Методическая разработка внеклассного мероприятия по творчеству М.Ю.Лермонтова "Кавказ мой величавый"
Методическая разработка внеклассного мероприятия по творчеству М.Ю.Лермонтова "Кавказ мой величавый"
Цели:
-расширить представление учащихся о жизни и творчестве великого русского поэта М.Ю. Лермонтова на Кавказе.
Задачи:
Образовательные:
-систематизация и обобщение знаний по творчеству М.Ю. Лермонтова;
-формирование представления о роли образа Кавказа в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова
Развивающие:
-развитие творческой деятельности учащихся, интереса к предмету через использование формы внеклассного мероприятия – литературная гостиная;
- развитие эстетического вкуса.
Воспитательные:
- воспитание интереса к творчеству М.Ю. Лермонтова; русской культуре;
-формирование толерантного отношения к представителям других народов.
Форма проведения: литературная гостиная.
Оборудование:
мультимедийный проектор, экран, компьютер, видеоэнциклопедия «Биографии писателей» (фильм 2), портрет М.Ю. Лермонтова, запись романсов на стихи Лермонтова «Горные вершины», «Выхожу один я на дорогу», использование презентации, созданной в среде MS POWER POINT (репродукции картин, акварелей и рисунков поэта на кавказские темы), выставка рисунков обучающихся к произведениям М.Ю. Лермонтова.
План.
1. Вступительное слово ведущих литературной гостиной.
2. Выступление учащихся, чтецов. Показ слайд – шоу в режиме «Презентация», просмотр фрагмента видеоэнциклопедии «Биографии писателей» (фильм 2), прослушивание романсов.
3. Итоги викторины «Певец Кавказа».
4. Рефлексия: творческая работа - сочинение синквейна.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия по творчеству М.Ю.Лермонтова "Кавказ мой величавый" »
МБОУ «Ведерниковская ООШ»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
по творчеству М.Ю. Лермонтова
для обучающихся 8-9 классов
на тему:
«Кавказ мой величавый»
Выполнила: учитель русского языка и литературы Бенда Л.А.
2014
Аннотация.
Цели:
-расширить представление учащихся о жизни и творчестве великого русского поэта М.Ю. Лермонтова на Кавказе.
Задачи:
Образовательные:
-систематизация и обобщение знаний по творчеству М.Ю. Лермонтова;
-формирование представления о роли образа Кавказа в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова
Развивающие:
-развитие творческой деятельности учащихся, интереса к предмету через использование формы внеклассного мероприятия – литературная гостиная;
- развитие эстетического вкуса.
Воспитательные:
- воспитание интереса к творчеству М.Ю. Лермонтова; русской культуре;
-формирование толерантного отношения к представителям других народов.
Форма проведения: литературная гостиная.
Оборудование:
мультимедийный проектор, экран, компьютер, видеоэнциклопедия «Биографии писателей» (фильм 2), портрет М.Ю. Лермонтова, запись романсов на стихи Лермонтова «Горные вершины», «Выхожу один я на дорогу», использование презентации, созданной в среде MS POWER POINT (репродукции картин, акварелей и рисунков поэта на кавказские темы), выставка рисунков обучающихся к произведениям М.Ю. Лермонтова.
План.
1. Вступительное слово ведущих литературной гостиной.
2. Выступление учащихся, чтецов. Показ слайд – шоу в режиме «Презентация», просмотр фрагмента видеоэнциклопедии «Биографии писателей» (фильм 2), прослушивание романсов.
3. Итоги викторины «Певец Кавказа».
4. Рефлексия: творческая работа - сочинение синквейна.
Ход мероприятия.
I. Ведущий1.
Добрый день, уважаемые учащиеся, гости! Сегодняшняя встреча в литературной гостиной посвящена страницам жизни и творчества М.Ю. Лермонтова, связанным с образом Кавказа.
(Автопортрет. 1837 – 1838г.)
Ведущий 2.
Говорят, кто не был на Кавказе, тот не может почувствовать всю прелесть этой жизни. Михаилу Юрьевичу Лермонтову очень повезло: за свою жизнь он смог оценить всю красоту известного края и передать её во многих литературных произведениях. Тему Кавказа одарённый писатель показывает не только могучим пером и острым словом, а лёгкой кистью и насыщенными красками.
(Вид Пятигорска. Картина М.Ю. Лермонтова 1837г.)
II. 1-ый ученик.
Кавказ - колыбель поэзии М.Ю.Лермонтова.
2-ой ученик. Как я любил, Кавказ мой величавый, Твоих сынов воинственные нравы, Твоих небес прозрачную лазурь И чудный вой мгновенных громких бурь.
(Крестовый перевал. Масло.1837-1838г.)
3-ий ученик
От ранних лет кипит в моей крови
Твой жар и бурь твоих порыв мятежный,
На севере в стране тебе чужой
Я сердцем твой, - всегда и всюду твой!
(«М. Л. 1825 год. 13 июня. На Горячих водах».)
4-ый ученик.
Первая встреча Лермонтова с Кавказом произошла ещё в детские годы, но с тех пор этот край навсегда стал для Лермонтова источником вдохновения.
(Бештау около Железноводска. Рисунок М.Ю. Лермонтова. Карандаш. 1837г.)
5-ый ученик.
Гордые и свободолюбивые горцы вызывали у Лермонтова всегда живой интерес. Это в них он угадывал прообразы героев своих романтических поэм.
И.Ю. Лермонтов наблюдал за нравами горцев, слушал народные песни, предания, легенды. Живописные картины кавказской природы, встречи с бесстрашными людьми, глубоко запали в душу поэта.
Чтец. Приветствую тебя, Кавказ седой! Твоим горам я путник не чужой: Они меня в младенчестве носили И к небесам пустыни приучили. И долго мне мечталось с этих пор. Все небо юга да утесы гор. Над детской головой моей венцом Свивались облака твои седые; Когда по ним, гремя, катался гром, И пробудясь от сна, как часовые, Пещеры откликалися кругом, Я понимал их звуки роковые, Я в край надзвездный пылкою душой Летал на колеснице громовой!..
1-ый ученик.
И после первых поездок на Кавказ, где бы Лермонтов ни находился: в Москве, в Петербурге, образ Кавказа всегда сопровождал его, волновал чувства и воображение.
Просмотр фрагмента фильма №2 из видеоэнциклопедии
«Биографии писателей».
Чтец.
КАВКАЗ. Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз: Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ. В младенческих летах я мать потерял. Но мнилось, что в розовый вечера час Та степь повторяла мне памятный глас. За это люблю я вершины тех скал, Люблю я Кавказ. Я счастлив был с вами, ущелия гор, Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас. Там видел я пару божественных глаз; И сердце лепечет, воспомня тот взор: Люблю я Кавказ!..
2-ой ученик.
Кавказ для Лермонтова – это символ вольной, неукротимой, самобытной природы: это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов; вольнолюбивых людей, еще не испорченных цивилизацией; это земля, таинственным образом связанная с судьбой поэта.
Звучит романс на стихотворение М. Ю. Лермонтова «Горные вершины».
3-ий ученик.
Лермонтова покорила величественная природа Кавказа: снеговые вершины гор, бурные горные реки, живописные красноватые скалы. Вспоминая Кавказ, Лермонтов в 1832 г. писал: «Синие горы Кавказа, приветствую вас!».
(Военно – Грузинская дорога близ Мцхеты. Картина М.Ю. Лермонтова)
Чтец.
Выразительное чтение миниатюры «Синие горы Кавказа».
Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, я с той поры все мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновение гордился он ею!..
Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины утесов; они так сияли в лучах восходящего солнца, и в розовый блеск одевались, они, между тем как внизу все темно, возвещали прохожему утро, и розовый цвет их подобился цвету стыда: как будто девицы, когда вдруг увидят мужчину, купаясь, в таком уж смущенье, что белой одежды накинуть на грудь не успеют.
Как я любил твои бури, Кавказ! те пустынные громкие бури, которым пещеры как стражи ночей отвечают!.. На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью, где, покрываяся пеной, бежит безымянная речка, и выстрел нежданный, и страх после выстрела: враг ли коварный, иль просто охотник… все, все в этом крае прекрасно
Воздух там чист, как молитва ребенка…
(Воспоминания о Кавказе. Масло. 1838г. )
4-ый ученик.
Лермонтов рано осознал, что Кавказ – край не только экзотики, но и человеческих трагедий.
5-ый ученик.
Кавказ! Далёкая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастьями полна
И окровавлена войной!
1-ый ученик.
27 января 1837 года на дуэли с Дантесом был смертельно ранен Пушкин. К моменту смерти Пушкина 29 января уже весь Петербург твердил наизусть строчки Лермонтова:
«Погиб поэт, невольник чести…»
Именно эти дни стали началом стремительного и рокового отсчета жизни Михаила Юрьевича Лермонтова.
Звучит «Лунная соната»Бетховена.
Ведущий 1.
Ему оставалось прожить всего четыре с половиной года. За это время ему предстояло стать великим поэтом, достойным преемником Пушкина, сделаться легендой Кавказской войны и так же как Пушкин погибнуть на дуэли.
Ведущий 2.
Сосланный на Кавказ в 1837 году Лермонтов проехал всю Кавказскую линию, был в Тамани, а затем отправился по военно-грузинской дороге в Грузию. Впечатления от этих путешествий нашли отражение в поэзии и прозе.
3-ий ученик.
«Мцыри». «Дары Терека», «Беглец», «Герой нашего времени» и другие произведения были созданы после первой ссылки. В романе «Герой нашего времени» даны великолепные зарисовки кавказской природы.
Чтец. «Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, Моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бештау синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона ; на восток смотреть веселее: внизу передо мной пестреет чистенький новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная нить снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом… Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах.
Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине - чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления?..»
4-ый ученик.
М.Ю. Лермонтов был не только талантливым поэтом и писателем, но и одарённым художником. Много зарисовок сделано им во время ссылки на Кавказ в 1837 году. Среди них замечательный пейзаж Крестовой горы.
5-ый ученик.
1840 год. В феврале на балу во французском посольстве произошла ссора между Лермонтовым и сыном французского посланника, которая закончилась дуэлью.
1-ый ученик.
И хотя во время дуэли противники помирились и разъехались, 13 апреля был опубликован высочайший указ: «Поручика Лермонтова перевести в Тенгинский пехотный полк».
2-ой ученик.
Поэта посылали под пули на Северный Кавказ.
На этот раз он уезжал из Петербурга иначе, чем в 1837, с тяжелым сердцем и, тяжелым предчувствием. Поэт видел себя изгнанником.
Чтец.
Выразительное чтение стихотворения «Тучи».
Ведущий.
Последний день перед отъездом Лермонтов провел среди друзей, в салоне Карамзиных.
Сценка.
Звучит вальс Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» (фрагмент).
1-я Дама. Вы очень расстроены сегодня?
Лермонтов. У меня нет причин веселиться, сударыня.
2-я Дама. Право, Мишель, вы совершенно пали духом. Я вас не узнаю.
Лермонтов. Простите, у меня дурные предчувствия.
1-я Дама. Вам нездоровится?
Лермонтов. Нет. Но у меня весь день такое чувство, будто я попал в железное кольцо, оно все время сжимается и вот-вот меня раздавит.
Тургенев. Забудьте эти мысли! Когда вы вернетесь с Кавказа…
Лермонтов. Я не вернусь. В этом-то я единственно уверен.
Тургенев. Прочтите нам что-нибудь новое.
Лермонтов. Новое? Извольте!
Начинает звучать мелодия Грига, « Песня Сольвейг»(фрагмент).
Чтец.
Выразительное чтение стихотворения
«Не смейся над моей пророческой тоскою».
3-ий ученик.
В 1840 году, во время второй ссылки на Кавказ, поэту пришлось участвовать в военных действиях на территории нынешней Чеченской республики и Дагестана.
4-ый ученик.
И кубанский краевед, журналист Александр Сиденко так представил нам картину, рисующую жизнь Лермонтова на войне.
(Перестрелка в горах Дагестана. Масло.1840-1841)
Чтец.
Сражался Лермонтов в Чечне,
Где Терек гонит вал,
На карабахском скакуне
Бросался на завал.
Он в горы шёл, где зной морит,
На бой, как офицер,
И брал не раз лихой мюрид
Поэта на прицел.
Где, как кинжал, горит Казбек,
Таил стиха мечту,
С отрядом в сотню человек
Штурмую высоту.
Нет, не аулы жечь дотла –
Он мир воспеть хотел
Он из солдатского котла
Со всеми вместе ел.
В привал на голой спал земле
С солдатами о бок
И был тот –
В предрассветной мгле –
Сон, как провал, глубок.
И снилось –
Вплоть как рассвело –
Любимое до слёз:
Поля, далёкое село –
Край песен и берёз,
Край детских лет,
Что мил и чист,
Ведь в дымке голубой…
Но вот трубит,
Трубит горнист.
Поход –
И снова бой.
5-ый ученик.
У реки Валерик 11 июля произошло кровопролитное сражение, описанное в известном стихотворении, которое так и называется «Валерик», где показан трагизм войны: горцы, к которым поэт относился с уважением, и русские солдаты вынуждены убивать друг друга, вместо того, чтобы жить в мире и братстве.
(Эпизод из сражения при Валерике. Рисунок. 1840 )
Чтец.
Вдруг залп... Глядим: лежат рядами. Что нужды? Здешние полки Народ испытанный... В штыки, Дружнее! раздалось за нами. Кровь загорелася в груди! Все офицеры впереди... Верхом помчался на завалы, Кто не успел спрыгнуть с коня... Ура! – и смолкло. – Вон кинжалы,
В приклады! – и пошла резня. И два часа в струях потока Бой длился. Резались жестоко, Как звери, молча, с грудью грудь, Ручей телами запрудили. Хотел воды я зачерпнуть... (И зной и битва утомили
Меня), но мутная полна волна Была тепла, была красна.
Ведущий.1.
За бесстрашие, храбрость и умелое исполнение порученного ему дела участник сражения при Валерике поручик Лермонтов был представлен к ордену Владимира 4-й степени с бантом. Командование корпусом решило, что столь высокую награду Лермонтову не дадут, и поменяло орден Владимира 4-й степени на орден Станислава 3-й степени. Но даже и на эту награду «не последовало высочайшего соизволения». Не получил он и золотой сабли, к награждению которой за участие во втором Валерикском сражении его представил командовавший кавалерией князь В.С.Голицын.
Ведущий 2.
Сколько лет прошло с тех пор, а военные действия на Кавказе продолжают иметь место. Нет-нет, но и вспыхивают огненные конфликты в Чечне, Дагестане. Вспыхивают там, где выполнял свой офицерский долг М.Ю.Лермонтов с присущей ему смелостью и отвагой, а свои впечатления отражал в стихотворениях, в произведениях живописи и рисунках.
1-ый ученик.
Незадолго до смерти, в последние дни своей жизни, летом 1841 года Лермонтов написал стихотворение «Выхожу один я на дорогу», в котором спокойно спит земля, торжественно небо, тихо беседуют звёзды, а поэту больно и трудно.
2-ой ученик.
Он не знал, что изящная дама, встреченная им в Петербурге перед последним отъездом на Кавказ, только вернувшаяся из Италии, красавица и умница, певица Елизавета Шашина положит на музыку его последние исповедальные стихи, чтобы они стали незабываемой песней.
Звучит романс «Выхожу один я на дорогу…»
3-ий ученик.
Лермонтов предчувствовал свою гибель. Уезжая на Кавказ, он говорил своим друзьям «об ожидающей его скорой смерти». В стихотворении «Завещание» есть такие строки: Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!
А если спросит кто-нибудь…
Ну, кто б не спросил,
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был.
4-ый ученик.
Как ни печально, но погиб поэт на Кавказе.
Современники понимали, что дуэль Лермонтова с Мартыновым, произошедшая 27 июля 1841 года была не простой дуэлью, а обдуманным политическим убийством.
1 чтец.
Его убийца хладнокровно
Навёл удар…спасенья нет:
Пустое сердце бьётся ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
(Звук выстрела)
2 чтец.
Замолкли звуки чудных песен.
Не раздаваться им опять.
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
3 чтец.
Отчего не понял свет
Великого, и как он не нашёл
Себе друзей, и как любви привет
К нему надежду снова не привёл?
Он был её достоин.
4 чтец.
Прощай, размах крыла расправленный,
Полёта вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство.
Ведущий 1.
Поэт погиб, когда ему не было и 27 лет. И сегодня, мы бы не смогли говорить о нём, потому что, где бы он ни жил, где бы ни находился, где бы ни создавал свои произведения, он везде оставил свой след. И если вы когда-нибудь окажетесь в тех местах, где творил Лермонтов, старайтесь представить себе всё, как было при Лермонтове, и тогда мало-помалу начнёте видеть сквозь пейзаж ХХI века век ХIХ. А если с Вами будет ещё и томик его сочинений, то тогда душа ваша испытает невыразимое наслаждение. Поверьте нам!
Чтец.
Вереницей идут года, И не видно их черты конечной. Лермонтов… Он с нами, навсегда. В строй живых записан он навечно! …Это жизни дни его вернулись, Он в неё хозяином вошёл Именем библиотек и улиц, Пароходов, институтов, школ… В книгах – трудным временем проверен, В ярком блеске добрых, смелых глаз Он – живой, не памятником в сквере Вновь и вновь рождается для нас!
Ведущий 2.
М.Ю. Лермонтов любил Кавказ. «Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно- величавой природы, как Лермонтов», - писал В.Г. Белинский.
III. Ведущий 1.
Настало время подвести итоги викторины «Певец Кавказа», вопросы которой были опубликованы в школьной газете. (На мероприятии награждаются грамотами учащиеся, ответившие верно на все вопросы. Остальным объявляется благодарность).
Вопросы викторины.
1. Какой талант наряду с поэтическим обнаружил М.Ю.Лермонтов с детства? 2. По поводу чего велось следствие «о непозволительных стихах» и последовал арест и первая ссылка на Кавказ? 3. Какой край стал для М.Ю. Лермонтова «заветной страной», «жилищем вольности простой»: «Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я ... »? 4. О ком: «одиноко Он стоит, задумался глубоко ... »? А кто «стоит одиноко на голой вершине ... »? Есть похожие мотивы и у другого поэта: «Стою одиноко у края стремнины» и «Стоит один во всей вселенной». Назовите автора и всех персонажей. 5. У М.Ю.Лермонтова есть стихотворение-песня, в котором мать поёт о будущем своего ребёнка. Впоследствии другой поэт напишет сатирический «перепев» этой песни: «Будешь ты чиновник с виду и подлец душой». Как называется стихотворение и кто автор подражания? 6. Какое стихотворение М.Ю. Лермонтова начинается почти как письмо Татьяны Лариной: «Я к вам пишу случайно, право...»? 7. «Валерик» — это имя или название? Что оно значит?
8. Кого М.Ю.Лермонтов называл «мой милый Саша»: «Я знал его: мы странствовали с ним в горах Кавказа»?
9. В каких произведениях поэта действие происходит на Кавказе?
10. Первоначально поэма «Мцыри» называлась «Бэри» (по-грузински «монах»). Почему автор изменил заглавие и что оно значит? 11.Знакома ли вам фраза: «вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»? Откуда она? В чем её смысл? 12. Был ли прототип у Мцыри? 13. Перед кем исповедуется Мцыри?
14. На что Мцыри был готов променять «рай и вечность» (эти строки были выброшены цензурой)? 15. Куда он стремится: «В тот чудный мир тревог и ... , Где в ... прячутся скалы, Где люди вольны, как ... »? Не напоминает ли вам эта мечта призыв одного пушкинского героя: «Пора, брат, пора ... »?
16. За ... лет творчества М.Ю.Лермонтовым было написано более 400 стихотворений, около 30 поэм, 6 драм и ... романа. За сколько лет и сколько романов?
17. Когда мы слышим: «Пушкинские места», в первую очередь в памяти возникает село Михайловское, а с чем ассоциируется у Вас понятие «Лермонтовские места»?
Ответы.
1. В живописи — больше 10 картин маслом и акварели: виды Кавказа, Пятигорска, портреты и автопортреты.
2. Стихотворение «Смерть поэта», посвященное гибели Пушкина. 3. Кавказ
4.. Утёс и сосна. Пушкин. «Кавказ» (лирический герой) и «Анчар». 5.. «Казачья колыбельная песня». Н. А. Некрасов. 6. «Валерик».
7. С чеченского языка «Валерик» переводится как «река смерти» («Валеран хи»). 8. Александра Одоевского, декабриста, сосланного на Кавказ.
9. В «Демоне», «Мцыри», «Герое нашего времени», «Беглеце», «Измаил-Бее», в стихах «Дары Терека», «Свидание», «Сон», «Валерик», «Тамара». 10. Мцыри — это послушник, ещё не принявший монашество. 11. Эпиграф к «Мцыри» из Библии (Первая Книга царств, гл. 14) подчёркивает жизнелюбие героя и краткость его жизни. В библейском эпитете речь идёт о юноше Ионафане, сыне царя, нарушившем его запрет и отведавшем мёду до победы над врагом: мёд придал ему силы, и он победил, но за нарушение царского приказа он должен был быть казнен, однако народ добился его помилования. 12. Да, чеченец П. Захаров, взятый ребёнком в плен, привезённый генералом Ермоловым в Тифлис, впоследствии стал художником, встречался с Лермонтовым и рисовал его портрет. 13. Перед монахом, который вырастил и воспитал его. 14. «За несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в младенчестве играл, Я б рай и вечность променял». 15.. «...битв», «...тучах», «...орлы», «Туда, где за тучей белеет гора... Туда, где гуляет лишь ветер... да я!» («Узник»).
16. За 13 лет, 3 романа («Вадим», «Княгиня Лиговская» и «Герой нашего времени»).
17. Кавказ. Он стал поэтической родиной Лермонтова. После Кавказа Лермонтов стал знаменитым. Но Кавказ и не уберег поэта — здесь Лермонтов обрел последний приют.
IV.Ведущий 2.
Образ Кавказа появляется в произведениях М. Ю. Лермонтова разных лет. Он видел Кавказ глазами путешественника, художника, поэта и воина. Каким его увидели вы? Ответить на этот вопрос нам поможет творческая работа - сочинение синквэйна.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Примеры синквейна.
1.Лермонтов Михаил Юрьевич. Гениальный, знаменитый.
Сочинял, творил, рисовал.
Смог оценить красоту Кавказа.
Поэт.
2.Поэт. Романтичный, одинокий. Писал стихи, критиковал и рисовал. Наследник пушкинских традиций. Лермонтов.
3.Человек. Душевный, впечатлительный. Писал, изображал, любил. Кавказ считал он величавым. Романтик.