kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "Деятельностные технологии на уроках литературы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлена презентация "Деятельностные технологии на уроках литературы" и разработка мастер-класса по анализу рассказа Е.Замятина "Правда истинная", где сделана попытка показать практическое применение системно-деятельностного подхода при анализе литературного произведения. Мастер-класс был проведён для коллег - учителей русского языка и литературы и получил одобрительную оценку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«текст_замятина»

Е. И. Замятин



    Сидит Дашутка у окна, виден между крыш верешок неба. На небо поглядывает и письмо диктует -- матери, в село Яблоново, письмо. Разошлась Дашутка и все правила письмовные позабыла: уж на третью четвертушку перелезли -- а она все диктует.

   -- "...А еще -- в городу очень великолепно, правда истинная. Господа -- богатые, и не как-нибудь, а чай пьем трожды в день, и дом ихний называемый обсобняк. Барыня -- ласковая, дорит платки носовые шелковые с своего плеча, а то еще платье подарила, голубое шелковое, ненадеванное. И все это я по вечеринам хожу и прелестно там танцую, очень свободно. А в субботу отпросилась в собор ко всенощной, а в соборе -- мощей видимо-невидимо: направо -- моща, налево -- моща, ну прямо -- проходу нет, очень великолепно. А также Иван Андреянов за меня сватается, старший дворник, который над всем домом старший, а дом огромадный, в шесть этажей, и всякого добра видимо-невидимо.

   А вобче у нас всякая швабра живет, одно слово -- свита. Только звание, что господа, а тоже третий месяц за квартиру не плотят. А барыня -- взгальная, ну прямо вот покою не дает. И в лавку тебя гоняет, и на почтву гоняет, и в аптеку беги: ка-ак же, аверьяновых капель ей надо, с своим расцапалась! Ну, просто мочи моей нету. Ночью-то ляжешь, а ноги так и гудут, чисто колокол, правда истинная. А также жалования шесть рублей, и никуда со двора не пускают, хоть бы в церковь сбегать когда, морду перекрестить -- и то нельзя, и юбка голубая шелковая на животе прожжена, которую барыня к празднику подарила, а я и говорю: на кой мне ляд такая нужна, прожженная -- очень свободно, так и говорю.

   А дворник Ванька проходу не дает, прямо за грудки, а сам лысищий, старищий -- чистый грех страшный, и кила на макушке. Так бы вот его и огрела по башке чем ни попадя: туда-а же, с руками своими лезет, облезлый! А поди-ка ты ему поперек слово скажи, как он называемый старший дворник и над всем домом старший, а в доме в нашем шесть этажей, и все живут зажиточные, третьёводнись один на машине приехал, так в самый дом и вкатил, как перед истинным, очень свободно. И фонари на улицах цельную ночь полыхают, светло -- чисто день белый, иди -- куда хочешь, очень великолепно, не то что у вас в селе. А только нету в городе купыря, и ни за какие деньги не найдешь, а у нас в огороде купыря, поди, сколько хочешь. Выйтить бы теперь на огород босиком, и чтоб земля праховая была под ногами, и взять бы купыря пожевать, и больше ничего и не надо. Только об этом и во сне вижу, как бы в Яблоново к вам попасть, по огороду соскучилась, мочи моей нет, каждый вечер навозрыд плачу. И спасибо тебе, мамынька, что дозволила мне в город на место итить, а то бы так всю жизнь темной и жила в селе дура дурой. А теперь хорошую жизнь увидала и будет про что на старости лет вспомянуть, правда истинная..."

  

   



Просмотр содержимого документа
«урок_на_город»

Мастер – класс

Анализ рассказа Е.И.Замятина «Правда истинная»

!!! раздать тексты рассказа без названия

Мобилизация

-Как вы знаете, в Федеральных Стандартах уделяется большое внимание текстам различного характера. Школьники должны понимать текст, уметь его интерпретировать. А зачем понимать текст? Насколько это важно? Нужно ли это в жизни?

-…

! ! !На слайде 2:

  • Обращение к адресату.

  • Отражение социального положения корреспондентов.

  • Рассказ о проблеме, которая волнует адресанта.

  • Стиль художественный с элементами разговорного.

  • Композиция строится на мысленном диалоге с адресатом.

  • Проявление авторского «Я».

  • Индивидуальные речевые особенности.

  • Может быть P.S.(постскриптум)

-Признаки чего вы видите на слайде? О каком жанре литературы пойдёт речь?

!!!Р а з д а т ь п р и з н а к и п и с ь м а

Эпистола (лат.) – послание

Эпистолярный жанр – один из лирических жанров в форме письма в прозе и поэзии.

! ! ! Слайд 3

«Во глубине сибирских руд…»А.С.Пушкина

«Письмо матери», «Письмо к женщине»С.А.Есенина»

«Бедные люди»Ф.М.Достоевского

«Письмо фининспектору о поэзии», «Письмо товарищу Кострову о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой из Парижа»В.В.Маяковского

«Письмо в ххх век»Р.Рождественского

«Письмо о том, как обустроить Россию»А.И.Солженицына

«Перед зеркалом»В.Каверина

«ZOO или письма не о любви»В.Шкловского.

-



-… ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ!!!

-Сегодня я предлагаю вам для анализа рассказ Е. Замятина, который представляет собой письмо.

Коммуникация

Чтение рассказа.

-…

!!!Какие цели вы поставили бы перед собой после прочтения рассказа?

-…

- Зачем люди пишут письма? Такой главный вопрос нашего урока.



Первичное восприятие.

Работа с названием.

- О чём это произведение?

-…

-Что можно сказать о стиле произведения? Какой из двух стилей, характерных для письма, преобладает?

Кто является адресатом?

-..

- Как бы вы его озаглавили?

-…

-Автор озаглавил его «Правда истинная». В самом названии есть плеоназм – сочетание близких по смыслу понятий. Правда и истина – это одно и тоже или нет?

Давайте поразмышляем, что такое правда и что такое истина?

Правда, -ы, ж. 1. то, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей. сказать правду. услышать правду о случившемся. правда глаза колет (посл.). 2. справедливость, честность, правое дело. искать правды. стоять за правду. п. на твоей стороне. счастье хорошо, а п. лучше (посл.). 3. то же, что правота (разг.). твоя п.

Истина, -ы, ж. 1. в философии: адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно. объективная и. стремление к истине. 2. то же, что правда (в 1 знач.). его слова близки к истине. 3. утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом. старые истины. избитые истины (опошленные частым повторением). * на путь истины направить (наставить) кого - на правильный путь, к правильным действиям. святая истина (книжн.) - непререкаемое положение, утверждение. 

-Рассказ называется «Правда истинная», а что такое правда истинная, какая она? Подберите синонимы.



-Правда истинная - …такая, которую не надо проверять, несомненная.

То есть это правда в квадрате, усиленная многократно.

-Какую функцию выполняет название? Почему автор дал рассказу именно такое название?

-…

- Что можно сказать о композиции рассказа? Из скольких частей она состоит?

-…

- Столько же раз повторяется в тексте словосочетание «правда истинная»

! ! !Деление на группы.

Так в чём же она заключается, эта правда? Разберём значение выражения на каждом этапе композиции. То есть как ваша часть рассказа соответствует названию?

В процессе работы над текстом у вас могут возникнуть затруднения с пониманием некоторых слов. Значения некоторых из них даны на экране.

Словарь непонятных слов

Швабра — (иноск.) дрянной, низкій человѣкъ (собств.) простая метла изъ мочалъ. Ср. Шемела̀ (иноск.) безтолковый человѣкъ (собств.) помело̀, метла̀ …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

ВЕРЕШОК — муж., калуж., орл. черепок, иверешок, иверень, который ·произн. верень вологод. осколок, обломок, щепка, черепочек. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 

ВЗГАЛИТЬ — архан. вскричать, вскрикнуть, всплакать, о малых детях. Взгальный ряз. чудаковатый, взбалмошный, сумасбродный. Взгалиться на что, пск. заглядеться дивуясь. Взгалашить, взголошить (голос? галить?) кого, сар. взбудить, разбудить, поднять со сна,… …   Толковый словарь Даля

КУПЫРЬ — муж. растение дягиль, Angelica. | Anthriscus sylvestrus, пустошель (а не постушель), будыль, морковник. Купырное вино, настойка на купыре. Купырки, фуфырки жен., мн., пенз. борщевки, съедобные стебли купыря. Купырь болотный, Aegopodium, дяглица.… …   Толковый словарь Даля

ПРАХ — муж. (порох), пыль, персть; сухая гниль, тлен, перегнившие останки; чернозем, земля; скудель, плоть, тело, природное вещество. Богатство прах, а знатность суета. Он пал во прах, и стал молиться. Все прах, все суета! Седая древность, покрытая… …   Толковый словарь Даля



!!!В конце работы каждая группа дополняет кластер.!!!

1 отрывок: правда истинная = красивая ложь.

2 отрывок: правда истинная = подноготная, неоспоримая, сермяжная.

3 отрывок: правда истинная = ложь, в которой трудно признаться.

-…

- Верите ли вы в то, что героиня счастлива и в городе ей живётся хорошо? Что убеждает нас в обратном?

- Действительно, противоречия, содержащиеся в письме, подчёркивают, что героиня глубоко несчастна. Композиция рассказа основана на антитезе. Найдите в тексте примеры антитезы.

-…

! ! ! Слайд 4

ЛОЖЬ ПРАВДА

Великолепно а только нету в городе купыря…

Господа богатые швабра живёт, свита

Чай пьём трожды в день 3 месяц за квартиру не плотят

Барыня ласковая барыня взгальная

Платье голубое шёлковое, ненадёванное юбка голубая, шёлковая на животе

прожжена

по вечеринам хожу, прелестно танцую и в лавку тебя гоняет, и на почтву

гоняет, и в аптеку беги, никуда со

с двора не пускают

Иван Андреянов сватается, старший дворник сам лысищий, старищий – чистый

грех страшный; и кила на макушке



- Итак, героиня рассказа несчастна, но пытается скрыть это от матери. Как вы думаете, каковы причины такого обмана?

-…

- Охарактеризуйте душевное состояние героини, какими приёмами оно выражено?

Вам помогут схемы, которые лежат у вас на столах.

! ! ! Слайд 5

Приёмы создания психологизма в литературном произведении

↙ ↘

прямые косвенные

речь устная или письменная поведение

внутренний монолог мимика

поток сознания внешность героя

сны пейзаж

исповедь интерьер

дневник

-…

-Дополните кластер описанием душевного состояния героини в каждом из 3 отрывков письма.

!!! КЛАСТЕР

- Вы успели заметить, что в тексте письма преобладает определённый пласт лексики, который и создаёт речевой портрет героини. Что это за лексика?

-…

-Просторе́чия — слова, выражения, грамматические формы и конструкции, распространённые в нелитературной разговорной речи, свойственные малообразованным носителям языка и явно отклоняющиеся от существующих литературных языковых норм.

От диалектов просторечие отличается тем, что не локализовано в тех или иных географических рамках, а от литературного языка (включая разговорную речь, являющуюся его разновидностью) — своей  ненормативностью, смешанным характером используемых языковых средств.

- Приведите примеры просторечий и диалектизмов (по группам)

-…

Конверты с заданиями

! ! ! Деление на 6 групп

-Конверты с заданиями для каждой из групп состоят из разных вопросов: простых, уточняющих, интерпретирующих, оценочных, творческих и практических.

- Время на обсуждение – 3 минуты.

Простые вопросы:

- Каковы основные черты городской жизни, по мнению героини? Какая проблема волнует героиню?

Уточняющие вопросы:

-Уточните, как отражается социальное положение героини в письме?

- Какими средствами опоэтизирован в рассказе образ деревни?

- Как вы думаете, какое чувство скрывается за смешным, казалось бы, желанием «купыря пожевать»?

Интерпретирующие вопросы:

-Как проявляется авторское «Я» в этом отрывке?

- Почему особое внимание в письме уделено барыне и дворнику? Охарактеризуйте этих персонажей.

Оценочные вопросы:

-Как вы относитесь к героине? Что вы можете сказать о её состоянии?

Творческие вопросы:

-Как сложилась бы жизнь Дашутки, если бы она осталась в деревне?

-Напишите возможный постскриптум к письму.

Практические вопросы:

-По каким признакам мы можем узнать об отношении автора к героине?

-…

-Итак, зачем же люди пишут письма? На примере героини ответьте на этот вопрос.

Домашнее задание

-Ответ на вопрос: с каким рассказом А.П.Чехова можно сопоставить рассказ Замятина и в чём?

Или…

Напишите письмо другу, высказав в нём то, что вас волнует на данный момент.

Рефлексия

- В конце нашего занятия я бы хотела, чтобы вы выразили свою благодарность коллеге или написали синквейн.

! ! ! Слайд 6

«Наш век погряз в суетливости, нам так недостаёт созерцательности, утратили мы привычку входить в себя, жить там и осматриваться…»

















-













Просмотр содержимого презентации
«семинар»

Мастер – класс «Использование образовательных технологий деятельностного типа на уроках литературы»

Мастер – класс

«Использование образовательных технологий деятельностного типа на уроках литературы»

Основные признаки …

Основные признаки …

  • обращение к адресату;
  • отражение социального положения корреспондентов;
  • рассказ о проблеме, которая волнует адресанта;
  • стиль художественный с элементами разговорного;
  • композиция строится на мысленном диалоге с адресатом;
  • проявление авторского Я;
  • индивидуальные речевые особенности;
  • может быть P.S. (постскриптум).
Произведения русской литературы, написанные в эпистолярном жанре:

Произведения русской литературы, написанные в эпистолярном жанре:

  • А.С.Пушкин «Во глубине сибирских руд...»;
  • С.А.Есенин «Письмо матери», «Письмо к женщине»;
  • Ф.М.Достоевский «Бедные люди», «Белые ночи»;
  • В.В.Маяковский «Письмо фининспектору о поэзии», «Письмо товарищу Кострову о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой из Парижа»;
  • Р.Рождественский «Письмо в ХХХ век»;
  • А.И. Солженицин «Письмо о том, как обустроить Россию»;
  • В.Каверин «Перед зеркалом»
АНТИТЕЗА Ложь Правда Великолепно А только нету в огороде купыря Господа богатые Швабра живет Чай пьем трожды в день Третий месяц за квартиру не плотят Барыня ласковая Барыня взгальная Платье голубое шелковое, ненадеванное Юбка голубая шелковая на животе прожжена По вечеринам хожу, прелестно танцую И в лавку тебя гоняет, и на почтву гоняет, и в аптеку беги... Никуда со двора не пускают Иван Андреянов сватается, старший дворник Сам лысищий, старищий – чистый грех страшный; и кила на макушке

АНТИТЕЗА

Ложь

Правда

Великолепно

А только нету в огороде купыря

Господа богатые

Швабра живет

Чай пьем трожды в день

Третий месяц за квартиру не плотят

Барыня ласковая

Барыня взгальная

Платье голубое шелковое, ненадеванное

Юбка голубая шелковая на животе прожжена

По вечеринам хожу, прелестно танцую

И в лавку тебя гоняет, и на почтву гоняет, и в аптеку беги... Никуда со двора не пускают

Иван Андреянов сватается, старший дворник

Сам лысищий, старищий – чистый грех страшный; и кила на макушке

Приемы создания психологизма в произведении прямые косвенные

Приемы создания психологизма в произведении

прямые

косвенные

  • речь устная и письменная
  • внутренний монолог
  • поток сознания
  • сны
  • исповедь
  • дневник
  • авторские ремарки
  • поведение
  • мимика
  • внешность героя
  • пейзаж
  • интерьер
  • имя героя
«Наш век погряз в суетливости, нам так недостаёт созерцательности, утратили мы привычку входить в себя, жить там и осматриваться…» В.Одоевский

«Наш век погряз в суетливости, нам так недостаёт созерцательности, утратили мы привычку входить в себя, жить там и осматриваться…»

В.Одоевский


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер-класс "Деятельностные технологии на уроках литературы"

Автор: Жорова Светлана Павловна

Дата: 29.04.2015

Номер свидетельства: 206994


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства