kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка внеклассного мероприятия: «Святые мученики воинства русского»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие "Святые мученики воинства русского" проводится с целью знакомства с русским православным священнодействием, направлено на освоение исторических дат, событий истории, развитие творческого мышления, активизации мыслительной деятельности, формирование активной жизненной позиции. Воспитывает чувства патриотизма, гордости за богатство истории и духовной культуры; уважения к православной культуре. Развитие интереса учащихся к истории православия; учит умению общаться с представителями разных поколений и концессий .

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия: «Святые мученики воинства русского» »

Министерство образования и науки Краснодарского края

государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

профессиональное училище № 20 города Ейска






Разработка

классного часа


«Святые мученики воинства русского»





Подготовила преподаватель

русского языка и литературы –

Карташева А.В.




г. Ейск. 2014 г.


ЦЕЛИ:


  1. Обучающая – экскурс в русское православное священнодействие, освоение исторических дат, событий истории.

  2. Развивающая – развитие творческого мышления, активизация мыслительной деятельности, формирование активной жизненной позиции.

  3. Воспитывающая – воспитание чувства патриотизма, гордости за богатство истории и духовной культуры; уважения к православной культуре.

  4. Методическая – развитие интереса учащихся к истории православия; умение общаться с представителями разных поколений и концессий .


ОБОРУДОВАНИЕ:


  1. Плакаты, газеты, рисунки, репродукции икон.

  2. Житие святых.

  3. Тексты молитв о воинстве.

  4. Цитаты из Библии.

  5. Высказывания великих и знаменитых людей о Православии, о вере, о чести и достоинстве.


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:


  1. Вступительное слово учителя

  2. Рассказ историка о происхождении икон воинам

  3. Сообщения о святых великомучениках

  4. Подведение итогов

На доске:

У нашего народа есть крепкая защита против сил зла – Святое Православие

Святейший Патриарх Алексий II

Православие нельзя рассказать, его можно показать жизнью

Святейший Патриарх Алексий II

Христианство есть единственное убежище Русской земли ото всех её зол

Ф.Достоевский

Долго гонялся я за славой – все мечта, покой души у Престола Всевышнего

А.Суворов

Без Бога жизнь бессмысленна. Народ без Бога – это просто управляемая толпа

В.Клыков

Учитель: Наша сегодняшняя встреча посвящена одной из самых интересных тем – теме воинства в православии и обращена к православным воинам. Перелистаем страницы летописей… На ее страницах – молитвы к Господу нашему Иисусу Христу и Животворяще­му Кресту Его, ко Пресвя­той Богородице и к святым угодникам Божиим, покро­вителям православного во­инства, с краткими жития­ми их.

Каждый из нас рано или поздно приходит к Богу, осмысливая свою жизнь, с годами человек понимает, что такое Вера, Честь, Душа! Я хочу привести несколько высказываний разных людей на эту тему:

Никита Михалков, киноартист, режиссер: «Можно выжигать веру каленым железом, можно сажать людей в тюрьмы, убивать священников, взрывать храмы. Но история нашей Родины показывает, что Православие, как основа нравственных устоев и быта России – как травка сквозь бетон – все равно прорастает. И я свято верю, что любой человек, пытаясь понять, кто он и откуда, неизбежно придет к вере. Ведь на вопрос «Как жить?» ты можешь получить ответ, только задав себе вопрос «Зачем?». Не раньше. Поэтому росток веры все равно пробьется».

Георгий Гречко, космонавт, дважды Герой Советского Союза: «Почему я верю?» потому что во время войны, даже не на фронте, а в тылу или в оккупации, как случилось со мной, другой надежды у человека нет, кроме как на Бога. И я могу вам сказать, что тогда практически все были верующими. Потому что жить хочется. И я, мальчик, верил».

Александр Михайлов, актер театра и кино, народный артист России: «Дед мой по матери был за белых, а дед по отцу – за красных, так вот белый очень много дал мне в детстве. Умирая, он говорил: «Внучок, запомни: жизнь свою надо отдать за Россию, Отечество. Сердце надо отдать даме. Душу – Господу Богу. А честь храни в себе и никому не отдавай». Эти слова остались во мне навсегда».

Вячеслав Клыков, скульптор, народный художник России: «Любому простому человеку, если он родился в России, если ему выпало родиться русским, прежде всего нужен Бог. Без Бога жизнь бессмысленна. Народ без Бога – это просто управляемая толпа».

Федор Достоевский, великий русский писатель: «Христианство есть единственное убежище Русской земли ото всех её зол».

1 вед:

Издавна на Руси, вознося молитвы о русском воинстве, сражающем­ся «за веру, царя и Отечество», Святая Православная Церковь имено­вала его воинством христолюбивым.

Молитвы:

о защите перед сражением;

об Отечестве, во время бедствия

и при нападении врагов;

об исцелении ран и избавлении от плена;

о ненавидящих и обидящих нас;

о примирении враждующих.

2 вед:

«Возлюби Господа и возлюби ближнего», – эти заповеди Иисуса Христа исполнялись православным воинством Святой Руси. Оттого славился русский солдат своей любовью к Родине, высоким воинским духом, умением побеждать, готовностью положить жизнь «за други» своя. Все эти качества, ярко проявившиеся во всех отечественных войнах и продолжающие в нашей армии определять образ истинного воина, име­ют исторические корни, воспитаны многовековыми православными традициями.

3 вед: История русского христолюбивого воинства восходит ко времени Крещения Руси. Святой равноапостольный великий князь Владимир крестился в греческом городе Корсуне (раскопки его ведутся в районе нынешнего Севастополя) в 988 году. Вместе с ним крестилась и его дружина.

1 вед: Таким образом, войско великого князя стало христианским еще до того, как состоялось великое Крещение народа русского в водах Днепра. С тех пор начали складываться на Руси священные воинские традиции. Перед каждым походом русская рать стекалась в храм, где воины исповедовались и причащались Святых Христовых Тайн. Пе­ред сражениями служились молебны, и в бой русские войска шли под хоругвью с изображением лика Спасителя.


Историк: Древняя Русь славилась благочестием своих князей. Многие из них были канонизированы как святые.

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (1174) брал с собой в походы чудотворную икону Божией Матери, впоследствии названную Владимирской и ныне особенно почитаемую в народе нашем.

Святой благоверный князь Довмонт, во Святом Крещении Тимофей, Псковский (1299), слывший непобедимым воином, отправляясь в по­ход, испрашивал благословение у своего духовника. Одержав побе­ду, князь возводил храм в честь святого, в день памяти которого было сражение.

Святой благоверный князь Димитрий Донской (1389) накану­не Куликовской битвы, на которую благословил его преподобный Сергий Радонежский, торжественно перенес из Владимира в но­вую столицу своего великого княжества Москву чудотворную икону святого воина Димитрия Солунского. В память русских ратников, павших на Куликовом поле. Святая Церковь установи­ла совершать их поминовение в Димитриевскую родительскую субботу.

Учитель: Ребята, давайте познакомимся с жизнями тех святых, которые почитаются русской церковью и считаются покровителями воинов, сражающихся, раненых и погибших от руки противника.

КРАТКИЕ ЖИТИЯ СВЯТЫХ, ПО МОЛИТВАМ КОТОРЫХ ГОСПОДЬ ЯВЛЯЛ ЧУДЕСНУЮ ПОМОЩЬ СРАЖАЮЩИМСЯ НА ПОЛЕ БРАНИ

1 сообщение: Великомученик Феодор Стратилат (дни памяти 21 февраля и 21 июня нов. ст.) жил в Малой Азии в конце III - начале IV века. Он был добродетелен, мудр и храбр, почему и поставлен был стратилатом (воеводой - греч.) в Ирак­лии, при Черном море. Феодор располо­жил к себе горожан, так что многие из них приняли христианскую веру. Узнав об этом, император Ликиний потребо­вал, чтобы Стратилат публично принес жертву идолам. Феодор попросил от­срочки и, воспользовавшись ей, разбил идолов, а золото и серебро, из которых они были изваяны, раздал бедным. Ли­киний приказал мучить исповедника: после страшных пыток мученика рас­пяли. Распятый, Феодор взывал к Богу: «Где же Ты, Господи, что же так долго даешь страдать мне, немощному?» На что Господь отвечал ему: «Я здесь, с тобой, Я испытываю тебя в терпении». Утром мучители решили снять с крес­та тело Феодора, но нашли мученика сидящим на земле и совершенно исце­ленным от ран. «Велик Бог христи­анский!» - воскликнули посланные ко кресту сотники и воины и уверовали во Христа. Тогда святой Феодор сам предал себя в руки палача, и тот отсек ему голову. Эта глава ныне хранит­ся на Афоне, в монастыре Пантократор.

В житии святого содержится молитва, которую, по преданию, соста­вил сам св.Феодор Стратилат


2 сообщение: Святые мученики Евтропий, Клеоник и Василиск были римскими воинами, пострадавшими при императоре Максимиане в гроде Амасии в 308 году (день памяти 16 марта нов.стиль), Евтропий и Клеоник были распяты, Василиск усечен мечом. Предание сохранило нам «Молитву Евтропия воина в ранах и страданиях», свидетельствующую о неколебимой вере мученика и уповании его на Господа.


3 сообщение: Архистратиг Божий Михаил - начальник Небесного Ангельско­го воинства. Ангелы - это бестелесные духовные существа, сотворен­ные Богом прежде материального мира. Слово «Ангел» по-гречески означает «вестник» и точно передает основное служение Ангелов: возвещать людям волю Господа. По Промыслу Божию Ангелы служат и людям: хранят верующих, удерживают их от падений, восставляют падших. Они никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.


Ангельское воинство разделено на девять чинов, и над всеми девя­тью чинами поставлен Господом святой Архистратиг (военачальник -греч.) Михаил - один из семи Архангелов. Именно он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. Он принимал участие и во многих ветхозаветных событиях, защищая богоизбран­ный народ от бедствий.


С древних времен Архангел Михаил прославлен своими чудесами на Руси. Не раз Пресвятая Богородица предстательствовала за города русские, являясь с воинством Небесным под предводительством Ар­хистратига, и потому не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы - Архангельский собор-усыпаль­ница в Кремле.

Память Архангела Ми­хаила отмечается дваж­ды: 21 ноября нов. ст. (Со­бор Архистратига Божия Михаила и прочих Небес­ных сил бесплотных) и 19 сентября нов. ст. (воспо­минание чуда, совершен­ного святым Архистрати­гом Михаилом в Хонех).

4 сообщение: Святой мученик Ио­анн Воин (день памяти 12 августа нов. ст.) был бла­гочестивым римским вое­начальником при импера­торе Юлиане Отступнике (IV век) и за покровитель­ство гонимым христианам претерпел долгое темнич­ное заключение. Святого Иоанна Воина часто име­нуют мучеником, хотя он впоследствии был осво­божден и скончался мир­но. На Руси его почитают как особого покровителя христолюбивого воинс­тва и защитника притес­няемых.


5 сообщение: Святой великомученик и Победоносец Георгий (дни памяти 6 мая и 9 декабря нов. ст.), вступив на воен­ную службу при жестоком гонителе христиан - импе­раторе Диоклетиане, благо­даря уму и мужеству быст­ро достиг высокого звания трибуна (начальника отде­льной крупной войсковой части), а затем и ближайше­го советника императора.


Однажды император обра­тился к нему за советом, как организовать новое гонение на христиан, но святой Геор­гий открыто исповедал свою веру и обличил Диоклетиана, за что был приговорен к колесованию. Однако посланный Господом Ан­гел исцелил истерзанное тело мученика. Тогда святого Георгия бросили в глубокий ров и засыпали известью, но он вновь был чудесным образом исцелен. Не повредила святому и испитая им чаша смертельного яда.


Толпы народа приходили к святому Георгию, содержавшемуся под стражей, прося его молитв. Накануне кончины святой мученик удос­тоился чудесного видения: Господь призывал его в Небесные обите­ли. Когда на следующий день святого Георгия ввели в языческий храм, дабы заставить поклониться идолам, кумиры невидимой силой были опрокинуты и разбились. Императрица Александра бросилась к но­гам святого мученика и открыто исповедала, что она тоже христиан­ка. В гневе император приказал обезглавить обоих. Это произошло в 303 году.


По своей кончине великомученик Георгий как Небесный покровитель и заступник христиан совершил великое множество чудес, из которых наиболее известно «чудо Георгия о змие»: на своей родине, близ города Бейрута, он уничтожил огромного змия, убивавшего людей.

6 сообщение: Святые благоверные князья Борис и Глеб (дни памяти 15 мая, 6 августа и 18 сентября нов. ст.) прославлены в Русской Право­славной Церкви как страстотерпцы, безвинно убиенные в 1015 году старшим братом Святополком Окаянным. Заподозрив Бориса и Глеба в том, что они хотят отнять у него великокняжеский Ки­евский престол, унаследованный им от отца, святого равноапос­тольного князя Владимира, Святополк предательски убил своих родных братьев. Князь Борис, предупрежденный заранее о наме­рении Святополка умертвить его, отклонил предложение верной дружины захватить Киевский престол. Его слова «Да не будет мне поднять руку на брата моего» явили другим князьям при­мер христианского смирения, весьма необычного в эпоху братоу­бийственных междоусобиц.

Известны многие чудеса и исцеления, связанные с именем святых братьев. Не раз выступали они заступниками земли Русской, являясь всегда вместе в образе молодых вооруженных воинов. Все русские князья считали их своими покровителями.

7 сообщение: Святой благоверный князь Александр Невский (дни памяти 12 сентября и 6 декабря нов. ст.) происходил из рода святого рав­ноапостольного князя Владимира. Став Новгородским князем, свя­той Александр заботился о том, чтобы творить суд правый и чтобы сподвижники его были справедливы и к народу милосердны. Благо­честие князя-воина было вознаграждено.

В ночь накануне Невской битвы одному боголюбивому русскому ратнику в видении была яв­лена шедшая вверх по реке ладья, в которой стояли уже почитавши­еся на Руси как мученики-страстотерпцы благоверные князья Борис и Глеб. При этом князья говорили между собой: «Пойдем поможем сроднику нашему Александру...» И когда святой князь сражался с немецкими рыцарями, по его молитве Господь помог русским рат­никам победить врагов.

Хан Батый вызвал знаменитого русского князя в Орду. Святой Алек­сандр, свято храня православную веру, отказался поклониться солн­цу и огню. Вступив в Батыев шатер, он отдал поклон хану и сказал: «Тебе поклоняюсь, царь, потому что Сам Бог почтил тебя царс­твом; твари же не поклонюсь, потому что она создана для чело­века». Хан похвалил князя за ум и мужество и с почестями и дарами отпустил его.

Благодаря дипломатии князя политика Орды стала более мирной по отношению к Русской земле. Возвращаясь в очередной раз из Орды, князь-подвижник смертельно занемог и 14 ноября 1263 года, не до­ехав до Владимира, в городе Городце, в Феодоровском монастыре, преставился ко Господу. Свой многотрудный жизненный путь святой Александр завершил принятием схимы с именем Алексий. Останки святого князя принесли во Владимир; путь длился девять дней, и тело оставалось нетленным.


8 сообщение: Святой благоверный князь Димитрий Донс­кой (день памяти 1 июня нов. ст.) родился в 1350 году. Одним из его воспи­тателей был Митрополит Московский Алексий, за­менивший девятилетне­му Димитрию отца после его смерти. Неудивитель­но поэтому, что, став ве­ликим князем, Димитрий Иоаннович правил Рус­ской землей под духовным руководством Церкви, без благословения которой он не принимал никаких важных государственных решений.

Время жизни святого благоверного князя Ди­митрия пришлось на пе­риод возвышения Москвы и превращения ее в церковный и государственный центр Руси. Объ­единение русских земель вокруг Москвы сопровождалось усилением борьбы с татаро-монгольским игом.

Чтобы наказать непокорных русичей, хан Мамай по примеру Ба­тыя решил идти на Русь великим походом, собрав 400-тысячное войско. Узнав о приготовлениях врага, князь Димитрий начал собирать силы для отпора и сумел привлечь в свое войско почти всех русских князей. Преподобный Сергий Радонежский не только благословил его идти «против безбожных», уповая на Бога, но и предсказал ему победу и отпустил с ним на битву двух монахов Троицкого монас­тыря - Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

8 сентября 1380 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, на Куликовом поле произошел ожесточенный бой между русским воинством и татаро-монголами. «Пришло, братья, время брани нашей, - обратился великий князь Димитрий к войску, - Бог нам прибежище и сила» (Пс. 45,2). Великий князь сражался в первых рядах, принял от врагов многочисленные удары, но Бог хранил его и он остался жив.

Так при помощи Божией русские одержали решительную победу.

Куликовская битва помогла русским осознать свою силу, которую они обретают при сплоченности и единстве, указала и истинного вождя русского народа в лице великого князя Московского. Победа на Кули­ковом поле стала общей победой Русского государства и Русской Цер­кви, подготовившей, вдохновившей и поддержавшей русский народ в его борьбе с полчищами татар.

После Куликовской победы, давшей Димитрию Иоанновичу имя Донского, великий князь прожил еще восемь лет. 19 мая 1389 года пос­ледовала блаженная кончина великого князя.


9 сообщение: Преподобный Сергий Радонежский - один из самых прославлен­ных русских святых. Основатель Троице-Сергиевой Лавры, учитель и наставник многих десятков русских святых, канонизированных Цер­ковью, Преподобный стал поистине игуменом и заступником всей Рус­ской Земли, образцом кротости и смирения для монахов и мирян.

Болезнуя сердцем за Отчизну в тяжкие годы татарского ига, Препо­добный Сергий благословлял на Куликовскую битву св. князя Димит­рия Донского, молился за победу, поминал денно и нощно тех, кто от­дал свою жизнь за Родину.

Преподобный Сергий Радонежский - горячий и верный служитель Святой Троицы - как образа Божественной Любви в истории Русской Церкви.

Заключительное слово учителя: Сегодня мы все прикоснулись к самым заветным и интересным страницам великой книги – Библии. Узнали о воинах – мучениках, которые были канонизированы русской Православной церковью и причислены к лику святых.

Как говорил великий русский полководец Александр Суворов: «Долго гонялся я за славой – все мечта, покой души у Престола Всевышнего».

А закончить нашу встречу я хочу молитвой и словами Святейшего Патриарха Алексия II: «Христианство говорит, что человек приходит в мир для того, чтобы после него мир стал чуть – чуть светлее и добрее».

«У нашего народа есть крепкая защита против сил зла – Святое Православие»

«Православие нельзя рассказать, его можно показать жизнью»

(раздать текст Молитвы Господней)

Молитва Господня

Отче наш, Иже ес˜и на небес˜ех! Да свят˜ится ˜имя Тво˜е, да при˜идет ֘арствие Тво˜е, да б˜удет в˜оля Тво˜я, ˜яко на небес˜и и на земл˜и. Хлеб наш нас˜ущный даждь нам днесь; и ост˜ави нам д˜олги н˜аша, ˜якоже и мы оставл˜яем должник˜ом н˜ашим; и не введ˜и нас во искуш˜ение, но изб˜ави нас от лук˜аваго. [˜Яко Тво˜е есть ֘арствие и с˜ила и сл˜ава вов˜еки. Ам˜инь.]

По-русски:

Отец наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги (грехи) наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царствие и сила и слава во веки. Аминь.

Песнь Пресвятой Богородице

Богородице Дево, р˜адуйся, Благод˜атная Мар˜ие, Госп˜одь с Тоб˜ою. Благослов˜ена Ты в жен˜ах, и благослов˜ен Плод чр˜ева Твоего, ˜яко Сп˜аса родил˜а ес˜и душ н˜аших.

По-русски:

Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами, и благословен Плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших.

Молитва 9-я, к Ангелу хранителю

Свят˜ый Ангеле, предсто˜яй ока˜янной мо˜ей душ˜и и стр˜астной мо˜ей ж˜изни, не ост˜ави мен˜е гр˜ешнаго, ниж˜е отступ˜и от мен˜е за невоздерж˜ание мо˜е. Не даждь м˜еста лук˜авому д˜емону облад˜ати мн˜ою, нас˜ильством см˜ертнаго сег˜о телес˜е; укреп˜и б˜едствующую и худ˜ую мою р˜уку и наст˜ави мя на путь спас˜ения. Ей, свят˜ый Ангеле Б˜ожии, хран˜ителю и покров˜ителю ока˜янныя мое˜я душ˜и и т˜ела, вся мне прост˜и, ел˜икими тя оскорб˜их во вся дни живот˜а моег˜о, и ˜аще что согреш˜их в преш˜едшую нощь си˜ю, покр˜ый мя в насто˜ящий день, и сохрани мя от вс˜якаго искуш˜ения прот˜ивнаго, да ни в к˜оем грес˜е прогн˜еваю Б˜ога, и мол˜ися за м˜я ко Øосподу, да утверд˜ит мя в стр˜асе Сво˜ем, и дост˜ойна пок˜ажет мя раб˜а Свое˜я бл˜агости. Аминь.

Молитва Честному Кресту

Да воскр˜еснет Бог, и расточ˜атся враз˜и Ег˜о, и да беж˜ат от лиц˜а Ег˜о ненав˜идящий Ег˜о. Яко исчез˜ает дым, да исч˜езнут; ˜яко т˜ает воск от лиц˜а огн˜я, т˜ако да пог˜ибнут б˜еси от лиц˜а л˜юбящих Б˜ога и зн˜аменующихся кр˜естным зн˜амением, и в вес˜елии глаг˜олющих: р˜адуйся, Пречестн˜ый и Животвор˜ящий Кр˜есте Госп˜одень, прогон˜яяй б˜есы с˜илою на тебе проп˜ятаго Øоспода н˜ашего Иис˜уса Христ˜а, во ад сш˜едшаго и попр˜авшаго с˜илу ди˜аволю, и даров˜авшаго нам теб˜е Крест Свой Честн˜ый на прогн˜ание вс˜якаго супост˜ата. О, Пречестн˜ый и Животвор˜ящий Кр˜есте Госп˜одень! Помог˜ай ми со Свят˜ою Госпож˜ею Ęевою Богор˜одицею и со вс˜еми святыми во в˜еки. Аминь.

По-русски:

Да воскреснет Бог, и разсеются Его враги, и пусть бегут от Него все ненавидящие Его. Как исчезает дым, так и они пусть исчезнут; и как тает воск от огня, так пусть погибнут бесы перед любящими Бога и знаменующимися знамением креста и в радости восклицающими: радуйся, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, Который сошел в ад и уничтожил силу диавола и дал нам Тебя, Свой Честный Крест, на прогнание всякого врага. О, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, помогай мне со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во все века. Аминь.

Дай Бог и вам всем, ребята, обратиться к Православной вере! До встречи! До свиданья!

9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Карташева Анжела Васильевна

Дата: 11.11.2014

Номер свидетельства: 129570


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства