kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературный монтаж по произведениям М .Ю.Лермонтова "Он был источник дерзновенный"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературный монтаж по произведениями М .Ю .Лермонтова для учащихся 7 -9 классов. Цель мероприятия:заинтересовать школьников личностью М .Ю.Лермонтова, вызвать к нему любовь и сочувствие, увлечь красотой его поэтического таланта. Методические приемы:живой рассказ, насыщенный конкретными фактами., включающий письма и стихи поэта, воспоминания современников, отрывки из художественных произведений М .Ю. Лермонтова. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературный монтаж по произведениям М .Ю.Лермонтова "Он был источник дерзновенный" »

Литературный монтаж

по произведениям М.Ю. Лермонтова для учащихся 5-9 классов.

15 октября 2014 г. исполняется 200 лет со дня рождения

Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-2014)

«Он был источник дерзновенный»

Цель: заинтересовать школьников личностью Лермонтова, вызвать к нему любовь и сочувствие, увлечь красотой его поэтического таланта.

Методические приемы: живой рассказ, насыщенный конкретными фактами, включающий письма и стихи поэта, воспоминания современников, отрывки из художественных произведений о Лермонтове.

Подготовка: на сцене – портрет М.Ю.Лермонтова, слайды.

Участники: В конкурсе принимают участие игроки 5-9 кл. В ходе рассказа о творчестве и жизни поэта Ведущий задает вопросы участникам игры.

Вед. Этот вечер мы посвятим Михаилу Юрьевичу Лермонтову, чье творчество – одна из самых великих вершин русской и мировой литературы. Он был гениальным человеком, но это замечали не все, кто общался с ним. Многие в высшем свете считали его лишь насмешливым, порой очень неприятным собеседником.

Вед. Многие современники, а потом исследователи творчества Лермонтова отмечали его так называемый байронизм. Вот какое впечатление произвел Лермонтов на Ивана Сергеевича Тургенева, который увидел его в доме княгини Шаховской.

Чтец. «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых широких плечах, возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал всякий. Известно, что он до некоторой степени изобразил самого себя в Печорине. Слова «Глаза его не смеялись, когда он смеялся» и т.д. – действительно применялись к нему. Не было сомнения, что он, следуя тогдашней моде, напустил на себя известного рода байроновский жанр, с примесью других, еще худших капризов и чудачеств. И дорого же он поплатился за них! Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба. На бале дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может, ему приходили в голову те стихи:

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских

Давно бестрепетные руки…

М.Ю. Лермонтов «Как часто пестрою толпою окружен…»

Вед. А вот свидетельство Ивана Ивановича Панаева, русского писателя, который вместе с Н. А. Некрасовым основал и издавал знаменитый журнал «Современник».

Чтец. «Наружность Лермонтова была очень замечательна.

Он был небольшого роста, плотного сложения, имел большую голову, крупные черты лица, широкий и большой лоб, глубокие, умные и пронзительные черные глаза, невольно приводившие в смущение того, на кого он смотрел долго. Лермонтов знал силу своих глаз и любил смущать и мучить людей робких и нервических своим долгим и пронзительным взглядом…

Я много слышал о Лермонтове от его школьных и полковых товарищей. По их словам, он был любим очень немногими, только теми, с которыми был близок, но и с близкими людьми он не был общителен. У него была страсть отыскивать в каждом своем знакомом какую-нибудь комическую сторону, какую-нибудь слабость, и, отыскав ее, он упорно и постоянно преследовал такого человека, подтрунивал над ним и выводил его наконец из терпения. Когда он достигал этого, он был очень доволен…

Как же соединить эти два понятия о Лермонтове-человеке и о Лермонтове-писателе?

Как писатель он поражает прежде всего умом смелым, тонким и пытливым: его миросозерцание уже гораздо шире и глубже Пушкина – в этом почти все согласны. Он дал нам такие произведения, которые обнаруживали в нем громадные задатки для будущего… Отчего же большинству своих знакомых он казался пустым, да еще со злым сердцем? С первого раза это кажется странным.

Но это большинство его знакомых состояло или из людей светских, смотрящих на все с легкомысленной, узкой и поверхностной точки зрения, или из тех мелкоплавающих мудрецов-моралистов, которые схватывают только одни внешние явления и по этим внешним явлениям и поступкам произносят о человеке решительные и окончательные приговоры.

Лермонтов был неизмеримо выше среды, окружавшей его, и не мог серьезно относиться к такого рода людям. Он не отыскивал людей, равных себе по уму и по мысли… Натура его была слишком горда для этого, он был весь глубоко сосредоточен в самом себе и не нуждался в посторонней опоре.

Отчасти предрассудки среды, в которой Лермонтов взрос и воспитывался, отчасти увлечения молодости и желание драпироваться в байроновский плащ неприятно действовали на многих серьезных людей и придавало Лермонтову неприятный, неестественный колорит. Но можно ли строго судить за это Лермонтова?.. Он умер еще таким молодым. Смерть прекратила его деятельность в то время, когда в нем совершалась сильная внутренняя борьба с самим собою, из которой он, вероятно, вышел бы победителем и вынес бы простоту в обращении с людьми, твердые и прочные убеждения…» (И.И. Панаев «Литературные воспоминания».)

Вед. Родился поэт 15 октября 1814 года в Москве. Грудным ребенком он был перевезен в Тарханы, небольшое поместье его бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, которое находилось в шестнадцати верстах от уездного городка Пензенской губернии – Чембара. Здесь, среди бесконечных полей, пересеченных оврагами, изредка затененных дубовыми рощицами прошли детские годы поэта.

Семейная распря пробудила в чутком ребенке пристальный интерес к поведению окружающих, к сложным и противоречивым явлениям душевной жизни. М.Ю. Лермонтов рано задумался над такими вопросами личной и общественной жизни, о которых его сверстники и не подозревали. В черновом наброске к «Стансам» в 1831 году поэт писал…

Чтец. Я сын страданья. Мой отец

Не знал покоя по конец.

В слезах угасла мать моя:

От них остался только я,

Ненужный член в шуму людском,

Младая ветвь на пне сухом…

М. Лермонтов, Пусть я кого-нибудь люблю

Вед. О какой семейной трагедии пытался сказать М.Ю. Лермонтов? (Смерть матери, разрыв отца Юрия Петровича с бабушкой Е.А. Арсеньевой, которая и забрала маленького Михаила на воспитание к себе.)

В феврале 1817 года, когда Михаилу было 2,5 годика, состояние здоровья матери Марии Михайловны резко ухудшилось, а в марте того же года она умерла. Через несколько дней между бабушкой и отцом разгорелся спор о праве воспитывать мальчика. Е.А. Арсеньева выдала зятю вексель на 25 тысяч рублей и завещала все состояние внуку при условии, что он останется до совершеннолетия на ее попечении. Юрий Петрович согласился и уехал в свою деревню. Впоследствии М.Ю. Лермонтов неоднократно возвращался в своих произведениях к этой семейной трагедии.

Вед. Осенью 1827 года Елизавета Алексеевна переехала с внуком в Москву, чтобы подготовить его к поступлению в Московский университетский благородный пансион. В часы свободные от учебных занятий, поэт совершал прогулки по Белокаменной и восхищался величественным городом. Впоследствии в поэме «Сашка» М.Ю. Лермонтов восклицал…

Чтец. Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,

Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль зубчатый, безмятежный.

Напрасно думал чуждый властелин

С тобой, столетним русским великаном,

Померяться главою и обманом

Тебя низвергнуть. Тщетно поражал

Тебя пришелец: ты вздрогнул – он упал!

Вселенная замолкла… Величавый,

Один ты жив, наследник нашей славы.

Ты жив!.. Ты жив, и каждый камень твой –

Заветное преданье поколений.

М. Лермонтов. Сашка.

Вед. В августе 1832 года М.Ю. Лермонтов отправился для продолжения образования в Петербург. Дорога туда лежала через этот исторический город. Для него, как и для А.С. Пушкина и поэтов-декабристов, город был памятником легендарной славянской вольности. Настроение, овладевшее поэтом при виде древнего города, отразилось в черновом наброске.

Чтец. Приветствую тебя, воинственных славян

Святая колыбель! Пришлец из чуждых стран,

С восторгом я взирал на сумрачные стены,

Через которые столетий перемены

Безвредно протекли; где вольности одной

Служил тот колокол на башне вечевой,

Который отзвонил ее уничтоженье

И сколько гордых душ увлек в свое паденье!..

М. Лермонтов «Приветствую тебя, воинственных славян…»

Вед. Какой город воспевает в этом стихотворении М.Ю. Лермонтов? (Новгород). После патриархальной Москвы и легендарного Новгорода императорский Петербург произвел на Михаила Юрьевича гнетущее впечатление…

Чтец. Увы! Как скучен этот город,

С своим туманом и водой!..

Куда ни взглянешь, красный ворот

Как шиш торчит перед тобой…

М. Лермонтов «Примите дивное посланье…»

Вед. 22 ноября 1834 года М.Ю. Лермонтов был произведен в офицеры и выпущен в Лейб-гвардии гусарский полк, который стоял в Царском Селе. Но поэт ездил туда только на парады и дежурства, проводя большую часть времени в столице. Наблюдения над петербургским светом вскоре были творчески обобщены в драме.

А.Н. Муравьев писал о М.Ю. Лермонтове в своих воспоминаниях…

Чтец. «Пришло ему на мысль написать комедию вроде «Горе от ума», резкую критику на современные нравы…»

Вед. Сопоставление драмы М.Ю. Лермонтова с комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума» неслучайно: оба писателя стремились дать «резкую критику на нравы» одного и того же русского дворянского общества.

Светское общество в драме состоит из низких льстецов, сплетников, картежников, строится на глупости и коварстве. В нем царят разврат, прикрытый приличием, злобные интриги, замаскированные лицемерной приязнью. Светская жизнь кажется поэту таким же лживым праздником. Какой он изобразил в одной из картин своей пьесы. О какой драме идет речь? ( «Маскарад») Драма «Маскарад» принадлежит к числу произведений М.Ю. Лермонтова, написанных тем самым железным стихом, облитым горечью и злостью, которым поэт хотел «смутить веселость» бездушного светского общества и показать без маски его истинное лицо.

Вед. 27 января 1837 года по Петербургу распространилось известие, что А.С. Пушкин смертельно ранен на дуэли. М.Ю. Лермонтов в это время был болен. Его лечил доктор Н.Ф. Арендт, навещавший умирающего Александра Сергеевича. От него поэт узнал о предсмертных страданиях гения. Но не только врач, весь Петербург говорил о смерти великого поэта.

Под впечатлением разноречивых толков и споров о дуэли и гибели А.С. Пушкина М.Ю.Лермонтов написал стихотворение. Что это за стихотворение? («Смерть поэта».)

Чтец. Погиб поэт! – невольник чести-

Пал оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

Убит!.. к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж веселитесь… Он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно

Навел удар… спасенья нет:

Пустое сердце бьется ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

И что за диво?.. издалека,

Подобный сотням беглецов,

На ловлю счастья и чинов

Заброшен к нам по воле рока;

Смеясь он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы;

Не мог щадить он нашей славы;

Не мог понять в сей миг кровавый,

На что он руку поднимал!..

М. Лермонтов. Смерть поэта.

Вед. 12 апреля 1841 года друзья М.Ю. Лермонтова собрались в доме Н.М. Карамзина на прощальный вечер. Поэт был грустен и, как вспоминала Евдокия Петровна Ростопчина, во время всего ужина только и говорил об ожидавшей его скорой смерти. М.Ю. Лермонтов знал, что его посылают на Кавказ на верную гибель.

По пути к месту назначения поэт написал ряд лучших стихотворений: «Спор», «Тамара», «Свидание», «Дубовый листок оторвался от ветки родимой». Томительное одиночество, усталость и отчаяние, а вместе с тем и жажда любви и счастья, понимание того, что при иных условиях жизнь могла бы быть прекрасной, - вот чем полны последние стихотворения М.Ю. Лермонтова…

Чтец. В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и уснуть!

Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь…

М. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу…»

Вед. 27 июля 1841 года перестало биться сердце того, о ком литературный критик В.Г. Белинский писал…

Чтец. «Лермонтов далеко уступит Пушкину в художественности и в виртуозности, в стихе музыкальном и упруго-гибком; во всем этом он уступит даже Майкову (в его антологических стихотворениях), но содержание, добытое со дна глубочайшей и могущественнейшей натуры, исполинских взмах, демонский полет – с небом гордая вражда, - все это заставляет думать, что мы лишились в Лермонтове поэта, который по содержанию шагнул бы дальше Пушкина».

Вед. Даже император Николай I, не любивший М.Ю. Лермонтова, вынужден был прилюдно признать…

Чтец: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».

Вед. А ведь поэту не было и 27 лет.


«Игра со зрителями»

1. Как звучит полное название «Песни про купца Калашникова»?

(«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».)

2. Герою произведения М.Ю. Лермонтова, как и старику в сказке А.С. Пушкина, являлась Золотая рыбка. Назовите произведение. («Мцыри».)

3.У какого произведения М.Ю. Лермонтова было более семи редакций? («Демон».)

4. Как звали Печорина? (Григорий Александрович.)

5. Откуда, по мнению М.Ю. Лермонтова, происходили предки по отцовской линии? (Из шотландского рода.)

6. Были ли знакомы М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин? (Нет)

7. Каково современное название Шат-горы, упоминаемой М.Ю. Лермонтовым в стихотворении «Спор»?

Как-то раз перед толпою

Соплеменных гор

У Казбека с Шат-горою

Был великий спор.

«Берегись!» - сказал Казбеку

Седовласый Шат… ( Ответ: Эльбрус)

8.Где похоронен М.Ю. Лермонтов?

(Сначала М.Ю. Лермонтов был похоронен в Пятигорске, затем его прах был перевезен в Тарханы Пензенской губернии.)



Чтец. Дорога вьется пропыленной лентою.

То вверх ползет, то лезет под откос.

И засыпает утомленный Лермонтов,

Как мальчик, не убрав со лба волос.

А солнце жжет. И, из ущелья вынырнув,

Летит пролетка под колесный шум,

Под горный шум, под пистолет Мартынова

На молньями играющий Машук.

…Когда с собой приносишь столько мужества,

Такую злобу и такую боль,-

Тебя убьют и тут-то обнаружится,

Что ты и есть та самая любовь.

Тогда судьба растроганное мачехой

Склоняется к простреленному лбу,

И по ночам поэмы пишут мальчики,

Надеясь на похожую судьбу.

В. Корнилов. Лермонтов.







Литература

1. История русской литературы. Т.7.Л.: Изд-во Академия наук СССр.1955.

2. Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. Герой нашего времени. – М. АСТ: Олимп,2001.




















Литературная игра

для юных знатоков творчества М. Ю. Лермонтова

«Нет, я не Байрон…»

Правила игры

Игра состоит из трех туров и завершающей «мини-игры».

Задавая вопросы участникам, Ведущий предлагает им выбрать правильный ответ из предложенных вариантов, написанных на плакатах (или слайдах)

В игре принимают участие 5 человек. Они заранее готовятся и показывают по одному номеру творческой самодеятельности перед началом игры. Это может быть исполнение стихов или песни, демонстрация сценки и т.д.

Отвечая на вопросы, участники выбирают правильный ответ и поднимают карточки с соответствующей цифрой. Если ответ верный, участнику вручается жетон.

После каждого тура из игры выбывает один участник, набравший самое меньшее количество жетонов. К концу игры остаются, таким образом, 2 участника. С ними проводится финальная «мини-игра», в которой выявляется победитель.

Игра начинается с демонстрации участниками заранее подготовленных номеров. После этого следует первый тур.

Тур I «Он что-то чудное носил под сердцем…»

Вед. 1)О ком из поэтов 19 в. Ираклий Андроников сказал: «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, с могучими страстями и волей, с проницательными, беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого…»?

1. И.С. Тургенев; 4. М.Ю. Лермонтов;

2. Н.В. Гоголь; 5. А.С. Пушкин;

3. А.Н. Островский; 6. А.П. Чехов.

В истории мировой литературы вряд ли можно найти другого поэта, который прожил бы такую короткую жизнь и успел бы написать столько замечательных произведений.

2) В каком возрасте погиб М.Ю. Лермонтов?

1. 33; 2. 37; 3. 26; 4. 45; 5. 29; 6. 42.

Поэт погиб 15 июля 1841 года. Ему было всего 26 лет.

Всегда кипит и зреет что-нибудь

В моем уме. Желанье и тоска

Тревожат беспрестанно эту грудь.

Ну что ж? Мне жизнь все как-то коротка

И все боюсь, что не успею я

Свершить чего-то!..

1831-го июня 11 дня

3) Кто является основателем рода Лермонтовых?

1. Лорд Лермонт; 2. Герцог Лормант; 3 Герцог Лерма; 4. Георг Лермонт.

Основателем рода Лермонтовых был шотландец Георг Лермонт. Во время войны с Польшей в 1613 г. он сражался сначала на стороне поляков, но вскоре вместе с целой ротой перешел на сторону русских. В России он стал обучать рейтарскому делу живших в Москве немцев (немецкие рейтары были особым родом конных войск). В 1621 г. Михаил Федорович Романов (основатель династии Романовых был ровесником юного шотландца; в 1621 г. обоим было 25 лет) пожаловал Георгу Лермонту (который в России стал Юрием) титул дворянина и земли в Заболоцкой волости (под Костромой). Во втором поколении русские Лермонты приняли православие, а в третьем обрели русский вариант фамилии – Лермонтовы.

4) Михаила Юрьевича Лермонтова воспитывала бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она дала ему прекрасное домашнее образование. Поэт с детства свободно говорил на двух иностранных языках.

Какими европейскими языками владел М.Ю. Лермонтов?

1.Английским и испанским; 4.польским и английским;

2.болгарским и немецким; 5.итальянским и немецким;

3.Французским и немецким; 6. эстонским и английским.

Талант М.Ю. Лермонтова был многогранен. Неоспорим поэтический гений Лермонтова. Поражали и его музыкальность, он играл на скрипке и фортепиано. И поэзия Лермонтова музыкальна, это отмечали многие композиторы. Около 800 композиторов написали музыку на его стихи.

Лермонтов был также наделен незаурядным даром живописца. Он мог бы стать большим художником, если бы занимался живописью и графикой профессионально. Лермонтову-прозаику и Лермонтову-поэту часто помогал его дар художника. Он прекрасно «видел» мир и умел передать игру красок, света и тени как кистью – в своих рисунках, так и словом – в своих литературных произведениях.

Самые яркие из первых впечатлений Лермонтова связаны с пейзажами, которые окружали его в детские и отроческие годы.

5) Где родился М.Ю. Лермонтов?

1. В Кисловодске; 4. в Москве;

2. в Тарханах; 5. в Пензе;

3. в Царском Селе; 6. в Горячеводске.

С Москвой связано и рождение Лермонтова как поэта.

Многие считали, что юношеские стихи М.Ю. Лермонтова – это лишь подражание Пушкину, Шиллеру, Шекспиру, Байрону. М.Ю. Лермонтов же писал:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник.

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

«Нет, я не Байрон, я другой…»

6) В каком возрасте Михаил Лермонтов составил первый рукописный сборник своих произведений?

1. 17 лет; 2. 19 лет; 3. 14 лет; 4.18 лет; 5. 15 лет; 6.20 лет.

(Подводятся итоги первого тура.)

Тур II «Мятежный гений вдохновенья…»

Вед. 1) В начале своего творческого пути Лермонтов мало кому показывал свои произведения, а если и публиковал их, то без подписи.

Какое произведение М.Ю. Лермонтов первым издал под своим полным именем?

1. «Бородино»; 4. «Тучи»;

2. «Пророк»; 5.»Парус»;

3. «Родина»; 6. «Желание».

2). Из какого произведения следующие строки?

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно.

1. «Бородино»; 4. «Тучи»;

2. «Пророк»; 5.»Парус»;

3. «Родина»; 6. «Желание».

3) К какому герою Лермонтова относятся следующие строки: «Ходил на кабана один на один, а иной раз ветер ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет…»?

1. К купцу Калашникову; 4. к Демону;

2 .к Грушницкому; 5. к боярину Орше;

3. к Печорину; 6. к доктору Вернеру.

4) Какой лермонтовский герой стоит за следующим описанием?

«Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать 25 лет, хотя ему едва ли 21 год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою рукой опирается на костыль. Говорит на скоро и вычурно; он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания».

1. К купцу Калашникову; 4. к Демону;

2 . к Грушницкому; 5. к боярину Орше;

3. к Печорину; 6. к доктору Вернеру.

5) У кого из великих русских поэтов также есть произведения «Кавказский пленник» и «Пророк»?

1. У И.С. Тургенева; 4. А.Н. Островского;

2. у А.С. Пушкина; 5. У А.П. Чехова;

3. у Н.В. Гоголя; 6. У Н.А. Некрасова.

6) Кому Лермонтов посвятил стихотворение «Смерть поэта»?

1. И.С. Тургеневу; 4.А.Н. Островскому;

2. А.С. Пушкину; 5. А.П. Чехову.

3 Н.В. Гоголю;

(Подводятся итоги второго тура)


Тур III «Но вас забыть мне было невозможно…»

Вед. В стихотворении «Смерть поэта» М.Ю. Лермонтов грозит «надменным потомкам» поэта Божьим судом и заканчивает такими словами:

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

Эти строки были восприняты при дворе как «призыв к революции». Лермонтов был арестован, началось дело о «непозволительных стихах». Так началась первая кавказская ссылка Лермонтова. Поводом для второй ссылки на Кавказ послужила дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. Де Барандтом.

Однако Кавказ не был для Лермонтова только местом ссылки – он вошел в жизнь поэта с его младенческих лет. Заботясь о здоровье внука, бабушка Елизавета Алексеевна возила его летом на Кавказ, где он в десятилетнем возрасте впервые влюбился в очаровательную златокудрую девочку.

«Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду?.. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет десяти.

Я не помню, хороша она была или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей».

1) В каком городе М.Ю. Лермонтов встретил свою первую любовь?

1. В Кисловодске; 4. В Москве;

2. в Тарханах; 5. В Пензе;

3. в Царском Селе; 6. в Горячеводске.

2) «Любить? – три раза я любил. Любил три раза безнадежно…»

Кого из перечисленных женщин любил Лермонтов?

1. Анну Столыпину; 4. Наталью Иванову;

2. Екатерину Сушкову; 5.ВарваруСушкову;

3. Софью Бахметьеву; 6. Варвару Лопухину.

3) Кто из перечисленных женщин явилась прототипом Веры из романа «Герой нашего времени».

1. Анна Столыпина; 4. Наталья Иванова;

2. Екатерина Сушкова; 5. Варвара Сушкова;

3. Софья Бахметьева; 6. Варвара Лопухина.

Я не хочу, чтоб свет узнал

Мою таинственную повесть;

Как я любил, за что страдал,

Тому судья лишь Бог да совесть.

«Я не хочу, чтоб свет узнал…»

4) Какое из перечисленных стихотворений М.Ю. Лермонтов посвятил Екатерине Сушковой.

1. «Молитвы»; 4. «Я не хочу, чтоб свет узнал…»;

2. «Валерик»; 5. «Она не гордой красотою…»;

3. «Благодарю»; 6. «Как дух отчаянья и зла…»

Образы дорогих поэту женщин оставили самый заметный след в его литературном творчестве. Каждая из них что-то изменила в жизни и характере самого М.Ю. Лермонтова.

В 1841 году Лермонтов написал стихотворение «Оправдание». Это мольба о прощении, обращенная к любимой женщине.

Но перед судом толпы лукавой

Скажи, что судит нас иной

И что прощать святое право

Страданьем куплено тобой.

Оправдание.

5) Какое стихотворение Лермонтова стало последним?

1. «Бородино»; 4. «Тучи»;

2. «Пророк»; 5. «Парус»;

3. «Родина»; 6. «Желание».

6) О гибели М.Ю. Лермонтова написано немало книг. Он был убит на дуэли с поручиком Мартыновым.

В каком городе произошла дуэль с Мартыновым?

1.В Кисловодске; 4. в Москве;

2. в Тарханах; 5. в Пензе;

3. в Царском Селе; 6. в Горячеводске.

(Подводятся итоги третьего тура.)


Мини – игра

Вед. «За все, за все тебя благодарю я…» - так начинается стихотворение Лермонтова «Благодарность». Из этого чудесного слова мы предлагаем вам составить как можно больше других слов. Победителем будет считаться участник игры, последним назвавший слово.

(Участникам дается время на подготовку – 1 минута. После мини-игры вручаются призы: главный приз – победителю всей игры и призы участникам, прошедшим третий тур.)









































Интеллектуальная игра для учащихся 5 – 7 классов

Телемарафон

1 тур. Алчность.

Всем участникам предлагается вопрос, на который необходимо дать цифровой ответ. Выбывшим будет считаться тот, чей ответ наиболее удален от правильного. (Ответы пишутся на листочках)

Вопрос. В каком году родился С.В. Михалков? (1913)

2 тур. Звездный час.

Выбывает тот, у кого получится самое короткое слово.

Задание. Из предложенных букв сложите слово.

Буквы: Р З А П И К Д Н Е С (праздник)

3 тур. Поле чудес.

В этом туре никто не выбывает, но есть возможность вернуться в игру, тем, кто из нее выбыл, при условии, что они правильно ответят на вопрос. Если же ответит кто-то из участников, он зарабатывает дополнительный лепесток.

Вопрос. Царевна, ставшая женой пушкинского Гвидона? (Лебедь)

4 тур. Слабое звено.

В этом туре игра идет по правилам телевизионной игры: выбывшим станет тот, кого выберет команда. На вопросы этого тура участники отвечают по очереди, за 3 правильных ответа лается лепесток (необходимо подготовить листы бумаги и фломастеры.

Вопросы:

Что связывало Чебурашку с крокодилом Геной? (дружба)

Ледяная спортплощадка. (каток)

На чем растут кокосовые орехи? (пальма)

Школьный отпуск. (каникулы)

Произведение художника. (картина)

Книжный перечень разделов. (оглавление)

Мао из книги джунглей. (павлин)

Что пишут на конверте? (адрес)

Плакучее дерево. (ива)

Решительное наступление. (атака)

Куда ходит доярка на работу? (ферма)

Родной город Карлсона. (Стокгольм)

За ним стоит продавец. (прилавок)

Речной житель с клешнями. (рак)

Нарисованная история. (комиксы)

5 тур. Счастливый случай.

В этом туре мы берем из телеигры гейм «Ты – мне, я – тебе». Каждый из участников придумывает вопрос соседу, стоящему рядом. Выбывает тот участник, кто неправильно ответит на вопрос соперника. Если таких будет несколько, то тот, у кого нет лепестков совсем. Либо можно задать дополнительный вопрос.

6 тур. Слава за минуту.

Всем участникам необходимо рассказать стихотворение наизусть. Тот, кто этого сделать не сможет, либо расскажет самое короткое, выбывает из игры.

7 тур. Сто к одному.

Для этого тура необходимо опросить большое количество респондентов, чтобы выявить, хотя бы в процентном отношении, наиболее популярный ответ.

Вопрос. Какой подарок самый лучший?

(Цветы, духи, книга, сувенир, от друзей, оригинальный)

Лепесток получает тот, кто назовет ответ на первой позиции, а выбывает тот, у кого ответ не совпадет ни с одним из предложенных ответов.

8 тур. Что? Где? Когда?

Участникам предлагается несколько конвертов, в каждом из которых вопрос. Выбирая один из конвертов, участник должен ответить на вопрос. Выбывает тот, кто не ответил. Если таких участников несколько, им предлагается еще раз взять конверт с дополнительным вопросом.

Вопросы.

С кем волк перепутал зайца в комнате смеха? (Носорог)

Как звали крысу из сказки «Буратино»? (Шушара)

Смерч, унесший Элли с Тотошкой из родного дома. (Ураган)

Вождь волчьей стаи из рассказа Маугли. (Акелла)

Отцепленное средство передвижения, на котором пытался уехать из Ленинграда «Человек рассеянный с улицы Бассейной». (Вагон)

Бродячий сказочник из пушкинского Лукоморья. (Кот)

Где купила самовар сказочная Муха – Цокотуха? (Базар)

Циркачка из сказки про трех толстяков. (Суок)

Какое оружие держит в левой руке Илья Муромец на картине В.М. Васнецова «Богатыри»? (Копье)

Автор книги «Остров сокровищ» (Р.Л. Стивенсон)

9 тур. Угадай мелодию.

В игре остается тот, кто быстрее даст ответ.

Задание.

Песня, где поется о празднике, который хоть и бывает каждый год, но очень грустный. («День рождения»)

Песня, в которой поется о месте, где кокосы и бананы растут в неограниченном количестве. («Чунга – чанга»)

Песня, где поется о мимике лица, от которого всем становится светлей. («Улыбка»)

10 тур. Кто хочет стать миллионером?

К этому туру подойдет немного участников, возможно, даже кто-то один, но если все же их будет несколько, то победителем становится тот, кто быстрее ответит на вопрос.

Вопрос. Расположите в порядке возрастания эти источники воды.

1. Река; 2.Океан; 3. Море; 4. Ручей. (4, 1, 3, 2)

Вот и выявился победитель нашего сегодняшнего телемарафона. Он получает лепесток, но у него есть возможность заработать еще один дополнительный лепесток. Для этого ему необходимо правильно ответить на 10 вопросов. У него есть три подсказки: помощь зала, звонок другу, 50 /50.

Вопросы.

1. Что снесла курочка ряба? 1) мышь, 2) яйцо, 3) зерно, 4) ничего.

2. У маминых туфель он выше, чем у папиных?

1) каблук, 2) носок, 3) корпус, 4) бантик.

3. Кто пищит над ухом? 1) мышь, 2) котенок, 3) комар, 4) слон.

4. Что охраняют от гола в футболе? 1) поле, 2)вратаря, 3) ворота.

5. Что у жирафа самое длинное? 1) ноги, 2) шея, 3) туловище, 4) голова.

6. Как звали Маяковского? 1) Юрий, 2) Сергей, 3) Владимир, 4) Николай.

7. Где растет клюква? 1) в огороде,2) в лесу, 3)в поле, 4) на болоте.

8. Яхта сказочного капитана Врунгеля? 1)Победа, 2)Беда, 3)Ябеда, 4)Обед.

9. Автор сказки «Три толстяка»? 1)Королев, 2) Олеша, 3)Гайдар, 4)Носов.

10. Винтик из цветочного города сказки Носова по роду занятий.

1) механик, 2) доктор, 3)художник.


Итог.

Церемония награждения.























Сценарий вечера

СЛОВО О МАТЕРИ

Цель: обучающее и воспитывающее 1) возбудить в душах учащихся мысль о ценности чувств о любви родителей к детям и дружбы между детьми и родителями, 2) учить быть честными, совестливыми. Уважать себя и родителей, считаться с их мнением.

Оборудование: портретная выставка «Моя мама», школьные сочинения. Посвященные матерям, стихи и песни.

Оформление: портретные зарисовки «Моя мама», записи на доске:

И в ваших радостных краях

Не знаю ничего красивей.

Достойней матери счастливой

С ребенком малым на руках.

Т. Шевченко.

Вед. Отрадно отметить, что наше правительство уделяет огромное внимание женщине, уделяя тем самым даже целых два праздника в году, это – 8 марта – Международный женский день и

30 ноября – День матери.

Стало доброй традицией чествовать матерей со дня Указа Президента РФ с 1998 года. Эти праздники являются признанием заслуг матерей перед обществом, знаком благодарности государства им за воспитание детей.

1. Люди с древних времен задавали себе вопросы: Что такое жизнь? Что такое счастье? В чем смысл жизни? Нужна ли человеку семья?

Почему возникли эти вопросы? Почему люди так упорно ищут на них ответы7

2. Дело в том, что человеку свойственны определенные потребности, например, естественные, материальные, духовные, общественные. Но человеческие потребности только этим не ограничиваются. Выделяют еще потребности смысла жизни.

3. Для одного смысл жизни – это борьба за счастье своего народа, для другого – достижение личного благополучия, для третьего – активное участие в строительстве нового общества, а для четвертого может быть пожить за счет других, не утруждая себя трудовыми заботами.

Возьмем, например, наиболее распространенную форму удовлетворения потребности смысла жизни – заботу о ребенке. Мать или бабушка могут считать, что смыслом их жизни является воспитание ребенка.

4. Мама и папа. Самые близкие и родные люди. Те, для которых та самый лучший, самый красивый человечек на свете. И даже когда ты повзрослел, обзавелся семьей и детьми, ты

по-прежнему остаешься для родителей маленьким и несмышленым ребенком. Они спешат дать тебе совет, помочь и сделать все возможное, чтобы тебе было лучше. И нет ничего дороже и нужнее на свете родительской любви и заботы. Нежные мамины глаза и ласковые руки, крепкие объятия отца...

5. Мы, дети, никогда не должны забывать наших родителей и по возможности чаще говорить о нашей любви к ним.

6. Жизнь быстротечна. Порой не замечаешь, как летят дни и, когда успеваешь делать ошибки. Да это и не страшно. Главное ведь вовремя их осознать и исправить. И нам кажется, что на все хватит времени. В этой круговерти любовь и внимание к родителям отходят на второй план, а то и вовсе забываются. Отсюда проблемы. Конфликты, непонимание…

7. Для меня, например, не существует проблемы отцов и детей. Конечно, могут и должны возникать споры и недомолвки, ведь дети и их родители – два разных поколения, каждое со своими взглядами и принципами. Но не стоит любое разногласие превращать в ссору, тяжелую, злобную, после которой, кажется ,нет места примирению.

8. Как-то в разговоре с мамой я поинтересовалась, что, наверное, дети хороши пока маленькие – они послушные, ласковые – и совсем другие дети взрослые – эгоистичные, неуступчивые...

Мама мне сказала, что все дело в воспитании своих детей. И если ты все делаешь правильно, уважать они тебя будут как в три года, так и в шестнадцать лет.

9. В нашей семье доверие имеет очень большое значение. Ты приходишь с учебы, у тебя плохое настроение, какие-то проблемы, пусть даже незначительные… Но если ты можешь и очень хочешь поделиться ими с родителями, спросить совета, значит ты им доверяешь. Хотя доверие должно быть обоюдным. Дочка доверяет маме, отец – сыну и наоборот.

10. Все люди появились на свет благодаря матерям. Это общеизвестно. Однако известно и то, что не все люди одинаковы: одни из них злые, другие добрые, есть среди них вежливые и грубые, знающие, образованные и невежи. В большинстве случаев, что люди становятся такими, также «виноваты» их матери.

11. Труд матерей – самый тяжелый и самый хлопотливый. Его невозможно описать. Заслуживают похвалы те, кто вырастил в садах яблоко, апельсин и лимон. Подобно этому, кто вырастил добрых, хороших детей, также заслуживают чести. Благовоспитанные матери – это самые дорогие, самые уважаемые существа на земле.

12. В воспитании ребенка никто не может заменить его родную мать. Пока ребенку не исполнится пять лет, даже милосердные отцы не могут заменить им матерей. Полученное в детстве воспитание дети сохраняют в себе до седых волос. Поэтому воспитанные матери изо всех сил будут стараться дать своим детям хорошее воспитание.

13. Воспитанные матери своими повседневными правильными поступками навсегда останутся для своих детей образцом и примером; стараются воспитать в своих детях хорошие нравы, приучают своих детей к чистоте и аккуратности, чтобы все это обратилось в их привычку, затем вошло в характер.

14. Девчонки и мальчишки, взгляните на свои отношения с родителями другими глазами, без раздражения и упрека, и вместо грубого слова улыбнитесь родителям и крепко обнимите их, ведь это самые родные и близкие нам люди.

Вед. А сейчас послушайте русскую сказку «Три дочери» и сделайте для себя вывод.

(Хрестоматия. Учение о нравственности. Н.- Челны, 2000, с. 102-103.)

15. Для каждого из нас мать – это воплощение истинной доброты и милосердия, веры и преданности, красоты и нежности. Мы все дорожим материнской лаской, чутким сердцем и теплом заботливых рук матерей..

16. Мама. Сколько света, тепла в этом слове. Мама – воплощение истинной заботы и всепрощающей любви. Мама – самый родной и близкий человек на свете. Она дает жизнь человечку, заботливо поддерживая его с первых шагов. ЕЕ самозабвенная любовь согревает в тяжелые времена, утешает в печали, вселяет надежду в минуты отчаяния. ЕЕ молитвы, самые горячие, искренние, оберегают сына и дочь от бед и несчастий, дают силы преодолеть неудачи и разочарования в жизни.

17. Дорогие ребята! Каждую секунду в мире рождается 3 человека. С первого дня ребенка мать живет его дыханием, его слезами, улыбками. Любовь к малышу своему для нее также естественна, как цветение сирени весной. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое, так и любовь матери согревает всю жизнь ребенка. Каким величественным является миг , когда мать кормит только что родившееся свое дитя!

18. В уста ребенка мать вкладывает родной язык, вобравший в себя богатство разума, мысли и чувства. Она наполняет его духовной силой, помогает постичь духовные ценности. У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые добрые и ласковые глаза.

19. Мать не только не досыпает ночами, волнуется и печется, чтобы ребенок был сыт, здоров, жизнерадостен, счастлив. Мать – это окно в волшебный мир. Она помогает ребенку понять красоту мира: леса и небо, луны и солнца. Мать – это чудо мира. Своей бесконечной готовностью к самопожертвованию она внушает ребенку чувство надежности, защищенности.

20. Мать… Мы на земле так называем,

Когда растим хлеба и цветы.

Когда в ракете над ней взмываем

И видим, какая она с высоты.

Чистая, чистая, вся голубая,

Это, наверное, потому,

Что мамы ходят по ней, улыбаясь

Детям, будущему своему…

Белые, черные, разные мамы,

Очень трудно им иногда,

Бывает их губы сжаты упрямо,

Но в добрых глазах улыбка всегда…

Вед. Сегодня действительно радостный и торжественный день. Солнце светит по-весеннему ласково, и мамы, и бабушки сегодня красивые, нарядные, веселые. Так старайтесь, ребята, меньше огорчать своих мам, чтобы всегда они были счастливыми, как в этот праздничный день. Давайте прочитаем стихи для своих мам и бабушек.


21. В марте первого числа 22. И хотя еще морозы,

Начинается весна. И сосульки под окном,

Мамин день восьмое марта но пушистую мимозу

Отмечает вся страна. Продают уже кругом.

23. Капли солнечного света, 24. Восьмое марта – день торжественный,

Брызги солнечного лета день радости и красоты,

Мы внесли с мимозой в дом, на всей земле он дарит женщинам

Дарим бабушке и маме… свои улыбки и цветы.

25. И все ребята тоже празднуют: 26.Возводит мама города

Международный женский день. И хлеб печет ребятам,

Нас очень много, все мы разные ЕЕ трудом страна горда,

Из городов и деревень. ЕЕ трудом богата.

27. Восьмое марта, праздник мам, 28. Гордимся мамами всегда,

Тук – тук! – стучится в двери к нам . о них всегда мы помним.

Он только в тот приходит дом, В честь их побед, в честь их труда

Где помогают маме. Мы песню им исполним!

29.Здравствуй, здравствуй голубая 30.И пришел с весною к нам

Долгожданная весна! Праздник бабушек и мам,

Пусть с твоим приходом снова Праздник женщин всех на свете,

Все проснется ото сна. Самый лучший, самый светлый.

Вед. А сейчас прочитаем самые лучшие сочинения, посвященные матерям.

1.

2.

Сценарий вечера

В.И. Даль и фольклор

(Звучат фанфары. Выходят два 2 ведущих в русских национальных костюмах, с хлебом и солью в рушниках).

1вед. В Нефтекамске, в городе во славном,

Во палате этой белокаменной,

Собирались гости званые,

Гости званые и желанные.

2вед.Дорогие гости , здравствуйте!

Не всех назовем по имени,

А всем низко кланяемся!

Здравствуйте!

1вед .Дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем

Каравай мы вам подносим

И его отведать просим!

( Ведущие кланяются и угощают всех хлебом – солью)

2вед. О, гости достопочтенные!

Пройдет пусть встреча светлая

По сказкам века нашего.

1вед. Скрепите ум силою своею,

Поострите сердце мужеством,

Быть вечеру великому.

2вед. А потом пора уже

К беседе приступить…

1вед. О великом муже Земли Русской,

О создателе Словаря толкового

Живого великорусского языка,

О Владимире Ивановиче Дале.

2вед. Так отправимся же в путешествие

По следам деяний Далевых.

1вед. Спешить не спешите, зазывал послушайте,

Чтобы путь себе верный, прямоезжий избрать.

(Звучит веселая музыка. Появляются зазывалы):

1заз.Солнце ярко встает,

Идет на игрище народ!

Подходи посмелей!

Играть с нами не робей!

На станции «Фольклорной» не зевайте,

Загадки, поговорки разбирайте.

2заз . Не ходи никуда, а подходи вот сюда!

Гляди не моргай, рот не разевай!

Ворон не считай,

Быстрей повыше залезай!

Сумеешь – награду получай!

(Появляется зазывала в костюме Петрушки):

Петруша. Надел я шапку на макушку! Узнаете вы меня?

Все: Петрушка!

Петруша. Угадали, молодцы!

К вам недаром я пришел –

Мое дело распотешить.

«Сказки» выстроились в ряд

Встрече с Далем всякий рад.

Ну, ребята, кто за мной?

Сказок мир такой большой.

И, конечно, вам известно:

Сказки Даля интересны!

1 зазывала. Видишь: светятся огни,

Вас к себе манят они.

Ринг лингвистики зовет.

Кто смелей? Иди вперед!

2 зазывала. Без пословицы слово не молвится.

Пословицу не обойти и не объехать.

Старая пословица век не сломится,

И на всякого Егорку есть поговорка.

Добрая пословица не в бровь, прямо в глаз.

Послушать пословицы сможешь у нас.

Петрушка. Кто куда сейчас разбегайтесь,

А потом сюда возвращайтесь.

Будем итоги подводить,

Победителей чествовать

И хозяевам хвалу возводить.

МАРШРУТ «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ РИНГ»

1вед. Здесь мы с вами собрались на традиционные на Руси бои.

2вед. Но не силу и удаль молодецкую вашу проверим мы здесь,

а осведомленность и находчивость, сообразительность и остроумие.

Как говорят пословицы: Голова – всему начало. Где ум, там и толк.

Задания:

1) Что в старину называли пирогом?

2) Сколько слов включено в Толковый словарь В.И. Даля?

3) Подбери антоним ы к словам

Тайный – ( ), грустный – ( ),

покупать - ( ), Холод – ( ), вверху – ( ).

4) Что обозначают фразеологизмы:

Писаная красавица-

Березовая каша-

Первая ласточка-

5) Родственны или нет слова ЛУЖА и КАЛУГА? Докажите.

МАРШРУТ «ЛАЗАНИЕ ПО ШЕСТУ»

1вед. Сюда собрались люди смелые и ловкие. О таких говорят: «Смелость – силе воевода»

2вед. Удалый долго не думает. Отвага – половина победы.

1вед. Наш шест будет условный. Вам предстоит взобраться на него, назвав

А) шесть игр детских-

Б) шесть мастей лошадей (по Далю)-

В) шесть самостоятельных частей речи-

Г) шесть разделов науки о языке-

Д)шесть цветов осеннего леса-

Е) шесть названий пирогов с начинкой (по Далю)-

МАРШРУТ «ФОЛЬКЛОРНЫЙ»

1скоморох. На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут , друзья.

2скоморох. Эй, не стойте у дверей!

Заходите к нам скорей!

1скоморох. Загляните-ка, люди добрые в словарь!

Что там написал про нас

Владимир Иванович Даль?

3скоморох (берет словарь, читает): Скоморох – музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр, промышляющий этим и плясками, песнею, шуткою, фокусами, потешник, ломака, гаер, шут. А что такое потешник?

1скоморох. А мы сейчас же почтеннейшую публику и распотешим.

2скоморох. Расскажем были, небывальщины, приговорки да прибаутки.

1скоморох. А записаны они В.И. Далем, который их очень любил и ценил.

2скоморох. Был себе царь Додон, построил он костяной дом, набрали со всего царства костей, стали мочить – перемочили, стали сушить – кости пересохли, опять помочили, а когда намокнут, тогда и доскажу.

3скоморох. Летит пуля, жужжит. Я в бок – она за мной, я в другой – она за мной. Я упал в куст – она меня хвать в лоб. Я цап рукой – ан это жук!

1скоморох. Ой, и понравились нам ваши потешки.

(Появляются коробейники)

2скоморох. Гляди - тко - и зазывалы пожаловали.

1коробейник. Мы коробейники, ходим с коробами, торгуем мелким товаром.

2коробейник. У нашего Якова товара всякого.

3коробейник. Продаем дешево, складно, одеваем, рядим, охаживаем покупателей, на 100 годов приваживаем.

1коробейник. Вот конфетина. Как куснешь, так уснешь,

Как вскочишь, опять захочешь.

Подходи, бедный, подходи, богатый,

Подходи тонкий, подходи пузатый,

Подходи слепой, походи горбатый!

Всем раздаю почти задаром!

Устал кричать, не пора ли покупать?

2коробейник. У нас шпильки, булавки, чирьи, бородавки,

Нитки, катушки, селедочные кадушки,

Банки с помадой и с дегтем, кому надо,

Красные платочки, мелкие гвоздочки.

Есть старые башмаки, покупайте,

Молодые и старики.

2 вед. Ну, почтеннейшие купцы, вы и речисты.

Только не ярмарка у нас, а праздник.

Чествуем мы батюшку В.И. Даля да его

Словарь замечательный.

1корбейник. Мы про то наслышаны. И товарец у нас к этому случаю есть. Продаем мы загадки, что В.И. Даль много лет собирал.

2коробейник. Только почтеннейшие, я вас упреждаю:

Кто умом слабоват, у кого вышел неотгад,

С того самого плату спросим, стихи

Почитать попросим, да не простые, а о В.И. Дале и его словаре.

ЗАГАДКИ.

1. Два быка бодаются, вместе не сойдутся. (День и ночь)

2. Полна печь перепечей, среди печи каравай. (Небо, звезды, месяц)

3. Черно, как жук, бело, как снег, повертка в лес, тараторит, как бес. (Сорока)

4. Белы хоромы, красны подпоры. (Гусь)

5. Не князь по породе, а ходит в короне. (Петух)

6. В воде родилась, а воды боится. (Соль)

7.Бурно бежит, а оглобли стоят. (Река и берега)

8. белая кошка лезет в окошко. (Свет)

9. Чего в избе не видно? (Тепла)

10. Черная корова весь мир поборола. (Ночь)

СКОРОГОВОРКИ ДАЛЯ.

1. На семеры сани, по семеро в сани.

2. В один, Клим, клин колоти.

Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу.

3. Нашего пономаря не перепономарить.

4. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха!

5. Иван-болван молоко болтал, да не выболтал.

Бык тупогуб, у быка губа тупа.

6. От топота копыт пыль по полю летит.

3коробейник. Вот и кончился наш товар, уж не обессудьте, добры молодцы.

1коробейник. А кто хочет поумнеть да все отгадки узнать, те с книгами В.И.Даля дружите, особенно с этой - «Пословицы русского народа», раздел «Загадки».

МАРШРУТ «ДАЛЕВЫ ПОСЛОВИЦЫ»

1вед. «Собрание пословиц – это свод народной, опытной премудрости, цвет здорового ума, житейская правда народа», - пишет Даль. В творчестве народа привлекает Даля не только творчество («дар созданья»), но и созидатель, этим даром обладающий – народ.

2вед. «Признавая пословицу и поговорку за ходячую монету, очевидно, надо идти по них туда, где они ходят: и этого убеждения я держался в течение десятков лет, записывая все, что удавалось перехватить на лету, в устной беседе» , - объяснял Даль. Ходить по них, по пословицы – все равно, что «по грибы» - в самом оттенке приоткрывается и способ Далева собирательства, и твердое убеждение его.

1вед. В карете цугом по грибы не ездят – в народ за пословицей без устали от зари до зари ходить надо своими ногами измеряя версты, продираясь сквозь чащобу, карабкаясь на пригорки и сбегая в овражки, и то и дело спину гнуть – не лениться: не поклонишься до земли – и грибка не поднимешь; и над каждым подслушанным реченьем поразмыслить, определяя его доброту, и каждое к месту пристроить. Всякий гриб в руку берут, да не всякий в кузов кладут.

2вед. Даль по свои грибы ходил недаром, не зря десятки лет до земли кланялся: в его собрании больше 30 тысяч пословиц, а точно – 30 130.

1вед. В сборнике Даля они расположены не в азбучном порядке, а по содержанию и смыслу. Его 180 тетрадей – это 180 разделов, по которым распределены пословицы. Давайте вспомним некоторые из них: «Жизнь – смерть», «Радость – горе», «Правда – кривда», «Ум – глупость», «Язык – речь», «Работа – праздность» и т.д.

2вед. Главного Даль добился : «Народный быт вообще, как вещественный, так и нравственный, в труде его открывается»

1вед. И в каждом разделе у Даля десятки, сотни пословиц. Читая их подряд, постигаешь мнение народное, мудрость, отстоявшуюся в веках.

2вед. Пословицы о труде Даля нередко противоречивы. И на то своя пословица есть: Мудрено, что тело голо, а шерсть растет – мудреней того.

1вед. Народ верил в царя : Без царя земля вдова. Но все же: Государь – батька, а земля – матка. И тут же опыт – подсказка: До неба высоко, до царя далеко.

2вед. Народ верил в Бога: Что Богу угодно, то и пригодно. Но все же: Бог и слышит, да не скоро скажет. И опыт – подсказка: На Бога надейся, а сам не плошай.

1вед. Народ верил в правду: Завали правду золотом, затопчи ее в грязь – все наружу выйдет. Но все же: Правда твоя, правда моя, а где она? И снова опыт-подсказка: Правду говорить – никому не угодить. Правда в лаптях, а кривда хоть и в кривых, да в сапогах.

2вед. Сборник «Пословицы русского народа» увидел свет лишь в начале 60-х годов 19 века. На титульном листе книги, под заголовком, словно недругам в укор, Даль поставил: пословица не судима».

МАРШРУТ «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА В.И. ДАЛЯ»

3вед. Ребята, мы сегодня отправимся в путешествие по удивительной стране, которой нет ни на одной карте мира. В ней всегда побеждает добро и красота, невозможное становится возможным. Даже смерть отступает, если на помощь приходят верные и надежные друзья. Эта дальняя страна сказок находится «за тридевять земель, в тридевятом царстве». Когда мы произносим слова СКАЗКА, СКАЗОЧНЫЙ, перед нашим взором предстает мысленно особый, таинственный мир, мир полный чудес. Произнесешь волшебные слова: «Сивка – бурка, вещая каурка!» и появится невиданный конь: из углей пламя, из ноздрей дым валит. Взмахнешь волшебной палочкой - и исполнитс я любое желание. Герои сказок борются со злом, полсвета пройдут, чтобы помочь другу. В трудную минуту им на помощь приходят волшебники, звери и деревья, травы и птицы. Да это и понятно: добрые люди всегда защищают все живое на земле. И природа отвечает им тем же. Сегодня нас ждет мир сказок В.И. Даля, ученого, писателя, лингвиста и фольклориста. Отправимся же в его сказочную страну!

1уч. В истории отечественной лексикографии «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, опубликованный в 1863 – 1866г.г., относится к уникальным событиям. Такую оценку словарю дали не только крупнейшие специалисты по русской и славянской лексикографии 19 века. В последующие годы стало очевидным, что значимость словаря переросла рамки филологической направленности, и он стал пониматься как часть русской культуры в широком смысле этого слова. В широком общении он стал называться СЛОВАРЬ ДАЛЯ. И в этом нужно усматривать не только слияние в единое целое лексикографического труда с именем его создателя, но и выражение всенародной признательности Владимиру Ивановичу Далю, выдающемуся русскому языковеду, писателю, этнографу, медику, биологу.

2уч. В.И. Даль родился 10 (22) ноября 1801 г. в городе Лугани в семье врача, датчанина по происхождению. «Прадеды мои по отцу были датчане и отец датчанин»,- писал в автобиографии В.И. даль, но сам себя он относил к русским: «Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

3уч. Фактически история семьи Даля началась после переселения в Россию. Иван Даль в молодые годы покинул Данию и уехал в Германию, где окончил богословский факультет Йенского университета. Интересовался языкознанием, знал многие европейские и другие языки. Известность Ивана Даля как лингвиста – полиглота достигла Екатерины II, и она вызвала его в Петербург на должность дворцового библиотекаря. К концу 18 века он окончил медицинский факультет, а после женитьбы на Юлии Фрейтаг перевелся служить врачом на Луганский литейный завод. 14 декабря 1799г. Иван Даль подал прошение о получении российского гражданства, которое и было предоставлено указом императора 22 августа 1800 года. Таким образом, его сын Владимир родился подданным России.

1уч. В многодетной семье Даля воспитанием детей занималась мать Юлия Христофоровна, свободно говорившая на пяти языках, хорошо знавшая литературу. Неудивительно, что учителей, кроме математика и художника, не нанимали.

2уч. В 13 лет В.И. Даль был зачислен кадетом в Морской корпус в Петербурге. Пришлось испытать всю тяжесть казарменной дисциплины, муштры и ограничения личной свободы. Учился В.И. Даль успешно, но уже в этот период он стал обращать внимание на значительный отрыв изучаемой в корпусе русской грамматики от живой русской разговорной речи. «Еще в корпусе, - рассказывал Даль, - полусознательно замечал я, что та русская грамматика, по которой учили нас с помощью розог и серебряной табакерки, ни больше ни меньше, как вздор на вздоре, чепуха на чепухе, которую зовут «русской грамматикой», составлена на чужой лад, сообразно со всеми петровскими преобразованиями: неизученный, неисследованный в его законах живой язык взяли да и втиснули в латинские рамки, склеенные немецким клеем».

1матрос. Получив чин гардемарина, который считался тогда офицерским, он в 1817 г. участвовал в морском походе на бриге «Феникс», посетил Данию, но Копенгаген и все исторические достопримечательности рассматривал как любой иностранец. В своем дневнике он записывает, что сильно тоскует по России.

2матрос. В 1819 году в чине мичмана В.И. даль стал служить на кораблях черноморского флота. Принимал участие в походах, но морская карьера его не прельщала. Уже стал легендой рассказ о том, как по пути на юг, морозным вечером, кутаясь в новый офицерский костюм, В. И. Даль услышал, что ямщик из Новгородской губернии. Поглядывая на небо, сказал: «Замолаживает». Для Даля слово было непонятно по смыслу, поэтому он переспросил ямщика: «Как замолаживает?» И услышал разъяснение: «А это по-нашенскому, значит, что потеплеет скоро, запасмурнеет». Несмотря на легкий мороз, Владимир выхватил из кармана записную книжку и окоченевшими руками записал корявым почерком: «Замолаживать – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии значит заволачиваться тучами, говоря о небе, клониться к ненастью».

1 доктор. Отслужив положенные семь лет на флоте, В. Даль подает в 1827г. прошение об отставке и поступает в Дерптский университет, который через 2 года закончил досрочно, защитив диссертацию по хирургии черепа и глаз, получив ученую степень доктора медицины, и был направлен работать в госпиталь российской армии, участвовавший в освободительном походе на Балканах.

2 доктор. В.И. Даль любил бывать среди солдат, записывал слова или пословицы, которые он услышал в первый раз. «Нигде это не было так удобно, как в походе, - вспоминал он впоследствии. – Бывало, на дневке где-нибудь соберешь вокруг себя солдат из разных мест, да и начнешь расспрашивать. Как такой-то предмет в той губернии зовется, как в другой, как в третьей; взглянешь в книжечку, а там уже целая вереница областных речений».

3 доктор. В 1832г. В.И. Даль переезжает в Петербург, где недолго работает в Военно-сухопутном госпитале, а затем выходит в отставку с военной службы. К этому времени у В.И. Даля накопился огромный материал записей устного народного творчества. В свободное от врачебной практики время он начал литературно обрабатывать записанные сказки, притчи, анекдоты.

СООБЩЕНИЕ учащихся о В. И. Дале – СКАЗОЧНИКЕ.

1уч. Из послужного списка доктора Даля мы узнаем, что он участвовал в турецкой и польской кампаниях, награжден за подвиги, а после, как он говаривал, «РАТОБОРСТВОВАЛ» с неприятелем, губившим людей почище пуль и гранат, - с чумой и холерой.

2 уч. Весной 1832 года мы видим его уже в столице – врачом Санкт-Петербургского военного госпиталя. Даль проходит по душным, сырым палатам, прозванным в народе «морильнями». «Тяжело болеть, тяжелее того над болью сидеть» - думается Далю. Как раз в эту пору рядом с Далем появляется КАЗАК ЛУГАНСКИЙ. Так будет отныне подписывать Владимир Иванович большинство своих сочинений.

3уч. ЛУГАНСКИЙ – от ЛУГАНИ, конечно, где он на свет родился, а вот КАЗАК – только ли от того, что, по его собственным словам, «не слезал почти три года с казацкого седла»? Не оттого ли, что вольный казак – «не раб, не крепостной» (его толкование), что вольный – «независимый, свободный, самостоятельный», не оттого ли, наконец, что «терпи, казак, атаманом будешь»? КАЗАК ЛУГАНСКИЙ соперничает с ДАЛЕМ в известности – и успешно.

1уч. О рождении Казака Луганского поведала в октябре 1832 года плотная (200 страниц)книга. Озаглавленная по старинному длинно: «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные казаком Владимиром Луганским. Пяток первый».

2уч. Перелистаем Далев «Пяток».

Первая сказка – «О Иване, молодом сержанте, удалой голове, без роду, без племени». Следом сказка про Шемяку, судью неправедного, - у этого, где суд, там и расправа. Еще сказка – про черта-послушника Сидора Поликарповича, отправленного из преисподней к нам на землю. Она тоже прибауткой кончается: «Кто охоч, да не горазд, с тем еще потолкую глаз на глаз, а кто горазд, , да не охоч, тот прикуси язык, да отойди прочь!» И догадливые нашлись, и смекалистые, и гораздые, и охочие, а язык не жалеют прикусывать и прочь ходить. Покупают в лавках «Первый пяток» Далевых сказок, еще гадают, кто т такой этот Казак Луганский.

3уч. Заглянем и мы в Далев «Первый пяток»:

1. Художественный пересказ сказок: «Девочка Снегурочка», «О дятле», «Лучший певчий».

2. Инсценирование сказок: «Ворона», «Журавль и цапля» и т.д.

КОНКУРС НА ЛУЧШУЮ СКАЗКУ И ЛУЧШЕГО СКАЗОЧНИКА.

3вед. Сегодня мы с вами увидели и услышали малую толику сказок В.И. Даля. А теперь попробуйте и сами придумать удивительные, сказочные истории, сказки по заданным сюжетам:

А) В царстве школьного портфеля (Портфель и его жители: Учебники, Пенал, Ручка, Карандаш, Линейка, Ластик и др.)

Б) У Деда Мороза было четверо детей: Весна, Лето, Осень, Зима. Долго они спорили, кто из них важнее и нужнее людям…

В) Были у Ветра верные помощники и друзья: Метель, Вьюга, Пурга, Ураган и Шторм. Однажды…

3вед. Ваши сочинения очень понравились бы В.И. Далю. Ведь он всегда ценил в людях усердие, смекалку, полет фантазии, преклонялся перед одаренностью и талантом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

1вед. Где тесно, там и место. Где потеснее, там и дружнее. Вот вы и снова здесь – уставшие, но довольные. Сколько нового и неизведанного узнали вы сегодня о великом сыне Земли Русской.

2вед. Об ученом, писателе и великом подвижнике Владимире Ивановиче Дале, главным подвигом в жизни которого было создание «Толкового словаря живого великорусского языка».

1вед. Вы услышали и сами поведали нам о самом важном деле его жизни - собирании слов.

2вед. В гостях хорошо, а дома лучше.

1вед. Гость гости, а пошел – прости.

2вед. На сегодня прощаемся, да не на всю жизнь.

1вед. Доброй вам дороги!

2вед. Где дорога, там и путь. Где торно, там и просторно.

1вед. Счастливого вам пути! До новых встреч!














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературный монтаж по произведениям М .Ю.Лермонтова "Он был источник дерзновенный"

Автор: Изибаева Нина Александровна

Дата: 04.02.2015

Номер свидетельства: 167045


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства