Вступительное слово. Цели мастерской Тема | Всем русским людям знакомо имя А.С. Пушкина. Пушкин - великий поэт и прозаик, любимый во всём мире. Известен поэт Пушкин стал ещё будучи лицеистом, и с тех пор нет на земле человека, который с детства не знал бы "весёлого имени Пушкина". Именно слова Александра Блока и станут эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку. Сколько создано о Пушкине монографий, статей, стихотворений, повестей и романов, рисунков и картин, музеев и выставок, бюстов и памятников; сколько улиц, площадей названо его именем, скольких авторов вдохновлял на творческий путь А .С .Пушкин , и каждый из этих тысяч людей открывал в Пушкине своё, только ему ведомое и понятное. Образ Пушкина у каждого читателя свой. Перед каждым он раскрывается по-своему: как поэтический и земной, как идеал и как предмет споров для современников и последующих поколений. Кто-то знаком с ним совсем близко, а кто-то не очень. А какой ваш Пушкин? Естъ ли у вас свой Пушкин и знакомы ли вы с ним достаточно близко, если вы раньше не задумывались об этом, я бы хотела, чтобы это произошло сегодня и чтоб сегодня мы попробовали создать свое произведение, посвященное А.С. Пушкину. Тема нашего урока: «Знакомый или незнакомый» (2-3 мин) |
Работа с воспоминаниями современников | Я вам сейчас буду читать отрывки, в которых представлены различные сведения о поэте, собранные из различных источников: отрывки из писем современников, воспоминаний друзей, книги … (читает учитель, одновременно текст на слайде). Задание для каждого: что запомнилось, удивило, обрадовало или озадачило, огорчило или открылось? Записать. Пушкин и в этот раз был очень нежен, ласков со мною... Я заметила в этом и еще в нескольких других случаях, что в нем было до чрезвычайности развито чувство благодарности: самая малейшая услуга ему или кому-нибудь из его близких трогала его несказанно. ( Керн А.П, Анна Петровна, русская дворянка, в истории более всего известна по роли, которую она играла в жизни Пушкина. Автор мемуаров.) 1828 Достаточно видно, как много бедный Пушкин настрадался смолоду от своих родных и друзей. Не даром он любил повторять слова французского героя: „Защити меня, господи, от моих друзей, а врагов я беру на себя“. (П.П. Вяземский, Павел Петрович, дипломат, сенатор, литератор ) Раз я созналась Пушкину, что мало читаю. Он мне говорит: «Послушайте, скажу и я вам по секрету, что я читать терпеть не могу, многого не читал, о чем говорю. Чужой ум меня стесняет. Я такого мнения, что на свете дураков нет. У всякого есть ум, мне не скучно ни с кем, начиная с будочника и до царя». (А.О. Смирнова, Александра Осиповна, фрейлина русского императорского двора, знакомая, друг и собеседник А. С. Пушкина, ) август 1831 Кажется, за год до кончины своей он (А. С. Пушкин) говорил одному из друзей своих: «Меня упрекают в изменчивости мнений. Может быть: ведь одни глупцы не переменяются». (Анненков П.В, Павел Васильевич русский литературный критик, историк литературы и мемуарист. )1834-1836 Живо помню восторг Пушкина в то время, как прочитал он стихотворение Языкова к Давыдову, напечатанное в журнале. В первый раз увидел я тогда слезы на лице Пушкина. (Пушкин никогда не плакал; он сам о себе сказал в послании к Овидию: «Суровый славянин, я слез не проливал, не понимаю их». (Н. В. Гоголь. русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы ) В 1818 году, когда Пушкину едва минуло 18 лет, ему после жестокой горячки обрили голову, и он был вынужден носить либо берет, либо парик. Это придавало его типичной физиономии какую-то особую оригинальность. Как-то в Большом театре он вошел к нам в ложу. Мы усадили его в полной уверенности, что здесь он, подавленный своим видом, будет сидеть смирно… Не тут то было! В самой патетической сцене Пушкин, жалуясь жару, снял с себя парик и начал им обмахиваться, как веером. Это рассмешило всех,сидевших в соседних ложах, а также обратило внимание на нас тех, кто сидел в креслах партера (А.М. Каратыгина, Александра Михайловна драматическая актриса. ) Прочитайте, что вы записали? Чтение записей |
Деконстукция Чтение подготовленными учениками стихотворений | Пушкин писал стихотворения и прозу, пьесы и публицистические статьи, творчество его отличалось многообразием и разносторонностью. Даже если обратится только к лирике А.С. Пушкина, то мы можем обнаружить разные жанры, интонации, темы и даже логические противоречия, что объясняется развитием души поэта и его взрослением. Пушкин был противоречивой натурой: он бесконечно любил жизнь, но мог и впасть в уныние. Судя по его творчеству жизнь поэта протекала ярко, бала полна контрастных впечатлений и настроений. Послушайте ряд стихотворений Пушкина и выпишите слова или строчки, которые покажутся важными, которые понравятся или просто удивят. («На холмах Грузии», «Я пережил свои желанья», «Если жизнь тебя обманет», «Дар напрасный, дар случайный») |
Реконструкция | Из всех записанных вами слов выберите три, которые больше нравятся. слово | Смысловые ассоциации. Эпитеты, метафоры, сравнения. | Звуковые ассоциации. Рифмующиеся слова, созвучные слова. | | | | На слайде вы видите два названия текстов. Выберите одно, это будет заглавие вашей работы. Напишите текст на данную тему, не отступая от нее. В любом жанре. Вы можете использовать слова, с которыми работали и строчки из стихотворений, которые вспоминали в начале урока Названия текстов: «А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеевичем….» (Булат Окуджава) (советский и российский поэт, прозаик и сценарист, композитор) «Приезжает Пушкин. Ко мне…» (Майя Борисова) (поэт, прозаик) |