Работа учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ с. Каменный Яр» Черноярского района
Шабановой Нины Дмитриевны
Слайд 1 | На Родине первой татарской поэтессы |
Слайд 2 | Цели: - познакомиться с поэтическим наследием Газизы Самитовой; -воспитывать уважение к историческому прошлому; -развивать умение исследовать исторический материал ; -привлечь внимание общественности к созданию музея поэтессы. |
Слайд 3 | На протяжении многих веков формировалась в Астраханской области уникальный пласт литературы. Свою лепту сюда внесли многие, но есть несколько женщин, имена которых мало известны широкой публике, а творчество настолько самобытно, что недопустимо, чтобы всё это кануло в небытие, бездну всепожирающего времени. Время, характер, воспитание – все переплелось в незамысловатых строчках поэзии женского сердца. Как много они говорят! |
Слайд 4 | Самитова Газиза Багаветдиновна родилась 15 декабря 1862 года в селе Ташлы Яр (Каменный Яр) Черноярского района АО. Семья довольно богатого купца Самитова переехала из Казанской губернии Тетюшского уезда, где проживали в с. Тетюши. |
Слайд 5 | Родной дом поэтессы В нашем селе сохранился родной дом поэтессы, на который в 1992 г. была водружена мемориальная доска. |
Слайд 6 | Потомки Самитовой и жители села вышли с предложением открыть музей Г. Самитовой, и областные власти их поддержали. |
| |
Слайд 7 | Из истории семьи поэтессы. Если в 1846 году в Каменном Яру несколько человек «из татар» занимались мелочной торговлей, то уже в 1888 г. в «Книгу торговых предприятий» вписаны русские и татарские купцы и купчихи, мануфактурные лавки были у А.И. Прокофьевой, Х. Бекешева, И. Дюнина. Есть в этом списке и фамилия Самитовых: Бахаветдин Самитов - отец Газизы, Лейла-Джамал - жена её дяди. Из документа явствует, что Б. Самитов был купцом 2 гильдии, имел лавку и торговал мануфактурными товарами, оборот составлял 10000 руб., прибыль - 1000 руб. в год. Там же скупо описывается лавка: «одно помещение, один вход, сам», видимо, торговал Б. Самитов без приказчиков. К счастью, в Каменном Яру сохранился дом Самитовых, он в хорошем состоянии, в два этажа, лавка была на первом. |
Слайд 8 | Семья Газизы Одним из основателей села является дедушка поэтессы Шемсетдин.В семье Багаветдина и Шагимы Самитовых родилось восемь детей-пять дочерей Шагиде, Газизя, Шарифе ,Гюльзифа, Асылбике и сыновья Сиражейдин , Камалетдин, Насырейтдин.Сама газиза знала свою родословную до седьмого колена. |
Слайд 9 | Будучи талантливым человеком, Газиза училась в медресе при мечети села и дома.Газиза самостоятельно изучала языки – русский, калмыцкий, арабский; выписывала периодику; собирала татарский фольклор, особое место в ее жизни занимали стихи. Она писала на разные темы: лирические, философские, социальные. Ее творчество выливалось на страницы тетрадей, которые она вела, начиная с подросткового возраста. В её записях сравнительные таблицы русского, арабского и калмыцкого языков. Газиза живо интересуется фольклором, собирает песни, обрабатывает их, пишет сама. Кроме того, в её записях - летопись села, в которой она отмечает большие и малые события, волнующие каменоярцев, а также путевые впечатления. Но главное для неё - поэзия, множество написанных стихов, первые - ещё детским почерком, лирическая жизнь души, все радости и горести судьбы отражены в её стихах. Влюблённость: «Имя моего возлюбленного - Гелим, и поёт он словно соловей» (здесь и далее - перевод Р. Глинской), разлука с любимым и замужество на чужой стороне дали толчок к печальным стихам, где она оплакивает свою долю: «жила свободной, попала в плен»: Посылаю приветы родным С ветрами по степи, Думаю, даст ли Бог Вернуться в родные края. Но события личной жизни не закрывают проблемы общественной, у зрелой Газизы есть социально направленные стихи о первой мировой войне, о несправедливости. Свои произведения она не пыталась печатать, поэтессу «открыли» уже после ее смерти во время экспедиции института Востоковедения в 1930-х годах Первая публикация ее стихов была осуществлена в 1965 г., в Казани вышел сборник на татарском языке.Всего в творческом наследии самобытной поэтессы - 20 тетрадей, 800 страниц. Хранится все в Санкт-Петербургском отделении института востоковедения. |
Слайд 10 | Немного из жизни поэтессы… По воспоминаниям Асылбики , Газиза умела играть на гармони, сочиняла на ходу частушки, когда по обыкновению сельская молодежь собиралась на природе, на вечеринках. В одной из тетрадей Газизы указано около 20 имен подруг-девчат, с которыми она дружила. Один этот факт доказывает, что эта девочка была очень общительной, центральной фигурой среди своих сверстников. На улыбчивую, смешливую, красивую девушку засматривались многие, по согласию отца в 1881 ее сосватали, а через год, в мае 1882 года, выдали замуж за нелюбимого человека. Она стала матерью пяти детей. В замужестве она была несчастна и писала отцу, просила помочь развестись с мужем . И через 13 лет безрадостной жизни она уходит от мужа. Вообще-то по тем временам это шаг выглядел очень смелым и неожиданным. Ей было в ту пору 32 года. И она с пятью детьми возвращается в родной дом. После обретения свободы чувствует себя очень счастливой. И эта свобода для Газизы открыла настоящий простор. В тот же год она отправляется в путешествие по Волге на пароходе. Осуществилась давнишняя мечта. Посетила она древнее городище Болгары. По высказываниям знатоков, оставила ценные наблюдения о данной местности. А стихи той поры окрашены жизнеутверждающим цветом и наполнены оптимизмом. Да, в эти годы она создает очень емкие по содержанию стихи такие, как «Перо», «О японской войне».Дальнейшая жизнь Газизы известна мало, только то, что замуж вторично она не вышла, дожила до глубокой старости, не попала под репрессии, хотя многие родственники это ощутили на себе. |
| |
Слайд 11 | Творчество Газизы делится на четыре этапа: 1-этап – с 1876 - 1882 гг. Это её молодые годы, поэтому во многих стихах звучит радость, надежда на лучшую жизнь, поражают тонкие наблюдения за красотой жизни. 2- этап - с 1882 - 1894 года. Главная тема творчества – тяжелая жизнь женщин, бесправие. 3-этап с 1894 – до 1905 года – время освобождения. Хотя пик ее творчества приходится на 1894-1900 годы, она считала себя поэтессой XIX века. 4-этап: 1905 – 1906 годы. Она пишет стихи о нравственности, о жизни и смерти, о прошедших годах, об оставшейся старости – это основные мотивы ее стихов. . Также собирает она народную мудрость, перерабатывая её в виде кратких, но метких пословиц. |
Слайд 12 | В чужих странах Хоть и хочется мне спать, А подушку подать некому. Одиноко мне на чужбине, Никто не знает , каково мне. Укрываюсь я поочередно Платками пуховыми. Рано утром , выйдя на крыльцо, Вижу цветущие цветы. Письмами лишь говорить Остались наши дни. *** Горят огни в костре, А бед сейчас не счесть мне. От печали бежать хочу, Если душа будет наслаждаться. («Другого сватают тебе ») |
Слайд 13 | «Соловей в запертой клетке» Не забыла Родина тебя, собрала, стихи твои любя, Вкус татарского языка да хранит перо твоё на века! Сююмбике Досаева |
Слайд 14 | Поэты-земляки посвящали ей стихи Самой Газизе Самитовой посвящено много стихов. Сююмбике Досаева так поздравила поэтессу. ПЕСНЯ С Днем рожденья тебя, Газизэ Мы пришли к тебе издалека. Пусть гремит Каменный Яр тобой, Камень мраморный – памятник твой. Не забыла Родина тебя, Собрала стихи твои любя. Вкус татарского языка Да хранит перо твое века! Знаю, ты послушалась отца И 13 лет, им нет конца! – Не была ты в Каменном Яру, Всю любовь ты отдала перу. Колыбель для пятерых детей Ты, качая, билась из сетей. Пять печалей и пять радостей Со стихами вместе так росли, Успокоила тебя могила, И в твоем почете твоя сила. Ты оставила великий дар – И язык, и песни для татар. в своём сборнике стихов "Родники любви" Ахъяр Измайлов написал думу о Газизе ДУМА О ГАЗИЗЕ И питанье, и одежда, И пристанище твое Были мудрости надеждой, Светлое житье-бытье. Но тоскою твои песни Не гасили сердца гарь, Где страданьям было тесно, - Это все несчастья дар. Не сбылись мечты девичьи, Не объяла ты любовь. Хоть была отчизны птицей, Не в полетах стыла кровь. Соловьем в закрытой клетке Музыцировала ты. Гибло сердце с желтой меткой, И пожухла, как цветы. И народные сказанья, И арабский, и фарсы… Твои прежние искания Сеют искры, как гонцы. *** Бирюза красива очень. Хоть в кольцо закована Дни прошли, прошли и ночи, О любимом думала. Голова полна мечтами О любимом, все о нем. Ты и днями и ночами Поджигала жизнь костром. Засватали за чужого. Ветер молодость унес. И дневного, и ночного Часа не было без слез. И макая песни в слезы, Ты искала путь домой. Дни и ночи эти грезы Видели порог родной. И виски посеребрились, Их светили ночи, дни И тоска укоренилась – Здесь обиды все твои. И пример твоих печалей Учтет поколение. Будет днями и веками Помнить твое пение. |
Слайд 15 | Умерла Газиза в 1929 году, прожив 67 лет, похоронена в родном селе. До сих пор Самитовы (а это очень большая семья) бережно хранят ее могилу на кладбище в Каменном Яру. |
Слайд 16 | Экспонаты, которые хранятся в музее… Прибор для чесания шерсти В процессе чесания одновременно происходила и сортировка волокон. Первое чесание выделяло самую худшую часть кудели «изгреби» (бутәкә, тәрәшле түтәсе, пачас), которая шла на изготовление грубой ткани, используемой на шитье мешков, пологов, дорожек для пола. Второе чесание давало более высокий сорт «пачеси» (тәрәш), идущий на скатерти, портянки, передники и т.д., и третья — «кудель» (үзәк, сакал) — считалась лучшей и шла на тканье для праздничных рубах, передников, праздничных полотенец и т.д. Чесанием оканчивалась сортировка кудели по качеству, затем ее свертывали в пучки и хранили до прядения. |
Слайд 17 | Чугу́н (чугуно́к) — крупный сосуд, горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Кри́нка (крынка, малый горлач) — расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока. |
Слайд 18 | Кероси́новая ла́мпа — светильник на основе сгорания керосина Ёмкость для хранения керосина |
Слайд 19 | Керамические вазы. |
Слайд 20 | Форфоровая тарелка изготовленная на заводе Кузнецова в городе Буды Завод в Будах Харьковской губ. Основан в 1871 году и просуществовал до 1917 года. Производился преимущественно фаянс, а также и фарфоровые изделия. Известна зелёная надглазурная марка на фаянсе. |
Слайд 21 | Литой подсвечник-шарм средневековья . |
Слайд 22 | Саратовская гармонь, возможно, на такой гармони играла поэтесса… |
Слайд 23 | Керамическая кукла. Деревянные матрешки |
Слайд 24 | Вязаная шаль. Такие шали вязали девушки перед замужеством. |
Слайд 25 | Керамический графин. Фарфоровые тарелки. |
Слайд 26 | Экспонаты, которые хранятся в музее… |
Слайд 27 | Потолок , украшенный лепниной |
Слайд 28 | Поэтесса оставила богатое и своеобразное поэтическое наследие , которое имеет литературное , историческое и общественное значение. Газиза Самитова должна занять достойное место в истории татарской литературы. |
Слайд 29 | При подготовке данных материалов использованы Интернет-ресурсы: http://gidox.ru/tour/muzey_gazizyi_samitovoy Из истории родного края Газиза Самитова избранные произведения 1965 http://www.artscroll.ru |