Научный проект "Образ матери - царицы в "Сказке о царе Салтане""
Научный проект "Образ матери - царицы в "Сказке о царе Салтане""
Сказки А.С. Пушкина - это те произведения, с которых начинается большая любовь к классической русской поэзии. Написанные в народном духе и стихотворной форме, они всегда вызывают восхищение. Это целый сказочный мир, без знакомства с которым невозможно представить свою жизнь, свое духовное развитие. Со стихотворениями великого поэта мы знакомимся в начальной школе, начиная с первого класса, как только начинаем самостоятельно читать. Эти произведения заучиваются наизусть на уроках в школе. Глубокое знание и понимание произведений А.С. Пушкина может обеспечить фундаментальную основу формирования грамотного, чуткого читателя.
Сказки Пушкина - это одно из ярких проявлений таланта поэта.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский пишет: "Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…" [52, с.29]. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирование личности.
Исследуемая тема актуальна еще и потому, что творчество А. С Пушкина остаётся современным, так как и в наше время людей продолжают волновать важные вопросы нравственной красоты, человеческого счастья, смысла жизни. Особое место занимает образ матери, т.к. именно она является двигателем к успеху, залогом всего положительного.
Разработанность темы исследования. Теория литературной сказки в науке разработана еще недостаточно. Несмотря на то, что существует довольно много исследований посвященных ее анализу, это исследования В.А. Бахтиной, М.Н. Липовецкого, Т.Г. Леоновой, Ю.М. Лотмана, И.П.Д.Н. Лупановой, Е.М. Медриша, Мелетинского и др., остаются аспекты, требующие осмысления, доработки.
Объект исследования - сказка А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане.".
Предметом исследования является образ царицы-матери в "Сказке о царе Салтане.".
Цель исследования - изучить образ матери в сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане" как символе доброты, всепрощения.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
определить нравственность сказки;
проанализировать значение образа матери в "Сказке о царе Салтане" А.С. Пушкина;
сравнить и выяснить роль женщины - матери в современном обществе
Методы исследования:
текстуальный анализ произведения;
метод систематизации и обобщения;
сравнительно-сопоставительный метод;
описательный метод.
Базу исследования составляют основополагающие справочная и энциклопедическая литература, труды ученых по литературоведению, теории литературы, культурологии, методике преподавания литературы.
Тема работы, предмет исследования определяют структуру научной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Практическая значимость исследования. Написанная работа имеет большой интерес для учителей литературы и самопознания, её можно использовать во внеклассных чтениях и мероприятиях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научный проект "Образ матери - царицы в "Сказке о царе Салтане""»
Содержание
І. Введение
Актуальность исследования………………………………………………2 стр.
ІІ. Основная часть
Образ царицы - матери в "Сказке о царе Салтане..."……………3 стр.
Роль женщины - матери в обществе……………………………8 стр.
ІІІ. Заключение…………………………………………………………10 стр.
Список литературы…………………………………………………11 стр.
Приложение
I. Введение
Актуальность исследования
Сказки А.С. Пушкина - это те произведения , с которых начинается большая любовь к классической русской поэзии. Написанные в народном духе и стихотворной форме, они всегда вызывают восхищение. Это целый сказочный мир, без знакомства с которым невозможно представить свою жизнь, свое духовное развитие. Со стихотворениями великого поэта мы знакомимся в начальной школе, начиная с первого класса, как только начинаем самостоятельно читать. Эти произведения заучиваются наизусть на уроках в школе. Глубокое знание и понимание произведений А.С. Пушкина может обеспечить фундаментальную основу формирования грамотного, чуткого читателя.
Сказки Пушкина - это одно из ярких проявлений таланта поэта.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский пишет: "Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…" [52, с.29]. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирование личности.
Исследуемая тема актуальна еще и потому, что творчество А. С Пушкина остаётся современным, так как и в наше время людей продолжают волновать важные вопросы нравственной красоты, человеческого счастья, смысла жизни. Особое место занимает образ матери, т.к. именно она является двигателем к успеху, залогом всего положительного.
Разработанность темы исследования. Теория литературной сказки в науке разработана еще недостаточно. Несмотря на то, что существует довольно много исследований посвященных ее анализу, это исследования В.А. Бахтиной, М.Н. Липовецкого, Т.Г. Леоновой, Ю.М. Лотмана, И.П.Д.Н. Лупановой, Е.М. Медриша, Мелетинского и др., остаются аспекты, требующие осмысления, доработки.
Объект исследования - сказка А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане...".
Предметом исследования является образ царицы-матери в "Сказке о царе Салтане...".
Цель исследования - изучить образ матери в сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане" как символе доброты, всепрощения.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
определить нравственность сказки;
проанализировать значение образа матери в "Сказке о царе Салтане" А.С. Пушкина;
сравнить и выяснить роль женщины - матери в современном обществе
Методы исследования:
текстуальный анализ произведения;
метод систематизации и обобщения;
сравнительно-сопоставительный метод;
описательный метод.
Базу исследования составляют основополагающие справочная и энциклопедическая литература, труды ученых по литературоведению, теории литературы, культурологии, методике преподавания литературы.
Тема работы, предмет исследования определяют структуру научной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Практическая значимость исследования.Написанная работа имеет большой интерес для учителей литературы и самопознания, её можно использовать во внеклассных чтениях и мероприятиях.
II. Основная часть
Образ царицы - матери в "Сказке о царе Салтане..."
Семья, семейное счастье привлекает в эти годы Пушкина и остается его идеалом до конца. В письме к жене от 8 июня 1834 года он отметил: «Зависимость жизни семейственной делает человека более нравственным». Волшебная сказка представила семью как жизненную норму личной судьбы человека, поэтому она и была так привлекательна для Пушкина. Ее герой достигает не только полной свободы, выразившейся в идеальном представлении о царствовании, но и счастливого супружества. Испытания героя всегда завершаются свадебным пиром, он становится счастливым супругом прекрасной, сказочной невесты.
Сказки Пушкина - это одно из ярких проявлений таланта поэта. В своих сказках Пушкин большое внимание уделял семейной жизни героев, создав своеобразный кодекс семейной жизни.
Особенно он отражается в «Сказке о царе Салтане», и это не удивительно, так как эта сказка была написана почти сразу же после женитьбы, как своеобразное величание невесты-красавицы, выражение переполнявших поэта чувств.
Как будто не задумываясь, женился царь Салтан на простой девушке, так как та обещала осуществить, видимо, давнишнюю его мечту о сыне-богатыре. И он не зря поверил ее словам: не обманула.
Кротость, послушание, всепрощение являются главными внутренними силами качеств персонажей. У образа царицы - матери нет имени, для нее главное - это материнство.
...А царица молодая,
Дела вдаль не отлагая,
С первой ночи понесла...
...Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин,
И царица над ребенком
Как орлица над орленком;
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца...
Казалось бы, царица – наиболее успешная женщина из всех трех девиц. И замуж вышла, и ребенка Батюшке обеспечила. Однако же, мы можем наблюдать картину крайне нелицеприятную. Прежде всего, у Царицы нет личных целей, о чем она в светлице говорит со всей искренностью. Она совершенно социально не защищена: лишь только у Царя изменяется к ней отношение – и она незамедлительно в прямом и переносном смысле этого слова оказывается «за бортом», в бочке социальной изоляции, брошенная на произвол судьбы.
Царица-мать воплощает всепрощение. Несмотря на то, что ее посадили в бочку, сбросили в океан (якобы по приказу царя), несмотря на все тяготы, которые она перенесла, когда вместе с ребенком плыла по волнам океана жизни ("словно горькая вдовица, плачет, бьется в ней царица:"), царица- мать простила своего мужа и не упрекнула его ни в чем. Царица-мать - это земной образ. Воплощение материнства, доброты, заботы и сочувствия к людям. Она милостива, поэтому её образ так импонирует.
Сначала рушится семья царя Салтана, но царица - мать старалась заменить сыну Гвидону отца, старалась дать сыну как можно больше материнской любви и сохранить в сыне любовь к отцу. Но даже взрослому ребёнку, уже женатому, нужна семья и любовь обоих родителей.
Разные судьбы взрослых и детей рассматриваются через призму материнской любви и заботы. И именно материнской любовью и воспитанием движется и сохраняется жизнь, именно любовь матери делает мир органичным и гармоничным.
В сказке «О царе Салтане…» показаны отношения не только между мужем и женой, но и между детьми и родителями. Дети относятся к своим родителям с большим уважением, почтением. Князь Гвидон обращается к матери со словами: «Государыня- царица». Пушкин словами царевны лебеди излагает требования к жениху, правила семейной жизни:
... Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнёшь,
Да за пояс не заткнёшь...
Пораздумай ты путём,
Не раскаяться б потом...
На что князь Гвидон даёт клятву жить в совете и любви. И ведёт невесту к матери просить благословения. Ведь раньше на Руси молодые люди не могли жениться без благословления отца и матери. И князь соблюдает эти традиции. В те времена отношение к браку было серьёзнее, жить вместе супруги обещали «пока смерть не разлучит». Такое отношение к браку объяснялось духовностью, набожностью людей в старые времена, а церковь тогда запрещала разводы, поэтому прежде чем сделать такой серьёзный шаг, нужно было всё обдумать. Отношения князя Гвидона и царевны - лебеди являются примером настоящей любви, целомудрия.
Но Гвидон не может быть счастлив, если несчастна мать, которая в душе давно простила своего мужа и продолжает его любить. Сын, не открывая себя, как правитель своего государства, зовёт в гости своего батюшку – царя, вызывая любопытство к своему краю благодаря сказочным чудесам. И вот семья воссоединилась, царь увидев своих любимых жену и сына признаёт свою ошибку, просит прощения у своих родных, и всё заканчивается хорошо. Гармония во всём, что касается семьи, – вот одна из главных мыслей этой сказки. Любви и счастья достойны все – и дети, и родители.
В сказке Пушкина отражены не только отношения в браке между супругами, но отношения детей к родителям, а также отношения младших к старшим. Дети относятся к родителям с большим уважением и почтением, Например, отношение князя Гвидона к матери:
Государыня – царица!
Выбрал я жену себе
Дочь послушную тебе
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья.
Итак, волшебные сказки Пушкина поэтизировали тему семейного счастья, послужили предупреждением для тех, кто забывал старые традиции семейной жизни. В сказках А.С. Пушкин создал своеобразный кодекс семейной жизни, то есть на примере своих героев показал правила поведения членов семьи: супругов между собою, родителей и детей, и отношений между ними. Поэтому изучение сказок А.С. Пушкина будет способствовать формированию семейных ценностей у учащихся.
Роль женщины в современном обществе
Самый близкий человек на земле - мама. С самого рождения мы учимся от мамы близости, общению, устанавливать личные границы и дистанцию в отношениях. Мама показывает нам, как справляться с неудачными и тревогами, несбывшимися ожиданиями, утратами и горем.
То, что и как мама говорит, желает, реагирует на события, выражает эмоции, записывается в память ребенка и в дальнейшем влияет на всю его жизнь.
Только она умеет искренне любить, безответно, без претензий, без условностей, без взаимностей, просто так и только потому что она - Мама. Наверное, самая важнейшая роль женщины в современном обществе – быть матерью. Именно женщина дает жизнь человечеству, и в этом ее уникальность.
Исключительно высоко оценивает Ризаитдин Фахретдинов роль женщины и матери в обществе. «Матери выполняют самую трудную службу в народе, - написал он. В общественной жизни место матери настолько высоко, что в мыслях людей не измеряется ничем - это понимают все мыслящие люди. И если матери не смогут воспитывать своих детей надлежащим образом, то одним лишь обучением в учебных заведениях нация не сможет жить на равных с другими народами». Провозглашая почитание матери в семье и обществе самым большим долгом людей, он предлагает брать отношение к женщине - матери за мерило их оценки. «Если хотите знать, является ли кто-то толковым человеком, человеком дела, вглядитесь в его отношение к своей матери и вообще к матерям нации. Тот, кто хорошо относится к ним, поистине человечен и толковый работник»,- утверждает он.
Мою маму зовут Лилия, она работает в школе учителем информатики. При всей ее занятости она успевает все: и меня выслушать, и уроки со мной сделать, и с папой обсудить домашние дела. Мама-это человек, который определяет качество эмоциональной составляющей личности или, другими словами, той части нашей души, которая отвечает за успех в любви
и работе. Я провела наблюдение, и действительно, мои и папины успехи в учебе и в работе "зависят" от мамы. Именно она "двигает" нас к успеху.
Заключение
Сказки Пушкина раскрывали секреты семейного счастья, служили напоминанием для тех, кто забывал традиции семейной жизни. На примере своих героев Александр Сергеевич показал поведение членов семьи, будь то муж с женой, родители и дети. Сказки Александра Сергеевича Пушкина являются энциклопедией семейных отношений. Эти сказки учат нас строить семью на основе любви и взаимоуважения.
Список используемой литературы
1.Абрамюк, С.Ф. Фольклорные истоки композиции современной литературной сказки // Проблемы детской литературы / С.Ф. Абрамюк. - Петрозаводск, 1971. - 260 с.
2.Азадовский, М.К. История русской фольклористики: в 2-х томах / М.К. Азадовский. - М.: Гос. Учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1958 - 1963г. Т.1, 1958. - 480 с.
3.Алексеев, М.П. Пушкин и мировая литература / [отв. ред. Г.П. Макогоненко, С.А. Фомичев]. - АН СССР. Отд-ние лит. и яз. Пушкин. комис. Л.: Наука, 1987. - 616 с.
4.Андреев, Н.П. Открывая сказки А.С. Пушкина // Новый мир / Н.П. Андреев, № 2, 2010 - 60 с.
5.Бахтина, В.А. Эстетическая функция сказочной фантастики: Наблюдения над русской народной сказкой о животных / В.А. Бахтина. - Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1972. - 52 с.
6.Бойко, С.П. В волшебной пушкинской стране: Художественное исследование "Пушкин и сказка" / С.П. Бойко. - М.: Ставрополь: Илекса, Сервисшкола, 2001 - 272 с.
7.Большая универсальная энциклопедия: в 20-ти т. - М.: Астрель, 2010. - 800 с.
.Василевская, Е.А. Лексика сказок А.С. Пушкина. // Ученые записки Московского педагогического института / Е.А. Василевская. - Кафедра русского языка, вып.2, 1938. - 250 с.
14.Высочина, Е.И. Образ бережно хранимый. // Жизнь Пушкина в памяти поколений / Е.И. Высочина. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.
16.Гордин, А.С. Пушкинский заповедник / А.С. Гордин. - М.: Искусство. 1968. - 302 с.
18.Даль, В.И. Словарь русского языка: в 4-х т. / В.И. Даль. - М.: Русский язык, Т.4, Р - Я, 1978. - 688 с.
22.Квятковский, А.П. Сказка // Поэтический словарь / А.П. Квятковский. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 376 с.
23.Кунин, В.В. Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками / В.В. Кунин. - М.: Дрофа, 2007. - 561 с.
24.Леонова, Т.Г. Русская литературная сказка и ее отношение к народной сказке / Т.Г. Леонова. - Томск, 1982. - 210 с.
25.Липовецкий, М.Н. Поэтика литературной сказки (на материале русской литературы 1920-1980 гг.) / М.Н. Липовецкий. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 2002. - 184 с.
27.Лупанова, И.П. Своеобразие сказок А.С. Пушкина /И.П. Лупанова. - Русская литература, 2010. - 55 с.
28.Лотман, Ю.М. Пушкин / Ю.М. Лотман [вступ. ст. Б.Ф. Егорова]. - СПб.: Искусство-СПБ, 1995. - 846 с.
29.Макогоненко, Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы / Г.П. Макогоненко. - Л.: Художественная литература, 1982 - 210 с.
30.Минералова, И.Г. Детская литература / И.Г. Минералова. - М.: Гуманит. Изд. цент Владос, 2002. - 176 с.
31.Никифоров, А.И. Сказка и сказочник / А.И. Никифоров. - М.: Нация и культура. Научное наследие, 2009. - 376 с.
33.Пелисов, Г.А. О фольклорных основах сказок А.С. Пушкина / Г.А. Пелисов. - Советская этнография, 1950. - 65 с.
34.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, 41089 словарных статей. - М.: Азь, 1994. - 750 с.
35.Померанцева, Э.В. Сказка // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. / Э.В. Померанцева, т.6. - М.: Современная энциклопедия, 1971. - 1039 с.
37.Пропп, В.Я. Сказка. Эпос. Песня. / В.Я. Пропп, [составление, научная редакция, комментарии и указатели В.Ф. Шевченко]. - М.: Лабиринт. 2001. - 368 с.
38.Пушкин, А.С. Избранные произведения / А.С. Пушкин. - М.: Эксмо, 2006. - 656 с.
39.Пушкин, А.С. Собрание сочинений в трех томах. Т.1. / А.С. Пушкин. - М.: Художественная литература, 1994. - 735 с.
43.Сказка // Словарь русского языка: в 4-х т. / РАН, институт лингвистических исследований [под. ред.А.П. Евгеньевой]. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, т.4, С - Я, 1999. - 797 с.
44.Сказка // Литературная энциклопедия терминов и понятий / [под. ред.А.Н. Николюкина]. - М.: НПК "Интелвак", 2001. - 342 с.
45.Сказка // Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / [под ред.А.П. Горкина]. - М.: Росмэн, 2007. - 1123 с.
48.Соколов, Ю Сказка // Литературная энциклопедия: словарь литературных терминов: в 2-х т. / Ю. Соколов. - М.; Л.: Л.Д. Френкель, 1925. - 550 с.
49.Стахорский, С.В. Литературная сказка. Русская литература. Популярная иллюстрированная энциклопедия / С.В. Стахорский. - М.: Дрофа - Плюс, 2007. - 608 с.
50.Сурат, И.З. Пушкин: Биография и лирика: Проблемы. Разборы.3аметки. Отклики / [рос. акад. наук. ИМЛИ им.А.М. Горького]. - М.: Наследие, 2000. - 240 с.
55.Шаврыгин, С.М. Стихотворная литературная сказка первой трети 19 века (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, П.П. Ершов): Учебно - методическое пособие для студентов / С.М. Шаврыгин. - Ульяновск: УГПИ им. И.Н. Ульянова, 1991 - 31 с.
56.Шнеерсон, М.А. Фольклорный стиль в сказках Пушкина // Учёные записки Ленинградского государственного университета, № 46, серия филол. наук, вып.3, 1939. - 400 с.
59.Яворский, Ю.А. К истории пушкинских сказок / Ю.А. Яворский. - Львов, 1899. - 260 с.