kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Описание культурно-образовательного проекта"Литературные тропинки"(Год Литературы в России)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие различныных форм деятельности, направленных на улучшение имиджа читающего человека, объединение детей и взрослых вокруг книги, представление результата чтения различными средствами и способами, развитие потребности пользоватся книгой всю жизнь - вот цели культурно-образовательного проекта "Литературные тропинки", посвящённого Году Литературы в России.Дан паспорт проекта, план реализаци проекта на год,  примерные положения различных творческих конкурсов.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработкал-проект Литературные тропинки»

Свердловская область

Слободо-Туринский муниципальный район

Усть-Ницинское сельское поселение

МКОУ «Липчинская СОШ»

Липчинская сельская библиотека


Культурно-образовательный проект

«Литературные тропинки»

(Год Литературы в России)



Составители:

Енчукова И.Н.,

заведующая сельской библиотекой с.Липчинское

Клюшменко Е.В.,

учитель литературы МКОУ «Липчинская СОШ»


Духовно-нравственное и ценностно-смысловое воспитание детей остаётся одним из приоритетных направлений деятельности культурных и образовательных учреждений.

Понятие «нравственность» есть особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции, духовность и нравственность получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. [Большой энциклопедический словарь. – М.: Словари, 2007, с. 831].

В.М. Полонский под духовно-нравственным воспитанием понимает одну из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. Автор указывает, что в понимании нравственного воспитания в истории культуры сложились четыре основных традиции:

- патерналистская (нравственное воспитание как обязательное почитание старших);

- религиозно-церковная (нравственное воспитание как поддержание авторитета веры);

- просветительская (нравственное воспитание как результат освоения научных знаний, подверженных суду разума);

- коммунитарная (нравственное воспитание как процесс формирования чувства коллективизма) [ Полонский В.М. Понятийно-терминологический словарь по народному образованию и педагогике. – М.: Азъ, 2001].

Попытки интерпретировать духовно-нравственное и ценностно-смысловое воспитание как некоторое особое направление наряду с физическим, эстетическим и другим воспитанием, иными словами, профессионализированную сферу педагогической деятельности, рано или поздно наталкиваются на ряд определенных трудностей. Прежде всего, это касается участников процесса духовно-нравственного воспитания.

Следует отметить, что социальные институты (семья, школа, трудовой коллектив и др.) наряду со своим прямым назначением оказывают и духовно-нравственное воздействие на личность. По мнению О.В. Беликова, процесс воспроизводства нравственности вписан во все многообразие социальной деятельности. В целом он протекает стихийно и поддается направленному воздействию и сознательному контролю главным образом в форме самовоспитания и самосовершенствования. Человек может влиять на собственное нравственное развитие через культивирование определенных поступков, поведения, суммирующихся в нравственные черты характера [Беликов О.В. Нравственность и мы. – Ярославль: Верхняя Волга, 2005].

Однако большинство педагогов, психологов, дидактов считают, что нравственное воспитание – процесс, который непрерывно идет наряду с обучением и другими формами воспитания школьников. Например, через изучение художественного текста, через игру, через физическое упражнение, через решение задачи и т.п.

Термин «нравственное воспитание» употребляется также в узком значении – как обучение школьников нормам общественного приличия. В этом случае речь идет о принятых в данной культуре формах поведения в различных ситуациях: от поведения за обеденным столом до религиозных традиций почитания Бога. Нравственные предписания приучают человека как бы смотреть на себя со стороны и самокритично вырабатывать уважение к себе и другим. Было бы большой ошибкой отрывать этику от этикета, недооценивать роль последнего. Приличное, достойное поведение, хорошие манеры, то, что именуется воспитанностью, культурностью, по мнению В.М. Полонского, еще нельзя назвать нравственностью, но это является необходимой ее составляющей .

Н.В. Архангельский, рассматривая систему духовно-нравственного и ценностно-смыслового воспитания, указывает на то, что следует различать несколько аспектов:

- во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся;

- во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием;

- в-третьих, под системой духовно-нравственного и ценностно-смыслового воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей;

- в-четвертых, систему духовно-нравственного и ценностно-смыслового воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания младших школьников [. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – Смоленск: Русич, 2009].

Таким образом, в качестве исходного понятия мы определили духовно-нравственное и ценностно-смысловое воспитание как педагогический процесс, развивающий такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм.

В наш жестокий век, к сожалению, забываются слова «доброта», «милосердие», «сострадание», «сопереживание» и все чаще, в детской среде, в том числе, проявляется жестокость, злоба и зависть.

А.А. Мелик-Пашаев считает, что важнейшая причина многих психических отклонений, преступных и саморазрушительных наклонностей – это отсутствие творчества в детском и подростковом возрасте. Когда нет возможности проявить себя в созидательном, нравственном, одобряемом людьми направлении, активность, данная ребенку от рождения, или загнивает и умирает, как травинка, которой не под силу проломить асфальт, или взрывается, как запаянный кипящий чайник, не озабоченный тем, куда полетят осколки.

Человек, лишенный творчества, или потенциальный больной, или потенциальный преступник. Или и то, и другое вместе. А школа, лишенная творчества, непрерывно вливает в мир новые и новые поколения таких людей.

Область школьного образования, где практически все дети могут получить успешный опыт самостоятельного творчества – это область гуманитарно-художественная. Практики знают, что в учебном заведении, где хоть какому-нибудь виду искусства уделяется достойное внимание, резко меняется сама атмосфера школьной жизни, отношение детей к занятиям и к самой школе, они меньше устают, реже болеют и лучше учатся по другим общеобразовательным предметам.

Существуют международные социологические и психологические данные, которые свидетельствуют, что дети, всерьез занимающиеся творчеством, не числятся среди правонарушителей; что занятия искусствами помогают преодолевать наркозависимость, гармонизируют деятельность человеческого мозга, выправляют личность подростков – не запретами и карами, а тем, что наполняют смыслом их повседневное существование

В связи с этим детство следует рассматривать как особую психосоциокультурную категорию, содержание которой раскрывается через опосредованные отношения, где книге должна отводиться далеко не последняя роль. Развивая знания, умения и ценностные установки, хорошая книга может оказывать огромное влияние на развитие внутреннего потенциала человека, на мотивы его поведения и духовно-нравственные качества и ценностные установки.

Развитие компьютерных технологий, без сомнения, играет положительную роль в образовательном процессе. Однако мы не можем отрицать и того, что эти технологии принесли в жизнь и развитие подрастающего поколения некоторые негативные тенденции.

Дети увлеклись компьютерными играми. Это привело к тому, что катастрофически упал интерес детей к чтению, к книге. Восприятие читаемого текста, как отмечают исследователи данного вопроса, стало поверхностным, а по характеру – «клиповым, калейдоскопичным». Таким образом, перед педагогами стоит проблема отсутствия у школьников умений осмысленного чтения.

В ходе её решения и в связи с тем, что 2015 год объявлен Годом Литературы в России возникла идея работы над культурно-образовательным проектом «Литературные тропинки», целью которого стало формирование у детей умений осмысленного чтения, а задачами – объединение детей и взрослых вокруг книги, возвращение к доброй традиции семейного чтения с последующим обсуждением и представлением результатов чтения различными средствами и способами, в том числе с использованием современных компьютерных технологий.

В чём суть проекта? Это создание деятельностной образовательно-воспитательной среды, оказывающей влияние на становление личности учащегося, его духовно-нравственное развитие, на понимание и усвоение им моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, народе, обществе, и способствующей развитию навыков самостоятельной работы, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, реализации познавательных потребностей и творческих возможностей.

Проект направлен на чтение произведений писателей-юбиляров и книг-юбиляров, способствует повышению интереса школьников к чтению, выработке навыков представления результатов чтения различными средствами и способами. Это и поделки, и рисунки, и компьютерные презентации. Это сценарии и театральные постановки по изученным произведениям и биографиям писателей, художников-иллюстраторов и т.п.

По типу это информационно-творческий ролевой проект. В нём участвуют ученики МКОУ «Липчинская СОШ», а консультантами проекта являются библиотекарь, учителя школы, воспитатели групп, родители и социум.

Материально-техническими и информационными ресурсами стали:

- основной фонд сельской и школьной библиотек,

- справочно–библиографический аппарат библиотек,

- календарь знаменательных дат,

- домашние библиотеки школьников,

- Интернет,

- фотоаппарат,

- сканер,

-компьютер,

-проектор.

Проект реализуется с февраля 2015 года. Этапы реализации проекта: проект рассчитан на реализацию в течение года и предполагает разделение на 2 этапа.

Этап планирования – это основа всего проекта. Чтобы обеспечить быстрое продвижение на последующих стадиях, прорабатываются все вопросы, связанные с планированием и организацией, определяется объем работ, распределяются ресурсы, подробно планируется деятельность, выверяется технология проведения мероприятии(декабрь-январь ).

Этот этап должен быть полностью завершен перед переходом к этапу реализации.

Этап реализации( февраль-декабрь):

- проведение мероприятий;

- подведение итогов-рефлексия после каждого дела;

- подведение итогов проекта.

Мотивацией детей к работе в проекте стало несколько аспектов. Это познавательный интерес школьников, и их желание узнать больше о любимых писателях, и стремление к коллективной работе, желание проявить свои способности и показать свои умения в классе, выполнять творческую работу вместе с одноклассниками.

Ожидаемые результаты.

Рефлексивные умения: осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний, умение отвечать на вопрос:чему нужно научиться для решения поставленной задачи, развитие самостоятельности.

Поисковые(исследовательские) умения: самостоятельно генерировать идеи, т.е.изобретать способ действия. Привлекая знания из разных областей, умение работать с художественной литературой, запрашивать необходимую информацию у эксперта. Находить несколько вариантов решения проблемы, выдвигать гипотезы.

Умения и навыки работы в сотрудничестве: навыки коллективного решения. Умение взаимодействовать с любым партнёром, навыки взаимопомощи, делового партнёрского общения, умение находить и исправлять ошибки в работе участников группы.

Менеджерские умения и навыки: умение проектировать процесс(продукт), планировать деятельность, ресурсы. Время, принимать решения и прогнозировать их последствия, навыки анализа собственной деятельности, умение работать с источниками информации.

Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми( диалог, вопросы..), умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Находить компромисс, навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

Презентационные умения и навыки: навык монологической речи, уверенность во время выступления , артистические умения. Творческая активность, умение использовать средства наглядности, отвечать на незапланированные вопросы.

Формирование таких нравственных качеств :доброта, отзывчивость, взаимопомощь, уважение к старшим, к книге, к родному языку, к уникальности другого человека.– одно из важнейших предполагаемых достижений проекта .Главный же итог этого проекта – желание читать.

Таким образом, чтобы воспитать гармонично развитую личность необходимо наряду с учебно-развивающей средой, в которой дети получают необходимые знания, умения, навыки, то есть учебные компетенции, организовать и воспитательную среду, которая основывается на духовно-нравственном ценностно-смысловом воспитании учащихся. В результате этого достигается формирование приоритетных ценностей гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности, стремления следовать в своём поведении нормам морали.




















































Паспорт проекта

Информация об авторе

Енчукова И.Н.,

заведующая сельской библиотекой с.Липчинское

Клюшменко Е.В.,

учитель литературы МКОУ «Липчинская СОШ»


Цели

Развитие различных форм деятельности, направленных на улучшение имиджа человека читающего, привлечение внимания к авторам, создателям книжно-журнальной продукции, различным институтам книги и чтения, повышение привлекательности читательской деятельности.

Объединение детей и взрослых вокруг книги, возвращение к традиции семейного чтения с последующим обсуждением и представлением результатов чтения различными средствами и способами, поддержка и развитие привычки и радости чтения и учения.

Совершенствование рекламы книги, чтения, библиотеки.


Задачи


Воспитание чувства любви и уважения к книге, бережного отношения к ней; обучение поиску информации, работе со справочным аппаратом книги, оформлению творческих работ, навыкам публичного выступления. Предоставление возможности для создания и использования информации как ради получения знаний, развития воображения и понимания, так и для удовольствия; приобретение и развитие навыков самостоятельного пользователя, развитие творческих способностей, развитие потребности пользоваться библиотекой и книгой всю жизнь.


Организатор

МКОУ «Липчинская СОШ», Липчинская сельская библиотека

Целевая аудитория

Обучающиеся ОУ (1-11 классы), родители, социум

Основные мероприятия

Согласно плану

Период реализации

2015 год


Ожидаемый итог

Повышение интереса к литературе, чтению, к культуре, библиотеке среди детей ОУ и их родителей.





















План реализации проекта


мероприятие

Категория участников

срок

ответственый

Место проведения

1

Проект «Календарь знаменательных дат»

8,10 класс

В течение года



2

Проект «Писатели-юбиляры»

9 класс

В течение года



3

Проект «Книги-юбиляры»

6 класс

В течение года



4

Коллекция буктрейлеров

8=11 кл.

В течение года



5

Акция «Золотая полка книг»

1-11 кл., социум

В течение года



6

Серия литературных викторин

1-5 кл.

В течение года



7

Акция «Почитай мне!»

10 кл.. родители

В течение года



8

Серия литературных игр

1-11 кл.,родители

В течение года



9

Конкурс творческих работ «Есенин:взгляд из будущего»

5-11 кл.

Январь-май



10

Справочно-библиографическая игра «Суём свой нос в любой вопрос»

6-8 класс

февраль



11

Медиапроект «Исторический портрет на фоне времени»

4-11 кл.

Февраль-май



12

Литературная игра-викторина «М.Ю.Лермонотов»

9 кл.

февраль



13

Встреча с писателем Пахомовым В.Г (г.Ирбит). .Презентация его книги «А могло бы быть всё иначе…»

9-11 кл, социум

февраль



14

Проект «Литературный марафон»

9 кл-организатор, 5-11 кл.

февраль



15

Районный конкурс литературных произведений юных авторов «Серебряное пёрышко»

1-11 класс

21.03



16

День православной книги

1-11 кл., социум

март



17

Конкурс сочинений «Письмо в 41 год», «Взгляд с неба», «Литература в жизни человека»

4-11 классы

Март-май



18

Флэшмоб «Время читать»

1-11 класс,социум

4.03.2015



19

Конкурс чтецов «70 лет Победы.Вахта поэтической памяти»

1-11 классы

апрель



20

Конкурс сочинений «О войне мы из книжек узнали…»

4-9 класс

8.04









21

Беседа «Животворящая сила слова»

8-11 кл.

Апрель-июнь



22

Заочный семейный творческий конкурс «Читаем вместе»

1-11 класс

10.03-15.04









23

Конкурс иллюстраций к любимым станицам книг, закладок

1-8 кл.

май



24

В гостях у пушкинской сказки

1=7 кл.

6.06



25

Месячник краеведческой литературы «Люби и знай свой край родной»

1-11 кл.

сентябрь



26

Конкурс чтецов «Певец страны берёзового ситца»( юбилей Есенина)

1-11 классы

октябрь



27

Проект «Литературная карта России»

7-11 кл.

ноябрь



28

Бал литературных героев «Литературные тропинки- дороги жизни»

1-11 кл.,родители

декабрь















































Приложения


Положение

о конкурсе чтецов

«Вахта Памяти»

1.Общие положения

Конкурс чтецов (в дальнейшем — Конкурс) — соревновательное мероприятие по чтению вслух (декламации) отрывков из прозаических и поэтических произведений. В рамках Конкурса участникам предлагается прочитать на русском языке отрывок из выбранного ими произведения по теме конкурса. Конкурс чтецов «Вахта Памяти» в 2014–2015 учебном году посвящён Году литературы в России и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

2. Участие в Конкурсе

Участниками Конкурса могут быть учащиеся 1-11 классов ОУ.

Конкурс проводится в трёх возрастных группах:

учащиеся 1-4-х классов, 5–8-х классов и 9–11-х классов.

3. Цели и задачи Конкурса

-Повышение интереса к чтению детей и подростков

-Расширение читательского кругозора детей.

-Содействовать развитию творческого и интеллектуального потенциала участников, формированию их нравственно-мировоззренческих, в том числе гражданско-патриотических позиций через обращение к лучшим текстам классической и современной русской словесности.

-Повышение интереса школьников к искусству выразительного чтения, культуре публичного выступления.

-Зафиксировать внимание участников Конкурса на основных требованиях к выразительному чтению, стилю публичного выступления, культуры речи и хорошего русского языка в целом.

-Способствовать развитию речевых способностей учащихся в работе над чтением и декламацией литературных текстов, повысить их мотивацию к совершенствованию навыков и умений убедительной и выразительной русской речи.

-Способствовать развитию художественных и артистических дарований участников Конкурса, а также их литературного вкуса.

- Поиск и поддержка талантливых детей.

4. Организация и проведение Конкурса

Организатор Конкурса —………..

Конкурс проводится в апреле 2015г. для всех желающих учащихся 1-11 классов.

В ходе конкурсных состязаний могут использоваться отрывки из любых произведений российских и зарубежных авторов, которые не входят в базовый уровень школьной программы по литературе, декламируемые по памяти либо с использованием печатного текста.

Продолжительность выступления каждого участника — не более 4 минут.

Во время выступления могут быть использованы музыкальное сопровождение, декорации, костюмы.

Участник не имеет права использовать запись голоса.

Каждый участник Конкурса выступает самостоятельно и не может прибегать во время выступления к помощи других лиц.
5. Оценка выступлений

Выступления оцениваются по следующим параметрам:

  • глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста.

  • знание и точность понимания текста

  • осмысленность произношения (выразительность и чёткость произношения, уместный ритм и темп речи, деление речи на такты, паузация, логические ударения, интонирование, оптимальная звучность речи)

  • культура телодвижения (поза, жестикуляция, мимика, общение с аудиторией)

  • грамотная речь

  • артистизм исполнения

Оценка выступления участника осуществляется по 12-балльной шкале.

6.Награждение

Каждый участник Конкурса получает диплом об участии .

Победителями считаются 3 участника в каждой возрастной номинации, набравшие наибольшее количество баллов. Они награждаются дипломом «Победителя Конкурса чтецов» и книгами . Возможно также награждение участников Конкурса, наиболее ярко проявивших себя в одном из аспектов выступления (эмоциональность, драматизм, оригинальность, изобретательность, артистическая выразительность и т. д.); решение о дополнительных номинациях принимается жюри в ходе финального этапа.


ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении конкурса сочинений,
посвящённого 70-летию Победы
в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

1.Цели и задачи конкурса:

Воспитание гражданственности и патриотизма, интереса к истории малой Родины, семьи, историческим и национальным корням своего народа;

Развитие творческих способностей одарённых детей;

Выявление талантливых и способных учеников;

Воспитание внимательного и вдумчивого отношения к слову, любви к родному языку.

2.Условия проведения конкурса:

Конкурс проводится по следующим темам:

-Фотография из семейного альбома (сочинение-исследование; мои родные – участники Великой Отечественной войны).

-Строка, оборванная пулей… (сочинение-размышление о литераторах, погибших на войне).

-Час мужества (интервью с участников Великой Отечественной войны).

-Никто не забыт, ничто не забыто (сочинение-рассуждение).

-Моё любимое произведение о Великой Отечественной войне (рецензия).

-Письмо в 41-й год…

-Взгляд с неба.

-Свободная.

3.Участники конкурса:

В конкурсе принимают участие учащиеся 3-11 классов.

Возрастные номинации: учащиеся 3-5 классов,6-8 классов,9-11 классов

4.Требования к оформлению работ:

Печатный текст, формат А-4, отступ слева – 2 см., шрифт № 14, межстрочный интервал – 1,5 (количество страниц не ограничено); титульный лист с указанием названия конкурса, названия работы, фамилии и имени учащегося, класса, руководителя.

5.Сроки проведения конкурса:

6.Члены жюри конкурса:

7.Награждение

Каждый участник Конкурса получает диплом об участии .

Победителями считаются 3 участника в каждой возрастной номинации, набравшие наибольшее количество баллов. Они награждаются дипломом «Победителя Конкурса сочинений» и книгами . Возможно также награждение участников Конкурса в дополнительных номинациях; решение о дополнительных номинациях принимается жюри в ходе финального этапа.


ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении конкурса творческих работ,

посвящённого Году Литературы в России


Цели и задачи конкурса творческих работ:

-способствовать развитию интереса детей и подростков к литературе путём их вовлечения в творческую деятельность;

-развивать у детей и подростков умение выражать своё отношение к литературным произведениям опосредованно через другие средства искусства;

-развивать у юных россиян уважительное отношение к слову;

-воспитывать у детей и подростков толерантное отношение к единым общечеловеческим ценностям в соответствии с принципом сохранения культурного и природного разнообразия;

-выявление одарённых детей, способствование  развитию талантов.



1.Конкурс детских рисунков «Лукоморье»

рисунки, иллюстрирующие русские сказки и сказки других народов мира.

Участники-дети 3-6 лет.


2.Конкурс «Клад открой!»

- иллюстрированные закладки для книг.

Участники- учащиеся 1-5 классов.


3.Конкурс «Любимые страницы»

-иллюстрации к художественным произведениям.

Участники- учащиеся 6-11 классов.


5.Конкурс «Пластика русской сказки»

-работы, связанные со сказкой и её героями из пластилина.

Участники – дети 3-6 лет, учащиеся 1-2 классов.


6.Конкурс сочинений о книге, литературе, писателях России.

Тему формулирует автор.

Участники- учащиеся 5-11 классов.

Все представленные на конкурс сочинения оцениваются по 10-балльной системе с учетом:

выдержанности стиля, раскрытия темы;

самобытности автора;

идейного содержания конкурсных работ;

соблюдения норм русского языка.

При рассмотрении конкурсных работ учитываются литературно-художественные достоинства, самостоятельность мышления, творческий подход.


Требования к работам.


Иллюстрация-размер А3 или А4,рамка,любая техника. Прилагается этикетка с ФИО автора, указанием возраста или класса, названием автора и произведения, ФИО руководителя.


Закладка -размер: одна вторая часть А4, любая техника. Прилагается этикетка с ФИО автора, указанием возраста или класса, названием автора и произведения, ФИО руководителя.


«Пластика русской сказки»- может быть отдельный герой, сюжетная композиция, коллективные работы не принимаются. Прилагается этикетка с ФИО автора, указанием возраста или класса, названием произведения, ФИО руководителя.


Сочинение- печатный или рукописный текст , форматА4, объём не ограничен. Прилагается титульный лист с ФИО автора, указанием возраста или класса, тема работы, ФИО руководителя.



Каждый участник Конкурса получает диплом об участии .

Победителями считаются 3 участника в каждой возрастной номинации, набравшие наибольшее количество баллов. Они награждаются дипломом «Победителя Конкурса» и книгами . Возможно также награждение участников Конкурса в дополнительных номинациях; решение о дополнительных номинациях принимается жюри в ходе финального этапа.


Члены жюри….



Сроки конкурса: март-май 2015 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Клюшменко Елена владимировна

Дата: 11.03.2015

Номер свидетельства: 184764

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства