kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Михаил Исаковский - певец души народной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая дню рождения М.В. Исаковского

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Михаил Исаковский - певец души народной"»

Михаил Исаковский - певец души народной

(Литературно-музыкальная гостиная,

посвящённая дню рождения М.В. Исаковского)

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

МБОУ «сш№37» г.Смоленска О.А. Новикова

Цель: познакомить с творчеством М.В. Исаковского.

Задачи:

  • формирование выразительного чтения;

  • развитие умения систематизировать материал в поисковой работе;

  • воспитание любви и уважения к творчеству поэта, воспитание любви к Родине, к Смоленщине.



Оформление:  портрет М.В.Исаковского, выставка книг поэта, проектор, компьютер, эпиграф на доске: «Простота его покоряет человеческое сердце…Исаковский обладает глубоким чувством родной природы и поэзии сельского труда».

(А. Т. Твардовский)


(Участники расположились за большим круглым столом, в центре - ведущие гостиной)

-Уважаемые гости нашей гостиной! Мы пригласили вас на вечер прекрасных стихов и песен.

-Сегодня мы вспомним замечательные строки стихотворений нашего славного земляка - М.В. Исаковского.

-Число стихотворений поэта, ставших песнями, впечатляет каждого!

-Такого не знает история не только русской, но и мировой поэзии!

-Где истоки этого феномена? (Слайд 1– портрет поэта)

-Конечно, истоки в его высокой личной поэтической одарённости! Он писал: «Я просто писал стихи…Многие поэтические находки в моих песенных стихах были подсказаны фольклором».

-Как известно, в 30-е годы XX века М.В.Исаковский стал одним из основоположников массовой лирической песни, а в военные и послевоенные годы достиг в этом жанре новых, невиданных высот.

- Поэт писал: «Лучшими произведениями неизменно являются те, которые написаны простым и понятным языком». Именно таким языком он и писал!

- Первый поэтический сборник "Провода в соломе". Именно после прочтения этих стихов М.Горький назвал Исаковского "певцом души народной". (Слайд 2– книги поэта)

-Но сначала было детство… (Слайд 3/4– детские фото)
-  В 1900 году на смоленской земле в деревне Глотовка Угранского района в семье крестьянина Василия Исаковского родился тринадцатый ребенок. Мальчика назвали Мишей.

-Никто в то время не знал, что в бедной семье растет великий поэт России! Именно здесь с ранних лет мальчик впитывал в себя красоту народной песни в её живом звучании. (Слайд 5– портрет поэта)

-В Смоленской губернии, в хате холодной,

Зимою крестьянка меня родила.

И, как это в песне поется народной,

Ни счастья, ни доли мне дать не могла,

Одна была доля – бесплодное поле,

Бесплодное поле да тощая рожь.

Одно было счастье - по будням ненастье,

По будням ненастье, а в праздники – дождь.

Голодный ли вовсе, не очень ли сытый,

Я все-таки рос и годов с десяти

Постиг, что одна мне наука открыта –

Как лапти плести, да скотину пасти.

И плел бы я лапти… И, может быть, скоро

Уже обогнал бы отца своего…

Но был на земле человек, о котором

В ту пору я вовсе не знал ничего.

- Позже поэт писал: « Судьба Ломоносова, о котором я узнал в школе, судьба человека, вышедшего «из мужиков» и ставшего великим учёным и поэтом, очень меня взволновала. Она даже как бы подсказала мне, что и я могу сделать нечто подобное тому, что сделал Ломоносов…имя и отчество у меня –точно такие же, как и него: Михаил Васильевич. Это было и лестно, и как бы обнадёживало меня…»

-Родители М.В.Исаковского жили бедно. Из тринадцати детей выжило только пятеро. Михаил был предпоследним ребенком. (Слайд 6– семья поэта) 
-Я вырос в захолустной стороне,
Где мужики невесело шутили,
Что ехало к ним счастье на коне,
Да богачи его перехватили.

Я вырос там, где мой отец и дед
Бродили робко у чужих поместий,
Где в каждой хате – может, тыщу лет
Нужда сидела на почетном месте.

Я вырос там, среди скупых полей,
Где все пути терялися в тумане,
Где матери, баюкая детей,
О горькой доле пели им заране.

Клочок земли, соха да борона –
Такой была родная сторона.
И под высоким небом наших дней
Я очень часто думаю о ней.

Я думаю о прожитых годах,
О юности глухой и непогожей,
И все, что нынче держим мы в руках,
Мне с каждым днем становится дороже.


- Мать, Дарья Григорьевна, терпеливо сносила бесконечные тяготы и заботы многодетной семьи. Она не умела ни читать, ни писать. (Слайд 7) 
-Позже поэт прославит женщину, её подвиг в годы страшной войны в поэме «Русской женщине». Это поэтический памятник матерям, сестрам, женам и невестам. (Слайд 8) 

(Один ученик читает наизусть, другой аккомпанирует на фортепияно)
-Да разве об этом расскажешь,

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!...

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась одна на один.

Один на один со слезами

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И все без конца и без счета –

Печали, труды и заботы

Пришлись на тебя на одну.

Одной тебе – волей-неволей –

А надо повсюду поспеть;

Одна ты и дома, и в поле,

Одной тебе плакать и петь

В холодные зимы, в метели,

У той, у далекой черты

Солдат согревали шинели

Что сшила заботливо ты.

Рубила, возила, копала,

Да разве всего перечтешь,

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто б отлично живешь.

И воин идущий на битву

И встретит готовый ее,

Как клятву шептал, как молитву,

Далекое имя твое…

-Отец поэта Василий Назарович – труженик, пахарь, печник, плотник, предприимчивый, хозяйственный человек. Он немного владел грамотой и со временем устроился работать почтальоном в соседней деревне. (Слайд 9)

-Благодаря газетам и журналам, которые привозил с почты отец, Миша научился читать самостоятельно, а затем и писать.

- Из окрестных деревень приходили к нему неграмотные крестьяне с просьбой написать для них письма для своих родных и близких. Осенью 1910 года Миша идет в школу, которая находится в соседнем селе. Сразу во 2-ой класс, так как умел читать и писать.

-Поэт вспоминал: «Ходить в школу, особенно зимой, мне было не в чем. Лапти, правда, я умел плести, так что с обувью бело обстояло благополучно, но одеваться мне было не во что. Так и просидел я целую зиму, как говорится, « на печке».

(Один ученик читает наизусть, другой аккомпанирует на гитаре)
- Давно это, помнится, было со мною, –
В смоленской глухой стороне,
В поля, за деревню, однажды весною
Пришло моё детство ко мне.
Пришло и сказало: – Твои одногодки
С утра собрались у пруда,
А ты сиротою сидишь на пригорке,
А ты не идёшь никуда.
Ужели ж и вправду тебе неохота
Поплавать со мной на плоту,
Ручей перепрыгнуть с разбегу, с разлёту,
Сыграть на лужайке в лапту;
На дуб, на берёзу вскарабкаться лихо
Иль вырезать дудку в лесу?..
– Мне очень охота, – ответил я тихо, –
Да, видишь, свиней я пасу.
Такое они беспокойное племя,
Что только гляди да гляди.
И бегать с тобой, понимаешь, не время, –
Ты как-нибудь после приди…


-Навсегда поэт сердцем приник к родным краям и не раз воспевал их в стихах и песнях.

-В стихотворении «Край мой Смоленский» В.М.Исаковский воспевает родную смоленскую землю.

Край мой Смоленский,
Край мой родимый!
Здесь моя юность
Когда-то бродила...

-Перед нами книга «Сто песен», только недавно переизданная в Смоленске к юбилею поэта-песенника (2020г). (Слайд 10)

-В неё вошли песни, сила воздействия которых на людей была исключительной! Их любили при жизни поэта и любят сейчас.

-Всем известно, что Михаил Исаковский - автор слов  песен «Катюша», «В лесу прифронтовом», «Враги сожгли родную хату» и других. Стихи были написаны в разное время и очень быстро стали песнями. С середины 1930-х годов Исаковский приобретает широкую известность как поэт-песенник.

-«Однажды (было это в 1934 году или 35-м году), – вспоминал Исаковский в автобиографии, – в кино я услышал с экрана песню на мои слова и был очень удивлён. Это была песня «Вдоль деревни». (Слайд 11)

-Вдоль деревни, от избы и до избы,
Зашагали торопливые столбы;
Загудели, заиграли провода, –
Мы такого не видали никогда;
Нам такого не встречалось и во сне,
Чтобы солнце загоралось на сосне,
Чтобы радость подружилась с мужиком,
Чтоб у каждого – звезда под потолком.
Небо льётся, ветер бьётся всё больней,
А в деревне – частоколы из огней,
А в деревне и веселье и краса,
И завидуют деревне небеса.
-«Катюша». Об истории создания песни «Катюша» рассказал сам поэт в журнале «Костёр» № 11 за 1968 год. Сначала он написал первые 8 строк, но потом работа застопорилась: «Я не знал, что же дальше делать с Катюшей, которую я заставил выйти «на высокий берег, на крутой» и запеть песню».

-Исаковский отложил стихи, а при случае рассказал о них композитору Матвею Блантеру. Поэт писал: «Время тогда было тревожное. Мы как бы предчувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прийти… по этой причине тема Родины, тема защиты её была самой важной… и я, конечно, никак не мог пройти мимо неё даже в лирической песне».

-Лирика Исаковского тех грозных лет – настоящая поэтическая летопись войны. 

-Легендарная «Катюша» — одна из лучших довоенных песен, ставшая любимой и популярной в годы войны. Стихи, написанные Михаилом Васильевичем Исаковским в конце 1930-х годов, оказались очень созвучными настроению военного времени. Здесь говорится об ожидании встречи с любимым, который служит «на дальнем пограничье». «Катюшу» пели на всех фронтах, она звучала на просторах бывшего Советского Союза и далеко за его пределами. (Слайд 12)

-На родине М.В.Исаковского, там, где поднимается над рекой Угрой «берег крутой», стоит памятник песне «Катюша»: на прикрепленной к большому камню-валуну медной дощечке высечены слова из этой песни, а рядом беседка из бревенчатых скамеек под навесом. По традиции ребята из окрестных деревень, призываемые в армию, собираются здесь для прощания с невестами, гуляют, говорят заветные слова. (Слайд 13)

- «Огонёк». Стихотворение «Огонёк» пели на всех фронтах, только на разные мотивы, которые придумывали сами. Поэтому музыка считается народной.

-«Враги сожгли родную хату». Трагическое стихотворение о возвращении солдата с войны домой «Враги сожгли родную хату» Исаковский написал в 1945 году. Матвей Блантер написал музыку, песня прозвучала по радио, но очень быстро её запретили за «распространение пессимистических настроений». (Слайд 14)

-Исаковский позже вспоминал: «Редакторы — литературные и музыкальные — не имели оснований обвинить меня в чём-либо. Но многие из них были почему-то убеждены, что Победа исключает трагические песни, будто война не принесла народу ужасного горя. Песня не осталась под запретом навсегда. В 1960 году её отважился исполнить Марк Бернес на большом концерте — успех был огромный, с этого дня песня «ушла в народ».

- «Одинокая гармонь» «появилась на свет» в 1945 году, но приобрела популярность в 1946, когда музыку к стихотворению Исаковского написал композитор Борис Мокроусов. За год она приобрела огромную популярность. Её исполняли в разное время самые известные певцы. Песня переведена на многие языки (немецкий, французский, английский).

(Песню исполняет группа девочек)

- «И кто его знает» - одна из самых известных песен сталинского времени - была написана в 1938 году. Музыку для нее написал композитор Владимир Захаров, который с 1931 по 1956 годы руководил русским народным хором имени Пятницкого. Лирическая песня с простыми словами быстро полюбилась людям, ее стали исполнять на больших концертах, в сельских клубах и на домашних застольях.

- В конце войны поэт вернулся к любимым напевам. Читаешь строчки: «Лучше нету того цвету» и понимаешь: скоро война окончится. И вот он, 45-й год: «Услышь меня, хорошая…».

-«Летят перелетные птицы». Эти стихи Исаковского на музыку Матвея Блантера 1948 года исполняли многие поколения певцов. Искренняя любовь автора к своей Родине стала превосходным агитационным мотивом для многих людей, которые призывали к сплочению нации и отказу от эмиграции. (Слайд 15)

-«Каким ты был..». Песня «Каким ты был, таким ты и остался», написанная в соавторстве с Михаилом Вольпиным, по воспоминаниям современников, будила в подсознании каждого русского человека картину о встрече двух возлюбленных после долгой разлуки. Песня впервые прозвучала в 1949 году в фильме «Кубанские казаки». Композитором лирического хита стал Исаак Дунаевский. (Слайд 16)

-«Прощальная комсомольская». Эта песня также известна под названием «Дан приказ: ему – на запад». Она появилась в 1935 году, ее исполняли ансамбль Центрального телевидения и Всесоюзного радио «Советская песня».

-«Ой, цветет калина». Еще один любовный «хит» на музыку Исаака Дунаевского из киноленты «Кубанские казаки» обрел поистине всенародную популярность.

-«В прифронтовом лесу». Даже в годы самой тяжелой войны обязательно случались моменты отдыха, раздумий, воспоминаний о греющей душу любви и надежда на лучшее будущее. Символом именно этих переживаний стало очередное стихотворение Михаила Исаковского, которое в 1943 году было положено на музыку композитором Матвеем Блантером. (Слайд 17)

-Поэт говорил: «Специально песен я не писал - писал стихи». Первую книжку Исаковского («Провода в соломе») заметил Горький: «Стихи у него простые, очень волнуют своей искренностью».

- Друг-земляк Александр Твардовский писал о нем: «Простота его покоряет человеческое сердце… Исаковский обладает глубоким чувством родной природы и поэзии сельского труда». Это чувствует каждый слушатель его песен. (Слайд 18)

- Михаил Исаковский прожил 73 года. В последние пять лет из-за тяжелой болезни он мало писал. Осенью 1967 года поэт создал такие проникновенно чистые и очень печальные строчки, которые посвятил своей жене, верному другу и помощнику Антонине Ивановне. 

(Один ученик читает наизусть, другой аккомпанирует на скрипке)
-Не жаркие, не летние,

Встают из-за реки –

Осенние, последние,

Останние деньки.

Еще и солнце радует,

И синий воздух чист!

Но падает и падает

С деревьев мертвый лист.

Еще рябины алые

Все ждут к себе девчат

Но гуси запоздалые

«Прости – прощай!» - кричат

Еще нигде не вьюжится

И всходы зелены

Но все пруды и лужи

Уже застеклены.

И рощи запустелые

Мне глухо шепчут в след.

Что скоро мухи белые

Закроют белый свет.

Нет, я не огорчаюся.

Напрасно не скорблю.

Я лишь хожу прощаюся,

Со всем, что так люблю!

Хожу как в годы ранние,

Хожу, брожу, смотрю.

Но только «до свидания!»

Уже не говорю…

- Михаил Исаковский умер 20 июля 1973 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. (Слайд 19)

-Деревенская Россия переживает трудное время, многие деревни просто исчезли. А Глотовка поражает тишиной. Ни одного человека! Одинокая цапля стоит возле тихой воды. И неизвестно, для кого цвели кусты черемухи и сирени. Там прошло детство поэта…А теперь «позарастали стёжки-дорожки». (Слайд 20)

-Туристские тропы поклонников Исаковского кончаются в поселке Всходы на берегу Угры. Дом, где берегут память о большом поэте, построен на деньги Исаковского. Получив Государственную премию, он попросил: «Давайте здесь построим Дом культуры». Теперь этот Дом хранит память об Исаковском. В доме хорошая библиотека, на вешалке - шляпа, плащ и трость Исаковского, патефон с песнями…(Слайд 21)

-Стихи и песни Исаковского послевоенной поры передают торжество жизни, что звучит в самих названиях этих произведений: “Летят перелётные птицы…”, “Песня о Родине”, “Славься, Россия!”, “Пробилась зелень полевая…”, “Ой, цветёт калина…”, “Каким ты был” и другие.

(Просмотр фрагментов фильмов, где звучат песни М.Исаковского)

-По словам скульптора А.Г.Сергеева, «Исаковский любил Смоленщину и свою родную деревню Глотовку, в которую приезжал при малейшей возможности, чтобы пройтись по ее окрестностям. Именно в момент пребывания поэта на родине мне и хотелось его представить».(Слайд –памятник поэту)

-Памятник установлен на тенистом тихом бульваре с широкой аллеей (ул. Октябрьской революции) у Дома работников просвещения, где до революции была гимназия Воронина, в которой учился М. Исаковский.

-В статье «О «секрете» поэзии» М.Исаковский писал: «Быть в поэзии по-настоящему оригинальным и самобытным, не похожим на других, – это прежде всего значит оставаться самим собой… Это значит проявить в поэзии те человеческие чувства, те духовные силы, которые в тебе заложены.».

- Исаковский был предельно искренен в своих стихах. Он бесконечно верил в то, о чём писал. И не смог бы писать иначе. Он писал – как жил. И жил – как писал: широко, открыто, талантливо.

-8 апреля 1967 года Твардовский, размышляя о судьбе старого друга, записал в дневнике: «Поэт не обязан быть великим - достаточно быть подлинным, незаменимым на своем месте».

-Наша гостиная, посвящённая творчеству великого земляка М. Исаковского, подошла к концу. Сегодня мы читали его стихи, рассказывали о его жизни, пели песни и поняли, что вклад Поэта с годами не теряет своей силы воздействия на читателя и слушателя. Спасибо всем чтецам и исполнителям на музыкальных инструментах за яркое представление произведений любимого поэта.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Михаил Исаковский - певец души народной"

Автор: Новикова Ольга Алексеевна

Дата: 08.06.2021

Номер свидетельства: 582960


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства