kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка Литературная композиция «Я говорю с тобой из Ленинграда…», посвященная блокаде Ленинграда.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка

Литературная композиция

«Я говорю с тобой из Ленинграда…»,

посвященная блокаде Ленинграда.

Цель: повышение интереса к историческому и культурному наследию страны.

Задачи:

  • расширить представление обучающихся о блокаде Ленинграда в годы войны, героизме ленинградцев и его защитников;
  • воспитывать нравственно-патриотические чувства, гражданственность, достоинство, чувство гордости за свою страну, свой народ, чувство сострадания;
  • воспитывать историческую память обучающихся, уважением к старшему поколению, к истории и культуре страны.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, плакаты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Литературная композиция «Я говорю с тобой из Ленинграда…», посвященная блокаде Ленинграда. »

70-летию Победы в Великой

Отечественной войне

посвящается…

Методическая разработка

Литературная композиция

«Я говорю с тобой из Ленинграда…»,

посвященная блокаде Ленинграда.


Цель: повышение интереса к историческому и культурному наследию страны.

Задачи:

  • расширить представление обучающихся о блокаде Ленинграда в годы войны, героизме ленинградцев и его защитников;

  • воспитывать нравственно-патриотические чувства, гражданственность, достоинство, чувство гордости за свою страну, свой народ, чувство сострадания;

  • воспитывать историческую память обучающихся, уважением к старшему поколению, к истории и культуре страны.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, плакаты.

В.1 … Я говорю с тобой под свист снарядов,

угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

страна моя, печальная страна…


В.2 - Эти строки поэтессы Ольги Берггольц впервые прозвучали по радио в августе

1942 г. в Ленинграде. Тогда никто и представить не мог масштаб той трагедии, которая слышалась в этих словах.


В.2 Сегодня мы будем говорить о Ленинграде . Нам кажется, что в судьбе этого города и его жителей отразились самые характерные, самые трагические черты Великой Отечественной войны 1941-1945 года.


В.1 - Блокада Ленинграда – военная блокада немецкими, финскими и испанскими войсками, длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) – 872 дня.

В истории второй мировой войны – особое понятие по своей трагичности, продолжительности, невероятным жертвам и небывалому героизму.


Чт.:

С утра не замолкает канонада,

Так день за днем, так много-много дней

Враги хотят на месте Ленинграда

Оставить кучу пыли и камней.

Об этом говорили их листовки –

Свидетельства бессилия врага.

Горели Пушкин, Невская Дубровка,

Приневские дымилися луга.

В.2 Историческая справка.


Секретная директива немецкого военно-морского штаба «О будущности города Петербурга» от 22 сентября 1941 года: «После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты…

С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».


Чт:

Снаряд упал не берегу Невы,

Швырнув осколки и волну взрывную

В чугунную резьбу

На мостовую.

С подъезда ошарашенные львы

По улице метнулись врассыпную.

Другой снаряд ударил в особняк –

Атланты грохнулись у тротуара;

Над грудой пламя взыбилось, как факел,

Труба печная подняла кулак,

Грозя врагам неотвратимой карой…


Куда влетит очередной, крутясь?...

Враги из дальнобойных бьют орудий.

Смятенья в нашем городе не будет:

Шарахаются бронзовые люди,

Живой проходит, не оборотясь.


В.1 - Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и фугасных бомб. Тяжелая и сверхтяжелая артиллерия вела планомерный и ожесточенный обстрел жилых кварталов города. В сентябре 1941 года сгорели Бадаевские склады, где хранились огромные запасы продовольствия. В городе начался голод.


В.2 Историческая справка


Наши войска плотно держали изнутри блокадное кольцо, и тогда гитлеровскому генеральному штабу потребовались консультации профессора Цигельмайера – крупного ученого в области питания, руководителя Мюнхенского пищевого института. Из его доклада: «Я вычислил, сколько может продлиться блокада при существующем рационе, когда люди начнут вымирать, как будет происходить умирание, какие сроки этой займет.

Я писал справку, что люди на таком пайке физически не смогут жить. И поэтому не следует рисковать немецкими солдатами. Совсем скоро мы войдем в город совершенно свободно, без потерь».


Чт.:

И летели листовки с неба

На пороги замерзших квартир:

«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?...»

«Будет мир. Вам не снится мир?»

Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.

День похож на черную ночь.

Может, в мире и силы нету,

Чтобы всё это превозмочь?




В.1 - Январь и февраль 1942 были самыми черными месяцами ленинградской блокады. Рабочий паек – 250 граммов хлеба в день, детям, иждивенцам, служащим – по 125 граммов. Другой еды практически не было. Люди начали пухнуть и чернеть от голода, падать на улицах, замерзать и умирать в собственных постелях.



В.2 Историческая справка


В новогоднем поздравлении Гитлер писал, что благодарит своих солдат «за создание невиданной в мире блокады», и с самоуверенностью истинного маньяка заявлял, что штурмовать Ленинград больше не намерен, так как в ближайшее время «Ленинград выжрет сам себя», «он уже умер».


Чт.:

Наш город в снег до пояса закопан.

И если с крыш на город посмотреть,

То улицы похожи на окопы,

В которых побывать успела смерть.

Но в то, что умер город наш, - не верьте!

Нас не согнут отчаянье и страх…

Мы знаем от людей, сраженных смертью,

Что означает «Смертью смерть поправ».


В.1 Историческая справка

Всего в ноябре 1941 года голод унес свыше 11 тыс. жизней, в декабре около 53 тыс., в январе и феврале 1942 г. 199187 ленинградцев, в марте ещё 89968.


Чт.:

Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве

по улицам идут,

Как все живые, только не поют:

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мертвые

Молчат.

Мы их не слышим,

Мы не видим их,

Но мертвые

Всегда среди живых.



В.2 В ту страшную зиму и появилась спасительная ниточка, связывающая Ленинград со всей страной – дорога длиной в 35 километров, проложенная по льду Ладожского озера, Дорога жизни. И она была ею в самом буквальном значении этого слова, т.к. только по ней в осажденный город доставлялись продовольствие и боеприпасы. По ней же удавалось эвакуировать людей на Большую землю.



Чт.:

Сначала её проложили шагами

Гидрографов группа по тонкому льду.

Потом и машины пошли на Кобону,

А лед под колесами гнулся, трещал,

Но помнил водитель, что каждою тонной

Он жизнь восьми тысяч детей защищал.



В.1 До наших дней дошли дневники блокадников. Их страницы позволяют видеть жизнь без поправок на то, что будет. Наши герои не знали о неизбежной беде. Они не знали, выживут ли, что будет с Ленинградом, со страной. Дневники позволяют увидеть, что человеческое достоинство сохранилось в самых отчаянных обстоятельствах.


В.2 И самые страшные дневники – детские. Из дневника Юры Рябинкина:

«Теперь я мало забочусь о себе: сплю одетый, руки мылом не мою, не переодеваюсь. Я живу в голоде, холоде, среди блох».

«Эх, как хочется спать, есть, есть, спать… Месяц назад я мечтал о хлебе с маслом, а вот теперь уже об одном хлебе»

«Мама что-то делит. Ира и я следим – точно ли…»

«Боюсь, что дневник-то этот не придется мне закончить, чтобы на последней странице написать свое слово «конец».»


В.1 Так и случилось. Юра Рябинкин навсегда остался в Ленинграде. Мать, оставшаяся перед выбором: кого спасать, сына или дочь, выбрала дочь. У неё не хватило сил доставить на вокзал двоих.


В.2 Из дневника Алеши Глушкова:

«В январе умер отец, а через несколько дней и мама от голода.»

«Я остался с братом Павликом.»

«Умерли все соседи.»


В.1 Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе, как один из обвинительных документов против фашизма. Ей было шесть лет, и она только научилась писать.

«Женя умерла 28 декабря 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года. Дядя Коля умер 13 апреля 2 часа 1942 года. Мама 13 мая в 7-30 утра 1942 года. Савичевы умерли. Осталась одна Таня. Умерли все.»


В.2 Таня Савичева умерла в эвакуации.


Чт.:

На берегу Невы,

В музейном здании,

Хранится очень скромный дневничок.

Его писала Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет.

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца –

До наивного мальца.

И письменная сущность содержанья

Ошеломляет души и сердца.


В.1 В 1942 году в осажденном городе произошло невероятное – оркестр Филармонии впервые исполняя героическую Седьмую («Ленинградскую») симфонию Дмитрия Шостаковича, которая впоследствии стала одним из символов блокадного Ленинграда. Наполненная гневом и мужеством, полная веры в победу, она транслировалась по Ленинградскому радио, её слушали в домах и на улице, в цехах и больницах. Начался очередной артобстрел, который был подавлен, а симфонический концерт продолжался и был закончен под бурю оваций.




Чт.:

Какая музыка была!

Какая музыка играла,

Когда и души, и тела

Война проклятая попрала.

Какая музыка во всем,

Всем и для всех –

Не по ранжиру.

Осилим… Выстоим… Спасем…

Ах, не до жиру – быть бы живу…

И через всю страну струна

Натянутая трепетала,

Когда проклятая война

И души, и тела топтала.

Стенали яростно, навзрыд

Одной-единой страсти ради

На полустанке – инвалид

И Шостакович – в Ленинграде.


В.2 Историческая справка


За время блокады Ленинграда только по официальным данным от голода умерли 641 тысяча граждан, не менее 800 тысяч погибло от бомбежек и обстрелов.


В.1 Таков страшный итог блокады. Таков был и есть город-герой, город-легенда Ленинград. Выжившему городу, погибшим и оставшимся в живых жителям посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища:

«Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто.»


В.2 Вечная им память!

Минута молчания)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Брусницына Виктория Васильевна, Порсева Надежда Анатольевна

Дата: 26.03.2015

Номер свидетельства: 191666


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства