kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературное чтение стихотворений М.Ю.Лермонтова

Нажмите, чтобы узнать подробности

К сожалению, школьная программа не всегда может охватить и  раскрыть все многообразие творчества писателя или поэта, поэтому внеклассная работа по литературе очень важна. Формы внеклассной работы могут быть разнообразны. Это и литературные гостиные, викторины, литературные чтения, конкурсы на звание лучшего чтица, заседания литературного клуба, литературные коллажи и др. Задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать ребят принять участие в мероприятии, поэтому необходимо использовать актуальные для ваших учеников материалы (видеоролики, аудио сопровождение, фотографии, портреты их кумиров и др.). 

 Данная работа - это "Литературный вечер посвящённый творчеству великого русского поэта М.Ю. Лермонтова".  Тематика подобранных стихотворений разнообразна, неординарна. Работа содержит ссылки на авторский видеоматериал, ссылки на них вы найдёте в работе. Цель этого мероприятия  прививать интерес к изучению родной поэзии, развитие навыков выразительного чтения, актёрского мастерства, углубление знаний учащихся о биографии и творчестве М.Ю. Лермонтова.  Для проведения необходим  проектор, портреты поэта, видеоролики.  Во время прочтения стихотворений ученики использовали музыкальное сопровождения, видеоматериал, презентации.  Для раскрытия потенциала учащихся и создания ситуации успеха,  учитель стремится создать на уроке доверительную атмосферу и личным примером демонстрирует актёрскую декламацию, мастерство.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение стихотворений М.Ю.Лермонтова»

Литературное чтение стихов М.Ю. Лермонтова

Тема :Тематическое разнообразие лирики М.Ю. Лермонтова.

Цель: прививать любовь к великому русскому слову, красоте поэзии; изучить основные мотивы лирики, биографические данные о поэте; развивать навыки творческого, выразительного прочтения стихотворений.

Оборудование: проектор, видео и аудио оформление ,портреты поэта.

Ход занятия

Слово учителя

Стихотворение «Волны и люди» (прочтение учителем) – это, пожалуй эпиграф к самой жизни М.Ю. Лермонтова

Волны катятся одна за другою
          С плеском и шумом глухим;
Люди проходят ничтожной толпою
          Также один за другим.
Волнам их воля и холод дороже
          Знойных полудня лучей;
Люди хотят иметь души... и что же? -
          Души в них волн холодней!

Русская литература богата именами величайших поэтов. Они были судьями и пророками своей эпохи, родоначальниками великого русского слова. Ломоносов, Державин, Карамзин. Их стихи, проза наполняет наши умы мыслями а душу чувствами, как например М.В. Ломоносов в казалось бы понятном стихотворении «Кузнечик», описывает жизнь насекомого, но аллегорический смысл заставляет нас переосмыслить и наше существование, цель нашей жизни.

Прочтение стихотворения «Кузнечик»

Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,
Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!
Препровождаешь жизнь меж мягкою травою
И наслаждаешься медвяною росою.
Хотя у многих ты в глазах презренна тварь,
Но в самой истине ты перед нами царь;
Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен!
Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен,
Что видишь, всё твое; везде в своем дому,
Не просишь ни о чем, не должен никому.

Поэтому мы и называем их гениями, что они будоражат умы, мы становимся иными принимая или оспаривая их мысли.

Так для чего мы читаем? (Вопрос для обсуждения)

Вашему вниманию предлагаю небольшую зарисовку на тему гения.

Король и шут «Танец злобного гения» (https://i.ytimg.com/vi_webp/Bcii8CeahIA/mqdefault.webp)

Детские годы

Из уроков литературы вы знаете, что М.Ю. воспитывала бабушка. Дама очень властная и строгая, но безумно любящая единственного внука. Его отец человек не богатый прожил, после смерти своей жены, отдельно от сына. М.Ю. ,конечно же, скучал по отцу, на смерть ему он посвятил стих «Эпитафия»

Прости! увидимся ль мы снова?
И смерть захочет ли свести
Две жертвы жребия земного,
Как знать! итак прости, прости!..
Ты дал мне жизнь, но счастья не дал;
Ты сам на свете был гоним,
Ты в людях только зло изведал...
Но понимаем был одним.
И тот один, когда рыдая
Толпа склонялась над тобой,
Стоял, очей не обтирая,
Недвижный, хладный и немой.
И все, не ведая причины,
Винили дерзостно его,
Как будто миг твоей кончины.
Был мигом счастья для него.
Но что ему их восклицанья?
Безумцы! не могли понять,
Что легче плакать, чем страдать
Без всяких признаков страданья.

Всё его детство проходило в одиночестве, вдали от отеческой ласки. Ощущение одиночества очень часто проходит через многие его стихи.

«Белеет парус одинокий»

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит...

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!


Лермонтов один из тех мастеров слова, кто передавая красоту природы прежде всего стремится воплотить свои чувства в поэтическом слове

Когда весной разбитый лед
Рекой взволнованной идет,
Когда среди лугов местами
Чернеет голая земля,
И мгла ложится облаками
На полуюные поля,
Мечтанье злое грусть лелеет
В душе неопытной моей;
Гляжу, природа молодеет,
Но молодеть лишь только ей;
Ланит спокойных пламень алый
С собою время уведет,
И тот, кто так страдал, бывало,
Любви к ней в сердце не найдет.

Очень долгое время его стихи были только для узкого круга читателей, М.Ю. категорически не хотел их читать, но одно событие перевернуло его жизнь – это Смерть светоча русской литературы.

Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
5Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде... и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь... — он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно
Навел удар... спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?.. издалёка,

Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что́ он руку поднимал!..

И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
       Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..

И прежний сняв венок — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
          Но иглы тайные сурово
          Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шопотом насмешливых невежд,
    И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
          Замолкли звуки чудных песен,
          Не раздаваться им опять:
          Приют певца угрюм и тесен,
          И на устах его печать. —

          А  вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
    Таитесь вы под сению закона,
    Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
                 Есть грозный суд: он ждет;
          Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
          Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
          Поэта праведную кровь!


За это стихотворение Лермонтова сослали на Кавказ . В его творчестве много произведений о войне, героях истории.

Бородино

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
      Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
      Про день Бородина!

- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
      Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
      Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
      Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
      О русские штыки?"

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
      Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
      Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
      Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
      За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
      Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
      Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
      Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
      Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
      Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
      Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
      Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
      Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
      И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
      Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
      В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
      Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
      Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
      Слились в протяжный вой...

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
      И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
      Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
      Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
      Не отдали б Москвы!

Война – это не только доблесть, но и смерти. В стихотворении наш поэт прощается с жизнью и дает последнее завещание

Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж... Да что моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.

А если спросит кто-нибудь...
Ну, кто бы ни спросил,
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был;
Что умер честно за царя,
Что плохи наши лекаря,
И что родному краю
Поклон я посылаю.

Отца и мать мою едва ль
Застанешь ты в живых...
Признаться, право, было б жаль
Мне опечалить их;
Но если кто из них и жив,
Скажи, что я писать ленив,
Что полк в поход послали,
И чтоб меня не ждали.

Соседка есть у них одна...
Как вспомнишь, как давно
Расстались!.. Обо мне она
Не спросит... все равно,
Ты расскажи всю правду ей,
Пустого сердца не жалей;
Пускай она поплачет -
Ей ничего не значит!

Воин призван служить Отчизне, у каждого из нас своё представление о патриотическом долге, но всегда люди задаются одним вопросом почему мы любим свою родину? На этот вопрос М.Ю. отвечал в стихотворении «Люблю отчизну я ..»

Люблю отчизну яно странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю - за что, не знаю сам -

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень;

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.


А сейчас баллада «Морская царевна»… Мне нравится это произведение его сюжетным наполнением. Пожалуйста давайте прослушаем и обсудим его.

Лермонтов – своего рода, пророк своего времени, он утверждает и не боится говорить громко. Давайте просмотрим отрывок из фильма 1986 .

Отрывок ( видеофрагмент https://youtu.be/r6NlqZ_Tibg)

В том году исполнилось 200 лет со дня рождения великого поэта, мы подготовили к этой дате рекламу. Вот результат нашей работы.

Реклама ( видео по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=4VWskJof_-A)

Вот на этой ноте мы и подведём итого нашей встрече: читаем – думаем- анализируем – чувствуем и становимся человечнее, добрее, критичнее к мру вокруг нас и прежде всего к самим себе.


Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Я раньше начал, кончу ране,

Мой ум немного совершит;

В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит.

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

Я - или бог - или никто!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературное чтение стихотворений М.Ю.Лермонтова

Автор: Аникеева Ольга Ивановна

Дата: 03.12.2015

Номер свидетельства: 261724


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства