kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мероприятие по технологии "перевернутый класс" на тему "Образ зимы в творчестве русских поэтов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать для внеклассного мероприятия по литературе, особенно актуально это будет в зимний период.

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие по технологии "перевернутый класс" на тему "Образ зимы в творчестве русских поэтов"»

Перевернутый класс

Урок начинается с видео с зимними пейзажами.

-Да, сегодня мы начинаем читать и понимать стихи о зиме, потому что она стала полноправной хозяйкой в природе.

-Люди пытаются изображать зимнюю природу по-разному. Композиторы «рисуют» её с помощью звуков. Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты - с помощью слов, используя разнообразные литературные приемы. Зимняя природа побуждает людей творить. Она привлекает и манит.

- Но только ли положительные эмоции вызывает в людях зима?

-Любите ли вы сами зиму?

-Мы сегодня постараемся с вами представить зимнюю красоту природы, услышать её звуки.

-Как вы думаете, а всякий ли человек может писать о природе? (нет)

- А каким должен быть этот человек? (наблюдательным, который любит природу, умеет видеть прекрасное, умеет её понимать).

- Рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека могут представители разных направлений искусства, но прежде всего поэзия. Поэт – волшебник, художник слова.

- Как узнать, любят ли поэты зиму, произведения которых мы будем читать?

- Какие чувства, эмоции испытывают они к зиме?

- Нас ждёт встреча с таким мастерами слова - великими русскими поэтами - Сергеем Александровичем Есениным, Борисом Леонидовичем Пастернаком.



Давайте посмотрим, какими чувствами, мыслями с нами хочет поделиться Есенин. Стихотворение " Поет зима - аукает…." поэт написал в 15 лет.

- Послушайте стихотворение с закрытыми глазами и постарайтесь увидеть картины, которые рисует нам автор.

АУДИО СО СТИХОТВОРЕНИЕМ «ПОЕТ ЗИМА - АУКАЕТ»

- Что вы увидели «внутренним взором»?
- Какое настроение у вас вызвало стихотворение?

(Учащиеся делятся своими ощущениями, описывают увиденные картины, а учитель записывает эти ощущения на доске)

- А теперь разберемся, что же в тексте помогает передавать данные ощущения?

(Исследовательская работа учащихся по 4 группам со средствами выразительности) Каждая группа разбирает отдельную строфу.

-Вспомним средства выразительности. (раздать карточки с определениями, учащиеся вписывают нужное средство выразительности)+ раздаются листы с текстом стихотворения

– Сопоставление одного явление или предмета с другим.(Сравнение).
- Образное определение, выражающее сущность предмета или явления, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения. (Эпитет).
- Специальный подбор звуков для создания определённой картины, более точного изображения художественного образа. (Звукопись, аллитерация).
– Воплощение чего-нибудь в образе живого существа. (Олицетворение).
- Перенесение свойств одного предмета на другой. (Метафора).

(После анализа каждая группа зачитывает свою работу, после чего происходит общее обсуждение, в ходе которого учащиеся вместе определяют основную мысль этого произведения) Красота природы, разнообразие характера зимы

А сейчас давайте прослушаем стихотворение Бориса Пастернака «Снег идет»

АУДИО СО СТИХОТВОРЕНИЕМ «СНЕГ ИДЕТ»

снег идет

Борис Пастернак

Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Снег идет, и всё в смятенье,
Всё пускается в полет, -
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься - и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и всё в смятенье:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.

- Устно нарисуйте образы произведения, какими красками передадите содержание стихотворения, чувства, выраженные поэтом.(ответы учащихся

- А сейчас мы проведем исследовательскую работу, разбившись на группы. Каждая группа получит свою тему для исследования.

1 группа. Ключевые слова, образы, символы стихотворения «Снег идет»

2 группа. Образ лирического героя в стихотворении

3 группа. Прием цветописи, звукописи в стихотворении

4 группа. Средства выразительности в стихотворении

(После анализа каждая группа зачитывает свою работу, потом учащиеся вместе заполняют модель этого произведения по заданному плану)

Модель стихотворения Б. Пастернака «Снег идет»

Тема стихотворения____________________________________________________________________________________________________________________



Каковы символы, образы в стихотворении?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что звуковая организация придает произведению?___________________________________________________________________________________________________________________

Каково место лирического героя в произведении?___________________________________________________________________________________________________________________

Какая проблема стоит в центре произведения?___________________________________________________________________________________________________________________

(Возвращение к вопросам начала занятия и ответы на эти вопросы)

- Как узнать, любят ли поэты зиму, произведения которых мы будем читать?

- Какие чувства, эмоции испытывают они к зиме?

-Вы, на протяжении всего урока вели большую исследовательскую работу, как самые настоящие литературоведы.











































Приложения







«Поет зима – аукает»

Сергей Есенин

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.


А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.


Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.


И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.






«Поет зима – аукает»

Сергей Есенин

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.


А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.


Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.


И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

















СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

– Сопоставление одного явление или предмета с другим.( ).
- Образное определение, выражающее сущность предмета или явления, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения. ( ).
- Специальный подбор звуков для создания определённой картины, более точного изображения художественного образа. ( ).
– Воплощение чего-нибудь в образе живого существа. ( ).
- Перенесение свойств одного предмета на другой. ( ).


СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

– Сопоставление одного явление или предмета с другим.( ).
- Образное определение, выражающее сущность предмета или явления, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения. ( ).
- Специальный подбор звуков для создания определённой картины, более точного изображения художественного образа. ( ).
– Воплощение чего-нибудь в образе живого существа. ( ).
- Перенесение свойств одного предмета на другой. ( ).


СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

– Сопоставление одного явление или предмета с другим.( ).
- Образное определение, выражающее сущность предмета или явления, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения. ( ).
- Специальный подбор звуков для создания определённой картины, более точного изображения художественного образа. ( ).
– Воплощение чего-нибудь в образе живого существа. ( ).
- Перенесение свойств одного предмета на другой. ( ).


СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

– Сопоставление одного явление или предмета с другим.( ).
- Образное определение, выражающее сущность предмета или явления, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения. ( ).
- Специальный подбор звуков для создания определённой картины, более точного изображения художественного образа. ( ).
– Воплощение чего-нибудь в образе живого существа. ( ).
- Перенесение свойств одного предмета на другой. ( ).










снег идет

Борис Пастернак

Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Снег идет, и всё в смятенье,
Всё пускается в полет, -
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься - и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и всё в смятенье:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.


снег идет

Борис Пастернак

Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Снег идет, и всё в смятенье,
Всё пускается в полет, -
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься - и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и всё в смятенье:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.












Модель стихотворения Б. Пастернака «Снег идет»

Тема стихотворения__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Каковы символы, образы в стихотворении?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что звуковая организация придает произведению?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каково место лирического героя в произведении?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какая проблема стоит в центре произведения?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



















6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Неподоба Юлия Сергеевна

Дата: 05.07.2020

Номер свидетельства: 554488

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства