Поэтическая гостиная «Мы – дети солнца»
Белобородова Людмила Геннадьевна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ с.Сикияз
Цель мероприятия: подвести детей к осознанию сопричастности к культурно–историческому наследию страны, ее современной жизни через раскрытие и совершенствование собственного творческого потенциала.
Задачи:
- способствовать эстетическому и духовно-нравственному развитию личности, раскрытию творческих способностей;
- пробудить интерес к творчеству сикиязских поэтов;
- способствовать формированию художественного вкуса подростков, развитию потребностей в творческом самовыражении;
- приобщение подростков к культурным ценностям родного села, расширение кругозора, формирование позитивного мировоззрения.
- предоставление возможности каждому ребенку участвовать в коллективном творческом деле;
- создание ситуации успеха для развития творческой атмосферы в классе;
- помочь ребятам понять, почему поэты обращались к образу солнца.
Предшествующая работа.
1. Проведение «мозгового штурма» по подготовке мероприятия (создание творческих групп, распределение обязанностей и т.д.)
2. Работа в творческих группах (подбор иллюстративного материала, музыкального озвучивания, создание электронных презентаций и художественного оформления и т.д.)
3. Индивидуальная работа кл.руководителя с участниками мероприятия.
4. Подготовка поэтической композиции, в которой прозвучали стихи таких известных поэтов, как Бунина, Ахматовой, Бальмонта, Самойлова. Менее известных, но не менее талантливых Мартынова, Михалёва и др.
5. Подготовка к прочтению вслух одного-двух любимых стихотворений
Оборудование и оформление: ПК, медиапроектор, экран, музыкальный центр, воздушные шары, буквы, надписи с цитатами, бел скатерть, подсвечник, сувениры, буклеты, выставка рисунков
Ход мероприятия.
Класс празднично украшен. Возле доски располагается девиз гостиной.
Звучит музыка, ученики рассаживаются на стулья, стоящие полукругом, появляются ведущие.
Ведущий 1: Всем-всем добрый день!
Ведущий 2: Всем-всем лучезарных улыбок и хорошего настроения!
Ведущий 1: Потому что сегодня действительно добрый день!
Учитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Я рада приветствовать всех в нашей творческой гостиной. И по нашей доброй традиции давайте зажжем свечу – символ нашего большого классно-семейного очага, символ творчества и вдохновения. (Звучит фонограмма песни А. Макаревича «Пока горит свеча», ведущий зажигает свечу)
Учитель: Что ж, все традиции соблюдены, можно начинать. Поговорим?
Ведущий 1: О чем?
Учитель: О разном и о прочем.
Ведущий 2: О том, что хорошо?
Ведущий 1: (со вздохом) И хорошо не очень…
Учитель: Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно. Поговорим?
Ведущий 2: Поговорим!
Ведущий 1: Вдруг, будет интересно?!
Учитель: Будет ли интересно, мы обязательно узнаем в конце, но мы пока не знаем даже под каким девизом пройдет гостиная, а все дело в том, что слова девиза перепутались и нужно срочно исправить положение. Предлагаю этим заняться знатокам русского языка.
(10 класс прикрепляет девиз на доску, звучит музыка)
Учитель: Итак, девиз нашей гостиной – это цитата «поэта с утренней душой» - как сказал о Бальмонте другой поэт – Александр Блок:
Люди Солнце разлюбили,
Надо к Солнцу их вернуть
Ведущий 1: Ребята! Я приглашаю вас в литературную гостиную, посвящённую нам с вами, ведь все мы - Дети солнца.
Ведущий 2: Вспоминается малоизвестное, но прекрасное стихотворение Ивана Бунина:
…Заслонив свечу рукою,
Снова вижу, как во мне
Жизнь рубиновою кровью
Нежно светит на огне.
Голубое основание,
Золотое остриё…
Ведущий 1: Неожиданно резко поэт заключает:
Сердцем помню только детство,
Остальное – не моё…
Ведущий 2: Детство – это самая лучшая пора в жизни человека.
От того, как сложится детство у ребёнка, зависит его дальнейшая жизнь.
Чтец первый: О.Дриз
Есть такая страна
Заветная,
Необычная,
Семицветная.
Если в ней не бывали
Раньше вы,
Знайте:
Леса там оранжевые,
Море сладкое там,-
Не солёное,
Как весёлое небо
Зелёное!
Эта страна
Заветная –
Детство моё
Семицветное.
Ведущий 2: Я предлагаю вам обратиться к старинной игре – буриме. Вам сейчас раздадут листки с несколькими парами рифмующихся слов. Ваша задача – написать стихотворение, использовав данные рифмы, а в завершение гостиной мы надеемся их услышать
Ведущий 1:Я познакомлю вас с этими рифмами.
Вот они: скажи – жизнь, счастье – участье, чтенье – ученье, свет – поэт, солнце – оконце.
(На экран проецируются слайды с изображением портретов поэтов. На фоне каждого слайда звучит текст.)
Ведущий 2: Детство – время золотое
И волшебные мечты.
Детство – это мы с тобою,
Детство – это я и ты
Чтец второй: В.Орлов «Когда на планете хозяева – дети…»
На свете живут
Разноцветные дети,
Живут на одной
Разноцветной планете.
И эта планета
На все времена
У всех разноцветных
Всего лишь одна!
Кружится планета,
Большая планета,
Ладонями солнца
Она обогрета.
Но греют планету
Намного теплей
Улыбки и смех
Разноцветных детей.
Ведь правда, друзья,
Хорошо на планете,
Когда на планете
Хозяева – дети!
Ведущий 2:
Нам вспомнится не раз
Та добрая планета,
Где с лучиками глаз
Встречаются рассветы,
Ведущий 1:
Где чудеса живут,
Волшебники и феи,
Где ярче мир вокруг
И звонче птичьи трели.
Ведущий 2: Как все-таки жаль, что не вернутся дни счастливого детства! И каждому из нас хочется хоть на мгновение оказаться там, в этой маленькой стране под названием «Детство»!
Ведущий 1:
Кораблик детства уплывает в детство.
Белые большие трубы скошены назад.
Дайте наглядеться, на прощанье наглядеться,
Дайте мне наслушаться, как они гудят!
Ведущий 2:
Ветерок на палубе тронул чьи-то волосы,
На щеке блеснула вдруг непослушная слеза.
Как безумно хочется, мне, поверьте, очень хочется
Время быстротечное повернуть назад!
Ведущий 1: Давайте, сегодня попробуем совершить чудо и повернуть время вспять. Вспомним детство золотое!
Ведущий 2:
Дайте детству наиграться
Вдоволь, досыта, не вкратце
Дайте дождиком умыться,
Дайте, как цветку открыться...
Ведущий 1:.
Душу детскую щадите
Пуще глаза берегите.
Зря за шалость не корите
Ни родитель, ни учитель
Дайте детству наиграться,
Насмеяться, наскакаться.
Ведущий 2: Счастливая, невозвратимая пора детства! Как нам не любить воспоминания о ней?
Слово учителя.
Детство... Яркий луч памяти нашей обращен к нему, высвечивая далекие и, казалось бы, забытые лица, имена, предметы, запахи и ощущения. Вот память рисует нам дорогие и узнаваемые прежде других черты отца и матери. Именно с них, с матери и отца начинается для нас познание жизни. Вот приходят в сознание другие лица и отождествленные с ними имена, а значит, и первые - на слух! — соприкосновения с родным языком, с родимой речью. Вот предметы — спорно неизвестные и лишь постепенно обретающие для нас смысл, назначение, открывающие нашу зависимость от них, их необходимость, их принадлежность нам или другим. А запахи? Запах материнского тепла, запахи своего и чужого дома, запахи улицы, деревьев, земли, первых книг...
И из всего этого: из лиц, имен, предметов, запахов, ощущений — постепенно, день за днем складывалась, собиралась, как в некой мозаике, удивительная по своей гармоничности картина твоего детства, картина начала твоей жизни, с самыми первыми и оттого самыми сильными и категоричными представлениями о доброте, честности, красоте человека,
Родившись, добавим мы, человек принадлежит со всей гармонией, которая заложена в него с первых минут его бытия, и своему времени, и той земле, где он появился на свет. И потому вместе с вечными и прекрасными понятиями доброты и правды он постигает и характерные для своего времени проявления несправедливости человеческих отношений, несовершенства мира, к нему приходят первые обиды и первые разочарования. И ему открывается многокрасочность, многообразие, многозвучие мира. Первый шаг за порог своего дома первое познание Родины, которая сливается в детском сознании с матерью и отцом, с отчим домом, со всем самым светлым, что узнал и почувствовал маленький человек: и свою еще столь небольшую, но так густо насыщенную впечатлениями жизнь.
Детство. Особая страна на карте человечества. Воздух детства, воздух, отчего дома во многом определяют и всю нашу последующую жизнь, и наше отношение к близким и далеким людям к своей стране, наконец, к самой цели нашего существования. В русской поэзии и народной, и классической, и советской - образ детства неразрывен с образами семьи и дома, с образами родной природы и жизни своего народа.
В нем, в детстве - первичное, постижение Родины, начальные ростки нашей отзывчивости, нашей душевной щедрости, нашего патриотизма. Пушкинские и некрасовские строки о крестьянском мальчике, строки-воспоминания о собственном детстве Вяземского, Баратынского, Тютчева. Кольцова. Полонского. Никитина - все это вошло и в наше детство, откликнулось в нас причастностью к родному народу, к его истории, стало
неоспоримым свидетельством нашей с ним кровной, нерасторжимой связи
Такой же прочной, такой же родственной связью явилось нам в свой черед и наше знакомство с сельскими и городскими детьми предреволюционных лет России по стихам Бальмонта, Есенина. Брюсова. Городецкого; с детьми первых лет Советской власти и гражданской войны, с пионерией двадцатых-тридцатых годов по 8 произведениям Маяковского, Багрицкого, Уткина, Светлова. Исаковского...
С каждым годом человек все дальше и дальше отодвигается от детства. Но зато и с каждым годом все явственнее, все объемнее становится его память об этой поре. Не случайно строки о детстве в поэзии всегда самые естественные, самые искренние. И, может быть, человек, способный на протяжении своей жизни сохранять в себе ощущение детства, наделенный особым слухом, чтобы понимать ребенка и говорить с ним на его языке, может быть, такой человек чудодейственным образом защищен от старости.
Мы с вами, уважаемые учителя, точно защищены от старости.
...Шестьдесят с лишним лет мы и наши дети живем мирной жизнью. Подошли к рубежам зрелости те, кто родился после войны. И все-таки до сих пор, и все-таки с каждым годом все тревожнее думаем мы о будущем наших детей, о судьбах наших потомков. В мире, где не истреблена до конца опасность войны, слишком хрупкой нитью связаны мы с нашим грядущим днем. Уберечь этот день, обеспечить в нем жизнь наших детей - не рожденных пока девочек и мальчиков — наша главная задача. И нет сегодня задачи важнее, насущнее, ответственнее. Ведь это для них, нынешних и будущих, синеглазых и кареглазых, смешливых и задумчивых, робких и озорных,— для них, самых дорогих наших, именно для них светлые, прекрасные глубины нашей поэзии. Глубины, в которых чистыми и звонкими родниками бьются стихи о таком далеком и о таком близком подчас о незнакомом, но всегда об узнаваемом детстве многих российских поколений. Многих, для которых воздух детства и отчего доме неизменно сливались в очищающий и возвышающий воздух любви и доброты, и животворный воздух своей земли, своего Отечества.
(Татьяна КУЗОВЛЕВА)
Ведущий 2: Одно из самых замечательных свойств на свете – это умение удивляться и радоваться. Увидеть солнце, показавшее свой краешек над горизонтом, и удивиться – какое сияние встаёт над тихой землёй. Увидеть летящий самолёт и удивиться – как вытягивается в небе серебряная стрелка.
Ведущий 1: Дети удивляются и радуются больше всех, это понятно – подрастая, мы узнаём огромный, неожиданный мир. Помогают нам в этом прекрасные поэты.
Чтец третий: Николай Заболоцкий «Детство»
Огромные глаза, как у нарядной куклы,
Раскрыты широко. Под стрелами ресниц.
Доверчиво-ясны и правильно округлы,
Мерцают ободки младенческих зениц.
На что она глядит? И чем необычаен
И сельский этот дом, и сад, и огород,
Где, наклонясь к кустам, хлопочет их хозяин.
И что-то вяжет там, и режет, и поет?
Два тощих петуха дерутся на заборе.
Шершавый хмель ползет по столбику крыльца.
А девочка глядит. И в этом чистом взоре
Отображен весь мир до самого конца.
Он, этот дивный мир, поистине впервые
Очаровал ее, как чудо из чудес,
И в глубь души ее, как спутники живые,
Вошли и этот дом, и этот сад, и лес.
И много минет дней. И боль сердечной смуты,
И счастье к ней придет. Но и жена и мать,
Она блаженный смысл короткой той минуты
Вплоть до седых волос все будет вспоминать.
Ведущий 2: Стихи у них то задушевные, то озорные, неотразимо певучи и лиричны, и в этом их главная сила.
Ведущий 1: Нет ни одного человека, рано или поздно не задававшего себе
и другим вопрос: ” что, значит, быть счастливым?”.
Ведущий 2: А быть счастливым желает каждый, только каждый по – своему.
Ведущий 1: В чем видите вы счастье? (вопрос к ребятам).
У нас в гостях много взрослых гостей. Хочется, чтобы и вы тоже ответили на мой вопрос.
Ведущий 1:
Итак, мы убедились, что в поэзии самое главное – чувства, душевные переживания поэта. А поэта волнует всё, что происходит в мире, и он об этом пишет так, что и мы все это чувствуем, переживаем, волнуемся
и … делаемся лучше.
Ведущий 2:Родина - самое святое, что есть у каждого человека. Родина – это богатство, бесценное сокровище, которое человек получает в подарок от судьбы в начале своей жизни раз и навсегда.
Чтец четвертый: Виктор Коротаев «Прекрасно однажды в России родиться…»
Прекрасно однажды в России родиться
Под утренний звон золотого овса!
твоё появленье приветствуют птицы.
Сверкают, на солнце искрясь, небеса.
Пока озабочены снами твоими,
Ромашки гадают о новой судьбе
И ветром достойное ищется имя -
Кукушка пророчит бессмертье тебе.
Ещё и усы не подкручивал колос -
Уже для тебя начались чудеса:
Тебе ручеек предлагает свой голос,
А лен зацветающий — дарит глаза,
Твой смех — колокольчик,
Роса — твои слезы,
Прическу — густая, волнистая рожь,
И статность тебе обещает береза:
Когда пожелаешь,
Тогда и возьмешь.
Спешит к тебе каждый с особенным даром;
Бери, примеряй, запасайся, владей.
А плата... какая?
Расти благодарным
Да будь всюду верным
Природе своей.
Ведущий 1:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить”,-
писал великий русский поэт Тютчев.
Ведущий 2:Можно об этом говорить прозой, но лучше стихами
Чтец пятый: Е. Шкловский "Здравствуй, Двадцать Первый!
Нам в двадцать первом веке жить.
Прощай, наш век двадцатый!
Но так же будем дорожить
Мы всем, что в жизни свято.
Мы дорожим своей мечтой,
Своим путем, своей землей,
И самой трудной ношей,
И песнею хорошей.
Нам в двадцать первом веке жить.
И все, о чем мечтаем,
С тобою сможем совершить —
Мы это твердо знаем.
У нас с тобой все впереди:
И песня новая в груди,
И молодость, и сила,
И родина — Россия!
Ведущий 2:Пока живут люди, которые любят Родину, Россия будет жить! Наши земляки уверены, что наша страна вынесет всё.
Ведущий 1:Хорошо, что у нас есть Поэзия, наш вечный учитель.
Пусть книга, стихи побуждают нас к серьезной и глубокой душевной работе, к стремлению стать выше, чище, добрее.
Ведущий 2: Достоевский говорил: “Красота спасет мир», а может быть любовь, доброта, чистота наших душ? Послушайте песню «Вишнёвый сад» в исполнении одного из наших одноклассников.
Ведущий 2: Каждому человеку необходима счастливая жизнь для того, чтобы трудиться, приносить пользу.
Счастье, оно должно быть у каждого. Помните, у Тургенева: ” У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего: оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее”.
Ведущий 1: Ищите и берегите свое счастье.
Ведь оно бывает разного роста
От кочки и до Казбека
в зависимости от человека”.
Ведущий 2: Но чтобы оно было, каждому необходим мир – не завтра. Сегодня!
Дети подходят к выставке рисунков и читают стихи.)
Чтец шестой: Оля Лебедушкина «Мы рисуем мир…»
Ты нарисуешь яркое солнце,
Я нарисую синее небо.
Он нарисует свет в оконце,
Она нарисует колосья хлеба.
Мы нарисуем осенние листья,
Школу, друзей, ручей
беспокойный...
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны.
Чтец седьмой: Давид Самойлов, рисунок Марии Кросс
Как весело рисуют дети
Доверчивые чудеса –
Не Истину и Добродетель,
А человечка или пса.
И пес неистов и оранжев,
В зубах зеленое: «Гав-гав!»
И, радуги разбудоражив,
Конь скачет о шести ногах.
А над конем летит сорока,
Летит дорога под коня.
Хохочет солнце кособоко,
И улыбается луна.
И человечек-огуречик
С овальным розовым брюшком,
Так беззаботен, так доверчив,
На том коне сидит бочком.
Он твердо знает, что доскачет,
Застенчивый до немоты,
И в руки маленьких циркачек
Положит красные цветы...
Дитя! От мыслей безрассудных
Меня чертою отдели.
Пусти, пусти меня в рисунок
И в добром мире посели!
Ведущий1: Давайте послушаем, что дети думают о мире, в котором они живут
Чтец восьмой: Полина Маликова
Я хотела б жить в стране,
Где зима и лето,
Я хотела б, как Есенин,
Быть её поэтом.
Я хочу, чтоб президент
Умным был и честным.
Чтоб страну свою любил,
Был с народом вместе.
Чтобы жить в стране могли
Весело и дружно,
Чтоб спокойно спать могли
И не было б оружья.
Чтецы-девочки: девятый и десятый
Я утром
встаю
и сразу
пою.
Если только
не ем,
если только
не сплю,
пою!
Пою!
Я пою!
Исполняется песня о дружбе
Чтец одиннадцатый: Маша Знобишева
Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить.
Нужен дождь и лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужно солнце и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы,
Без синеющих небес,
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг
Чтец двенадцатый: Владимир Михалев
Дети черные,
Дети белые,
Неба синего, солнца нам!
Мир,
Заставленный колыбелями.
Снится часто мне по ночам.
Несмышленые обитатели
Всех долгот земных и широт,
Льнете-ластитесь к груди матери.
Раскрывая трепетно рот.
Залелеянные,
Заласканные,
Зацелованные до слез...
На теплынь полей.
К свету ясному
Аист только ли
Вас принес?!
Ведущий 2:
Солнце наше – это мамы
Так прекрасны и румяны
Так пригожи и добры
Мам всех крепко любим мы!
Ведущий 1
При солнышке тепло
При мамочке – добро!
Исполняется песня о маме С.Пономарёвой
Чтец тринадцатый: стихотворение «Мама спросила...»
Мама спросила:
«Кем станешь, сынок?
Знаю сама, агрономом,
Видно, недаром берёшь ты совок
И пропадаешь за домом.
Утром, однако, ты строил дворец, -
Я из окошка смотрела.
Будешь строителем, как и отец, -
Очень хорошее дело.
Правда, и космос тебе подавай.
Помнишь, на прошлой неделе
Вы со щенком забрались на сарай
И в небеса полетели.
С громом и шумом ракета плыла,
Куры слетели с насеста,
Жаль, что посадка не мягкой была,
Хоть и на мягкое место.
Или ты, может быть, станешь певцом,
В опере первым солистом…
А почему бы не стать кузнецом,
Клоуном или хоккеистом?..
Нет, не решить мне задачи такой…»-
Мама сказала со смехом.-
«Лишь бы ты был, человек дорогой,
Нужным стране человеком.»
Ведущий 1:
Мам, дети, слушайтесь во всем
Не только в праздники, конечно
Мечтайте только об одном
Чтоб ваши мамы жили вечно!
Чтец четырнадцатый: Игорь Северянин «В парке плакала девочка»
В парке плакала девочка:
«Посмотри-ка ты, папочка,
У хорошенькой ласточки переломлена лапочка,—
Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю...»
И отец призадумался, потрясенный минутою,
И простил все грядущие и капризы, и шалости
Милой, маленькой дочери,
зарыдавшей от жалости.
Ведущий 2: Если человек с первых лет своей жизни способен на любовь, сострадание к живому, можно ждать их от него и к человеку.
Чтец пятнадцатый: Семен Надсон «О, спасибо вам, детские годы…»
О, спасибо вам, детские годы мои:
С вашей ранней недетской тоскою!
Вы меня научили на слово любви
Отзываться всей братской душою.
Истомивши меня, истерзавши мне грудь,
С глаз моих вы завесу сорвали.
И блеснул предо мною неведомый путь -
Путь горячей любви и печали...
Ведущий 1: «Во всех веках,— писал Л. Н. Толстой. - и у всех народов ребенок представлялся образцом невинности, безгрешности, добра, правды и красоты».
Ведущий 2: «Человек родится совершенным», - есть великое слово, сказанное Руссо. И слово это, как камень, останется твердым и истинным. Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии правды, красоты и добра».
Чтец шестнадцатый: Максимилиан Волошин
Пройдемте по миру, как дети.
Полюбим шуршанье осок.
И терпкость прошедших столетий,
И едкого знания сок.
Таинственный рой сновидений
Овеял рассвет наших дней.
Ребенок —непризнанный гений
Средь буднично-серых людей.
Чтец семнадцатый: Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…»
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как история планет
У каждой всё особое, своё,
и нет планет, похожих на неё.
И если кто-то незаметно жил
И с этой незаметностью дружил,
Он интересен был среди людей
Самою незаметностью своей.
У каждого – свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
Но это всё неведомо для нас.
Ведущий 1: Как же рождаются первые стихи?
Чтец восемнадцатый: Николай Огарёв «Новый год»
То было за полночь на самый Новый год,
А я один без сна лежал в моей постели
И слушал тишины дыхание и ход...
Лучи лампадные в бродячей тьме блестели.
И окно виднелся двор; он был и пуст и тих,
Но снегу белому с небес луна мерцала...
И мне пришел на ум мой первый, робкий стих,
И рифма, как струи падение, звучала.
Я сердце посвящал задумчивой тоске,
В моем едва былом ловил напев унылый,
А мысль какой-то свет искала вдалеке,
И звали к подвигам неведомые силы.
Чтецы девятнадцатый, двадцатый: Степан Щипачёв
Так начинают понимать,
И в шуме пущенной турбины
Мерещится, что мать - не мать.
Что ты — не ты, что дом - чужбина.
Что делать страшной красоте.
Присевшей на скамью сирени.
Когда и впрямь не красть детей? -
Так возникают подозренья.
Так зреют страхи
Как он даст Звезде превысить досяганье
Когда он - Фауст когда - фантаст?
Так начинаются цыгане.
Так открываются, паря
Поверх плетней, где быть домам бы,
Внезапные, как вздох, моря.
Так будут начинаться ямбы.
Так ночи летние, ничком
Упав в овсы с мольбой: исполнься.
Грозят заре твоим зрачком.
Так затевают ссоры с солнцем.
Так начинают жить стихом.
Чтец двадцать первый: Владимир Фирсов «Со дна ручьев…»
Восходит вдохновенье,
Рождающее реки и моря,
Так песня началась —
От удивленья,
От мира, где затеплилась заря.
От тишины.
От задремавшей рощи.
От ветерка, что по ветвям сновал.
Был соловей типичный «лакировщик»,
Поскольку он восторга не скрывал .,,
Ведущий 2: Тут рассказано о перволетье, о веселом пиршестве природы, о всеединстве Божьего мира, где деревья, птицы, солнце, росы, смена времен года... И все это мировое всеединство ощущает и переживает в себе человек, потрясенный и окрыленный этой красотой. И человек становится художником, начинает творить. Вот от этого-то «удивленья», от «восторгов от созерцания природы", которые «выше... искусства" (слова П.Чайковского), и рождается прекрасное в искусстве – вдохновенные строки русской поэзии.
Чтец двадцать второй: А. Ахматова « Творчество»
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как лёгкий одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
Ведущий 1: В книге Вернадского «Биосфера» Михаил Михайлович Пришвин увидел космистские истины, известные еще древним египтянам, и эти истины заключаются в том, что все мы – дети Солнца.
Ведущий 2: Река Ока… О-ка. Буква «о» означает огонь, символ Солнца и Бога. «Ка» - ещё со времён Древнего Египта известно, что этот слог означает душу. Отсюда исходит: огненная душа, река огненных душ. Если ещё вспомнить, что древнее название реки Волга было Ра (бог Солнца), то всё у нас сливается: огненные души впадают в само Солнце. Так и должно быть!
Ведущий 1: «Да, мы — дети Солнца. Но слишком часто бываем недостойны такого родства, а в своём стремлении к истине с огромным трудом отыскиваем верные пути,» - писал известный учёный Н. Н. Миклухо-Маклай.
Ведущий 2: Каждая душа имеет возможность перерождения, и мы - дети солнца должны взять ответственность над всем миром в свои руки! Спасём же человечество от порока невежества, не дадим людям погубить самих себя! Во славу света!
Ведущий 2: С почитанием солнца связаны праздники северных народов. Один из них проводился с появлением светила после многомесячной полярной ночи, другой - Большой День – совпадал с днём летнего солнцестояния:
Чтец двадцать третий: «Ночью длинной…»
Ночью длинной, ночью тёмной
В седловине между гор
Кто-то добрый и огромный
На снегу разжёг костёр.
И костёр тот, разгораясь,
Сыпал в тундру тучи искр,
Ночь от сопок отрывая
И бросая клочья вниз.
Ставни туч сорвал с оконца,
Неба дерзкий ветерок,
В дверь Хибин ввалилось солнце!
И уселось на порог…
Чтец двадцать четвертый: Симадзаки Тосон «Утро »
Утро, к нам утро вернулось опять!
Утро нам улыбнулось опять!
Тьма, уходи! Отлетай, сновиденье!
Ветра ночного, прощай, дуновенье!
Солнце хлещет бичом клочки облака
Без звука, без слов могучий зов, 23
Властно на подвиг людей подымая,
Летит по долине от края до края.
Вдохни полной грудью
свежесть полей,
Пусть юная кровь закипит веселей !
Выйди скорей, расправляя
плечи,
По белому инею солнцу навстречу.
Чтец двадцать пятый: К.Д. Бальмонт «Аромат солнца»
Жизнь Солнца
Запах солнца? Что за вздор!
Нет, не вздор.
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы —
Все сплелось в согласный хор,
Все слилось в один узор.
Солнце пахнет травами,
Свежими купавами,
Пробужденною весной
И смолистою сосной...
Солнце светит звонами,
Листьями зелеными,
Дышит вечным пеньем птиц,
Дышит смехом юных лиц.
Так и молви всем слепцам:
Будет вам!
Не узреть вам райских врат,
Есть у солнца аромат,
Сладко внятный только нам,
Зримый птицам и цветам!
Ведущий 1: Так утверждает один из поэтов Серебряного века, Константин Бальмонт. А вы соглашаетесь или оспариваете мысль о том, что солнце обладает ароматом?
Чтец двадцать шестой: "Опечаленная поэзия"
Не вечно мне гореть. Не вечно
мне пылать.
И я могу стареть. И я могу
устать.
Чем больше пламени в моем
давно бывалом,
Тем меньше впереди огня
во мне, усталом.
И все-таки, пока во мне играет кровь,
Хоть изредка могу надеяться
я вновь
Зажечься, засиять и устремиться к маю...
Я все еще живу. Я все еще
пылаю.
Ведущий 2: Так говорил признанный королём поэтов Игорь Северянин.
Ведущий 1: К своему избранию Северянин отнёсся серьёзно:
Я избран королём поэтов, -
Да будет подданным светло!
Ведущий 2: « Моя душа взойдёт как солнце…» - подтверждение того, что Северянин – один из солнечных поэтов России.
Чтец двадцать седьмой: Иван Бунин «Детство»
Чем жарче день, том сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шелк... Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
Чтец двадцать восьмой: К.Д. Бальмонт
Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце
И синий кругозор,
Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин.
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.
Мою мечту страданья пробудили,
Но я любим за то.
Кто равен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце
А если день погас,
Я буду петь… Я буду петь о солнце
В предсмертный час!
Ведущий 1: Константин Бальмонт. Им восторгались, ему пророчили великое будущее; о нём спорили, его низвергали, над ним смеялись,
Им любовались Кто же он?
Ведущий 2: «Самовлюблённый напыщенный стихотворец» или гениальный поэт, яркая звезда на литературном небосклоне?
Ведущий 1: Поэзия была жизнью для Бальмонта, он всё время думал о стихах, он даже мыслил стихами.
Поэтическая гостиная. Часть вторая «Я об этом пишу сегодня, я об этом хочу говорить»
Расул Гамзатов
Мы все умрём, людей бессмертных нет,
И это всё известно и не ново,
Но мы живём, чтобы оставить след:
Дом иль тропинку, дерево иль слово.
Ведущий 1: У нас в гостях, выпускники нашей школы, активные участники заседаний поэтической гостиной.
Ведущий 2: Поэтами не вырастают, нужно иметь искорку творить с рождения. Они любят свой поэтический мир, где есть только они и перо. И когда стихи написаны, то их нужно обязательно прочитать другим людям, представить на всеобщую критику.
Ведущий 1: Расскажите, ребята, о роли поэзии, песни в вашей жизни.
Беседа с местными поэтами.
- О чем пишете?
- Как рождаются стихи?
- Сколько лет было вам, когда вы написали первое стихотворение?
- Ваш любимый поэт?
- Участвовали ли вы уже в поэтической гостиной?
- Что вы пожелаете будущему поколению?
- Нужна ли нам поэзия в жизни, ведь в обыденной жизни, разговаривая друг с другом, нам и в голову не приходит говорить в рифму?
Ведущий 2:Ответьте на мой вопрос: Зачем нужна нам поэзия?
Ведущий 1: Очень хочется услышать ваши стихи.
Поиграем в буриме.
Ведущий 2: Пусть эта свеча перейдет из рук в руки, и пусть каждый из вас скажет друг другу пожелание и теплые слова.
Зажигается свеча и проходит процесс передачи ее из рук в руки и с пожеланиями.
Финал
Ведущий 1:
Пусть ангел вас хранит всегда
От жизненных потерь,
И детство пусть хоть иногда
Вам открывает дверь!
Ведущий 2: Пусть останутся в прошлом все печали. Мы благодарим всех начинающих юных поэтов и желаем всем плодотворного поиска и радости творчества!
Ведущий 1: На память о нашей встрече мы дарим вам буклеты с нашими
пожеланиями.
1. Желаем счастья и терпенья,
И всех желаний исполненья.
2. И нервов, крепких, и здоровья,
И пусть минует вас злословье»
3. Ну и, конечно, мы б хотели,
Чтоб вы солдатские шинели,
Не надевали никогда!
Ведущий 2: Давайте сфотографируемся на память о сегодняшней замечательной встрече!
Использованная литература:
1.Шишкова И.Л. Стихи русских поэтов: XIX-XX веков, 2008, 238с
2. Орлов В. Когда на планете хозяева дети, 1986г,.М
3. Бунин И. Детство, 1987., Детская литература, Ленинград
4. Орлов В. Я рисую море 1979
5. Симадзаки Тосон.Утро 1957., М