Просмотр содержимого документа
«"Пою мой Оймякон"»
Пою мой Оймякон-Полюс холода, край вечной мерзлоты.
(Урок развития речи в 5 классе)
Цели урока: 1. повторить выразительные средства языка;
2. научить ребят элементам творческой работы;
3. выработать развитие ассоциативного мышления учащихся;
4. работать с рисунками, текстом;
5. развивать творческие умения учащихся,
привить любовь к поэтическому слову;
6. воспитывать любовь к своему родному краю, привить чувство любви, гордости, патриотизма к малой родине.
Оборудования: доска, проектор, рабочая тетрадь, доска, мел, песня «Өймөкөөн» на стихи С.Егорова, мелодия В.Слесарева.
Ход урока: 1. Организационный момент, постановка цели.
2. Основная часть урока:
- вступительное слово учителя;
- повторение;
- словарная работа;
- коллективная работа
3. Заключение
4. Рефлексия.
2. Основная часть урока. Звучит песня «Өймөкөөн» на стихи С.Егорова, мелодия В.Слесарева.
Вступительное слово учителя.
У каждого человека есть своя родина. Родина – это место, где мы родились, выросли, стали людьми. Родной край, малая родина – это то место, где мы сделали свои первые шаги, сказали первое слово. Где наша Родина? Якутия, наш родной Оймякон. Мы очень счастливы, что живем в самом прекрасном, живописном месте – Оймякон. Наш Оймякон славится своей красотой, с ее прозрачными водами, живописными берегами, высокими горами.
Какой он нам кажется?
На доске пишем: родной, прекрасный.
Мы в ней живем, мы ее любим, бережем ее природу.
На доске пишем: живем, любим, бережем.
Оймякон для нас – малая родина.
На доске пишем: малая родина.
Теперь из этих написанных слов найдите самое главное, ключевое слово. Оймякон
Какой он? Родной, прекрасный.
Теперь от своего имени скажите, что вы в нем делаете? (Обращаемся к одному ученику). Живу, люблю, берегу.
Что для тебя Оймякон? Малая родина. Чья? Моя.
Теперь все это пишем на доске:
Холодный Оймякон.
Родной, прекрасный.
Живу, люблю, берегу.
Малая родина моя.
Теперь у нас таким образом получилось маленькое стихотворение. Сегодня на уроке мы все будем сочинять такие маленькие стихи.
Все четыре времени года наша родная земля приобретает разные окраски. Зимой она белая, пушистая; весной – веселая, светлая; летом – зеленая, свежая, а осенью – золотая.
Теперь сами продолжайте эти цепочки слов, которые характеризуют и отличают наш Оймякон. (Работа в тетради).
Проверка работ.
Молодцы, вы все написали прекрасные слова о нашем родном Оймяконе.
Теперь вспомните, писатели, поэты, чтобы описать природу красочно, образно, что употребляют? (Выразительные средства языка)
А какие средства выразительности мы знаем? (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение)
- Внимательно смотрите на эти картины и подберите к ним эпитеты.
Проверка работ.
Слайд №2.
- Метафора. Метафора – скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, союз отсутствует.
Слайд №3.
- Что такое олицетворение?
Олицетворение – троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия.
- Теперь давайте наделим наши картинки свойствами живых существ.
Коллективная работа.
- Еще какие средства выразительности нам знакомы?
Слайд №4.
- Сравнение. Сравнения – способ описания или характеристики природы, человека, действия и т.д. через сходство. Присоединяются словами как, точно, будто, словно, что.
Презентация «Мой край любимый, родной…»
- Придумайте сравнения к картинам, какие метафоры можно привести к ним?
Коллективная работа.
Теперь, ребята, вспомним наше стихотворение, которое мы сочинили в начале урока. Такое стихотворение называется синквейном.
В тетради: синквейн – это белый стих. Белый стих - это стихотворение без рифм, то есть свободный стих. Синквейн обычно имеет 4 строки.
1 строка – 1 существительное. Кто? Что?
2 строка – 2 имени прилагательных. Какой?
3 строка – 3 глагола.
4 строка – состоит из целой фразы. Это может быть пословица, поговорка, крылатое выражение. Можно взять из стихотворений или же придумать самим.