Виктор Астафьев
Рассказ «КАПАЛУХА» (постановка для школьной сцены)
Декорации: лес, полянка. Ближе к краю сцены, на небольшой возвышенности, куст, который можно развернуть к зрителям и увидеть за ним четыре пёстрых яйца в гнезде.
Звучит аудио «Звуки леса». На сцене появляются двое детей (мальчик и девочка).
Девочка 1: Куда мы пришли?
Мальчик 1: Мы пришли к альпийским уральским лугам. Здесь, на летнем пастбище, будут пастись наши коровы. (Слышится мычание коров)
Девочка 1: Да, теперь я вижу: тайга поредела, лес сплошь хвойный: ели, пихты, лиственницы, только кое-где пошевеливают робкой листвой берёзки и осинки …
Мальчик 1: Мы стоим на старой, заваленной деревьями, просеке. (Достаёт из сумки бутылочку с водой, пьёт)
Подходит ещё один мальчик. Следом за ним - девочка.
Мальчик 2: Ох, как же я устал! (Бросает рюкзак и усаживается, подстелив под себя куртку)
Девочка 1: И не только ты. Смотри: бычки и телята шли медленно и устало, с трудом перебирались через сучковатый валежник. ( У девочки в руках корзинка с цветами, девочка присаживается и начинает плести венок)
Девочка 2: Поглядите: вон, на просеке выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым, доцветающим черничником. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки. И они как-то незаметно осыпались… Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и сделается чёрной с седоватым налётом.
Мальчик 1: Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников.
(Вдруг у кого-то в сумке громко заиграла музыка – зазвонил телефон)
Девочка 1: Ой, ну и напугал же ты нас, ведь тишина такая и нет никого!
(Около куста показалась капалуха)
Девочка 2: А кто это там за бугорочком?
Мальчик 2: Побежали посмотрим?
(У бугорка с распущенными крыльями бегает кругами глухарка – девочка в костюме птицы)
Мальчик 1: Гнездо! Гнездо!
Девочка 1: Где? Где же?
Мальчик 2: Да вот же! Вот!
Девочка 2: Ой, да оно же свито прямо посреди просеки, под корнями…
Мальчик 1: А сверху и не видно! Кочка обросла мхом со всех сторон.
Мальчик 2: И сверху тоже затянута седыми космами.
Девочка 1: Прямо неприметная хатка!
Мальчик 1: Смотри-ка, она открыта в сторону черничного бугорка!
Мальчик 2: А в хатке утеплённое мхом гнездо.
Мальчик 1: А в гнезде четыре рябоватых светло- коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных.
Девочка 1: Это глухари маленькие будут.
Мальчик 2: Знаю-знаю! Отец мне рассказывал!
(Один из детей трогает яйца)
Мальчик 1: Давай возьмём!
Мальчик 2: Зачем?!
Мальчик 1: Да так!
Девочка 1: А что будет с капалухой? Посмотри на неё, как она мечется!
Девочка 2: Крылья у неё разброшены, и она метёт ими землю.
Девочка 1: На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих птенцов, сохраняла для них тепло.
Девочка 2: Вот потому-то и закостенели от неподвижности крылья птицы.
Мальчик 1: Смотри-ка, она пытается взлететь и не может…
Мальчик 2: Ой, взлетела на ветку ели!
(ребята смотрят на капалуху)
Мальчик 1: А живот-то у неё голый!
Мальчик 2: До самой шейки!
Девочка 1: И часто-часто трепещет кожа на груди!
Девочка 2: Это от испуга, гнева и бесстрашия бьётся птичье сердце!
Мальчик 1: А пух-то она сама выщипала! Сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птенцам.
Девочка 1: Отойдём подальше от гнезда и поглядим на неё ещё. (Дети осторожно отходят)
Мальчик 2: Смотри, слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.
Девочка 2: Кажется, глаза её начали затягиваться дремотной плёнкой…дремлет.
Мальчик 1: Но всё ещё настороже, как напряжена!
Девочка 1: Сейчас наполнит теплом и жизнью четыре крупных яйца и через неделю – две, а может и через несколько дней появятся головастые глухарята.
Мальчик 1: А давайте, ребята, ещё раз сюда придём потом, поглядим на птенцов?
Мальчик 2: Давайте!
Девочка 1: Давайте! ( Уходят)