Мастер – класс
Анализ рассказа Е.И.Замятина «Правда истинная»
!!! раздать тексты рассказа без названия
Мобилизация
-Как вы знаете, в Федеральных Стандартах уделяется большое внимание текстам различного характера. Школьники должны понимать текст, уметь его интерпретировать. А зачем понимать текст? Насколько это важно? Нужно ли это в жизни?
-…
! ! !На слайде 2:
Обращение к адресату.
Отражение социального положения корреспондентов.
Рассказ о проблеме, которая волнует адресанта.
Стиль художественный с элементами разговорного.
Композиция строится на мысленном диалоге с адресатом.
Проявление авторского «Я».
Индивидуальные речевые особенности.
Может быть P.S.(постскриптум)
-Признаки чего вы видите на слайде? О каком жанре литературы пойдёт речь?
!!!Р а з д а т ь п р и з н а к и п и с ь м а
Эпистола (лат.) – послание
Эпистолярный жанр – один из лирических жанров в форме письма в прозе и поэзии.
! ! ! Слайд 3
«Во глубине сибирских руд…»А.С.Пушкина
«Письмо матери», «Письмо к женщине»С.А.Есенина»
«Бедные люди»Ф.М.Достоевского
«Письмо фининспектору о поэзии», «Письмо товарищу Кострову о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой из Парижа»В.В.Маяковского
«Письмо в ххх век»Р.Рождественского
«Письмо о том, как обустроить Россию»А.И.Солженицына
«Перед зеркалом»В.Каверина
«ZOO или письма не о любви»В.Шкловского.
-
-… ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ!!!
-Сегодня я предлагаю вам для анализа рассказ Е. Замятина, который представляет собой письмо.
Коммуникация
Чтение рассказа.
-…
!!!Какие цели вы поставили бы перед собой после прочтения рассказа?
-…
- Зачем люди пишут письма? Такой главный вопрос нашего урока.
Первичное восприятие.
Работа с названием.
- О чём это произведение?
-…
-Что можно сказать о стиле произведения? Какой из двух стилей, характерных для письма, преобладает?
Кто является адресатом?
-..
- Как бы вы его озаглавили?
-…
-Автор озаглавил его «Правда истинная». В самом названии есть плеоназм – сочетание близких по смыслу понятий. Правда и истина – это одно и тоже или нет?
Давайте поразмышляем, что такое правда и что такое истина?
Правда, -ы, ж. 1. то, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей. сказать правду. услышать правду о случившемся. правда глаза колет (посл.). 2. справедливость, честность, правое дело. искать правды. стоять за правду. п. на твоей стороне. счастье хорошо, а п. лучше (посл.). 3. то же, что правота (разг.). твоя п.
Истина, -ы, ж. 1. в философии: адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно. объективная и. стремление к истине. 2. то же, что правда (в 1 знач.). его слова близки к истине. 3. утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом. старые истины. избитые истины (опошленные частым повторением). * на путь истины направить (наставить) кого - на правильный путь, к правильным действиям. святая истина (книжн.) - непререкаемое положение, утверждение.
-Рассказ называется «Правда истинная», а что такое правда истинная, какая она? Подберите синонимы.
-Правда истинная - …такая, которую не надо проверять, несомненная.
То есть это правда в квадрате, усиленная многократно.
-Какую функцию выполняет название? Почему автор дал рассказу именно такое название?
-…
- Что можно сказать о композиции рассказа? Из скольких частей она состоит?
-…
- Столько же раз повторяется в тексте словосочетание «правда истинная»
! ! !Деление на группы.
Так в чём же она заключается, эта правда? Разберём значение выражения на каждом этапе композиции. То есть как ваша часть рассказа соответствует названию?
В процессе работы над текстом у вас могут возникнуть затруднения с пониманием некоторых слов. Значения некоторых из них даны на экране.
Словарь непонятных слов
Швабра — (иноск.) дрянной, низкій человѣкъ (собств.) простая метла изъ мочалъ. Ср. Шемела̀ (иноск.) безтолковый человѣкъ (собств.) помело̀, метла̀ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
ВЕРЕШОК — муж., калуж., орл. черепок, иверешок, иверень, который ·произн. верень вологод. осколок, обломок, щепка, черепочек. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863
ВЗГАЛИТЬ — архан. вскричать, вскрикнуть, всплакать, о малых детях. Взгальный ряз. чудаковатый, взбалмошный, сумасбродный. Взгалиться на что, пск. заглядеться дивуясь. Взгалашить, взголошить (голос? галить?) кого, сар. взбудить, разбудить, поднять со сна,… … Толковый словарь Даля
КУПЫРЬ — муж. растение дягиль, Angelica. | Anthriscus sylvestrus, пустошель (а не постушель), будыль, морковник. Купырное вино, настойка на купыре. Купырки, фуфырки жен., мн., пенз. борщевки, съедобные стебли купыря. Купырь болотный, Aegopodium, дяглица.… … Толковый словарь Даля
ПРАХ — муж. (порох), пыль, персть; сухая гниль, тлен, перегнившие останки; чернозем, земля; скудель, плоть, тело, природное вещество. Богатство прах, а знатность суета. Он пал во прах, и стал молиться. Все прах, все суета! Седая древность, покрытая… … Толковый словарь Даля
!!!В конце работы каждая группа дополняет кластер.!!!
1 отрывок: правда истинная = красивая ложь.
2 отрывок: правда истинная = подноготная, неоспоримая, сермяжная.
3 отрывок: правда истинная = ложь, в которой трудно признаться.
-…
- Верите ли вы в то, что героиня счастлива и в городе ей живётся хорошо? Что убеждает нас в обратном?
- Действительно, противоречия, содержащиеся в письме, подчёркивают, что героиня глубоко несчастна. Композиция рассказа основана на антитезе. Найдите в тексте примеры антитезы.
-…
! ! ! Слайд 4
ЛОЖЬ ПРАВДА
Великолепно а только нету в городе купыря…
Господа богатые швабра живёт, свита
Чай пьём трожды в день 3 месяц за квартиру не плотят
Барыня ласковая барыня взгальная
Платье голубое шёлковое, ненадёванное юбка голубая, шёлковая на животе
прожжена
по вечеринам хожу, прелестно танцую и в лавку тебя гоняет, и на почтву
гоняет, и в аптеку беги, никуда со
с двора не пускают
Иван Андреянов сватается, старший дворник сам лысищий, старищий – чистый
грех страшный; и кила на макушке
- Итак, героиня рассказа несчастна, но пытается скрыть это от матери. Как вы думаете, каковы причины такого обмана?
-…
- Охарактеризуйте душевное состояние героини, какими приёмами оно выражено?
Вам помогут схемы, которые лежат у вас на столах.
! ! ! Слайд 5
Приёмы создания психологизма в литературном произведении
↙ ↘
прямые косвенные
речь устная или письменная поведение
внутренний монолог мимика
поток сознания внешность героя
сны пейзаж
исповедь интерьер
дневник
-…
-Дополните кластер описанием душевного состояния героини в каждом из 3 отрывков письма.
!!! КЛАСТЕР
- Вы успели заметить, что в тексте письма преобладает определённый пласт лексики, который и создаёт речевой портрет героини. Что это за лексика?
-…
-Просторе́чия — слова, выражения, грамматические формы и конструкции, распространённые в нелитературной разговорной речи, свойственные малообразованным носителям языка и явно отклоняющиеся от существующих литературных языковых норм.
От диалектов просторечие отличается тем, что не локализовано в тех или иных географических рамках, а от литературного языка (включая разговорную речь, являющуюся его разновидностью) — своей ненормативностью, смешанным характером используемых языковых средств.
- Приведите примеры просторечий и диалектизмов (по группам)
-…
Конверты с заданиями
! ! ! Деление на 6 групп
-Конверты с заданиями для каждой из групп состоят из разных вопросов: простых, уточняющих, интерпретирующих, оценочных, творческих и практических.
- Время на обсуждение – 3 минуты.
Простые вопросы:
- Каковы основные черты городской жизни, по мнению героини? Какая проблема волнует героиню?
Уточняющие вопросы:
-Уточните, как отражается социальное положение героини в письме?
- Какими средствами опоэтизирован в рассказе образ деревни?
- Как вы думаете, какое чувство скрывается за смешным, казалось бы, желанием «купыря пожевать»?
Интерпретирующие вопросы:
-Как проявляется авторское «Я» в этом отрывке?
- Почему особое внимание в письме уделено барыне и дворнику? Охарактеризуйте этих персонажей.
Оценочные вопросы:
-Как вы относитесь к героине? Что вы можете сказать о её состоянии?
Творческие вопросы:
-Как сложилась бы жизнь Дашутки, если бы она осталась в деревне?
-Напишите возможный постскриптум к письму.
Практические вопросы:
-По каким признакам мы можем узнать об отношении автора к героине?
-…
-Итак, зачем же люди пишут письма? На примере героини ответьте на этот вопрос.
Домашнее задание
-Ответ на вопрос: с каким рассказом А.П.Чехова можно сопоставить рассказ Замятина и в чём?
Или…
Напишите письмо другу, высказав в нём то, что вас волнует на данный момент.
Рефлексия
- В конце нашего занятия я бы хотела, чтобы вы выразили свою благодарность коллеге или написали синквейн.
! ! ! Слайд 6
«Наш век погряз в суетливости, нам так недостаёт созерцательности, утратили мы привычку входить в себя, жить там и осматриваться…»
-