kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка внеклассного мероприятия по творчеству М.Ю.Лермонтова "Кавказ мой величавый"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

-расширить представление учащихся о жизни и творчестве великого русского поэта М.Ю. Лермонтова на Кавказе.

Задачи:

Образовательные:

-систематизация и обобщение знаний по творчеству М.Ю. Лермонтова;

-формирование представления о роли образа Кавказа в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова

Развивающие:

-развитие творческой деятельности учащихся, интереса к предмету через использование формы  внеклассного мероприятия – литературная гостиная;

- развитие эстетического вкуса.

Воспитательные:

- воспитание  интереса к творчеству М.Ю. Лермонтова; русской культуре;

-формирование толерантного отношения к представителям других народов.

Форма проведения: литературная гостиная.

Оборудование:

мультимедийный проектор, экран, компьютер,   видеоэнциклопедия «Биографии писателей» (фильм 2), портрет М.Ю. Лермонтова, запись романсов  на стихи Лермонтова «Горные вершины»,  «Выхожу один я на дорогу», использование презентации, созданной  в среде  MS POWER POINT (репродукции картин, акварелей и рисунков поэта на кавказские темы), выставка рисунков обучающихся к произведениям М.Ю. Лермонтова.

План.

1. Вступительное слово ведущих литературной гостиной.

2. Выступление учащихся, чтецов. Показ слайд – шоу в режиме «Презентация»,  просмотр фрагмента видеоэнциклопедии «Биографии писателей» (фильм 2), прослушивание романсов.

3. Итоги викторины «Певец Кавказа».

4. Рефлексия: творческая работа - сочинение синквейна.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия по творчеству М.Ю.Лермонтова "Кавказ мой величавый" »

МБОУ «Ведерниковская ООШ»



Методическая разработка

внеклассного мероприятия

по творчеству М.Ю. Лермонтова

для обучающихся 8-9 классов

на тему:

«Кавказ мой величавый»

Выполнила: учитель русского языка и литературы Бенда Л.А.



2014

Аннотация.

Цели:

-расширить представление учащихся о жизни и творчестве великого русского поэта М.Ю. Лермонтова на Кавказе.

Задачи:

Образовательные:

-систематизация и обобщение знаний по творчеству М.Ю. Лермонтова;

-формирование представления о роли образа Кавказа в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова

Развивающие:

-развитие творческой деятельности учащихся, интереса к предмету через использование формы внеклассного мероприятия – литературная гостиная;

- развитие эстетического вкуса.

Воспитательные:

- воспитание интереса к творчеству М.Ю. Лермонтова; русской культуре;

-формирование толерантного отношения к представителям других народов.

Форма проведения: литературная гостиная.

Оборудование:

мультимедийный проектор, экран, компьютер, видеоэнциклопедия «Биографии писателей» (фильм 2), портрет М.Ю. Лермонтова, запись романсов на стихи Лермонтова «Горные вершины», «Выхожу один я на дорогу», использование презентации, созданной в среде MS POWER POINT (репродукции картин, акварелей и рисунков поэта на кавказские темы), выставка рисунков обучающихся к произведениям М.Ю. Лермонтова.

План.

1. Вступительное слово ведущих литературной гостиной.

2. Выступление учащихся, чтецов. Показ слайд – шоу в режиме «Презентация», просмотр фрагмента видеоэнциклопедии «Биографии писателей» (фильм 2), прослушивание романсов.

3. Итоги викторины «Певец Кавказа».

4. Рефлексия: творческая работа - сочинение синквейна.

Ход мероприятия.

I. Ведущий1. 

Добрый день, уважаемые учащиеся, гости! Сегодняшняя встреча в литературной гостиной посвящена страницам жизни и творчества М.Ю. Лермонтова, связанным с образом Кавказа. 

(Автопортрет. 1837 – 1838г.)

Ведущий 2.

Говорят, кто не был на Кавказе, тот не может почувствовать всю прелесть этой жизни. Михаилу Юрьевичу Лермонтову очень повезло: за свою жизнь он смог оценить всю красоту известного края и передать её во многих литературных произведениях. Тему Кавказа одарённый писатель показывает не только могучим пером и острым словом, а лёгкой кистью и насыщенными красками.

(Вид Пятигорска. Картина М.Ю. Лермонтова 1837г.)

II. 1-ый ученик.

Кавказ - колыбель поэзии М.Ю.Лермонтова.

2-ой ученик. Как я любил,
Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы,
Твоих небес прозрачную лазурь
И чудный вой мгновенных громких бурь.

(Крестовый перевал. Масло.1837-1838г.)

3-ий ученик

От ранних лет кипит в моей крови

Твой жар и бурь твоих порыв мятежный,

На севере в стране тебе чужой

Я сердцем твой, - всегда и всюду твой!

(«М. Л. 1825 год. 13 июня. На Горячих водах».)

4-ый ученик.

Первая встреча Лермонтова с Кавказом произошла ещё в детские годы, но с тех пор этот край навсегда стал для Лермонтова источником вдохновения.

(Бештау около Железноводска. Рисунок М.Ю. Лермонтова. Карандаш. 1837г.)

5-ый ученик.

Гордые и свободолюбивые горцы вызывали у Лермонтова всегда живой интерес. Это в них он угадывал прообразы героев своих романтических поэм.

И.Ю. Лермонтов наблюдал за нравами горцев, слушал народные песни, предания, легенды. Живописные картины кавказской природы, встречи с бесстрашными людьми, глубоко запали в душу поэта. 

Чтец. 
Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой: 
Они меня в младенчестве носили 
И к небесам пустыни приучили. 
И долго мне мечталось с этих пор.
Все небо юга да утесы гор.
Над детской головой моей венцом
Свивались облака твои седые; 
Когда по ним, гремя, катался гром, 
И пробудясь от сна, как часовые, 
Пещеры откликалися кругом, 
Я понимал их звуки роковые, 
Я в край надзвездный пылкою душой 
Летал на колеснице громовой!..

1-ый ученик.

И после первых поездок на Кавказ, где бы Лермонтов ни находился: в Москве, в Петербурге, образ Кавказа всегда сопровождал его, волновал чувства и воображение.

Просмотр фрагмента фильма №2 из видеоэнциклопедии

«Биографии писателей».

Чтец.

КАВКАЗ. 
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.
Я счастлив был с вами, ущелия гор,
Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..

2-ой ученик.

Кавказ для Лермонтова – это символ вольной, неукротимой, самобытной природы: это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов; вольнолюбивых людей, еще не испорченных цивилизацией; это земля, таинственным образом связанная с судьбой поэта.

Звучит романс на стихотворение М. Ю. Лермонтова «Горные вершины».

3-ий ученик.

Лермонтова покорила величественная природа Кавказа: снеговые вершины гор, бурные горные реки, живописные красноватые скалы. Вспоминая Кавказ, Лермонтов в 1832 г. писал: «Синие горы Кавказа, приветствую вас!».

(Военно – Грузинская дорога близ Мцхеты. Картина М.Ю. Лермонтова)

Чтец.

Выразительное чтение миниатюры «Синие горы Кавказа».

Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, я с той поры все мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновение гордился он ею!..

Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины утесов; они так сияли в лучах восходящего солнца, и в розовый блеск одевались, они, между тем как внизу все темно, возвещали прохожему утро, и розовый цвет их подобился цвету стыда: как будто девицы, когда вдруг увидят мужчину, купаясь, в таком уж смущенье, что белой одежды накинуть на грудь не успеют.

Как я любил твои бури, Кавказ! те пустынные громкие бури, которым пещеры как стражи ночей отвечают!.. На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью, где, покрываяся пеной, бежит безымянная речка, и выстрел нежданный, и страх после выстрела: враг ли коварный, иль просто охотник… все, все в этом крае прекрасно

Воздух там чист, как молитва ребенка…

(Воспоминания о Кавказе. Масло. 1838г. )

4-ый ученик.

Лермонтов рано осознал, что Кавказ – край не только экзотики, но и человеческих трагедий.

5-ый ученик.

Кавказ! Далёкая страна!

Жилище вольности простой!

И ты несчастьями полна

И окровавлена войной!

1-ый ученик.

27 января 1837 года на дуэли с Дантесом был смертельно ранен Пушкин. К моменту смерти Пушкина 29 января уже весь Петербург твердил наизусть строчки Лермонтова:

«Погиб поэт, невольник чести…»

Именно эти дни стали началом стремительного и рокового отсчета жизни Михаила Юрьевича Лермонтова.

Звучит «Лунная соната» Бетховена.

Ведущий 1.

Ему оставалось прожить всего четыре с половиной года. За это время ему предстояло стать великим поэтом, достойным преемником Пушкина, сделаться легендой Кавказской войны и так же как Пушкин погибнуть на дуэли.

Ведущий 2.

Сосланный на Кавказ в 1837 году Лермонтов проехал всю Кавказскую линию, был в Тамани, а затем отправился по военно-грузинской дороге в Грузию. Впечатления от этих путешествий нашли отражение в поэзии и прозе.

3-ий ученик.

«Мцыри». «Дары Терека», «Беглец», «Герой нашего времени» и другие произведения были созданы после первой ссылки. В романе «Герой нашего времени» даны великолепные зарисовки кав­казской природы.

Чтец.
«Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, Моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бештау синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона ; на восток смотреть веселее: внизу передо мной пестреет чистенький новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная нить снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом… Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах.

Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине - чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления?..»

4-ый ученик.

М.Ю. Лермонтов был не только талантливым поэтом и писателем, но и одарённым художником. Много зарисовок сделано им во время ссылки на Кавказ в 1837 году. Среди них замечательный пейзаж Крестовой горы.

5-ый ученик.

1840 год. В феврале на балу во французском посольстве произошла ссора между Лермонтовым и сыном французского посланника, которая закончилась дуэлью.

1-ый ученик.

И хотя во время дуэли противники помирились и разъехались, 13 апреля был опубликован высочайший указ: «Поручика Лермонтова перевести в Тенгинский пехотный полк».

2-ой ученик.

Поэта посылали под пули на Северный Кавказ.

На этот раз он уезжал из Петербурга иначе, чем в 1837, с тяжелым сердцем и, тяжелым предчувствием. Поэт видел себя изгнанником.

Чтец.

Выразительное чтение стихотворения «Тучи».

Ведущий.

Последний день перед отъездом Лермонтов провел среди друзей, в салоне Карамзиных.

Сценка.

Звучит вальс Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» (фрагмент).

1-я Дама. Вы очень расстроены сегодня?

Лермонтов. У меня нет причин веселиться, сударыня.

2-я Дама. Право, Мишель, вы совершенно пали духом. Я вас не узнаю.

Лермонтов. Простите, у меня дурные предчувствия.

1-я Дама. Вам нездоровится?

Лермонтов. Нет. Но у меня весь день такое чувство, будто я попал в железное кольцо, оно все время сжимается и вот-вот меня раздавит.

Тургенев. Забудьте эти мысли! Когда вы вернетесь с Кавказа…

Лермонтов. Я не вернусь. В этом-то я единственно уверен.

Тургенев. Прочтите нам что-нибудь новое.

Лермонтов. Новое? Извольте!

Начинает звучать мелодия Грига, « Песня Сольвейг»(фрагмент).

Чтец.

Выразительное чтение стихотворения

«Не смейся над моей пророческой тоскою».

3-ий ученик.

В 1840 году, во время второй ссылки на Кавказ, поэту пришлось участвовать в военных действиях на территории нынешней Чеченской республики и Дагестана.

4-ый ученик.

И кубанский краевед, журналист Александр Сиденко так представил нам картину, рисующую жизнь Лермонтова на войне.

(Перестрелка в горах Дагестана. Масло.1840-1841)

Чтец.

Сражался Лермонтов в Чечне,

Где Терек гонит вал,

На карабахском скакуне

Бросался на завал.

Он в горы шёл, где зной морит,

На бой, как офицер,

И брал не раз лихой мюрид

Поэта на прицел.

Где, как кинжал, горит Казбек,

Таил стиха мечту,

С отрядом в сотню человек

Штурмую высоту.

Нет, не аулы жечь дотла –

Он мир воспеть хотел

Он из солдатского котла

Со всеми вместе ел.

В привал на голой спал земле

С солдатами о бок

И был тот –

В предрассветной мгле –

Сон, как провал, глубок.

И снилось –

Вплоть как рассвело –

Любимое до слёз:

Поля, далёкое село –

Край песен и берёз,

Край детских лет,

Что мил и чист,

Ведь в дымке голубой…

Но вот трубит,

Трубит горнист.

Поход –

И снова бой.

5-ый ученик.

У реки Валерик 11 июля произошло кровопролитное сражение, описанное в известном стихотворении, которое так и называется «Валерик», где показан трагизм войны: горцы, к которым поэт относился с уважением, и русские солдаты вынуждены убивать друг друга, вместо того, чтобы жить в мире и братстве.

(Эпизод из сражения при Валерике. Рисунок. 1840 )

Чтец.

Вдруг залп... Глядим: лежат рядами.
Что нужды? Здешние полки
Народ испытанный...
В штыки, Дружнее! раздалось за нами.
Кровь загорелася в груди!
Все офицеры впереди...
Верхом помчался на завалы,
Кто не успел спрыгнуть с коня...
Ура! – и смолкло. – Вон кинжалы,

В приклады! – и пошла резня.
И два часа в струях потока
Бой длился. Резались жестоко,
Как звери, молча, с грудью грудь,
Ручей телами запрудили.
Хотел воды я зачерпнуть...
(И зной и битва утомили

Меня), но мутная полна волна
Была тепла, была красна.

Ведущий.1.

За бесстрашие, храбрость и умелое исполнение порученного ему дела участник сражения при Валерике поручик Лермонтов был представлен к ордену Владимира 4-й степени с бантом. Командование корпусом решило, что столь высокую награду Лермонтову не дадут, и поменяло орден Владимира 4-й степени на орден Станислава 3-й степени. Но даже и на эту награду «не последовало высочайшего соизволения». Не получил он и золотой сабли, к награждению которой за участие во втором Валерикском сражении его представил командовавший кавалерией князь В.С.Голицын.

Ведущий 2.

Сколько лет прошло с тех пор, а военные действия на Кавказе продолжают иметь место. Нет-нет, но и вспыхивают огненные конфликты в Чечне, Дагестане. Вспыхивают там, где выполнял свой офицерский долг М.Ю.Лермонтов с присущей ему смелостью и отвагой, а свои впечатления отражал в стихотворениях, в произведениях живописи и рисунках.

1-ый ученик.

Незадолго до смерти, в последние дни своей жизни, летом 1841 года Лермонтов написал стихотворение «Выхожу один я на дорогу», в котором спокойно спит земля, торжественно небо, тихо беседуют звёзды, а поэту больно и трудно.

2-ой ученик.

Он не знал, что изящная дама, встреченная им в Петербурге перед последним отъездом на Кавказ, только вернувшаяся из Италии, красавица и умница, певица Елизавета Шашина положит на музыку его последние исповедальные стихи, чтобы они стали незабываемой песней.

Звучит романс «Выхожу один я на дорогу…»

3-ий ученик.

Лермонтов предчувствовал свою гибель. Уезжая на Кавказ, он говорил своим друзьям «об ожидающей его скорой смерти». В стихотворении «Завещание» есть такие строки:
Наедине с тобою, брат,

Хотел бы я побыть:

На свете мало, говорят,

Мне остается жить!

А если спросит кто-нибудь…

Ну, кто б не спросил,

Скажи им, что навылет в грудь

Я пулей ранен был.

4-ый ученик.

Как ни печально, но погиб поэт на Кавказе.

Современники понимали, что дуэль Лермонтова с Мартыновым, произошедшая 27 июля 1841 года была не простой дуэлью, а обдуманным политическим убийством.

1 чтец.

Его убийца хладнокровно

Навёл удар…спасенья нет:

Пустое сердце бьётся ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

(Звук выстрела)

2 чтец.

Замолкли звуки чудных песен.

Не раздаваться им опять.

Приют певца угрюм и тесен,

И на устах его печать.

3 чтец.

Отчего не понял свет

Великого, и как он не нашёл

Себе друзей, и как любви привет

К нему надежду снова не привёл?

Он был её достоин.

4 чтец.

Прощай, размах крыла расправленный,

Полёта вольное упорство,

И образ мира, в слове явленный,

И творчество, и чудотворство.

Ведущий 1.

Поэт погиб, когда ему не было и 27 лет. И сегодня, мы бы не смогли говорить о нём, потому что, где бы он ни жил, где бы ни находился, где бы ни создавал свои произведения, он везде оставил свой след. И если вы когда-нибудь окажетесь в тех местах, где творил Лермонтов, старайтесь представить себе всё, как было при Лермонтове, и тогда мало-помалу начнёте видеть сквозь пейзаж ХХI века век ХIХ. А если с Вами будет ещё и томик его сочинений, то тогда душа ваша испытает невыразимое наслаждение. Поверьте нам!

Чтец.

Вереницей идут года,
И не видно их черты конечной.
Лермонтов… Он с нами, навсегда.
В строй живых записан он навечно!
…Это жизни дни его вернулись,
Он в неё хозяином вошёл
Именем библиотек и улиц,
Пароходов, институтов, школ…
В книгах – трудным временем  проверен,
В ярком блеске добрых, смелых глаз
Он – живой, не памятником в сквере
Вновь и вновь рождается для нас!

Ведущий 2.

М.Ю. Лермонтов любил Кавказ. «Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно- величавой природы, как Лермонтов», - писал В.Г. Белинский.

III. Ведущий 1.

Настало время подвести итоги викторины «Певец Кавказа», вопросы которой были опубликованы в школьной газете. (На мероприятии награждаются грамотами учащиеся, ответившие верно на все вопросы. Остальным объявляется благодарность).

Вопросы викторины.

1. Какой талант наряду с поэтическим обнаружил М.Ю.Лермонтов с детства?
2. По поводу чего велось следствие «о непозволительных стихах» и последовал арест и первая ссылка на Кавказ?
3. Какой край стал для М.Ю. Лермонтова «заветной страной», «жилищем вольности простой»: «Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я ... »?
4. О ком: «одиноко Он стоит, задумался глубоко ... »? А кто «стоит одиноко на голой вершине ... »? Есть похожие мотивы и у другого поэта: «Стою одиноко у края стремнины» и «Стоит один во всей вселенной». Назовите автора и всех персонажей.
5. У М.Ю.Лермонтова есть стихотворение-песня, в котором мать поёт о будущем своего ребёнка. Впоследствии другой поэт напишет сатирический «перепев» этой песни: «Будешь ты чиновник с виду и подлец душой». Как называется стихотворение и кто автор подражания?
6. Какое стихотворение М.Ю. Лермонтова начинается почти как письмо Татьяны Лариной: «Я к вам пишу случайно, право...»?
7. «Валерик» — это имя или название? Что оно значит?

8. Кого М.Ю.Лермонтов называл «мой милый Саша»: «Я знал его: мы странствовали с ним в горах Кавказа»?

9. В каких произведениях поэта действие происходит на Кавказе?

10. Первоначально поэма «Мцыри» называлась «Бэри» (по-грузински «монах»). Почему автор изменил заглавие и что оно значит?
 11.Знакома ли вам фраза: «вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»? Откуда она? В чем её смысл?
12. Был ли прототип у Мцыри?
13. Перед кем исповедуется Мцыри?

 14. На что Мцыри был готов променять «рай и вечность» (эти строки были выброшены цензурой)?
 15. Куда он стремится: «В тот чудный мир тревог и ... , Где в ... прячутся скалы, Где люди вольны, как ... »? Не напоминает ли вам эта мечта призыв одного пушкинского героя: «Пора, брат, пора ... »?

  16. За ... лет творчества М.Ю.Лермонтовым было написано более 400 стихотворений, около 30 поэм, 6 драм и ... романа. За сколько лет и сколько романов?

17. Когда мы слышим: «Пушкинские места», в первую очередь в памяти возникает село Михайловское, а с чем ассоциируется у Вас понятие «Лермонтовские места»?

Ответы.

1. В живописи — больше 10 картин маслом и акварели: виды Кавказа, Пятигорска, портреты и автопортреты.

2. Стихотворение «Смерть поэта», посвященное гибели Пушкина.
3. Кавказ

4.. Утёс и сосна. Пушкин. «Кавказ» (лирический герой) и    «Анчар».
 5.. «Казачья колыбельная песня». Н. А. Некрасов.
6. «Валерик».

 7. С чеченского языка «Валерик» переводится как «река смерти» («Валеран хи»).
 8. Александра Одоевского, декабриста, сосланного на Кавказ.

 9. В «Демоне», «Мцыри», «Герое нашего времени», «Беглеце», «Измаил-Бее», в стихах «Дары Терека», «Свидание», «Сон», «Валерик», «Тамара».
10. Мцыри — это послушник, ещё не принявший монашество.
11. Эпиграф к «Мцыри» из Библии (Первая Книга царств, гл. 14) подчёркивает жизнелюбие героя и краткость его жизни. В библейском эпитете речь идёт о юноше Ионафане, сыне царя, нарушившем его запрет и отведавшем мёду до победы над врагом: мёд придал ему силы, и он победил, но за нарушение царского приказа он должен был быть казнен, однако народ добился его помилования.
 12. Да, чеченец П. Захаров, взятый ребёнком в плен, привезённый генералом Ермоловым в Тифлис, впоследствии стал художником, встречался с Лермонтовым и рисовал его портрет.
 13. Перед монахом, который вырастил и воспитал его.
 14. «За несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в младенчестве играл, Я б рай и вечность променял».
  15.. «...битв», «...тучах», «...орлы», «Туда, где за тучей белеет гора... Туда, где гуляет лишь ветер... да я!» («Узник»).

  16. За 13 лет, 3 романа («Вадим», «Княгиня Лиговская» и «Герой нашего времени»).

17. Кавказ. Он стал поэтической родиной Лермонтова. После Кавказа Лермонтов стал знаменитым. Но Кавказ и не уберег поэта — здесь Лермонтов обрел последний приют.

IV. Ведущий 2.

Образ Кавказа появляется в произведениях М. Ю. Лермонтова разных лет. Он видел Кавказ глазами путешественника, художника, поэта и воина. Каким его увидели вы? Ответить на этот вопрос нам поможет творческая работа - сочинение синквэйна.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Примеры синквейна.

1.Лермонтов  Михаил Юрьевич.
Гениальный, знаменитый.                                           

Сочинял, творил, рисовал.                                        

Смог оценить красоту Кавказа.                                           

Поэт.   

2.Поэт.
Романтичный, одинокий.
Писал стихи, критиковал и рисовал.
Наследник пушкинских традиций.
Лермонтов.

3.Человек.
Душевный, впечатлительный.
Писал, изображал, любил.
Кавказ считал он величавым.
Романтик.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бенда Лилия Александровна

Дата: 20.11.2014

Номер свидетельства: 133394


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства