kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка на тему: "Творчество Л.Н.Толстого"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка помогает систематизировать знания о творчестве Л.Н.Толстого, формирует навыки самостоятельной работы в исследовательской деятельности, обучающиеся развивают умение анализировать художественные тексты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: "Творчество Л.Н.Толстого"»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


ПО ТЕМЕ:


« ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ. Л.Н.ТОЛСТОЙ»










УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

ЧЕСТНЫХ ВАЛЕНТИНА ЮРЬЕВНА
















МИЧУРИНСК


Литературная гостиная


Тема: «Жизнь и творчество Л.Н.Толстого».

Цель: расширить и углубить познания обучающихся о творчестве Л.Н.Толстого, увидеть его жизненное кредо, определить творчество писателя в контексте времени, культуры, традиций, способствовать формированию

эстетического вкуса, чувства прекрасного.

Оформление: портрет писателя, плакаты на доске, выставка произведений,

грамзапись музыки П.И.Чайковского, «Первый бал Наташи

Ростовой», видеофильм «Война и мир».

На столах: альбомы, фотографии, рефераты, доклады о Толстом.


Ход мероприятия:

1 ведущий:

Мы сегодня проводим несколько необычное занятие. Наша литературная гостиная посвящена великому русскому писателю Л.Н.Толстому.

Сразу же при этом возникает образ седовласого человека, с нависшими хмурыми клочковатыми бровями и пронзительными колкими глазами. Таким мы видим писателя на большинстве портретов. Но ведь были и другие портреты, и другие времена. Обратимся же к самому истоку.

Осень 1828 года…Родовое именье Ясная Поляна, что находится в Тульской губернии. Отсюда начинается путь великого творца, автора знаменитых на весь мир произведений: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», «Хаджи – Мурат», «Севастопольские рассказы», «Казаки» и мн., мн. другие.

В ранней своей юности Толстой поклялся «жить честно», жить для людей, для их блага и счастья. Этой клятве он остался верен до конца.

Толстой превосходно знал деревенскую Россию, быт помещика и крестьянина.

Уже в первом своем произведении, которое сразу же показало, что в литературу пришел не ученик, а зрелый художник слова.

В своей автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» он дает широкие картины жизни общества того времени. Толстого всегда волновал внутренний мир человека: что происходит в душе героя, чем он занят, чем живет, это основное, что стремится постичь писатель. Это качество его творчества позднее назовут «диалектикой души». И писатель интересуется и исследует внутренний мир и взрослого человека, умудренного жизненным опытом, и ребенка, который только начинает свой путь.

Рано лишившись родителей, он через всю жизнь пронес любовь к ним. Отец Толстого умер, когда ему было уже тринадцать лет, а вот о матери у него остались смутные даже не воспоминания (ведь ему было лишь два года, когда она умерла), а скорее всего представления, сложившиеся по рассказам о ней других. Душа ребенка жаждала материнской любви и ласки, и вот свои сыновние чувства писатель раскрывает в повести «Детство».

Давайте послушаем отрывок из главы «Маман», который прочитает нам студентка гр. 1Т Полякова Александра.

2 ведущий:

Толстой очень любил людей. Ему интересен был каждый человек, и люди, чувствуя эту любовь, шли к своему «посреднику». Исключительно из любви к людям, из желания помочь угнетенному крестьянству, ограбленному реформой 1861 года, согласился принять на себя эту общественную должность посредника, то есть человека, разбирающего конфликты между помещиками и крестьянами в период проведения реформы. По воспоминаниям известного русского художника И.Е.Репина, к Толстому шли за советом люди самых разных профессий и возрастов. Часто зайдет и странник по святым местам, чтобы посмотреть только на него.

Но особую любовь и уважение питал Толстой к натурам сильным, волевым. А такие люди встречались ему во время войны на Кавказе, например. И позднее Толстой создает борца, которым восхищается, любуется в рассказе «Хаджи – Мурат».

Отрывок из этого рассказа читает Гусева Татьяна.

1 ведущий:

«Толстой – это целый мир», - сказал французский писатель Мопассан.

«Считаю Толстого единственным непревзойденным гениальным писателем», - утверждал Серафимович.

«Какая глыба, а? Какой матерый человечище! Вот это, батенька, художник…» - восхищался писателем В.И. Ленин.

«Как чудесно было бы стать писателем! Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться!» - мечтал Т.Драйзер.

Это сказано очень точно: мир ждал каждого нового слова гениального русского писателя. Одни ждали с надеждой, что найдут ответ на самый важный, волнующий вопрос современности; реакционеры же ждали со страхом, с бессильной яростью следили они за деятельностью великого писателя: они не могли заставить его замолчать.

Новые произведения Толстого запрещались. Святейший синод принял постановление об отлучении писателя от церкви и ежегодно предавали его анафеме (проклятию), но несмотря ни на что Толстой оставался в душе глубоко верующим человеком. Арестовать же его правительство не решалось, боясь всеобщего возмущения.

Толстой со спокойным презрением относился и к правительственным, и к церковным гонениям, и к нападкам продажной печати.

Журналист Суворин писал в дневнике: «Два царя у нас: Николай II и Лев Толстой. Кто из них сильнее? Николай II ничего не может сделать с Толстым, не может поколебать его трон, тогда как Толстой, несомненно, колеблет трон Николая…»

И великий художник слова спешит помочь народу найти свое счастье, дать благо людям своим творчеством. Растет в его произведениях обличительная сила, наносит удары по самодержавию, произволу, порядкам.

В рассказе «После бала» резкой критике подверг он порядки в армии. А молодой человек, от лица которого ведется рассказ, был настолько потрясен увиденным, что, несмотря на то, что был заворожен Варенькой Б., влюблен в нее, готов был просить ее руки, но сцена расправы над солдатом, которую учинил ее отец, заставила забыть все.

Послушаем два отрывка из этого произведения.

1 – «На балу» читает Тесля Елена (гр.1 МК).

И совсем иным увидел через несколько часов этого полковника юноша на плацу.

2 отрывок «Расправа» читает Волостных Анастасия (гр.1 МК).

2 ведущий:

Было у Толстого еще одно увлечение, сильное, серьезное – это музыка (звучит тихо). Он вырос в семье, где музыку любили и ценили. Сам Толстой был музыкально одаренным человеком.

Одно время, бросив учебу в университете, и приехав в Ясную Поляну, которая досталась ему по наследству, он думал серьезно заняться музыкой. Но истинное его призвание все-таки взяло верх.

И одно другому не было помехой. Толстой любил музыку, особенно народную, сам великолепно играл, часто слушал серьезную музыку в исполнении великих музыкантов. (Слушаем отрывки из Чайковского). В его художественных произведениях звучит музыка. Она позволяет писателю передать смену мыслей и настроений героя.

Роман-эпопея «Война и мир». Здесь особенно много танцев, народных и бальных, песен, плясок. Музыка рождает новые чувства, под ее влиянием жизнь представляется герою в новом свете.

Наташа Ростова, слушая игру дядюшки, невольно испытывает что-то необыкновенное, что было независимо от всего в мире и выше всего в мире.

Андрей Болконский, слушая пение Наташи, осознает свою любовь к этой милой девочке. Именно с музыкой, ее первым балом начинается становление взрослой Наташи.

Посмотрим отрывок из фильма «Война и мир» - «Первый бал Наташи».

1 ведущий:

В доме Ростовых в Ясной Поляне гости бывали так часто, что к ним уже привыкли и не считали неожиданностью их появление. Писатели, поэты, музыканты, художники, публицисты и критики всех мастей искали встреч со Львом Николаевичем, но он мог и уклониться от людей, которых считал неинтересными.

Он с удовольствием мог беседовать о жизни с простыми людьми, со странниками, если видел в них интересных собеседников. А иногда он «баловал себя», как он выражался, устраивал семейные посиделки. Чаще всего это были импровизированные вечера, которые возникали вдруг, по настроению, когда вся семья бывала в сборе. Все домочадцы любили поэзию, и вот только стоило главе этого большого клана начать читать стихи, как подхватывал другой, третий…и забывали о времени. Один из современников Толстого вспоминал о том, как любил писатель стихи о родной природе, о простом народе…Что творилось в душе этого человека в эти минуты, но очень часто можно было видеть слезы, потоки слез, когда читалось стихотворение «На Волге», «Орина, мать солдатская» Н.А. Некрасова, или стихи Фета, Тютчева. Может быть он раскаивался в душе за то, что не смог до конца осуществить свою мечту – жить так, как живет простой народ. В этом его семья не поддержала. Может быть, это были и слезы покаяния.

Память о великом художнике вечно будет жить в сердцах человечества. Его произведения переведены на все языки мира. Им восхищались, восхищаются и будут восхищаться все новые и новые поколения читателей. Люди со всего земного шара идут к Толстому, по тем дорожкам, где он ходил сам, в те комнаты, где он творил свои бесценные произведения. Иначе как же можно объяснить то желание зарубежных актеров экранизировать произведение Толстого. И новый фильм, снятый в 2006 году, по роману «Война и мир» зарубежными режиссерами и актерами, говорит о том, что творчество великого писателя еще долго будет тревожить умы и сердца людей. Каждое поколение открывает Толстого для себя по-своему. И в этом сила его творчества.

Вот на этой ноте памяти, значимости творчества великого писателя мы и закончим наш разговор.

Спасибо всем, кто нас слушал, и кто нам помогал.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Методическая разработка на тему: "Творчество Л.Н.Толстого"

Автор: Честных Валентина Юрьевна

Дата: 11.09.2016

Номер свидетельства: 343349


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства