3
Чернышов Николай Иванович,
учитель русского языка и литературы МАОУ «Ленская СОШ»
Кунгурский район Пермский край
Новые образовательные стандарты не дают учителю реального методического инструмента. Они только устанавливают определенные рамки, некую идеологию действий.
К сожалению, изучение литературы и сегодня зачастую сводится лишь к анализу художественных особенностей произведений. Но современному школьнику порой сложно бывает разобраться в том, какие ценности для себя выбирать, кому верить.
Использование метапредметной технологии на уроке литературы дает возможность, разбирая художественное произведение, говорить не только о метафорах, но и об ответственности, о совести, о свободе выбора, о настоящей любви, о смысле жизни, то есть напрямую вести работу по формированию мировоззрения учащихся.
В качестве метапредметного результата обучения правильнее рассматривать уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах.
Поэтому метапредметное обучение - это реальная возможность повысить качество образования. И действительно: после внедрения метапредметных технологий в обычной школе часть детей, которые плохо усваивали материал, вдруг начинают хорошо учиться. И родители благодарны школе, что побуждает их детей мыслить.
Данный мастер-класс – своеобразный «вызов» традиционной педагогике.
Цель его - показать некоторые методические приёмы метапредметности на уроках литературы.
МАСТЕР – КЛАСС
Метапредметность: новый уровень профессионализма педагога
Слайд 1. МАСТЕР – КЛАСС. Приложение 1
Физкультминутка
(здоровьесберегающие технологии)
Слова | Действия |
Метапредметное обучение в наши – то годы? | Взявшись за голову, покачали головой |
Метапредметность. А что это такое? | Пожимаем плечами |
А кто знает что такое метапредметность? | Повернули голову назад, направо, налево. |
А пробовали писать конспект метапредметного урока? | Встряхнули правой рукой. |
А видели ли метапредметные уроки? | Покачали головой. |
А есть у кого – то желание узнать больше о метапредметном уроке? | Поднять руку. |
Возьмёмся за дело! | Потёрли руки. Хлопок в ладоши! |
Я… представляю мастер–класс, где постараюсь показать некоторые методические приёмы метапредметности на уроках литературы, вместе с вами мы бросим «вызов» традиционной педагогике.
Слайд 2. Как Вы думаете: что общего между беспорядком в кладовОй, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?
Слайд 3. Ответ на вопрос дает великий русский педагог К. Д. Ушинский: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».
Сам того, не подозревая, в 19 веке Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в условиях реализации ФГОС.
Слайд 4. «Ибо узкая специализация – идиотизация.» (Б. Шоу)
Профессионалы 21-го века – это специалисты самого широкого профиля. Отсюда любой педагог–предметник должен быть прежде всего хотя бы немножко полипредметником (метапредметником).
Слайд 5. Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?
Слайд 6. Теме нашего разговора созвучно стихотворение французского писателя (1915-1997). Клода Руа (наст. фам. Орлан). Перевод Михаила Яснова.
Если ветер, если ветер
В голове ученика,
Что ни утро, что ни вечер –
Он взлетает в облака.
Удержи его, пожалуй...
Вечно нужен глаз да глаз:
В небесах гарцует малый –
Возврати такого в класс!
С ним забот - ну просто бездна!
Весь его летучий вид
Говорит: "Сейчас исчезну!.."
Тут он! Там! Сидит! Летит!
Вот была б такая скрепка
Или специальный клей,
Чтоб они держали крепко
Улетающих детей!
Думаю, с этими проблемами сталкиваются все! На мой взгляд, чудодейственной скрепкой или клеем является освоение и внедрение в процесс преподавания метапредметности.
Слайд 7. Метапредметный подход – понятие, вызвавшее вначале страх у меня как учителя-стажиста. Но, окунувшись в теорию вопроса, оказалось, что элементы метапредметных технологий использовались нами и раньше. В центре внимания сегодня - СПОСОБ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, который отрабатывается, используя возможности предметной области.
Слайд 8. Использование метапредметной технологии на уроке литературы дает возможность, разбирая художественное произведение, выделять основные понятия
– Примеры метапредметных категорий могут быть парными.
Предлагаю в группах дописать парную категорию. Приложение 2.
- пространство и время;
- порядок и хаос;
- война и мир;
- зло и добро;
- позиция и роль;
- разум и чувство;
- покой и движение;
- трагическое и комическое.
Слайд 9. Самопроверка.
Слайд 10 . Данный приём был использован на вводном уроке при изучении романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Также был реализован метапредмет «Знак» - способность схематизации, разные графические изображения
Слайд 11. Метапредмет «Проблема»
- освоение техники анализа, умение организовывать и вести диалог, развитие способности проблематизации, целеполагания и др.
- Я предлагаю вам сформулировать тему урока по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание», используя высказывания о Раскольникове, материалы СМИ. Приложение 3.
Слайд 12. В понимании метапредметности приоритетным является формирование «личностного знания». Немаловажную роль играет диалог учителя и ученика как равных собеседников, диалог ученика с учеником, внутренний диалог ученика с самим собой, диалог ученика с автором, героем литературного произведения, литературным критиком. Пример с Маниловым:
Слайд 13. Содержательный аспект метапредметного обучения не ограничен рамками лишь одного художественного произведения.
Только единство жизненных впечатлений и художественных ассоциаций, учет многопредметных знаний учеником могут стимулировать его познавательный интерес.
Пример (микрофон)
1. Послушайте песню "Вечерний звон". Приложение 4.
- Какие чувства вызывает у Вас эта песня?
- Какие образы встают перед мысленным взором?
Слайд 14
2. Рассмотрите репродукцию картины Левитана И. И. "Вечерний звон". Приложение 5.
- Что связывает картину и песню?
- Такой ли образ Вы представляли себе при прослушивании песни? Объясните своё мнение.
Слайд 15
3. Прочитайте стихотворение Я. Полонского "Вечерний звон". Приложение 6.
- Почему именно это стихотворение нашло своё отражение в живописи и музыке?
- Подумайте, есть ли общее в этих произведениях искусства? Что именно?
- Возможно ли вообще сопоставление разных видов искусства?
- Какой вид искусства лично Вам ближе?
Напишите сочинение на тему "Мои впечатления от "Вечернего звона"…" (или сформулируйте тему самостоятельно) или отразите свои впечатления в рисунке.
Слайд 16
На вопрос «как учить» ответ звучит абсурдно – никак. Не учить, а демонстрировать через:
- приемы использования резервов мозга;
- приемы работы с информацией;
- предоставлять возможность учиться самим (в устной и письменной речи);
- научить самостоятельно переходить из пассивных речевых форм (чтение и слушание) в активные (говорение и письмо).
Слайд 17
Много определений метапредметности, но мне ближе всего:
- Метапредметность- раскрытие философских понятий средствами предмета с опорой на речемыслительную деятельность учащихся. Приложение 7.
Слайд 18
Метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, преобразуют сами учебные предметы и педагогический стиль, делая его более свободным и творческим, думаю, и как говорил гениальный Станиславский:
Тяжелое станет привычным,
привычное – легким,
легкое – красивым.
Слайд 19. Тест – проверь себя. Приложение 8.
Слайд 20. Рефлексия:
Закончился мастер – класс, но продолжается работа души, и мысли, …..и тела.
Я предлагаю Вам снова встать…..
Физкультминутка
(здоровьесберегающие технологии)
Слова | Действия |
Убедил ли я Вас в реальности применения метапредметности на уроках? | Поднять руку. |
Скажем метапредметности «да»? | Да |
Возьмёмся за дело? | Потёрли руки. |
Протянем друг другу руку помощи? | Взяться за руки. |
Порадуемся полипрофессиональному взаимодействию | Улыбнуться друг другу |