй воле разделила с ним опалу и ссылку, а после его казни навсегда осталась вдовой. Может, суть женщины — в способности оставаться таковою в любых, даже самых трагических обстоятельствах, а женский талант заключается в готовности к самопожертвованию, вплоть до полного самоотречения?

Чтец

Женщина!

Все победила она:

Боль и разлуку,

И смерть, и усталость.

Девушка, Мать, и Сестра, и Жена -

Сколько ей горя и счастья досталось!

:

Пусть продолжается праздник- весны,

и ничего ей не нужно на свете,

Только бы не было в мире войны,

Только счастливыми были бы дети

В центре сцены висит плакат “Родина-мать зовет”. И два нарисованных плаката. По левую сторону от центрального плаката изображен солдат, идущий с гранатой на танк, по правую – медсестра выносит с поля боя раненного солдата. Под нарисованными плакатами прикреплены даты: “22 июня1941 года”, “9 мая 1945 года” и по 2 гвоздики.

Ведущий 1: 22 июня 1941 года...

Ведущий 2: 9 мая 1945 года...

Ведущая 1: Две странички календаря.

Ведущий 1: Два дня жизни планеты Земля.

Ведущий 2: Два дня истории Человечества.

Ведущая 1: Они отмечены в календаре разными цветами.

Ведущий 1: Один – чёрный лист с ощетинившимися штыками и падающими бомбами.

Ведущий 2: Другой – красный лист с переливами радуг победного салюта и символами воинской доблести и славы.

Ведущая 1: Они так и называются:

Ведущий 1: День Памяти и Скорби. Вероломное нападение фашистской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны советского народа 1941–1945 гг.

Ведущий 2: День 9 мая. Праздник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Ведущая 1: 22 июня – особая дата в нашем календаре. Это день памяти всех погибших в Великой Отечественной войне, нашей скорби по ее жертвам и благодарности за спасение Отечества, за жизнь на земле.

Ведущий 1: Самой черной стала та короткая летняя ночь, когда тишину, занимавшегося утра на западной границе Союза, взорвали тысячи снарядов и бомб…

Чтец 1:

Тот самый длинный день в году,
С его безоблачной погодой,
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.

Ведущий 2: Последние минуты мира, последние минуты тишины. Они были прерваны появившимися в небе самолетами с черной свастикой. Так на рассвете 22 июня 1941 года тишина этого ясного дня была нарушена грохотом артиллерийской канонады и взрывами падающих с неба бомб. Гитлеровская Германия, вероломно напав на нашу Родину, приступила к осуществлению своей чудовищной цели: уничтожить советское государство, истребить миллионы людей, поработить народы СССР.

Автор2: В последнюю субботу мира,
Когда еще никто не думал о беде,
Вся коммунальная квартира
Встречала вместе самый длинный день.
И было много детских снов,
Мы знали – будет долгой жизнь.
И падал календарный лист,
Сменив число на 22.
Нас звали за собой ветра,
Что за окном переплелись.
Мы засыпали, а с утра
Пришла война.

Ведущая 2: В рядах Советской Армии против фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны сражалось более 800 тысяч женщин. А ведь было еще бессчетное количество партизанок, подпольщиц, разведчиц… А пионеры-герои? Через какие недетские тяготы все они прошли, как неизмеримо много сделали для победы!

ЧТЕЦ: (рассказ о Люсе Герасименко из рубрики “Пионеры герои”). /Слайд/

Тихой и доверчивой, скромной и ласковой девочке Люсе не было ещё и одиннадцати лет, когда столицу Белоруссии – её родной город Минск – захватили фашисты. С первых дней оккупации, в Минске начала действовать подпольная организация. Руководителем одной из групп был отец Люси – Николай Алексеевич Герасименко. Пионерка Люся стала активно помогать отцу. Когда у них на квартире шло совещание подпольщиков, Люся дежурила во дворе. Давали девочке и серьёзные поручения: - она доставляла важные донесения в партизанский отряд; расклеивала листовки на стенах домов, приносила их на завод, где работал отец, тщательно пряча на дно кастрюльки, в которой несла ему обед.

Её отвага, выдержка, смелость поражали даже взрослых. Но фашисты выследили Люсю. Её схватили. Два месяца держали в гестапо. Каждый день водили на допрос девочку, зверски избивали, пытали, мучили. Но ни одного имени не назвала отважная пионерка, ни слова не сказала врагу.

Озверев, они выкололи ей глаза и повели на расстрел. Шла она по родной земле, высоко подняв голову, слушая пение птиц. Вот и опушка, а там – лес, рукой подать, но раздался выстрел.

Люся успела повернуть лицо к солнышку. Тёплые лучи коснулись её лица, нежная детская улыбка застыла на её губах. Навечно.

Ведущий 2: На этой страшной войне женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла, бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку… Женщина убивала. Она убивала врага, который поднял руку на ее детей, на ее счастье, на ее дом…

Автор2: Из всех довоенных событий Рита Муштакова ярче всего помнила школьный вечер: встречу с героями-пограничниками. Рита помнила его так, словно он только-только окончился и застенчивый лейтенант Осянин все еще шагал рядом по гулким деревянным тротуарам маленького приграничного городка. Лейтенант еще никаким не был героем, в состав делегации попал случайно и ужасно стеснялся.

Осянин: Рита тоже была не из бойких: сидела в зале, не участвуя ни в приветствиях, ни в самодеятельности, и скорее согласилась бы провалиться сквозь все этажи до крысиного подвала, чем первой заговорить с кем-либо из гостей моложе тридцати.

Рита: Просто мы с лейтенантом Осяниным случайно оказались рядом и сидели, боясь шевельнуться и глядя строго перед собой.

Автор1: А потом школьные затейники организовали игру, и им опять выпало быть вместе. А потом был общий фант: станцевать вальс, и они станцевали. А потом долго стояли у окна. А потом…

Рита: Да, потом он пошел меня провожать.

Осянин: И Рита страшно схитрила: повела меня самой дальней дорогой. А я все равно молчал и только курил, каждый раз робко спрашивая у нее разрешения. И от этой робости сердце Риты падало прямо в коленки.

Рита: Мы даже простились не за руку: просто кивнули друг другу, и все. Лейтенант уехал на заставу и каждую субботу писал мне очень короткое письмо. А я каждое воскресенье отвечала длинным. Так продолжалось до лета: в июне он приехал в городок на три дня, сказал, что на границе неспокойно, что отпусков больше не будет и поэтому нам надо немедленно идти в загс.

Осянин: Рита нисколько не удивилась, но в загсе сидели бюрократы и отказались регистрировать, потому что до восемнадцати ей не хватало…
Рита: …пяти с половиной месяцев.
Осянин: Но…
Рита: …мы пошли к коменданту города…
Осянин: а потом к ее родителям, и все-таки добились своего. Рита была первой из класса, кто вышел замуж. И более счастливой девушки на свете просто не могло быть.

Рита: На заставе меня сразу выбрали в женский совет и записали во все кружки. Я училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов. Через год у нас родился мальчик, Аликом назвали, Альбертом. А еще через год началась война.

Осянин: Застава держалась семнадцать дней. Днем и ночью Рита слышала далекую стрельбу, и в стрельбе жила надежда, что муж цел. Но шли дни, а помощи не было, и на семнадцатые сутки застава замолчала.
Автор1: Риту хотели отправить в тыл, а она просилась в бой. Ее гнали, силой запихивали в теплушки, но настырная жена заместителя начальника заставы старшего лейтенанта Осянина через день снова появилась в штабе укрепрайона.
Рита: В конце концов взяли санитаркой, а через полгода послали в полковую зенитную школу.

Автор1:Война.

Шел май 1942 года. На западе (в сырые ночи оттуда доносило тяжкий гул артиллерии) обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбили канал и Мурманскую дорогу; на юге только-только приходил в себя блокадный Ленинград.

Автор2: В сумерках над осажденными городами стоит невысокое зарево пожаров. Медленно падают черные хлопья пепла, похожие на белые хлопья снега. Ветер гудит рваным листовым железом. Ахают дальнобойные. И немногие уцелевшие жители, забившись в погреба и подвалы, устало и нетерпеливо ждут. Жизнь и смерть начинаются одинаково – ударом приклада в дверь.
Мы научились вспоминать. Мы стали взрослыми.

Галя: Меня зовут Галя. Галина Четвертак. Война застала меня на третьем курсе библиотечного техникума, и в первый же понедельник вся их группа в полном составе явилась в военкомат. Группу взяли, а меня нет, потому что я не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом. Но я, не сдаваясь, упорно штурмовала военкомат и так беззастенчиво врала, что ошалевший от бессонницы подполковник окончательно запутался и в порядке исключения направил меня в зенитчицы.
Осуществленная мечта всегда лишена романтики. Реальный мир оказался суровым и жестоким и требовал не героического порыва, а неукоснительного исполнения воинских уставов. Праздничная новизна улетучилась быстро, а будни были совсем не похожи на мои представления о фронте. Я растерялась, скисла и тайком плакала по ночам. Но тут появилась Женька, и мир снова завертелся быстро и радостно.

7. Автор1: А зори здесь были тихими-тихими.
Солнце уже клонилось, когда вышли к Вопь-озеру. Тихо плескалось оно о валуны, и сосны уже по-вечернему шумели на берегах. И до войны эти края не очень-то людными были, а теперь и вовсе одичало словно все: все ушли на фронт.

Автор2: Замерли кусты. С далеким криком отлетели сороки. Шестнадцать немцев, озираясь, медленно шли берегом к Синюхиной гряде…

Ф.Е. : Лиза! Дорогу назад хорошо помнишь?
Лиза: Ага, товарищ старшина.
Ф.Е. : Гляди: левее фрицев сосняк тянется. Пройдешь его, опушкой держи вдоль озера.
Лиза: Там где вы хворост рубили?
Ф.Е. : Молодец, девка! Оттуда иди к протоке. Напрямик: там не собьешься.
Лиза: Да знаю я, товарищ…
Ф.Е. : Погоди, Лизавета, не гоношись. Главное дело – болото, поняла? Бродок узкий, влево-вправо – трясина. Ориентир – береза. От березы прямо на две сосны, что на острове.
Лиза: Ага.
Ф.Е. : Там отдышись малость, сразу не лезь. С островка целься на обгорелый пень, с которого я в топь сигал. На него цель: он хорошо виден.
Лиза: Ага.
Ф.Е. : Доложишь Кирьяновой обстановку. Мы тут фрицев покрутим маленько, но долго не продержимся, сама понимаешь.
Лиза: Ага.
Ф.Е. : Винтовку, мешок, скатку – все оставь. Налегке дуй.
Лиза: Значит, мне сейчас идти?
Ф.Е. : Слегу перед болотом не позабудь.
Лиза: Ага. Побежала я.
Ф.Е. : Дуй, Лизавета батьковна.

8. Ф.Е. : Там я махорку свою сушить выложил. Захватили?
Рита: Забыла! Федот Евграфович, миленький, забыла!..
Ф.Е. : Ну ничего, ладно уж…
Соня: Я принесу! Я знаю, где лежит!
Ф.Е. : Куда, боец Гурвич! Товарищ переводчик!
Какое там – только сапоги затопали.

Автор2: А топали сапоги потому, что Соня Гурвич доселе никогда их не носила и по неопытности получила в каптерке на два номера больше. Когда сапоги по ноге, они не топают, а стучат, это любой кадровик знает. Но Сонина семья была штатской, сапог там вообще не водилось. В части ее почти не знали: она была незаметной и исполнительной и попала в зенитчицы случайно. Фронт сидел в глухой обороне, переводчиков хватало, а зенитчиц нет.

Ф.Е. : Вроде Гурвич крикнула?

Автор1: Далекий, слабый как вздох голос больше не слышался, но Васков все ловил и ловил его, медленно каменея лицом.

Ф.Е. : Странный выкрик этот словно застрял во мне, словно еще звучал, и я, холодея, уже догадывался, уже знал, что он означает. Единственный, почти беззвучный крик, который я уловил, узнал и понял. Слыхал я такие крики, с которыми все отлетает, все растворяется, и потому звенит. Внутри звенит, в тебе самом, и звона этого последнего ты уже никогда не забудешь. Словно замораживается он и холодеет, тянет за сердце, и потому я так спешил сейчас.

Неаккуратно… Неаккуратно…

Автор1: В расселине, скорчившись, лежала Гурвич, из-под прожженной юбки косо торчали грубые кирзовые сапоги. Васков потянул ее за ремень, приподнял чуть, чтоб под мышки подхватить, оттащил и положил на спину. Соня тускло смотрела в небо полузакрытыми глазами, и гимнастерка на груди была густо залита кровью. Федот Евграфович осторожно расстегнул ее, приник ухом. Слушал, долго слушал. Потом выпрямился и расправил на девичьей груди липкую от крови рубашку: две узкие дырочки виднелись на ней. Одна в грудь шла, другая пониже – в сердце.

Ф.Е. : Вот ты почему крикнула. Ты потому крикнуть успела, что удар у него на мужика был поставлен. Не дошел он до сердца с первого раза: грудь помешала…

Автор1: Как разглядеть за днями след нечеткий?
Хочу приблизить к сердцу этот след.
На батарее были сплошь девчонки,
А старшей было 19 лет.
Лихая челка над прищуром хитрым,
Бравурное презрение к войне…
В то утро танки вышли прямо к Химкам.
Те самые. С крестами на броне.
И старшая, действительно старея,
Как от кошмара заслонясь рукой,
Скомандовала тонко: «Батарея!…
(Ой, мамочка! Ой, родная…) Огонь!»
И – залп. И тут они заголосили,
Девчоночки – запричитали всласть,
Как будто бы вся бабья боль России
В девчонках этих здесь отозвалась.
Кружилось небо – снежное, рябое.
Был ветер обжигающе горяч.
Былинный плач летел над полем боя.
Он был слышней разрывов – этот плач.
Ему – протяжному – земля внимала,
Остановясь на смертном рубеже.
«Ой, мамочка! Ой, страшно мне! Ой, мама!»
И снова: «Батарея-а!» И уже
Раскатывалось эхо над полями,
Бой медленною кровью истекал.
Зенитчицы кричали и стреляли,
Размазывая слезы по щекам.

Ведущий 1: Конечно, женщина научилась ненавидеть, но и не разучилась любить. Ее любовь и верность были так нужны солдату.

Сценка – инсценир песни «НА позиции девушка провожала бойца…»

Ролик------написано на слайде

Сотни литераторов, сражавшихся с фашистами, пали в борьбе за свободу и независимость нашей Родины.

Ведущий 1: Да, много горя и страданий пришлось пережить русским женщинам во время войны . Вся тяжесть мужской и женской работы легла на их плечи: и невспаханное поле, и работа на станках, и забота о голодных и больных детях и стариках. И поэты видели это , говорили об этом в своих стихах.

РУССКОЙ ЖЕНЩИНЕ...

...Да разве об этом расскажешь-

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И все - без конца и без счета -

Печали, труды и заботы

Пришлись на тебя на одну.

Одной тебе - волей-неволей,

А надо повсюду поспеть;

Одна ты и дома и в поле,

Одной тебе плакать и петь.

А тучи свисают все ниже,

А громы грохочут все ближе,

Все чаще недобрая весть.

И ты перед всею страною,

И ты перед всею войною

Сказалась - какая ты есть.

Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,

У той у далекой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.


Бросалися в грохоте, в дыме

Советские воины в бой,

И рушились вражьи твердыни

От бомб, начиненных тобой.

За все ты бралася без страха,

И, как в поговорке какой,

Была ты и пряхой и ткахой,

Умела - иглой и пилой.

Рубила, возила, копала, -

Да разве же все -перечтешь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что -будто отлично живешь.

Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву

И встретить готовый ее,

Как клятву, шептал, как молитву,

Далекое имя твое...

Михаил Исаковский. 1945г.






В-1 : И война была... в памяти народной навсегда остались годы Великой Отечественной войны. И, пожалуй, самой трагичной в годы войны была судьба женщины — солдатской вдовы, матери солдата. Мало их уже осталось в живых -тех, кто провожал на великую битву своих мужей, сыновей и потом долгие годы ждал их возвращения.

В-2: Женщина и война... Что может быть более противоестественного? Женщина, дарящая жизнь и оберегающая ее, и война, уносящая эту жизнь, единственную и неповторимую... Эти понятия несопоставимы...

Чтец

Я сына родила не для войны!

Не для войны букварь ему давала ,

Тревожилась, гордилась, тосковала.

Пожизненно влюбленная как мать,

Готовая и штопать, и мечтать,

И ждать скупых, нерасторопных писем,

С какой-нибудь окраины страны.

Я сына родила не для войны!

Еще вчерашний звонкий голосок,

А нынче жизнерадостный басок

Мне веру в жизнь и счастье утверждает.

А где-то в мире солнечном блуждает

Угроза смерти, голода и тьмы—


Работают холодные умы...

Я сына родила не для войны.

В-1: Прошли годы... А матери вновь скромно, изо дня в день, совершают свой незаметный подвиг— растят, поднимают на ноги детей, воспитывают их добрыми, работящими, любящими, но в мире опять неспокойно и в разных концах планеты ,возникают «горячие точки». И опять оживают багровые отблески, недавних пожарищ, воют и грохочут смертоносные снаряды, слышатся крики ужаса и бессильные стоны и переворачивает душу детский плач. И над всем этим растерзанным и развороченным, миром вновь вырастает сгорбленная горем фигура матери.

В-2: Одной из трагических страниц нашей истории стала война в Афганистане. Афганская война оказалась в два раза длиннее, чем Великая Отечественная.

Мальчишек вырывали из обыкновенной жизни: училище, школа, танцплощадка, музыка — и бросали в ад, грязь, восемнадцатилетних мальчиков, десятиклассников, которым можно было внушить все.


Звучит музыка ________________________

Отрывок из рассказа С. Алексиевич «Цинковые мальчики» (читает студентка в чёрном платье, свечи)


«Он у меня маленького роста был. Родился Маленький, как девочка, два килограмма, рост маленький. Обниму: «Мое ты солнышко!». Ничего не боялся, только паука. Приходит с улицы... Мы ему новое пальто купили... Это ему исполнилось четыре года . Повесила я это пальто на вешалку и слышу из кухни: шлеп-шлеп, шлеп-шлеп... Выбегаю: полная прихожая лягушек, они из карманов его пальто выскакивают... Он их собирает:

Мамочка, ты не бойся. Они добрые. — И назад в карман запихивает. Мое ты солнышко!

Игрушки любил военные. Дарили ему танк, автомат, пистолеты. Нацепит на себя и марширует по дому.

Я солдат... Я солдат...

Мое ты солнышко... Поиграй во что-нибудь мирное. Я — солдат... Я — солдат...

Идти в первый класс. Не можем нигде купить костюм, какой ни купи — он в нем тонет.

Мое ты солнышко.

Забрали в армию. Я молила не о том, чтобы его не убили, а чтобы не били. Я боялась, что будут издеваться ребята посильнее, он такой маленький. Рассказывал, что и туалет зубной щеткой могут заставить чистить, и трусы чужие, стирать. Я этого боялась.

Попросил: «Пришлите все свои фото мама, папа, сестренка. Я

уезжаю...»

Куда уезжает, не написал, через два месяца, пришло письмо из Афганистана: «Ты, мама, не плачь, наша броня надежная»,

Мое ты солнышко... Наша броня надежная... Уже домой - ждала, ему месяц остался до конца службы. Рубашечки купила, шарфик, туфли. И сейчас они в шкафу. Одела бы в могилку... Сама бы его одела, так не разрешили гроб открыть. Поглядеть на сыночка, дотронуться... Нашли ли они ему форму по росту? В чем он там лежит?

Первым пришел капитан из военкомата:

Крепитесь, мать...

Где мой сын?— Здесь, в Минске. Сейчас привезут.

Я осела на пол:

Мое ты солнышко!..

Поднялась и бросилась с кулаками на капитана:

Почему ты живой, а моего сына нет? Ты такой здоровый, такой сильный... А он маленький... Ты — мужчина, а он — мальчик... Почему ты живой?!

Привезли гроб, я стучалась в гроб

Мое ты солнышко! Мое ты солнышко...

А сейчас хожу к нему на могилку. Упаду на камни, обниму: «Моё ты солнышко!..»

Чтец:

Жизнь не прожить без черных дней,

Но в час беды и в час бессилья

Вы не кляните матерей

За то, что вас они родили.

Им не дано предугадать

Все ,что детей их ждет на свете!

Но всякая на свете мать

Желает только счастья детям.


Баюкая детей грудных,

От века матери мечтали,

Чтоб не споткнулись дети их,

Чтоб на дороге не упали.

И ни одна на свете мать,

Какими б ни были мы с вами,

Нам, детям, не желала стать,

Ни жертвами, ни палачами.

Пусть многое не привелось

Им обрести самим когда-то,

Они мечтали, чтоб жилось

Их детям вольно и богато.

И если это не сбылось,

Кто-кто, а мать не виновата.

Поэтому и в черный час,

Когда наш путь тернист и труден,

Клясть матерей своих не будем

За то, что породили нас.

В-2: А события в Чечне?.. Сколько горя принесла эта война матерям, потерявшим своих сыновей. Правители приходят и уходят. Но кто вернет матери сына, погибшего в мирное время? Сердце матери, ласковые, не знающие устали материнские руки - это символ всего самого дорогого, что есть у нас на земле.

В-1: Счастье матери – в детях. Место матери в нашей жизни совершено слабое,

исключительное. Материнство выходит за пределы обычных форм человеческих связей.

И в то же время содержит все их зерна, потому что мать несет в себе идею человека.

Но ведь материнство – это не только улыбки и радость. Это и горы пеленок, и бессонные ночи, и капризы детей, и очереди в магазинах. Легко ли быть сегодня матерью?

В-2: Ангел – хранитель младенчества детей своих, она друг их юности, взрослой жизни.

Нет жертвы, которой бы она не принесла для детей, их счастье – ее счастье, их несчастье – ее несчастье. Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери, всякая привязанность, всякая любовь, всякая старость или слаба, или своекорыстна в сравнение с нею.

чтец

Как бы не манил вас бег событий,

Как не влек бы в свой водоворот,

Пуще глаза маму берегите

От обид, от тягот и забот.

Боль за сыновей подобна мелу

Выбелит ей косы до бела.

Если даже сердце очерствело, дайте маме капельку тепла!

Если стали сердцем вы суровы,

Будьте, дети, ласковее к ней, берегите мать от злого слова

Знайте,

Дети ранят всех больней!

В1- Мать следит за нашей дорогой, стараясь вовремя предостеречь нас от неверного шага или позорного поступка. Но это понимают не все дети… Человек неволен в своих действиях, он забывает о самом сокровенном- о крепкой , любящей его СЕМЬЕ!


Стихотворение « Белым снегом покрыты могилы…»

В2- Любовь матери так велика и глубока, что только с возрастом человек может «охватить её умом и до конца прочувствовать сердцем». Не потому ли мы, став взрослыми, остро сознаём неоплатность долга перед матерями.

По одному:

Первое слово ребенок сказал:

Мама!

Вырос солдатом пошел на вокзал:

Мама!

Вот он в атаке на дымную землю упал:

Мама!

Встал. И пошел. И губами горячими к жизни припал:

Мама!


В-1: Дети — самое дорогое для матери. Счастлив тот,- кто с детства знает материнскую любовь, Ласку, заботу. На свете не существует человека роднее и, ближе, матери. Ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности. Мать все помнит о своем ребенке, где бы он ни находился. А материнство на Руси всегда было равноценно святости.

Чтец:

Есть светлый на земле приют

Любовь и верность там живут

Всё что порой лишь снится нам

Навеки принималось там

То сердце матери... оно

Так нежно, верно,

Суждено ему жить радостью твоей,

Нести ярмо твоих скорбей.


В-2: Повторяя движение губ матери, мы произносим свое первое в жизни слово: мама. Пройдет 10 лет, 12, 50... Забудутся многие события, люди и встречи. Но что бы ни пережили мы; воспоминания всегда будут возвращать нас в светлый мир детства, к образу матери научившей нас говорить, ходить и любить больше жизни землю, на которой родился и которая называется Родина. Мама... Вслушайтесь, как гордо звучит это слово!

Воспеваю то, что вечно ново,

И хотя совсем гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою

Это слово – зов и заключенье,

В этом слове – сущею душа

Эта искра первая сознанья,

Первая улыбка малыша.

Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо

В нем - исток всего

Ему конца нет

Слушайте…

Я произношу его

Мама!


В-1: Мы кланяемся всем женщинам, матерям, сестрам, подругам за их беззаветную, любовь, Доброту, за их руки, которые творят на земле добро и справедливость, украшают жизнь, наполняют ее смыслом, делают счастливой.

Закончить нашу встречу хочется словами писателя Бориса Васильева.

Чтец:

«Я низко кланяюсь вам, потому что вы — женщины.

Это ваши муки производят на свет новые жизни. Это ваши бессонные ночи выращивают из беспомощных, крикунов старательных девочек и бесстрашных мальчиков. Это ваше великое терпение, ваши руки и ваши сердца делают из мальчиков и девочек прекрасных девушек и благородных юношей. И это ваши заботы и ваш труд, ваша любовь благословляют их на подвиги во имя жизни на земле. Цепь времен скована из сердец бабушек, мам и дочерей, и нет в мире меча, способного разрубить эту бесконечную пряжу человечества...

Мира и счастья Земле, по которой идешь ты, Женщина! Ведь и сама Земля вращается только потому, что ты шагаешь по ней...»








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка литературно-музыкальной композиции патриотической направленности

Автор: Сюбаева Марина Ильинична

Дата: 12.12.2014

Номер свидетельства: 142979


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства