kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Музы вели в бой!" литературно-поэтический вечер

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературно-поэтический вечер для учащихся старших классов. Поэзия военных лет.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Музы вели в бой!" литературно-поэтический вечер»

КГУ «Средняя школа имени Н.К. Крупской»






Литературная гостиная


«МУЗЫ вели в бой»



Провела учитель русского языка и литературы

Багаева София Имамовна




г. Жаркент


2021 – 2022 учебный год


МУЗЫ ВЕЛИ В БОЙ


Цель:

формирование гражданственности, казахского патриотизма, ответственности за судьбу Родины.


Задачи:

- воспитывающая: способствовать формированию патриотизма, интернационализма, гордости за историческое прошлое своей страны и за подвиг своих предков, чувство уважения и признательности к народу, выступавшему против фашизма.

- развивающая: содействовать развитию творческих способностей учащихся путем приобщения к литературному и музыкальному искусству.


Наглядности: проигрыватель с песнями 41- 45гг., выставка с буклетами ветеранов, рефераты на тему ВОВ, книги, интерактивная доска со слайдами.


Ход мероприятия:


1-й ведущий: Гремят салюты в честь великого праздника – Дня Победы… Но никогда не сотрутся в памяти годы военные.


2-й ведущий: Эти годы, эти волнующие, озаренные пламенем великой битвы никогда не изгладятся из нашей памяти.


1-й ведущий: Ценой величайших лишений и жертв, ценой самоотверженного подвига на фронте и в тылу была завоевана Победа.


2-й ведущий: Война и музы . Казалось бы, нет более противоречивых понятий. Вспомним старинное изречение: «Когда говорят пушки, умолкают музы.» Но в годы суровых испытаний, в годы священной войны стихи и песни не могли молчать, они вели в бой, они становились оружием, разящим врагов…


1-й ведущий: Поэтому наша литературно – музыкальная композиция называется «Музы вели в бой».


2-й ведущий: Мысль о будущем, вера в него помогала нашему народу выстоять.


1-й ведущий: Деятели литературы и искусства были и всегда будут выразителями дум и чаяний своего народа, глашатаями тех высоких идеалов, за которые проливали кровь миллионы людей в годы Великой Отечественной войны.


2-й ведущий: Великие события в жизни стран, отвоевавших победу должны оставаться не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках.


1-й ведущий: Прошло 65 лет со дня Победы. Наша страна давно залечила военные раны. Из руин поднялись новые города, уже ни одно поколение людей родилось и выросло в мирное время, благодаря отважным и мужественным воинам.


1-й чтец:


Подвиг бессмертен всегда –

О нем говорят в веках…

Слава тому, кто своим подвигом

Будет жить бесконечно в сердцах!


2-й чтец:


Не победить страну, в которой мирных нет,

Где каждый бьет врага – трудом или снарядом,

Где музыкант, артист, художник и поэт

С поэмой и штыком идут с бойцами рядом.


3-й чтец:


Мы вышли

Из блокадных дней

Суровей, строже, суше.

Сердца ж

Не стали холодней,

Черствей

Не стали души.


2-й ведущий: Сколько песен прекрасных и незабываемых! В песнях этих запечатлены и трагические, и счастливые страницы героических лет, сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость…


1-й ведущий: … И великая человечность


2-й ведущий: Оптимизм.


1-й ведущий: И душевное мужество солдата!



2-й ведущий: Мы все любим милую «Катюшу»,

Любим слушать как ее поют.

Из врага выматывает душу,

А друзьям отваги придает…


1-й ученик:

Родилась «Катюша» в 1938г. Однажды композитора Матвея Блантера, автора популярных песен, пригласили в редакцию. Там известный московский литератор Василий Регинин познакомил с поэтом Михаилом Исаковским и попросил написать песню для только что организованного журнала.

- Я очень благодарен Регинину, - рассказывает Матвей Исаакович Блантер, - эта встреча вызвала к жизни много песен. Тогда же Исаковский показал мне заранее написанное для меня стихотворение «Тетушка Христина». Честно говоря оно мне не очень понравилось. Но песню я все-таки сочинил. Его горячо одобрили, опубликовали…

И вот возвращаемся мы с Исаковским из редакции, а настроение не радужное: нам, авторам, первый совместный опус не казался удачным. В машине говорю поэту, что мне нужна песенка для программы джаз-оркестра, которым я руковожу. И в ответ Исаковский вдруг читает мне строчки, которые, по словам поэта, кажутся ему музыкальными:

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой,

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег, на крутой…

Автор сразу записал слова, как-то сразу проникшись их поэтичностью, чистотой, и пожалуй, танцевальностью – он почувствовал ее в игре ударений на берег, на высокий берег.

Мелодия сложилась очень быстро, но стихов, кроме первых восьми строчек, не было. Тогда поэт и композитор договорились, что в песне пойдет речь о пограничнике и о верной Катюшкиной любви к нему…

Композитором этой песни является автор многих популярных песен – Матвей Блантер, а автором стихов стал поэт Михаил Исаковский.


2-й ученик: Премьера песни состоялась в Колонном зале Дома союзов. «Катюша» имела огромный успех, первой ее исполнительнице, молодой певице Валентине Батищевой пришлось бисировать песню трижды!


3-й ученик: В песенных стихах Исаковского, очень народных в своей основе, столько светлого ощущения жизни, звонкой радости, а мелодия Блантера – яркая, запоминающаяся, танцевально – маршевая по ритму, озорная, полна при этом лирической силы, такого обаяния, что не полюбить «Катюшу» было просто невозможно. И люди полюбили ее.


4-й ученик: Композитором написано множество прекрасных песен, но, пожалуй, ни одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжелую военную пору, ни одна из них в мирные дни не сделала так много для дружбы, взаимопонимания людей нашей планеты, как эта простодушная улыбчивая, милая «Катюша»!


Хор исполняет песню «Катюша».


1-й ведущий: Стихотворения, написанные поэтами военного времени, помогают глубже проникнуться атмосферой военных лет, служат и будут служить нужному делу патриотического воспитания молодежи.


Чтец

Николай Фомичев.

Очевидец .


Сам с собой

Возбужденно толкую

Без пера и бумаги

Пишу.

Лишь согретую сердцем

Строку я

В самодельный блокнот заношу.

Все в стихи

Я хочу переплавить:

Пытки ночью,

Расстрел поутру…

Пусть топорно!

Успею поправить,

Если в лагере сам не умру.

Верю:

Стих мой,

Со временем споря,

Из неволи

Вернется домой –

Очевидец великого горя,

Преступлений свидетель живой.


2-й ведущий: А вы знаете, что бывает и такое, когда песенные строки вовсе не предназначаются для песни. Так, строки в песне «В землянке» были написаны военным корреспондентом Алексеем Сурковым в письме к жене в 1941году под Истрой – вылились из сердца после тяжелого фронтового дня, когда вместе со штабом одного из гвардейских полков поэт пробивался из окружения. Тогда слова:

До тебя мне дойти не легко,

А до смерти – четыре шага…

были для него не только поэтическим образом, но и пронзительной, пережитой реальностью…


1-й ведущий: Месяца два – три спустя в редакцию фронтовой газеты «Красноармейская правда» пришел в поисках песенного материала композитор Константин Яковлевич Листов (автор знаменитой «Тачанки» был во время войны старшим музыкальным консультантом Главного политического управления Военно – Морского Флота).

- И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, - рассказывал поэт, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенном в том, что хотя я свою товарищескую совесть и очистил, но песни из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет. Листов побегал глазами по строчкам. Промычал что то неопределенное и ушел. Ушел, и все забылось…


2-й ведущий:

- Стихи захватили меня своей эмоциональной силой, - вспоминал композитор, - забрали искренностью, отозвались в сердце. Время – бесконечно тревожное: немцы под Москвой, я – один, семья моя в эвакуации. Думаю, не было тогда человека, у которого душа не болела бы…


5-й ученик: Через неделю Константин Листов снова пришел в редакцию и под гитару спел новую песню. Ее слушали, затаив дыхание. И попросили записать. Композитор взял лист бумаги, начертил на нем пять линеек и записал мелодию.


6-й ученик: И запели все и повсюду эту песню, такую искреннюю, такую человеческую, что теплее от нее становились на сердце.

Почему же так дорога людям «В землянке »? может быть, потому, что в грозной, кровавой битве песня эта помогла воинам сохранить в себе человека, не позволяла забыть об убедительном, светлом, поистине неистребимом чувстве, которое, собственно, и делает человека человеком, - О любви!


7-й ученик: И вот что замечательно: «В землянке» была не только верным другом солдат в минуты отдыха, в минуты фронтового затишья. Эта, казалось, чисто лирическая песня порой становилась оружием: с нею шли в бой.


8-й ученик: «В землянке» поют и сейчас. Поют с эстрады, и зал замирает, захваченный ее лирическим порывом, душевной силой народа, который в военном пожаре смог вызвать к жизни такую песню!

Композитором этой песни является Константин Листов.


Хор исполняет песню «В землянке».


1-й ведущий: Есть не только стихи, но и прекрасные песни, способны передать атмосферу короткого фронтового затишья. И одной из таких песен является «Темная ночь».


2-й ведущий: Эта песня пришла к нам с экрана, родилась она в Узбекистане, в столице его – Ташкенте, в 1942году была эвакуирована Киевская киностудия. Шли съемки картины «Два бойца». Фильм рассказывал о фронтовой дружбе двух солдат, защищающих Ленинград, о великом патриотизме советских людей и о любви. По замыслу режиссера, в Катине должна была звучать только симфоническая музыка. Задуманы были еще лишь шутливые «одесские» куплеты для Аркадия, которого играл популярный советский киноартист Марк Бернес.


1-й ведущий: Но однажды Луков признался композитору, что у него никак не получается сцена в землянке – лирический эпизод, происходящий в минуту передышке между боями. Будучи сам превосходным актером, Луков сыграл Богословскому эту сцену за всех действующих лиц. Вот тогда и возникла идея сочинить песню. Песню, способную передать атмосферу короткого фронтового затишья, когда солдаты, забыв о смерти, до которой «4 шага», как писал Алексей Сурков, делятся своими мечтами, надеждами, она должна отражать отражать душевное состояние человека, позволившего себе эмоциональную разрядку после неистового напряжения боя, быть незатейливой, душевной.


2-й ведущий: Мелодия песни сложилась мгновенно – так свежи были у композитора фронтовые впечатления, понимание того сколь необходимы в условиях жестокой войны солдату человечность, нежность… Музыка, композитором который был Богословский, и стихи Агатова слились в песенный образ редкостной простоты и щемящей душу лирической силы.


1-й ведущий: Фильм вышел на экраны. С этой минуты и началась большая жизнь песни. Ее запела буквально вся страна. Она звучала в землянках, на фронте, ее узнали еще до выхода фильма на экраны.


Исполнение песни «Темная ночь».


2-й ведущий: Благодарное человечество всегда будет помнить о стойком мужестве, о подвиге солдат.


Чтец:

О солдате

Без малого 4

Гремела грозная война

И снова вся наша природа

Живого трепета полна.

Там, где мы брали кровью, с боем

Противотанковые рвы

Цветы обрызганы росою,

Встают, качаясь, из травы.

Где ночь от ярких молний слепла,

Кипела в заводях вода,

Из камня, щебня и из пепла

Встают родные города.

И вот дорогою обратной,

Не покоряемый вовек,

Идет, свершивший подвиг ратный,

Наш стойкий, смелый человек.

Он сделал все, он тих и скромен,

Он мир от темной смерти спас,

И мир прекрасен и огромен

Его приветствует сейчас.

А сзади темные могилы

Врагов на дальнем берегу –

О нашей доблести и силе

Напоминание врагу.


1-й ведущий: Стихи и песни военных лет рассказывают о разлуке солдат с любимыми, проводах на фронт, о том, что и в бою солдаты помнят тех, кого они оставили дома.


2-й ведущий: Песня «Синий платочек» - точная фотография чувств и настроений солдата тех далеких военных лет.


1-й ведущий: У этой песни удивительная судьба. Осенью 1939 года, спасаясь от фашистской оккупации, из Польши во Львов приехал знаменитый «Голубой джаз», которым руководили композиторы Генрих Гольд и «король польского танго», автор прославившегося во всей Европе «Утомленного солнца», Ежи Петербургский. А в апреле 1940 года «Голубой джаз» гастролировал в Москве. Концерты его проходили с огромным успехом, привлекли внимание всех любителей эстрадной музыки и, конечно, профессионалов.


2-й ведущий: И вот как-то однажды в гостиницу «Москва», где жил Петербургский, пришел поэт Яков Галицкий и предложил свои стихи, начинавшиеся словами: «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч»… Стихи понравились, и вечером следующего дня состоялась премьера новой песни Галицкого и Петербургского «Синий платочек».


1-й ведущий: «Синий платочек» стала одной из самых любимых песен военных лет.


Хор исполняет песню «Синий платочек».


А сейчас хор исполнит песню, которая пожалуй самая главная, и самая любимая нами во все времена, песня «День Победы».


1-й ведущий: Мы гордимся поколением людей, которые с оружием в руках отстояло право на мир в грозные годы Великой Отечественной войны. Вот уже 77-й год над нашей страной мирное небо. И это не подарок судьбы, а результат упорного труда нашего народа, всех людей доброй воли.


Чтец:

Нам нужен мир на голубой планете,

Его хотят и взрослые, и дети.

Им хочется проснувшись на рассвете,

Не вспоминать, не думать о войне.

Нам нужен мир, чтоб строить города.

Его хотят все люди доброй воли.

Нам нужен мир навеки! Навсегда!


Чтец:

Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету.

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту.


Учитель: Уважаемые гости, на этом наша литературно – музыкальная композиция «Музы вели в бой», посвященная к 77 годовщине Победы в Великой Отечественной войне подошла к концу. Напоследок хотелось бы пожелать всем мирного неба, крепкого здоровья и семейного благополучия. Спасибо за внимание.

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Музы вели в бой!" литературно-поэтический вечер

Автор: БАГАЕВА САНАВАР ЭГЕНБЕРДИЕВНА

Дата: 01.11.2022

Номер свидетельства: 616403


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства