kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка открытого мероприятия литературно-историческая гостиная «н. м. карамзин. первый историк и последний летописец»

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕРОПРИЯТИЕ ПРОВЕДЕНО В ФОРМЕ ЛИТЕРАТУРНО- ИСТОРИЧЕСКОЙ ГОСТИНОЙ И ПОСВЯЩЕНО 250-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНННИЯ М.Н. КАРАМЗИНА

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого мероприятия литературно-историческая гостиная «н. м. карамзин. первый историк и последний летописец»»

Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТАГАНРОГСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»











методическая разработка

открытого мероприятия


литературно-историческая гостиная

«Н. М. карамзин. ПЕРВЫЙ ИСТОРИК И

ПОСЛЕДНИЙ ЛЕТОПИСЕЦ»













РАЗРАБОТАНО ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ:

ИВАЩЕНКО ГАЛИНОЙ АЛЕКСЕЕВНОЙ













2017

Пояснительная записка


Данное мероприятие разработано с целью воспитания патриотизма. Оно имеет универсальный характер, может использоваться преподавателями истории, преподавателями литературы, классными руководителями. Может проводиться во внеурочное время как самостоятельное воспитательное мероприятие, как общеколледжное мероприятие.

Литературно-историческая гостиная адресована обучающимся первых-вторых курсов, желающих расширить представление о личности Н. М. Карамзина, его жизни и творчестве, расширить свои творческие способности. Материал, подобранный при подготовке мероприятия, доступен для восприятия обучающихся. При отборе материала учитывались возрастные и психологические особенности обучающихся, уровень их способностей и познавательная активность.

Использование информационно-коммуникационные технологийпозволило сделать процесс проведения мероприятий более интересным, ярким, увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей, а также эффективно решить проблему наглядности, расширить возможности визуализации материала, делая его более понятным и доступным дляобучающихся.

Подготовка и проведение мероприятия позволило приобщить обучающихсяк активному творческому переосмыслению истории родной страны, к сохранению памяти о жизни писателя, реформатора русского языка, журналиста, гражданина и патриота своей страны Николая Михайловича Карамзина. Н. М. Карамзин – одна из самых значительных величин в русской литературе, истории и культуре в целом – ….., стал символом русской

Актуальность определяется созданием условий для воспитания гражданина, интересующегося своей историей, творческой личности, способной ценить литературный и исторический опыт прошлых лет. Показателями эффективности можно считать формирование активной жизненной позиции.

Ожидаемым результатом проведения данного мероприятия является повыше­ние интереса у обучающихся к изучению истории Отечества, формирование представлений о жизненном пути Н.М.Карамзина, развитие нравственной сферы личностиобучающегося.





















Ход мероприятия



Слово преподавателя: 12 декабря весь мир отмечает 250 лет со дня рождения Николая Михайловича Карамзина.Это удивительный человек, поэт, писатель, реформатор русского языка, журналист, гражданин и патриот своей страны.


(Светская гостиная 18 века)

Разноголосица

1-ый голос:Дамы и господа! Вы слышали?! Писатель Николай Михайлович Карамзин записывается в историки!

2-ой голос:К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным:журналистике, критике, повести, роману, исторической повести, публицизму, изучению истории!

3-ий голос:Он удачно путешествовал и общался с выдающимися умами и талантами Западной Европы.

4-ый голос: Его альманахи, книги и журналы полюбили читатели.

5-й голос:Карамзин написал “Бедную Лизу” повесть, прочитанную едва ли не каждым образованным человеком.

6-ой голос:Он глава школы “жизни и сердца”, сентименталист, преобразователь литературного языка.

7-ой голос:Свою дружбу ему предлагал Александр Первый.

8-ой голос:: Карамзин открыл России Шекспира, переведя “Юлия Цезаря”, и нашёл Ипатьевскую летопись .

9-ый голос: Карамзин - автор Истории Государства Российского, названной Пушкиным “созданием великого писателя, подвигом честного человека”.

10-ый голос: Героями Карамзина стали родина, нация, ее гордая, исполненная славы и великих испытаний судьба!



I Ведущий: Николай Михайлович Карамзин родился 12 декабря 1766 года в селе Михайловка Симбирской губернии (Оренбургская область), в семье симбирского помещика.

II Ведущий: Карамзин провел в имении все детство, получил отличное домашнее образование, изучил немецкий, французский, английский, итальянский языки и прочитал почти все книги в обширной библиотеке своей матери. 

I Ведущий: В 14 лет Карамзин был привезен в Москву и отдан в частный пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, в котором учился с 1775 по 1781года, получил светское воспитание, изучил в совершенстве немецкий и французский языки, читал по-английски ипо- итальянски. 

II Ведущий: В 1783 году, по настоянию отца, поступил на службу в Преображенский гвардейский полк Петербурга, но после смерти отца в январе 1784 года вышел в отставку.

I Ведущий: В 1785 году Карамзин переехал в Москву. В Москве познакомился с писателями литераторами: Н. И. Новиковым, А. М. Кутузовым, 

А. А. Петровым, участвовал в издании первого русского журнала для детей — «Детское чтение для сердца и разума»

II Ведущий:Но вскоре Карамзин покинул Москву, отправясь в долгое путешествие по Западной Европе.С мая 1789 до сентября 1790 года он объехал Германию, Швейцарию, Францию, Англию, побывав в Берлине, Лейпциге, Женеве, Париже, Лондоне.

I Ведущий: По возвращении из поездки в Европу Карамзин поселился в Москве и начал деятельность в качестве профессионального писателя и журналиста, приступив к изданию «Московского журнала» 1791—1792  - первый русский литературный журнал, в котором среди других произведений Карамзина появилась повесть «Бедная Лиза».

(Демонстрация мультфильма «Бедная Лиза»).



Инсценировка отрывка из повести «Бедная Лиза».



II Ведущий: Публикация Карамзиным «Писем русского путешественника» и повести «Бедная Лиза» открыли в России эпоху сентиментализма.

I Ведущий:Меланхолические пейзажи, трогательная любовь, тонкие оттенки настроений, вдохновляющая радость встреч, сладкая боль разлуки, философские раздумья о бренности земного бытия – все эти мотивы можно встретить в стихах Карамзина.

(Чтение стихов)

Первый чтец:

«ГИМН ГЛУПЦАМ»

2- чтец «ПРОСТИ»

Третий чтец:

«ОПЫТНАЯ СОЛОМОНОВА МУДРОСТЬ»



I Ведущий: В 1802 году Карамзин основал первый в России частный литературно-политический журнал "Вестник Европы". Здесь впервые печатается историческая повесть Карамзина «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода»

II Ведущий: 31 октября 1803 года, указом императора Александра I Николай Михайлович Карамзин был назначен официальным историографом с жалованием в 2000 рублей для написания полной истории России.

I Ведущий: С 1804 он начал работу над "Историей Государства Российского", составление которой стало его главным занятием до конца жизни. Благодаря литературной форме "История Государства Российского" стала популярна среди читателей и поклонников Карамзина.

II Ведущий: «Я по уши влез в русскую историю, сплю и вижу Никона с Нестором…» «Занимаюсь только русской историей», - писал Карамзин

(Обучающиеся читают высказывания Н. М. Карамзина)

I чтец:И простой гражданин должен читать Историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, …она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества. – Николай Карамзин


II чтец:История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего. – Николай Карамзин


III чтец:История, …..расширяет пределы нашего собственного бытия; ее творческою силою мы живем с людьми всех времен, видим и слышим их, любим и ненавидим; еще не думая о пользе, уже наслаждаемся созерцанием многообразных случаев и характеров, которые занимают ум или питают чувствительность. – Николай Карамзин

IV чтец:Да будет же честь и слава нашему [русскому] языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река - шумит, гремит - и вдруг, есть ли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! - Николай Карамзин

Да будет же честь и слава нашему [русскому] языку... - Николай Карамзин


V чтец:Мы одно любим, одного желаем: любим отечество; желаем ему благоденствия ……..; да не изменится никогда твердое основание нашего величия; да цветет Россия... по крайней мере долго, долго, если на земле нет ничего бессмертного, кроме души человеческой! – Николай Карамзин

Демонстрация фильма по книге «История государства Российского» (серия об Александре Невском, серия о Дмитрии Донском)



II Ведущий:

Язык наш был – кафтан тяжелый.

И слишком пахнул стариной.

Дал Карамзин покрой иной –

Пускай ворчат себе расколы,

Все приняли его покрой.

I Ведущий: Проза и поэзия Карамзина оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка. Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики.Он ввел в русский язык множество новых слов -неологизмов («благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство») Также Н.М.Карамзин один из первых начал использовать букву Ё.

II Ведущий: В 1816 Николай Михайлович Карамзин переехал в Петербург, где провел последние 10 лет жизни и сблизился с царской семьей

I Ведущий: Карамзин являлся инициатором организации мемориалов и установления памятников выдающимся деятелям отечественной истории, одним из которых был памятник К.М. Минину и Д.М. Пожарскому на Красной площади в Москве.

II Ведущий: В первые месяцы 1826 года Карамзин пережил воспаление легких и решился, по совету докторов, ехать весной в Южную Францию и Италию, для чего император Николай дал ему денежные средства и предоставил в его распоряжение фрегат. Но Карамзин был уже слишком слаб для путешествия.

IВедущий: Карамзин скончался 22 мая (3 июня) 1826 г. в Санкт-Петербурге. По преданию, смерть его стала следствием простуды, полученной 14 декабря 1825 года, когда Карамзин воочию наблюдал события на Сенатской площади.
II Ведущий: Рассказывают, что, захлопнув восьмой том "Истории Государства Российского", Федор Толстой воскликнул: "Оказывается, у меня есть Отечество!" И он был не один. Тысячи людей подумали, и главное, почувствовали вот это самое. Зачитывались "Историей" все — студенты, чиновники, дворяне, даже светские дамы. Ведь это так важно для всякого, знать, что оно у него есть, Отечество. Эту уверенность дал людям России Николай Михайлович Карамзин.

II Ведущий: Карамзину предлагали стать министром народного просвещения, предлагали чины, звания, награды. Писатель от всего отказался, согласившись принять звание историографа. Это звание было настолько диковинным в России, что слуга записал его однажды в книге визитов: «Граф Истории».


Преподаватель истории:

Теперь проверим ваши знания по истории России, по творчеству Н. М. Карамзина проведем историческую разминку. ( За каждый правильный ответ вручается жетон).

Историческая Викторина

(Все вопросы викторины должны быть на экране, с 11 по 19 вопрос – с выбором ответов)

1.Что называется летописью? (Сказание по годам).

2.Как называется комната монаха в монастыре? (Келья).

3.Бог грома и молнии у древних славян? (Перун).

4.Как называются произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях? (Былина).

5.Чей щит прибит на вратах Цареграда? ( Вещего Олега).

6.Старинная рукопись, документ? (Хартия, свиток).

7. Какая муза была покровительницей истории ? (Клио)

8. Кто был первым из династии Рюриковичей ? (Рюрик)

9. Кто был последним русским царём Рюриковичей? (Фёдор Иоанович)

10. О ком из русских царей Николай Миайлович сказал так: “Характер Иоанна...есть для ума загадка?” (Об Иване Грозном)

11. Какая из этих книг принадлежит перу Н. М. Карамзина?

(а) "Герой нашего времени" (б) "Марфа-посадница, или Покорение Новагорода" (в) "Бедная Лиза"

12. Какую букву русского алфавита Карамзин стал использовать одним из первых?

(а) Ё (б) Ь (в) Ъ (г) Ж

13. Где родился Карамзин?

(а) В Москве (б) в Киеве (в) около Симбирска (г) в Петербурге

14. «Трагедия, мною переведенная, есть одно из превосходных его творений… Если чтение перевода доставит российским любителям литературы достаточное понятие о Шекспире; если оно принесет им удовольствие, то переводчик будет награжден за труд его. Впрочем, он приготовился и к противному». О переводе оригинального текста какой трагедии Шекспира так отзывался Карамзин?

(а) "Ромео и Джульетта" (б) "Юлий Цезарь" (в) "Макбет" (г) «Сон в летнюю ночь»

16.Указом какого русского императора в 1803 году Карамзин был назначен на должность историографа?

а) Александра 1 (б) Александра 2 (в) Павла 1 (г) Николая 1

17.Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов - «благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утончённость», «первоклассный», «человечный». Каким термином называются эти слова?

а) синоним (б) антоним (в) неологизм (г) омоним

18. Как называется исторический труд Н. М. Карамзина:

(а) "История государства Российского" (б) "История России с древнейших времен" (в) "Повесть временных лет"



Преподаватель: У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое, своя история. У нашей страны тоже есть своя многовековая история со знаменательными событиями, выдающимися людьми, культурой. В истории нашей страны много героических поступков, которые достойны уважения, которыми можно гордиться. Любите свою страну, уважайте свое историческое и культурное наследие.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: ИВАЩЕНКО ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА

Дата: 10.06.2017

Номер свидетельства: 421265


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства