Литературный вечер "Он принес поэзию, как щенка за пазухой..." (к 120-летию со дня рождения С.А.Есенина)
Литературный вечер "Он принес поэзию, как щенка за пазухой..." (к 120-летию со дня рождения С.А.Есенина)
ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ: - познакомить студентов с отдельными фактами жизни и творчества С.А.Есенина; показать эпоху, формировавшую эстетические идеалы поэта; продемонстрировать волшебство есенинской поэзии;
- прививать любовь к поэзии, развивать умение выразительной декламации лирических произведений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературный вечер "Он принес поэзию, как щенка за пазухой..." (к 120-летию со дня рождения С.А.Есенина)»
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР
«ОН ПРИНЕС ПОЭЗИЮ,КАК ЩЕНКА ЗА ПАЗУХОЙ…»
(120-ЛЕТИЮ С.А.ЕСЕНИНА ПОСВЯЩАЕТСЯ)
ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ: - познакомить студентов с отдельными фактами жизни и творчества С.А.Есенина; показать эпоху, формировавшую эстетические идеалы поэта; продемонстрировать волшебство есенинской поэзии;
- прививать любовь к поэзии, развивать умение выразительной декламации лирических произведений.
Ход мероприятия:
Чтец 1: Уходят лучшие, как будто мир им тесен, Как будто он не в силах их понять. Уходят лучшие, не спев последних песен, Осиротив родную Землю-мать.
Чтец 2: Мы перечитываем созданное ими, И жжёт глаза горячая строка. Уходят лучшие, своё оставив имя, Утраты боль и память на века.
Чтец 1: И до сих пор в их недописанную повесть Пытаемся мы проторить пути… Уходят лучшие, и мучает нас совесть, Как будто бы могли мы их спасти.
Чтец 2: Неведомо движение времени. Одно поколение сменяет другое. Русь вступила в XXI-й век. Движется, живёт по своим законам мир поэзии, поэзия – Вселенная души человечества.
Чтец 1: Непрерывно нарождаются и вспыхивают в этом чудесном мире поэтические звёздочки и звёзды. Одни сгорают и навсегда исчезают ещё при жизни их «хозяина», свет души от других доходят к нам на протяжении десятилетий.
Чтец 2: И лишь немногие, очень немногие согревают народную «живую душу» в веках, разгораясь со временем всё ярче и ярче. Имя одной из таких звёзд в созвездии поэтической России – СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. Оно – вечно…
Часть видеоролика https://www.youtube.com/watch?v=vLpI8dWGohE
Чтец 1: Две даты: 3 октября 1895 года и 28 декабря 1925 года. Первая – дата рождения, вторая – дата смерти поэта. Тридцать прожитых поэтом на этой земле лет… Это много или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: «30 лет человек должен учиться, 30 – путешествовать и 30 – писать, рассказывать людям всё, что он увидел, узнал, понял».
Чтец 2: Есенину было отпущено в 3 раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения – «Жизнь ценится не за длину». «Ведь я мог дать не то, что дал», - признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, - это целый мир, он живёт, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песнь о великом и вечном – о России, которую поэт любил всем сердцем. И сегодня в этом зале будут звучать стихи, проникнутые обжигающими чувствами, сердечной правдой, и песни на стихи Есенина.
Чтец 1: Раз в столетье под видом поэта
В мир земной к нам приходит Христос.
Но всегда забывают про это
Среди будней житейских и гроз.
Всё идёт он, никак не согреясь,
И нигде не находит приют.
То его Александр Сергеич,
То Сергей Александрович зовут…
«Мы теперь уходим понемногу…» (чтение стихотворения студентом или видеоролик)
Ведущий 1: Уже будучи известным поэтом, Сергей Есенин не раз с раздражением открещивался от звания «крестьянский поэт»: «Не хочу надевать хомут. Я не крестьянский поэт, я просто поэт!» Да, он мог с гордостью сказать: «У меня отец крестьянин, ну а я крестьянский сын!» Мог спросить сестру: «Крестьянин я иль не крестьянин?» Он мог с гордостью сознавать , что отцу и матери он дорог «как поле и как плоть», но одно дело быть «крестьянским сыном», «плотью», а совсем другое – крестьянским поэтом. Ведь поэзия – жизнь души, а душа принадлежит не отцу с матерью, а лишь Господу Богу и ему самому – Сергею Есенину. Не скандалистом и сорванцом рос мальчик Есенин, а скорее мечтателем. Мечтал о любви, о тайне, о дружбе. Эта мечтательность оборачивалась для него осознанием своего изгойства. И так всю жизнь, вплоть до предсмертных строк.
«Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…» (чтение стихотворения студентом или видеоолик)
Ведущий 2: Вскоре после начала учебы в Спас-Клепиках, школе-интернате, он как-то приехал с константиновскими мужиками обратно в деревню. Сначала соврал, что распустили всю школу, а на другой день показал матери следы от побоев на теле и заявил, что больше в школу не воротится. Бунт был подавлен, но очевидным стало то, что Сергей в школе живет на положении некой «белой вороны». Учился хорошо, и учителя поручили Есенину проверять уроки всех лодырей, которых оставляли без обеда готовить несделанные домашние задания. Естественно, что такое возвышение над ними своего одноклассника лодырям не нравилось, и драки частенько возникали на этой почве. Способности к стихосложению не прибавляли Есенину авторитета. Его товарищ по учебе вспоминал: «Его намерения и способности писать стихи ничуть не возвышали его в наших глазах, а его заносчивость при оценке своего таланта и его постоянные разговоры о своих стихах казались нам скучными». Уязвленное самолюбие, непризнание его талантов, драки и ссоры – все это развивало в отроке и мнительность, и замкнутость, и волю к сопротивлению, и ощущение своего особого пути, особого призвания.
Чтец 3:
Я ль виноват, что я поэт Тяжелых мук и горькой доли, Не по своей же стал я воле - Таким уж родился на свет.
Я ль виноват, что жизнь мне не мила, И что я всех люблю и вместе ненавижу, И знаю о себе, чего еще не вижу, Ведь этот дар мне муза принесла.
Я знаю — в жизни счастья нет, Она есть бред, мечта души больной, И знаю — скучен всем напев унылый мой, Но я не виноват — такой уж я поэт. (1915)
Ведущий 1: Письма Есенина из Москвы 1912-1914… Это отдельная удивительная страница его жизни. Диапазон сомнений и чувств в письмах поистине необъятен – от наивности до мудрости, от глубочайшей веры до отчаянья, от мучительного самоанализа до растворения своего «я» в море христианского чувства. Вот только несколько отрывков из этих писем:
«…читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового… Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как другие. Те веруют из страха: что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одаренного светлым умом и благородной душою, как образец в последовании любви к ближнему».
Или вот такие размышления: «Что мне блага мирские? Зачем завидовать тому, кто обладает талантом, - я есть ты, и мне доступно все, что доступно тебе. Ты богат в истине, и я тоже могу достигнуть того, чем обладает твоя душа…Человек! Подумай, что твоя жизнь, когда на пути зловещие раны. Богач, погляди: вокруг тебя стоны и плач заглушают твою радость».
Право, Есенин мог бы стать незаурядным религиозным проповедником, ибо перед нами не письмо, а готовая проповедь.
«В этом мире я только прохожий…»(чтение стихотворения студентом или видеоолик)
Ведущий 2: С кем бы он ни встречался, какие бы разговоры и споры ни вел, а к концу 1914 года он все чаще и чаще повторял: «Поеду в Петроград, пойду к Блоку. Он меня примет!» В это время он уже навсегда понял, что поэзия окончательно взяла его душу в полон и не его судьба, ни его дело семья, дети, жена, уют, спокойствие. Он навсегда расстался с мыслями о своем месте в революционном движении, о социал-демократических соблазнах, о политической карьере. Он – поэт.
Итак, к весне 1915 года девиз Есенина «В Москву! В Москву!» сменился на другой: «В Петербург! К Блоку!»
Прямо с вокзала он отправился на Офицерскую. Не застав Блока, написал ему записку: «Александр Александрович! Я бы хотел поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Хотел бы зайти часа в 4. С почтением. С.Есенин» И, как охотничья собака по следу, ринулся на поиски Блока по Петербургу.
Отрывок из х-ф «Есенин» - встреча Есенина с Блоком
Ведущий 1: С наслаждением «валял дурака» Сергей Есенин в 1916 году. Когда он уже служил санитаром в Царскосельском Федоровском городке и ходил в военной форме – новой, добротной – в крепких яловых сапогах, шароварах и новой гимнастерке, он тем не менее писал в Комитет Литературного фонда: «Получив старые казенные сапоги, хожу по мокроте в дырявых, часто принужден из немоготной пищи голодать и ходить оборванным… Прошу покорнейше оказать мне вспомоществование взаимообразное – в размере ста пятидесяти рублей». Но в Комитете литературного фонда сидели стреляные воробьи. Они выяснили, какой гонорар получил поэт за повесть «Яр» и пришли к выводу, что «господин Есенин теперь не нуждается».
Ведущий 2: Осенью 1916 он познакомился с Маяковским.
Из воспоминаний Маяковского: «В первый раз я его встретил в лаптях и в рубахе с какими-то вышивками крестиками. Это было в одной из хороших ленинградских квартир».
Произошло это, если быть точными, на квартире у Федора Сологуба. Есенин был в сапогах, а не в лаптях. Лапти он в жизни не носил. Есенина попросили почитать стихи после Маяковского. Он прочитал. А когда стали просить еще, с улыбчивой неприязнью заявил:
- Где уж нам, деревенским, схватываться с городскими. У них и одежда, и штиблеты модные, и голос трубный, а мы ведь тихенькие, смиренные.
Маяковский тут же отреагировал, со свойственной ему показной грубостью:
- Да ты не ломайся, парень, тогда и у тебя будут модные штиблеты, помада в кармане и галстук с аршин.
Вот так началась распря Есенина с Маяковским, которая длилась всю их жизнь.
Отрывок из х-ф «Есенин» - поэтическая дуэль Есенина с Маяковским
Ведущий 1: В 1918-ом, на открытии памятников «певцу народной печали Кольцову» и «певцу народной бедноты Никитину» Есенин читал стихотворение «О Русь, взмахни крылами». Когда же увидел газетный отчет, в котором его обозвали футуристом, аж сплюнул: «Нет, надо какое-то свое направление создавать, с запоминающимся названием…Мариенгоф предлагает «имажинизм», «имаж», говорит, это образ по-французски».
Ведущий 2: Животный мир – последнее пристанище души поэта, ибо люди стали хуже зверей. Среди «братьев наших меньших» невозможно то, что творится в мире людском. Если где и осталось чувство любви, жалости, добра – то среди псов, кобыл, коров, обреченных на уничтожение.
Художники Анненков и Осмеркин вспоминали, что не могли сдержать слез, когда Есенин читал им только что написанную «Песнь о собак». Не отрываясь, со слезящимися глазами слушал ее и Горький, позже, в Берлине.
«Песнь о собаке» писалась, когда люди в тщетной надежде согреться топили дома мебелью и книгами, когда трупы умерших от голода лежали в подворотнях, заградительные отряды не пропускали в голодающие города ни одного мешка с хлебом, по ночам не прекращались расстрелы в подвалах ЧК.
«Песнь о собаке»
Ведущий 1: Мир есенинской поэзии в 1919-1920 годах явно менялся. Исчезали яркость и свежесть красок, пропадало ощущение прозрачности, одухотворенности всего живого – черное, таинственное, пугающее вторгалось в поэтический мир. Поэт уже не чувствовал себя пророком Нового завета. Родным становится ему свист ледяного ветра по России, кровью умытой.
Всем своим существом он являл удивительный контраст со всем, то происходило вокруг него. Заставлял замолкать своими стихами публику, а та прощала ему любые оскорбления, сказанные перед началом чтения. В голодном и тифозном городе умудрялся находить подпольные столовки, и совершенно инородным телом выглядел в них, среди спекулянтов и ворья.
Видеоролик «Хулиган»
Ведущий 2: В середине апреля 1920 года Есенин навестил родных в Константиновке. Прожил он там не более двух недель. И, наверное, нечасто приходилось ему видеть более тяжелые картины. Екатерина Есенина вспоминала: «После бурных дней 1919 года у нас стало тихо, как всегда после бури вода не сразу становится чистой, так и у людей еще много мутного было на душе. Прекратилась торговля, нет спичек, гвоздей, керосина, ниток, ситца. Живи, как хочешь. Все обносилось, а купить негде».
Проливной дождь, ливший все эти дни, еще более усугублял тяжелое впечатление от увиденного. Многих односельчан поэт уже не застал в живых – кто убит на фронте, кто сгорел в тифу. Гибель породившего и вскормившего его мира навевала мысль о неизбежности собственной гибели.
Чтец 4:
Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.
Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.
На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость,
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.
Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.
Будет ветер сосать их ржанье,
Панихидный справляя пляс.
Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час!
Ведущий 1: Было в жизни Есенина и длительное пребывание за границей – в статусе мужа известной танцовщицы Айседоры Дункан. Находясь там, поэт вдруг ощутил, что родные и близкие, оставшиеся в голодной и холодной России, стали его последней «роковой зацепкой за жизнь». Вот выдержки из есенинских писем того времени:
«Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод и людоедство, зато у нас есть душа, которую здесь за ненадобностью сдали в аренду…»
Ведущий 2: «Там, из Москвы, нам казалось, что Европа – это самый обширнейший рынок распространения наших идей в поэзии, а теперь отсюда я вижу: боже мой! До чего прекрасна и богата Россия в этом смысле. Кажется, нет такой страны еще и быть не может…»
После возвращения из-за границы Есенин не просто подчеркивал, а с болью, с надрывом и яростью вбивал в головы собеседников: «Основная тема моей поэзии – Россия! Без этой темы я не был бы поэтом. Мои стихи национальны…»
«Не жалею, не зову, не плачу…» (чтение стихотворения студентом или видеоолик)
Ведущий 2: Про Есенина можно говорить бесконечно…Жизнь длиной в 30 лет, но сколько вопросов осталось без ответа, сколько загадок так и не были разгаданы, сколько тайн так и остались нераскрытыми. Вряд ли можно встретить человека, который не знал бы наизусть хоть несколько есенинских строк…
Видеоролик «Жители разных городов читают стихи Есенина»
Давайте и мы с вами обратимся к есенинской поэзии – вечной, как сама жизнь.
(Студенты встают и по очереди читают четверостишия из стихотворений Есенина)
Ведущий 1: В дореволюционной Москве выпускалось несколько детских журналов. Один из них назывался «Мирок». В январе 1914 года на десятой странице журнала было напечатано стихотворение, хорошо знакомое всем нам:
Белая береза под моим окно
Принакрылась снегом, точно серебром…
Под стихотворением стояла подпись: Аристон.
В стихотворении Державина был герой с таким именем – он был молод, «нежен лицом и душой, нравов благих преисполнен». Для Есенина важна была сама суть этого поэтического образа – благородство, великодушие и готовность сражаться со злом и ложью. Как мы видим, еще в юности Сергей Александрович Есенин, выбрав такой псевдоним, определил свой жизненный путь.
Современница, близко знавшая поэта в те годы, вспоминала: «Он был такой чистый, светлый, у него была такая нетронутая, хорошая душа – он весь светился».