kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс в форме арт-кафе «Надежда и отчаяние в русской литературе XIX – XX веков»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В мастер - классе используется техника активного воображения : созерцая произведения искусства, слушая музыкальные произведения, наслаждаясь видеорядом, погружаясь в интерьер. оформленный в форме коллажа в соответствии с темой мастер-класса, посетитель арт - кафе бессознательно развивает свою фантазию, создавая продукты своего творчества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс в форме арт-кафе «Надежда и отчаяние в русской литературе XIX – XX веков»»

Мастер-класс в форме арт-кафе «Надежда и отчаяние в русской литературе XIXXX веков»

Автор мастер - класса - Коротченко Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №57» города Курска.

Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью обмена опытом работы.

Форма мастер-класса (арт-кафе) позволяет использовать технику активного воображения: созерцая произведения искусства, слушая музыкальные произведения, наслаждаясь видеорядом, погружаясь в интерьер, оформленный в форме коллажа в соответствии с темой мастер – класса, посетитель арт - кафе бессознательно развивает свою фантазию, создавая продукты своего творчества.

Цель мастер-класса: создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

Структура проведения «Мастер-класса»:

1.Видеофрагмент музыкального клипа и чтение стихотворения как мотивирующий момент и создание проблемной ситуации:

  • актуализация темы мастер-класса;

  • определение проблем и перспектив в работе учителя в рамках использования арт – технологий как эффективных педагогических технологий.

2.Содержание занятия:

  • психологические направления в литературоведении;

  • арт-технологии на уроках литературы и приёмы её использования;

  • практикум, включающий демонстрацию приёмов эффективной работы с учащимися и моделирование урока подготовки к итоговому сочинению в 11 классе по направлению «Надежда и отчаяние», а также обсуждение авторских моделей занятия слушателями.


3.Рефлексия предполагает дискуссию по результатам совместной деятельности, заключительное слово учителя по замечаниям и предложениям.



Результатом «мастер-класса» является модель занятия подготовки к итоговому сочинению в 11 классе, которую разработал слушатель под руководством учителя, проводившего мастер-класс, с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

Мастер – класс

«Надежда и отчаяние в русской литературе XIXXX веков»

Слайд 1

- Здравствуйте, я рада приветствовать вас в нашем уютном арт – кафе!

Слайд 2

- Внимание на экран (демонстрируется эпизод клипа Димаша Кудайбергена «Любовь уставших лебедей»). Какие чувства возникают у вас после просмотра клипа? (Надежда и отчаяние…)

- Сегодня в программе мастер – класс по теме «Надежда и отчаяние в русской литературе XIX – XX веков». Мы поговорим о психологическом направлении в литературоведении, рассмотрим материал по использованию арт – технологий на уроках подготовки к итоговому сочинению в 11 классе, займёмся моделированием занятия и проведём рефлексию своей деятельности.

-Эпиграфом к мастер – классу мне видятся слова из стихотворения Булата Окуджавы:


В земные страсти вовлечённый,

Я знаю, что из тьмы на свет

Однажды выйдет ангел чёрный

И крикнет, что спасенья нет.


Но простодушный и несмелый,

Прекрасный, как благая весть,

Идущий следом ангел белый

Прошепчет, что надежда есть.


Надежда и отчаяние… Две сторон одной медали, диаметрально противоположные проявления одной сущности, неразрывно связанные, неотделимые одно от другого, на протяжении веков тревожащие наши души… Это психические состояния, сопутствующие жизни и развитию. Это категории психологии. Именно поэтому считаю возможным использование психологического метода при подготовке к итоговому сочинению. Приглашаю вас познакомиться с буклетом, содержащим основные положения психологического направления.


Слайд 3


- Психологические подходы к литературе ориентированы на изучение автора как творца и на исследование восприятия художественного произведения читателем. В системе «литература» сторонников психологического подхода интересуют в первую очередь подсистемы «автор» - «читатель» и «произведение» - «читатель».

В основе психологических подходов лежит общая мысль об идее слова, как порождающей модели (А.Ф. Лосев). Психологическое направление в литературоведении отвечает потребности разгадать тайну художественного произведения, опираясь преимущественно на психологию творца и читательское восприятие. Направление получает развитие с усилением внимания к отдельной личности с последней трети XIX века и на всём протяжении XX столетия. В России психологический подход обязан своим развитием, прежде всего, трудам А.А. Потебни и Д.Н. Овсянико – Куликовского. В XX веке получили распространение фрейдизм, неофрейдизм и психопоэтика.

А.А. Потебня создал собственную оригинальную концепцию психологии художественного творчества. Он говорил: «Без образа нет искусства». В представлении А.А. Потебни художник, чтобы ответить на волнующий его вопрос, обращается к своему пониманию жизни и находит его в образе - символе. Произведение отражает не действительность, а авторское представление о ней. В процессе такого постижения жизни рождается подлинная поэзия, получающая отклик в душе читателя или слушателя нередко прежде или даже вне её логического анализа.

Образ не прямо выражает мысль, но оказывается средством в создании мысли. Причём автор не может предугадать субъективного впечатления каждого читателя. Не может он и быть уверен в том, что его мысль понята однозначно. Поставив в центр концепции идею восприятия, А.А. Потебня приходит к мысли, что всякое понимание есть вместе с тем непонимание.

Ценность этого положения в признании многозначности образа и в возможности его разных толкований, в их неокончательности.

- Что же привнесла литература XIX и XX веков в расширение концептов «Надежда» и «Отчаяние»?

XIX век…Развитие литературы всегда тесно связано с общественным движением, с ходом отечественной истории.

Стремительность, напряжённость общественного развития России, сложное сочетание и противоборство дворянской и разночинно – демократической культур обусловили переход от романтизма к более глубокому видению

мира – реализму.

Писатели в 20-е годы XIX века устремились к жизни, открывая в обыденном, привычном её течении законы существования человека и общества: как связан человек с окружающим миром, в чём он подвластен обществу и когда противостоит его установлениям.

Реализм ищет причины всех явлений в психологии человека и в социальной жизни общества.

XXвек с его мировыми войнами и революциями дал богатую пищу для пессимистических настроений. Ощущение страха, тревоги, отчаяния, покинутости стали основными умонастроениями эпохи. Революции 1905 и 1917 гг., с одной стороны, вселяли великие надежды на стремительное обновление общества, с другой, надежды были направлены на сохранение нравственных начал в личности человека.

- Ученикам при написании итогового сочинения в 11 классе бывает очень трудно разобраться в большом объёме материала и выбрать из него необходимое.

Безусловно, рекомендации ФИПИ направляют учащихся, но необходимо не забывать и о развитии воображения у учащихся.


4 слайд


- В этом вам помогут в работе арт – технологии.

Арт – технология – это технология, основанная на использовании различных художественных средств, это воспитание искусством. Арт – технологии будят воображение, развивают образное мышление, создают прецедент «проживания» детьми изучаемого материала, расширяют кругозор, формируют мобильность личности, дают широкие возможности для самовыражения, создают условия для вариативности и дифференциации обучения.

Познакомимся с некоторыми приёмами арт – технологий.


Слайд 5


- Одним из видов творческих работ, который я использую на уроках литературы, является приём «Инсталляция».


Слайд 6


Инсталляция пришла к нам из концептуально искусства. Она представляет собой пространственную композицию, созданную из различных готовых материалов и форм. Инсталляция – это визуальное искусство, которое говорит с нами языком образов, рассказывая каждому его собственную историю. Важно, что зритель не созерцает инсталляцию со стороны, как картину, а оказывается внутри нее. В концептуальном искусстве идею, заимствованную из философии, психоанализа, политики, наконец, самой жизни, можно воплотить любыми способами. Художник здесь как генератора идей, а не создатель вещей. На создание инсталляции подросток подготовлен контекстом современной культуры. Знак и символ прочно вошли в наше сознание. Вступая в неординарные комбинации, вещь освобождается от своей утилитарной функции, приобретая функцию символическую.

На уроке литературы учащиеся работают с текстами, содержащие идеи, опирающиеся на духовно-нравственные основы жизни человека и человечества. При создании инсталляции происходит вторичное осмысление идеи текста. Словесные образы превращаются в визуальные. Смена контекстов создает смысловые трансформации, игру значений.


Слайд 7


На уроке выделяются следующие этапы создания инсталляции: 

1.Создание творческих групп

2.Работа с текстом: выделение ключевых слов, построение ассоциативного ряда, составление концептуальной идеи.

3.Создание инсталляции.

4.Работа с названием. Подготовка защиты инсталляции.

5.Демонстрация инсталляции и защита ее концептуальной идеи.


I. Прием «Инсталляция» на уроках литературы по теме «Анализ художественного текста».

Инсталляция (англ. inctallation – установка) – пространственная композиция, созданная из различных готовых материалов и форм.

Работа с текстом стихотворения Н.А. Некрасова «Безнадежность» ("Жизнь без надежд - тропа без цели..." )

  1. Прочитайте стихотворение Н.А. Некрасова. Подумайте, какой приём использует автор в первых двух четверостишиях и с какой целью? О чем заставляет задуматься стихотворение?


Безнадежность ("Жизнь без надежд - тропа без цели...")

Жизнь без надежд - тропа без цели,

Страсть без огня, без искр кремень,

Пир буйный Вакха без веселий,

Без слез тоска, без света день.


Жизнь без надежд - без силы воля,

Без пробужденья тяжкий сон;

О, как того ужасна доля,

Кто этой жизни обречен!


Он не живет; он без сознанья

Влачит томительные дни,

И цепью горького страданья

Влекутся медленно они.


Как отчужденный, с мрачной думой,

С немой печалью на челе,

Всегда унылый и угрюмый,

Он будто лишний на земле.


И в целом мире нет предмета,

Его способного пленить

И вновь отступника от света

К нему в объятья заключить.


Глубоко в сердце уязвленный,

На всё он холодно глядит,

И уж ничто во всей вселенной

Его очей не веселит.


Всему он чужд - и нет тяжеле

Его догробного креста,

И носит он на грешном теле

Печать поборника Христа...

(Тема стихотворения - жизнь человека, которого ничто не интересует. Приём антитезы позволяет понять, что в его жизни нет места радости и надежде, он свободен от эмоций и привязанностей, но жизнь его скучна и тосклива. "Он будто лишний на земле" - он никому не нужен.)

2. Выделите в стихотворении ключевые слова, составьте цепочку ассоциаций.

Жизнь без надежд - тропа без цели - ни к чему не приведёт.

Отчуждённый – покинутый-одинокий.

Без искр кремень – бесполезный, ничего не умеющий.

Лишний – никому не нужный – одинокий.

3. У вас получились ассоциативные ряды. Сформулируйте основную мысль стихотворения. (Автор показывает, насколько тяжела подобная жизнь, когда тебе уже ничего не нужно, и ты просто живешь, ничему не радуясь).

4. Предложите концептуальную идею вашей инсталляции.

(Отчаявшийся человек считает, что время его уже исчерпано, оно не двигается вперёд или движется тщетно, в то время как безнадёжная ситуация становится нескончаемой. Прошлая жизнь для отчаявшегося человека – это аккумуляция разочарований, которые продолжатся в будущем.

В состоянии мрачного одиночества и отчаяния возникает эффект сковывания активности человека. У него возникает представление, что он находится в «тисках» ситуации, из которой нет выхода, ведущей к отрешению от своего Я и к саморазрушению.)

- Приём «Инсталляция» создаёт условия для продуктивной деятельности, условия для развития коммуникативных навыков; развивает навык восприятия, преобразования, интерпретации текстовой информации, осознания идеи автора, основанной на морально – нравственных ценностях человечества; развивает умение работать в группе, эмпатию ( умение понимать чувства и эмоции участников группы),принимать чужую точку зрения, аргументировать свою точку зрения, умение формировать коллективную идею; развивает умение определять тему работы, речевую и коммуникативную компетенции.


II.Приём «Коллаж».


Слайд 8


Коллаж – это способ организации текстового пространства при помощи соединения разнородных элементов.

На протяжении веков техника коллажа существенно не изменилась, изменились функции коллажа: от статуса периферийного приема к универсальному принципу построения текста в постмодернизме.

Можно выделить основную функцию коллажа:

применение неосознанно с целью овеществления метафор.

В авангарде коллаж является

а) основным методом разрушения материального мира и организации нового пространства;

б) орудием разрушения традиционного зрительного восприятия;

в) технологией стирания пространственных границ;

г) способом выражения субъективной точки зрения художника;

д) методом отрицания логического мышления;

е) выражением хаотичности как внешнего, так и внутреннего мира личности.

Таким образом, коллаж связан не только с идеей разрушения, но и с формированием нового восприятия.

3) В постмодернизме коллаж – отражение гибридно-цитатного мышления и главное средство формирования гипертекстуального культурного пространства.

Объектом коллажа является не живая реальность, а текст.

В модернизме коллаж был впервые осмыслен как особый технический прием и стал применяться осознанно.

Модернизм углубляет и развивает коллаж, порождает родственные техники письма.

Тотальное распространение коллажа в культуре ХХ в. обусловлено: 1) вниманием к особенностям человеческой психики и ее изменениям;

2) развитием технических средств;

3) ощущением «приговоренности к традиции», современный автор создает мозаичные тексты, новизна которых будет состоять в особенностях компоновки материала.

Коллаж всегда индивидуален, и создан автором (авторами), имеющим свой оригинальный взгляд на вещи. Многочисленность трактовок, двусмысленность, скандальность характерны для авангардистского коллажа, который затрагивал и вопросы переосмысления традиционных человеческих ценностей, и изменчивость мировоззрения, и отражение невидимой хаотичности и беспорядка мира.



В постмодернизме коллаж заявил о себе как о главном литературном приёме. Цитаты в постмодернистском тексте воспринимаются как осколки культуры. В результате возникают своеобразные цитаты-коллажи. Вы можете попробовать создать коллаж из цитат, которые раскроют концепты «Надежда» и «Отчаяние».

III. Прием «В мастерской синестетиков» на уроке литературы в 11 классе «Особенности поэтического языка М. Цветаевой»

  1. Прочитайте стихотворение М.И. Цветаевой, выпишите самые яркие поэтические образы.

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и нагробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!

2. Найдите примеры аллитерации и ассонанса.

3. Составьте ассоциативные цепочки.

4. Сформулируйте основную мысль стихотворения.

5.Определите, какие цвета присутствуют.

4. С помощью красочных пятен составьте «Цветовую карту стихотворения».


IV. Приём использования метафорических ассоциативных карт (смотри приложение)

Одно из тематических направлений итогового
сочинения «Надежда и отчаяние» предполагает размышления об эмоциях, о нравственном выборе, о смысле жизни. Философская проблематика требует понимания и осмысления.
От ученика, столкнувшегося с философской проблематикой, часто слышим: «не знаю, с чего начать», «не могу понять, о чём писать»…

Шаг первый

  • Вчитываемся в тему сочинения.

  • Задаём вопросы.

  • Отвечаем на них.

  • Берём несколько метафорических карт, изображающих жизненные ситуации, людей, абстрактные картины, переворачиваем по одной и записываем первое пришедшее в голову слово-ассоциацию. «Надежда –это…» или «Отчаяние –это…».

  • Подбираем высказывания великих о надежде или отчаянии.

Цель данной работы:

  • Необходимо создать канву для основного содержания.

  • Найти образы, не углубляясь пока в их символику.


ШАГ ВТОРОЙ
МЕТАФОРА НАДЕЖДЫ ИЛИ ОТЧАЯНИЯ



  • Берём несколько метафорических карт, переворачиваем по одной и записываем первое пришедшее в голову слово-ассоциацию .Ищем глубинный смысл образа.

  • Подбираем гиперонимы.

ШАГ ТРЕТИЙ
СИСТЕМАТИЗИРУЕМ МАТЕРИАЛ

  • Берём метафорические карты, которые уже ранее
    использовали, переворачиваем по одной.

  • Подбираем литературные ассоциации, вспоминаем

- названия произведений,

- героев,

- конкретные эпизоды,

записываем...



ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ
ОСМЫСЛЯЕМ ОБРАЗЫ-АССОЦИАЦИИ

  • Берём метафорические карты, которые уже ранее использовали, переворачиваем по одной и записываем первое пришедшее в голову слово-ассоциацию «Надежда как…», «Отчаяние как…», записываем… ШАГ ПЯТЫЙ

НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ

  • Необходимо обдумать тему и обозначить границы.

  • Берём полоски бумаги, дописываем к одному слову идею, мысль, тезис.



ШАГ ШЕСТОЙ
ПРОДУМЫВАЕМ СТРУКТУРУ СОЧИНЕНИЯ

  • Выстраиваем идеи и тезисы в логической последовательности, часть идей откладываем в сторону. Поиск взаимосвязей между отдельными тезисами часто даёт новые идеи для развития сочинения. Получаем тезисный план основной части сочинения.

ШАГ СЕДЬМОЙ
ПРОДУМЫВАЕМ АРГУМЕНТАЦИЮ

  • Выбираем тезисы, которые мы планируем раскрывать подробно.

  • Берём полоски бумаги с литературными ассоциациями и добавляем в тезисный план примеры из литературных произведений, которые станут аргументами.

ШАГ ВОСЬМОЙ
ВОЗВРАЩАЕМСЯ К ВСТУПЛЕНИЮ

  • Вносим необходимые коррективы в первоначальный замысел.

  • Продумываем вступление и заключение.

  • Редактируем.

Пояснения

к метафорическим ассоциативным картам

в рамках направления

«Надежда и отчаяние»

Карта 1

Если ты в отчаянии и вокруг всё кажется серым, а выход пока не найден, то ты должен приложить усилия и в беспросветной темноте найти ступени, которые тебя приведут к двери, за которой и будет выход из создавшегося положения. И поверь – не всё так плохо, а мир далеко не сер, а ярок и прекрасен.

Карта 2

Дорога…К новым надеждам? Тогда не бойся трудностей в пути. Мечтай и планируй! Вокруг только счастье!..

…А если убегаешь от трудностей, охваченный отчаянием, ...что ж…это твой выбор, возможно, в никуда…

Карта 3

Находишься в состоянии крайнего отчаяния, так что земля уходит из-под ног? Ты за гранью понимания происходящего?.. Уповай на Бога, ведь мы все его дети. Зная слабости человека, он смилостивится и укажет выход, возможно, с помощью другого человека.

Иногда, когда здравый смысл приказывает отступиться, только вера удерживает человека над бездной отчаяния.

Иногда, чтобы не потерять своё Я, чтобы сохранить надежду и поверить в лучшее, необходимо отринуть прошлое, начать жизнь с чистого листа.

Карта 4

Если надеешься на что-то, но не знаешь, как воплотить мечты в жизнь, просто начни что-то делать, выбери одну из дорог, смело иди по ней к своим целям, не полагаясь на других.

Если ты в отчаянии и не знаешь, как выйти из создавшейся ситуации, а помощь окружающих пассивна, надейся только на себя!

Карта 5

Надежда – яркий свет, влекущий к неизведанным далям. Стремление к нему обернётся для вас счастливыми обретениями дома и семьи.

Отчаявшись, помни, что жизнь – это тысячи дорог, которые станут новыми надеждами и приведут к вершинам бытия.

Карта 6

Отчаяние не повод переносить себя по ту сторону ограды, за которой тление, безмолвие, чёрное вороньё и пустые глазницы могильных плит. Лестница жизни приведет тебя к нужной калитке, за которой ты обретёшь новый смысл жизни.

Карта 7

Надежда помогает не потерять смысл жизни, даже если потеряна свобода. Укрепить силу духа поможет любовь и поддержка близких и родных, именно они не допустят низвержения в пропасть тьмы и безверия, а череда жизненных испытаний приведёт к высотам духа.

Надежда, словно первый подснежник, будет вести вас сквозь жизненные невзгоды к обретению новых горизонтов мировоззрения.

Карта 8

Отчаявшийся человек имеет свойство замыкаться в своём внутреннем мире, не желая ни с кем общаться, потому что испытывает непреодолимый страх перед будущим и пытается сохранить то, что имеет в настоящем. Нужно преодолеть в себе страх, и удача покажется на горизонте.

Обрести надежду сможет тот человек, который не испугается разобраться в своих чувствах, который приоткроет дверь в свой внутренний мир.


Карта 9

Многие надеются в своей жизни на удачу, а некоторые только на себя. Удача может отвернуться, человек потеряет всё и впадёт в отчаяние. Надежды, достойные человека, -это обретение семьи, детей, гармонии. Надежды на обогащение – ложные, ведущие к очерствлению личности, к её бездуховности.

Карта 10

Многим в пору молодости хочется скорее быть взрослым, а взрослые грустят о прожитых годах, о поре юности. И то, и другое – только сладкие грёзы. Каждый возраст несёт свои изумительные дары. Каждый год жизни раскрывает новое, и не устаёшь удивляться неисчерпаемости и вечной новизне жизни.

С возрастом понимаешь, что в молодости совершил непоправимую ошибку в выборе спутника жизни, поэтому пребываешь в отчаянии от потери любви, прошедшей мимо.

Карта 11

Надежда – дар судьбы. Люди, для которых ты важен, сделают всё для тебя. Возможно, им нечего тебе предложить, кроме доброго сердца.

Карта 12

Только пройдя по лабиринту жизни сквозь потери, страдания, совершив ошибки, ты поймёшь, что тебе нужно в жизни и достигнешь многого.

Карта 13

Надежда, словно бесконечная река, питает тебя, как землю, даёт силы жить, чтобы быть свободным, как птица.

Не нужно отчаиваться, плыви по течению жизни, всё образуется само собой.

Карта 14

Даже если рушатся отношения или они ещё очень хрупки, нужно надеяться только на себя.

От взаимоотношений зависит, какие будут надежды.


(Участники мастер – класса зачитывают свои работы и обсуждают авторские модели занятия).


Рефлексия.


- Психологи часто используют в своей практике приём «Клубочки надежды». Его основная идея состоит в том, чтобы сформировать понимание того, что у человека в жизни должно быть место различным надеждам, чтобы не стать человеком – идеей. Тяните сразу за несколько нитей и будьте оптимистами!

В завершении мне бы хотелось вспомнить замечательную песню о надежде из кинофильма нашего детства – «Не покидай»! И пусть ваши надежды не покинут вас никогда…

Спасибо за внимание!

13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Мастер-класс в форме арт-кафе «Надежда и отчаяние в русской литературе XIX – XX веков»

Автор: Коротченко Елена Юрьевна

Дата: 07.12.2019

Номер свидетельства: 530749


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства