kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературный сценарий «Философский аспект в осмыслении вечных образов земли и неба в поэзии Алексея Решетова».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий призван вовлечь учащихся в мир поэзии Алексея Решетова.

Просмотр содержимого документа
«Литературный сценарий «Философский аспект в осмыслении вечных образов земли и неба в поэзии Алексея Решетова».»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»





Литературный сценарий

«Философский аспект в осмыслении вечных образов земли

и неба в поэзии Алексея Решетова».




















Работа учителя русского языка

и литературы

высшей квалификационной категории

МАОУ СОШ № 12

Нуриахметовой Рузили Мунавировны






г. Березники

2017 г.



Литературный сценарий

«Философский аспект в осмыслении вечных образов земли

и неба в поэзии Алексея Решетова».


1-ый ведущий:


– В жизни каждого из нас живут, чередуясь, меняясь местами, миры, связанные с землёй и небом. Стоит ли этому удивляться? Человек рождается на земле и уходит в неё. Пока человек живёт на земле, трудится на ней в поте лица, приумножая её богатства, радуется красоте, подчас неземной, необыкновенной, не поддающейся человеческому разуму, он, любопытнейшее создание, устремляет свой взор вверх, в небесную тишину, заманчивую и таинственную. Что там, во Вселенной? Есть ли там жизнь и грозит ли ему, человеку, оттуда опасность? Эти вопросы всегда тревожат человека.


2-ой ведущий:


– И каждый делает выбор, что ему дороже: земля или небо. Одни не могут прожить и дня без родной земли, никогда не променяют её на небо. Другие не представляют своей жизни без неба, без этой постоянной устремлённости: быть над землёй, летать и чувствовать себя птицей, свободно парящей в воздухе. Третьим, возможно, нужен союз: небо и земля.


1-ый участник:


– Обратимся к поэзии Алексея Решетова. Уральский поэт так трогательно говорит о своей любви к земле:


… в земле:

начало радуг, хлеба,

Тонюсенькой черёмухи, ручья.

и эту землю

на седьмое небо,

Живой и мёртвый,

не сменяю я.

(«Земля»)


2-ой участник:


– Но и небо не отвергается поэтом, «нет конца и края небу», оно вечно, оно во всём, оно над нами:


Нет конца, но до клочка

Эта синь над морем хлеба,

Над пиликаньем сверчка,

Над пробитой в травах стежкой,

Над прищуром добрых вод

Нам близка: мы все немножко

Подпираем небосвод.

(«Небо»)


3-ий участник:


– Пристальный взор поэта всё подмечает и радуется жизни, царящей вокруг:


Ещё не знаешь точно дня рожденья

Цветов, листвы, душистых мягких трав,

Но видишь, как идут приготовленья

В семье полей, полянок и дубрав.

Вот и ручей запел под снегом тонко

О том, что зелень смотрится в него.

Так мама расшивала распашонку

Задолго до рожденья моего.

(«Ещё не знаешь точно дня рожденья»)


4-ый участник:


– И после небытия, ухода в мир иной ему хочется быть частью земли:


А я хотел бы, в мир уйдя иной,

Вернуться к вам

зелёною осинкой.

Пусть в гости к нам походят грибники,

И целый день звенит в листве пичуга.

(«Отец мой стал полярною землёй»)


5-ый участник:


– Поэт постоянно возвращается в своих воспоминаниях к картинам детства, где он «был одуванчику каждому рад». Поэту «прекрасны и дождик и снег», радостны запахи душистой смолы. И жизнь свою не мыслит «без белых рощ», и душу ему тревожат


Эти тихие речки под тонкой слюдою,

Это пламя осин при клубящейся мгле.


Как откровенны, чисты, милы его признанья:


Сколько зим, сколько лет у меня на счету! –

А на русский простор не могу наглядеться,

Всё гляжу и гляжу на его красоту.

(«Эти тихие речки под тонкой слюдою»)


6-ой участник:


Проснулся я от солнечных лучей.

Цвела трава.

В разгаре было лето.

Как хорошо, что этот мир – ничей:

Ходи, дыши,

и нет тебе запрета.

Как хорошо, что кто-то нам сберёг

Земной простор –

леса, озёра, тучи!

Любимая не пустит на порог –

Неплохо и на камушке горючем.

Спешу к земле,

как к матери родной,

От всех своих досад и треволнений

И возле первой нивушки ржаной

Надолго опускаюсь на колени.


7-ой участник:


– Земля и человек. Насколько настроение земли созвучно настроению человека. Разве можно сказать: «Я полон журавлиным настроеньем»? Ответ на этот вопрос даётся в одном из решетовских стихотворений «Когда прощально кружат журавли»:


Когда прощально кружат журавли

Над отдалённым призрачным строеньем

И лесом, лиловеющим вдали,

Я полон журавлиным настроеньем.

Мой серый взор стремится в синеву,

И тяжело, и слабо машут веки,

И сам подобно журавлю-калеке

Я падаю в осеннюю траву,

Я припадаю к матери-земле,

И вместе с нею горюю и мечтаю,

И привыкаю к медленной зиме,

И самообладанье обретаю…


Лежать на земле и смотреть в небо. Припадать к матери-земле и бродить под солнцем… «И внимать земле и небосводу» - пожалуй, точнее и не скажешь.

8-ой участник:


– Умение понимать, чувствовать и любить природу, быть приближённым к земле – так созвучно поэзии Решетова:

И летом, и зимой морозной

Любая пихта и ветла

Была и няней мне, и крёстной,

И родной матушкой была.

(«Природа»)



Набродиться летними лесами,

Лечь в траву, вздохнуть и замереть.

И почти закрытыми глазами

В небо полуденное смотреть.

Ощущать цветов благоуханье

И лучей скользящее тепло.

(«Набродиться летними лесами»)


9-ый участник:


– В «Невыдуманной поэме» Алексея Решетова даётся диалог космической женщины и человека:


– Ты видишь лучезарное

пятно?

Там жить тебе отныне

суждено.

– Но я же не смогу,

я затоскую.

Тебе, всесильной,

это не понять.

Всю жизнь свою

к родной земле

взыскую,

Хотя мне очень хочется

летать.


Выбор сделан: земля дороже, без неё для поэта жизни нет. Земля – память детства, родная матушка, простор русской природы, это что-то очень родное. Но стремление к небу тоже есть! Очень хочется летать! Почему же, стоя на земле и не представляя своей жизни без неё, человек молча смотрит на небеса?!

Литература


1. Алексей Решетов. Избранное. Стихотворения. Пермь: Пермское книжное

издательство, 2005.

2. А.Решетов. Стихотворения. Том 1, 2. Екатеринбург. Банк культурной

информации. 2004.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Нуриахметова Рузиля Мунавировна

Дата: 16.12.2017

Номер свидетельства: 444640

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства