kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект открытого урока по литературе в 6 глухом классе: "Путешествие по страницам произведений писателей-натуралистов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный открытый урок по литературе проводился в 6 классе с глухими детьми. Разнообразие видов деятельности развивает глухих детей и создает обобщенную картину по теме урока.

Просмотр содержимого документа
«открытый урок по лит.»

ГОУ «Специальная (коррекционная)
школа-интернат I-II, V видов»













Открытый урок по литературе
в 6 глухом классе:

«Путешествие по страницам произведений писателей-натуралистов»











Подготовила
учитель начальных классов
высшей категории
Новичихина И.А.





Тирасполь, 2017

План-конспект открытого урока по литературе

Тема «Путешествие по страницам произведений писателей-натуралистов"

Задачи:

- обучающие: анализировать художественные произведения, определять мотивы поведения героев; находить основную мысль;

-коррекционно - развивающие: развивать умение формулировать учебную задачу урока; формировать умение делать вывод, обогащение словарного запаса слов, формирование диалогической речи.

- воспитательные: воспитывать самостоятельность, умение ориентироваться в нестандартной ситуации; уверенность в себе; интерес к предмету, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: давать нравственную оценку герою; соотносить нравственные идеалы автора, раскрытые в произведении со своими эстетическими представлениями; формировать систему нравственных ценностей на основе совместного обсуждения проблем; умение высказывать свое отношение к герою, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией, участвовать в диалоге.

Ход урока.

Организационный момент.

Слайд

Дежурный звук.

Слайд

Речевая зарядка.

Снова птицы летят издалёка,

К берегам, расторгающим лёд,

Солнце тёплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.

(А.Фет.)

Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? ( Я думаю, что мы будем говорить…)

-Ребята. мы сегодня  совершим путешествие по рассказам писателей-натуралистов.

-Кто такие писатели-натуралисты? (Писатели-натуралисты пишут рассказы или произведения о природе, животных, птицах.)

- Как называется раздел, который мы закончили читать? ( Раздел называется «Природа и мы»).

Слайд

- Какие рассказы писателей-натуралистов вы прочитали. ( Мы прочитали…, я прочитал(а)…)

Слайд

- Ребята, прочитайте пословицы.

Птица рада весне, а дитя-ей.

Сердце её лучше солнца греет. (Слайд 4)

Роднее её родни нет.

- О ком эти пословицы? (Эти пословицы о маме).

- Как вы понимаете эти пословицы?

- В каком рассказе говорится о маме? (О маме говорится в рассказе…)

Слайд

- Кто автор рассказа?

- Почему автор назвал так рассказ ? (Потому что, стрижонок Скрип главный герой рассказа).

- Кто является первым учителем Скрипа? ( Первый учитель- мать стрижиха).

- Зачитайте эпизоды связанные с матерью - стрижихой . (с.101 учебника)

- Определите, каким она была воспитателем?

- Найдите прилагательные, которые характеризуют мать.

- Найдите глаголы, которые характеризуют мать.

- Какое одно качество объединяет все эти понятия? (Материнская любовь).

- Какой первый урок преподала мать -стрижиха сыну? (Она отбила охоту отбирать еду у других)

(слайд 6)

-Какой второй урок преподала мама стрижиха?

(Опасно вылезать из норки, риск разбиться) с.102.-103

-Найдите и зачитайте эпизод рассказа. (с. 103)

Ребята, сейчас мы составим синквейн.

Что такое синквейн?

Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от фран. «пять»)

Правила составления синквейна:

  1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

  2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)

  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)

  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

  5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.

слайд

1. Стрижиха

2. Строгая, заботливая

3. Кормит, воспитывает, оберегает

4. С ней очень хорошо.

5. Мать.


Третий урок жизни стрижонка Скрип. (У маленьких птиц есть враги.)

- Какие ещё учителя встретились на жизненном пути Скрипа? (На жизненном пути Скрипа встретились вожак Белое брюшко и соседи-стрижи)

- Как называет стрижей В.П.Астафьев?  (Дружный народ стрижи).

- Стрижи-народ? (Нет)

 -Почему автор о стрижах говорит как о народе?  (Автор говорит о птицах, а думает о народе).

 - Какой урок преподали стрижи Скрипу? (Опасность должна сплачивать стаю).

 - Выберите слова, характеризующие качества  соседей стрижей  по отношению к Скрипу, его братьям и сёстрам.

Слайд

 Терпение, хитрость, забота, бессердечие, милосердие, доброта, равнодушие, сочувствие.  

- Кто научил скрипа летать? (Скрипа заставил летать вожак Белое брюшко). ЗАЧИТАЙТЕ

- Кем стали для Скрипа стрижи соседи? (Соседи для Скрипа стали семьёй).

Какой вывод сделал для себя стрижонок Скрип?

«Хорошо, когда умеешь летать»

- Зачем писатель вставил эпизод с мальчишками? (Бывают хорошие мальчики, бывают плохие).

-Почему Скрип оказался в руках ребят? (Потому что Скрип вырыл неглубокую норку)

-Какой вывод сделал Скрип для себя? (Нужно сделать норку поглубже)

Какие черты характера помогли выжить Скрипу? (Смелость)

Слайд.

-Как вы понимаете слова: «Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето. Прилетают они в одну ночь и приносят с собою лето». (Стрижи улетают в теплые края и уносят тепло, а когда прилетают- приносят тепло).

Задание «Найдите правильный ответ».

1. Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.

2. Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.

3. Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.

  1. Норок в глиняном берегу над рекой было очень мало.

  2. Скрип был любопытный стрижонок.

  3. Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном.

  4. Стрижи – очень дружный народ.

  5. Скрип сразу сделал себе глубокую норку.

  6. Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето.

- Ребята, какой мы с вами сделаем вывод?

Вывод

Стрижиха -хорошая мама. Стрижи - дружный народ.

Чтение стихотвореия наизусть.

Слайд

Слово это серьезное
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.

-Ребята, о чём это стихотворение? (Это стихотворение о доброте).

Слайд

- Ребята, в каком рассказе говорится о доброте? (О доброте говорится в рассказе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»).

Мамин - Сибиряк – писатель. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ и красоту уральской природы.

-Почему уральской природы . (Потому что родился и вырос на Урале.)

-Назовите героев рассказа «Приёмыш».(Герои рассказа «Приёмыш»…)

- Оказывается, приёмыш – это не человек, в нашем рассказе, это кто? (Лебедь).

Физминутка

- В рассказе лебедь – сирота, почему? (Остался без обоих родителей).

- Какое зло причинили охотники птице? (Пристрелили лебедушку и лебедя, а птенец остался).

Слайд.

- Как Приёмыш появился у Тараса? ( Тарас нашел его в камышах, поймал и принес его к себе домой).

- А правильно ли поступил Тарас? ( Правильно).

-Чем занимался Тарас? (Он был рыбаком).
- Где он жил? ( Тарас жил в лесу, около Светлого озера).
- Как Тарас относился к природе? ( Он любил природу и все живое вокруг).
- Почему он приютил лебедя? ( У него доброе сердце).

-Как бы вы поступили на его месте? (Я тоже приютил(а) птицу, собачку…)

- Как старик относился к лебедю? ( Он к нему привязался и любил его, все его разговоры были только о лебеде).

Лебедь вырос и улетел.

- А мог ли Тарас не отпустить птицу? (Тарас любил всё живое. Он не посмел бы Приёмышу обрезать крылышки, не посмел бы посадить в клетку, невозможно дикую птицу держать без воли. Старик не мог обидеть ни рыбку, ни птичку…)


- Почему отлет Приемыша опечалил старика? (Потому что, Тарас переживал, что птицу никто не учил к перелету и Приёмыш выбьется из сил, отстанет от стаи лебедей и пропадет.


-Как это произошло? –Зачитайте.(стр. 83).


Слайд

Приёмыш – птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья.

-Правильно ребята, лебедь в неволе не может жить.

Слайд


Составление кластера.

Что такое кластер? (Объединение нескольких эпитетов в единое целое)

- Основные черты характера Тараса. ( Добрый, вежливый, спокойный,)

-Какое же доброе дело совершил главный герой рассказа?
- А какие добрые дела вы совершали или можете еще совершить?
- Как вы думаете, трудно ли быть добрым? Что для этого нужно иметь?
(Для того, чтобы быть добрым нужно иметь добрую душу и доброе сердце)

- Как дружили Соболько и Приёмыш?
Прёмыш сначало боялся Соболько, а когда привыкли друг к другу – вместе гуляли- Приёмыш по воде, а Соболько – по берегу.Когда лебедь далеко уплывал, Соболько ждал его на берегу и выл.

- Для характеристики Соболько выберите подходящие слова.

Слова из текста: бобыль, пёстрый, князь князем, лучший друг человека, гордая, умный, дружелюбный, ласковый (Пёстрый, лучший друг человека, умный, дружелюбный, ласковый)

- А можно идею произведения высказать пословицей.

«Легко подружиться, тяжело разлучиться»?

Физкультминутка
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качнули головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.



Чтение стихотворения наизусть.



Слайд

Четвероногие друзья!

Их не любить никак нельзя!

Они помощники в труде –

Надёжные, примерные,

Они и выручат в беде,

И в дружбе очень верные!

-Ребята, о ком это стихотворение? (Это стихотворение о собаках).

Слайд.

- Ребята, в каком рассказе говорится о четвероногих друзьях?

- О чём этот рассказ? (О жизни собак; о дружбе собак; о ссорах между собаками; о том, как собаки помогали людям и др.)

- Назовите главных героев рассказа? (Главные герои рассказа Жулька и Барбос).

- Почему автор в начале произведения подробно описывает внешний вид собак? (Чтобы мы смогли понять их характер собак).



Выбери характеристику для героев

Характеристика

Барбос

Жулька

Невелик ростом

Дворняжка

Тонконогая, маленькая

Деликатная, застенчивая, вежливая

Сходство с белым пуделем

Желтые подпалины

Никогда не попрошайничала

Светлые и умные глаза

Гладкая чёрная шерсть

Не отличался аккуратностью

Верность

Тонкий слух

Всегда отстаивал свою территорию.

Рванные уши



- Как люди относились к собакам? (К Жульке относились хорошо, заботились о ней, это была домашняя собака. А Барбоса тоже любили, но он жил на улице).

- Какие отношения были у Барбоса и Жульки? (У Барбоса и Жульки были согласие и нежная любовь.)

-Что однажды случилось во дворе? (Во двор забежала бешенная собака).

-Как повел себя Барбос? ( Вместо того, чтобы броситься в бой, Барбос дрожал и повизгивал).

-Что сделала бешенная собака? (Она разорвала несколько уток и покусала свиней).

- А кто бросился в бой? (В бой бросилась Жулька).

- Как повел себя Барбос? ( Вместо того, чтобы броситься в бой, Барбос дрожал и повизгивал).

- Что случилось с Жулькой после этого случая? (Жулька похудела, ослабела, она ни чего ни ела и умерла).

Прочитайте прощание Барбоса с Жулькой.(Стр. 91).



- В чём смысл произведения «Барбос и Жулька». (Автор нам показал, что между

животными есть дружба и преданность друг другу и к людям.



«Назови произведение»

-Какое произведение открывает раздел? (Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш».)

- В этом произведении сорока лишилась хвоста. (М.М. При­швин. «Выскочка».)

- Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя. (Е.И. Чарушин. «Кабан».)

- Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помо­щи родителей. (В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».)

- Они были разными, но дружба их — крепкой. (А.И. Куп­рин. «Барбос и Жулъка».)

- Он был приемным членом семьи, но очень любимым. (Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш».)


«Бюро находок»

-Узнайте, из каких произведений эти предметы:
Норка (В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».)

Рога (Е.И. Чарушин. «Кабан».)

Хвост (М.М. Пришвин. «Выскочка».)

Миска (А.И. Куприн. «Барбос и Жулъка».)

Лодка (Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш».)

Метла (Е.И. Чарушин. «Кабан».)


«Узнай по описанию»


- Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок — суета или драка, — он, не торопясь, приша­гает и ткнет кого надо клювом. Начальник — птица! (Это серый журавль. Из рассказа «Кабан» Е. И. Чарушина.)

- Она была маленькая, тонконогая с гладкой черной шер­стью и желтыми подпалинами над бровями и на груди. (Жулъка. Рассказ «Барбос и Жулъка». А.И. Куприна.)

- Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнет кричать. Да ведь так жалобно кричит... (Ле­бедь. Рассказ «Приемыш» Д.Н. Мамин-Сибиряка.)

- Ей было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать. (Мама-стрижиха. «Стрижонок Скрип». В. П. Астафьев.)

- Веселая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хво­стик колечком, зубки беленькие, как чеснок. (Собака Вьюшка. «Выскочка». М.М. Пришвин.)

- Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал уни­зан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высох­нув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов. (Барбос. «Барбос и Жулъка». А. И. Куприн.)


Итог урока.
- О творчестве, каких писателей мы сегодня говорили на уроке?

















А теперь - "Мозговой штурм". "Заморочки из бочки".Последнее задание







12


Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Путешествие  по страницам произведений писателей-натуралистов

Путешествие по страницам произведений писателей-натуралистов

Снова птицы летят издалёка, К берегам, расторгающим лёд, Солнце теплое ходит высоко И душистого ландыша ждет. А. Фет

Снова птицы летят издалёка,

К берегам, расторгающим лёд,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

А. Фет

Писатели-натуралисты

Писатели-натуралисты

Куприн Александр Иванович

Куприн Александр Иванович

Дмитрий Наркисович  Мамин-Сибиряк

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Пришвин Михаил Михайлович

Пришвин Михаил Михайлович

Чарушин Евгений Иванович

Чарушин Евгений Иванович

Астафьев Виктор Петрович

Астафьев Виктор Петрович

Птица рада весне, а дитя – ей. Сердце её лучше солнца греет. Роднее ее родни нет.
  • Птица рада весне, а дитя – ей.
  • Сердце её лучше солнца греет.
  • Роднее ее родни нет.
Первый учитель Скрипа

Первый учитель Скрипа

Синквейн  Стрижиха Строгая, заботливая Кормит, воспитывает, оберегает С ней очень хорошо Мать

Синквейн

Стрижиха

Строгая, заботливая

Кормит, воспитывает, оберегает

С ней очень хорошо

Мать

У маленьких птиц есть враги

У маленьких птиц есть враги

Учителя Скрипа

Учителя Скрипа

Учителя Скрипа

Учителя Скрипа

Выберите качества  соседей стрижей Терпение Милосердие Хитрость Доброта Забота Равнодушие Бессердечие Сочувствие

Выберите качества соседей стрижей

Терпение

Милосердие

Хитрость

Доброта

Забота

Равнодушие

Бессердечие

Сочувствие

Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето. Прилетают в одну ночь и приносят с собой лето .

Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето. Прилетают в одну ночь и приносят с собой лето .

Вывод

Вывод

  • Стрижиха – хорошая мама
  • Стрижи – дружный народ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Новичихина Инесса Александровна

Дата: 09.06.2017

Номер свидетельства: 421169

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства