Орлов Сергей Сергеевич и Великая Отечественная война
Орлов Сергей Сергеевич и Великая Отечественная война
Орлов Сергей Сергеевич (1921- 1977)
Родился С.С.Орлов 22 августа 1921 года в селе Мегра Белозерского района Вологодской области( ныне затоплено) в семье сельских учителей.
По окончанию школы поступил в Петрозаводский университет на историко- филологический факультет. Закончен первый курс, когда началась война. Студенты университета вступили в истребительный батальон, учились стрелять, а через 3 недели уже сражались с наступавшими на Петрозаводск финнами. Взрывы, убитые, первое ранение.
Военком, выслушав рассказ о положении на том участке фронта, предложил Орлову на выбор два рода войск - танки и авиацию. С.Орлов выбрал первое и стал танкистом. Затем направлен в Челябинск в танковую школу, по окончании её в звании лейтенанта он- командир экипажа тяжёлого танка «КВ» ( Клим Ворошилов) на на Ленинградсом и Волховском фронтах. Первым боем, из которого не вернулись многие его товарищи, была Карбусель. Позже попадание вражеского снаряда в его машину – и экипаж, не имея связи с полком, вёл ремонт на виду позиций врага, 2 недели не вылезая из машины. А домой были посланы похоронки. На фррнте Орлов дважды горел в танке. В боях за Новгород получил сразу 3 ранения: в ногу, руку, грудь. Последний осколок шёл прямо в сердце, но …помешала медаль «За оборону Ленинграда». Комсомольский билет был пробит, медаль изуродована, а осколок застрял между гимнастёркой и грудью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Орлов Сергей Сергеевич и Великая Отечественная война »
Орлов Сергей Сергеевич (1921- 1977)
Родился С.С.Орлов 22 августа 1921 года в селе Мегра Белозерского района Вологодской области( ныне затоплено) в семье сельских учителей.
По окончанию школы поступил в Петрозаводский университет на историко- филологический факультет. Закончен первый курс, когда началась война. Студенты университета вступили в истребительный батальон, учились стрелять, а через 3 недели уже сражались с наступавшими на Петрозаводск финнами. Взрывы, убитые, первое ранение.
Военком, выслушав рассказ о положении на том участке фронта, предложил Орлову на выбор два рода войск - танки и авиацию. С.Орлов выбрал первое и стал танкистом. Затем направлен в Челябинск в танковую школу, по окончании её в звании лейтенанта он- командир экипажа тяжёлого танка «КВ» ( Клим Ворошилов) на на Ленинградсом и Волховском фронтах. Первым боем, из которого не вернулись многие его товарищи, была Карбусель. Позже попадание вражеского снаряда в его машину – и экипаж, не имея связи с полком, вёл ремонт на виду позиций врага, 2 недели не вылезая из машины. А домой были посланы похоронки. На фррнте Орлов дважды горел в танке. В боях за Новгород получил сразу 3 ранения: в ногу, руку, грудь. Последний осколок шёл прямо в сердце, но …помешала медаль «За оборону Ленинграда». Комсомольский билет был пробит, медаль изуродована, а осколок застрял между гимнастёркой и грудью.
Фронтовой путь закончился госпиталем, операциями по пересадке кожи на лице, борьбой врачей за зрение и непоправимым увечье правой руки. Был демобилизован по ранению. День Победы встретил на родине, на Белом озере.
В 1946 году –вышла первая книга стихотворений о войне «Третья скорость», а затем ещё более 30 сборников. Например, «Свидетели живые», «Наедине с собой», «Заря и дым»
Война долго оставалась для поэта С.Орлова ведущей темой. С.С.Орлов - лауреат Государственной премии РСФСР. В Белозерске установлен памятник поэту, в его родной школе создан народный музей.
Викторина
Место рождения поэта? (Село Мегра, Белозерского района, Вологодской области)
Кем были его родители?( сельские учителя)
Куда поступает учиться Орлов по окончанию средней школы? ( в Петрозаводский университет, историко-филологический факультет)
1941год. Закончен 1 курс. Какие на выбор два рода войск предлагает военком Орлову? (танки и авиация)
Что выбрал С.Орлов? (стал танкистом)
На каких фронтах воевал? ( Волховском и Ленинградском)
Командиром экипажа какого танка был С.Орлов?(«Клим Ворошилов»- «КВ»)
В боях за какой город получил сразу 3 ранения? (Новгород)
Какая медаль спасла от смерти( «За освобождение Ленинграда»)
Самые известные стихи С.Орлова о ВОВ( «Его зарыли в шар земной», «Вот человек- он искалечен», «Не умру», «Назови меня именем светлым»и др.)
- За год до окончания войны Сергей Орлов написал своё знаменитое стихотворение
«Его зарыли в шар земной …»
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля –
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжёлые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей. 1944
Анализ:
- В чём заключается идея стихотворения?
(Строки о солдате, зарытом в земном шаре, как в мавзолее, останутся жить до тех пор, пока на нашей планете человек вынужден будет носить оружие, чтобы защищать свой дом, свою семью, родину, свободу)
И как память о великой войне, о великих потерях и великих подвигах «орловские строки» будут жить долго, пока стоит Россия.
- Кто главный герой стихотворения?
( В стихах Орлова, в том числе и этом, главный герой - солдат «простой, без званий и наград».
Прах миллионов солдат покоится в земле, им защитникам добра и человечности стала земля мавзолеем)
- Как вы понимаете значение слова «Мавзолей», обратимся к словарю Ожегова.
( Мавзолей – это большое надгробное мемориальное сооружение)
- Как вы считаете, какой образ нарисовал Орлов в тексте – индивидуальный, конкретный или обобщённый образ русского солдата?
Показан обобщённый монументальный образ солдата, победившего фашизм)
-Какие художественные приёмы использует поэт, когда говорит «ему, как мавзолей земля на миллион веков» (сравнение и гипербола)
- Найдите приём олицетворения.
( Олицетворение( частный случай метафоры) - перенесение признаков с живого существа на неодушевлённые предметы)
Тучи спят ,
ветра разбег берут)
- Как называется художественный приём, где повторяются одинаковые согласные звуки или звукосочетания?
( Аллитерация)
-Найдите этот приём.
Грома тяжёлые гремят,
Ветра разбег берут
- Зачем? С какой целью?( для накала эмоций, для усиления фундаментальности, выразительности художественной речи)