kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МАСТЕР – КЛАСС "Метапредметность: новый уровень профессионализма педагога"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный мастер-класс – своеобразный «вызов» традиционной педагогике.

Цель его - показать некоторые методические приёмы метапредметности на уроках литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс Метапредметность новый уровень профессионализма педагога»

3

Чернышов Николай Иванович,

учитель русского языка и литературы МАОУ «Ленская СОШ»

Кунгурский район Пермский край


Новые образовательные стандарты не дают учителю реального методического инструмента. Они только устанавливают определенные рамки, некую идеологию действий.

К сожалению, изучение литературы и сегодня зачастую сводится лишь к анализу художественных особенностей произведений. Но современному школьнику порой сложно бывает разобраться в том, какие ценности для себя выбирать, кому верить.

Использование метапредметной технологии на уроке литературы дает возможность, разбирая художественное произведение, говорить не только о метафорах, но и об ответственности, о совести, о свободе выбора, о настоящей любви, о смысле жизни, то есть напрямую вести работу по формированию мировоззрения учащихся.

В качестве метапредметного результата обучения правильнее рассматривать уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах.

Поэтому метапредметное обучение - это реальная возможность повысить качество образования. И действительно: после внедрения метапредметных технологий в обычной школе часть детей, которые плохо усваивали материал, вдруг начинают хорошо учиться. И родители благодарны школе, что побуждает их детей мыслить.

Данный мастер-класс – своеобразный «вызов» традиционной педагогике.

Цель его - показать некоторые методические приёмы метапредметности на уроках литературы.

МАСТЕР – КЛАСС

Метапредметность: новый уровень профессионализма педагога


Слайд 1. МАСТЕР – КЛАСС. Приложение 1

Физкультминутка

(здоровьесберегающие технологии)


Слова

Действия

Метапредметное обучение в наши – то годы?

Взявшись за голову, покачали головой

Метапредметность. А что это такое?

Пожимаем плечами

А кто знает что такое метапредметность?

Повернули голову назад, направо, налево.

А пробовали писать конспект метапредметного урока?

Встряхнули правой рукой.

А видели ли метапредметные уроки?

Покачали головой.

А есть у кого – то желание узнать больше о метапредметном уроке?

Поднять руку.

Возьмёмся за дело!

Потёрли руки. Хлопок в ладоши!

Я… представляю мастер–класс, где постараюсь показать некоторые методические приёмы метапредметности на уроках литературы, вместе с вами мы бросим «вызов» традиционной педагогике.


Слайд 2. Как Вы думаете: что общего между беспорядком в кладовОй, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?


Слайд 3. Ответ на вопрос дает великий русский педагог К. Д. Ушинский: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».

Сам того, не подозревая, в 19 веке Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в условиях реализации ФГОС.


Слайд 4. «Ибо узкая специализация – идиотизация.» (Б. Шоу)

Профессионалы 21-го века – это специалисты самого широкого профиля. Отсюда любой педагог–предметник должен быть прежде всего хотя бы немножко полипредметником (метапредметником).


Слайд 5. Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?


Слайд 6. Теме нашего разговора созвучно стихотворение французского писателя (1915-1997). Клода Руа (наст. фам. Орлан). Перевод Михаила Яснова.

Если ветер, если ветер

В голове ученика,

Что ни утро, что ни вечер –

Он взлетает в облака.

Удержи его, пожалуй...

Вечно нужен глаз да глаз:

В небесах гарцует малый –

Возврати такого в класс!

С ним забот - ну просто бездна!

Весь его летучий вид

Говорит: "Сейчас исчезну!.."

Тут он! Там! Сидит! Летит!

Вот была б такая скрепка

Или специальный клей,

Чтоб они держали крепко

Улетающих детей!


Думаю, с этими проблемами сталкиваются все! На мой взгляд, чудодейственной скрепкой или клеем является освоение и внедрение в процесс преподавания метапредметности.


Слайд 7. Метапредметный подход – понятие, вызвавшее вначале страх у меня как учителя-стажиста. Но, окунувшись в теорию вопроса, оказалось, что элементы метапредметных технологий использовались нами и раньше. В центре внимания сегодня - СПОСОБ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, который отрабатывается, используя возможности предметной области.


Слайд 8. Использование метапредметной технологии на уроке литературы дает возможность, разбирая художественное произведение, выделять основные понятия

Примеры метапредметных категорий могут быть парными.

Предлагаю в группах дописать парную категорию. Приложение 2.

- пространство и время;

- порядок и хаос;

- война и мир;

- зло и добро;

- позиция и роль;

- разум и чувство;

- покой и движение;

- трагическое и комическое.


Слайд 9. Самопроверка.


Слайд 10 . Данный приём был использован на вводном уроке при изучении романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Также был реализован метапредмет «Знак» - способность схематизации, разные графические изображения


Слайд 11. Метапредмет «Проблема»

- освоение техники анализа, умение организовывать и вести диалог, развитие способности проблематизации, целеполагания и др.

- Я предлагаю вам сформулировать тему урока по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание», используя высказывания о Раскольникове, материалы СМИ. Приложение 3.


Слайд 12. В понимании метапредметности приоритетным является формирование «личностного знания». Немаловажную роль играет диалог учителя и ученика как равных собеседников, диалог ученика с учеником, внутренний диалог ученика с самим собой, диалог ученика с автором, героем литературного произведения, литературным критиком. Пример с Маниловым:


Слайд 13. Содержательный аспект метапредметного обучения не ограничен рамками лишь одного художественного произведения.

Только единство жизненных впечатлений и художественных ассоциаций, учет многопредметных знаний учеником могут стимулировать его познавательный интерес.

Пример (микрофон)

1. Послушайте песню "Вечерний звон". Приложение 4.

- Какие чувства вызывает у Вас эта песня?

- Какие образы встают перед мысленным взором?


Слайд 14

2. Рассмотрите репродукцию картины Левитана И. И. "Вечерний звон". Приложение 5.

- Что связывает картину и песню?

- Такой ли образ Вы представляли себе при прослушивании песни? Объясните своё мнение.


Слайд 15

3. Прочитайте стихотворение Я. Полонского "Вечерний звон". Приложение 6.

- Почему именно это стихотворение нашло своё отражение в живописи и музыке?

- Подумайте, есть ли общее в этих произведениях искусства? Что именно?

- Возможно ли вообще сопоставление разных видов искусства?

- Какой вид искусства лично Вам ближе?

Напишите сочинение на тему "Мои впечатления от "Вечернего звона"…" (или сформулируйте тему самостоятельно) или отразите свои впечатления в рисунке.


Слайд 16

На вопрос «как учить» ответ звучит абсурдно – никак. Не учить, а демонстрировать через:

- приемы использования резервов мозга;

- приемы работы с информацией;

- предоставлять возможность учиться самим (в устной и письменной речи);

- научить самостоятельно переходить из пассивных речевых форм (чтение и слушание) в активные (говорение и письмо).


Слайд 17

Много определений метапредметности, но мне ближе всего:

- Метапредметность- раскрытие философских понятий средствами предмета с опорой на речемыслительную деятельность учащихся. Приложение 7.


Слайд 18

Метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, преобразуют сами учебные предметы и педагогический стиль, делая его более свободным и творческим, думаю, и как говорил гениальный Станиславский:

Тяжелое станет привычным,

привычное – легким,

легкое – красивым.


Слайд 19. Тест – проверь себя. Приложение 8.


Слайд 20. Рефлексия:

Закончился мастер – класс, но продолжается работа души, и мысли, …..и тела.

Я предлагаю Вам снова встать…..

Физкультминутка

(здоровьесберегающие технологии)


Слова

Действия

Убедил ли я Вас в реальности применения метапредметности на уроках?

Поднять руку.

Скажем метапредметности «да»?

Да

Возьмёмся за дело?

Потёрли руки.

Протянем друг другу руку помощи?

Взяться за руки.

Порадуемся полипрофессиональному взаимодействию

Улыбнуться друг другу


Просмотр содержимого документа
«Приложение 3»

Современные Раскольниковы

материал размещен 14 декабря 2012 г.


Проверка себя на моральную прочность толкнула литературного Раскольникова на преступление: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» С Василием В. из села Светлолобово все было гораздо проще: 16-летний подросток без душевных терзаний зарубил топором не одну старушку-процентщицу, а целую семью – и все из-за страсти к чужим деньгам.




Современные раскольниковы без идеи

Опубликовано 12 Марта 2012 г.


Жуткое преступление произошло в Казани в Международный женский день. Серийный убийца проник в квартиру 82-летней женщины и задушил ее поясом от халата. Денег он в квартире так и не нашел, они были хорошо спрятаны. Следствие предполагает, что это уже седьмая жертва преступника. Целый год маньяк держит в напряжении старушек одного из районов города.


Просмотр содержимого документа
«Приложение 6. Яков Полонский ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН»

Яков Полонский ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН


Вечерний звон... не жди рассвета;
Но и в туманах декабря
Порой мне шлет улыбку лета
Похолодевшая заря...

На все призывы без ответа
Уходишь ты, мой серый день!
Один закат не без привета...
И не без смысла - эта тень...

Вечерний звон - душа поэта,
Благослови ты этот звон...
Он не похож на крики света,
Спугнувшего мой лучший сон.

Вечерний звон... И в отдаленье,
Сквозь гул тревоги городской,
Ты мне пророчишь вдохновенье,
Или - могилу и покой.

Но жизнь и смерти призрак - миру
О чем-то вечном говорят,
И как ни громко пой ты,- лиру
Колокола перезвонят.

Без них, быть может, даже гений
Людьми забудется, как сон,-
И будет мир иных явлений,

Иных торжеств и похорон.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 7. Государство возникает потому»

Государство возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей.

Идеальное государство возникает как общество трех социальных групп. Этими группами являются правители - философы, стратеги - воины, задача которых стоять на страже безопасности государства, и производители-земледельцы, и ремесленники, которые обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей.

Эти три сословия соответствуют в принципе трем частям души, о которых уже упоминалось раньше. У философов преобладает разумная часть души, у воинов определяющей частью души является воля и благородная страсть, у ремесленников и земледельцев преобладают чувственность и влечения, которые должны, однако, быть управляемыми, умеренными.

Платон


Государство - это есть машина для поддержания господства одного класса над другим»

В. И. Ленин


Государство - это политическая организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

Учебник обществознания под ред. Л. Боголюбова


Над желтизной правительственных зданий

Кружилась долго мутная метель,

И правовед опять садится в сани,

Широким жестом запахнув шинель.

Зимуют пароходы. На припеке

Зажглось каюты толстое стекло.

Чудовищна — как броненосец в доке —

Россия отдыхает тяжело.

А над Невой — посольства полумира,

Адмиралтейство, солнце, тишина!

И государства жесткая порфира,

Как власяница грубая, бедна.

Тяжка обуза северного сноба —

Онегина старинная тоска;

На площади Сената — вал сугроба,

Дымок костра и холодок штыка.

Осип Мандельштам

Просмотр содержимого презентации
«Приложение 1. МАСТЕР – КЛАСС»

МАСТЕР – КЛАСС  Метапредметность:  новый уровень профессионализма педагога  Чернышов Н. И. МАОУ «Ленская СОШ» Февраль 2015 года

МАСТЕР – КЛАСС Метапредметность: новый уровень профессионализма педагога

Чернышов Н. И.

МАОУ «Ленская СОШ»

Февраль 2015 года

Метапредмет «Задача»

Метапредмет «Задача»

Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто. К. Д. Ушинский

Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто.

К. Д. Ушинский

Ибо узкая специализация – идиотизация.  Бернард Шоу 1856 г. – 1950 г.   ирландский драматург, философ и прозаик

Ибо узкая специализация – идиотизация.

Бернард Шоу

1856 г. – 1950 г.  

ирландский драматург, философ и прозаик

Французский писатель (1915-1997). Клода Руа (наст. фам. Орлан)

Французский писатель (1915-1997). Клода Руа (наст. фам. Орлан)

Метапредметные категории  пространство -     порядок -      зло -       позиция -     разум -      покой - комическое – война - 2

Метапредметные категории

  • пространство -
  • порядок -
  • зло -
  • позиция -
  • разум -
  • покой -
  • комическое –
  • война -

2

Метапредметные категории  пространство - время     порядок - хаос      зло - добро       позиция - роль     разум - чувство      покой - движение комическое – трагическое война - мир

Метапредметные категории

  • пространство - время
  • порядок - хаос
  • зло - добро
  • позиция - роль
  • разум - чувство
  • покой - движение
  • комическое – трагическое
  • война - мир

ВОЙНА И МИР Я  ДИСГАРМОНИЯ ГАРМОНИЯ СЕМЬЯ ОБЩЕСТВО БОРЬБА СОГЛАСИЕ НАЦИЯ, НАРОД СОЕДИНЕНИЕ РАЗЪЕДИНЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ОТСУТСТВИЕ ПОНИМАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЗАКОНОВ ЖИЗНИ ОСОЗНАНИЕ В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА

ВОЙНА

И

МИР

Я

ДИСГАРМОНИЯ

ГАРМОНИЯ

СЕМЬЯ

ОБЩЕСТВО

БОРЬБА

СОГЛАСИЕ

НАЦИЯ, НАРОД

СОЕДИНЕНИЕ

РАЗЪЕДИНЕНИЕ

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

ОТСУТСТВИЕ

ПОНИМАНИЯ

НРАВСТВЕННЫХ ЗАКОНОВ ЖИЗНИ

ОСОЗНАНИЕ В СЕБЕ

ЧЕЛОВЕКА

Метапредмет «Проблема» сформулировать тему урока по роману Ф.Достоевского «Преступление и наказание», используя  высказывания по Раскольникову, материалы СМИ. 3

Метапредмет «Проблема»

  • сформулировать тему урока по роману Ф.Достоевского «Преступление и наказание», используя высказывания по Раскольникову, материалы СМИ.

3

Личностное знание   Изучение поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»: В первую минуту разговора с ним, не можешь не сказать: «Какой приятный добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, А в третью скажешь: «Чёрт знаешь что такое!».

Личностное знание

Изучение поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»:

В первую минуту разговора с ним, не можешь не сказать: «Какой приятный добрый человек!»

В следующую за тем минуту ничего не скажешь,

А в третью скажешь: «Чёрт знаешь что такое!».

Многопредметные  знания  4

Многопредметные знания

4

Многопредметные знания  5  И.Левитан «Вечерний звон»

Многопредметные знания

5

И.Левитан «Вечерний звон»

Многопредметные знания стихотворение Я.Полонского «Вечерний звон»

Многопредметные знания

  • стихотворение Я.Полонского

«Вечерний звон»

Как учить?  Не учить, а демонстрировать через: - приемы использования резервов мозга; - приемы работы с информацией; - предоставлять возможность учиться самим (в устной и письменной речи); - научить самостоятельно переходить из пассивных речевых форм (чтение и слушание) в активные (говорение и письмо).

Как учить?

Не учить, а демонстрировать через:

- приемы использования резервов мозга;

- приемы работы с информацией;

- предоставлять возможность учиться самим (в устной и письменной речи);

- научить самостоятельно переходить из пассивных речевых форм (чтение и слушание) в активные (говорение и письмо).

Метапредметность - раскрытие философских понятий средствами предмета с опорой на речемыслительную деятельность учащихся. 6

Метапредметность - раскрытие философских понятий средствами предмета с опорой на речемыслительную деятельность учащихся.

6

Результат Тяжелое станет привычным, привычное – легким, легкое – красивым.  К.Станиславский

Результат

Тяжелое станет привычным,

привычное – легким,

легкое – красивым.

К.Станиславский

Проверь себя

Проверь себя

Закончился мастер – класс, но продолжается работа души, и мысли, …. и тела.

Закончился мастер – класс, но продолжается работа души, и мысли, ….

и тела.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
МАСТЕР – КЛАСС "Метапредметность: новый уровень профессионализма педагога"

Автор: Чернышов Николай Иванович

Дата: 11.12.2016

Номер свидетельства: 368390


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства