Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Формирование читательской грамотности на занятиях по внеурочной деятельности «Школьный театр «Мельпомена»»
Мастер-класс«Формирование читательской грамотности на занятиях по внеурочной деятельности «Школьный театр «Мельпомена»
Чепикова Л.Н.
МАОУ «НТГ», г.Нижняя Тура
Тема: «Формирование читательской грамотности на занятиях по внеурочной деятельности «Школьный театр «Мельпомена»
Участники образовательной деятельности – обучающиеся МАОУ «НТГ» в возрасте от 11 до 16 лет.
Чепикова Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «НТГ».
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации практического применения приёмов смыслового чтения на занятиях школьного театра.
Задачи:
- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;
- прокомментировать эффективность применения данных приемов;
- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе.
Материал и оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, элементы декорации.
Основные этапы мастер-класса.
1. Постановка педагогической проблемы.
2. Знакомство с программой школьного театра «Мельпомена».
К сожалению, в современной жизни подростки большое внимание уделяют разнообразным гаджетам. Это и понятно - ярко, красочно, молниеносно…Свободная минута – телефон. Читают всё, что угодно, только не художественную литературу. Дети перестали читать, а это значит, что страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное, и нравственное воспитание ребёнка. Отсюда следует противоречие:
-между необходимостью учителя выполнять требования стандарта литературного образования и отсутствием у учащихся стремления воспринимать литературу как жизненно необходимый предмет.
Одной из важных задач для меня, как учителя, является воспитание вдумчивого читателя. Именно литература учит детей воспринимать окружающий мир, учит разбираться в разных жизненных ситуациях, учит быть Человеком. Поэтому чтение не должно оставаться на уровне только чтения, нужно глубокое осмысление прочитанного. В связи с этим в числе самых важных и актуальных навыков XXI века сейчас называют функциональную грамотность.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное». В этих словах Ушинского суть формирования читательской грамотности обучающихся.
Возникает проблема, как отвлечь, найти такой вид деятельности, который заставит общаться с художественной литературой, причём вживую, в социуме, заниматься физически, позволит познать себя, поможет раскрыть свой внутренний мир. И такой вид деятельности существует - это театр!
Шекспиру принадлежат слова: "Весь мир-театр, а люди в нем актеры".
Мы, взрослые, играем разные роли...А для детей игра свойственна возрасту, а если примерить на себя какую-нибудь роль, например Ромео или Джульетты - очень интересно! Так пришла идея – побороться за души детей посредством театра.
Театральная деятельность - это один из видов детского творчества, который способствует активному развитию речи за счет расширения словарного запаса, ребенок усваивает богатство родного языка, старается говорить четко, понятно для окружающих . Театрализация классических произведений помогает понять авторскую позицию, актуализирует читательские умения, теоретико-литературные и эстетические знания школьников. Целостность впечатления от художественного текста создается за счет театрального воплощения, сценического «звучания» текста, обогащая его собственными эмоциями. И как следствие повышается интерес к классической литературе, возрастает авторитет книги, развиваются творческие способности школьников, возрастает читательская компетенция.
2. Программа театральной студии «Мельпомена» (цели, задачи, нормативные документы, планируемые результаты, разделы, формы работы) предоставлены в презентации и Приложении1.
3. Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом (Приложение 2)
1. Формирование читательской грамотности на уровне слова, предложения, текста. Использован приём реконструкции текста, приём «Мозаика».
Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.
2. Формирование читательской грамотности с не сплошным текстом (Театральный билет)
3. Формирование читательской грамотности при работе со сплошным текстом.
3.1 Д.Кобякова «Поющая стрекоза», И.Крылов «Стрекоза и муравей». Использованный приём «Толстые и тонкие вопросы». Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать:
умение формулировать вопросы;
умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из этапов занятия: на стадии вызова – это вопросы до изучения , на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Кто?
Что?
Когда?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звать…?
Было ли…?
Согласны ли вы…?
Верно ли?
Дайте три объяснения, почему… ?
Объясните, почему… ?
Почему вы думаете… ?
Почему вы считаете… ?
В чём различие… ?
Предположите, что будет, если… ?
Что, если… ?
Может… ?
Будет… ?
Мог ли… ?
Согласны ли вы… ?
Верно ли… ?
3.2 Фрагмент статьи «У.Шекспир: миф и факты». Приём «Верите ли вы?»
Приём «Верите ли вы…» может быть началом занятия, связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием способствует вдумчивой работе с текстом, помогает критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации.
После знакомства с текстом спрашиваю: «Что нового вы узнали, прочитав статью? Что вас удивило?» Учащиеся, выбирая «верные утверждения » из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на анализ текста, выделяют его ключевые моменты. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению новой статьи.
4. Подведение итогов мастер-класса.
Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:
- учить видеть, слышать и чувствовать текст;
- пополнять речевую память учащегося;
- обогащать словарный запас;
- продуктивно усваивать учебный материал;
- прививать эстетический вкус;
- формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.
5.Рефлексия.
- Узнали ли что-то новое и интересное на нашем мастер-классе?
- Пригодятся ли вам полученные знания ?
- Как вы оцениваете проведенное мероприятие
Перед вами театральные билеты. Если для вас информация была интересной, и вы будете использованные приемы в мастер-классе применять в своей деятельности, то оторвите на билете «контроль».
Мне очень приятно было с вами общаться, большое спасибо за работу!
Библиографический список
Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности., 2019г
Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя. – М.: Просвещение, 2018
Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4.
Карпова Н.П. Культура речи, чтение и грамотность как показатели жизненного потенциала нации, - [Электронный ресурс] //URL:http:www.rusreadorg.ru/issues/karpova/3.html
Cметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя.- М.:Баласс,2016