ГОУ «Специальная (коррекционная)
школа-интернат I-II, V видов»
Открытый урок по литературе
в 6 глухом классе:
«Путешествие по страницам произведений писателей-натуралистов»
Подготовила
учитель начальных классов
высшей категории
Новичихина И.А.
Тирасполь, 2017
План-конспект открытого урока по литературе
Тема «Путешествие по страницам произведений писателей-натуралистов"
Задачи:
- обучающие: анализировать художественные произведения, определять мотивы поведения героев; находить основную мысль;
-коррекционно - развивающие: развивать умение формулировать учебную задачу урока; формировать умение делать вывод, обогащение словарного запаса слов, формирование диалогической речи.
- воспитательные: воспитывать самостоятельность, умение ориентироваться в нестандартной ситуации; уверенность в себе; интерес к предмету, бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные: давать нравственную оценку герою; соотносить нравственные идеалы автора, раскрытые в произведении со своими эстетическими представлениями; формировать систему нравственных ценностей на основе совместного обсуждения проблем; умение высказывать свое отношение к герою, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией, участвовать в диалоге.
Ход урока.
Организационный момент.
Слайд
Дежурный звук.
Слайд
Речевая зарядка.
Снова птицы летят издалёка,
К берегам, расторгающим лёд,
Солнце тёплое ходит высоко
И душистого ландыша ждёт.
(А.Фет.)
Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? ( Я думаю, что мы будем говорить…)
-Ребята. мы сегодня совершим путешествие по рассказам писателей-натуралистов.
-Кто такие писатели-натуралисты? (Писатели-натуралисты пишут рассказы или произведения о природе, животных, птицах.)
- Как называется раздел, который мы закончили читать? ( Раздел называется «Природа и мы»).
Слайд
- Какие рассказы писателей-натуралистов вы прочитали. ( Мы прочитали…, я прочитал(а)…)
Слайд
- Ребята, прочитайте пословицы.
Птица рада весне, а дитя-ей.
Сердце её лучше солнца греет. (Слайд 4)
Роднее её родни нет.
- О ком эти пословицы? (Эти пословицы о маме).
- Как вы понимаете эти пословицы?
- В каком рассказе говорится о маме? (О маме говорится в рассказе…)
Слайд
- Кто автор рассказа?
- Почему автор назвал так рассказ ? (Потому что, стрижонок Скрип главный герой рассказа).
- Кто является первым учителем Скрипа? ( Первый учитель- мать стрижиха).
- Зачитайте эпизоды связанные с матерью - стрижихой . (с.101 учебника)
- Определите, каким она была воспитателем?
- Найдите прилагательные, которые характеризуют мать.
- Найдите глаголы, которые характеризуют мать.
- Какое одно качество объединяет все эти понятия? (Материнская любовь).
- Какой первый урок преподала мать -стрижиха сыну? (Она отбила охоту отбирать еду у других)
(слайд 6)
-Какой второй урок преподала мама стрижиха?
(Опасно вылезать из норки, риск разбиться) с.102.-103
-Найдите и зачитайте эпизод рассказа. (с. 103)
Ребята, сейчас мы составим синквейн.
Что такое синквейн?
Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от фран. «пять»)
Правила составления синквейна:
В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
Пятая строка – одно слово, синоним темы.
слайд
1. Стрижиха
2. Строгая, заботливая
3. Кормит, воспитывает, оберегает
4. С ней очень хорошо.
5. Мать.
Третий урок жизни стрижонка Скрип. (У маленьких птиц есть враги.)
- Какие ещё учителя встретились на жизненном пути Скрипа? (На жизненном пути Скрипа встретились вожак Белое брюшко и соседи-стрижи)
- Как называет стрижей В.П.Астафьев? (Дружный народ стрижи).
- Стрижи-народ? (Нет)
-Почему автор о стрижах говорит как о народе? (Автор говорит о птицах, а думает о народе).
- Какой урок преподали стрижи Скрипу? (Опасность должна сплачивать стаю).
- Выберите слова, характеризующие качества соседей стрижей по отношению к Скрипу, его братьям и сёстрам.
Слайд
Терпение, хитрость, забота, бессердечие, милосердие, доброта, равнодушие, сочувствие.
- Кто научил скрипа летать? (Скрипа заставил летать вожак Белое брюшко). ЗАЧИТАЙТЕ
- Кем стали для Скрипа стрижи соседи? (Соседи для Скрипа стали семьёй).
Какой вывод сделал для себя стрижонок Скрип?
«Хорошо, когда умеешь летать»
- Зачем писатель вставил эпизод с мальчишками? (Бывают хорошие мальчики, бывают плохие).
-Почему Скрип оказался в руках ребят? (Потому что Скрип вырыл неглубокую норку)
-Какой вывод сделал Скрип для себя? (Нужно сделать норку поглубже)
Какие черты характера помогли выжить Скрипу? (Смелость)
Слайд.
-Как вы понимаете слова: «Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето. Прилетают они в одну ночь и приносят с собою лето». (Стрижи улетают в теплые края и уносят тепло, а когда прилетают- приносят тепло).
Задание «Найдите правильный ответ».
1. Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.
2. Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.
3. Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.
Норок в глиняном берегу над рекой было очень мало.
Скрип был любопытный стрижонок.
Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном.
Стрижи – очень дружный народ.
Скрип сразу сделал себе глубокую норку.
Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето.
- Ребята, какой мы с вами сделаем вывод?
Вывод
Стрижиха -хорошая мама. Стрижи - дружный народ.
Чтение стихотвореия наизусть.
Слайд
Слово это серьезное
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
-Ребята, о чём это стихотворение? (Это стихотворение о доброте).
Слайд
- Ребята, в каком рассказе говорится о доброте? (О доброте говорится в рассказе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»).
Мамин - Сибиряк – писатель. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ и красоту уральской природы.
-Почему уральской природы . (Потому что родился и вырос на Урале.)
-Назовите героев рассказа «Приёмыш».(Герои рассказа «Приёмыш»…)
- Оказывается, приёмыш – это не человек, в нашем рассказе, это кто? (Лебедь).
Физминутка
- В рассказе лебедь – сирота, почему? (Остался без обоих родителей).
- Какое зло причинили охотники птице? (Пристрелили лебедушку и лебедя, а птенец остался).
Слайд.
- Как Приёмыш появился у Тараса? ( Тарас нашел его в камышах, поймал и принес его к себе домой).
- А правильно ли поступил Тарас? ( Правильно).
-Чем занимался Тарас? (Он был рыбаком).
- Где он жил? ( Тарас жил в лесу, около Светлого озера).
- Как Тарас относился к природе? ( Он любил природу и все живое вокруг).
- Почему он приютил лебедя? ( У него доброе сердце).
-Как бы вы поступили на его месте? (Я тоже приютил(а) птицу, собачку…)
- Как старик относился к лебедю? ( Он к нему привязался и любил его, все его разговоры были только о лебеде).
Лебедь вырос и улетел.
- А мог ли Тарас не отпустить птицу? (Тарас любил всё живое. Он не посмел бы Приёмышу обрезать крылышки, не посмел бы посадить в клетку, невозможно дикую птицу держать без воли. Старик не мог обидеть ни рыбку, ни птичку…)
- Почему отлет Приемыша опечалил старика? (Потому что, Тарас переживал, что птицу никто не учил к перелету и Приёмыш выбьется из сил, отстанет от стаи лебедей и пропадет.
-Как это произошло? –Зачитайте.(стр. 83).
Слайд
Приёмыш – птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья.
-Правильно ребята, лебедь в неволе не может жить.
Слайд
Составление кластера.
Что такое кластер? (Объединение нескольких эпитетов в единое целое)
- Основные черты характера Тараса. ( Добрый, вежливый, спокойный,)
-Какое же доброе дело совершил главный герой рассказа?
- А какие добрые дела вы совершали или можете еще совершить?
- Как вы думаете, трудно ли быть добрым? Что для этого нужно иметь?
(Для того, чтобы быть добрым нужно иметь добрую душу и доброе сердце)
- Как дружили Соболько и Приёмыш?
Прёмыш сначало боялся Соболько, а когда привыкли друг к другу – вместе гуляли- Приёмыш по воде, а Соболько – по берегу.Когда лебедь далеко уплывал, Соболько ждал его на берегу и выл.
- Для характеристики Соболько выберите подходящие слова.
Слова из текста: бобыль, пёстрый, князь князем, лучший друг человека, гордая, умный, дружелюбный, ласковый (Пёстрый, лучший друг человека, умный, дружелюбный, ласковый)
- А можно идею произведения высказать пословицей.
«Легко подружиться, тяжело разлучиться»?
Физкультминутка
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качнули головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
Чтение стихотворения наизусть.
Слайд
Четвероногие друзья!
Их не любить никак нельзя!
Они помощники в труде –
Надёжные, примерные,
Они и выручат в беде,
И в дружбе очень верные!
-Ребята, о ком это стихотворение? (Это стихотворение о собаках).
Слайд.
- Ребята, в каком рассказе говорится о четвероногих друзьях?
- О чём этот рассказ? (О жизни собак; о дружбе собак; о ссорах между собаками; о том, как собаки помогали людям и др.)
- Назовите главных героев рассказа? (Главные герои рассказа Жулька и Барбос).
- Почему автор в начале произведения подробно описывает внешний вид собак? (Чтобы мы смогли понять их характер собак).
Выбери характеристику для героев
Характеристика
Барбос
Жулька
Невелик ростом
Дворняжка
Тонконогая, маленькая
Деликатная, застенчивая, вежливая
Сходство с белым пуделем
Желтые подпалины
Никогда не попрошайничала
Светлые и умные глаза
Гладкая чёрная шерсть
Не отличался аккуратностью
Верность
Тонкий слух
Всегда отстаивал свою территорию.
Рванные уши
- Как люди относились к собакам? (К Жульке относились хорошо, заботились о ней, это была домашняя собака. А Барбоса тоже любили, но он жил на улице).
- Какие отношения были у Барбоса и Жульки? (У Барбоса и Жульки были согласие и нежная любовь.)
-Что однажды случилось во дворе? (Во двор забежала бешенная собака).
-Как повел себя Барбос? ( Вместо того, чтобы броситься в бой, Барбос дрожал и повизгивал).
-Что сделала бешенная собака? (Она разорвала несколько уток и покусала свиней).
- А кто бросился в бой? (В бой бросилась Жулька).
- Как повел себя Барбос? ( Вместо того, чтобы броситься в бой, Барбос дрожал и повизгивал).
- Что случилось с Жулькой после этого случая? (Жулька похудела, ослабела, она ни чего ни ела и умерла).
Прочитайте прощание Барбоса с Жулькой.(Стр. 91).
- В чём смысл произведения «Барбос и Жулька». (Автор нам показал, что между
животными есть дружба и преданность друг другу и к людям.
«Назови произведение»
-Какое произведение открывает раздел? (Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш».)
- В этом произведении сорока лишилась хвоста. (М.М. Пришвин. «Выскочка».)
- Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя. (Е.И. Чарушин. «Кабан».)
- Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей. (В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».)
- Они были разными, но дружба их — крепкой. (А.И. Куприн. «Барбос и Жулъка».)
- Он был приемным членом семьи, но очень любимым. (Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш».)
«Бюро находок»
-Узнайте, из каких произведений эти предметы:
Норка (В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».)
Рога (Е.И. Чарушин. «Кабан».)
Хвост (М.М. Пришвин. «Выскочка».)
Миска (А.И. Куприн. «Барбос и Жулъка».)
Лодка (Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш».)
Метла (Е.И. Чарушин. «Кабан».)
«Узнай по описанию»
- Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок — суета или драка, — он, не торопясь, пришагает и ткнет кого надо клювом. Начальник — птица! (Это серый журавль. Из рассказа «Кабан» Е. И. Чарушина.)
- Она была маленькая, тонконогая с гладкой черной шерстью и желтыми подпалинами над бровями и на груди. (Жулъка. Рассказ «Барбос и Жулъка». А.И. Куприна.)
- Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнет кричать. Да ведь так жалобно кричит... (Лебедь. Рассказ «Приемыш» Д.Н. Мамин-Сибиряка.)
- Ей было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать. (Мама-стрижиха. «Стрижонок Скрип». В. П. Астафьев.)
- Веселая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. (Собака Вьюшка. «Выскочка». М.М. Пришвин.)
- Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов. (Барбос. «Барбос и Жулъка». А. И. Куприн.)
Итог урока.
- О творчестве, каких писателей мы сегодня говорили на уроке?
А теперь - "Мозговой штурм". "Заморочки из бочки".Последнее задание
12