kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературный вечер для учащихся 9 -11 классов «Особенности женской души в любовной лирике Ахматовой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Литературный вечер для учащихся 9-11 классов "Особенности женской души в любовной лирике Ахматовой"

 Учащиеся знакомятся более конкретно с любовной лирикой. Представлен материал о взаимоотношениях поэтессы с другими авторами, отклики на ее творчество. Представлены различные виды работы с текстами. Учащиеся не просто слушатели, а сами являются  активными участниками, читая  и анализируя стихи, представляя презентацию, рассказывают сведения из жизни поэтессы.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литерат. вечер по Ахматовой»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Садовская средняя общеобразовательная школа»













Литературный вечер для учащихся 9 -11 классов


«Особенности женской души в любовной лирике Ахматовой»





Автор: учитель русского языка и литературы

Курганова Ольга Ивановна














2014 год




Тема: Особенности женской души в любовной лирике Ахматовой.

Цели:

• познакомить обучающихся с любовной лирикой А.Ахматовой;

• выявить основные черты поэтики А. Ахматовой через анализ и интерпретацию стихотворений;

• совершенствовать навыки анализа художественного текста;

• развивать навыки свободного и грамотного владения речью;

• воспитывать бережное отношение к традициям русской культуры.

Оборудование: портрет А. Ахматовой 1910 –х -1920 –х годов,

выставка - сборники стихотворений,

П.И.Чайковский («Октябрь. Осенняя песня.»)

презентация по творчеству Ахматовой.


Технические средства обучения: компьютер, проектор, DVD-проигрыватель



Ход урока


I. Сообщение темы и постановка главного вопроса.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня мы совершим путешествие по страницам произведений лирики Ахматовой и, вчитываясь в строки ее стихов, обратимся к одной страничке из этой замечательной книги «женской души», поразмышляем над её содержанием. Слайд 1

Анна Ахматова, по выражению современников, «дала литературе целую книгу женской души».

II. Словарная работа .

Так было будто бы предопределено, что Она – Анна. И потому не могла не писать о любви. (Слайд 2)

... В то время я гостила на земле.

Мне дали имя при крещенье- Анна,

Сладчайшее для губ людских и слуха.


На доске : Имя Анна библейского происхождения и означает «благодать».


Благодать – наитие свыше; милость, благодеяние, благотворение, любовь. (В.И.Даль)

III. Усвоение новых знаний. Создание ситуации диалога.

Кто-то из почитателей таланта поэтессы сказал, что на протяжении едва ли не всей жизни Ахматова писала «неожиданные» стихи . (Слайд 3)
Как же так? Ведь пели любовь Пушкин и Лермонтов, Тютчев и Фет. И вдруг – «неожиданные» стихи, т.е. новые и, действительно, стихи Ахматовой были необычны.

                Что в них необычного?

 Нам, людям, живущим сто лет спустя после написания стихотворений, кажется, что нет ничего необычного в том, что женщина рассказывает о своих чувствах.

Но так ли было ранее? Обратимся к литературе 19 века.

  В каких  произведениях вы уже встречались с монологом героини,  которая сама говорит о своей любви? («Евгений Онегин». Письмо Татьяны).

Но кто был автором этого произведения? Следовательно, о чувствах лирической героини рассказывал опять мужчина – поэт.

Принято ли было в 19 веке женщине самой рассказывать о своих чувствах?  Как же современники  Пушкина восприняли Письмо Татьяны? (оно воспринималось как вызов общепринятым нормам поведения для благовоспитанных барышень).

 А как вы думаете, почему? Каково было предназначенье женщины? (Ответ: дом, дети, забота о муже).

Что же изменилось в литературе за время с момента написания романа до написания стихотворения Ахматовой? ( Практически ничего. Мужчины отводили женщине то же место, что и в 19 веке. В конце 19 века напечатаны замечательные стихи о любви Фета, Тютчева. А женских стихов не было).

 Как вы думаете, почему женщина заговорила о том, что было у нее на душе, сама? Почему вдруг в стихах А.Ахматовой нам открылся мир женщины, прежде так тщательно скрываемый? (Возможный ответ: начало меняться отношение к женщине, они стали  сами бороться за свои права).

Нам важно увидеть. Как менялось место женщины в обществе и как менялось при этом отношение общества к самой женщине, рассмотрим жизненные ситуации Анны Ахматовой, ее чувства и отношение окружающих.

У Анны Андреевны Ахматовой по воспоминаниям Надежды Яковлевны Мандельштам течение любовных романов было в основном однотипным. Но в ее стихах лирическая героиня, испытывающая чувство любви, была иной. У Ахматовой все было не так. Взгляд внимательный, глубокий, остановка на тебе, взглядывание. «Здравствуйте», - с полупоклоном. Не просто вежливость, а уважение авансом незнакомому человеку. В ней все было удивительно – как двигалась, как говорила. Все освещалось каким-то высоким смыслом.

Марина Цветаева посвятила Ахматовой стихотворение. Слайд 4

Звучит отрывок стих Цветаевой «Ахматовой...» Читает подготовленная ученица.

Еще один огромный взмах —

И спят ресницы.

О, тело милое! О, прах

Легчайшей птицы!


Что делала в тумане дней?

Ждала и пела...

Так много вздоха было в ней,

Так мало — тела.


Не человечески мила

Ее дремота.

От ангела и от орла

В ней было Что-то.

Как тонко сказала о ней Цветаева: «ждала и пела». Ждала любви, счастья, мужа, сына… Ждала и пела.

- Обратите внимание на строки стихотворения. Какие сравнения приводит автор и почему?

Ее мятежное состояние души, боль в сердце, одиночество, заключено в следующих строках . Слайд 5

Ранние стихи Ахматовой наполнены любовью, радостью встреч и горечью разлук, несбывшимися надеждами. Она говорила о них без прикрас, просто и ясно. Ахматова писала о своем отношении и чувствах к Гумилеву. Слайд 6

Послушайте стихотворение «Я не любила долгих дней» Аудиозапись.

-Расскажите о настроении автора.

IV. Конкурс чтецов, создание ситуации диалога.

-Рассмотрите выставку сборников стихов поэтессы. Ахматова была лириком, а значит, каждое событие она пропускала сквозь свою женскую душу. Анна достойно перенесла все испытания: арест сына, личное горе, страдания народа. Поэтесса не только смогла стойко и достойно пережить все невзгоды, выпавшие на её долю, но и вылила их в бессмертные стихи. Слайд 7 (Стих «Я научилась просто, мудро жить» учащ.)

Стихотворение было написано во время совместной поездки А. Ахматовой и Гумилева Н.С. во Флоренцию в (1912 г.)

- Что вы можете сказать о герое стихотворения? (Женщина одинока, покинута, но она сильна, мужественна)

- Что помогает ей обрести мир в душе? (Простые, обыкновенные , будничные вещи: небо, гроздь рябины, пушистый кот, озерная лесопильня, крик аиста, т.е. покой можно найти в природе, в вере)

- В чем заключается высшая мудрость жизни, по мнению героини?

(Мудрость в том , чтобы почувствовать себя гостем на земле, осознать тленность бытия, ибо в этом высший смысл жизни. Понять счастье быстротечности , всего живого в вечности природы и самой жизни).

На фоне музыки П.И.Чайковского («Октябрь. Осенняя песня.») в исполнении учащейся звучит стих. «Песня последней встречи».

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

Попробуем понять, почему это небольшое произведение сделало Ахматову известной.

- Взгляните на название. Что в нем кажется вам интересным?

(Ахматова сама нашла нужное для своей поэзии слово: ее стихи не столько о любви, сколько о «нелюбви» , о переплетении крайностей, противоположностей. Это еще одна особенность ее любовной лирики.)

Но есть еще одно чувство, выраженное в ее стихотворении. (Примечание: ученица наизусть читает стихотворение А.Ахматовой “Сжала руки под темной вуалью”)

Сжала руки под темной вуалью…

“Отчего ты сегодня бледна?”

- Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь.

Искривился мучительно рот...

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: “Шутка

Все, что было. Уйдешь, я умру”.

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: “Не стой на ветру”.

8 января 1911 г. Киев.


- Какие эмоции вызвало у вас прочтение стихотворения? Какими чувствами, настроением оно проникнуто?

(Чтение стихов учащимися, беседа о прочитанном)

В любовной лирике Ахматова «настежь распахнута» перед читателем. Это одна из особенностей ее лирики – открытость, непосредственность , женщина обыкновенно была лишь предметом чувств, влюбленного в нее мужчины. В стихах Ахматовой она заговорила сама. «Я научила женщин говорить», - с гордостью писала поэтесса. Надежда, встреча, измена, боль, разрыв – обо всем этом рассказывает женщина, как бы наблюдая себя со стороны.

- От чьего лица идет речь в стихотворении? Что это диалог лирической героини и лирического героя или монолог героини?

- Каково состояние героини?

(Она сейчас – напряжена, «бледна»; в момент разлуки – см.: экспрессивная лексика, эмоции на пределе.)

Еще одна особенность – напряженность переживаний .

- А Он? Каково его состояние? Есть ли характер?

В чем признается читателю лирическая героиня?

«… я терпкой печалью напоила его допьяна» Что же это такое?

Метафора - выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений.

А как бы мы сказали то же самое в нашей обычной, не поэтической речи?

(Обидела, расстроила, огорчила, опечалила)

Но А.А. нашла такие слова, которые трогали читателей до глубины души.

И на мой взгляд, здесь есть еще одно очень важное слово. Какое?

Ответ: Терпкий!. Что обозначает этот эпитет?

(Кислый и вяжущий на вкус,  вызывающий оскомину)

Тут кроме слов появился  и вкус. И мы ощущаем эту терпкую горечь.

«Печалью напоила его она». Но сейчас все – таки кто страдает от этого?

И она! И он!

И здесь мы видим,  что метафора перерастает в скрытое сравнение « напоённый допьяна». Но это сравнение не унижает героя: он выбит её признанием из равновесия.

А она? Чувствует, что виновата, раскаивается в совешенном. Ошеломлена произошедшим.

Как поступает героиня?

«Я сбежала,  перил не касаясь.

 Я бежала за ним до ворот», т.е. стремительно, без всякой осторожности…

Почему?

Гамму чувств, охватывающих ее, передать невозможно, поэтому говорится о ее поступке.

Она сейчас не думает о себе, хочет исправить то, что натворила. Это  последняя возможность. Мы  ведь понимаем, что он ей не безразличен!

Но мир поэзии – это не только предметы, это игра света и тени, цветовая палитра, целый спектр звуков. (Слайд 8)
(К.И Чуковский необычайно нежно писал после знакомства с Ахматовой: «Я знал Анну Андреевну Ахматову с 1912 года. На каком- то литературном вечере подвел меня к ней ее муж, молодой поэт Николай Степанович Гумилев. Тоненькая, стройная, похожая на робкую пятнадцатилетнюю девочку, она ни на шаг не отходила от своего мужа, который тогда, при первом знакомстве, назвал ее своей ученицей. Прошло два - три года, и в ее осанке наметилась главнейшая черта ее личности- величавость Слово « царственная» приходило всем, знавшим Анну Андреевну. )

V.Итог.

- В чем необычность и сила стихов А.Ахматовой?( раскрыла богатый внутренний мир своей лирической героини, мир сильной женщины, которая может противостоять судьбе.

- А. Ахматова «дала литературе целую книгу женской души», искренность повествования
50 лет Ахматову упрекали в том, что она пишет о любви. Критики всесильны и всевластны! Скольких мужчин сбили они с пути! Но ничего не смогли сделать с этой величавой женщиной.
Она учила мужчин выслушивать не «лепет влюбленной», а жаркие и гордые слова. Она учила женщин быть достойными любви, быть равными в любви, быть в любви щедрыми и жертвенными.


Имя Анны Ахматовой навсегда вошло в русскую литературу, ее образ также увековечен в скульптурах. До наших дней сохранились памятники. (слайды 9,10)

Закончить наш урок я хотела бы следующим стихотворением Марины Цветаевой


«Ты солнце в выси мне застишь…»

Ты солнце в выси мне застишь,
Все звезды в твоей горсти!
Ах, если бы — двери настежь!—
Как ветер к тебе войти!

И залепетать, и вспыхнуть,
И круто потупить взгляд,
И, всхлипывая, затихнуть,
Как в детстве, когда простят.


Да святится имя твое, Анна Ахматова!


Просмотр содержимого презентации
«Презентация к литерат. вечеру Ахматовой»

Особенности женской души в любовной лирике Ахматовой. МКОУ «Садовская СОШ»  Автор: учитель русского языка и литературы  Курганова Ольга Ивановна

Особенности женской души в любовной лирике Ахматовой.

МКОУ «Садовская СОШ»

Автор: учитель русского языка и литературы

Курганова Ольга Ивановна

В то время я гостила на земле.  Мне дали имя при крещенье- Анна, Сладчайшее для губ людских и слуха. Имя Анна библейского происхождения и означает «благодать».  Благодать – наитие свыше; милость, благодеяние, благотворение, любовь. (В.И.Даль)

В то время я гостила на земле.

Мне дали имя при крещенье- Анна,

Сладчайшее для губ

людских и слуха.

Имя Анна библейского происхождения и означает «благодать». Благодать – наитие свыше; милость, благодеяние, благотворение, любовь. (В.И.Даль)

«неожиданные» стихи Я – голос ваш, жар вашего дыханья, Я – отраженье вашего лица. Напрасных крыл напрасны трепетанья,- Ведь все равно я с вами до конца.  Двадцать первое. Ночь. Понедельник.  Очертанья столицы во мгле.  Сочинил же какой-то бездельник,  Что бывает любовь на земле.

«неожиданные» стихи

Я – голос ваш, жар вашего дыханья,

Я – отраженье вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья,-

Ведь все равно я с вами до конца.

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

Очертанья столицы во мгле.

Сочинил же какой-то бездельник,

Что бывает любовь на земле.

М.Цветаева «Ахматовой…» Еще один огромный взмах — И спят ресницы. О, тело милое! О, прах Легчайшей птицы! Что делала в тумане дней? Ждала и пела... Так много вздоха было в ней, Так мало — тела. Не человечески мила Ее дремота. От ангела и от орла В ней было Что-то.

М.Цветаева «Ахматовой…»

Еще один огромный взмах —

И спят ресницы.

О, тело милое! О, прах

Легчайшей птицы!

Что делала в тумане дней?

Ждала и пела...

Так много вздоха было в ней,

Так мало — тела.

Не человечески мила

Ее дремота.

От ангела и от орла

В ней было Что-то.

«Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли я его, я не знаю, но кажется мне, что люблю.»

«Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли я его, я не знаю, но кажется мне, что люблю.»

Я научилась просто мудро жить,  Смотреть на небо и молиться богу,  И долго перед вечером бродить,  Чтоб утомить ненужную тревогу.  Когда шуршат в овраге лопухи,  И никнет гроздь рябины желто- красной,  Слагаю я веселые стихи  О жизни тленной, тленной и прекрасной.  Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь  Пушистый кот, мурлыкает умильней.  И яркий загорается огонь  На башенке озерной лесопильни.  Лишь изредка прорезывает тишь  Крик аиста, слетевшего на крышу.  И если в дверь мою ты постучишь,  Мне кажется, я даже не услышу.

Я научилась просто мудро жить, Смотреть на небо и молиться богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге лопухи, И никнет гроздь рябины желто- красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной. Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот, мурлыкает умильней. И яркий загорается огонь На башенке озерной лесопильни. Лишь изредка прорезывает тишь Крик аиста, слетевшего на крышу. И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу.

К.И.Чуковский   « Я знал Анну Андреевну Ахматову с 1912 года. На каком- то литературном вечере подвел меня к ней ее муж, молодой поэт Николай Степанович Гумилев. Тоненькая, стройная, похожая на робкую пятнадцатилетнюю девочку, она ни на шаг не отходила от своего мужа, который тогда, при первом знакомстве, назвал ее своей ученицей. Прошло два- три года, и в ее осанке наметилась главнейшая черта ее личности- величавость Слово « царственная» приходило всем, знавшим Анну Андреевну.

К.И.Чуковский « Я знал Анну Андреевну Ахматову с 1912 года. На каком- то литературном вечере подвел меня к ней ее муж, молодой поэт Николай Степанович Гумилев. Тоненькая, стройная, похожая на робкую пятнадцатилетнюю девочку, она ни на шаг не отходила от своего мужа, который тогда, при первом знакомстве, назвал ее своей ученицей. Прошло два- три года, и в ее осанке наметилась главнейшая черта ее личности- величавость Слово « царственная» приходило всем, знавшим Анну Андреевну.

Пусть камнем надгробным ляжет на жизни моей любовь. Дача Ахматовой в  Комарове

Пусть камнем надгробным ляжет на жизни моей любовь.

Дача Ахматовой в Комарове

Памятник

Памятник

  • В Петербурге есть памятники Ахматовой — во дворе филологического факультета государственного университета и в саду перед школой на улице Восстания.
  • 5 марта 2006 года, к сороковой годовщине со дня смерти Анны Андреевны в Санкт-Петербурге в саду возле Фонтанного дома был открыт третий памятник Анне Ахматовой работы петербургского скульптора Вячеслава Бухаева (сам памятник — дар Николая Нагорского).
  • В Фонтанном доме, где расположен литературно-мемориальный музей поэтессы, она прожила 30 лет, а сад у дома называла «магическим». По её словам, «сюда приходят тени петербуржской истории».
  • В декабре 2006 года в Санкт-Петербурге открыли памятник Анне Ахматовой, расположенный через Неву от следственного изолятора «Кресты», где она завещала его разместить. В 1997 году планировалось разбить Ахматовский сквер на этом месте, однако планам не суждено было сбыться.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Курганова Ольга Ивановна

Дата: 28.11.2014

Номер свидетельства: 136754


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства