Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс"Цифровые технологии на уроках русского языка и литературы".»
«Цифровые технологии на уроках русского языка и литературы»
Цель мастер – класса: обмен опытом по заявленной теме.
Мы, учителя, всегда хотим сделать уроки более интересными, запоминающимися для ребят. И перед нами встаёт вопрос: что нужно сделать для того, чтобы ребятам было интересно на уроке. А необходимость использования цифровых технологий в образовательном процессе продиктована самой жизнью: дети живут в технологическом пространстве и в школе, и дома. И педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Современный урок не может быть эффективен и интересен без использования ИКТ, потому что цифровые технологии дают возможность повысить интерес к предмету, делая процесс обучения более увлекательным, запоминающимся.
Исходя из этого, использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Для этого необходимо изменить роль ученика: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. Главной ,составляющей успешного обучения является мотивация обучающегося. Применение современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого результата. Использование современных информационных технологий на уроках делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.
Мы используем электронные ресурсы учебного назначения: презентации к урокам, логические игры, тестовые задания, ресурсы Интернета. Цифровые технологии используются нами на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, обобщении, контроле.
Для сопровождения уроков русского языка и литературы сегодня разработано множество цифровых продуктов, которые учителя активно используют на уроках и во внеклассной деятельности. Перечислю их
ЦОР по русскому языку – хорошие помощники учителя, они решают сразу несколько задач, в том числе облегчают учащимся понимание и запоминание учебного материала, пробуждают у них интерес к изучаемым темам. Например:
Использование интернет-ресурсов позволяет представить вниманию учащихся уникальные материалы для уроков литературы, совершать виртуальные экскурсии по музеям писателей, получать возможность знакомиться с произведениями, которые не всегда можно найти в печатном виде. Могут совершить путешествие по тому же маршруту, который проходили писатели или их герои. Например:
Можно всем классом составлять презентацию: https://u.to/l_O-GQ или работать с виртуальной доской http://linoit.com/users/SsvetlanaL/canvases/Literatura.6А
По русскому языку можно составить ментальные карты: https://www.mindmeister.com/ru/1527546756?t=TPMsMlm5Gp
Или задания по программе https://learningapps.org/display?v=pku7s052n20
С большим интересом наши обучающиеся работают на уроках, проводимых в форме игры. Интеграция обычного урока с ИКТ позволяет переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, продуктивным. Становится более быстрым процесс записи определений, других не менее важных частей материала, так как оно выводится на экран. Кроме того, у обучающихся работает сразу несколько видов памяти. Необходимо помнить о том, что среди детей есть аудиалы, визуалы. Поэтому одному нужно увидеть, другому достаточно услышать материал, а если и видишь, и слышишь, то результат будет выше. А ведь именно этого мы и добиваемся на своих уроках.
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, заставляет обучающихся быть на уроках активными, даёт возможность быстрой обратной связи учителя с обучающимся. Немаловажным преимуществом является немедленное оценивание обучающихся.
Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:
· целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;
· видеть информацию в целом, а не фрагментарно,
· выделять главное в информационном сообщении.
- Использование интерактивной доски
Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:
· частичная замена деятельности учителя компьютерными обучающими программами (по отдельным темам, вопросам предмета) состоит в использовании учителем своего сценария изучения учебного материала с применением фрагментов имеющегося программного обеспечения по предмету.
· фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала, аудио-видеонаглядности из электронных хрестоматий, энциклопедий, музеев, контролирующих и других дополнительных материалов предметного учебно-методического комплекта;
· использование тренинговых программ для закрепления материала.;
· использование диагностических и контролирующих материалов, имеющихся на электронном носителе или разработанных учителем;
· выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий учащимися с последующей демонстрацией их на уроках или внеклассной работе.
Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:
- способствует повышению познавательного интереса к предмету;
- содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
- способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
Единственное возможное препятствие возможности воспроизведения данного опыта в образовательном учреждении – отсутствие технического минимума для разработки и использования электронно-методических материалов. В нашей школе есть необходимые информационные ресурсы: компьютерный класс, наличие компьютера в учебных кабинетах, доступ в Интернет.
Мы уверены, что ИКТ на уроках русского языка и литературы, впрочем, как и на любых других уроках, не только возможны, но и необходимы. Мы живем в информационном обществе. Наши дети - это поколение визуалов, они привыкли получать информацию с мониторов и дисплеев. Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока.
Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности:
· умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;
· умение работать в группе;
· умение находить информацию в различных источниках;
· коммуникативная компетентность;
· осознание полезности получаемых знаний и умений.
В заключение отметим, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Естественно, использование компьютера на каждом уроке не реально, да и не нужно. Каждый учитель должен планировать свои уроки так, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным.
А теперь продолжите, пожалуйста, предложение (поделитесь своим мнением):1.Мне было интересно………2.ИКТ-уроки способствуют……..3.Я задумался (ась)………..4.Я считаю нужным……..5. Я вижу перспективу….6.Меня заинтересовало….