Цель данной работы: познакомить учащихся со сказочной героиней - Бабой Ягой.
Создание в классе условий для развития любознательности и активности обучающихся. Проект выполнили учащиеся 4 класса на занятиях кружка внеурочной деятельности «Читай и узнавай».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект «Баба Яга - сказка или реальность».»
Проект «Баба Яга - сказка или реальность». Выполнили ученики 4 класса.
Руководитель: Дашенко Людмила Григорьевна.
1. История рождения: Кто ты, Баба Яга?
Внимательно вглядываясь в содержание волшебной сказки, ученые пришли к выводу, что в сказке отражен более ранний исторический этап, когда люди еще не знали земледелия, а пользовались готовыми дарами природы: занимались охотой, ловили рыбу, собирали съедобные корни, искали мед диких пчел.
«Сказка есть жизнь… и того, кто стучится у дверей, сказка уводит именно к истории, русского человека, по-русски укрепляя, по-русски утешая, по-русски умудряя…» (Иван Ильин «Слово, произнесенное на вечере русской сказки в Берлине 3 мая 1934 года»). Чтобы сказка, как избушка на курьих ножках, стала к лесу задом, а к нам передом, чтобы раскрылась ее вещая глубина, и стал ясен подлинный духовный смысл, нужно заглянуть в глубокий смысл сказки, найти в ней глубинные истоки ведической культуры древних славян.
Хотим мы того или нет, но мы и сейчас в поле действия ведической культуры.
У наших предков было два божества – Род и Лада. Род – символ животворящего начала и Лада - мать Богов, старшая Рожаница, покровительница родов, женщин, детей, брака, любви, женских дел, урожая, плодородия, богиня Земли. В слове есть ведическая память. А есть обряды, которые вошли в нашу жизнь, но о происхождении которых мы даже не догадываемся.
Смотрите – протягиваем друг другу руку, ладонью на ладонь, - ведь это мы вспоминаем Ладу – богиню любви и домашнего очага. Весь живой язык у нас пронизан этим корнем:
Ладушки, лад, ладить, приладить, ладно…
Например, когда машут платком на прощание, говорят: «Скатертью дорожка». Вы, не обращали внимание, что ковровые дорожки, которые стелем на пол в прихожих, похожи на скатерть — с двумя полосками по краям? Когда-то, накормив уходящих людей, скатерть снимали со стола и клали им под ноги. Они уходили из дома по скатерти! А потом ее разрывали на кусочки со следами и, махая, показывали, что след ушедшего, значит, и память о нем, остались в доме.
Последователь, наследовать, следовательно, следствие, след — все, что связано с этим корнем, вытекает из этих платочков.
Какую же тайну ведической культуры хранит русская сказка о Бабе-Яге?
В сказках это тощая, носатая старуха – волшебница с растрёпанными волосами и злыми глазами.
«Зашла Марьюшка в избушку и видит: сидит там Баба-Яга - костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит». (сказка «Финист- ясный сокол»).
Наверное, многие удивятся, узнав, что старая безобразная старуха - самый мистический персонаж старинного русского фольклора, занимающий очень важное место в верованиях дохристианской Руси. И, чтобы уяснить ее роль, недостаточно ограничиться чтением одной сказки. Яга - очень трудный для анализа персонаж. Ее образ слагается из ряда деталей. Эти детали, сложенные вместе из разных сказок, иногда не соответствуют друг другу, не совмещаются, не сливаются в единый образ.
Характер Бабы Яги.
О Бабе-Яге правду узнать трудно. Непредсказуемый характер у волшебной старухи: то она, как заправский людоед, собирается поджарить себе на ужин каждого гостя, то вдруг, растрогавшись, выдает ему все секреты о нечистой силе, да при этом еще «накормит, напоит да и в баньке попарит».
В чем же тут дело?
А в том, что Баба-Яга не всегда была злой.
Если Баба-Яга была доброй, то кем же она была?
При археологических раскопках на пепелищах доисторических очагов были найдены костяные и каменные женские фигурки. В древние времена Ягу считали прародительницей племени, дух которой обитает среди живущих, оберегает их от бед, помогает в делах и хранит огонь очага — символ благополучия дома. Так говорят ученые — историки и языковеды. Возможно, костяные и каменные женские фигурки, найденные на пепелищах доисторических очагов,— это первое изображение Бабы-Яги. Такая Баба-Яга — хранительница очага, конечно же, была доброй.
Средства передвижения Бабы Яги.
Передвигается по белу свету колдунья обычно не на своих двоих, а в самокатной железной ступе. А чтобы летала её колесница побыстрее, Яга подгоняет её, постукивая пестом или железной палицей. Да ещё и подметает след за собой приделанным к ступе помелом. Где она несётся – бушует ветер, стонет земля, воют звери, прячется скот. Чем-то сродни это её «космическое» транспортное средство ковру-самолёту, которым она порой одаривала своих любимцев, и с крылатыми лошадьми из её несметных табунов.
Иногда она может перемещаться с места на место, принимая облик вихря или бури; как и ведьма, может оборачиваться змеей, кобылой или коровой, деревом, различными предметами, природными явлениями.
Ей молились о продолжении рода, о богатом урожае. Когда снимали с полей первые плоды, варили прародительнице в угощение кашу.
Не от того ли у Бабы-Яги появилась ступа?
Возможно, древние славяне перетирали зерна в ступке и преподносили в ней кашу в дар божеству. Этимологи предполагают у корня этого слова значение «тереть».
А в «Кратком этимологическом словаре» Н.М. Шанского сказано: «Сравнение с болгарским каша – «тесто», «пюре» показывает, что первоначально это слово обозначает вид крупяной похлебки».
Каша – одно из главных и любимых блюд наших предков. Это подтверждают русские поговорки: Без каши обед короткий; Каша сама себя хвалит; Хороша кашка, да мала чашка; Где горшок с кашей, там и мы ваши.
« ...Каша сопровождала человека от рождения до смерти. Она непременная участница ритуальных обрядов на крестинах, на свадьбах, в важных коллективных работах, на поминках. Еще в XIX веке на Украине сохранялся обряд принесения каши в жертву духам земли: в первую неделю великого поста девушки варили кашу с маком и на некоторое время закапывали ее в землю. Жертвенное значение каши связано с тем, что каша — древнейшее хлебное кушанье, которое первоначально готовилось из зерен злаковых растений (цельных или молотых)»
Летает Баба-Яга в ступе, которая очень похожа на колоду, прообраз гроба. След за собой заметает помелом. Раньше был обычай: когда покойника везли на санях в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулся в мир живых. Почему летает? Потому что мертвые не ходят, их носят.
Жилище Бабы Яги
Живёт Баба – Яга в красивой избушке, только стоит та посередине леса не на обычном фундаменте, а на высоких и крепких курьих ножках.
Вокруг избы – забор из человеческих костей. На заборе висят черепа. Вместо замка – пасть с острыми зубами. Умеет эта избушка поворачиваться, если её попросить, к лесу задом, а к подошедшему человеку передом. Только невелика радость войти внутрь. Там лежит на лавке сама Баба Яга.
оворачивается.
«Гуси – Лебеди»
Почему Баба-Яга жила избушке на курьих ножках?
На печке лежит Баба-Яга костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос и лежит Баба-Яга, в одном углу нога, в другом другая. Что же это за избушка такая, в которой человек еле помещается и притом лежа? Может быть это гроб?
Долгое время думали, что это сказочная выдумка. Но каково же было удивление ученых, когда археологи на местах древних кладбищ откопали остатки высоких столбов, на которых, по всей видимости, стояли когда-то гробы. А сами гробы оказались срубленными из бревен избушками.
В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги — отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога». Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали.
Провожая умершего в загробный мир, его соплеменники строили настоящий дом и ставили его на столбах у дороги в селение. Высокие столбы не давали лесным хищникам тревожить прах умершего человека.
По мнению древних славян, после смерти человек отправлялся в небесную страну к своей прародительнице- доброй Яге и получал от нее волшебную силу. Поэтому к избушкам на столбах ходили просить у предков защиты и помощи, а чтобы они смилостивились, приносили на кладбище сладкие напитки и яства и вежливо величали пращуров. Не потому ли Яга в сказках любит обходительность и помогает лишь тем, кто ей по нраву?
Почему избушку на курьих ножках никогда не минет герой?
Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых. Молодой герой сказки, а он всегда молодой, часто мальчик, подросток - получает какое-то трудное задание. Повествование о том, как он преодолевает все препятствия, доказывает свое мужество, находчивость, проявляет лучшие душевные качества.
Интересно происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба. Известный специалист в мифологии А. Барков раскрывает это так: «Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё - со стороны леса, то есть из мира смерти. Название „курьи ножки“ произошло скорее всего от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ ещё в VI—IX вв.. Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху - „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым)». «Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант - быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим к обоим мирам, наделяется многочисленными волшебными качествами, подчиняет
себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём».
Не всякий, пришедший к Бабе Яге за помощью, откроет путь в царство мертвых. И как добрый молодец себя вел, такой прием от Бабы Яги и получал. Будет вежлив, трудолюбив - тут же заработает волшебный клубок или знания о том, как погубить страшное чудище... А нет - угодит на лопату и в печь. Это как древнейшие правила волшебного этикета, которые надо не только знать, но и исполнять! Так получается, что когда-то назначение сказки было не столько развлекательно - пугательным, сколько мудрым назиданием подрастающему поколению.
А как же так случилось, что добрая прародительница превратилась в сказочную колдунью?
Об этом можно только догадываться. В древности, когда соседние племена враждовали между собой, тому, кто проигрывал войну, нередко приходилось покидать родные места, оставляя врагу селения и могилы предков. Для победителей эти могилы хранили опасность: предки побежденных могли причинять вред незваным гостям, пуская в ход свои чары.
Так добрая Яга в избушке на курьих ножках стала превращаться в безжалостную старуху-чародейку. Может быть, тогда и появилось у прародительницы племени зловещее имя «Яга». Слово это обозначало печаль, муку тяжкую. С тех пор много воды утекло. Короткая у людей память. Так и забыли бы Ягу, если б не сказки.
Основные образы Бабы – Яги.
По мнению учёного А.Н.Афанасьева, волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги:
1) Яга–воительница, сражающая с героями и побеждающая многих из них. Яга-воительница, прилетая в избу и застав в ней постороннего человека, избивает его до полусмерти. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю. Она выступает против приехавших в ее царство богатырей, причем, в отличие от змея, который обычно выступает единолично (благодаря своей ловкости, он является символом множественности нападающих), нападает во главе целого воинства. Ее «рать-сила несметная»
…Баба – Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить. ( «Баба-Яга»)
…приказала подать свой огненный щит, поскакала в погоню и начала палить щитом на все четыре стороны. («Баба-яга и Заморышек»)
2) Яга – похитительница – в сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их в печи.
…В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. («Гуси - лебеди»)
3) Яга–дарительница - она, в свою очередь, подразделяется на подтипы:
а) Яга–советчица (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре):
…Послушай же, ступай по тропинке. И дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время. ( «Василиса Премудрая»)
б) Яга – повелительница сил природы и животного мира (повелевает утром, вечером, ночью: ветрам, волками, медведями, другим лесным зверьем).
…..-Эй вы, слуги мои верные! Рубите незваным гостям буйны головы. («Баба-яга и Заморышек»)
в) Яга–покровительница (берёт героя под свою опеку и следит с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка) за похождениями героя.
…Но я тебе помогу. Вот тебе серебряное блюдечко и золотое яичко. (« Финист - ясный сокол»)
г) Яга–дарительница (одаривающая героя различными предметами или существами–помощниками. Она одаривает героя чудесным конём, открывает героям секреты – их знание спасёт от гибели. Вообще Яга творит множество добрых дел.
4) Яга-прародительница (мать-бабка для нескольких своих дочерей - внучек-ягишн, хозяйка лесных зверей, тетка.
-Баба-Яга не всегда в русских народных сказках злая ведьма;
-она может быть разной – и доброй, и злой;
-часто она помогает герою, спасает его;
-Баба-Яга может быть весёлой и смешной, а иногда даже красавицей.
Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказок, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает. Быть смелым, добрым, рассудительным, трудолюбивым, искать правду, не грубить - вот атрибуты победы, которыми делится с нами людьми XXI века сказочная старуха - Баба Яга. Только по-настоящему сильному и мужественному человеку могут быть даны силы для путешествия в неведомый, волшебный, сказочный мир. Только настоящий герой может вернуться из Кощеева царства с победой. Вот чему учат нас волшебные русские сказки. А еще тому, что этим настоящим и мужественным человеком может стать каждый из нас!
Использованная литература и интернет-ресурсы.
1 Вакуров В. Н., Где горшок с кашей. Журнал «Русская Речь» №5 1987г. с 129.
2.Иванов В.В., Топоров В.Н., Баба Яга. «Славянская мифология. Энциклопедический словарь». М., 1995 г.
3. Пропп В.Я., Исторические корни волшебной сказки. «СПб» 1996 г.
4. Афанасьев А. Н., Народные русские сказки. М.: «Детская литература» М.,1992 г.
5. Бахтин В., От былины до считалки. «Ленинград» 1982 г. с.672
6. Иван Ильин «Слово, произнесенное на вечере русской сказки в Берлине 3 мая 1934 года».
7. http://www.zankovcom/lit-met3.htm -- статьи по изучению народных сказок
8.http://ww.paganism.ru/babayagahtm - о происхождении образа
9.http://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm - о славянских мифах
10.http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm - о суевериях и обрядах