kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Последний адрес А.Блока (виртуальная экскурсия в музей)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное занятие по литературе с применением мультимедийной презентации.

Тема занятия: «Последний адрес Александра Блока».

Форма проведения занятия: заочная экскурсия с применением мультимедийной презентации.

Цели занятия:

  • привлечь к работе над экскурсией учащихся, которые интересуются литературой;
  • дать представление о личности поэта и последнего периода его жизни, учитывая то, что в августе этого года отмечается 85 годовщина со дня его смерти;
  • отрабатывать навыки публичного выступления старшеклассников, тем более что сейчас, в условиях дефицита времени, на традиционных уроках преобладает метод фронтальной беседы;
  • показать возможности использования информационных технологий в учебном процессе – в частности, мультимедийной аппаратуры; этот метод – метод презентаций – позволяет сделать информацию более наглядной.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, передвижная выставка «Александр Блок», выставка литературы.

Ход занятия.

I. Вступительное слово учителя:

Сорокалетний – жизни не дожил,

Трудной работы не подытожил,

Рано он вышел, рано ушел,

Вовремя только правду нашел…

            Это строки из стихотворения Павла Антокольского «Вечная юность», посвященного Александру Блоку. 7 августа этого года исполнилось 85 лет со дня смерти поэта. Мы предлагаем вам сегодня переместиться в город Санкт-Петербург, чтобы посетить музей-квартиру Александра Александровича Блока.

II. Выступления учащихся-экскурсоводов (10 человек). Тексты выступлений учащихся – в заметках к слайдам презентации.

            III. Заключительное слово учителя.

Музей-квартира Александра Александровича Блока ведет активную выставочную деятельность, устраивает музыкальные и литературные вечера, проводит ежегодные научные конференции: в июне – «Коломенские чтения», в ноябре – «Блоковские чтения».

Нашу заочную экскурсию в последнюю квартиру Блока мы завершим чтением его стихов.

IV. Звучат стихи А.А.Блока в исполнении учащихся старших классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Последний адрес А.Блока (виртуальная экскурсия в музей) »

«В музеях соединяется судьба человека, восславившего Отечество, и судьба самого места, которое неразрывно связано с жизнью великого человека». (С.Гейченко.)

«В музеях соединяется судьба человека, восславившего Отечество, и судьба самого места, которое неразрывно связано с жизнью великого человека». (С.Гейченко.)

Последний адрес Александра Блока Заочная экскурсия в музей

Последний адрес Александра Блока

Заочная экскурсия в музей

Александр Александрович Блок (1880 – 1921)

Дом, в котором находится Музей-квартира А.А.Блока (открыт в 1980 году)

25 ноября 1980 года свершилось событие, которого долго ждали все, кому дорога русская поэзия: по инициативе Государственного музея истории Ленинграда (Санкт-Петербурга) открылся первый в стране музей, посвященный поэту Серебряного века, – Музей-квартира Александра Александровича Блока. Имя Александра Блока для его современников и последующих поколений по праву стало символом эпохи, «самым характерным представителем своего времени» назвала поэта Анна Ахматова.

Музей был открыт к 100-летию со дня рождения А.А.Блока в доме № 57 по улице Декабристов (бывшей Офицерской), где поэт прожил последние девять лет своей жизни: сначала в квартире № 21 – с 24 июля 1912 года до февраля 1920 года, а затем в квартире № 23, где 7 августа 1921 года он умер.

В квартиру Блока вернулись его личные вещи, после смерти жены, Любови Дмитриевны, хранившиеся в музее Института русской литературы Академии наук СССР.

В квартире № 21 по воспоминаниям современников воссоздана мемориальная экспозиция. Здесь представлены вещи, фотографии и предметы быта XVIII – начала XIX века. В квартире № 23 размещена литературная экспозиция.

Коломна

  • На запад от Вознесенского проспекта между реками Мойкой и Фонтанкой (окраина Петербурга).
  • Деревянные постройки. Жили мелкие чиновники, торговцы и ремесленники.
  • В конце XVIII века – первый постоянный театр в Петербурге – Большой, или Каменный.
  • Коломна превратилась в один из центров художественной жизни города.
  • На Театральной площади в середине XIX века – Мариинский театр.
  • В 1890-х годах – Петербургская консерватория.
  • В 1906 – 1909 годах – Драматический театр Веры Федоровны Комиссаржевской.
  • В 1912 году – Луна-парк.
  • На рубеже XIX – XX веков Коломна приобрела черты респектабельного района (особняки членов императорской семьи и придворной знати).

На запад от Вознесенского проспекта между реками Мойкой и Фонтанкой находится район, получивший в XVIII веке название Коломна. Это была окраина Петербурга. В то время на территории Коломны среди домов обывателей преобладали деревянные постройки. Здесь жили мелкие чиновники, торговцы и ремесленники.

Строительство в конце XVIII века первого постоянного театра в Петербурге – Большого, или Каменного, – превратило Коломну в один из центров художественной жизни города.

В XIX веке здесь снимали квартиры и «селили» своих литературных персонажей писатели, жили музыканты, художники. На Театральной площади в середине XIX века был открыт Мариинский театр. В 1890-х годах здесь разместилась Петербургская консерватория. На Офицерской улице находился в 1906 – 1909 годах Драматический театр Веры Федоровны Комиссаржевской, в 1912 году был открыт Луна-парк. На рубеже XIX – XX веков Коломна приобрела черты респектабельного района: были построены особняки членов императорской семьи и придворной знати.

* ул. Декабристов, 57

«…много воздуха и света, и вид из окон – непременно широкий, ничем не загромождённый…» «много воздуха и света, и вид из окон – непременно широкий, ничем не загроможденный» А.А.Блок с женой Л.Д.Блок

«…много воздуха и света, и вид из окон – непременно широкий, ничем не загромождённый…»

«много воздуха и света, и вид из окон – непременно широкий, ничем не загроможденный»

А.А.Блок с женой Л.Д.Блок

« Вид из окон меня поразил. Хотя фабрики дымят, но довольно далеко, так что не коптят окон. За эллингами Балтийского завода, которые расширяют теперь для постройки новых дредноутов, виднеются леса около Сергиевского монастыря (по Балтийской дороге). Видно несколько церквей (большая на Гутуевском острове) и мачты, хотя море закрыто домами». «Вид из окон меня поразил. Хотя фабрики дымят, но довольно далеко, так что не коптят окон… Виднеются леса около Сергиевского монастыря. Видно несколько церквей и мачты, хотя море закрыто домами».

« Вид из окон меня поразил. Хотя фабрики дымят, но довольно далеко, так что не коптят окон. За эллингами Балтийского завода, которые расширяют теперь для постройки новых дредноутов, виднеются леса около Сергиевского монастыря (по Балтийской дороге). Видно несколько церквей (большая на Гутуевском острове) и мачты, хотя море закрыто домами».

«Вид из окон меня поразил. Хотя фабрики дымят, но довольно далеко, так что не коптят окон… Виднеются леса около Сергиевского монастыря. Видно несколько церквей и мачты, хотя море закрыто домами».

На дверях квартиры – латунная табличка с надписью  «А.А.Блокъ»   На парадной лестнице дома в то время лежал ковер. Там, где сейчас музейная касса, была швейцарская, находились стойки для галош и зонтов. Из передней Блока выходит на лестницу единственное сохранившееся окно. На дверях квартиры – латунная табличка с надписью «А.А.Блокъ».

На дверях квартиры – латунная табличка с надписью

«А.А.Блокъ»

На парадной лестнице дома в то время лежал ковер. Там, где сейчас музейная касса, была швейцарская, находились стойки для галош и зонтов. Из передней Блока выходит на лестницу единственное сохранившееся окно. На дверях квартиры – латунная табличка с надписью «А.А.Блокъ».

План квартиры

План квартиры

Повеселясь на буйном пире,  Вернулся поздно я домой;  Ночь тихо бродит        по квартире,  Храня уютный угол мой…

Повеселясь на буйном пире,

Вернулся поздно я домой;

Ночь тихо бродит

по квартире,

Храня уютный угол мой…

«Телефон от Добужинского об усиленной работе Художественного театра над «Розой и Крестом»; «Телефоны от Мейерхольда (восторги перед «Двенадцатью»); «Телефон от Алянского. Он продолжает убеждать вернуться к «творчеству».  В передней, напротив кабинета – телефонный аппарат. Номер телефона Блоков – «6-12-00». В отличие от привычного нам словосочетания «говорить по телефону», Александр Блок предпочитал строить фразу иначе: «Телефон от Добужинского об усиленной работе Художественного театра над «Розой и Крестом»; «Телефоны от Мейерхольда (восторги перед «Двенадцатью»); «Телефон от Алянского. Он продолжает убеждать вернуться к «творчеству». Передняя

«Телефон от Добужинского об усиленной работе Художественного театра над «Розой и Крестом»; «Телефоны от Мейерхольда (восторги перед «Двенадцатью»); «Телефон от Алянского. Он продолжает убеждать вернуться к «творчеству».

В передней, напротив кабинета – телефонный аппарат. Номер телефона Блоков – «6-12-00». В отличие от привычного нам словосочетания «говорить по телефону», Александр Блок предпочитал строить фразу иначе: «Телефон от Добужинского об усиленной работе Художественного театра над «Розой и Крестом»; «Телефоны от Мейерхольда (восторги перед «Двенадцатью»); «Телефон от Алянского. Он продолжает убеждать вернуться к «творчеству».

Передняя

Кабинет

Кабинет

  • Циклы стихов «Ямбы», «Страшный мир», «Родина», «Кармен», стихотворение «Скифы», поэмы «Соловьиный сад», «Возмездие», «Двенадцать», драма «Роза и крест».
«Высокая, просторная, теплая комната, полумрак, на письменном столе горит лампа, ваза, в ней благоухают цветы. Стол стоит боком к окну, на нем ничего лишнего, чисто, аккуратно, никаких бумаг, перед столом кресло, по другую сторону – второе,  вдоль другой стены большой диван, в углу голландская печь, перед нею кресло, дальше по стене шкапы с книгами, дверь в столовую. От всего впечатление строгое, но уютное, теплое».

«Высокая, просторная, теплая комната, полумрак, на письменном столе горит лампа, ваза, в ней благоухают цветы. Стол стоит боком к окну, на нем ничего лишнего, чисто, аккуратно, никаких бумаг, перед столом кресло, по другую сторону – второе, вдоль другой стены большой диван, в углу голландская печь, перед нею кресло, дальше по стене шкапы с книгами, дверь в столовую. От всего впечатление строгое, но уютное, теплое».

«Монотонность до предела музыкальная, выразительная, насыщенная темпераментом. Он доносил до слушателя и мысль стиха, и ритм, и «тайный жар», и образ, но все так благородно, просто, сдержанно».
  • «Монотонность до предела музыкальная, выразительная, насыщенная темпераментом. Он доносил до слушателя и мысль стиха, и ритм, и «тайный жар», и образ, но все так благородно, просто, сдержанно».

«монотонность до предела музыкальная, выразительная, насыщенная темпераментом. Он доносил до слушателя и мысль стиха, и ритм, и «тайный жар», и образ, но все так благородно, просто, сдержанно»

Курсистка прислала Рукопись с тучей эпиграфов (Из Надсона и символистов). После – под звон телефона – Посыльный конверт     подавал, Надушённый чужими     духами. День проходил, как всегда, В сумасшествии тихом. Все говорили кругом О болезнях, врачах    и лекарствах. О службе рассказывал друг, Другой – о Христе, О газете – четвертый. Два стихотворца (поклонники Пушкина) Книжки прислали С множеством рифм и    размеров.

Курсистка прислала

Рукопись с тучей эпиграфов

(Из Надсона и символистов).

После – под звон телефона –

Посыльный конверт подавал,

Надушённый чужими духами.

День проходил, как всегда,

В сумасшествии тихом.

Все говорили кругом

О болезнях, врачах

и лекарствах.

О службе рассказывал друг,

Другой – о Христе,

О газете – четвертый.

Два стихотворца

(поклонники Пушкина)

Книжки прислали

С множеством рифм и размеров.

«…такой необыкновенный порядок, что какая-нибудь замусоленная, клочковатая рукопись была бы здесь совершенно немыслимой. Позднее я заметил, что все вещи его обихода никогда не располагались вокруг него беспорядочным ворохом, а, казалось, сами собою выстраивались по геометрически правильным линиям». (Корней Чуковский.)

Письменный стол, за которым работал поэт, принадлежал его бабушке, Елизавете Григорьевне Бекетовой. Здесь всегда царил «такой необыкновенный порядок, что какая-нибудь замусоленная, клочковатая рукопись была бы здесь совершенно немыслимой. Позднее я заметил, что все вещи его обихода никогда не располагались вокруг него беспорядочным ворохом, а, казалось, сами собою выстраивались по геометрически правильным линиям» , - вспоминал Корней Чуковский. Писал Блок самым распространенным ученическим пером № 86. Помимо номеров перьям давались названия. В блоковскую ручку вставлено перо «Димитрий», произведенное в Англии специально для России. Поэт записывал стихи чаще всего на небольших, квадратной формы листах плотной бумаги, оставляя всегда кругом текста широкое поле. Среди блоковских письменных принадлежностей сохранились хрустальная чернильница, несколько карандашей (один из них механический), бронзовый лоток, степлер с запасом скрепок, разнообразные портфели и пр. Блок содержал в идеальном порядке свои рукописи и письма, приходившие к нему, фотографии и открытки. Многое хранилось в регистраторах – больших папках, куда вставлялись бумаги, предварительно проколотые дыроколом. Занятия с бумагами, приведение в порядок архива были для Блока, с одной стороны, отдыхом, с другой – он это делал, чтобы, по его словам, «облегчить труд будущим литературоведам». Блок был страстным курильщиком, что подтверждается разнообразием курительных принадлежностей, сохранившихся среди его вещей. Он предпочитал крепкие папиросы фабрики «Лаферм»; когда же в годы революционной разрухи не стало папирос, курил трубку. На столе – одна из самых милых вещей, принадлежавших Блоку, – фарфоровая пепельница в виде таксы.

«Печальное, печальное возвращение домой. Маленький белый такс с красными глазками на столе грустит отчаянно».   «Печальное, печальное возвращение домой. Маленький белый такс с красными глазками на столе грустит отчаянно»

«Печальное, печальное возвращение домой. Маленький белый такс с красными глазками на столе грустит отчаянно».

«Печальное, печальное возвращение домой. Маленький белый такс с красными глазками на столе грустит отчаянно»

Елизавета Григорьевна Бекетова  (1836 – 1902),  бабушка А.Блока Андрей Николаевич Бекетов  (1825 – 1902), дед А.Блока

Елизавета Григорьевна Бекетова (1836 – 1902), бабушка А.Блока

Андрей Николаевич Бекетов (1825 – 1902),

дед А.Блока

«Преобладали иностранные и старинные книги; старые журналы, выходившие лет двадцать назад, казались у него на полках новехонькими. Теперь мне бросились в глаза Шахматов, Веселовский, Потебня, и я впервые вспомнил, что Блок по своему образованию филолог». (К.Чуковский.)  Библиотека Блока насчитывала более трех тысяч томов. Корней Чуковский запомнил ее так: «Преобладали иностранные и старинные книги; старые журналы, выходившие лет двадцать назад, казались у него на полках новехонькими. Теперь мне бросились в глаза Шахматов, Веселовский, Потебня, и я впервые вспомнил, что Блок по своему образованию филолог» .  Поэт собирал книги всю жизнь, хождение по букинистам было одним из его любимейших занятий. Библиотека Блока, как и его архив, по завещанию Любови Дмитриевны Блок хранится в Пушкинском доме.

«Преобладали иностранные и старинные книги; старые журналы, выходившие лет двадцать назад, казались у него на полках новехонькими. Теперь мне бросились в глаза Шахматов, Веселовский, Потебня, и я впервые вспомнил, что Блок по своему образованию филолог». (К.Чуковский.)

Библиотека Блока насчитывала более трех тысяч томов. Корней Чуковский запомнил ее так: «Преобладали иностранные и старинные книги; старые журналы, выходившие лет двадцать назад, казались у него на полках новехонькими. Теперь мне бросились в глаза Шахматов, Веселовский, Потебня, и я впервые вспомнил, что Блок по своему образованию филолог» .

Поэт собирал книги всю жизнь, хождение по букинистам было одним из его любимейших занятий. Библиотека Блока, как и его архив, по завещанию Любови Дмитриевны Блок хранится в Пушкинском доме.

Столовая   «Небольшая соседняя с кабинетом комната была меблирована очень скромно: посредине комнаты, под лампой с большим абажуром, стоял прямоугольный стол, а вокруг него несколько венских стульев да вблизи, у стенки, - простенький буфет… Любовь Дмитриевна сидела за самоваром и разливала чай». (Сергей Алянский.)  «Небольшая соседняя с кабинетом комната была меблирована очень скромно: посредине комнаты, под лампой с большим абажуром, стоял прямоугольный стол, а вокруг него несколько венских стульев да вблизи, у стенки, - простенький буфет… Любовь Дмитриевна сидела за самоваром и разливала чай» , - вспоминал друг поэта Сергей Алянский. Во время долгих вечерних чаепитий с неторопливыми разговорами использовались две бульотки, в которых вода не остывала. Блок называл этот ритуал особым словом – «чайнить».

Столовая

«Небольшая соседняя с кабинетом комната была меблирована очень скромно: посредине комнаты, под лампой с большим абажуром, стоял прямоугольный стол, а вокруг него несколько венских стульев да вблизи, у стенки, - простенький буфет… Любовь Дмитриевна сидела за самоваром и разливала чай». (Сергей Алянский.)

«Небольшая соседняя с кабинетом комната была меблирована очень скромно: посредине комнаты, под лампой с большим абажуром, стоял прямоугольный стол, а вокруг него несколько венских стульев да вблизи, у стенки, - простенький буфет… Любовь Дмитриевна сидела за самоваром и разливала чай» , - вспоминал друг поэта Сергей Алянский. Во время долгих вечерних чаепитий с неторопливыми разговорами использовались две бульотки, в которых вода не остывала. Блок называл этот ритуал особым словом – «чайнить».

В этой столовой Блок угощал ещё никому не известного Сергея Есенина, который, приехав в Петербург, отправился прямо с вокзала показать Блоку свои стихи. Здесь «кое-как» (по его собственному выражению) обедал Константин Сергеевич Станиславский, когда в 1913 году провел у поэта целый день в разговорах о постановке драмы «Роза и Крест». На стене эскиз декорации к этому неосуществленному спектаклю, выполненный Добужинским, – «Двор замка». В этой комнате находится также портрет Любови Дмитриевны, написанный ее матерью Анной Ивановной Менделеевой летом 1903 года незадолго до свадьбы. «Пишу тебе, милый, во время перерыва сеанса, мама пишет мой портрет, начала вчера» , - сообщала Блоку невеста.

О свадьбе напоминает и реликвия семьи Блоков – венчальная икона Божией Матери Казанской. За стеклом киота Любовь Дмитриевна поместила венчальные восковые свечи померанца. Сохранился жостовский поднос из Шахматова, где Блок очень любил бывать. Переехав в 1920 году в квартиру № 23 на 2 этаже, он повесил поднос на стену своего кабинета, уже зная, что Шахматово разграблено и сожжено крестьянами. Блок тяжело переживал эту утрату.

А.Блок с родными на крыльце шахматовского дома

А.Блок с родными на крыльце шахматовского дома

Спальня А. Блока «Скучаю, всему предпочитаю постель, апатия»

Спальня А. Блока

«Скучаю, всему предпочитаю постель, апатия»

А.Блок с матерью Александрой Андреевной Бекетовой Александр Львович Блок, отец поэта

А.Блок с матерью Александрой Андреевной Бекетовой

Александр Львович Блок, отец поэта

А.А.Блок на фронте среди сослуживцев. 1916 год.   «…где-то в Пинских болотах… там в тылу проводил дороги и целыми днями не слезал с седла… Когда он приезжал в Петербург, было странно видеть его в военной форме, галифе и крагах, с обветренным лицом и коротко стриженного, что ему очень не шло».  (М.В.Добужинский.)  Летом 1916 года Александр Блок был призван в действующую армию, где служил табельщиком в 13-й инженерно-строительной дружине, потом заведующим окопными работами «где-то в Пинских болотах… там в тылу проводил дороги и целыми днями не слезал с седла… Когда он приезжал в Петербург, было странно видеть его в военной форме, галифе и крагах, с обветренным лицом и коротко стриженного, что ему очень не шло» , - вспоминал М.Добужинский.

А.А.Блок на фронте среди сослуживцев. 1916 год.

«…где-то в Пинских болотах… там в тылу проводил дороги и целыми днями не слезал с седла… Когда он приезжал в Петербург, было странно видеть его в военной форме, галифе и крагах, с обветренным лицом и коротко стриженного, что ему очень не шло». (М.В.Добужинский.)

Летом 1916 года Александр Блок был призван в действующую армию, где служил табельщиком в 13-й инженерно-строительной дружине, потом заведующим окопными работами «где-то в Пинских болотах… там в тылу проводил дороги и целыми днями не слезал с седла… Когда он приезжал в Петербург, было странно видеть его в военной форме, галифе и крагах, с обветренным лицом и коротко стриженного, что ему очень не шло» , - вспоминал М.Добужинский.

«Каждый лишний день войны уносит культуру. Если меня спросят, «что я делал во время великой войны», я смогу, однако, ответить, что я делал дело: редактировал Аполлона Григорьева, ставил «Розу и Крест» и писал «Возмездие».   «Каждый лишний день войны уносит культуру, - писал он в апреле 1917 года. – Если меня спросят, «что я делал во время великой войны», я смогу, однако, ответить, что я делал дело: редактировал Аполлона Григорьева, ставил «Розу и Крест» и писал «Возмездие».

«Каждый лишний день войны уносит культуру. Если меня спросят, «что я делал во время великой войны», я смогу, однако, ответить, что я делал дело: редактировал Аполлона Григорьева, ставил «Розу и Крест» и писал «Возмездие».

«Каждый лишний день войны уносит культуру, - писал он в апреле 1917 года. – Если меня спросят, «что я делал во время великой войны», я смогу, однако, ответить, что я делал дело: редактировал Аполлона Григорьева, ставил «Розу и Крест» и писал «Возмездие».

Комната Л.Д.Блок

Комната Л.Д.Блок

«Из твоих писем я понял, что ты способна бросить сцену. Я уверен, что если нет настоящего большого таланта, это необходимо сделать».    : «Из твоих писем я понял, что ты способна бросить сцену. Я уверен, что если нет настоящего большого таланта, это необходимо сделать» Л.Д.Менделеева в роли Офелии. Сцена из любительского спектакля по пьесе В.Шекспира «Гамлет».

«Из твоих писем я понял, что ты способна бросить сцену. Я уверен, что если нет настоящего большого таланта, это необходимо сделать».

: «Из твоих писем я понял, что ты способна бросить сцену. Я уверен, что если нет настоящего большого таланта, это необходимо сделать»

Л.Д.Менделеева в роли Офелии. Сцена из любительского спектакля по пьесе В.Шекспира «Гамлет».

Комната Л.Д.Блок «Её тициановская и древнерусская красота еще выигрывала от умения изящно одеваться: всего более шло к ней белое, но хороша она была также и в черном, и в ярко-красном». (С.Соловьев.)   В гостиной стояли рояль, маленький письменный стол, шкаф с книгами. Перед большим зеркалом Любовь Дмитриевна разучивала роли, работала над сценическим движением.  Над роялем – портрет хозяйки гостиной, написанный около 1910 года. Любовь Дмитриевна предстает на нем такой, какой увидел ее историк Сергей Соловьев: «Ее тициановская и древнерусская красота еще выигрывала от умения изящно одеваться: всего более шло к ней белое, но хороша она была также и в черном, и в ярко-красном».

Комната Л.Д.Блок

«Её тициановская и древнерусская красота еще выигрывала от умения изящно одеваться: всего более шло к ней белое, но хороша она была также и в черном, и в ярко-красном». (С.Соловьев.)

В гостиной стояли рояль, маленький письменный стол, шкаф с книгами. Перед большим зеркалом Любовь Дмитриевна разучивала роли, работала над сценическим движением.

Над роялем – портрет хозяйки гостиной, написанный около 1910 года. Любовь Дмитриевна предстает на нем такой, какой увидел ее историк Сергей Соловьев: «Ее тициановская и древнерусская красота еще выигрывала от умения изящно одеваться: всего более шло к ней белое, но хороша она была также и в черном, и в ярко-красном».

Любовь Дмитриевна увлеченно собирала старинные вещи, для которых они с Блоком придумали слово «антикита» (от французского «древность»). Одной из самых оригинальных покупок был шезлонг 1890-х годов. «Она всегда чем-нибудь интересовалась. То изучала старую архитектуру Петербурга, то фарфор, то кружево, то разыскивала старинные журналы, причем все это делала основательно и серьезно, в ней сказывалась кровь ученой семьи».  Она собрала небольшие, но очень интересные коллекции фарфора, старинных вышивок и кружев. Блок, хоть и относился иронично к этой страсти жены, иногда и сам с увлечением участвовал в собирательстве.

Любовь Дмитриевна увлеченно собирала старинные вещи, для которых они с Блоком придумали слово «антикита» (от французского «древность»). Одной из самых оригинальных покупок был шезлонг 1890-х годов. «Она всегда чем-нибудь интересовалась. То изучала старую архитектуру Петербурга, то фарфор, то кружево, то разыскивала старинные журналы, причем все это делала основательно и серьезно, в ней сказывалась кровь ученой семьи».

Она собрала небольшие, но очень интересные коллекции фарфора, старинных вышивок и кружев. Блок, хоть и относился иронично к этой страсти жены, иногда и сам с увлечением участвовал в собирательстве.

Последняя квартира    «Почти год, как я не принадлежу себе, я разучился писать стихи и думать о стихах. Я не выхожу из мелких забот, устаю почти до сумасшествия, приходится думать о еде, протоколах, дровах, гонорарах и прочем».   «Болезнь моя росла, усталость и тоска загрызли, в нашей квартире я только молчал».   «Почти год, как я не принадлежу себе, я разучился писать стихи и думать о стихах. Я не выхожу из мелких забот, устаю почти до сумасшествия, приходится думать о еде, протоколах, дровах, гонорарах и прочем».    Первые признаки            «Болезнь моя росла, усталость и тоска загрызли, в нашей квартире я только молчал»,

Последняя квартира

«Почти год, как я не принадлежу себе, я разучился писать стихи и думать о стихах. Я не выхожу из мелких забот, устаю почти до сумасшествия, приходится думать о еде, протоколах, дровах, гонорарах и прочем».

«Болезнь моя росла, усталость и тоска загрызли, в нашей квартире я только молчал».

«Почти год, как я не принадлежу себе, я разучился писать стихи и думать о стихах. Я не выхожу из мелких забот, устаю почти до сумасшествия, приходится думать о еде, протоколах, дровах, гонорарах и прочем».

Первые признаки «Болезнь моя росла, усталость и тоска загрызли, в нашей квартире я только молчал»,

«Что такое поэт? – Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Поэт, это – носитель ритма… Третье, и последнее, действие драмы заключается в борьбе поэта с чернью, в неизбежном приспособлении поэта, как несовершенного организма, пригодного только к внутренней мировой жизни, к черни, как организму, пригодному только к жизни внешней. Оно заканчивается всегда гибелью поэта…» «Что такое поэт? – Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Поэт, это – носитель ритма… Третье, и последнее, действие драмы заключается в борьбе поэта с чернью, в неизбежном приспособлении поэта, как несовершенного организма, пригодного только к внутренней мировой жизни, к черни, как организму, пригодному только к жизни внешней. Оно заканчивается всегда гибелью поэта…». Пригласительный билет на вечер, посвящённый 84 годовщине со дня смерти А.С.Пушкина, 11 февраля 1921 года

«Что такое поэт? – Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Поэт, это – носитель ритма… Третье, и последнее, действие драмы заключается в борьбе поэта с чернью, в неизбежном приспособлении поэта, как несовершенного организма, пригодного только к внутренней мировой жизни, к черни, как организму, пригодному только к жизни внешней. Оно заканчивается всегда гибелью поэта…»

«Что такое поэт? – Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Поэт, это – носитель ритма… Третье, и последнее, действие драмы заключается в борьбе поэта с чернью, в неизбежном приспособлении поэта, как несовершенного организма, пригодного только к внутренней мировой жизни, к черни, как организму, пригодному только к жизни внешней. Оно заканчивается всегда гибелью поэта…».

Пригласительный билет на вечер, посвящённый 84 годовщине со дня смерти А.С.Пушкина, 11 февраля 1921 года

Извещение о смерти поэта, расклеенное в Петрограде 7 августа 1921 года

Извещение о смерти поэта, расклеенное в Петрограде 7 августа 1921 года

«Никогда в жизни мне не было так грустно… грустно до самоубийства… Я даже не думал о нем, но я чувствовал боль о нем… Каждый дом – кривой, серый, говорил: «А Блока нету. И не надо Блока. Мне и без Блока отлично. Я и знать не хочу, что за Блок». И чувствовалось, что все эти сволочные дома и в самом деле сожрали его… Как будто с Блоком ушло какое-то очарование… всю эту непередаваемую словами атмосферу Блока я вспомнил – и мне стало страшно, что его нет. В могиле его голос, его почерк, его изумительная чистоплотность, его цветущие волосы, его знание латыни, немецкого языка, его маленькие изящные уши, его привычки, любови, «его декадентство», «его реализм», его морщины – все это под землей, в земле, земля. Самое страшное было то, что с Блоком кончилась литература русская…».  (К.И.Чуковский.)

«Никогда в жизни мне не было так грустно… грустно до самоубийства… Я даже не думал о нем, но я чувствовал боль о нем… Каждый дом – кривой, серый, говорил: «А Блока нету. И не надо Блока. Мне и без Блока отлично. Я и знать не хочу, что за Блок». И чувствовалось, что все эти сволочные дома и в самом деле сожрали его… Как будто с Блоком ушло какое-то очарование… всю эту непередаваемую словами атмосферу Блока я вспомнил – и мне стало страшно, что его нет. В могиле его голос, его почерк, его изумительная чистоплотность, его цветущие волосы, его знание латыни, немецкого языка, его маленькие изящные уши, его привычки, любови, «его декадентство», «его реализм», его морщины – все это под землей, в земле, земля. Самое страшное было то, что с Блоком кончилась литература русская…». (К.И.Чуковский.)

Музей-квартира Александра Александровича Блока ведет активную выставочную деятельность, устраивает музыкальные и литературные вечера, проводит ежегодные научные конференции: в июне – «Коломенские чтения», в ноябре – «Блоковские чтения».  Нашу заочную экскурсию в последнюю квартиру Блока мы завершим чтением его стихов.

Музей-квартира Александра Александровича Блока ведет активную выставочную деятельность, устраивает музыкальные и литературные вечера, проводит ежегодные научные конференции: в июне – «Коломенские чтения», в ноябре – «Блоковские чтения».

Нашу заочную экскурсию в последнюю квартиру Блока мы завершим чтением его стихов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Последний адрес А.Блока (виртуальная экскурсия в музей)

Автор: Маликина Татьяна Владимировна

Дата: 08.11.2014

Номер свидетельства: 128255


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства