Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая 110-годовщине со дня рождения М.А. Шолохова: «Великий сын земли Донской»!
Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая 110-годовщине со дня рождения М.А. Шолохова: «Великий сын земли Донской»!
Цель: подготовить учащихся к восприятию единого литературного и культурно-исторического процесса на основе изучения произведений выдающегося писателя-земляка: М.А.Шолохова для дальнейшего гуманитарного развития, предполагающего продвижение от умения осмысленно читать художественное произведение к умению мыслить исторически и системно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая 110-годовщине со дня рождения М.А. Шолохова: «Великий сын земли Донской»!»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4
Разработка внеклассного мероприятия
Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая 110-годовщине со дня рождения М.А. Шолохова: «ВЕЛИКИЙ СЫН ЗЕМЛИ ДОНСКОЙ»!
Теплова Мария Николаевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №4 г. Белая Калитва
ул. Пролетарская 98 т. 2-57-47
г. Белая Калитва
2016 год
Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая 110-годовщине со дня рождения М.А. Шолохова: «ВЕЛИКИЙ СЫН ЗЕМЛИ ДОНСКОЙ»!
Цель: подготовить учащихся к восприятию единого литературного и культурно-исторического процесса на основе изучения произведений выдающегося писателя-земляка: М.А.Шолохова для дальнейшего гуманитарного развития, предполагающего продвижение от умения осмысленно читать художественное произведение к умению мыслить исторически и системно.
Задачи.В процессе подготовки и реализации замысла литературной гостиной учащиеся должны научиться:
самостоятельно изучать литературные произведения;
понимать замысел автора;
сопоставлять произведения, написанные в разное время;
различать последовательность и логику движения художественных идей, их смену от одного поколения писателей к другому;
понимать особую роль художественных произведений в формировании русской национальной культуры.
В процессе преподавания литературы как учебного предмета и подготовки к указанному мероприятию у учащихся необходимо воспитывать:
чувство патриотизма, гордости за Отечество, родной край, великую национальную литературу, утверждающую нравственные идеалы человечества;
мультимедийный проектор, экран для проектора, акустические системы, видео- и аудиопроцессоры.
Декорации: плетень, на котором висят крынки, подсолнухи, казачий курень.
Вступительное слово (ТЕПЛОВА М.Н.)
24 мая 2015 года исполнилось 110 лет со дня рождения Михаила
Александровича Шолохова – великого русского писателя, классика нашего времени, подлинного летописца целой эпохи.
Имя великого земляка, выдающегося писателя, автора всемирно известных произведений, страстного публициста, человека большой души и беспокойного сердца М.А.Шолохова стало национальной гордостью.
Многими высокими наградами и званиями удостоили писателя родная страна и многие другие страны мира: дважды Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственной премии СССР, Нобелевской премии. Долгое время он был действительным членом Академии Наук СССР, почетным доктором филологических наук Ростовского и Лейпцигского университетов, почетным доктором права Сент–Эндрюсского университета.
В апреле 1984 года принято постановление об увековечении памяти М.А.Шолохова. В Шолоховском районе нашей области создан Государственный музей-заповедник писателя.
Откуда Дон берет начало… Где скрыта вечная струя, Что вниз, по руслу величаво Уходит в дальние края! Под невысокою березкой Начало Дон свое берет: Из-под травы земли московской С Ивана-озера течет.
2 Ведущий: (Быков Д.)
Горжусь, что родом из Донского края, Где Шолохов родился и творил. Сейчас я это четко понимаю, Как Землю наших предков он любил.
(На фоне песни из кинофильма «Тихий Дон» - «Ой, ты, наш батюшка,
Тихий Дон»)
Чтец: (Щербинина Е.)
Среди шести материков, В краю, где плещет Дон, Стоит на стыке двух веков Соломой крытый дом. Я низко кланяюсь ему, Не постучав в окно. Другие люди в том дому Живут давным-давно. Но та же в окнах синева. И так же помнит дом того, Кто первые слова Здесь начинал с трудом.
ГОЛОС ( за кулисами) портрет Шолохова на экране:
«Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель. И, будучи патриотом своей великой, могущественной Родины, с гордостью говорю, что являюсь и патриотом своего родного Донского края... Святая обязанность - любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать».
1-й ведущий. На пологом песчаном левобережье, над Доном лежит станица Вёшенская. Здесь в Донском краю, в самой глубине его, родился и вырос Михаил Александрович Шолохов. Эта земля, скупая и неласковая с виду, открыла мальчику многие свои тайны.
Он дышал горячим степным воздухом, видел грозы и ливни, слушал рассказы стариков о турецких походах, ходил на хуторские свадьбы, где пели старинные обрядовые песни.
Он с детства постигал смысл и поэзию крестьянского труда на землю, которая вскормила и вспоила его, дала великую силу и потом питала могучий талант жизнетворными соками.
Отец М.А.Шолохова - разночинец, выходец из Рязанской губернии. С молодых лет работал по найму, арендовал землю. Мать была дочерью крепостного крестьянина, неграмотная женщина, наделенная драгоценным даром творчества. В семье Шолоховых не жалели средств для того, чтобы сын получил хорошее образование, но гражданская война не дала ему закончить гимназию.
В 1920 году с оружием в руках юный Шолохов ушел на фронт, пятнадцатилетним участвовал в боях с бандами Махно, Фомина, Мелехова, Кондратьева, Маслакова. Много раз жизнь юноши была на волоске от смерти. В эти грозные годы, когда в донской степи лилась кровь, из-под пера М.А.Шолохова вышли книги «Лазоревая степь», «Донские рассказы».
И не только заревом вешних тюльпанов пахнуло с их страниц.
(Звучит казачья песня) « Мы с тобою казаки»
2-й ведущий.
Как степной цветок, живым пятном встают рассказы М.Шолохова… Образный язык, тот цветной язык, которым говорит казачество. Сжато, и эта сжатость полна жизни, напряжения и правды.
За ними, за первыми двумя книгами Шолохов с зоркостью степного орла увидел неоглядное эпическое поле «Тихого Дона».
Шолохов будто самой природой был рожден, чтобы на века запечатлеть трудный героический путь нашего народа на крутых поворотах истории.
1-й ведущий.
Три могучих этапа, три рубежа – революцию, построение социализма, Великую Отечественную войну прошла наша Родина. И один из лучших ее сыновей, великий писатель русской земли М.Шолохов, сложил о Родине три вдохновенные песни – «Тихий Дон», «Поднятую целину» и «Судьбу человека».
Чтец.(Хохлачёва )
Донские сердцу милые пейзажи!
Луга, изгибы берегов крутых…
Я изменился, стал годами старше,
Но мне и часа не прожить без них.
Уже в Базках волнуешься немножко,
И в душу веет свежею волной.
Паром пересекает Дон. Здесь Вешки
Раскинули сады передо мной.
Слепят пески, влекут деревьев шорохи,
Зеленоватых елей торжество…
Здесь «Тихий Дон» писал волшебник Шолохов,
И я во власти волшебства его.
1-й ведущий.
Широко и зримо развернул перед нами художник картину жизни казачества Дона, охватив период в 10 лет с 1912 по 1922 год. Главным местом действия является казачья станица. В центре романа - представитель двух противоположных борющихся классовых лагерей – середняк Григорий Мелехов. Книга создавалась в годы, когда гражданская война отошла в прошлое. На Дону, как и во всей стране, осуществлялась
сплошная коллективизация. Михаил Александрович Шолохов был в самой гуще этих событий, зорко всматривался в то, что происходило вокруг: ездил по станицам и хуторам, до рассвета беседовал с людьми, выступал на собраниях. Дыхание этих дней Шолохов талантливо воплотил в романе «Тихий Дон».
2-й ведущий
Писать роман было трудно. А слава приносила не только радость успеха, но и горечь многих испытаний. Сколько довелось вынести ему! И вражескую клевету, обвинения в «защите кулаков» и злобное недоброжелательство завистников. Но сама
жизнь доказала силу и правду, заключенную в этом гениальном произведении.
Чтец: (Кохан А)
И, кажется, ехать недолго:
Поднялся и сел в самолет…
А вспыхнет излучина Дона,
И тихое сердце замрет,
У плесов гремучих и синих
Мы в вечном и добром долгу,
Не тут ли Григорий с Аксиньей
Стоял на крутом берегу…
Не верите – вешенцев спросим,-
Ничто не пропало зазря,
Ни песнь казаков на покосе,
Ни мудрый прищур Щукаря…
К великому Тихому Дону,
К степям, где белы ковыли,
Приходят с глубоким поклоном
Писатели всей земли…
(Демонстрируется отрывок из романа «Тихий Дон»)
2-й ведущий.
В 1940 году «Тихий Дон» был завершен. Полный творческих сил писатель продолжает работать над замыслом «Поднятой целины». Но война ворвалась в жизнь нашей страны черным смерчем. Тысячи добровольцев шли в военкоматы.
1-й ведущий.
Так же как тысячи других, Шолохов стал солдатом. Каждое слово Шолохова, каждое его выступление в газетах встречалось на переднем крае как выражение
солдатских помыслов и уверенности в победе. С упоением читались первые главы из нового романа «Они сражались за Родину» - о горестном пути разгромленного противником полка.
2-й ведущий.
Судьбы людские! Счастливые и несчастные, простые и сложные, как сама жизнь. Сколько их, этих судеб прошло перед глазами художника. И разве не оттуда, из самых глубин народного горя, появился потрясающий, полный скорби, сострадания и веры в силу и нежность людской души рассказ «Судьба человека».
(Демонстрируется отрывок из к/ф «Судьба человека»)
1-й ведущий.
И вот запахано еще одно великое, необъятное поле. После многих лет борьбы, после потрясшей мир военной катастрофы проведена последняя борозда, поставлена последняя точка в романе «Поднятая целина». Снова и снова перечитываем мы эту книгу и снова переживаем то, что было пережито ее героями, - от бередящего душу весеннего запаха садов до того грустного вечера ранней осени, когда поседевший Разметнов, одиноко стоя на кладбище, провожает взглядом алое полымя последней грозы.
2-й ведущий
Проходят перед нашим взором полные радости труда и страданий бессмертные образы солдат – Семена Давыдова, Макара Нагульного, Андрея Разметнова; вновь смеемся мы, слыша незлобное ворчание и лукавые россказни старого хуторского балагура деда Щукаря, и замирает наш смех, и сжимается сердце, и еще больше дивимся мы светлой силе борцов, за которыми пошел и которых вдруг потерял дед Щукарь. Страницу за страницей перелистываем мы «Поднятую целину», и овевает нас ветер грозной и прекрасной эпохи. Живые люди, наши современники проходят перед нами во всей их неповторимой яркости.
(Демонстрируется отрывок из романа «Поднятая целина»).
ТЕПЛОВА М.Н.
Творчество М.А.Шолохова – бесспорный факт общечеловеческой ценности. И потому в канун юбилея М.А.Шолохова думается о том, каким щедрым для Донской земли оказался май незабываемого 1905 года.
Шолохов. Великий сын России. Гений с мировым именем. Наш земляк. Сколько сказано о нем как о Писателе и о Человеке! Сколько еще будет написано в России и во всем мире…
И никто не будет спрашивать: «Это какой Шолохов?!» Как не спрашивают в наши дни: какой Гомер, какой Шекспир, какой Пушкин… Шолохов всегда будет Шолоховым.