Вечер, посвящённый творчеству А.С.Грина, состоит из двух частей. Первая часть рассказывает о жизни писателя, вторая о его творчестве.Учащиеся не только знакомятся с писателем, но и участвуют в инсценировках его произведений, читают выразительно стихи, исполняют песню.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3.Александр Грин, упорный, отважный человек, мечтал, странствовал, писал, создал романтический мир Гринландии, «беллетрист».
_______ Исполнение песни «Ребята, надо верить в чудеса».
…Он пришёл на время, ненадолго,
Он пришёл, чтоб нас предупредить –
Разобьётся сердце на осколки,
Если мы разучимся любить.
Е.Огонькова
1.Перед нами портрет замечательного писателя, удивительного человека Александра Степановича Гриневского, Александра Грина. Его современники так вспоминают о нём.
3. «По натуре он был странником, неприкаянным путешественником, искателем приключений. Во всякое дело он вкладывал столько увлечения, что заражал энергией самых холодных людей»
1. «У меня осталось впечатление, что Грин никогда не смеялся. Он усмехался, улыбался, но смех ему был как-то не к лицу. При этом он обладал удивительным чувством юмора, любил и ценил остроумие, с удовольствием принимал хорошую шутку».
2. «Он научил меня мужеству и радости жизни» (Эдуард Багрицкий)
3.«Место Александра Грина в мировой литературе особое. Оно подобно элементу в таблице Менделеева» (Сергей Воронин)
«С ним можно ехать в Арктику и на целину и идти на свидание, он поэтичен, он мужествен» (Даниил Гранин)
Александр Степанович Грин родился 11(24) августа 1880года в городе Слободском Вятской губернии. Вскоре семья переехала в Вятку. Отец его вечный поселенец, дворянин, за участие в польском восстании был сослан в Сибирь. В 1868году ему было разрешено жить в Вятской губернии. Мать Грина, дочь мелкого чиновника умерла, когда Грину было 13 лет. С мачехой он не поладил. Может, поэтому его герои зачастую сироты, не помнящие материнской ласки, а образ матери в его произведениях овеян ореолом любви, святости.
3.Вятка 20 века не являлась глухим медвежьим углом. В ней были общественные и частные библиотеки, свой театр, гимназии, городские училища. Однако из-за строптивого характера Грин не мог ужиться с наставниками и сверстниками в школе. Он вспоминал: «…Меня сверстники не любили, друзей у меня не было». От одиночества и обид он уже с детства уходил в мир вымысла и фантазии, грезил о дальних странах и морских путешествиях, необыкновенных подвигах.
1. С 8лет Грин начал напряжённо думать о путешествиях. Жажду путешествий он сохранил до самой смерти: «Перед моими глазами в воображении вечно были американский лес, дебри Африки, сибирская тайга. А слова Ориноко, Миссисипи, Суматра звучали для меня как музыка».
Грин запоем читал Эдгара По, Жюля Верна, Джека Лондона. Книги во многом определили его судьбу.
Я в книгах читал о прекрасной стране,
Где вечно шумит океан,
И дремлют деревья в лазурном огне,
В гирляндах зелёных лиан.
Туда улетая, тревожено кричат
Любимцы бродяг – журавли…
А руки мотыкой железной стучат
В холодное сердце земли…
Я в книгах читал о прекрасных очах
Красавиц и рыцарей их,
О нежных свиданьях и острых мечах,
О блеске одежд дорогих…
Я в книгах о славе героев узнал,
О львиных, бесстрашных сердцах;
Их гордые души – прозрачный кристалл.
Их кудри в блестящих венцах…
«Мотыка»
2.С 16 лет он скитался по Руси, испытал голод, болезни, разочарование в любви. «С 6 рублями в кармане, с малым числом вещей, не умея ни служить, ни работать, слабосильный, не знающий ни людей, ни жизни, я ни мало не тревожился, что будет со мною. Я был уверен, что сразу поступлю матросом на пароход и отправлюсь в кругосветное путешествие», - вспоминал писатель.
Но мечта стать моряком рухнула: матросом он проплавал совсем недолго, а в заграничном порту был всего один раз.
3.Зато в Одессе произошла первая встреча Грина с морем – тем морем, что залило потом ослепительным светом страницы его рассказов. Грин любил не столько море, сколько выдуманные им морские побережья, где соединялось всё, что он считал самым привлекательным в мире.
1. Его скитальческая жизнь очень похожа на трудную жизнь Алексея Максимовича Горького. Та же перемена мест, профессий в поисках заработка, голод, бесприютность, революционная работа, тюрьма, ссылка. И Горький, и Грин прошли через босячество, но Горький вышел из него писателем, Грин же – фантастом.
2.Впервые жизнь столкнула Грина с Максимом Горьким в 1920году. Он был призван в Красную Армию и служил в караульном полку под Псковом. Там он заболел сыпным тифом. Его привезли в Петроград и вместе с другими больными положили в Боткинские бараки. Грин болел тяжело, он вышел из больницы почти инвалидом.
3.Без крова, полубольной и голодный, тяжёлыми головокружениями, он бродил целые дни по гранитному городу в поисках пищи и тепла. Было время очередей, пайков, коптилок, чёрствых корок хлеба и обледенелых квартир. Мысль о смерти становилась всё назойливее и крепче. В это время спасителем Грина явился М.Горький. Он узнал о тяжёлом положении Грина и сделал для него всё. По просьбе Горького Грину дали редкий в те времена академический паёк и комнату на Мойке в Доме искусств – тёплую, светлую, с постелью и со столом. Кроме этого Горький дал Грину работу.
Из самого глубокого отчаяния и ожидания смерти Грин был возвращён к жизни рукою Горького. «Часто по ночам, вспоминая свою тяжёлую жизнь и помощь Горького, ещё не оправившись от болезни, Грин плакал от благодарности», - вспоминала жена писателя.
А в 1924году уже признанным мастером Грин возвращается к морю. Он прожил в Феодосии до 1930года, а осенью переехал в Старый Крым. Он любил этот город за тишину, цветы, развалины. А ещё за то, что он стоит на горе, откуда видно море.
3.В старом Крыму провёл последние дни своей жизни и умер писатель Александр Грин. Здесь находится дом, в котором он жил. Он белеет в густом саду, заросшем травой с пушистыми венчиками. Маленький дом прибран и безмолвен. За окном лёгкой тучей лежат далёкие горы. Простая и суровая обстановка скрашена только одной гравюрой, висевшей на белой стене – портретом Эдгара По.
1. Александр Грин, бесконечно одинокий и не услышанный в раскатах революционных лет, - сильно тосковал перед смертью о людях. Он просил привести к нему хотя бы одного человека, читавшего его книги, чтобы увидеть его, поблагодарить и узнать запоздалую радость общения с людьми, ради которых он работал.
2.Но было поздно. Никто не успел приехать в сонный, далёкий от железных дорог провинциальный город.
Грин попросил, чтобы его кровать поставили перед окном, и всём время смотрел на горы. Может быть, их цвет, их синева на горизонте напоминали его любимое и покинутое море.
Только две женщины, два человека пленительной простоты были с Грином в дни его смерти – жена и её старенькая мать. 8июля 1932года Александра Грина не стало.
3. В записной книжке Грина записаны слова: « Со стороны на себя смотрю и вглубь и вширь. Только на себе самом познаю я мир человеческих чувств. Через людей вижу я и свой мир, тёмный и светлый, свои желания и действительность. И какова бы она ни была, она вся выразилась в моих книгах. Оттого я и говорю смело: в моих книгах – моя биография. Надо лишь их прочесть.»
П.«Когда я осознал, понял, что я писатель, хочу и могу быть им, когда волшебная сила искусства коснулась меня, то всю последующую жизнь я никогда не изменял искусству, творчеству; ни деньги, ни карьера, ни тщеславие не столкнули меня с истинного пути: я был писателем, им и умру…»
2.Творческий путь Александра Грина продолжался с 1906 по 1932год. За это время он создал около пятисот произведений (новеллы, повести, романы, стихи)
Грин художник чрезвычайно многообразный: он и тонкий психолог, и мастер детективной интриги, и пленительный сказочник, и глубокий мыслитель, и своеобразный поэт.
Поэтический, символический романтизм А.Грина стал явлением прекрасной русской классической прозы, возникшей на рубеже двух веков. Его романтизм усвоил самые лучшие, возвышенные уроки русской литературы.
3.На одной из стен зала музея в городе Кирове (вятке) – карта страны, созданная воображением писателя.
Критик Зелинский назвал её Гринландией. В этой стране свои материки, бухты, архипелаги, острова, проливы, свои города Лисс, Зурбаган, Гертон, Покет, населённые мужественными и добрыми, сильными и смелыми людьми.
Эти названия отсутствуют на географической карте, они остаются в нашем сознании, будят стремление к Красоте, Мечте, Добру, Любви, Вере…
«Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным только человеку, нищему духом,» - писал Константин Паустовский.
Язык Грина звонкий, прозрачный, как капельки росы на траве, в каждой капле отражается весь мир.
Попробуем открыть для себя этот мир…
1.Художественный мир Грина неповторим, фантазия художника создала причудливые, необычные города.
«Нет ничего более бестолкового и чудесного порта, чем Лисс, кроме, разумеется, Зурбагана.
Жёлтый камень, синяя тень, живописные трещины старых стен; где-нибудь на бугрообразном дворе – огромная лодка чинимая босоногим, трубку покуривавшим нелюдимом; пение дали и его эхо в овраге; рынок на сваях, под тентами и огромными зонтиками; блеск оружия, яркое платье, аромат цветов и зелени, рождающий глухую тоску, как во сне,- о влюблённости и свиданиях. гавань грязная, как молодой трубочист; свитки парусов и сон, и крылатое утро, зелёная вода, скалы, гладь океана; ночью – магнетический пожар звёзд, лодки со смеющимися голосами – вот Лисс.
Население Лиса состоит из авантюристов, контрабандистов и моряков; женщины делятся на ангелов и мегер; ангелы, разумеется, молоды, опаляющее красивы и нежны, а мегеры – стары; но и мегеры, не надо забывать этого, полезны бывают в жизни»
(«Корабли в Лисе»)
2.Вымышленные экзотические города на карте Гринландии и в рассказах Грина конкретными описаниями напоминают Одессу, Севастополь, те места, где побывал писатель. И в этих городах рядом с необычайными красавицами, летающими людьми, бегущими по волнам, живут обычные люди с их заботами и радостями.
Джон Ив, герой рассказа «Зелёная лампа», знает, что такое труд, умеет трудиться, добиваться цели в жизни.
ИНСЦЕНИРОВКА ЭПИЗОДА ИЗ РАССКАЗА .
3.Несмотря на то, что пространство, время и герои произведений А.Грина достаточно условны, они являются отражением современного писателю мира.
В отличии от романтиков, Грин вовсе не отворачивается от этого мира. В его произведениях действуют не только благородные герои, но и негодяи; стремление к мечте соседствует с низостью души, вера, бескорыстие и подвижничество – с безверием и жестокостью и бесцельностью существования. В отличии от романтиков Грин прекрасное и чудесное находил в земной жизни.
Инсценировка рассказа «Словоохотливый домовой»
1.Рассказы Грина похожи на притчи: здесь сказка становится реальностью, а реальность похожа на сказку, здесь продолжается вечная охота за несбывшимся.
«Рано или поздно, под старость или в расцвете сил, Несбывшееся зовёт нас, стараясь понять, откуда прилетел зов. Тогда, очнувшись среди своего мира, тягостно спохватываясь и дорожа каждым днём, всматриваемся мы в жизнь, всем существом стараясь разглядеть, не начинает ли сбываться несбывшееся? Не ясен ли его образ? Не нужно ли теперь только протянуть руку, чтобы схватить и удержать его слабо мелькающие черты?
Между тем время проходит, и мы плывём мимо высоких, туманных берегов Несбывшегося, толкуя о делах дня.
Художественный пересказ эпизода из рассказа «Бегущая по волнам».
2.Сказка нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение, она не даёт нам успокоиться и показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни.
Это желание Грин передаёт нам в своих книгах. Оказывается сказки, мечты, герои, прекрасные судьбы рождаются из самой жизни.
3.Мечтами об «ослепительном случае» и радости полна его повесть «Алые паруса».
Эту повесть - пленительную и сказочную – Грин обдумывал и начал писать в Петрограде в 1920году, когда после сыпного тифа он бродил по обледенелому городу и каждую ночь искал нового ночлега у случайных людей.
«Алые паруса» вошли в жизнь не только девочки Ассоль, но и всех, кто прочитал эту повесть.
«Алые паруса» сам автор назвал фейерией, то есть сказочным волшебным действом. А посвятил он эту повесть верному другу, жене Нине Николаевне Грин.
«Алые паруса» - это сказка о воплощённой в жизнь мечте, о том, как добрая воля человека превратила мечту о счастье в счастье реальное.
ИНСЦЕНИРОВКА ЭПИЗОДОВ ПОВЕСТИ (встреча Ассоль и Эгля. Ассоль и Грэя.)
1.Прошёл по земле мечтатель.
Современники называли его фантазёром. А он хотел, чтобы не сходила с лица людей добрая улыбка, чтобы побеждал страдания человек, чтобы не было на земле злобы, лицемерия и лжи, чтобы люди учились мечтать, надеяться, верить.
2.Книги Грина, как книги всякого большого писателя, полны тревожных вопросов. Он сам прошёл в жизни через всё: узнал голод, нищету. горечь ошибок, ад поражений и великие праздники больших побед.
он метался, искал и не находил, и предупреждал: «Никогда не бойтесь ошибаться»
3.Он знал, что принёс в литературу много своего гриновского. Но в философии и обострённой совестливости он был очень традиционен, очень русский.
И мы говорим: нельзя не любить человека и писателя, который так терпеливо и настойчиво учил людей большому и красивому чуду – умению мечтать.
1.Выразительное чтение стих. «Памяти Грина». Исполнение песни «Ребята, надо верить в чудеса…».