kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Моя задача – служить людям, русскому драматическому театру" (к 200-летию со дня рождения А.Н.Островского)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели занятия: привлечь внимание учащихся к русскому драматургу, расширить представление о жизни и творчестве А. Н. Островского.

Методические приемы: выступление учащихся, инсценировка.

Задачи:

Образовательные: раскрыть творчество драматурга через восприятие репродукций; формировать умение работать с дополнительной литературой, подбирать материал по теме.

Развивающие: развивать творческие способности учащихся; развивать монологическую речь, мышление, память учащихся.

Воспитательные: прививать интерес к чтению художественной литературы; воспитывать интеллектуально развитую личность; воспитывать активность, инициативность, самостоятельность.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Моя задача – служить людям, русскому драматическому театру" (к 200-летию со дня рождения А.Н.Островского)»

«Моя задача – служить людям, русскому драматическому театру»

(к 200-летию со дня рождения)


Цели занятия: привлечь внимание учащихся к русскому драматургу, расширить представление о жизни и творчестве А. Н. Островского.

Методические приемы: выступление учащихся, инсценировка.

Задачи:

Образовательные: раскрыть творчество драматурга через восприятие репродукций; формировать умение работать с дополнительной литературой, подбирать материал по теме.

Развивающие: развивать творческие способности учащихся; развивать монологическую речь, мышление, память учащихся.

Воспитательные: прививать интерес к чтению художественной литературы; воспитывать интеллектуально развитую личность; воспитывать активность, инициативность, самостоятельность.

 

Оформление: портрет А.Н. Островского, высказывания писателя о театральном искусстве. На экране -  афиши и рисунки к спектаклям по пьесам А.Н. Островского, выставка книг А.Н. Островского.

Музыка: А. Петров (из фильма «Жестокий романс»). М. П. Мусоргский «Рассвет над Оборудование: кресло, столик для ведущих и гостей, мультимедийная презентация, телевизор.

Действующие лица:

•          Ведущие 1 2 3 4 5

•          Николай Александрович Добролюбов-критик;

•          Кулигин - изобретатель-самоучка;

•          Музыковед

Ход мероприятия

(Звучит музыка вальса) + портрет драматурга

Учитель: Всем добрый день. Разрешите пригласить вас в литературную гостиную, где нас с вами ждет встреча с творчеством великого русского писателя, драматурга 2-й половины 19 века А.Н. Островского. Я думаю, что сегодняшнее мероприятие будет действительно добрым. Ведь бессмертные творения великого драматурга во все времена могут дать урок мудрости, нравственности и доброты….

Звучит произведение П.И. Чайковского «Времена года (декабрь)». 

Ведущий 1. Есть в Москве у знаменитого Малого театра своеобразный памятник. Создатель русской национальной драматургии А.Н. Островский в глубоком раздумье, “по-домашнему”, сидит в кресле посреди столичной суеты. Он и в самом деле здесь дома. С Малым театром неразрывно связана человеческая и творческая судьба Островского, все его неудачи и вершины, его бессмертие.  Слайд 1

Ведущий 2.  Родился будущий драматург в 1823 году в Москве. Подлинной школой жизни стали для молодого Островского быт и нравы старого Замоскворечья, с его традиционным хлебосольством и гостеприимством.

Москва прошлого века поражала всех, кто приезжал в нее, своей необычайной, своеобразной красотой. В детстве Саша читал знаменитые пушкинские строки о Москве из “Евгения Онегина”:

Ведущий 5:

Но вот уж близко. Перед ними

Уж белокаменной Москвы,

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы.

Ах, братцы! Как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва…как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

 

Ведущий 1. “Самый памятный для меня день в моей жизни: 14 февраля 1847 года” – такую запись сделает Островский в конце своего творческого пути. В тот день, затаив дыхание и едва владея собой, Островский пришел к профессору Шевыреву, чтобы прочитать в кругу ученых, литераторов, студентов только что законченную им комедию “Картина семейного счастья”.

“Поздравляю вас, господа, с новым светилом в отечественной литературе”, – торжественно провозгласил Шевырев, когда чтение было закончено и присутствующие заключили в дружеские объятия до крайности смущенного автора.

Ведущий 2. 3 декабря 1849 года на чтении новой комедии Островского “Свои люди – сочтемся” неожиданно появился Гоголь. Он “подкрался коридором…и стал в дверях, прислонившись к притолоке и так оставался во все время чтения”.

Новая комедия произвела сильное впечатление, вся Москва заговорила о ней. 

Слайд 2 (Сцена из комедии А.Н. Островского “Свои люди – сочтемся”)

Ведущий 1: Александр Николаевич Островский говорил: «Жизнь моя принадлежит театру…»

Для этого утверждения у писателя –драматурга были все основания.

(Презентация – «Пьесы Островского) - Ведущий читает надписи на слайдах.

Ведущий 2: Еще раз напомню, что почти 50 пьес отдал он театру. 46 из них были поставлены при жизни драматурга и заняли прочное место в репертуаре театров. Александр Николаевич писал в начале 70-х годов: «Нет дня в году, чтобы в пяти-шести театрах не шла моя пьеса». Пьесы не утратили популярности и в наши дни. Актуальность проблем, яркость характеров героев делают произведения драматурга интересными, поучительными, порой комичными для современного зрителя. С этим утверждением, я думаю, вы согласитесь, посмотрев яркий, красочный, комичный Видеоролик, в котором собраны лучшие фрагменты из кинофильма «Женитьба Бальзаминова» по пьесе А.Н. Островского («За чем пойдешь, то и найдешь»).

В ту пору, когда А.Н. Островский начинал свою деятельность, в российском театре наблюдалось засилье водевилей и мелодрам. Содержание их было пустым и незатейливым, о чем говорят сами названия:

• «Муж в дверь, жена в Тверь»

• «Комедия о войне Федосьи Сидоровны с китайцами»

• «Школьный учитель, или Дураков учить – мертвых лечить».

По поводу подобных пьес Виссарион Григорьевич Белинский говорил тогда: «Оригинальный вздор! Чепуха!» А Николай Васильевич Гоголь писал: «Где же наша жизнь? Дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков! На сцену их, на смех всем!»

Ведущий 3: На эти требования ответил Александр Николаевич Островский - новатор-драматург. С приходом в его театр на сцене появились другие пьесы. Какие????? Посмотрим на их названия на афишах:

• «Не так живи, как хочется»

• «Не в свои сани не садись»

• «Бедность не порок»

• «Старый друг лучше новых двух».

Так и хочется сказать: «Ты послушай пословицы - добрые, хитрые, умные...»

Пьесы А.Н. Островского были тесно связаны с жизнью, актуально –злободневны по тематике, показывали характеры и нравы тогдашнего общества. 

Ведущий 4: В нашей литературной гостиной присутствует известный критик Николай Александрович Добролюбов и герой драмы «Гроза» изобретатель-самоучка Кулигин.

- Николай Александрович, что Вы можете сказать о творчестве Островского-драматурга? 

Добролюбов: Островский обладает глубоким понимание русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны. После каждой его пьесы хочется взглянуть на себя и вокруг себя. Тому пример – драма «Гроза», которая занимает, бесспорно, центральное место в творчестве драматурга.

(Презентация Драма «Гроза» -3 слайда) 

Ведущий 3: Мы знаем, что о пьесе «Гроза» Вы написали критическую статью, которая называется «Темное царство». 

Добролюбов: Да… «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского. В ней ярко представлена жизнь Диких и Кабановых, мир тиранов и самодуров, мир затаенной скорби и тупой, ноющей боли. «Темное царство» - вот самое меткое определение этой жизни. 

Ведущий 4: Что Вы можете сказать о характере главной героини драмы? (Видео. Сцена из пьесы «Грозa». Катерина –монолог). 

Добролюбов: Единственный «луч света» в этой тьме, бесспорно Катерина. Это цельный характер, глубокий, способный идти до конца. Она пошла против самодурства, вооруженная силой своего чувства. Пусть ее протест стихийный, но он более значительный, так как вырывается из груди «существа слабого», зависимого в семье. И это все говорит о шаткости самодурства. 

Ведущий 3: Как бы Вы охарактеризовали атмосферу, окружающую Катерину? 

Добролюбов: Лучше меня об этом Вам расскажет Кулигин. 

Кулигин: Жестокие, сударь, нравы в нашем городе… (Читает монолог Кулигина).

Слайд 3 «Гроза»

  Ведущий 3. “Если вы хотите знать, что такое Островский, читайте внимательно “Снегурочку”, – писал проникновенный критик А.Р. Кугель. В “Снегурочке” собрано все то лучшее, высокое, доброе, что рассыпано по всем произведениям драматурга. Островский назвал ее “весенней сказкой”. Мечта о мире, братстве, гармонии нашла свое воплощение в изображенном Островским сказочном царстве Берендеев.

 

(Сцена из произведения А.Н. Островского “Снегурочка”

 

Ведущий 2. Ах, театр, театр, какая сила свела его с тобою, какая судьба! Писатель говорил: “Я задыхаюсь и задохнусь без хорошего театра, как рыба без воды”. 

Ведущий 4: В нашей гостиной – музыкальный критик, музыковед.

- Мы знаем, что произведения Островского находили отклик не только у читателей и зрителей, но и музыкантов и композиторов. Скажите, какие композиторы, музыканты обращались к произведениям драматурга?

Музыковед: На основе произведений Островского создавались многие музыкальные произведения.

• Например, Петр Ильич Чайковский написал музыку к опере «Снегурочка».

Композитор Александр Николаевич Серов создал оперу «Вражья сила» на сюжет драмы «Не живи, как хочется». Одна из самых колоритных страницы русской музыки. Написана композитором Александром Серовым, отцом художника Валентина Серова.

• Среди современных композиторов можно выделить Андрея Петрова, который написал музыку к фильму «Жестокий романс» по пьесе «Бесприданница, режиссером которого стал Никита Михалков (кстати, роль Паратова в фильме тоже исполнил он).

Сегодня один из романсов из этого фильма уже прозвучал и я предлагаю вашему вниманию еще один (Видео. Романс из к\фильма «Жестокий романс» - «Под лаской плюшевого пледа…) Роль Ларисы играет актриса Лариса Гузеева, а исполняет песню известная певица из цыганского театра «Ромен»- Валентина Пономарева.

Ведущий 4: Островский и театр…. (Презентация «Островский и театр»).

Это особая страница в жизни и творчестве писателя-драматурга. Вся его жизнь тесно связана с театром. «Все порядочные люди живут или идеями, или надеждами, или мечтами, но у всякого есть какая-нибудь задача. Моя задача – служить людям, русскому драматическому театру», говорил Островский.

Ведущий 5: Из пьесы «Таланты и поклонники»: «Талант и сам по себе дорог, но в соединении с другими качествами – с умом, с сердечной добротой, с душевной чистотой – он представляется нам уже таким явлением, перед которым мы должны преклоняться». Эти строки, прежде всего, относятся к великому драматургу – А.Н. Островскому. (Презентация «Последние годы жизни». Музыка.

 

 (Звучит романс из кинофильма “Жестокий романс” “А напоследок я скажу…” (Музыка А. Петрова, слова Б. Ахмадулиной)

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Бекшаева Светлана Викторовна

Дата: 19.03.2023

Номер свидетельства: 627819


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства