kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая авторская разработка внеклассного мероприятия: «КВН по творчеству Н.А.Некрасова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие проводится с целью вспомнить задачи писателя при написании поэмы "Кому на Руси жить хорошо", проанализировать главных героев поэмы, осмыслить своевременность написания поэмы, проявить умение мыслить, рассуждать, сравнивать, акцентировать внимание на определенных моментах.

Воспитание самостоятельности при анализе отдельных фактов в произведении, а также выявление талантов стихосложения и запоминания строк из поэмы. все стихотворения в данной разработке являются авторскими.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая авторская разработка внеклассного мероприятия: «КВН по творчеству Н.А.Некрасова» »

Методическая авторская разработка внеклассного мероприятия:

«КВН по творчеству Н.А.Некрасова»

Подготовила и провела преподаватель русского языка и литературы ГБОУ НПО ПУ № 20КК г.Ейска

Карташева Анжела Васильевна

Цели урока:

Учебные: вспомнить задачи, цели и главных героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Развивающие: осмыслить своевременность написания поэмы, проявить умение мыслить, рассуждать, сравнивать, акцентировать внимание на определенных моментах.

Воспитательные: воспитание самостоятельности при анализе отдельных фактов в произведении, а также выявление талантов стихосложения и запоминания строк из поэмы.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, выставка книг Н.А.Некрасова.

Ход: (все стихотворения являются авторскими!!!)

  1. Приветственное слово ведущего (преподавателя). Объяснение правил.

  2. Игра:

а) Представление команд.

б) Разминка;

в) Узнай героя;

г) Конкурс капитанов;

д) Конкурс чтецов;

е) Дуэль (задание противникам);

ж) «Гонка за лидером» (блиц – опрос)

3. Подведение итогов.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Поэзия Некрасова – правдивая, прекрасная,

Она – как песня русская…

В.Боков

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан!...

Н.А.Некрасов

ВЕД: Эпиграфами нашего мероприятия я взяла строки из стихотворений. Они ярко показывают настроения и значимость некрасовской поэзии. Её можно воспринимать по – разному, можно любить, не любить, восхищаться и ругать.

С какой бы стороны ни подойти к Некрасову, он никогда не оставляет равнодушным, всегда волнует. И если понимать «художество слова» как сумму впечатлений, приводящих к конечному эффекту, то Некрасов — художник глубокий; он выразил настроение одного из самых замечательных моментов русской исторической жизни. Главный источник силы, достигнутой Некрасовым, — как раз в том, что противники, становясь на узкоэстетическую точку зрения, особенно ставили ему в укор: в его «односторонности». Только эта односторонность и гармонировала вполне с напевом «неласковой и печальной» музы, к голосу которой Некрасов прислушивался с первых моментов своего сознательного творчества.

Задача сегодняшней встречи – ещё раз окунуться в мир некрасовской поэзии, вспомнить основные моменты из вечной поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Правила таковы: проводятся 7 этапов, за каждый из которых команда получает от 1 до 5 баллов. Если команда дополняет или отвечает на вопрос другой команды, ей добавляют ещё 2 балла.

Итак, начинаем!

1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД.

1 команда – группа 96 (повара)

Название: СТРАННИКИ


Девиз: Мы Странники степенные,

Из временнообязанных.

Уезда мы Ватрушкина,

Из Борщевой мы волости,

Из смежных деревень:

Закусково, Обедово, Салатово, Десертово,

И Вкуснотища тож…

Пришли по делу важному,

Такая есть заботушка:

Узнать, кому же весело живется на Руси!

Для чтецов (5 конкурс):

В толпе горластой, праздничной

Похаживали странники,

Прокликивали клич:

«Эй! Нет ли где счастливого?

Явись! Коли окажется,

Что счастливо живешь,

У нас ведро готовое:

Пей даром, сколько вздумаешь –

На славу угостим!...»

Таким речам неслыханным

Смеялись люди трезвые,

А пьяные да умные

Чуть не плевали в бороду

Ретивым крикунам.


Задание противникам (группе № 99)

С кем произошла следующая ситуация?

Был он старик убогонький,

Живал когда – то в Питере,

Да угодил в тюрьму:

С купцом тягаться вздумалось!

Как липочка ободранный,

Вернулся он на родину

И за соху взялся. (Яким Нагой)


2 команда – группа 97 (продавцы)

Название: Русские девушки.


Девиз: Мы девушки приличные,

В учебе мы отличные.

Здесь собрались на конкурсе

Из разных деревень:

Товарово, Продуктово,

Считалово, Обвешево

И Распродажа тож…

Пришли к вам повыведовать,

Узнать, порасспросить:

«Кому живется весело на всей большой Руси»?


Для чтецов (5 конкурс):

Пришел солдат с медалями,

Чуть жив, а выпить хочется:

«Я счастлив!» - говорит.

Ну, открывай старинушка,

В чем счастие солдатское?

Да не таись, смотри!

«А в том, во – первых, счастие,

что в двадцати сражениях

я был, а не убит!

А во – вторых, важней того,

Я и во время мирное

Ходил ни сыт, ни голоден,

А смерти не дался!

А в третьих, - за провинности

Великие и малые

Нещадно бит я палками,

А хоть пощупай – жив!»


Задание противникам (группе № 1)

С кем произошла следующая ситуация?

На площадь на торговую

Прошел и он, а в городе

Тот день базарный был.

Стал на воз, видим: крестится,

На все четыре стороны

Поклон, - и громким голосом кричит.

Притихла площадь людная

И тут он все про мельницу народу рассказал. (Ермил Гирин).


3 команда – группа 99 (каменщики)

Название: Каменотесы.


Девиз: Мы мужики степенные,

Пришли к вам и заспорили

Из разных деревень:

Кирпичино, Лопатово,

Растворово, Отвесово

И Кельмовое тож…

Хотим узнать мы граждане,

Кому живется весело на всей большой Руси?

Для чтецов (5 конкурс):

Пришел с тяжелым молотом

Каменотес – олончанин,

Плечистый, молодой:

«И я живу – не жалуюсь, -

Сказал он: - с женкой, с матушкой

Не знаем мы нужды!»

– Да в чем же ваше счастие?

«А вот гляди (и молотом,

Как перышком, махнул):

Коли проснусь до солнышка

Да разогнусь о полночи,

Так гору сокрушу!

Случалось, не похвастаю,

Щебенки наколачивать

В день на пять серебром!»

Задание противникам (группе № 97)

С кем произошла следующая ситуация?

Он все одно: «Преступник я!

Злодей, вяжите руки мне,

Ведите в суд меня!»

Чтоб хуже не случилося,

Отец связал сердечного,

Приставил караул. (Ермил Гирин, когда сына Власьевны послал в солдаты вместо своего брата).


4 команда – группа 1 (отделочники)

Название: Бурлаки на Азове.


Девиз: Ребята мы степенные,

Из временнообязанных,

Из смежных деревень:

Набрасково, Затирково,

Правилово, Обоево

И Штукатурка тож…

Хотим узнать всю правду мы

Кому живется весело на всей большой Руси?

Для чтецов (5 конкурс):

Пришел какой – то пасмурный

Мужик с скулой свороченной,

Направо все глядит:

«Хожу я за медведями,

И счастье мне великое:

Троих моих товарищей

Сломали мишуки,

А я живу, бог милостив!»

– А ну – ка, влево глянь!

Не глянул, как ни пробовал,

Какие рожи страшные

Ни корчил мужичок:

Свернула мне медведица

Маненечко скулу!»

– А ты с другой померяйся,

Подставь ей щеку правую –

Поправит… – Посмеялися,

Однако поднесли.

Задание противникам (группе № 98 )

С кем произошла следующая ситуация?

Впервой я поклонилася –

Вздрогнули ноги резвые;

Второй я поклонила –

Поблекло бело лицико;

Я в третий поклонилася –

И волюшка скатилася

С девичей головы… (Матрена Тимофеевна, замужество).

2. «РАЗМИНКА» (каждой команде по очереди задаются вопросы, на ответ дается 5 секунд, если ответа нет, переход хода).

1) Сколько лет работал Н.А.Некрасов над созданием поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? (с 1864 – 1877гг.)

2) Сколько лет собирал материал для написания поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? (в течение 20 лет «по словечку»)

3) О чем говорят названия деревень, откуда родом заспорившие мужики? (о тяжелой жизни крестьянства: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож…)

4) Какие сказочные элементы использует Н.А.Некрасов в начале поэмы? (птичка разговаривает, скатерть – самобранка, которая стирает и сушит одежду).

5) Кого крестьяне называют «счастливыми» в начале своего путешествия? (поп, купец, помещик, боярин, министр, царь).

6) С кем первым из названных счастливцев встречаются мужики – правдоискатели? (Поп).

7) Что обещает птичка – пеночка в обмен на освобождение птенчика? (Выполнять все желания мужиков).

8) Какие критерии счастья высказывает поп? («Покой, богатство, честь»).

9) Куда отправляются мужики после встречи с попом? (на сельскую ярмарку).

10) Что увидели мужики на ярмарке? (Балаган, комедию с Петрушкою, с козою с барабанщицей).

11) Почему в 4 главе «Счастливые» странники не всем подносят чарочку? (потому что странники не считают счастьем обыденные вещи: урожай репы, благодушество и т.д.).

12) Сколько человек из главы «Счастливые» смогли доказать, что они действительно счастливые и странники с ними согласились? (3: солдат, каменотес – олончанин, мужик - медвежатник).


3. УЗНАЙ ГЕРОЯ

1) Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю – матушку

Похож он… (Яким Нагой).

2) Не князь, не граф сиятельный,

А просто он – мужик! (Ермил Гирин).

3) Помещик был румяненький,

Осанистый, присадистый,

Шестидесяти лет;

Усы седые, длинные,

Ухватки молодецкие… (Гаврила Афанасьевич Оболт – Оболдуев).

4) Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми… (Матрена Тимофеевна).

5) А выискался суженный, на горе – чужанин…

Питерщик, по мастерству – печник… (Филипп Корчагин).

6) С большущей сивой гривою,

Чай, 20 лет не стриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал… (Савелий).

7) Через леса дремучие, через болота топкие

Пешком прошел, шельмец!

Один, как перст: фуражечка

Да тросточка… (Фогель).

8) Что было дальше, знаете:

Ославили счастливицей,

Прозвали «губернаторшей»… (Матрена Тимофеевна).

9) Да старый старичок:

Худой, как зайцы зимние,

Весь бел, и шапка белая,

Высокая, с околышем

Из красного сукна.

Нос клювом, как у ястреба… (Утятин – князь).

10) Давно они заметили высокого крестьянина

Со жбаном – на стогу; он пил…

Спросил у наших странников седой мужик … (Влас у Утятина).

11) У первого боярина, у князя Переметьева,

Я был любимый раб… (дворовый человек, холоп).

12) Нос вострый, как у мертвого,

Как грабли, руки тощие,

Как спицы – ноги длинные,

Не человек – комар… (Трофим).

13) Люди холопского звания –

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа. (Яков верный – холоп примерный).

14) Было 12 разбойников,

Был он у них атаман.

Много разбойники пролили

Крови честных христиан… (Кудеяр).

15) … кость широкая,

Но сильно исхудалое

Лицо – их недокармливал

Хапуга – эконом… (Гриша Добросклонов).

16) Плечами, грудью и спиной

Тянул он барку бичевой,

Полдневный зной его палил,

И пот с него ручьями лил… (Бурлак).

4. КОНКУРС КАПИТАНОВ (каждому капитану дается построчно высказывание, надо собрать. Кто первый – 5, второй – 4, третий – 3, четвертый – 2).

1) Пиши: «В деревне Босове

Яким Нагой живет.

Он до смерти работает,

До полусмерти пьет».

2) Ему судьба готовила:

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь

3) В рабстве спасенное

Сердце свободное –

Золото, золото

Сердце народное!

4) Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка – Русь!...


5. КОНКУРС ЧТЕЦОВ

Каждой команде были предложены отрывки из одной части, из главы «Счастливые». Жюри оценивает по 5 балльной системе. (По очереди выходит один участник из команды и наизусть читает отрывок).


6. ДУЭЛЬ (задание противникам)

Командам было предложено найти по одному вопросу для противников, чтобы те рассказали, с кем произошла следующая ситуация.


7. «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ» (блиц – опрос для всех команд; отвечает первой та команда, которая первая поднимет руку, за шум ответ не принимается).

1. Кому посвятил свое творчество Н.А.Некрасов? (Русскому народу).

2. Назовите поэмы Н.А.Некрасова. («Мороз, красный нос», «Коробейники», «Орина, мать солдатская», «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины», «Крестьянские дети»).

3. Какова была задача поэта при написании поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? (Показать Русь снизу доверху до и после крестьянской реформы 1861 г.).

4. Между какими представителями народа происходит главный конфликт поэмы? (Между Дольщиками и Народным морем).

5. Кто в поэме «Кому на Руси жить хорошо» является народным заступником? (Гриша Добросклонов).

6. Годы написания поэмы «Кому на Руси жить хорошо», почему она осталась незавершенной? (1864 – 1877гг, автор умер).

7. Кого из героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо» поэт рисует сатирически? (помещиков Оболта – Оболдуева, князя Утятина).

8. С чего начинается поэма «Кому на Руси жить хорошо»? (Со спора мужиков о счастливом человеке).

9. Какие идеи проповедует Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо»? (Идеи крестьянской революции и вера в её свершение).

10. Века рабства не убили в народе самого главного! Чего? («Сердца народного, сердца свободного»).

11. Кого Н.А.Некрасов в поэме ставит на высшую ступень по степени социальной сознательности среди крестьян? (Гриша Добросклонов).

12. Можно ли считать поэму «Кому на Руси жить хорошо» завершенной? (Да)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ:

Пока жюри подводит итоги конкурса, ведущий проводит игру со зрителями. Участвовать может каждый. Оценивается каждый ответ одним баллом, он присуждается той команде, за которую «болеет» отвечающий.

  1. Прочитать отрывок из любого произведения Н.А.Некрасова.

  2. Назвать имена и фамилии женщин – героинь из произведений Н.А.Некрасова.

  3. С кем из великих людей Н.А.Некрасов был дружен и посвяти им свои произведения? (Белинский, Добролюбов, Писарев, Чернышевский, Гоголь…)

  4. Кому подражал в «Колыбельной песне» Н.А.Некрасов? (Лермонтову).

  5. Какой части русского народа посвятил Н.А.Некрасов эти стихи: «Железная дорога», «Дедушка Мазай и зайцы», «Мужичок с ноготок», «Генерал Топтыгин»? (Детям).

  6. Назовите темы произведений Н.А.Некрасова. (О народе, русские женщины, детям, о природе, о Музе, о Родине…)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Наша встреча с поэзией Некрасова подошла к концу. Слово предоставляется жюри для подведения итогов конкурса.

На прощание я хочу пожелать вам новых, волнующих встреч с поэтом и в больших аудиториях, и у себя дома, в часы вечерних раздумий. Ведь это к нам обращены произнесённые ста лет тому назад, но ставшие бессмертными слова великого поэта:

СЕЙТЕ РАЗУМНОЕ, ДОБРОЕ, ВЕЧНОЕ!

СЕЙТЕ, СПАСИБО ВАМ СКАЖЕТ СЕРДЕЧНОЕ,
РУССКИЙ НАРОД!


9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Карташева Анжела Васильевна

Дата: 11.11.2014

Номер свидетельства: 129556


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства