kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поисковая экспедиция «Тропой памяти» «Был город – фронт, была блокада…» (бессмертным защитникам Ленинграда посвящается)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во время мероприятия ребята знакомятся со страшными днями ВОв: блокадой Ленинграда. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поисковая экспедиция «Тропой памяти» «Был город – фронт, была блокада…» (бессмертным защитникам Ленинграда посвящается)»


Поисковая экспедиция

«Тропой памяти»



«Был город – фронт, была блокада…»

(бессмертным защитникам Ленинграда посвящается)


Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

«Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!»

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки!

А.Твардовский



Нельзя сердцу прекращать помнить, иначе - пресечется род наш человеческий…









Учитель русского языка и литературы: Белашова Е.В.



МКОУ «СОШ ст.Исправной»

2017г




Цели:
1. Воспитательные:
- продолжить формировать гражданское сознание;
- воспитывать чувство гордости за Родину и героев страны;
- воспитывать патриотические чувства на примерах героизма, храбрости и мужества нашего народа чувства гордости за свою страну, за свой народ.

2. Обучающие:
- углубить знания о Великой Отечественной войне;
- познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
- познакомить со стихотворениями и песнями, посвящёнными блокаде Ленинграда;
3. Развивающие
- развить речь, внимание, память;
- развить творческие и артистические способности.


Задачи:

- познакомить ребят с понятием блокада;

- пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны, уважения к его подвигам и достойным страницам прошлого,

- закрепление и увеличение объема исторических знаний с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы,

- показать учащимся огромный вклад защитников тыла в дело Великой Победы,

- формировать гражданско-патриотическую позицию учащихся,

- воспитывать у учащихся любовь к истории Родины.



Оборудование: презентация, выставка книг, музыкальные композиции


Ход мероприятия

Слайд 1

Учитель:\

Быстротечна река времени, с каждым годом все меньше и меньше остается среди нас тех, кто первым принял на себя удар фашистов на пограничных заставах, тех, кто сражался на полях войны и дошел до стен Берлина.

К. Симонов, писатель - фронтовик вспоминает:

Война такой вдавила след

И стольких наземь положила,

Что двадцать лет и тридцать лет

Живым не верится, что живы…

Казалось бы, сколько лет прошло. Страну не узнать, мы - другие. Но нельзя сердцу прекращать помнить, иначе - пресечется род наш человеческий… 

Опять война...

Опять блокада,

А может нам о них забыть?

Я слышу, иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить.»

Но даже если это правда,

Такая правда не права.

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той войны.

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили как мы.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война,

Ведь эта память, наша совесть

Она как сила нам нужна.

Какое счастье, что мы не знаем о тяготах войны. Но мы должны помнить о том, какой ценой нам достался мир, счастливое детство. Помнить -  это хранить память.  Память бессрочна. В веках осталась и по сей день живёт добрая память о русском воине, о его ратном подвиге во имя Отчизны. 70 лет отделяют нас от войны, как это далеко и как это близко… Память…

И страшно, ребята, когда эту священную память оскверняют, обливают грязью, рисуют на заборах, зданиях свастику, эмблему фашизма. Знаете, это так бьет по сердцу. Больно и обидно становится за тех, кто боролся против фашизма, жизни не щадя, кто дорогой ценой добыл свободу и мир для нас.

Да, прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям

«Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!»

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.



Учитель:

И вот поэтому, ребята, сейчас мы отправимся в экспедицию, в своеобразную поисковую экспедицию «Тропой памяти», во время которой попытаемся найти ответ на вопрос:

-Как и в чем сохраняется память о войне, о подвиге, о победе?

- Узнаем о бессмертном подвиге железных героев блокадного Ленинграда

Учитель:

Пускай назад история листает

Страницы легендарные свои

Через года, великий путь свершая,

Припомним исторические дни.

Слайд 2

Учитель:

(Тихо звучит музыка из песни «Священная война»)

Против нас полки сосредоточив,

Враг напал на мирную страну,

Белой ночью, самой белой ночью

Начал эту страшную войну.

Перелистаем некоторые страницы Великой Отечественной войны и вспомним, очень важные её сражения, сражения, разрушившие планы фашистов, сражения, в корне изменившие ход войны.

Слайд 3 Битва под Москвой – декабрь 1941г.

Слайд 4 Сталинградская битва – зима 1942-43 гг.

Слайд 5 Разрыв блокады Ленинграда – января 1943г.

Слайд 6 Курская битва – август 1943

Слайд 7 Битва за Берлин – апрель-май 1945г.

Учитель:

Слайд 8, 9

Фашисты превратили в руины наши города и села, издевались над мирным населением, нашими военнопленными, морили их голодом. 

27 миллионов лучших сыновей и дочерей потеряла в Великой Отечественной войне наша Родина! Нет ни одной семьи, которую бы война обошла стороной.

Слайд 10

Учитель:

Наша экспедиция сегодня остановится в северной столице, городе-герое Ленинграде… Вот он – один из самых красивейших городов Мира! Гордость всех Россиян! Но вернёмся на 70 лет назад... Что расскажет нам память?

Блокада… Самая страшная осада города в военной истории человечества… длилась она долгих 900 дней и ночей…

Слайд 11

Учитель:

22 июня 1941 г. Германия пересекла границы нашей страны. Темп наступления войск составлял 30 км в сутки. Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот. Немцы стремительно прорывались к городу и с июля из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе заводы

и фабрики.

Слайд 12

Учитель:

На защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч

ленинградцев строили оборонительные сооружения,

300 тысяч ушли добровольцам в народное ополчение,

на фронт и в партизанские отряды.

Учитель:

На Ленинград

Охватом с трех сторон

Шел Гитлер силой 40 дивизий.

Бомбил. Он артиллерию приблизил

Но не поколебал ни на микрон

Не остановил ни на мгновенье

Он сердца ленинградского биение…..

И видя это, разъяренный враг,

Предполагавший город взять с набега

Казалась бы испытанных стратегов

Призвал на помощь он Мороз и Мрак.

И те пришли готовые к победам,

А третий, Голод, шел за ними следом.

ученик:

Враг силой не мог нас осилить,
Нас голодом хочет он взять, 
Отнять Ленинград у России,
В полон ленинградцев забрать.
Такого вовеки не будет
На невском святом берегу.
Рабочие русские люди
Умрут, не сдадутся врагу…
Слайд 13 (карта)

ученик:

30 августа 1941 года железнодорожная связь с Ленинградом прервалась. К тому времени там находилось свыше 2,5 миллионов жителей, среди которых были старики, женщины, дети. 
8 сентября 1941 года для ленинградцев наступил один из самых черных дней. 
Сомкнулось блокадное кольцо. Враг рассчитывал на то, что голод сломит воинов-защитников Ленинграда. Почти 900 дней Ленинград жил и боролся во вражеском кольце. Неимоверные трудности и страдания пережили ленинградцы в дни небывалой в истории блокады. Вся страна помогала мужественным защитникам города. 
учитель:

Посмотрите на карту! Если земля нарисована коричневым,

значит её, захватили фашисты. На коричневой земле

нарисована фашистская свастика. А там где, стоит

Красная Армия, нарисованы красные звёзды.

Слайд 14,15
учитель:

 Да, мы не скроем в эти дни

Мы ели земли, клей, ремни!

Но съев похлебку из ремней

Вставал к станку упрямый мастер

Чтобы точить орудий части

Необходимые войне

Но он точил пока рука

Могла производит движенья

И если падал – у станка,

Как падает солдат в сраженье

Слайд 16

учитель

В суровых условиях блокады и голода, бомбардировок и обстрелов рабочие Ленинграда не переставали выпускать продукцию обороны. Всего было выпущено и отремонтировано около 1500 танков, тысячи боевых и морских орудий, много боевых кораблей, 120 тысяч автоматов, 12 тысяч минометов и около 10 миллиардов снарядов и мин. 
Слайд 17

ученик:

Как только лед окреп, по Ладожскому озеру была проложена трасса. 13 ноября 1941года по ней отправился спешно собранный конно-транспортный батальон. Лошади не кормлены, многие еле тянут даже пустые сани. Часть повозок провалилось под лед, но первые десятки тонн муки были доставлены. Автоколонны полуторок шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому дорогу по Ладожскому озеру сначала прозвали «Дорогой смерти», но позже появилось другое название «Дорога жизни».
Учитель ( со слайда)17

Продовольствие в Ленинграде закончилось. А в городе около 2,5 млн. людей. Чем их кормить? Далеко за кольцом блокады есть продовольствие – мука, мясо, масло. Как их доставить? Только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Эта дорога шла по воде.

Слайд 18

Учитель ( со слайда)18

Самой страшной оказалась зима 1942 года. Только военно-автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера помогла выжить людям.

Слайд 19

30 км нужно проехать от Кобоны, чтобы оказаться на западном берегу. Недалеко от трассы замаскированы зенитные установки, проволочные и минные загражде-

ния, чтобы защищать дорогу от фашистских солдат. Не все машины доезжали до берега, многие проваливались под лёд вместе с продуктами.

Слайд 20

Эта дорога спасла от голода многих ленинградцев. На таких машинах перевозили хлеб по льду озера.

Слайд 21

Расчищали дорогу с помощью лошадей, по которой шли машины с хлебом.

Учитель:

Перевозки через Ладогу достигли необходимого размаха не сразу, а Хлебную порцию снизили так, что она составляла 250 граммов (для рабочих) и 125 граммов (для всех) в сутки.

Слайд 22
Такие объявления висели во всех булочных Ленинграда.

Слайд 23
Вглядитесь в эти фотографии - и вы поймёте, как жили ленинградцы первой

блокадной зимой. 125 граммов хлеба на целый день.

Слайд 24

Ученик:

В булочной очередь
У прилавка
Люди, как тени,
Нет шума и давки.
Хлеб отпускает
Им продавщица
И не должна
Ни на грамм ошибиться.
Кладет на весы
Драгоценные крошки.
До нормы еще
Не хватает немножко.
Весы показали –
Сто двадцать пять:
«Ну вот, а теперь
Можете забирать».
ученик:

Сама продавщица
Похожа на тень.
Шатаясь от голода,
Вновь целый день
Хлеб отпускать – 
Есть ли пытка страшней,
Но в слабых руках ее 
Жизни людей.
И снова режет хлеб

Продавщица, 
Боясь каждый раз
Хоть на грамм ошибиться.
слайд 25

Учитель
Именно так выглядел этот тяжелый, сырой кусочек

(учитель показывает кусочки хлеба).
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
Слайд 26

Блокада…. Далеко как это слово

От наших мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова –

Голодных умирающих детей.

Слайд 27

Дети, плача хлеба просили,

Нет страшнее пытки такой.

Ленинграда ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Инсценирование. (диалог детей).
(Стоит стол, на нем – свеча, железная кружка, листки бумаги.
За столом сидят два мальчика, одетые в шапки-ушанки, шарфы,
перчатки. Они что-то пишут.)
Фимка:
- Ой, как есть хочется!
Димка:
- Терпи! И мне хочется. Терплю ведь! Ты думаешь, хлеб теперь – это просто хлеб? Получил паек, сто двадцать пять граммов, и ешь сразу?
Фимка:
- А как же? Думай, не думай – хлеба больше не станет…
Димка:
- Не скажи…Паек-то можно есть по-разному.
Фимка:
- Как это по-разному?
Димка:
- Каждый человек, Фимка, должен сейчас найти самый «сытный» способ есть хлеб. Надо суметь, чтоб не сразу паек в животе оказался.
Фимка:
- Как это – самый «сытный»?
Димка:
- А так! Одни по крошечке едят, чтоб дольше хлеб во рту был. Другие режут паек на тоненькие пластинки. Отрежут и жуют.
Фимка:
- Нет, не могу я удержаться, Димка! Кусочек то такой ведь еще меньше. Съешь и не заметишь.
Димка:
- А вечером как?
Фимка:
- Вечером мама придет с работы. Посмотрит, вздохнет…Отрежет мне кусочек от своего пайка…На, скажет, ешь, голова садовая.
Димка:
- И ты ешь? Так она же работает…Ей же больше надо, чтобы силы сберечь…Будешь так дальше делать, Не стану с тобой дружить…Понял?
Фимка:
- Понял. Но есть-то так хочется…
Димка:
- Хочется, хочется!!! Мне вот на крышу хочется… На небо поглядеть – не летит ли фашистский «Юнкерс». Давай, шагай за мной…
- У нас с мамой полный порядок. «Получил паек, раздели на три кусочка, - говорит мама. – Утром кусочек – на завтрак. Днем кусочек – на обед. Вечером – еще кусочек, граммов сорок… Так и продержишься день…» 
Фимка:
- Я тоже паек на три части делить буду.
Димка:
- И правильно! Ты думаешь – бойцам много больше дают? Не очень-то. А они с фашистами дерутся. И мы с тобой тоже защитники Ленинграда, на боевом посту. Выходит, и нам надо держаться.
Учитель
Этот ломтик, эту темно-коричневую липкую массу, отдававшую горечью, трудно назвать хлебом. Она на 40 % состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.
слайд 28,29

Учитель:

Блокадный хлеб. Блокадная вода.

Блокадный путь под вьюгой ледяною-

Какой бессмертье куплено ценою-

Мой город не забудет никогда …

Слайд 30

учитель:

Голод не только отнимал физические силы. Дистрофия – тяжелая болезнь, уродующая и внешность, и психику человека. Многие сначала отекали, а затем усыхали. Человек постепенно превращался в скелет, обтянутый кожей, с неподвижным лицом, остановившимся взглядом. Притуплялся разум, терялась воля к сопротивлению, исчезало чувство опасности. 
Голод убивал. 

Слайд 31

Учитель
Всего в ноябре 1941 года голод унес свыше 11 тысяч жизней, в декабре – 53 тысячи, в марте – 90 тысяч. Люди замерзали на улицах, площадях, в подъездах домов, угасали в постели. Но, несмотря на эти ужасающие, нечеловеческие условия во многих школах Ленинграда проходили занятия.

Слайд 32

Ученик:
Я учился писать…
Мимо школы – колонны, колонны
Колыхались рекой
И впадали в невидимый фронт…
Я учился писать…
Лихорадочно били зенитки 
У войны отвоевывая
Островки тишины,
И таскал я в карманах
Тяжелые рваные слитки,
Как горячие метеориты войны.
Я учился писать
Где-то плавились танки.
Где-то люди кричали,
Умирая в огне и дыму…
Я учился писать
Изложения о Каштанке,
Я учился страдать
Над судьбою Герасима и Муму.
Я учился писать,
И хрустящие хлебные карточки
От себя отрывала
По клеточке
Мать,
Чтоб меня не тошнило,
Чтоб меня не шатало,
за партою…
Я учился писать!..
А.Передреев. 
Слайд 33

ученик.
1 сентября 1941 года многие дети пришли к своим школам, чтобы начать новый учебный год. Однако многие школы были отданы под госпитали, эвакопункты. 
Старшеклассники ушли на фронт. Многие из старших ребят с учителями уехали рыть противотанковые рвы, другие стали почтальонами – доставляли на места оборонительных работ почту и газеты, третьи работали в госпиталях. 
Занятия начались после октябрьских праздников. 
Из дневника ученика 7 «А» класса 140- ой школы: «3 ноября 1941 года. Первый день занятий в школе. Какое счастье! Школьные коридоры полны учеников. Прозвенел звонок! Он возвестил о начале нового 1941-1942 учебного года. Как много собралось желающих учиться! В наш класс пришло 54 человека. Парт не хватает. Первый день прошел спокойно. Воздушной тревоги не было».
ученик:
Еще осенью занимались дети всех классов, но зиму выдержали только старшеклассники. Школьники военных лет шли в школу не по мирным, тихим улицам – враг обстреливал их. 
Голодал весь город, было очень холодно. И все-таки они учились! И помогали друг другу. Хотя в декабре 1941 года был разрешено временно прекратить занятия, педагоги и ученики 39 ленинградских школ решили продолжать учебу. Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бедные и изможденные лица говорили о тяжелых страданиях. Урок продолжался 20-25 минут: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, т.к. в не отапливаемых классах мерзли не только худенькие детские ручонки, но и замерзали чернила. 
Рассказывая об этом времени, ученики 7 класса 148 школы писали в коллективном дневнике: «Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний свет с трудом пробивается сквозь небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода. Глаза слезятся от дыма, тяжело читать, а писать совершенно не возможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах». 
Ученики шатались от голода, у всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Ученик:

В школе 
Девчонка руки протянула
И головой –
На край стола
Сначала думали –
Уснула,
А оказалось –
Умерла.
Ее из школы на носилках
Домой 
Ребята понесли.
В ресницах у подруг
Слезинки
То исчезали, то росли.
Никто
Не обронил ни слова.
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья –
После похорон. 
Слайд 34

ученик:
Часто уроки прерывались воздушными тревогами – и ученики шли в бомбоубежище. Бывали дни, когда приходилось сидеть в бомбоубежище долгие часы, т. к. одна воздушная тревога сменялась другой. Но, несмотря ни на что, школьники Ленинграда продолжали учиться. 
А вот такое обещание дал Леня Степанов, ученик 4-ого класса 312 школы: «В третьем классе я учился на «отлично» и «хорошо». Теперь же буду учиться еще лучше. Это мое боевое задание. Обещаю всем нашим славным бойцам учиться только на «отлично»!» 
Приближался конец учебного года. Из 532 учащихся, окончивших десятые классы, 70 % выпускников имели «золотые аттестаты». 
И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились. Да, они учились несмотря ни на что, а вместе и рядом с ними навеки сохраниться в истории обороны города прекрасный, мужественный облик ленинградского учителя.
Слайд 35

учитель:

Город переживал трагические дни. Не было продуктов, прекратилась подача электроэнергии, вышли из строя водопровод и паровое отопление. Не работал городской транспорт. Топливо по ценности приравнивалось к хлебу. 
Город казался черным. Черные сугробы, узкие тропинки вдоль домов, снежные шапки на трамваях и троллейбусах. Тишина глухая, беспробудная. Но город жил.

Слайд 36, 36а

(Кадры кинохроники сменяются звучанием аудиозаписи Седьмой симфонии Д.Шостаковича).(громко)
Учитель(симфония звучит тихо)

12августа 1942 года в Большом зале филармонии, как и в довоенные времена, не был о ни одного свободного места. Почти все оркестранты были одеты в красноармейскую и краснофлотскую форму. Оркестр играл мощно и слаженно, слушатели напряженны и взволнованны. Исполняется Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, написанная в осажденном городе. Она посвящена Ленинграду и ленинградцам.

(симфония звучит громко)

Рассказ о Тане Савичевой и ее семье.

ученик
В блокадном Ленинграде вымирали целые семьи. Об этом свидетельствует дневник Тани Савичевой, которой было 11 лет, когда она осталась одна. Но у нее хватило сил и мужества вести его. 
слайд 37

учитель:

В осаждённом Ленинграде

Эта девочка жила.

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива:

Затаив на миг дыханье

Слышит мир её слова:

Ученик

«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года»

Слайд 38

Учитель:

А в ночи пронзает небо

Острый свет прожекторов

Дома нет ни крошки хлеба,

Не найдёшь полена дров.

От коптилки не согреться,

Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце

В сокровенном дневнике:

Ученик:

«Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942года.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года»

Слайд 39

Учитель:

Отшумела, отгремела

Орудийная гроза,

Только память то и дело

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянутся берёзки,

Пробивается трава,

А на скорбном Пискарёвском

Остановят вдруг слова:

Ученик:

«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942года.

Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942года»

Слайд 40

Учитель:

У планеты нашей сердце

Бьётся гулко, как набат.

Не забыть земле Освенцим,

Бухенвальд и Ленинград.

Светлый день встречайте, люди,

Люди, вслушайтесь в дневник:

Он звучит сильней орудий,

Тот безмолвный детский крик:

Ученик:

«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»

Учитель:

Таню, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась...

Слайд 41

учитель:

В мае 1972 года на могиле Тани Савичевой был открыт памятник.
Таня, Таня – тьме преграда,
Как набат – на всех наречьях,
В чутком сердце Ленинграда
Ты останешься навечно.
Слайд 42

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.

Скольких людей спасла эта дорога!

Слайд 43,44

Хлеб в Ленинград, а детей в тыл

За время трех волн эвакуации Ленинграда из города были вывезены в общей сложности 1,5 миллиона человек – почти половина всего населения города

 Сегодня с нами в экспедицию отправилась почётная гостья:

Соболева Лидия Михайловна В трёхлетнем возрасте она была эвакуирована из блокадного Ленинграда на большую землю по Дороге жизни. Предоставим ей слово.

слайд 45
Умирали – и говорили,

- Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли,

На колени не встали, нет!

"Слава и тебе, великий город, 
Сливший воедино фронт и тыл. 
В небывалых трудностях который
Выстоял. Сражался. Победил"


слайд 46
Войскам Ленинградского и Волховского фронта дан приказ: перейти в наступление, пробиваясь навстречу друг другу, разбить осаду города Ленина и соединиться.

слайд 47
После 7- дневных боёв войска Волховского и Ленинградского фронтов

соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда.

слайд 47, 48
За залпом залп, гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Не утешать людей не надо.

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом.

слайд 49
900 дней выдержали ленинградцы и победили!

27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

учитель (на фоне «Журавли»)

Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. В честь героических защитников Ленинграда

Слайд 50

Посажена аллея белоствольных берёзок. Здесь 900 берёз, их столько, сколько было дней суровых…

Слайд 51

установлены монументы, обелиски, мемориальные доски, где всегда лежат живые цветы.

Слайд 52

Пискаревское мемориальное кладбище – место массовых захоронений ленинградцев, погибших в годы блокады города, и воинов ленинградского фронта, погибших в годы Великой Отечественной войны. В братских могилах покоится главным образом гражданское население, их 500 тысяч. 
Слайд 53

учитель
9 мая 1960 года на кладбище открыт мемориальный ансамбль. Это памятник тем, кто пал в борьбе за свой город. Горит светильник Славы – Вечный огонь. Его доставили с Марсова поля. Торжественно-величавый вход образуют два павильона. На гладких стенах павильонов, на мраморных стенах бронзовые строчки: «Вам, беззаветным защитникам нашим, жертвам блокады Великой войны» - на одной стене «Память о вас навсегда сохранит Ленинград благодарный. Вечен ваш подвиг в сердцах поколений грядущих» - на другой… 
Слайд 54

учитель:
Большие прямоугольники братских могил. Их много. Они тянутся рядами справа и слева. Вдоль братских могил тянется трехсотметровая центральная аллея, в конце которой – большая фигура Матери-Родины. Вместе со всеми она скорбит о своих сыновьях и дочерях, погибших в годы войны. За статуей расположена могучая гранитная стена, у подножья которой высечены слова:
Здесь лежат ленинградцы. 
Здесь горожане – мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты – красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград.
Так пусть же перед жизнью бессмертною вашей 
На этом печально торжественном поле
Вечно склоняет знамена народ благодарный.
Родина-Мать и город-герой Ленинград. 
учитель

слайд 55 (вечный огонь)

Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим, 
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим (В. Суслов)

Минута молчания

учитель

Время безжалостно. Память о войне, о БЛОКАДЕ, как и любая человеческая память, постепенно стирается. Проходят годы, и все меньше и меньше остается  ленинградцев - блокадников. Самое страшное, что с их уходом уходит память.   И все же мы очень надеемся, что эта память станет частичкой и вашей жизни, и  не оборвется эта ниточка, связывающая нас с тяжелейшими днями жизни Великого города, Великой страны.   

учитель:

Четыре года шла война – это 1418 дней и ночей! 34 тысячи часов и 27 миллионов погибших, вы только представьте - если по каждому из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать 51 год.


(День Победы куплет + припев)

Учитель:

Дорогой ценой завоевано наше счастье. 70 лет… как это далеко и как это близко… совсем скоро, 9 мая вся страна, каждый её житель от мала до велика с гордостью примет участие в торжественном параде, посвящённом Дню великой победы!

Слайд 56 (выставка книг, летопись ВОВ)

Учитель

В нашей школе так заведено, что ни одно  воображаемое путешествие, экспедиция, заочная экскурсия не проходят без участия библиотекаря. И сегодня Елена Алексеевна познакомит нас с литературой о Великой Отечественной войне, имеющейся в арсенале школьной библиотеки.

(выставка книг)

Слайд 57 (мир)

Ученик

 Забыть прошлое - значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.

ученик:

 Нет, ни нам, ни нашим детям забывать об этом нельзя.

ученик: 

Мы, молодое поколение России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее.

ученик:

 Никогда не забудем мы тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и  счастье для грядущих поколений. Обещаем упорно учиться, чтобы быть достойными нашей великой Родины, нашего героического народа.

учитель

Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!
Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна.
И как огонь с водой несовместимы,
Несовместимы дети и война!

Ученик:

По-разному зовутся дети, -

Нас очень много на планете.

Есть Вани, Гансы, Джоны,-

Детей повсюду миллионы!

Ученик:

Хотим под мирным небом жить,

И радоваться, и дружить,

Хотим, чтоб всюду на планете

Войны совсем не знали дети!

Ученик:

Я вас призываю, нам всем это нужно!

Пускай на земле, будет мир, будет дружба,

Пусть солнце лучистое всем нам сияет,

А войн – никогда и нигде не бывает!!!

(песня «Солнечный круг»)

Слайд 1

учитель

Вот и закончилась наша экспедиция. С какими находками мы  с вами возвращаемся  из неё? Мы привезли с собой из экспедиции замечательные экспонаты. Можно создать свой музей памяти, нашей с вами памяти.

Учитель:

Память – это преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. Память нужна не только тем, кто выстоял и пережил, нужнее  всего она нам, чтобы мы знали цену жизни, дорожили ею.

- и мы желаем вам, ребята, через всю жизнь пронести память о подвигах отцов и дедов наших, не забывайте трагические страницы истории и суровые уроки прошлого, ведь за них заплачено дорогой ценой.

-Учитесь быть твердыми в своих убеждениях, мудрыми в поступках. Ведь от вас, молодых, зависит будущее и маленькой нашей республики, и страны в целом.

Именно вам продолжать дела и подвиги старшего поколения. Я верю, что сын отца сумеет заменить, ведь страшен танк, сошедший с пьедестала. Берегите мир.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Белашова Евгения Васильевна

Дата: 11.10.2017

Номер свидетельства: 431935

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Поисковая экспедиция «Тропой памяти» "
    ["seo_title"] => string(39) "poiskovaia-ekspieditsiia-tropoi-pamiati"
    ["file_id"] => string(6) "196075"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427995330"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Поисковая экспедиция «Тропой памяти». Интегрированный урок    «Был город – фронт, была блокада…» (бессмертным защитникам Ленинграда посвящается) "
    ["seo_title"] => string(151) "poiskovaia-ekspieditsiia-tropoi-pamiati-intieghrirovannyi-urok-byl-ghorod-front-byla-blokada-biessmiertnym-zashchitnikam-lieninghrada-posviashchaietsia"
    ["file_id"] => string(6) "196067"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427994376"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства