Методическая разработка внеклассного мероприятия: «Святые мученики воинства русского»
Методическая разработка внеклассного мероприятия: «Святые мученики воинства русского»
Внеклассное мероприятие "Святые мученики воинства русского" проводится с целью знакомства с русским православным священнодействием, направлено на освоение исторических дат, событий истории, развитие творческого мышления, активизации мыслительной деятельности, формирование активной жизненной позиции. Воспитывает чувства патриотизма, гордости за богатство истории и духовной культуры; уважения к православной культуре. Развитие интереса учащихся к истории православия; учит умению общаться с представителями разных поколений и концессий .
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Обучающая – экскурс в русское православное священнодействие, освоение исторических дат, событий истории.
Развивающая – развитие творческого мышления, активизация мыслительной деятельности, формирование активной жизненной позиции.
Воспитывающая – воспитание чувства патриотизма, гордости за богатство истории и духовной культуры; уважения к православной культуре.
Методическая – развитие интереса учащихся к истории православия; умение общаться с представителями разных поколений и концессий .
ОБОРУДОВАНИЕ:
Плакаты, газеты, рисунки, репродукции икон.
Житие святых.
Тексты молитв о воинстве.
Цитаты из Библии.
Высказывания великих и знаменитых людей о Православии, о вере, о чести и достоинстве.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Вступительное слово учителя
Рассказ историка о происхождении икон воинам
Сообщения о святых великомучениках
Подведение итогов
На доске:
У нашего народа есть крепкая защита против сил зла – Святое Православие
Святейший Патриарх Алексий II
Православие нельзя рассказать, его можно показать жизнью
Святейший Патриарх Алексий II
Христианство есть единственное убежище Русской земли ото всех её зол
Ф.Достоевский
Долго гонялся я за славой – все мечта, покой души у Престола Всевышнего
А.Суворов
Без Бога жизнь бессмысленна. Народ без Бога – это просто управляемая толпа
В.Клыков
Учитель: Наша сегодняшняя встреча посвящена одной из самых интересных тем – теме воинства в православии и обращена к православным воинам. Перелистаем страницы летописей… На ее страницах – молитвы к Господу нашему Иисусу Христу и Животворящему Кресту Его, ко Пресвятой Богородице и к святым угодникам Божиим, покровителям православного воинства, с краткими житиями их.
Каждый из нас рано или поздно приходит к Богу, осмысливая свою жизнь, с годами человек понимает, что такое Вера, Честь, Душа! Я хочу привести несколько высказываний разных людей на эту тему:
Никита Михалков, киноартист, режиссер: «Можно выжигать веру каленым железом, можно сажать людей в тюрьмы, убивать священников, взрывать храмы. Но история нашей Родины показывает, что Православие, как основа нравственных устоев и быта России – как травка сквозь бетон – все равно прорастает. И я свято верю, что любой человек, пытаясь понять, кто он и откуда, неизбежно придет к вере. Ведь на вопрос «Как жить?» ты можешь получить ответ, только задав себе вопрос «Зачем?». Не раньше. Поэтому росток веры все равно пробьется».
Георгий Гречко, космонавт, дважды Герой Советского Союза: «Почему я верю?» потому что во время войны, даже не на фронте, а в тылу или в оккупации, как случилось со мной, другой надежды у человека нет, кроме как на Бога. И я могу вам сказать, что тогда практически все были верующими. Потому что жить хочется. И я, мальчик, верил».
Александр Михайлов, актер театра и кино, народный артист России: «Дед мой по матери был за белых, а дед по отцу – за красных, так вот белый очень много дал мне в детстве. Умирая, он говорил: «Внучок, запомни: жизнь свою надо отдать за Россию, Отечество. Сердце надо отдать даме. Душу – Господу Богу. А честь храни в себе и никому не отдавай». Эти слова остались во мне навсегда».
Вячеслав Клыков, скульптор, народный художник России: «Любому простому человеку, если он родился в России, если ему выпало родиться русским, прежде всего нужен Бог. Без Бога жизнь бессмысленна. Народ без Бога – это просто управляемая толпа».
Федор Достоевский, великий русский писатель: «Христианство есть единственное убежище Русской земли ото всех её зол».
1 вед:
Издавна на Руси, вознося молитвы о русском воинстве, сражающемся «за веру, царя и Отечество», Святая Православная Церковь именовала его воинством христолюбивым.
Молитвы:
о защите перед сражением;
об Отечестве, во время бедствия
и при нападении врагов;
об исцелении ран и избавлении от плена;
о ненавидящих и обидящих нас;
о примирении враждующих.
2 вед:
«Возлюби Господа и возлюби ближнего», – эти заповеди Иисуса Христа исполнялись православным воинством Святой Руси. Оттого славился русский солдат своей любовью к Родине, высоким воинским духом, умением побеждать, готовностью положить жизнь «за други» своя. Все эти качества, ярко проявившиеся во всех отечественных войнах и продолжающие в нашей армии определять образ истинного воина, имеют исторические корни, воспитаны многовековыми православными традициями.
3 вед: История русского христолюбивого воинства восходит ко времени Крещения Руси. Святой равноапостольный великий князь Владимир крестился в греческом городе Корсуне (раскопки его ведутся в районе нынешнего Севастополя) в 988 году. Вместе с ним крестилась и его дружина.
1 вед: Таким образом, войско великого князя стало христианским еще до того, как состоялось великое Крещение народа русского в водах Днепра. С тех пор начали складываться на Руси священные воинские традиции. Перед каждым походом русская рать стекалась в храм, где воины исповедовались и причащались Святых Христовых Тайн. Перед сражениями служились молебны, и в бой русские войска шли под хоругвью с изображением лика Спасителя.
Историк: Древняя Русь славилась благочестием своих князей. Многие из них были канонизированы как святые.
Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (1174) брал с собой в походы чудотворную икону Божией Матери, впоследствии названную Владимирской и ныне особенно почитаемую в народе нашем.
Святой благоверный князь Довмонт, во Святом Крещении Тимофей, Псковский (1299), слывший непобедимым воином, отправляясь в поход, испрашивал благословение у своего духовника. Одержав победу, князь возводил храм в честь святого, в день памяти которого было сражение.
Святой благоверный князь Димитрий Донской (1389) накануне Куликовской битвы, на которую благословил его преподобный Сергий Радонежский, торжественно перенес из Владимира в новую столицу своего великого княжества Москву чудотворную икону святого воина Димитрия Солунского. В память русских ратников, павших на Куликовом поле. Святая Церковь установила совершать их поминовение в Димитриевскую родительскую субботу.
Учитель: Ребята, давайте познакомимся с жизнями тех святых, которые почитаются русской церковью и считаются покровителями воинов, сражающихся, раненых и погибших от руки противника.
КРАТКИЕ ЖИТИЯ СВЯТЫХ, ПО МОЛИТВАМ КОТОРЫХ ГОСПОДЬ ЯВЛЯЛ ЧУДЕСНУЮ ПОМОЩЬ СРАЖАЮЩИМСЯ НА ПОЛЕ БРАНИ
1 сообщение: Великомученик Феодор Стратилат (дни памяти 21 февраля и 21 июня нов. ст.) жил в Малой Азии в конце III - начале IV века. Он был добродетелен, мудр и храбр, почему и поставлен был стратилатом (воеводой - греч.) в Ираклии, при Черном море. Феодор расположил к себе горожан, так что многие из них приняли христианскую веру. Узнав об этом, император Ликиний потребовал, чтобы Стратилат публично принес жертву идолам. Феодор попросил отсрочки и, воспользовавшись ей, разбил идолов, а золото и серебро, из которых они были изваяны, раздал бедным. Ликиний приказал мучить исповедника: после страшных пыток мученика распяли. Распятый, Феодор взывал к Богу: «Где же Ты, Господи, что же так долго даешь страдать мне, немощному?» На что Господь отвечал ему: «Я здесь, с тобой, Я испытываю тебя в терпении». Утром мучители решили снять с креста тело Феодора, но нашли мученика сидящим на земле и совершенно исцеленным от ран. «Велик Бог христианский!» - воскликнули посланные ко кресту сотники и воины и уверовали во Христа. Тогда святой Феодор сам предал себя в руки палача, и тот отсек ему голову. Эта глава ныне хранится на Афоне, в монастыре Пантократор.
В житии святого содержится молитва, которую, по преданию, составил сам св.Феодор Стратилат
2 сообщение: Святые мученики Евтропий, Клеоник и Василиск были римскими воинами, пострадавшими при императоре Максимиане в гроде Амасии в 308 году (день памяти 16 марта нов.стиль), Евтропий и Клеоник были распяты, Василиск усечен мечом. Предание сохранило нам «Молитву Евтропия воина в ранах и страданиях», свидетельствующую о неколебимой вере мученика и уповании его на Господа.
3 сообщение: Архистратиг Божий Михаил - начальник Небесного Ангельского воинства. Ангелы - это бестелесные духовные существа, сотворенные Богом прежде материального мира. Слово «Ангел» по-гречески означает «вестник» и точно передает основное служение Ангелов: возвещать людям волю Господа. По Промыслу Божию Ангелы служат и людям: хранят верующих, удерживают их от падений, восставляют падших. Они никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.
Ангельское воинство разделено на девять чинов, и над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг (военачальник -греч.) Михаил - один из семи Архангелов. Именно он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. Он принимал участие и во многих ветхозаветных событиях, защищая богоизбранный народ от бедствий.
С древних времен Архангел Михаил прославлен своими чудесами на Руси. Не раз Пресвятая Богородица предстательствовала за города русские, являясь с воинством Небесным под предводительством Архистратига, и потому не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы - Архангельский собор-усыпальница в Кремле.
Память Архангела Михаила отмечается дважды: 21 ноября нов. ст. (Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил бесплотных) и 19 сентября нов. ст. (воспоминание чуда, совершенного святым Архистратигом Михаилом в Хонех).
4 сообщение: Святой мученик Иоанн Воин (день памяти 12 августа нов. ст.) был благочестивым римским военачальником при императоре Юлиане Отступнике (IV век) и за покровительство гонимым христианам претерпел долгое темничное заключение. Святого Иоанна Воина часто именуют мучеником, хотя он впоследствии был освобожден и скончался мирно. На Руси его почитают как особого покровителя христолюбивого воинства и защитника притесняемых.
5 сообщение: Святой великомученик и Победоносец Георгий (дни памяти 6 мая и 9 декабря нов. ст.), вступив на военную службу при жестоком гонителе христиан - императоре Диоклетиане, благодаря уму и мужеству быстро достиг высокого звания трибуна (начальника отдельной крупной войсковой части), а затем и ближайшего советника императора.
Однажды император обратился к нему за советом, как организовать новое гонение на христиан, но святой Георгий открыто исповедал свою веру и обличил Диоклетиана, за что был приговорен к колесованию. Однако посланный Господом Ангел исцелил истерзанное тело мученика. Тогда святого Георгия бросили в глубокий ров и засыпали известью, но он вновь был чудесным образом исцелен. Не повредила святому и испитая им чаша смертельного яда.
Толпы народа приходили к святому Георгию, содержавшемуся под стражей, прося его молитв. Накануне кончины святой мученик удостоился чудесного видения: Господь призывал его в Небесные обители. Когда на следующий день святого Георгия ввели в языческий храм, дабы заставить поклониться идолам, кумиры невидимой силой были опрокинуты и разбились. Императрица Александра бросилась к ногам святого мученика и открыто исповедала, что она тоже христианка. В гневе император приказал обезглавить обоих. Это произошло в 303 году.
По своей кончине великомученик Георгий как Небесный покровитель и заступник христиан совершил великое множество чудес, из которых наиболее известно «чудо Георгия о змие»: на своей родине, близ города Бейрута, он уничтожил огромного змия, убивавшего людей.
6 сообщение: Святые благоверные князья Борис и Глеб (дни памяти 15 мая, 6 августа и 18 сентября нов. ст.) прославлены в Русской Православной Церкви как страстотерпцы, безвинно убиенные в 1015 году старшим братом Святополком Окаянным. Заподозрив Бориса и Глеба в том, что они хотят отнять у него великокняжеский Киевский престол, унаследованный им от отца, святого равноапостольного князя Владимира, Святополк предательски убил своих родных братьев. Князь Борис, предупрежденный заранее о намерении Святополка умертвить его, отклонил предложение верной дружины захватить Киевский престол. Его слова «Дане будет мне поднять руку на брата моего» явили другим князьям пример христианского смирения, весьма необычного в эпоху братоубийственных междоусобиц.
Известны многие чудеса и исцеления, связанные с именем святых братьев. Не раз выступали они заступниками земли Русской, являясь всегда вместе в образе молодых вооруженных воинов. Все русские князья считали их своими покровителями.
7 сообщение: Святой благоверный князь Александр Невский (дни памяти 12 сентября и 6 декабря нов. ст.) происходил из рода святого равноапостольного князя Владимира. Став Новгородским князем, святой Александр заботился о том, чтобы творить суд правый и чтобы сподвижники его были справедливы и к народу милосердны. Благочестие князя-воина было вознаграждено.
В ночь накануне Невской битвы одному боголюбивому русскому ратнику в видении была явлена шедшая вверх по реке ладья, в которой стояли уже почитавшиеся на Руси как мученики-страстотерпцы благоверные князья Борис и Глеб. При этом князья говорили между собой: «Пойдем поможем сроднику нашему Александру...» И когда святой князь сражался с немецкими рыцарями, по его молитве Господь помог русским ратникам победить врагов.
Хан Батый вызвал знаменитого русского князя в Орду. Святой Александр, свято храня православную веру, отказался поклониться солнцу и огню. Вступив в Батыев шатер, он отдал поклон хану и сказал: «Тебе поклоняюсь, царь, потому что Сам Бог почтил тебя царством; твари же не поклонюсь, потому что она создана для человека». Хан похвалил князя за ум и мужество и с почестями и дарами отпустил его.
Благодаря дипломатии князя политика Орды стала более мирной по отношению к Русской земле. Возвращаясь в очередной раз из Орды, князь-подвижник смертельно занемог и 14 ноября 1263 года, не доехав до Владимира, в городе Городце, в Феодоровском монастыре, преставился ко Господу. Свой многотрудный жизненный путь святой Александр завершил принятием схимы с именем Алексий. Останки святого князя принесли во Владимир; путь длился девять дней, и тело оставалось нетленным.
8 сообщение: Святой благоверный князь Димитрий Донской (день памяти 1 июня нов. ст.) родился в 1350 году. Одним из его воспитателей был Митрополит Московский Алексий, заменивший девятилетнему Димитрию отца после его смерти. Неудивительно поэтому, что, став великим князем, Димитрий Иоаннович правил Русской землей под духовным руководством Церкви, без благословения которой он не принимал никаких важных государственных решений.
Время жизни святого благоверного князя Димитрия пришлось на период возвышения Москвы и превращения ее в церковный и государственный центр Руси. Объединение русских земель вокруг Москвы сопровождалось усилением борьбы с татаро-монгольским игом.
Чтобы наказать непокорных русичей, хан Мамай по примеру Батыя решил идти на Русь великим походом, собрав 400-тысячное войско. Узнав о приготовлениях врага, князь Димитрий начал собирать силы для отпора и сумел привлечь в свое войско почти всех русских князей. Преподобный Сергий Радонежский не только благословил его идти «против безбожных», уповая на Бога, но и предсказал ему победу и отпустил с ним на битву двух монахов Троицкого монастыря - Александра Пересвета и Андрея Ослябю.
8 сентября 1380 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, на Куликовом поле произошел ожесточенный бой между русским воинством и татаро-монголами. «Пришло, братья, время брани нашей, - обратился великий князь Димитрий к войску, - Бог нам прибежище и сила» (Пс. 45,2). Великий князь сражался в первых рядах, принял от врагов многочисленные удары, но Бог хранил его и он остался жив.
Так при помощи Божией русские одержали решительную победу.
Куликовская битва помогла русским осознать свою силу, которую они обретают при сплоченности и единстве, указала и истинного вождя русского народа в лице великого князя Московского. Победа на Куликовом поле стала общей победой Русского государства и Русской Церкви, подготовившей, вдохновившей и поддержавшей русский народ в его борьбе с полчищами татар.
После Куликовской победы, давшей Димитрию Иоанновичу имя Донского, великий князь прожил еще восемь лет. 19 мая 1389 года последовала блаженная кончина великого князя.
9 сообщение: Преподобный Сергий Радонежский - один из самых прославленных русских святых. Основатель Троице-Сергиевой Лавры, учитель и наставник многих десятков русских святых, канонизированных Церковью, Преподобный стал поистине игуменом и заступником всей Русской Земли, образцом кротости и смирения для монахов и мирян.
Болезнуя сердцем за Отчизну в тяжкие годы татарского ига, Преподобный Сергий благословлял на Куликовскую битву св. князя Димитрия Донского, молился за победу, поминал денно и нощно тех, кто отдал свою жизнь за Родину.
Преподобный Сергий Радонежский - горячий и верный служитель Святой Троицы - как образа Божественной Любви в истории Русской Церкви.
Заключительное слово учителя: Сегодня мы все прикоснулись к самым заветным и интересным страницам великой книги – Библии. Узнали о воинах – мучениках, которые были канонизированы русской Православной церковью и причислены к лику святых.
Как говорил великий русский полководец Александр Суворов: «Долго гонялся я за славой – все мечта, покой души у Престола Всевышнего».
А закончить нашу встречу я хочу молитвой и словами Святейшего Патриарха Алексия II: «Христианство говорит, что человек приходит в мир для того, чтобы после него мир стал чуть – чуть светлее и добрее».
«У нашего народа есть крепкая защита против сил зла – Святое Православие»
«Православие нельзя рассказать, его можно показать жизнью»
(раздать текст Молитвы Господней)
Молитва Господня
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. [Яко Твое есть Царствие и сила и слава вовеки. Аминь.]
По-русски:
Отец наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги (грехи) наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царствие и сила и слава во веки. Аминь.
Песнь Пресвятой Богородице
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословена Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
По-русски:
Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами, и благословен Плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших.
Молитва 9-я, к Ангелу хранителю
Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божии, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякаго искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.
Молитва Честному Кресту
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящий Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.
По-русски:
Да воскреснет Бог, и разсеются Его враги, и пусть бегут от Него все ненавидящие Его. Как исчезает дым, так и они пусть исчезнут; и как тает воск от огня, так пусть погибнут бесы перед любящими Бога и знаменующимися знамением креста и в радости восклицающими: радуйся, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, Который сошел в ад и уничтожил силу диавола и дал нам Тебя, Свой Честный Крест, на прогнание всякого врага. О, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, помогай мне со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во все века. Аминь.
Дай Бог и вам всем, ребята, обратиться к Православной вере! До встречи! До свиданья!