Подготовительно-организационный Основной Теоретическая часть Практическая часть Заключительный Представление выполненных работ
| Цели: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии развития критического мышления на уроках литературы в старших классах; познакомить участников мастер – класса с технологией развития критического мышления «Фишбоун». Задачи: показать применение данной технологии на уроках литературы в старших классах (на примере изучения романа Л.Н.Толстого «Война и Мир»); научить видеть проблему, определять гипотезы, работать над поисками аргументов, умением делать вывод; создание условий для профессионального общения и стимулирования роста творческого потенциала педагогов; распространение педагогического опыта; выстраивание диалога. Вступительное слово мастера: -Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе по теме: «Применение технологий развития критического мышления как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках литературы в старших классах. Прием «Фишбоун». Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное, принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны проведённой работой. - Сегодня мы будем работать в группах. Я попрошу поднять руки тех, кто родился зимой, летом, осенью, весной. -Я предлагаю нам с Вами усилить энергетический баланс и настроиться на работу с помощью одного простого движения: с силой потереть одну ладонь о другую несколько раз и улыбнуться.
Слово мастера: -Наше общение мне бы хотелось начать словами В.А.Сухомлинского: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Именно поэтому современный педагог должен построить свой урок так, чтобы ученику было интересно учиться. (Слайд 2) -Главные цели современного урока литературы состоят в том, чтобы учащиеся не просто овладели знаниями и умениями согласно требованиям программ, а смогли прикоснуться к удивительному слову Мастера, чтобы нашли какие-то нравственные ориентиры для себя, для своего собственного жизненного пути и смогли применить свои знания в дальнейшей практической жизни. Эти требования предъявляются ко всем урокам литературы, но всё-таки особенно важны и актуальны они для уроков в старших классах. Важнейшими средствами для достижения данных целей обучения являются: - использование разнообразных форм и методов организации учебной работы, позволяющих раскрыть субъективный характер деятельности уч-ся; -создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе группы, класса; -стимулирование учащихся к высказываниям, использование различных способов выполнения задания без боязни ошибиться; -создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять самостоятельность, избирательность в способах работы; -создание обстановки для естественного самовыражения ученика. (Слайд 3) -В выборе путей педагогических средств важно опираться на их сотрудничество. Результатом объединения этих средств является системно-деятельностный подход, который нацелен на формирование у учащихся системы знаний по предмету, причем новые знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. (Слайд 4) Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственного поиска, необходимо организовать этот поиск, управлять, развивать их познавательную деятельность. -Системно - деятельностный подход предполагает много принципов и методов работы. (Слайд 4) -Мне бы хотелось поделиться с Вами теми формами работы, которые я считаю в своей практике очень продуктивными. -Мною активно используются нетрадиционные методы и формы обучения. Это и нетрадиционные уроки: семинар, Урок-мастерская, Урок-портрет, Урок-суд (Слайд 5), и активные методы и приемы обучения: опорные схемы, игровые моменты, интригующее анонсирование темы, сравнение и аналогия, использование музыки и других эстетических средств художественного воздействия. (Слайд 6) - Современный урок литературы немыслим, на мой взгляд, без приемов технологии развития критического мышления. -Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. (Слайд 7) Их достаточно много: 1. Инсерт 2. Кластер 3. Синквейн 4. Фишбоун 5. Ключевые слова 6. Ассоциативные ряды 7. Перекрестная дискуссия 8. Письменная рефлексия 9. Аналитическая беседа (Слайд 8) -Я остановлюсь на тех, которые активно использую на своих уроках, которые усвоены учащимися. -Всем известно, что в старших классах объем литературного материала велик. Применение этих методов очень выгодно, так как дети сами прорабатывают материал, работают с текстом, составляют опорные схемы и затем наглядно видят все необходимое. Процесс этот интересный и увлекательный. Но самое главное, прорабатывая материал самостоятельно или под ненавязчивым руководством учителя, школьники лучше усваивают его в отличие от лекционного материала, данного под запись и выученного. На слайде активно используемые мною приемы подчеркнуты. (Слайд 8) -На своих столах Вы можете видеть некоторые варианты рабочих карточек, примеры работ учащихся 10 класса. (Приложение1) -Я хочу поделиться с вами опытом работы с приемом «Фишбоун». (Слайд 9) В переводе с англ.: «рыба-скелет» -это схема, в которой отражается весь материал в определённом порядке. Прием направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Дает возможность: организовать работу учащихся в парах или группах; развивать критическое мышление; визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями; ранжировать факторы по степени их значимости изучить и охватить достаточно большой материал -Что же из себя представляет схема «Фишбоун» ?(Слайд 10) -Попробуем составить схему «Фишбоун» по роману Л.Толстого «Война и Мир». -О ком автор писал эти строки? (Слайд 11) -«Не удалась развязка театрального представления…», - далее пишет автор. Как данные слова характеризуют образ Наполеона и отношение к нему автора? (Слайд12) -Так почему же, несмотря на то, что историки считают Наполеона великим стратегом, Л.Толстой развенчивает этот образ? Мы сформулировали проблемный вопрос, который мы поставим перед собой. -У Вас на столах есть раздаточный материал с готовой схемой, проблемный вопрос в «голове» скелета уже напечатан. ( Слайд 13) -Чтобы Вам было проще работать с текстом, все необходимые выборки и из романа для работы по образу я вам уже подготовила -Итак: в голове «рыбы» поставлен проблемный вопрос; верхние косточки-факты, нижние – следствия, и в конечном итоге мы должны ответить на проблемный вопрос и ответ записать в «хвост рыбы». -Посмотрите на схему, которая у Вас получилась. Что мы запишем в «хвосте рыбы»? -Автор романа «Война и мир» Л. Н. Толстой развенчал образ Наполеона через восприятие его другими героями романа, через подачу своего собственного мнения, через реплики самого героя. Л.Н.Толстой был против любых форм насилия и зла, и Наполеон, несущий своей войной это горе, для писателя не может быть великим, даже несмотря на то, что как полководец французский император был велик. Заключительное слово мастера: -Уважаемы коллеги! Наш мастер-класс подошел к своему финалу. Мне было очень приятно с Вами работать. Хочется надеяться, что материал, полученный сегодня, будет использоваться Вами в работе. - Предлагаю оценить нашу работу.
-Понравился Мастер – класс; буду, применять упражнение «Фишбоун» в своей работе - покажите карточку красного цвета. - Неплохо было, но о том, буду ли я применять среди учащихся упражнение «Фишбоун», не знаю - покажите мне карточку желтого цвета. - Ничего не поняла по теме, было скучно, тоскливо - покажите карточку синего цвета. - Закончить свой мастер-класс я бы хотела словами С. Соловейчика: «Учитель - это ученик, навсегда вызванный к доске». Обучая других – учитесь сами. (Слайд 14) Спасибо за работу!
. | Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию. Участники делятся на группы. Участники выполняют упражнение. Работа с ИКТ Работа с ИКТ, схемой. Выводится слайд, участники отвечают, затем выводятся фото Наполеона и кадр из фильма С.Бондарчука 1965 года. Ответы участников: мастер подводит к выводу: писатель с тонкой иронией, иногда переходящей в сарказм, разоблачает претензии Наполеона на мировое господство, его постоянное позирование для истории, его актерство. Император всё время играл, в его поведении и в его словах не было ничего простого и естественного. Работа с индивидуальным раздаточным материалом: схема (Приложение 2 ) (Приложение 3) Участники работают со схемой. В ходе работы участники заполняют схему с помощью наводящих вопросов мастера (Приложение 4 ) Участники записывают вывод в «хвосте рыбы». (Приложение 4) Организуется обмен мнениями присутствующих, дается оценка происходящему Обращается внимание на карточки трех цветов по количеству участников Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе Заключительный слайд |