kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поэтический вечер по творчеству Смелякова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поэтический вечер к  100 – летию со дня рождения Я. Смелякова

Чтец : « Классическое стихотворение»

Вед.:27 ноября 1972 года перестало биться сердце Ярослава Васильевича Смелякова. Поэта, который известен каждому советскому человеку яркими стихами, но люди даже не подозревают, чьему перу принадлежат те или иные строки.

8 января 2013 – столетие этого некогда знаменитого, а в последние годы будто бы совсем забытого поэт

Но!. Кажется, его поэзия обрела новое дыхание, строки, написанные более полувека назад, в СССР, потрясают сердце, потому что не сомневаешься в их искренности.

Стих.: « Земля» ( запись самого поэта)

Вед.: Вот один из трогательных эпизодов культовой комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» тот, где он декламирует стихи своей знакомой незнакомке.( отрывок из фильма)

Чтец : « Хорошая девочка Лида:

Вед.: Эти стихи написаны поэтом, которого называли в то время «Онегиным с фабричной окраины». И в самом деле, разве могут оставить кого-нибудь равнодушными строки из того же стихотворения «Хорошая девочка Лида», когда поэт рассказывает о том, на какой подвиг готов мальчишка ради этой светлой, чистой любви?

Вед.: Когда Шурик в середине 60-х годов ХХ века произносил эти строки с экранов кинотеатров (фильм вышел в прокат в 1965 году), создавалась полная иллюзия того, что стихотворение было специально написано к фильму, чтобы лучше охарактеризовать лиричность героя. Но это далеко не так. Строки были написаны в последний предвоенный год, они-то и щемящие такие, может быть, оттого, что поэты, как ясновидящие, гораздо тоньше чувствуют время.

Вед.: Смеляков был в полном смысле слова самородком: вышел из провинциальной рабочей среды, рос в деревне, учился в фабрично-заводской школе; литературе не учился. Он вынес судьбу своего многострадального поколения: сидел, воевал, снова сидел. Антисоветчиком не стал, хотя, конечно, многое видел и понимал; кажется очевидным, что Россия и Советский Союз сливались для него воедино, а Родину любил он бесконечно. Но главное, конечно, не идеи и чувства, а удивительная простота и органичность его стихов, которую принято называть пушкинской легкостью, или, если угодно, совершенством.

Чтец : « Пейзаж»

Кстати, и стихотворение «Если я заболею, к врачам обращаться не стану» тоже написано Смеляковым в 1940 году. И суть всего стихотворения сводится не к недоверию к людям в белых халатах, которое сейчас расцвело махровым цветом, а к тому, что за их помощью нужно обращаться только в самых исключительных случаях, в остальном же не надо роптать на судьбу.


Вед.: …Родился поэт 26 декабря 1912 (8 января 1913 н.с.) в Луцке в семье железнодорожного рабочего. С началом Первой мировой войны, когда отец ушел на фронт, Славу отдали в деревню на воспитание к бабушке. Но как только мальчишка подрос, он решил покинуть родные места и «без страха и упрека» прибыл в Москву. Здесь он поступил в семилетку, а после ее окончания решил продолжить образование в полиграфической фабрично-заводской школе. Именно здесь он активно начал публиковать свои стихи, для начала в цеховой газете, писал обозрения для агитбригады.

Он не хотел оставаться самоучкой. Он охотно посещал литературные кружки при «Комсомольской правде» и «Огоньке», а его стихотворение «Любка» (кое-где оно идет, как «Любка Фейгельман») стало культовым для студентов середины 30-х годов. Его переписывали в тетрадочки, цитировали, и в те времена оно по популярности соперничало со стихами куда более именитых авторов.

Чтец : «Любка»
Вед.: Вот только хулиганом он был отъявленным. Однажды справил малую нужду на портрет Сталина, когда «произведение искусства» хотели поднять на веревках на высокое здание. От смерти его спасло только то обстоятельство, что на дворе шел 1934 год. А в грозном 1937-м он как раз вышел на свободу. Чтобы снова оказаться за решеткой за непочтительное отношение к Сталину…


Чтец : « Если я заболею, к врачам обращаться не стану …»

Вед.: Война расставила все по своим местам.Смеляков вполне мог устроиться в какую-нибудь дивизионную, армейскую или фронтовую газету. Но вспомним его строки «Я ходил напролом». Он и пошел напролом, рядовым. Попал в окружение на Карельском перешейке, вместе со своими боевыми товарищами попал в финский плен, где находился до 1944 года. Причем финны очень скоро разобрались, что перед ними неординарный человек, его освободили из концлагеря и отправили работать на ферму в качестве военнопленного. Благодаря этому он и выжил.

По возвращении из финского плена его ожидал сталинский лагерь. И эта «ходка» оказалась не последняя. Однажды молодые поэты заявились к нему домой, и наперебой начали читать хвалебные стихотворные оды Сталину. Смеляков вытолкал их взашей и вдобавок спустил с лестницы. Об этом доложили куда следует…

Чтец : « Попытка завещания»

Вед.: Смеляков оказался «в казенной шапке, в лагерном бушлате, полученном в интинской стороне, без пуговиц, но с черною печатью, поставленной чекистом на спине». Эти строки были написаны им в 1953 году, в заполярной Инте, печально прославившейся своими лагерями. Упоминаемая черная печать – это лагерный номер Смелякова: Л-222.

В лагерной многотиражке «Уголь стране» он вел своеобразный семинар поэзии для заключенных. Просидел Смеляков до 1955 года, возвратившись домой по амнистии (еще не реабилитированный), в огромном потоке освобожденных из тюрем людей: «До Двадцатого до съезда жили мы по простоте безо всякого отъезда в дальнем городе Инте…»

Чтец: « Земляки»

Вед.: Смеляков вернулся в уже пустую квартиру (жена Дуся заочно развелась с ним, выйдя замуж за жокея московского ипподрома Бондаревского).

Он много писал, печатался, «и стал теперь в президиумы вхож». Как запоздалый жидкий дождичек, что без пользы льется на раскаленную солнцем землю, посыпались на Смелякова ордена и прочие государственные отметины. За сборник «День России» (1967) ему дали Госпремию СССР.

Выходит его поэтический сборник «Избранные стихи» (1957) и поэма «Строгая любовь» (1956), посвященная молодежи 1920-х годов. Поэма, частично написанная еще в лагере, получила широкое признание. Данные произведения отличаются простотой и ясностью стиха, в которых ощущается тяготение автора к монументальности изображения и социально-историческому осмыслению жизни.

Чтец : « Анна Ахматова»

Вед: В произведениях позднего периода эти тенденции получили наиболее полное развитие. Одной из основных тем творчества Смелякова стала тема преемственности поколений и комсомольских традиций – это сборники «Разговор о главном» (1959), «День России» (1967), «Товарищ Комсомол» (1968), «Декабрь» (1970), комсомольская поэма «Молодые люди» (1968) и другие. Посмертно были изданы «Мое поколение» (1973) и «Служба времени» (1975).

Также Смеляков занимался переводами с украинского, белорусского и других языков, он автор публицистических и критических статей. Лауреат Государственной премии СССР, премии Ленинского комсомола, награжден 3 орденами.

Умер Смеляков еще нестарым человеком, месяц не дожив до шестидесятилетия. Не прибавила здоровья Ярославу Васильевичу ни новая жена, ни новая квартира на Ломоносовском проспекте, ни бывшая фадеевская дача, на которой он жил в Переделкине. А наиболее пронзительные стихи увидели свет уже после его смерти, в перестройку. И среди них выделяется одно – о его первом следователе

Чтец: « Послание Павловскому»

Вед: Кажется, что все круги ада прошел этот человек: война, плен, лагеря, но не утратил человеческого достоинства.

Чтец: « Памятник»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поэтический вечер по творчеству Смелякова »

Поэтический вечер к 100 – летию со дня рождения Я. Смелякова

Чтец : « Классическое стихотворение»

Вед.:27 ноября 1972 года перестало биться сердце Ярослава Васильевича Смелякова. Поэта, который известен каждому советскому человеку яркими стихами, но люди даже не подозревают, чьему перу принадлежат те или иные строки.

8 января 2013 – столетие этого некогда знаменитого, а в последние годы будто бы совсем забытого поэт


Но!. Кажется, его поэзия обрела новое дыхание, строки, написанные более полувека назад, в СССР, потрясают сердце, потому что не сомневаешься в их искренности.

Стих.: « Земля» ( запись самого поэта)


Вед.: Вот один из трогательных эпизодов культовой комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» тот, где он декламирует стихи своей знакомой незнакомке.( отрывок из фильма)

Чтец : « Хорошая девочка Лида:

Вед.: Эти стихи написаны поэтом , которого называли в то время «Онегиным с фабричной окраины». И в самом деле, разве могут оставить кого-нибудь равнодушными строки из того же стихотворения «Хорошая девочка Лида», когда поэт рассказывает о том, на какой подвиг готов мальчишка ради этой светлой, чистой любви?

Вед.: Когда Шурик в середине 60-х годов ХХ века произносил эти строки с экранов кинотеатров (фильм вышел в прокат в 1965 году), создавалась полная иллюзия того, что стихотворение было специально написано к фильму, чтобы лучше охарактеризовать лиричность героя. Но это далеко не так. Строки были написаны в последний предвоенный год, они-то и щемящие такие, может быть, оттого, что поэты, как ясновидящие, гораздо тоньше чувствуют время.


Вед.: Смеляков был в полном смысле слова самородком: вышел из провинциальной рабочей среды, рос в деревне, учился в фабрично-заводской школе; литературе не учился. Он вынес судьбу своего многострадального поколения: сидел, воевал, снова сидел. Антисоветчиком не стал, хотя, конечно, многое видел и понимал; кажется очевидным, что Россия и Советский Союз сливались для него воедино, а Родину любил он бесконечно. Но главное, конечно, не идеи и чувства, а удивительная простота и органичность его стихов, которую принято называть пушкинской легкостью, или, если угодно, совершенством.


Чтец : « Пейзаж»


Кстати, и стихотворение «Если я заболею, к врачам обращаться не стану» тоже написано Смеляковым в 1940 году. И суть всего стихотворения сводится не к недоверию к людям в белых халатах, которое сейчас расцвело махровым цветом, а к тому, что за их помощью нужно обращаться только в самых исключительных случаях, в остальном же не надо роптать на судьбу.



Вед.: …Родился поэт 26 декабря 1912 (8 января 1913 н.с.) в Луцке в семье железнодорожного рабочего. С началом Первой мировой войны, когда отец ушел на фронт, Славу отдали в деревню на воспитание к бабушке. Но как только мальчишка подрос, он решил покинуть родные места и «без страха и упрека» прибыл в Москву. Здесь он поступил в семилетку, а после ее окончания решил продолжить образование в полиграфической фабрично-заводской школе. Именно здесь он активно начал публиковать свои стихи, для начала в цеховой газете, писал обозрения для агитбригады.

Он не хотел оставаться самоучкой. Он охотно посещал литературные кружки при «Комсомольской правде» и «Огоньке», а его стихотворение «Любка» (кое-где оно идет, как «Любка Фейгельман») стало культовым для студентов середины 30-х годов. Его переписывали в тетрадочки, цитировали, и в те времена оно по популярности соперничало со стихами куда более именитых авторов.


Чтец : «Любка»

Вед.: Вот только хулиганом он был отъявленным. Однажды справил малую нужду на портрет Сталина, когда «произведение искусства» хотели поднять на веревках на высокое здание. От смерти его спасло только то обстоятельство, что на дворе шел 1934 год. А в грозном 1937-м он как раз вышел на свободу. Чтобы снова оказаться за решеткой за непочтительное отношение к Сталину…


Чтец : « Если я заболею, к врачам обращаться не стану …»


Вед.: Война расставила все по своим местам .Смеляков вполне мог устроиться в какую-нибудь дивизионную, армейскую или фронтовую газету. Но вспомним его строки «Я ходил напролом». Он и пошел напролом, рядовым. Попал в окружение на Карельском перешейке, вместе со своими боевыми товарищами попал в финский плен, где находился до 1944 года. Причем финны очень скоро разобрались, что перед ними неординарный человек, его освободили из концлагеря и отправили работать на ферму в качестве военнопленного. Благодаря этому он и выжил.

По возвращении из финского плена его ожидал сталинский лагерь. И эта «ходка» оказалась не последняя. Однажды молодые поэты заявились к нему домой, и наперебой начали читать хвалебные стихотворные оды Сталину. Смеляков вытолкал их взашей и вдобавок спустил с лестницы. Об этом доложили куда следует…


Чтец : « Попытка завещания»

Вед.: Смеляков оказался «в казенной шапке, в лагерном бушлате, полученном в интинской стороне, без пуговиц, но с черною печатью, поставленной чекистом на спине». Эти строки были написаны им в 1953 году, в заполярной Инте, печально прославившейся своими лагерями. Упоминаемая черная печать – это лагерный номер Смелякова: Л-222.

В лагерной многотиражке «Уголь стране» он вел своеобразный семинар поэзии для заключенных. Просидел Смеляков до 1955 года, возвратившись домой по амнистии (еще не реабилитированный), в огромном потоке освобожденных из тюрем людей: «До Двадцатого до съезда жили мы по простоте безо всякого отъезда в дальнем городе Инте…»


Чтец: « Земляки»


Вед.: Смеляков вернулся в уже пустую квартиру (жена Дуся заочно развелась с ним, выйдя замуж за жокея московского ипподрома Бондаревского).

Он много писал, печатался, «и стал теперь в президиумы вхож». Как запоздалый жидкий дождичек, что без пользы льется на раскаленную солнцем землю, посыпались на Смелякова ордена и прочие государственные отметины. За сборник «День России» (1967) ему дали Госпремию СССР.

Выходит его поэтический сборник «Избранные стихи» (1957) и поэма «Строгая любовь» (1956), посвященная молодежи 1920-х годов. Поэма, частично написанная еще в лагере, получила широкое признание. Данные произведения отличаются простотой и ясностью стиха, в которых ощущается тяготение автора к монументальности изображения и социально-историческому осмыслению жизни.


Чтец : « Анна Ахматова»


Вед: В произведениях позднего периода эти тенденции получили наиболее полное развитие. Одной из основных тем творчества Смелякова стала тема преемственности поколений и комсомольских традиций – это сборники «Разговор о главном» (1959), «День России» (1967), «Товарищ Комсомол» (1968), «Декабрь» (1970), комсомольская поэма «Молодые люди» (1968) и другие. Посмертно были изданы «Мое поколение» (1973) и «Служба времени» (1975).

Также Смеляков занимался переводами с украинского, белорусского и других языков, он автор публицистических и критических статей. Лауреат Государственной премии СССР, премии Ленинского комсомола, награжден 3 орденами.

Умер Смеляков еще нестарым человеком, месяц не дожив до шестидесятилетия. Не прибавила здоровья Ярославу Васильевичу ни новая жена, ни новая квартира на Ломоносовском проспекте, ни бывшая фадеевская дача, на которой он жил в Переделкине. А наиболее пронзительные стихи увидели свет уже после его смерти, в перестройку. И среди них выделяется одно – о его первом следователе

Чтец: « Послание Павловскому»


Вед: Кажется, что все круги ада прошел этот человек: война, плен, лагеря, но не утратил человеческого достоинства.


Чтец: « Памятник»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Поэтический вечер по творчеству Смелякова

Автор: Бочкова Татьяна Александровна

Дата: 10.03.2015

Номер свидетельства: 183891


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства