kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературные посиделки «Образ берёзы в устном народном творчестве, в русской поэзии и живописи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Мероприятие "Образ березы в устном народном творчестве, в русской поэзии и живописи"нацелено на знакомство с произведениями поэтов, композиторов и художников, описывающих красоту русской березы. Представленая презентация поможет познакомиться с обрядами и праздниками, в которых береза представлена героиней, которой посвящены стихи и песни. В занимательной форме учащиеся говорят о березе как о символе России, отгадывают загадки, поют и слушают музыкальные произведения, слушают и сами рассказывают стихи. Дети знакомятся с произведениями художников, которые запечатлели красоту русской березы.                                     Мероприятие носит воспитательный характер, прививает любовь к природе, умение высказывать свое мнение,выступать перед аудиторией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературные посиделки»



Муниципальное казенное образовательное учреждение


«Садовская средняя общеобразовательная школа»









Методическая разработка

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОСИДЕЛКИ


«Образ берёзы в устном народном творчестве, в русской поэзии и живописи»










Автор: Курганова Ольга Ивановна,

учитель русского языка и литературы.













Садовое 2015

Тема: «Образ берёзы в устном народном творчестве, в русской поэзии и живописи».


Цели:


• Изучить образ Русской березы в устном народном творчестве (пословицах, поговорках, загадках. Преданиях).


• Раскрыть образ берёзы в стихах С. Есенина и в творчестве других поэтов.


• Выяснить как через цветовые гаммы открывается образ берёзы на полотнах художников.


Задачи:


• Изучить литературу по данной тематике.


• Провести опрос среди учащихся школы.


• Раскрыть образ березы на полотнах художников.


• Определить, какие ассоциации, связанные с русской березой, возникают у людей.



Оборудование: презентация к уроку, тексты для чтения, портреты писателей и поэтов, иллюстрации.

Тип урока: объяснение нового материала.


Ход урока


1.Организационный момент.


Приветствие учителя.


2. Введение в тему.

Здравствуйте, ребята! Наши литературные посиделки я хотела бы начать со старинной крестьянской загадки, отгадав которую, вы узнаете, о чем сегодня пойдет речь.

“Стоит в поле древо древлянское.

На этом древнем древе 7 угодьев. Первое угодье – в избе обиходье.
Другое угодье – в кругу вертится.
Третье угодье – старому и малому потеха.
Четвертое угодье – по церкви крыша.
Пятое угодье – по дорожке след.
Шестое угодье – во всю ночь свет.
Седьмое угодье – всему миру масло.

- Назовите отгадку. (береза)

- К нам на посиделки пришла береза, героиня многих стихов и песен. (Выходит девочка в сарафане)

- Приветствую всех вас, дорогие ребята.

- Как вы думаете, почему с давних времён берёза восхвалялась поэтами и писателями?

В многочисленных народных песнях, особенно свадебных, русская береза сравнивается с девицей - красавицей.

Стоит красавица на поляне: в белом сарафане, в зелёном полушалке.

-Ученики – консультанты подготовили информацию о красоте и значении белой березы.

1-й консультант:

А ведь берёза не только за красоту любима! Это дерево обладает многими ценными свойствами, в том числе и целебными. В марте, когда начинается сокодвижение в дереве, любители берёзового сока устремляются в берёзовые рощи. Там, наверняка, побывали и поэты, и живописцы. Может, именно поэтому поэты и художники любят изображать берёзки?

К образу берёзы часто обращаются художники. Трудно сказать, когда она особенно мила. Хороша берёза во все времена года и в любую погоду.

3. Презентация

Вот только некоторые из них. (Презентация)


(Слайд 2)

1) И. Левитан «Берёзовая роща». Это сказочная песня, где поёт каждая берёзка.

2) И. Грабарь «Февральская глазурь». Гигантская берёза, как мудрый старец, седой, большой, надёжный. Такая берёза защитит от ветра, снега, непогоды.

(Слайд 3)

3) И. Шишкин «Берёзовый лес». Этот ручей, словно песня, которую поют берёзы, или зеркало, в которое они смотрят.

(Слайд 4)

- Какое настроение возникает у вас при виде зимних и летних пейзажей?

- Через краски зимы, голубые, белые, мы ощущаем чистоту и величие этого дерева.

Какое настроение создают картины?

(Яркие краски зелени создают настроение восторга, рисуют наряд как девичье одеяние).


4. Работа с устным народным творчеством

- Наши исследователи провели опрос среди учащихся нашей школы.

Был предложены вопросы:

- Какое дерево сравнивается с девушкой - невестой?

- Какое дерево, исходя из творчества художников и поэтов, можно считать символом России?


(В результате проведенной работы можно сказать, что береза вдохновляла русских писателей и поэтов на создание прекрасных произведений).


2-й исследователь:


Невозможно представить Россию без берёзы. Издавна берёза считается символом России. Разве можно представить себе русское поле без одиноко стоящей белой берёзы? А русский лес без светлой берёзовой рощи? А русскую баню без берёзового веника? А стихи русских поэтов, живопись без образа этого дерева в своих работах?


Ведущая (Береза):

- Послушайте информацию о том, как появилось слово «береза», какова его история? Слово «берёза» появилось примерно в 7 веке и произошло от глагола «беречь». У древних славян было божество, которое считалось матерью всех духов. – Берегиня она была и символом плодородия, и защитницей людей. Славяне представляли её в образе берёзы.

Как в долу–то берёзынька белёхонька стоит.


А наша невеста белее её,


Белее её снегу белого лицо…



Приметы:


- Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.


- Когда берёза перед ольхой лист распустит – лето будет сухое.


- Когда берёза станет распускаться – сей овёс.


- Осенью листья берёзки начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, зажелтеют снизу – поздняя.


Существует множество пословиц и поговорок о русской красавице:


На Руси люди любили берёзу. Она жила в каждом доме в поговорках, сказках, загадках, приметах. Люди не телевизор смотрели, не с компьютером играли, а рассказывали сказочные истории о берёзе, играли в загадки, поучали через пословицы. Вот некоторые из них (Слайд 5)

Берёза – не угроза, где стоит, там и шумит.


Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.


Бела береста – да дёготь чёрен.

Древние славяне почитали берёзу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность. В христианские времена берёза была связана с весенними церковными праздниками.

В конце весны (начале лета) во многих областях России в деревнях праздновали праздник, который назывался Семик (семь недель от Пасхи), обычно отмечали его в четверг. Там, где сам праздник не праздновали, многие его обряды переносились на Троицу. Главными участницами этого праздника были молоденькие девушки от 10 до 14 лет.

Кусочек обрядовой песни:

Не радуйся, зелен дуб,

А радуйся березонька,

А радуйся кудрявая,

К тебе идут девушки. (Слайд 6)

Одним из обрядов, который проходил в этот день был обряд заламывания или завивания березы. Девушки шли в лес, находили невысокое дерево, чаще всего именно березу. В некоторых областях его ветки переплетались в венки или в косы, иногда на них просто вешались венки из цветов, дерево украшалось лоскутками ткани, которые девушки собирали для обряда весь год, реже на березу вешалась предметы одежды. Этот праздник был днем выбора себе подруги на год. Подружки обменивались через березовые венки подарками, иногда целовались. Это называлось кумиться. Те, кто совершил этот обряд, считались на целый год кумушками друг другу. «Покумившиеся девушки считаются подругами на всю жизнь или до следующего кумления через год с другой девушкой, или на срок праздника. Кумятся все девушки, присутствующие при обряде» (инсценирование – 2 пары девочек произносят) (слайд 7)

«Кумушка, голубушка,

Серая кукушечка!

Давай с тобой, девица,

Давай покумимся!

Ты мне кумушка,

Я тебе голубушка!

Горюшко размыкаем!

Будешь мне помощница,

Рукам моим пособница!»


Кстати, мне кажется, что в песне "Во поле березка стояла", есть отголоски этого обряда.


- Актуальна ли тема значимости березы в жизни каждого Россиянина в настоящее время? (высказывания ребят).

- Давайте попробуем это доказать.


6. Конкурс чтецов и анализ.

1-й исследователь

- Берёза – это едва ли не самое распространённое дерево в России, стройное, белое, с раскидистыми ветвями и шелестящими на лёгком ветру листьями. Берёза всегда сопутствовала русскому человеку. Она стала символом России и благодаря поэту Сергею Есенину. В его стихотворениях берёза стала ассоциироваться с родным домом, с малой родиной, с русской глубинкой.

- Давайте проследим, как рисует березку Есенин «Белая берёза».

(Прослушивание стихотворения наизусть).

- Рассмотрите березу в зимнее время. (слайд 8)

- Почему автор называет березу белой?

- С чем сравнивается снег? Почему?

- Почему автор называет ветки пушистыми?

- Где в быту человеком используется кайма и бахрома?

- Для чего Есенин использовал эти слова в описании березы?

- Как объяснить, что снежинки горят в золотом огне?

- Почему береза стоит в сонной тишине?

- Каким новым серебром обсыпает заря ветки березы?

- Почему лениво?

(в стихотворении Сергея Есенина берёзка нарисована поэтом как девушка, юная, стройная. Веточки, как «золотые косы». Листва – «холщёвый сарафан». Конечно, именно такой образ – это есть символ России, символ русской женщины).


- Прослушаем описание березовой рощи поэтом Сергеем Есениным. Он написал стихотворение «Отговорила роща золотая». Позже на стихи поэта была написана музыка, и прозвучало новое музыкальное произведение- романс «Отговорила роща золотая».

- Прослушайте аудиозапись романс «Отговорила роща золотая» ПРИЛОЖ.

(Слайд 9)

- Какие картины представились вашему воображению при прослушивании стихотворения?

- Какие особые слова и выражения Есенин нашел?

- Прослушаем стихи о березе. (Дети рассказывают стихи)


- Прослушаем стихотворение А. Екимцева .


Светло в России от берёз.
И санный след,
И след колёс
И в полночь разглядел бы я:
Светло в России от берёз,
Светло от снега белого.
От меловых заречных круч
И вишен цвета спелого.
От новых срубов,
Белых туч,
Плывущих над Россиею.
И счастлив я, что здесь я рос,
И то мне сердце радует,
Что снежный свет
Родных берёз;
На всю планету падает.

- Какое настроение возникает при прослушивании?

- О березе так же писали поэты: А. Твардовский, К. Симонов, А. Прокофьев, В. Рождественский, Е. Евтушенко и другие.


- Однажды я прочла выражение. (Слайд10)


БЕРЁЗКА, СОЛНЦЕ И РОССИЯ


ЖИВУТ И ВЕЧНО БУДУТ ЖИТЬ!


-Как вы понимаете эти строки?


7. Рефлексия.


- Выразите свое отношение к березе, продолжив предложения. (слайд 11)

С древних времён берёза…….

В стихах и песнях через образ берёзки воспевается …………

Глядя на картины художников, создаётся настроение ……..

У вас на столах жетоны – смайлики. Оцените наше мероприятие, прикрепив их на доску.

Смайлик – улыбка, если вам понравилось, остальное по выбору.

- Закончить наши посиделки я предлагаю хороводной песней.

Звучит песня «Во поле береза стояла»

(Все танцуют в хороводе).


8. Домашнее задание.


Подготовьте рисунки к произведениям поэтов с изображением березы, пословицы или песни о березе.

8



Просмотр содержимого презентации
«Литературные посиделки»

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОСИДЕЛКИ   «Образ берёзы в устном народном творчестве, в русской поэзии и живописи»    Автор: Курганова О.И.,  учитель русского языка и литературы

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОСИДЕЛКИ «Образ берёзы в устном народном творчестве, в русской поэзии и живописи» Автор: Курганова О.И., учитель русского языка и литературы

И.Левитан «Берёзовая роща».

И.Левитан «Берёзовая роща».

Э.Грабарь «Февральская лазурь»

Э.Грабарь «Февральская лазурь»

И.Шишкин « Берёзовый лес».

И.Шишкин « Берёзовый лес».

Пословицы и поговорки  Берёза – не угроза, где стоит, там и шумит.     Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не    сдержит слова.   Бела береста – да дёготь чёрен .

Пословицы и поговорки

Берёза – не угроза, где стоит, там и шумит.   Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова. Бела береста – да дёготь чёрен .

Березка, березка, Завивайся, кудрявая! К тебе девки пришли, К тебе красные пришли, Пирога принесли Со яичницей.
  • Березка, березка,
  • Завивайся, кудрявая!
  • К тебе девки пришли,
  • К тебе красные пришли,
  • Пирога принесли
  • Со яичницей.
«Кумушка, голубушка, Серая кукушечка! Давай с тобой, девица, Давай покумимся! Ты мне кумушка, Я тебе голубушка! Горюшко размыкаем! Будешь мне помощница, Рукам моим пособница!»  Обрядовые песни

«Кумушка, голубушка,

Серая кукушечка!

Давай с тобой, девица,

Давай покумимся!

Ты мне кумушка,

Я тебе голубушка!

Горюшко размыкаем!

Будешь мне помощница,

Рукам моим пособница!»

Обрядовые песни

Ты до того, берёзонька, красива И в полдень жаркий, и в часы росы, Что без тебя немыслима Россия, И я немыслим без твоей красы.

Ты до того, берёзонька, красива

И в полдень жаркий, и в часы росы,

Что без тебя немыслима Россия,

И я немыслим без твоей красы.

Сергей Александрович Есенин «Отговорила роща золотая»

Сергей Александрович Есенин

«Отговорила роща золотая»

БЕРЁЗКА, СОЛНЦЕ И РОССИЯ   ЖИВУТ И ВЕЧНО БУДУТ ЖИТЬ!

БЕРЁЗКА, СОЛНЦЕ И РОССИЯ ЖИВУТ И ВЕЧНО БУДУТ ЖИТЬ!

Продолжите предложение. С древних времён берёза……. В стихах и песнях через образ берёзки воспевается ………… Глядя на картины художников, создаётся настроение …….. В России береза считается ………….

Продолжите предложение.

С древних времён берёза…….

В стихах и песнях через образ берёзки воспевается …………

Глядя на картины художников, создаётся настроение ……..

В России береза считается ………….


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Курганова Ольга Ивановна

Дата: 05.12.2015

Номер свидетельства: 262171


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства