Литературно-музыкальная композиция по творчеству К.Симонова
Литературно-музыкальная композиция по творчеству К.Симонова
Цель мероприятия: расширить и углубить знания по литературе, познакомиться с биографией и творчеством К. М. Симонова, пробудить интерес к чтению, расширить представления о значении и роли поэзии времен Великой Отечественной войны в духовной жизни, культурном наследии прошлого; развивать творческие способности школьников и стремление к самостоятельной творческой деятельности; воспитывать уважительное отношение к историческому наследию нашей страны, чувство гордости за свою Родину и любви к ней.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция по творчеству К.Симонова»
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 100-летию со дня рождения Константина Симонова,
«Поэзия, призывающая к мужеству и решимости!»
Подготовила: Литвин Н.М., учитель русского языка и литературы МБОУ Творишинская СОШ Гордеевского района
Цель мероприятия: расширить и углубить знания по литературе, познакомиться с биографией и творчеством К. М. Симонова. пробудить интерес к чтению, расширить представления о значении и роли поэзии временВеликой Отечественной войны в духовной жизни, культурном наследии прошлого; развивать творческие способности школьников и стремление к самостоятельной творческой деятельности; воспитывать уважительное отношение к историческому наследию нашей страны, чувство гордости за свою Родину и любви к ней.
СЛАЙД №1
Ведущий: Я приветствую Вас на мероприятии, посвященном Году литературы. В этом году многие памятные даты связаны с юбилеями русских писателей, поэтов, драматургов – А.П. Чехова, Б. Пастернака, С. Есенина, Александра Сергеевича Грибоедова, Михаила Васильевича Исаковского и других.
Завтра 28 ноября исполняется 100 лет со дня рождения Константина Симонова
СЛАЙД №2
– поэта, прозаика, драматурга, журналиста, редактора, общественного деятеля, шестикратного лауреата Государственной (Сталинской) премии. Наше сегодняшнее мероприятие посвящено этой знаменательной дате.
И я не ошибусь, если скажу, что при упоминании о К.Симонове, первое, что приходит на ум, это его стихи «Жди меня» или «Сын артиллериста».
ЧТЕНИЕ УЧ-СЯ ОТРЫВКА ИЗ СТИХ-Я «СЫН АРТИЛЛЕРИСТА»
Был у майора Деева
Товарищ — майор Петров,
Дружили еще с гражданской,
Еще с двадцатых годов.
Вместе рубали белых
Шашками на скаку,
Вместе потом служили
В артиллерийском полку.
А у майора Петрова
Был Ленька, любимый сын,
Без матери, при казарме,
Рос мальчишка один.
И если Петров в отъезде,—
Бывало, вместо отца
Друг его оставался
Для этого сорванца.
Вызовет Деев Леньку:
— А ну, поедем гулять:
Сыну артиллериста
Пора к коню привыкать!—
С Ленькой вдвоем поедет
В рысь, а потом в карьер.
Бывало, Ленька спасует,
Взять не сможет барьер,
Свалится и захнычет.
— Понятно, еще малец!—
Деев его поднимет,
Словно второй отец.
Подсадит снова на лошадь:
— Учись, брат, барьеры брать!
Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла!—
Такая уж поговорка
У майора была.
Прошло еще два-три года,
И в стороны унесло
Деева и Петрова
Военное ремесло.
Уехал Деев на Север
И даже адрес забыл.
Увидеться — это б здорово!
А писем он не любил.
Но оттого, должно быть,
Что сам уж детей не ждал,
О Леньке с какой-то грустью
Часто он вспоминал.
Десять лет пролетело.
Кончилась тишина,
Громом загрохотала
Над родиною война.
Деев дрался на Севере;
В полярной глуши своей
Иногда по газетам
Искал имена друзей.
Однажды нашел Петрова:
«Значит, жив и здоров!»
В газете его хвалили,
На Юге дрался Петров.
Потом, приехавши с Юга,
Кто-то сказал ему,
Что Петров, Николай Егорыч,
Геройски погиб в Крыму.
Деев вынул газету,
Спросил: «Какого числа?»—
И с грустью понял, что почта
Сюда слишком долго шла...
А вскоре в один из пасмурных
Северных вечеров
К Дееву в полк назначен
Был лейтенант Петров.
Деев сидел над картой
При двух чадящих свечах.
Вошел высокий военный,
Косая сажень в плечах.
В первые две минуты
Майор его не узнал.
Лишь басок лейтенанта
О чем-то напоминал.
— А ну, повернитесь к свету,—
И свечку к нему поднес.
Все те же детские губы,
Тот же курносый нос.
А что усы — так ведь это
Сбрить!— и весь разговор.
— Ленька?— Так точно, Ленька,
Он самый, товарищ майор!
1941г.
Ведущий: Константин Михайлович Симонов родился 15 (28) ноября 1915 года в Петрограде.
СЛАЙД 3
Наверное, мало кто из вас знает, что настоящим именем писателя было имя Кирилл. А псевдоним он взял по одной простой причине. А причина эта была в особенностях дикции и артикуляции Симонова: не выговаривая «р» и твёрдого «л», произнести собственное имя ему было затруднительно.
Своего отца так Симонов и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну . Мальчика воспитал отчим, который преподавал тактику в военных училищах, а потом стал командиром Рабоче-крестьянской Красной армии. Поэтому детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях Рязани и Саратова.
СЛАЙД 4,5.
СЛАЙД 6.
«Атмосфера нашего дома, - писал Симонов в своей автобиографии, и атмосфера военной части, где служил отец, породили во мне привязанность к армии и вообще ко всему военному, привязанность, соединенную с уважением. Это детское, не вполне осознанное чувство, как потом оказалось, вошло в плоть и кровь».
Армейские впечатления, накрепко связанные с детством и юностью писателя, хорошо подготовили Симонова к военным испытаниям, которым суждено было стать судьбой его поколения.
СЛАЙД 7
Война была темой, делом, школой, судьбой, которая возложила на его плечи нелегкий солдатский труд еще до начала Великой Отечественной. Летом 1939 года Симонов побывал на своей первой войне, на Халхин-Голе, в качестве сотрудника газеты «Героическая красноармейская». Здесь поэт услышал первые раскаты будущей Второй мировой войны.
СЛАЙД 7,8
Там, на Халхин-Голе, началась огневая, в прямом смысле слова, поэзия Симонова. С Халхин-Гола он привез книгу новых стихов, стихов, посвященных живым и павшим героям.
ЧТЕНИЕ УЧ-СЯ СТИХ-Я «ИЗГНАННИК»
Нет больше родины. Нет неба, нет земли.
Нет хлеба, нет воды. Все взято.
Земля. Он даже не успел в слезах, в пыли
Припасть к ней пересохшим ртом солдата.
Чужое море билось за кормой,
В чужое небо пену волн швыряя.
Чужие люди ехали "домой",
Над ухом это слово повторяя.
Он знал язык. Его жалели вслух
За костыли и за потертый ранец,
А он, к несчастью, не был глух,
Бездомная собака, иностранец.
Он высадился в Лондоне. Семь дней
Искал он комнату. Еще бы!
Ведь он искал чердак, чтоб был бедней
Последней лондонской трущобы.
И наконец нашел. В нем потолки текли,
На плитах пола промокали туфли,
Он на ночь у стены поставил костыли -
Они к утру от сырости разбухли.
Два раза в день спускался он в подвал
И медленно, скрывая нетерпенье,
Ел черствый здешний хлеб и запивал
Вонючим пивом за два пенни.
Он по ночам смотрел на потолок
И удивлялся, ничего не слыша:
Где "юнкерсы", где неба черный клок
И звезды сквозь разодранную крышу?
На третий месяц здесь, на чердаке,
Его нашел старик, прибывший с юга;
Старик был в штатском платье, в котелке,
Они едва смогли узнать друг друга.
Старик спешил. Он выложил на стол
Приказ и деньги - это означало,
Что первый час отчаянья прошел,
Пора домой, чтоб все начать сначала,
Но он не может. "Слышишь, не могу!"-
Он показал на раненую ногу.
Старик молчал. "Ей-богу, я не лгу,
Я должен отдохнуть еще немного".
Старик молчал. "Еще хоть месяц так,
А там - пускай опять штыки, застенки, мавры".
Старик с улыбкой расстегнул пиджак
И вынул из кармана ветку лавра,
Три лавровых листка. Кто он такой,
Чтоб забывать на родину дорогу?
Он их смотрел на свет. Он гладил их рукой,
Губами осторожно трогал.
Как он посмел забыть? Три лавровых листка.
Что может быть прочней и проще?
Не все еще потеряно, пока
Там не завяли лавровые рощи.
Он в полночь выехал. Как родина близка,
Как долго пароход идет в тумане...
Когда он был убит, три лавровых листка
Среди бумаг нашли в его кармане.
1939
СЛАЙД 9
Ведущий: Симонову было 24 года. Тогда же он был удостоен первой правительственной награды – ордена «Знак Почета».
Вскоре началась Великая Отечественная. С этих пор война стала главной темой его творчества. Сам Симонов говорил: «Хорошо это или плохо, но, очевидно, я до сих пор был и продолжаю оставаться военным писателем, и мой долг заранее предупредить читателя, что, открывая любой из шести томов, он будет снова и снова встречаться с войной»
Пройдет совсем немного времени, и он станет не только любимым поэтом, но и популярным журналистом на фронте и во всей стране.
СЛАЙД 10
За четыре года войны около 30 раз Симонов ездил в короткие и длинные командировки на фронт, первый раз – в июне сорок первого, - под Могилев и последний – в апреле сорок пятого, - под Берлин.
Он ходил в атаку вместе с пехотной ротой в Крыму. Был в горящем Сталинграде. Редакция бросала его с одного важного участка фронта на другой – Западный фронт, Одесса, Севастополь, Рыбачий полуостров, снова Западный фронт, Курская дуга, Украинские фронты – Первый, Второй, Третий, Четвертый, а потом Польша, Румыния, Болгария, Югославия, наконец, поверженная в прах Германия.
«Я не был солдатом, был всего-навсего корреспондентом...»- не однажды высказывал эту мысль Симонов.
Стихотворение «Песня военных корреспондентов» написано по пути с одного фронта на другой - из освобожденного Краснодара в еще не освобожденный Ростов-на-Дону. Во фронтовом дневнике Симонов рассказывал, как «без отлучки от колес» сочинял «Корреспондентскую застольную». Ехал в открытом «виллисе», сидел закутавшись в бурку. На холодном ветру неохота даже вытащить руку. И он бубнил себе под нос, сочинял, а потом зубрил только что сочиненные строфы, чтобы закрепить в памяти их все, начиная с первой. Водитель решил, что подполковник тронулся умом – всю дорогу громко разговаривал сам с собой. По приезду водитель сигнализировал в санчасть штаба полка. Недоразумение было выяснено.
А мы с вами давайте послушаем, о чем писал поэт в дороге.
ЗВУЧИТ АУДИОЗАПИСЬ ПЕСНИ «КОРРЕСПОНДЕНТСКАЯ ЗАСТОЛЬНАЯ» (МУЗ. М. БЛАНТЕРА, СЛ. К.СИМОНОВА)
Ведущий: Обычно песня называется "Песня военных корреспондентов". У Симонова стихотворение озаглавлено "Корреспондентская застольная".
СЛАЙД 11
Симонов знал войну как никто. Наверное и не было среди военных писателей человека, превосходившего его объемом этих горьких знаний. Многие пережили больше, многим на фронте досталось больше, а знал он больше. И писал о том, что видел , шагая по дорогам войны.
СЛАЙД 12
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,..
Обращаясь к другу, Алексею Суркову, поэт говорит здесь о Родине, которая открылась ему по-настоящему только в дни горя, в дни испытании.
Чувством восхищения за силу и мощь русский земли проникнуто стих-е «АТАКА»
СЛАЙД 13
ЧТЕНИЕ УЧ-СЯ СТИХ-Я «АТАКА »
Когда ты по свистку, по знаку,
Встав на растоптанном снегу,
Готовясь броситься в атаку,
Винтовку вскинул на бегу,
Какой уютной показалась
Тебе холодная земля,
Как все на ней запоминалось:
Примерзший стебель ковыля,
Едва заметные пригорки,
Разрывов дымные следы,
Щепоть рассыпанной махорки
И льдинки пролитой воды.
Казалось, чтобы оторваться,
Рук мало — надо два крыла.
Казалось, если лечь, остаться —
Земля бы крепостью была.
Пусть снег метет, пусть ветер гонит,
Пускай лежать здесь много дней.
Земля. На ней никто не тронет.
Лишь крепче прижимайся к ней.
Ты этим мыслям жадно верил
Секунду с четвертью, пока
Ты сам длину им не отмерил
Длиною ротного свистка.
Когда осекся звук короткий,
Ты в тот неуловимый миг
Уже тяжелою походкой
Бежал по снегу напрямик.
Осталась только сила ветра,
И грузный шаг по целине,
И те последних тридцать метров,
Где жизнь со смертью наравне!
Ведущий: Одна из учениц в своем сочинении о стихотворении «Атака» написала:
ЧИТАЕТ УЧЕНИК ОТРЫВОК ИЗ СОБСТВЕННОГО СОЧИНЕНИЯ
Ведущий: Война, как вор, прокралась в каждый дом, оторвала людей от родной земли, разделила семьи, разрушила домашний очаг.
СЛАЙД 14
ЧТЕНИЕ УЧ-СЯ СТИХ-Я «КУКЛА »
Мы сняли куклу со штабной машины.
Спасая жизнь, ссылаясь на войну,
Три офицера - храбрые мужчины -
Ее в машине бросили одну.
Привязанная ниточкой за шею,
Она, бежать отчаявшись давно,
Смотрела на разбитые траншеи,
Дрожа в своем холодном кимоно.
Земли и бревен взорванные глыбы;
Кто не был мертв, тот был у нас в плену.
В тот день они и женщину могли бы,
Как эту куклу, бросить здесь одну...
Когда я вспоминаю пораженье,
Всю горечь их отчаянья и страх,
Я вижу не воронки в три сажени,
Не трупы на дымящихся кострах,-
Я вижу глаз ее косые щелки,
Пучок волос, затянутый узлом,
Я вижу куклу, на крученом шелке
Висящую за выбитым стеклом.
Ведущий: Каждый чувствовал, что он, как любимой, лишился дома, семьи, родной земли. И каждый повторял: «Жди меня».
Однажды во время очередной командировки на Южный фронт – был декабрь 1941 года – Симонова попросили прочесть поэму «Пять страниц». Симонов поправил шевелюру. В его глазах заблестели веселые нотки. Он встал, расстегнул комбинезон и громко сказал: - Поэму читать не буду. Во-первых, она написана давно, а, во-вторых, поэма длинная – устанете слушать. Я прочитаю вам новые стихи, - и стал читать тихо, доверительно, словно ведя с кем-то интимную беседу: СЛАЙД 15
ПРОСЛУШИВАНИЕ АУДИОЗАПИСИ СТИХ-Я «ЖДИ МЕНЯ» (В исполнении Безрукова)
Закончив чтение, он сказал: - Не буду возражать, если опубликуете в своем «Бюллетене». Стихотворение было напечатано на следующий день. А вскоре, можно даже назвать точную дату: 14 января 1942 года, стихотворение «Жди меня…» опубликовала газета «Правда». «Жди меня…» со страниц газеты потрясло всю страну. А Симонов с этого времени стал обладателем одного из самых громких литературных имен.
Слова «Жди меня…» были солдатским паролем. В них было заключено все – вера, надежда и любовь.
Это произведение посвящено актрисе Валентине Серовой.
СЛАЙД 16
Уходя на фронт, Константин Симонов не был уверен ни в победе советской армии, ни в том, что ему удастся увернуться живым. Тем не менее, его согревала мысль, что где-то далеко, в солнечной Фергане, куда был эвакуирован театр Валентины Серовой, его ждет любимая женщина.
И именно это давало поэту силы и веру, вселяло надежду, что рано или поздно война закончится, и он сможет быть счастлив со своей избранницей. Поэтому, обращаясь в стихотворении к Валентине Серовой, он просит ее лишь об одном: «Жди меня!». Вера и любовь этой женщины является для поэта своеобразным талисманом, той невидимой защитой, которая оберегала его на фронте от шальных пуль, помогала совершать подвиги.
СЛАЙД 17
ЧТЕНИЕ УЧ-СЯ СТИХ-Я «СЛАВА »
За пять минут уж снегом талым Шинель запорошилась вся. Он на земле лежит, усталым Движеньем руку занеся.
Он мертв. Его никто не знает. Но мы еще на полпути, И слава мертвых окрыляет Тех, кто вперед решил идти.
В нас есть суровая свобода: На слезы обрекая мать, Бессмертье своего народа Своею смертью покупать.
Ведущий: Поэт пытался при помощи слова поддержать солдат, продемонстрировать жизненную необходимость борьбы с фашистами, принесшими горести войны на территорию Советского Союза. Симонов призывал стоять на смерть ради маленьких сыновей и дочерей, у которых отняли детство, ради матерей и отцов, ради возлюбленных.
«Я понял, насколько сильно во мне чувство Родины, - напишет Симонов, - насколько я чувствую эту землю своей и как глубоко корнями ушли в нее эти люди, которые живут на ней… Было чувство острой жалости и любви ко всему находившемуся здесь: к этим деревенским избам возле дороги, к траве, к березам, ко всему русскому».
СЛАЙД 18
ЧТЕНИЕ УЧ-СЯ СТИХ-Я «РОДИНА »
РОДИНА
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
1941
Ведущий: Говорят, что время лечит все. Это значит, что оно стирает память, заставляет блекнуть самые яркие воспоминания. Но в жизни и в творчестве К.Симонова не все стирает время.
ЧТЕНИЕ УЧ-СЯ СТИХ-Я «Через двадцать лет»
СЛАЙД 19
Пожар стихал. Закат был сух. Всю ночь, как будто так и надо, Уже не поражая слух, К нам долетала канонада.
И между сабель и сапог, До стремени не доставая, Внизу, как тихий василек, Бродила девочка чужая.
Где дом ее, что сталось с ней В ту ночь пожара — мы не знали. Перегибаясь к ней с коней, К себе на седла поднимали.
Я говорил ей: "Что с тобой?" — И вместе с ней в седле качался. Пожара отсвет голубой Навек в глазах ее остался.
Она, как маленький зверек, К косматой бурке прижималась, И глаза синий уголек Все догореть не мог, казалось.
. . . . . . . . . . . . . . .
Когда-нибудь в тиши ночной С черемухой и майской дремой, У женщины совсем чужой И всем нам вовсе незнакомой,
Заметив грусть и забытье Без всякой видимой причины, Что с нею, спросит у нее Чужой, не знавший нас, мужчина.
А у нее сверкнет слеза, И, вздрогнув, словно от удара, Она поднимет вдруг глаза С далеким отблеском пожара:
— Не знаю, милый.— А в глазах Вновь полетят в дорожной пыли Кавалеристы на конях, Какими мы когда-то были.
Деревни будут догорать, И кто-то под ночные трубы Девчонку будет поднимать В седло, накрывши буркой грубой.
1942
Ведущий: Не может время стереть те события, о которых нельзя забывать во что бы то ни стало. Нельзя забывать во имя будущих поколений, во имя жизни на земле.
СЛАЙД 20
Помнит о горьких и трагических событиях Великой Отечественной и Буйничское поле под Могилевом, откуда Симонов чудом выбрался живым, тогда, в июле сорок первого, и где после смерти в 1979 году (28 августа) по завещанию был развеян прах писателя.
Закончу наше сегодняшнее мероприятия словами К. Симонова:
СЛАЙД 21
«Люди, которые хотят, чтобы эта вторая мировая война, действительно, когда-нибудь называлась в учебниках истории последней мировой войной, должны, думая о мире, особенно хорошо помнить уроки войны.»
(К.М.Симонов “Неизбежная цель”)
Вопрос к ученикам: Какие чувства вызвало у вас сегодняшнее наше мероприятие? Поделитесь.