kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая 110-годовщине со дня рождения М.А. Шолохова: «Великий сын земли Донской»!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: подготовить учащихся к восприятию единого литературного и культурно-исторического процесса на основе изучения произведений выдающегося писателя-земляка: М.А.Шолохова для дальнейшего гуманитарного развития, предполагающего продвижение от умения осмысленно читать художественное произведение к умению мыслить исторически и системно.

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая 110-годовщине со дня рождения М.А. Шолохова: «Великий сын земли Донской»!»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4







Разработка внеклассного мероприятия


Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая 110-годовщине со дня рождения М.А. Шолохова: «ВЕЛИКИЙ СЫН ЗЕМЛИ ДОНСКОЙ»!







Теплова Мария Николаевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №4 г. Белая Калитва

ул. Пролетарская 98 т. 2-57-47












г. Белая Калитва

2016 год




Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая 110-годовщине со дня рождения М.А. Шолохова: «ВЕЛИКИЙ СЫН ЗЕМЛИ ДОНСКОЙ»!

Цель: подготовить учащихся к восприятию единого литературного и культурно-исторического процесса на основе изучения произведений выдающегося писателя-земляка: М.А.Шолохова для дальнейшего гуманитарного развития, предполагающего продвижение от умения осмысленно читать художественное произведение к умению мыслить исторически и системно.

Задачи. В процессе подготовки и реализации замысла литературной гостиной учащиеся должны научиться:

  • самостоятельно изучать литературные произведения;

  • понимать замысел автора;

  • сопоставлять произведения, написанные в разное время;

  • различать последовательность и логику движения художественных идей, их смену от одного поколения писателей к другому;

  • понимать особую роль художественных произведений в формировании русской национальной культуры.

В процессе преподавания литературы как учебного предмета и подготовки к указанному мероприятию у учащихся необходимо воспитывать:

  • чувство патриотизма, гордости за Отечество, родной край, великую национальную литературу, утверждающую нравственные идеалы человечества;

  • развивать память, логическое мышление, внимание, способствовать формированию умения грамотно составлять устное высказывание.

Оборудование:

мультимедийный проектор, экран для проектора, акустические системы, видео- и аудиопроцессоры.

Декорации: плетень, на котором висят крынки, подсолнухи, казачий курень.








Вступительное слово (ТЕПЛОВА М.Н.)

24 мая 2015 года исполнилось 110 лет со дня рождения Михаила

Александровича Шолохова – великого русского писателя, классика нашего времени, подлинного летописца целой эпохи.

Имя великого земляка, выдающегося писателя, автора всемирно известных произведений, страстного публициста, человека большой души и беспокойного сердца М.А.Шолохова стало национальной гордостью.

Многими высокими наградами и званиями удостоили писателя родная страна и многие другие страны мира: дважды Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственной премии СССР, Нобелевской премии. Долгое время он был действительным членом Академии Наук СССР, почетным доктором филологических наук Ростовского и Лейпцигского университетов, почетным доктором права Сент–Эндрюсского университета.

В апреле 1984 года принято постановление об увековечении памяти М.А.Шолохова. В Шолоховском районе нашей области создан Государственный музей-заповедник писателя.

Звучит- « Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон»

( Казачий гимн) 
1 Ведущий: (Рубашкина Е.)

Откуда Дон берет начало… 
Где скрыта вечная струя, 
Что вниз, по руслу величаво 
Уходит в дальние края! 
Под невысокою березкой 
Начало Дон свое берет: 
Из-под травы земли московской 
С Ивана-озера течет. 


2 Ведущий: (Быков Д.)

Горжусь, что родом из Донского края,
Где Шолохов родился и творил.
Сейчас я это четко понимаю,
Как Землю наших предков он любил.

(На фоне песни из кинофильма «Тихий Дон» - «Ой, ты, наш батюшка,

Тихий Дон»)

Чтец: (Щербинина Е.)

Среди шести материков,
В краю, где плещет Дон,
Стоит на стыке двух веков
Соломой крытый дом.
Я низко кланяюсь ему,
Не постучав в окно.
Другие люди в том дому
Живут давным-давно.
Но та же в окнах синева.
И так же помнит дом того,
Кто первые слова
Здесь начинал с трудом.

ГОЛОС ( за кулисами) портрет Шолохова на экране:

«Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель. И, будучи патриотом своей великой, могущественной Родины, с гордостью говорю, что являюсь и патриотом своего родного Донского края... Святая обязанность - любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать».

1-й ведущий. На пологом песчаном левобережье, над Доном лежит станица Вёшенская. Здесь в Донском краю, в самой глубине его, родился и вырос Михаил Александрович Шолохов. Эта земля, скупая и неласковая с виду, открыла мальчику многие свои тайны.

Он дышал горячим степным воздухом, видел грозы и ливни, слушал рассказы стариков о турецких походах, ходил на хуторские свадьбы, где пели старинные обрядовые песни.

Он с детства постигал смысл и поэзию крестьянского труда на землю, которая вскормила и вспоила его, дала великую силу и потом питала могучий талант жизнетворными соками.

Отец М.А.Шолохова - разночинец, выходец из Рязанской губернии. С молодых лет работал по найму, арендовал землю. Мать была дочерью крепостного крестьянина, неграмотная женщина, наделенная драгоценным даром творчества. В семье Шолоховых не жалели средств для того, чтобы сын получил хорошее образование, но гражданская война не дала ему закончить гимназию.

В 1920 году с оружием в руках юный Шолохов ушел на фронт, пятнадцатилетним участвовал в боях с бандами Махно, Фомина, Мелехова, Кондратьева, Маслакова. Много раз жизнь юноши была на волоске от смерти. В эти грозные годы, когда в донской степи лилась кровь, из-под пера М.А.Шолохова вышли книги «Лазоревая степь», «Донские рассказы».

И не только заревом вешних тюльпанов пахнуло с их страниц.


(Звучит казачья песня) « Мы с тобою казаки»

2-й ведущий.

Как степной цветок, живым пятном встают рассказы М.Шолохова… Образный язык, тот цветной язык, которым говорит казачество. Сжато, и эта сжатость полна жизни, напряжения и правды.

За ними, за первыми двумя книгами Шолохов с зоркостью степного орла увидел неоглядное эпическое поле «Тихого Дона».

Шолохов будто самой природой был рожден, чтобы на века запечатлеть трудный героический путь нашего народа на крутых поворотах истории.

1-й ведущий.

Три могучих этапа, три рубежа – революцию, построение социализма, Великую Отечественную войну прошла наша Родина. И один из лучших ее сыновей, великий писатель русской земли М.Шолохов, сложил о Родине три вдохновенные песни – «Тихий Дон», «Поднятую целину» и «Судьбу человека».


Чтец.(Хохлачёва )

Донские сердцу милые пейзажи!

Луга, изгибы берегов крутых…

Я изменился, стал годами старше,

Но мне и часа не прожить без них.


Уже в Базках волнуешься немножко,

И в душу веет свежею волной.

Паром пересекает Дон. Здесь Вешки

Раскинули сады передо мной.


Слепят пески, влекут деревьев шорохи,

Зеленоватых елей торжество…

Здесь «Тихий Дон» писал волшебник Шолохов,

И я во власти волшебства его.


1-й ведущий.

Широко и зримо развернул перед нами художник картину жизни казачества Дона, охватив период в 10 лет с 1912 по 1922 год. Главным местом действия является казачья станица. В центре романа - представитель двух противоположных борющихся классовых лагерей – середняк Григорий Мелехов. Книга создавалась в годы, когда гражданская война отошла в прошлое. На Дону, как и во всей стране, осуществлялась

сплошная коллективизация. Михаил Александрович Шолохов был в самой гуще этих событий, зорко всматривался в то, что происходило вокруг: ездил по станицам и хуторам, до рассвета беседовал с людьми, выступал на собраниях. Дыхание этих дней Шолохов талантливо воплотил в романе «Тихий Дон».

2-й ведущий

Писать роман было трудно. А слава приносила не только радость успеха, но и горечь многих испытаний. Сколько довелось вынести ему! И вражескую клевету, обвинения в «защите кулаков» и злобное недоброжелательство завистников. Но сама

жизнь доказала силу и правду, заключенную в этом гениальном произведении.

Чтец: (Кохан А)

И, кажется, ехать недолго:

Поднялся и сел в самолет…

А вспыхнет излучина Дона,

И тихое сердце замрет,

У плесов гремучих и синих

Мы в вечном и добром долгу,

Не тут ли Григорий с Аксиньей

Стоял на крутом берегу…

Не верите – вешенцев спросим,-

Ничто не пропало зазря,


Ни песнь казаков на покосе,

Ни мудрый прищур Щукаря…

К великому Тихому Дону,

К степям, где белы ковыли,

Приходят с глубоким поклоном

Писатели всей земли…

(Демонстрируется отрывок из романа «Тихий Дон»)

2-й ведущий.

В 1940 году «Тихий Дон» был завершен. Полный творческих сил писатель продолжает работать над замыслом «Поднятой целины». Но война ворвалась в жизнь нашей страны черным смерчем. Тысячи добровольцев шли в военкоматы.

1-й ведущий.

Так же как тысячи других, Шолохов стал солдатом. Каждое слово Шолохова, каждое его выступление в газетах встречалось на переднем крае как выражение

солдатских помыслов и уверенности в победе. С упоением читались первые главы из нового романа «Они сражались за Родину» - о горестном пути разгромленного противником полка.

2-й ведущий.

Судьбы людские! Счастливые и несчастные, простые и сложные, как сама жизнь. Сколько их, этих судеб прошло перед глазами художника. И разве не оттуда, из самых глубин народного горя, появился потрясающий, полный скорби, сострадания и веры в силу и нежность людской души рассказ «Судьба человека».

(Демонстрируется отрывок из к/ф «Судьба человека»)

1-й ведущий.

И вот запахано еще одно великое, необъятное поле. После многих лет борьбы, после потрясшей мир военной катастрофы проведена последняя борозда, поставлена последняя точка в романе «Поднятая целина». Снова и снова перечитываем мы эту книгу и снова переживаем то, что было пережито ее героями, - от бередящего душу весеннего запаха садов до того грустного вечера ранней осени, когда поседевший Разметнов, одиноко стоя на кладбище, провожает взглядом алое полымя последней грозы.

2-й ведущий

Проходят перед нашим взором полные радости труда и страданий бессмертные образы солдат – Семена Давыдова, Макара Нагульного, Андрея Разметнова; вновь смеемся мы, слыша незлобное ворчание и лукавые россказни старого хуторского балагура деда Щукаря, и замирает наш смех, и сжимается сердце, и еще больше дивимся мы светлой силе борцов, за которыми пошел и которых вдруг потерял дед Щукарь. Страницу за страницей перелистываем мы «Поднятую целину», и овевает нас ветер грозной и прекрасной эпохи. Живые люди, наши современники проходят перед нами во всей их неповторимой яркости.

(Демонстрируется отрывок из романа «Поднятая целина»).

ТЕПЛОВА М.Н.

Творчество М.А.Шолохова – бесспорный факт общечеловеческой ценности. И потому в канун юбилея М.А.Шолохова думается о том, каким щедрым для Донской земли оказался май незабываемого 1905 года.

Шолохов. Великий сын России. Гений с мировым именем. Наш земляк. Сколько сказано о нем как о Писателе и о Человеке! Сколько еще будет написано в России и во всем мире…

И никто не будет спрашивать: «Это какой Шолохов?!» Как не спрашивают в наши дни: какой Гомер, какой Шекспир, какой Пушкин… Шолохов всегда будет Шолоховым.



8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Теплова Мария Николаевна

Дата: 24.07.2016

Номер свидетельства: 337978

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства