авторы |
ФИО | Лизунова Юлия Владимировна |
Город, область | Сыктывкар, Республика Коми |
Номер ,название школы | ГОУ РК «Республиканский центр образования» |
Описание проекта |
Название проекта | «Я слышу цвет, я вижу звук» |
Краткое описание проетка | Сетевой проект предназначен для учащихся 5-6 классов. Проект направлен на расширение и углубление знаний учащихся по творчеству Сергея Есенина, а так же на развитие креативных талантов учащихся. В результате работы над проектом школьники смогут ответить на основополагающий вопрос «Какого цвета стихи С.Есенина?» В ходе проекта ученики познакомятся с теорией о цвете и звуке А.П. Журавлева, проведут исследования стихотворений С.Есенина на цвето-звуковые соответствия, создадут свои собственные лирические тексты, также учащиеся, работающие с учителем иностранного языка, познакомятся с переводами стихотворений С.Есенина на русский язык. Данный проект предназначен для развития метапредметных умений, творческих способностей учащихся, нацеливает их на самостоятельную исследовательскую деятельность, формирует навыки проведения сравнительно-сопоставительного анализа, развивает у учащихся интерес и мотивацию к изучению литературы. Проект направлен на организацию сетевого взаимодействия учащихся, активизацию познавательной деятельности, развитие навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, получение опыта творческого взаимодействия и сотрудничества, повышение уровня освоения ИКТ. В проекте могут принять участие учащиеся ГОУ РК «Республиканский центр образования» г.Сыктывкара Республики Коми (УКП «Детская республиканская больница» и Лозымский филиал). Участие в проекте командное (команда 3 - 7 человек). Причем, учитывая специфику учебного заведения, команды участвуют со сменным составом. Тема проекта органично вписывается в учебный план как по литературе , так и по английскому языку, кроме того участникам предлагаются задания, требующие знаний и умений по русскому языку, литературе, мировой художественной культуре, информатике и ИКТ в рамках учебной программы. |
Предмет | Литература, английский язык |
класс | 5-6 |
Продолжительность проекта | 2 месяца |
Основа проекта |
Образовательные стандарты | Проект ориентирован на реализацию нового образовательного стандарта: согласно нового ФГОС обучение литературе и иностранным языкам в школе сегодня включает целый комплекс воспитательных, образовательных и развивающих задач. Сегодня перед учителями ставится целью формирование у учащихся коммуникативной компетенции на основе развития универсальных учебных действий. В понятие коммуникативная компетенция входят такие элементы как: - речевая компетенция - лингвистическая/языковая компетенция - социокультурная/межкультурная компетенция а также компенсаторная компетенция и учебно-познавательная компетенция. Универсальные учебные действия, по нашему мнению, соотносятся с ключевыми умениями XXI века: - критическое мышление - технологическая и информационная грамотность - навыки сотрудничества Образовательные результаты рассматриваются на нескольких уровнях — метапредметном, личностном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначаются в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической |
Планируемые результаты обучения | По завершению проекта учащиеся смогут ответить на вопрос: «Какого цвета стихотворения С.Есенина?» и приобретут следующие умения: - личностные: уважительное отношение к иному мнению,; умение работать в группе, освоят нормы и правила общения в сетевом сообществе; - метапредметные: приобретут навыки работы с источниками информации (вычленять необходимую информацию из текста, находить необходимую информацию); разовьют навыки исследовательской и проектной деятельности, разработки, реализации и презентации результатов исследования; научатся соотносить свои действия с планируемыми результатами и осуществлять контроль своей деятельности в ходе проекта в рамках предложенных условий и требований; получат опыт самоконтроля и самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности, разовьют компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий - предметные: - разовьют навыки коммуникативного общения . Совместная деятельность учеников будет способствовать развитию системного мышления, информационной и медиаграмотности, умений устанавливать причинно-следственные связи, навыков диалога и сотрудничества, воспитанию таких качеств как способность принимать решения и нести за них ответственность. Освоят основы информационной культуры, правила безопасного поведения при работе с компьютерными программами, в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Расширят знания о различных способах представления данных, с использованием соответствующих программных средств их обработки. |
Вопросы, направляющие проект |
Основополагающий вопрос | Какого цвета стихотворения С.Есенина? |
Проблемные вопросы учебной темы | Почему люди ассоциируют звуки с определенными цветами? Какие в стихах Сергея Есенина существуют звуко-цветовые соответствия ? Как меняются цвето-звуковые соответствия, если перевести стихотворение на английский язык? Переводчик – соперник автора или друг? |
Учебные вопросы | Чем лирика отличается от прозы? Что такое звукопись? Что такое цветопись? Какую роль играет цветопись и звукопись в стихотворениях С.Есенина? Что такое интонация и какие существуют приемы выразительного чтения? Каковы приемы интонирования? Какие стихи С.Есенина об осени вы знаете? Что меняется в интонации стихотворения С.Есенина на английском языке? Кто переводил стихи С.Есенина на английский язык? Достаточно ли для хорошего перевода произведения отлично знать иностранный язык? Что такое ритм, рифма, размер стихотворения? |
План оценивания |
График оценивания |
До работы над проектом | Ученики работают над проектом и выполняют задания | После завершения работы над проектом |
Стартовая презентация - представление проекта. План работы в проекте Опрос участников проекта «Что вы знаете о проектной деятельности?» «Мозговой штурм» Формирование команд . Оформление он- лайн стикеров с визитными карточками команд. | Таблица продвижения команд, Дневник работы в проекте, Критерии оценивания сводной таблицы результатов эксперимента цвето - звукового соответствия гласных» Критерии оценки индивидуальных рефлексивных листов по 1 этапу. Старт-лист «Корректировка состава команд»( по первому этапу) Критерии оценки анализа звуко-цветовых соответствий в стихотворении С.Есенина. Критерии оценки командного рефлексивного листа ( по второму этапу) Старт – лист «Корректировка состава команд»(по второму этапу) Критерии оценки задания «Звуковая лаборатория».( оценка задания «Аудиозапись») Критерии оценки задания «Цветовая лаборатория».(оценка задания «Фильм. Плейкаст») Критерии оценки командного комментария – рефлексии по третьему этапу. Старт-лист корректировки состава команд (по третьему этапу) Критерии оценки кроссворда «Сергей Есенин». Критерии оценки фотоинсталляции «С днём рождения, Сергей Есенин!» Критерии оценки стихотворения-подражания, синквейна. Критерии оценки стикеров (рефлексия), заполненных командой. Старт-литст корректировки состава команды (по 4 этапу проекта) | Представление результатов работы команд в виде : 1. Документа с результатами эксперимента цвето-звукового соответствия гласных. 2. Он-лайн документа (Google) с анализом звуко-цветовых соответствий в стихотворении С.Есенина 3. Аудиозаписи 4. Плейкаста 5. Презентации 6. Он-лайн открытки 7. Коллективной доски -рефлексии со стикерами 8. Стихотворения 9. Он-лайн кроссворда 10. Фотоинсталляции 11. Синквейна Итоговое оценивание продукта проектной деятельности Рефлексия участников Рефлексия руководителей команд Подведение итогов проекта |
Описание методов оценивания |
Выявление первоначального опыта и интересов учащихся | проводится оценка первоначального опыта и интересов участников, позволяющая оценить, обладают ли они необходимыми знаниями и умениями, которые помогут успешно продвигаться в проекте: Стартовая презентация Опрос участников сетевого проекта |
Развитие самостоятельности и взаимодействия | осуществляется распределение участников по группам в соответствии со склонностями и интересами учащихся, что мотивирует их на проведение исследований в проекте: План работы в проекте «Дневник продвижения команды» с «Визитной карточкой» Лист самооценивания «Как я работаю в команде?» Взаимооценивание команд Синквейн Лист самооценивания |
Мониторинг прогресса | отслеживается пошаговое продвижение участников в проекте и организуется обратная связь: Таблица продвижения Дневник работы в проекте |
Проверка понимания и поддержки метапознания | результаты исследований оформляются в виде компьютерных презентаций, плейкастов, он-лайн – открыток, Google документов, коллективной стены со стикерами, кроссворда, презентации, стихотворения, аудиозаписи, фотоинсталляции в соответствие с критериями оценивания |
Демонстрация понимания | определяется настроение и состояние участников при прохождении различных этапов проекта: Представление результатов исследования в виде презентаций, плейкастов, Google документов, коллективной доски –рефлексии сос тикерами, создание стихотворения Рефлексия учащихся. Рефлексия руководителей команд. Синквейн участников команд . Синквейн руководителей команд. Итоговое оценивание продуктов проектной деятельности. |
Сведения о проекте |
Необходимые начальные знания, умения, навыки | Знание лексики по теме, знание грамматических структур, необходимых для построения монологического высказывания, умение задавать вопросы на русском и английском языках. Знание раздела «Фонетика», умение создавать транскрипцию текста, Умение работать с компьютером, создавать презентации, пользоваться информационными ресурсами интернета. Навыки выполнения работы по инструкции. |
Учебные мероприятия |
| Подготовительный этап. На этом этапе участникам проекта предлагается: Обсудить вопросы по теме проекта с помощью стартовой презентации. Ознакомиться с планом работы в проекте. Определить группы и план проведения исследований. Найти возможности эффективного взаимодействия внутри групп. Зарегистрировать команду в проекте. Принять участие в опросе «Что я знаю о проектной деятельности?». Создать «Визитную карточку» команды в виде он-лайн стикер- листа, где записывается название, девиз команды и основные сведения. Изучить основы безопасной работы в Интернете по предложенным ссылкам. На этом же этапе родители участников проекта заполняют согласие об использовании персональных данных их детей во время проекта. Этап первый. «Я слышу цвет» Цели этапа: Провести исследование гласных звуков на соответствие цветам на основе социологического опроса; Обозначить цветовое соответствие: гласный - цвет; Познакомиться с теорией А.П.Журавлева о звуко-цветовых соответствиях и сравнить с полученными результатами. На этом этапе участникам проекта предлагается: познакомиться с результатами эксперимента А.П.Журавлева на звуко-цветовые соответствия; провести свой эксперимент на разновозрастных информантах; познакомиться с критериями оценки цвето-звукового эксперимента; оформить свое исследование в виде документа; записать комментарий на сайте по результатам эксперимента и сравнению полученных данных с результатами эксперимента А.П.Журавлева; заполнить индивидуальный рефлексивный лист самооценки деятельности в первом этапе проекта; учителям- кураторам заполнить лист корректировки состава команд. Второй этап. «Я вижу звук» Цели этапа: Исследование звуко-цветовых соответствий в стихотворениях С. Есенина; развитие языковых навыков учащихся, образного и логическое мышления; воспитание культуры коллективного творчества. На этом этапе участникам проекта предлагается :выбрать для цвето-звукового анализа стихотворение С.Есенина об осени, познакомиться с критериями оценки исследования стихотворения; провести исследование цвето-звукового состава стихотворения по предложенной форме, заполнить индивидуальный рефлексивный лист; учитель-куратор заполняет лист корректировки состава команд на втором этапе. Третий этап. «Цвето-звуковая лаборатория». Цели этапа: Воспитывать интерес к поэзии, образному слову; Развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического произведения, Создавать условия для формирования творческих способностей учащихся через использование различных сетевых программ. На этом этапе учащимся предлагается : познакомиться с критериями оценки аудиофайла; используя телефон или другие записывающие устройства и программы (например, программу ЗВУКОЗАПИСЬ в СТАНДАРТНЫХ ПРОГРАММАХ компьютера) сделать звукозапись выразительного чтения стихотворения Сергея Есенина, которое группа анализировала на предыдущем этапе проекта; познакомиться с критериями оценки он-лайн открытки( плейкаста, видеофильма) ; выбрать вариант оформления представления( презентация, плейкаст, он-лайн открытка или фильм) и , учитывая цвет стихотворения, создать визуализацию-открытку данного стихотворения.; обсудить с командой результаты работы и написать комментарий от группы под ,ответив на следующие вопросы: Интересно ли было работать над этапом, какие трудности испытывали члены команды и как их удалось( или не удалось) преодолеть, слаженно ли работала команда, какие задания вызвали затруднения, удовлетворил ли команду полученный результат, какую оценку за работу поставила бы себе группа. Учитель-куратор заполняет старт-лист с корректировкой состава команды по 3 этапу проекта. Четвертый этап. «С юбилеем, Сергей Есенин» . Цели этапа: Воспитывать интерес к поэзии, образному слову; Развивать и совершенствовать речь, учить формулированию толкования слова. Создавать условия для формирования творческих способностей и креативного мышления учащихся . На этом этапе учащимся предлагается: познакомиться с критериями оценки он-лайн кроссворд; разработатьинтерактивный он-лайн кроссворд по теме "Сергей Есенин" из 10-15 слов (группы, работающие с учителем английского языка, составляют кроссворд на английском языке (простые вопросы) из 5-6 слов. Создать стихотворение «В подражание С.Есенина» или «С днем рождения, Сергей Есенин» и задействовать данное стихотворение в фотоинсталляции. Познакомиться с критериями оценки стихотворения и фотоинсталляции. Заполнить стикер – рефлексию на он-лайн поле на сайте проекта, написав коллективный синквейн. Учитель куратор заполняет старт-лист корректировки состава команд по 4 этапу проекта. Этап заключительный. Рефлексивно – итоговый. Рефлексия участников. Рефлексия руководителей. Итоговое оценивание продуктов проектной деятельности. Подведение итогов и награждение команд грамотами или сертификатами. Подводятся итоги проекта, подсчитываются баллы, выводятся команды-победители. По итогам всем участникам раздаются наградные документы( сертификаты участия, дипломы победителям). |
Материалы для дифференцированного обучения |
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик) | В работе над проектом ученики выполняют доступные для себя, четко определенные задачи на основе продуманного алгоритма действий. Они имеют возможность воспользоваться «Инструкциями» проекта, помощью других участников команды, проконсультироваться с координатором, выполнить задание и почувствовать свою значимость в общем деле и успешность. Многие задания предполагают вариативность выполнения с учетом возможностей учеников. |
Ученик, для которого язык преподавания не родной | Поскольку одна из групп работает с учителем английского языка, то задания выполняются на английском языке. Для данной группы прописаны отдельные критерии оценки каждого задания. |
Одаренный ученик | Отдельные вопросы, рассматриваемые в проекте, выходят за рамки школьной программы. Некоторые из них позволяют учащимся провести исследование достаточно глубоко, проявив навыки критического и системного мышления, провести более глубокие исследования, расширяя поле деятельности проекта. |
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта |
Технологии — оборудование | Фотоаппарат, компьютер(ы), принтер, видеокамера (или сотовый телефон с камерой), проекционная система, Интернет |
Технологии — программное обеспечение | Веб-браузер, программы электронной почты, программы обработки изображений, Google – документы (тексты, электронные таблицы, презентации), текстовые редакторы, сервисы learningapps.org, файлообменники, playcast.ru , Movie maker, сервис по созданию он-лайн кроссвордов. |
Материалы на печатной основе | Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. – М., 1998 г. Новожилова Н.В. Использование Интернет – технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся. // Завуч. – 2003. – №8. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000. |
Интернет-ресурсы | http://ylka77.wix.com/proekt площадка сетевого проекта «Я слышу цвет ,я вижу звук» https://docs.google.com/presentation/d/1lgdhjsNmE2mXyoCxvG7WXkHg_Yb6lQllwTyHMz_IO5I/pub?start=false&loop=false&delayms=3000 стартовая презентация https://docs.google.com/spreadsheets/d/1qQH3WFfqEA3MuyM4nn87gV0yKskY0ejAj9R8LOCJgQs/pubhtml маршрутная таблица продвижения команд по проекту https://docs.google.com/spreadsheets/d/1NimYWsOhhXKDhsgqmPZAeH8unseWFigyr2w75-Bdo5g/pubhtml сводная ведомость корректировки состава всех команд по всем этапам https://docs.google.com/forms/d/1IzYE-Mm2jEX0OwZXodQOHGtJyZsSkOT0TXfWiC64_yM/viewform старт- лист « Корректировка состава команд» http://evartist.narod.ru/text14/126.htm А.П.Журавлев « ЗНАЧЕНИЕ И ЗВУЧАНИЕ» https://docs.google.com/forms/d/1ZOhsEvl3G3XQILgtEKDMVxRyaQDHGn4tK1EW-mUC-O0/viewform Индивидуальный рефлексивный лист после первого этапа проекта https://docs.google.com/forms/d/12FgGl5AIXB6dGfYPk6ccLZnZj_V6krgzjthB9o7ZWMk/viewform Индивидуальный рефлексивный лист после второго этапа проекта http://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=Ef3raDV5HZU видеоинструкция «Как создать плейкаст» http://www.youtube.com/watch?v=hPJuQNBR0qE видеоинструкция «Как создать он-лайн открытку» http://www.youtube.com/watch?v=jFHX8utQRI0 видеоинструкция «Как создать слайд – шоу в программе Movie maker» http://puzzlecup.com/crossword-ru/ редактор для создания он-лайн кроссвордов http://LearningApps.org/watch?v=p98c2vfrc01 он-лайн доска для стикер-рефлексии https://docs.google.com/forms/d/1dkyvNwwXzmasx9g_CWZdmyrsXZeWOXhCf6jVUEt1_gU/viewform итоговая рефлексия http://www.calameo.com/read/000326010caf68e5fe2c9 итоговая презентация |