Просмотр содержимого документа
«Мероприятие по технологии "перевернутый класс" на тему "Образ зимы в творчестве русских поэтов"»
Перевернутый класс
Урок начинается с видео с зимними пейзажами.
-Да, сегодня мы начинаем читать и понимать стихи о зиме, потому что она стала полноправной хозяйкой в природе.
-Люди пытаются изображать зимнюю природу по-разному. Композиторы «рисуют» её с помощью звуков. Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты - с помощью слов, используя разнообразные литературные приемы. Зимняя природа побуждает людей творить. Она привлекает и манит.
- Но только ли положительные эмоции вызывает в людях зима?
-Любите ли вы сами зиму?
-Мы сегодня постараемся с вами представить зимнюю красоту природы, услышать её звуки.
-Как вы думаете, а всякий ли человек может писать о природе? (нет)
- А каким должен быть этот человек? (наблюдательным, который любит природу, умеет видеть прекрасное, умеет её понимать).
- Рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека могут представители разных направлений искусства, но прежде всего поэзия. Поэт – волшебник, художник слова.
- Как узнать, любят ли поэты зиму, произведения которых мы будем читать?
- Какие чувства, эмоции испытывают они к зиме?
- Нас ждёт встреча с таким мастерами слова - великими русскими поэтами - Сергеем Александровичем Есениным, Борисом Леонидовичем Пастернаком.
Давайте посмотрим, какими чувствами, мыслями с нами хочет поделиться Есенин. Стихотворение " Поет зима - аукает…." поэт написал в 15 лет.
- Послушайте стихотворение с закрытыми глазами и постарайтесь увидеть картины, которые рисует нам автор.
АУДИО СО СТИХОТВОРЕНИЕМ «ПОЕТ ЗИМА - АУКАЕТ»
- Что вы увидели «внутренним взором»? - Какое настроение у вас вызвало стихотворение?
(Учащиеся делятся своими ощущениями, описывают увиденные картины, а учитель записывает эти ощущения на доске)
- А теперь разберемся, что же в тексте помогает передавать данные ощущения?
(Исследовательская работа учащихся по 4 группам со средствами выразительности) Каждая группа разбирает отдельную строфу.
-Вспомним средства выразительности. (раздать карточки с определениями, учащиеся вписывают нужное средство выразительности)+ раздаются листы с текстом стихотворения
– Сопоставление одного явление или предмета с другим.(Сравнение). - Образное определение, выражающее сущность предмета или явления, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения. (Эпитет). - Специальный подбор звуков для создания определённой картины, более точного изображения художественного образа. (Звукопись, аллитерация). – Воплощение чего-нибудь в образе живого существа. (Олицетворение). - Перенесение свойств одного предмета на другой. (Метафора).
(После анализа каждая группа зачитывает свою работу, после чего происходит общее обсуждение, в ходе которого учащиеся вместе определяют основную мысль этого произведения) Красота природы, разнообразие характера зимы
А сейчас давайте прослушаем стихотворение Бориса Пастернака «Снег идет»
АУДИО СО СТИХОТВОРЕНИЕМ «СНЕГ ИДЕТ»
снег идет
Борис Пастернак
Снег идет, снег идет. К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплет. Снег идет, и всё в смятенье, Всё пускается в полет, - Черной лестницы ступени, Перекрестка поворот. Снег идет, снег идет, Словно падают не хлопья, А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод. Словно с видом чудака, С верхней лестничной площадки, Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака. Потому что жизнь не ждет. Не оглянешься - и святки. Только промежуток краткий, Смотришь, там и новый год. Снег идет, густой-густой. В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с ленью той Или с той же быстротой, Может быть, проходит время? Может быть, за годом год Следуют, как снег идет, Или как слова в поэме? Снег идет, снег идет, Снег идет, и всё в смятенье: Убеленный пешеход, Удивленные растенья, Перекрестка поворот.
Каковы символы, образы в стихотворении?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что звуковая организация придает произведению?___________________________________________________________________________________________________________________
Каково место лирического героя в произведении?___________________________________________________________________________________________________________________
Какая проблема стоит в центре произведения?___________________________________________________________________________________________________________________
(Возвращение к вопросам начала занятия и ответы на эти вопросы)
- Как узнать, любят ли поэты зиму, произведения которых мы будем читать?
- Какие чувства, эмоции испытывают они к зиме?
-Вы, на протяжении всего урока вели большую исследовательскую работу, как самые настоящие литературоведы.
Приложения
«Поет зима – аукает»
Сергей Есенин
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
«Поет зима – аукает»
Сергей Есенин
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
– Сопоставление одного явление или предмета с другим.( ). - Образное определение, выражающее сущность предмета или явления, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения. ( ). - Специальный подбор звуков для создания определённой картины, более точного изображения художественного образа. ( ). – Воплощение чего-нибудь в образе живого существа. ( ). - Перенесение свойств одного предмета на другой. ( ).
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
– Сопоставление одного явление или предмета с другим.( ). - Образное определение, выражающее сущность предмета или явления, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения. ( ). - Специальный подбор звуков для создания определённой картины, более точного изображения художественного образа. ( ). – Воплощение чего-нибудь в образе живого существа. ( ). - Перенесение свойств одного предмета на другой. ( ).
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
– Сопоставление одного явление или предмета с другим.( ). - Образное определение, выражающее сущность предмета или явления, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения. ( ). - Специальный подбор звуков для создания определённой картины, более точного изображения художественного образа. ( ). – Воплощение чего-нибудь в образе живого существа. ( ). - Перенесение свойств одного предмета на другой. ( ).
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
– Сопоставление одного явление или предмета с другим.( ). - Образное определение, выражающее сущность предмета или явления, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения. ( ). - Специальный подбор звуков для создания определённой картины, более точного изображения художественного образа. ( ). – Воплощение чего-нибудь в образе живого существа. ( ). - Перенесение свойств одного предмета на другой. ( ).
снег идет
Борис Пастернак
Снег идет, снег идет. К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплет. Снег идет, и всё в смятенье, Всё пускается в полет, - Черной лестницы ступени, Перекрестка поворот. Снег идет, снег идет, Словно падают не хлопья, А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод. Словно с видом чудака, С верхней лестничной площадки, Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака. Потому что жизнь не ждет. Не оглянешься - и святки. Только промежуток краткий, Смотришь, там и новый год. Снег идет, густой-густой. В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с ленью той Или с той же быстротой, Может быть, проходит время? Может быть, за годом год Следуют, как снег идет, Или как слова в поэме? Снег идет, снег идет, Снег идет, и всё в смятенье: Убеленный пешеход, Удивленные растенья, Перекрестка поворот.
снег идет
Борис Пастернак
Снег идет, снег идет. К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплет. Снег идет, и всё в смятенье, Всё пускается в полет, - Черной лестницы ступени, Перекрестка поворот. Снег идет, снег идет, Словно падают не хлопья, А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод. Словно с видом чудака, С верхней лестничной площадки, Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака. Потому что жизнь не ждет. Не оглянешься - и святки. Только промежуток краткий, Смотришь, там и новый год. Снег идет, густой-густой. В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с ленью той Или с той же быстротой, Может быть, проходит время? Может быть, за годом год Следуют, как снег идет, Или как слова в поэме? Снег идет, снег идет, Снег идет, и всё в смятенье: Убеленный пешеход, Удивленные растенья, Перекрестка поворот.
Каковы символы, образы в стихотворении?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что звуковая организация придает произведению?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каково место лирического героя в произведении?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какая проблема стоит в центре произведения?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________