kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Олжас Сулейменов "Моё кредо". Политические чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка позволяет увидеть сохранение своего кредо поэтом -трибуном Олжасом Омаровичем Сулейменовым в течение всей его поэтической деятельности, представляет серьёзный разговор старшеклассников, позволяющий понять взляды на мир и общество казахстанского поэта и политического деятеля

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Олжас Сулейменов "Моё кредо". Политические чтения»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

Сулейменов Олжас Омарович «Моё кредо»


Цели

- образовательная: дать определение понятия «политическое кредо», показать, как О.Сулейменов постоянно в печати освещает своё кредо «Возвысит степь, не унижая горы», раскрыть смысл этого кредо;

-развивающая: развитие внимания, мышления, памяти, монологической и диалогической речи;

-воспитывающая: привитие интереса к литературе, политике, гражданственности, гуманизма.

-коррекционная: развитие зрительного восприятия, мимики и пантомимики, ориентации в пространстве.

Оборудование: презентация, художественное чтение «Волчата» в исполнении автора.

Ход мероприятия

  1. Сообщение учащихся

Сулейменов Олжас Омарович Родился в 1936 году в семье прямого потомка Олжабай-батыра (казах.)русск. — Омархана Сулейменулы, офицера казахского кавалерийского полка, репрессированного в 1937 году. Лев Гумилёв, как он сообщил Олжасу, сидел с его отцом в норильском лагере, где того расстреляли[1].

Окончил школу в 1954 году и поступил на геологоразведочный факультет Казахского госуниверситета, окончил его в 1959 году, инженер-геолог. Последние годы учёбы совмещал с работой в геологоразведочных партиях

Литературной работой занялся в 1955 году.

Молодой поэт писал стихи на русском языке и был поначалу известен только у себя на родине. Широкую известность он получил весной 1961 года. 11 апреля осведомлённый о событиях на Байконуре редактор газеты Фёдор Боярский заказал ему стихи про полёт человека в космос. За ночь он набросал несколько строк, и 12 апреля, когда объявили о полёте Гагарина в космос, стихи уже вышли в газете и листовки с этим текстом разбрасывали с самолётов над Алма-Атой и другими городами Казахстана. Впечатленный эпохальным событием, поэт за неделю превратил эти стихи в поэму «Земля, поклонись

человеку!», и уже в мае она вышла в свет.

Разгадай:

Почему люди тянутся к звёздам!

Почему в наших песнях

Герой — это сокол?

Почему всё прекрасное,

Что он создал,

Человек, помолчав,

Называет — Высоким?



Сулейменов впоследствии говорил: «Мою поэму передавали по центральному телевидению и радио, печатали в газетах, почти каждую неделю я выступал в каком-то городе: на заводах, фабриках, в студенческих аудиториях. Вот такой был успех». Поэма получила Премию ЦК комсомола Казахстана.

Впоследствии именно его строка «Земля, поклонись человеку» была начертана на пьедестале обелиска работы Рукавишникова, установленного на месте гибели Юрия Гагарина под Киржачом Владимирской области.

На волне этого успеха вышел первый сборник стихов Сулейменова «Аргамаки» (1961), Острые строки стихов «Аргамак», «Я видел», «Волчата» и др. стали «протестом против насилия в условиях тоталитарного режима».

На IV Всесоюзном совещании молодых писателей, отмечая новый сборник стихов Олжаса Сулейменова «Солнечные ночи» (1962), один из старейших поэтов двадцатого столетия Николай Семенович Тихонов сказал: «Не только я, но и все участники обсуждения были радостно поражены темпераментом, силой образности, широтой чувств, большим захватом темы… Из пламени такого поэтического костра рождается характер нового человека, нашего современника, дышащего всей мощью нашего индустриального, богатого чудесами атомного века».

Нет Востока, И Запада нет.

Нет Востока, И Запада нет,

Два сына есть у отца.

Нет Востока, И Запада нет,

Есть Восход и закат,

Есть большое слово — ЗЕМЛЯ


В больших раздумьях о судьбе Родины пишет цикл стихов «Возвысить степь, не унижая горы», которое становится его кредо.

2.Вопрос из зала

ВОПРОС (01). Дайте пожалуйста определение слова Кредо

Кредо — личное убеждение, основа мировоззрения человека

Вопрос(02) Можно ли услышать стихотворные строки Поэта, отражающие его кредо

По азимуту кочевых родов,

По карте, предначертанной историей,

По серым венам древних городов

Здесь долг я понял, глянув на годы

Возвысить степь, не унижая горы…

(«Разлив»)

ВОПРОС( 03) Если это кредо, значит оно должно отражаться в деятельности Олжаса Сулейменова., можно узна , где он его высказвал

Фраза встречается в стихотворении"Разлив". Известна так же работа "Возвысить степь, не унижая горы",опубликованная на страницах «Правды» (27 января 1989 года), работа о "Слове о полку Игореве",в которой Олжас Сулейменов заявил: «Обобщённого научного знания о судьбах этого огромного куска Евразии не написано: концепция его не выработана. Наши усилия должны быть направлены на то, чтобы разоблачить ложный догмат, утверждающий, что предки наши всегда только враждовали» .

В Азербайджане -19.07.14 на съезде союза писателей Азербайджана, где О. Сулейменов говорил :

"Я всегда был и остаюсь интернационалистом. В 1963 году в книге «Солнечные ночи» написал: «Я - патриот каждого обиженного народа. Мое кредо - возвысить степь, не унижая горы! » Продолжаю ему следовать.

Вопрос (02) Какой смысл вкладывает поэт в своё кредо

"Возвысить степь, не унижая горы"-речь идет о необходимости знать, любить и уважать свою историю, традиции, язык, не умаляя при этом достоинства других культур. "О. Сулейменов мечтает породнить в душе Азию и Запад, «возвысить степь, не унижая горы» , заставить заговорить погибшие первые книги, «по которым потом затоскует спаленный Восток» . Он всматривается в прошлое «жадными раскосыми очами» и ищет в нем человечности и любви, скрепляющих археологические черепки в сосуд жизни и культуры. И одновременно он внимателен и чуток к сегодняшним дням, к событиям текущей мировой истории. "

18 ноября 2014 г. в газете Казахстанская Правда было опубликовано Интерьвью 3

Олжас СУЛЕЙМЕНОВ: Я следую своему кредо – возвысить степь, не унижая горы…

Вопрос журналиста

Олжас Омарович, когда-то в своей поэме «Земля, поклонись человеку!» вы написали такие строки: «Нет Востока, / И Запада нет, / Есть Восход и Закат, / Есть большое слово - ЗЕМЛЯ! / Большое на всех языках!» Но на этой Земле живут самые разные люди - разных национальностей, разных верований. Как, впрочем, и у нас в Казахстане, который когда-то называли «планетой ста языков». Поэтому для нас понятие «интернационализм» наполнено вполне конкретным смыслом. Как вы думаете, может ли интернационализм выступать в качестве интегратора общества? Ведь сейчас по этому поводу можно услышать самые разные суждения.

3.Дать понятие интернационализм и национализм

Интернационализм- Интернационали́зм (от лат. inter — «между» и natio — «народ») — идеология, проповедующая дружбу и сотрудничество между нациями.

Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации, как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе. Как политическое движение, национализм стремится к отстаиванию интересов определённой национальной общности в отношениях с государственной властью.

Уточним определённой нации

1.ответ

В ХХ веке родились две государственные идеи, которые руководили политикой внутренней и внешней. В Германии Гитлера - национализм, в СССР - интернационализм. После развала Советского Союза, отказываясь от социализма, в СНГ стали отказываться от самого слова «интернационализм». Тогда неизбежно заметен стал во внутренней политике национализм. Во всех республиках без исключения, но с разной степенью активности. В Казахстане - с наименьшей, к счастью.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, ИСХОДЯЩИЕ ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ

В ПЕЧАТИ О.СУЛЕЙМЕНОВА

Вопрос 2. В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, культурное и духовное возрастание, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей[

Ответ Я считаю, интернационализм, пока не поздно, должен стать национальной идеей каждой государственной нации, каждого государства, только тогда оно, это государство, сохранится. И сегодня мы видим - там, где национальной идеей становится национализм, государство разваливается. Но этого можно избежать, а Казахстану проще всего избежать, потому что у нас десятилетиями, а может, и веками, складывалось вот такое интернациональное, дружественное отношение друг к другу народов, которые жили в казахских степях. Если Казахстан хочет сохраниться как единое государство, надо всем нам понять, что многонациональная структура общества является для нас спасительной. Чтобы укрепить единство казахского народа, нам необходимо постоянно вырабатывать культуру сосуществования с другими этносами внутри государства. Сотрудничество, соперничество культур (в хорошем смысле этого слова) способствует развитию.4 Режим постоянного соревнования делает народ, как сейчас говорят, конкурентоспособным.

Вопрос 3 Вы много лет работали за границей. Что для вас, жившего вдалеке от Казахстана, значил патриотизм? И как, на ваш взгляд, соотносятся патриотизм и ощущение вселенского мира, гражданином которого вы себя ощущаете, судя по вашим стихам и книгам?

- Когда-то, в 1963 году, в своей книге «Солнечные ночи» я написал: «Я - патриот каждого обиженного народа. Мое кредо - возвысить степь, не унижая горы». Продолжаю этому следовать. Я - патриот каждого народа, униженного невежеством, нищетой, непрофессионализмом власти. Я писал о жертвах холокоста, о трагедиях казахов, чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, крымских татар и калмыков, о трудных судьбах русского народа в ХХ веке. Был автором предложения о создании Закона «О реабилитации репрессированных народов» в Верховном Совете СССР 1989 года.. Когда в январе 1990 года танки вошли в Баку, я через день был там. Был в разоренной, голодающей Грузии в 1993-м, в вооруженных Чечне, Ингушетии в 1994-м. Эти поступки связаны со всем ходом переживаний и обсуждений этой темы на протяжении всей моей жизни. Это и есть проявление моего патриотизма. В свое время Горький очень точно определил природу поэтического исследования жизни. Он назвал поэта «чувствилищем нации». Поэт это не просто сочинитель стихов, он тот, кто рожден чувствовать и знать, что именно необходимо для спасения, выживания народа и что ему может навредить. У нас таким поэтом был Абай. Говоря современными терминами, он был прогрессивным человеком, интернационалистом и хотел, чтобы его народ становился таким. Продолжая его традицию, нужно считать, что сегодня подлинным патриотом Казахстана может быть только интернационалист. Независимо от его этнической принадлежности.


Вопрос 4.- Патриотизм на основе интернационализма? В таком случае как бы вы сформулировали понятие «родина»? Что для вас - родина?

- Наверное, так же, как и для всех, родина - это, прежде всего, место, где ты родился, где твои корни, где твои предки. Но поэты еще говорят, что родина - это вся Земля, и это тоже правильно в принципе, хотя, может, не так осязаемо, как первое.

- А вы тоскуете о Казахстане, когда долгое время здесь не бываете?

- Скучаю - да, но не тоскую, потому что никогда не был в эмиграции.

- В любой момент могли вернуться?

- Где бы я ни был, всегда возвращаюсь домой. Снова улетел, снова вернулся... Это форма современного способа кочевья, формы динамичной жизни моих предков. Так что я кочевник совершенно очевидный.

Кружись, айналайн, Земля моя!

Как никто

Я сегодня тебя понимаю

Все болезни твои на себя принимаю

Я кочую, кружась по дорогам твоим (О.Сулейменов)

ВОПРОС 5. - В «Размышлениях у подножия Улытау» Президент обращается к истории казахского народа, очень богатой истории, и говорит о том, что в Казахстане много святых мест. Какое место вы назвали бы дорогим и близким для себя?

- Конечно, ближе всего мне Алматы, где родились прапрадеды моей матери: до Верного существовали аулы в урочище Алматы - Алмалы. Здесь и я родился. Мне нравилась та маленькая, уютная, зеленая Алма-Ата, пропахшая ароматом апорта, с песенной географией - «пойду по Абрикосовой, сверну на Виноградную...» Сейчас этот «город-компот» уже в прошлом. Но по утрам я вижу в окне горы. В Астане мне этого не хватает, так же, как и в Париже, Риме или Москве. Но, тем не менее, я не поставлю Алматы выше всех остальных мест, где мне удавалось жить и работать. Просто люблю этот город, хотя люблю и все те места, где мне было хорошо. Видимо, такое отношение у каждого человека - к земле, к нашей планете. Она вся как бы наш дом, поэтому любой уголок этого дома родной для тебя. Я хочу, чтобы каждый казахстанец в будущем чувствовал себя так же.

Вопрос 6- Вы согласны с выражением, что история - это наука, которая делает человека гражданином? Почему, на ваш взгляд, нам важно знать свои истоки, знать, откуда мы родом?

Я начинаю историю не с тех дат, которые обозначены в наших учебниках, а гораздо раньше. Посему и наполнение этого слова сейчас для меня иное, нежели это было раньше. История помогает мне в моих размышлениях о судьбе и моего народа, и человечества. Я не отделяю одно от другого, это обязательно связано мы...часть общечеловеческой истории. Ну и конечно, нужен объективный научный анализ прошлого, в том числе и недавнего - событий ХХ века. Великого и трагического. Все это надо осознать, чтобы яснее увидеть, куда идем. В то же время, безусловно, нельзя забывать и о своих корнях. Например, моим предком был Олжабай-батыр, я знаю, что он совершил набег на земли Галдан-Церена в Джунгарии и спас Абылай-хана, своего друга, из джунгарского плена. Это о нем Абылай-хан сказал: «Олжабай болса, ел аман». Кроме мужества батыр обладал еще и мудростью. Я не знаю другого из его эпохи, кто бы пожелал такое: «Человек из моего седьмого колена пусть будет білге». Слово «білге» на древнетюркском означало «всезнающий». Этого слова, к сожалению, давно уже нет в казахском языке. Он завещал своим потомкам добиваться не богатства, не власти, не званий, но знаний, и в этом я вижу особый смысл его завета. Он был свидетелем тотального поражения казахов в войне с джунгарами. И понял причину - техническая, культурная отсталость. Воинов у казахов хватало, но джунгарам помогали китайские и шведские советники, огнестрельное оружие, артиллерия. И батыр сделал для себя вывод - знания спасут народ. Вывод актуальный и в наши дни, потому что только постоянно расширяющийся объем знаний поможет выживанию народов в ХХI веке. Сформулируем девиз «Выживание через прогресс!». И если мы не поймем эту задачу или не справимся с ней, то просить прощения у предков, некогда сохранивших нашу родину, предстоит новым поколениям.

ВОПРОС 7- Кстати, о предках. Тогда сознание народа было облачено в религиозную форму, а сейчас к исламу, например, у многих особое отношение, несколько настороженное, я бы сказала.

Так что это интересная тема - взаимодействие религий между собой. Нет хороших или плохих религий. Все они родственны.

- Но религии не должны быть воинственными?

- Нет, конечно, мы должны понимать и осознавать, что они связаны между собой. Вот, например, в исламе имена такие же, как в христианстве: Моисей - Муса, Иисус - это Иса и так далее. Дело за образованием и наукой. Надо активнее просвещать народ.

- Важно понимать, что в религиозном учении устарело, а что отвечает современным реалиям.

- Конечно, потому что заповеди-то ведь у всех призывают к добру. Ни в одной религии не сказано - убей, укради и так далее. Все говорят - не укради, не убий, не пожелай жену ближнего своего... Собственно, на этом и держится общечеловеческая мораль. Очень уважаю людей верующих, но не люблю фанатиков. Любое религиозное учение имеет целью усовершенствовать человека, воспитать его

ВОПРОС 8 - Олжас Омарович, не могу не спросить вас о казахском языке. О необходимости его развития и укрепления говорит и наш Президент...

- Действительно, вопрос о языках - не только один из главных, но и один из наиболее болезненных. В республике важно достичь баланса и в использовании двух ведущих языков. В советское время о таком балансе не особенно заботились. За годы независимости удалось приблизить казахский язык к конституционному равновесию. Казахский язык все увереннее продвигается в сферы, ранее ему недоступные. В то же время благодаря языковому компромиссу наша многонациональная республика два десятилетия благополучно проходит через полосу штормов. Мы видели, как «тайфуны» по-разному понятой независимости разметали эскадру братских стран. Многие корабли дали течь, некоторые опрокинулись...

Я могу сравнивать положение, какое занимал в культуре и политике республики казахский язык в 1991 году и сегодня.

-Вопрос 9 Ваше отношение к мировому сотрудничеству

Будущее человечества формируется механизмами интеграции, а не распада, и когда-нибудь, может быть к середине ХХI века, обязательно сложится Евразийский союз государств от Атлантики до Тихого океана на востоке и до Индийского океана на юге. И этот союз будет действовать на конфедеративной основе, то есть каждое государство осуществляет собственную внутреннюю и внешнюю политику, но осознавая свою взаимозависимость с соседями по региону и планете в целом. Период независимости - это время, которое отпущено любому государству, любому народу, чтобы осознать свою взаимозависимость с другими.

Пришло время осознать, что несмотря на все разногласия надо наконец вырабатывать единые правила общежития на Земле, никого не унижающие и никого не возвышающие над другими. Что нет права на исключительность ни у одного государства, народа, религии. Все взаимозависимы, и если политические элиты это осознают, то человечество будет спасено.

Вопрос 10- Успешно идти по пути прогресса может только интеллектуально и духовно развитое общество.

- Конечно, но духовное воспитание я привык сопрягать прежде всего с книгой. Когда-то в нашей стране был великий читатель, поэтому была и великая литература. Сейчас, к сожалению, молодое поколение превращается из читателя в слушателя и зрителя. Интернет мешает читать книги. Раньше государство - детский сад, мама, папа, школа, вузы - заставляло читать. СССР считался самой читающей страной в мире, а это стимулировало развитие науки, образования. Молодые люди обязательно должны читать классику. Классические произведения помогли подготовить научно-техническую революцию в мире.

- То есть надо вернуть культуру к книгам?

- И книгу в культуру. Государство в этом должно быть в первую очередь заинтересовано. Такие зрелища, как театр, музей или содержательное TV надо и сегодня поддерживать, чтобы их не задавил футбол. Его в сегодняшнем мире ценят больше, чем книгу. Возможно, потому что пестрый мяч более похож на нашу планету? Но мяч пустой и создан для пинания. А книга переполнена мозгами. И пинать ее опасно для всего организма человечества. Книга более, чем клюшка или мяч, заслуживает место в гербе нашего вида - Homo sapiens. Хотя и мяч я люблю: со школьных лет играю в волейбол.

ВОПРОС 11 Ваше отношение к любви на экране?
В настоящее время телевидение передаёт новому поколению превратное, упрощённое представление о любви, а ведь любовь приподнимала человека с четырех лап, с четверенек, с колен, превращала его в двуногое, мыслящее и чувствующее существо. А сейчас культ зрелищ нас возвращает потихоньку к тому животному началу. Это неправильно, будет зачеркнут весь эволюционный путь, который прошел вид Homo sapiens. Хорошо бы постоянно напоминать юным, что в переводе это - Человек мыслящий. Добавлю от себя - и любящий.

Вопрос12Можете ли вы обобщить наше интерьвью?

С подписанием договора о Евразийском союзе безопасность Казахстана укрепляется.. Мы познали века зависимости и сейчас вступаем в эпоху осознанной взаимозависимости с ближайшими и дальними соседями по планете. И меня успокаивает, что пока наша новейшая история развивается по этому сценарию. Весьма грамотно.. Я пойму будущего независимого аналитика, который скажет: «Республике Казахстан повезло с Первым Президентом, а Назарбаеву - с таким просвещенным народом».

- На этой высокой ноте и завершим интервью. Спасибо.

4.РЕФЛЕКСИЯ

Просмотр видео «Волчата» (читает автор)

Какой смысл вкладывает автор в это стихотворение?

Какие вопросы вызвали у вас затруднения в восприятии?

Почему именно в декабре мы говорим о политических взглядах поэта и политического деятеля Сулейменова Олжаса Омаровича?

Поздравляем вас с наступающим праздником Днём независимости!



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Олжас Сулейменов "Моё кредо". Политические чтения

Автор: Жустова Надежда Алексеевна

Дата: 23.11.2017

Номер свидетельства: 440401


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства