kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастерская построения знаний и творческого письма (по А.С. Пушкину)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастерская посмотрения знаний и творческого письма

Просмотр содержимого документа
«Мастерская построения знаний и творческого письма (по А.С. Пушкину)»

Шульга Оксана, 501 гр

Мастерская творческого письма

Знакомый или незнакомый?

Цели:

  • Расширить знания о личной и творческой индивидуальности А.С. Пушкина

  • Познакомить с оценкой А.С. Пушкина его современниками

  • Совершенствовать способность вступать в творческий диалог с поэтом (творческая работа)

  • Развивать ассоциативное мышление, письменную и устную речь

  • Развивать творческое воображение;

  • Воспитать интерес к творчеству и личности А.С. Пушкина

  • Воспитать интерес к слову

Педагогическое обоснование: для проведения мероприятия по литературе была выбрана именно форма мастерской творческого письма, так как большинство учащихся обладают творческими способностями и активно работают с различными интересными фактами из литературы и любыми творческими заданиями. Тема «Знакомы или незнакомый?», связанная с А.С. Пушкиным была выбрана в связи с изучением в течение всей четверти творчества Пушкина, с которым ученики знакомы с детства и уже имеют собственное представление и отношение к поэту и прозаику. Кроме того в мастерской используются материалы, которые позволяют раскрыть образ Пушкина с необычной для 8классников стороны.

Предварительная подготовка: четыре ученицы готовили выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкина, звучащих на мероприятии.

Оборудование: мультимедийное оборудование, тексты воспоминаний, портреты современников А.С. Пушкина



Ход мастерской

Эпиграф к мастерской

Наша память хранит с малолетства

Веселое имя: Пушкин

Александр Блок.


Вступительное слово.















Цели мастерской




Тема

Всем русским людям знакомо имя А.С. Пушкина. Пушкин - великий поэт и прозаик, любимый во всём мире. Известен поэт Пушкин стал ещё будучи лицеистом, и с тех пор нет на земле человека, который с детства не знал бы "весёлого имени Пушкина". Именно слова Александра Блока и станут эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку. Сколько создано о Пушкине монографий, статей, стихотворений, повестей и романов, рисунков и картин, музеев и выставок, бюстов и памятников; сколько улиц, площадей названо его именем, скольких авторов вдохновлял на творческий путь А .С .Пушкин , и каждый из этих тысяч людей открывал в Пушкине своё, только ему ведомое и понятное. Образ Пушкина у каждого читателя свой. Перед каждым он раскрывается по-своему: как поэтический и земной, как идеал и как предмет споров для современников и последующих поколений. Кто-то знаком с ним совсем близко, а кто-то не очень. А какой ваш Пушкин? Естъ ли у вас свой Пушкин и знакомы ли вы с ним достаточно близко, если вы раньше не задумывались об этом, я бы хотела, чтобы это произошло сегодня и чтоб сегодня мы попробовали создать свое произведение, посвященное А.С. Пушкину. Тема нашего урока: «Знакомый или незнакомый» (2-3 мин)


Индуктор

Какие ассоциации у вас возникают при произнесении имени А.С. Пушкина? Какие строки вспоминаются первыми?

Ответы учеников.

Вы можете записать строчки, которые вспомнились вам или те строчки которые читали другие, но они подходят вашему Пушкину.


Работа с воспоминаниями современников

Я вам сейчас буду читать отрывки, в которых представлены различные сведения о поэте, собранные из различных источников: отрывки из писем современников, воспоминаний друзей, книги … (читает учитель, одновременно текст на слайде). Задание для каждого: что запомнилось, удивило, обрадовало или озадачило, огорчило или открылось? Записать.

Пушкин и в этот раз был очень нежен, ласков со мною... Я заметила в этом и еще в нескольких других случаях, что в нем было до чрезвычайности развито чувство благодарности: самая малейшая услуга ему или кому-нибудь из его близких трогала его несказанно. ( Керн А.П, Анна Петровна, русская дворянка, в истории более всего известна по роли, которую она играла в жизни Пушкина. Автор мемуаров.) 1828



Достаточно видно, как много бедный Пушкин настрадался смолоду от своих родных и друзей. Не даром он любил повторять слова французского героя: „Защити меня, господи, от моих друзей, а врагов я беру на себя“. (П.П. Вяземский, Павел Петрович, дипломат, сенатор, литератор )



Раз я созналась Пушкину, что мало читаю. Он мне говорит: «Послушайте, скажу и я вам по секрету, что я читать терпеть не могу, многого не читал, о чем говорю. Чужой ум меня стесняет. Я такого мнения, что на свете дураков нет. У всякого есть ум, мне не скучно ни с кем, начиная с будочника и до царя». (А.О. Смирнова, Александра Осиповна, фрейлина русского императорского двора, знакомая, друг и собеседник А. С. Пушкина, ) август 1831


Кажется, за год до кончины своей он (А. С. Пушкин) говорил одному из друзей своих: «Меня упрекают в изменчивости мнений. Может быть: ведь одни глупцы не переменяются». (Анненков П.В, Павел Васильевич русский литературный критик, историк литературы и мемуарист. )1834-1836


Живо помню восторг Пушкина в то время, как прочитал он стихотворение Языкова к Давыдову, напечатанное в журнале. В первый раз увидел я тогда слезы на лице Пушкина. (Пушкин никогда не плакал; он сам о себе сказал в послании к Овидию: «Суровый славянин, я слез не проливал, не понимаю их». (Н. В. Гоголь. русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы )


В 1818 году, когда Пушкину едва минуло 18 лет, ему после жестокой горячки обрили голову, и он был вынужден носить либо берет, либо парик. Это придавало его типичной физиономии какую-то особую оригинальность. Как-то в Большом театре он вошел к нам в ложу. Мы усадили его в полной уверенности, что здесь он, подавленный своим видом, будет сидеть смирно… Не тут то было! В самой патетической сцене Пушкин, жалуясь жару, снял с себя парик и начал им обмахиваться, как веером. Это рассмешило всех,сидевших в соседних ложах, а также обратило внимание на нас тех, кто сидел в креслах партера (А.М. Каратыгина, Александра Михайловна драматическая актриса. )


Прочитайте, что вы записали?

Чтение записей


Деконстукция














Чтение подготовленными учениками стихотворений

Пушкин писал стихотворения и прозу, пьесы и публицистические статьи, творчество его отличалось многообразием и разносторонностью. Даже если обратится только к лирике А.С. Пушкина, то мы можем обнаружить разные жанры, интонации, темы и даже логические противоречия, что объясняется развитием души поэта и его взрослением. Пушкин был противоречивой натурой: он бесконечно любил жизнь, но мог и впасть в уныние. Судя по его творчеству жизнь поэта протекала ярко, бала полна контрастных впечатлений и настроений.


Послушайте ряд стихотворений Пушкина и выпишите слова или строчки, которые покажутся важными, которые понравятся или просто удивят. («На холмах Грузии», «Я пережил свои желанья», «Если жизнь тебя обманет», «Дар напрасный, дар случайный»)


Реконструкция

Из всех записанных вами слов выберите три, которые больше нравятся.

слово

Смысловые ассоциации. Эпитеты, метафоры, сравнения.

Звуковые ассоциации. Рифмующиеся слова, созвучные слова.





На слайде вы видите два названия текстов. Выберите одно, это будет заглавие вашей работы. Напишите текст на данную тему, не отступая от нее. В любом жанре. Вы можете использовать слова, с которыми работали и строчки из стихотворений, которые вспоминали в начале урока

Названия текстов:

«А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеевичем….» (Булат Окуджава) (советский и российский поэт, прозаик и сценарист, композитор)

«Приезжает Пушкин. Ко мне…» (Майя Борисова) (поэт, прозаик)



Социализация

Чтение текстов вслух.

Учитель читает образцы написанных ранее работ, которые у него есть



Рефлексия

Какие задания были для вас самыми важными и почему?

Какое задание оказалось сложнее других?

Что нового вы для себя открыли?


















Приложение 1

Тексты, подготовленные детьми для выразительного чтения

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?


Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..


Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

*****

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой... Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

****

Я пережил свои желанья,

Я разлюбил свои мечты;

Остались мне одни страданья,

Плоды сердечной пустоты.


Под бурями судьбы жестокой

Увял цветущий мой венец —

Живу печальный, одинокой,

И жду: придет ли мой конец?


Так, поздним хладом пораженный,

Как бури слышен зимний свист,

Один — на ветке обнаженной

Трепещет запоздалый лист!..

***

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.


Сердце в будущем живет;

Настоящее уныло:

Все мгновенно, все пройдет;

Что пройдет, то будет мило.



Приложение 2

Презентация





5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Мастерская построения знаний и творческого письма (по А.С. Пушкину)

Автор: Шульга Оксана Сергеевна

Дата: 28.05.2020

Номер свидетельства: 551718

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства