kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературно-музыкальная композиция "РУСЬ МОЯ, ЛЮБЛЮ ТВОИ БЕРЁЗЫ!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие должно помочь пробудить в юных читателях способность чувствовать красоту художественного слова. Испытанное в обстановке литературного вечера чувство новизны от услышанного подтолкнёт ученика к самостоятельному чтению произведений писателей, к открытию для себя неизвестных стихотворений известных поэтов.

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция "РУСЬ МОЯ, ЛЮБЛЮ ТВОИ БЕРЁЗЫ!"»

Литературно-музыкальная композиция

«РУСЬ МОЯ, ЛЮБЛЮ ТВОИ БЕРЁЗЫ!»

Цели: 1) формирование у учащихся взгляда на окружающий мир как на общечеловеческую ценность, требующую бережного заботливого отношения;

  1. развитие творческих способностей детей, умение вырази­тельно читать стихи, петь, танцевать;

  2. воспитание гражданско-патриотических чувств, любовь к большой и малой Родине, родной природе;

4) воспитание на народных традициях.

Возраст обучающихся: 7-8 классы.
Оборудование:
творческие работы учащихся: рисунки детей, рефераты; костюмы березки, коробейников, русские на­родные костюмы, картины русских художников о природе, пла­кат с изображением дерева березы, магнитофон, грамзаписи с песнями: «С чего начинается Родина», «Растет в Волгограде бе­резка», «Березовый сок», выставка изделий из природного мате­риала.

Ход мероприятия

Ведущий. Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину - такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

К. Симонов

Звучит песня «С чего начинается Родина...» (музыка В. Бас­нера, слова М. Матусовского).

Ведущий. Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть...

Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

Ведущий. С чего начинается Родина? С нашей реки, с песчаного берега, с улицы, на которой живем, а может, она на­чинается с той березки, которая растет во дворе нашей школы и встречает каждого.

Береза... С незапамятных времен почитаема и любима она на Руси. Она стала своеобразным символом России. Почему? Это попытаемся сегодня понять.

Есть старинная поэтическая загадка: «Стоит дерево цветом зелено; в этом дереве четыре угодья: первое - больным на здо­ровье, второе - свет от тьмы да тепло от стужи, третье - дрях­лым пеленанье, а четвертое - жаждущим родник». Что это за дерево? (Береза.)

1-й учащийся. Многовековой опыт народной медицины, исследования ученых подтверждают, что береза - одно из ред­чайших деревьев, древесина, кора, сок и листья которой содер­жат ценные лекарственные вещества.

Автор «Повести временных лет» рассказывает: «И пришел к славянам, где нынче Новгород, и увидел живущих там людей - каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И на­правился к варягам, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: «Удивительное видел я в Славянской земле на пути сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их до­красна, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья гибкие и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва слезут, еле живые, обольются во­дою студеною, и тогда только оживут. И творят так всякий день, ничем не мучимые, но сами себя мучат, и этим совершают омовенье себя, а не мученье».

2-й учащийся. Второе «угодье» - это, конечно, лучина, применяемая прежде для освещения крестьянского жилища и березовые - лучшие изо всех прочих - дрова.

3-й учащийся. «Дряхлым пеленанье» - давний обычай скреплять берестой расколотые глиняные горшки, кувшины, корчаги, крынки.

4-й учащийся. «И, наконец, четвертое «угодье» - слад­коватый березовый сок, утоляющий жажду.

Звучит песня «Березовый сок» (музыка В. Баснера, слова М. Матусовского).

5-й учащийся. Велики заслуги у березовой коры, «рус­ский папирус», как прозвали бересту в иноземных краях, донес печатное слово наших далеких предков до нынешних времен.

В Новгородском историко-архитектурном музее-заповед­нике собрана уникальнейшая берестяная «библиотека». Потем­невшие от времени полоски березовой коры передают содержа­ние удивительных посланий, свидетельствующих о широком распространении грамотности на Руси. «Продав двор, идите сю­да в Смоленск или Киев. Дешев здесь хлеб», - приглашал в XII веке заботливый сын Гордей отца с матерью. Отчаянный крик женской души несется из XIV века: «Поклон от Февроньи к Филиксу с плачем. Бил меня пасынок и выгнал со двора. Велишь ли мне ехать в город или сам приедешь сюда. Убитая».

6-й учащийся. Переписка на бересте велась даже в XVIII веке - на Камчатке. Об этом свидетельствует манускрипт «Русские хартии, писанные на березовой коре», хранящийся в галерее рукописных редкостей Парижской национальной биб­лиотеки.

Добрую службу сослужила береза советским партизанам в грозные дни Великой Отечественной войны. Среди сотен газет, выходивших в тылу врага, издавалась и белорусская «Партизан­ская правда». В лесной типографии часто не хватало бумаги, и тогда газету печатали на бересте.

7-й учащийся. Многообразен живой мир березы. В бе­резовом семействе существует свыше 140 разновидностей. Бере­за Коржинского, береза Медведева, береза Голицына, береза Кузмищева...

Ведущий. Березы, березы... Они не только дарят человеку здоровье, свет, тепло, но и дружат с людьми бескорыстно и на­дежно. Милая наша березка всесторонне духовно обогащает нас, питает человеческое сердце, служит источником рождения оча­рованных душ и высоких стремлений.

Готовясь к нашей встрече, ребята познакомились с различ­ными особенностями березы, подготовили рефераты по разным темам.

О месте и роли березы в творчестве русских поэтов и ху­дожников: «Береза в картинах Игоря Грабаря», «Образ березы в произведениях Сергея Есенина», о празднике русской березки, о народных приметах, связанных с березкой, рассказывают их работы.

Упрекают критики всерьез

В том, что много мной посажено берез.

И не только по цветным моим лугам,

А по песням, по частушкам и стихам.

- Ну и что ж, - я отвечаю, - ну и что ж?

Ведь красивы так, что глаз не отведешь!

Ведь в России где-то часом родилась,

Ведь в России побелилась, завилась!

И проходят то суглинком, то леском,

А на Север, а на Крайний лишь ползком!

Перед ними только камень, лед.

Мертвый холод подниматься не дает,

А березка, белой смерти вопреки,

Проползает, хоть на шаг из-за реки!

А. Прокофьев

Учащиеся. ...Когда Михаил Иванович Глинка после дол­гого пребывания в чужеземных странах пересек границу, он ос­тановил свой экипаж, сошел с дороги и низко-низко поклонился белокорой березке. Александр Сергеевич Пушкин вскоре после путешествия по Крыму, в декабре 1824 года писал своему другу А. Дельвигу:

«...Мы переехали горы (у Кикенеиза) и первый предмет, по­разивший меня, была береза, северная береза! Сердце мое сжа­лось: я начал тосковать о милом полудне, хотя все еще находил­ся в Тавриде, все еще видел и тополя, и виноградные лозы...»

НА ЗАКАТЕ

Когда измученный работой,

Огонь души моей иссяк,

Вчера я вышел с неохотой

В опустошенный березняк.


На гладкой шелковой площадке,

Чей тон был зелен и лилов,

Стояли в стройном беспорядке

Ряды серебряных стволов.


Сквозь небольшие расстоянья

Между стволами, сквозь листву,

Небес вечернее сиянье

Кидало тени на траву.


Был тот усталый час заката,

Час умирания, когда

Всего печальней нам утрата

Незавершенного труда.


Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.


Несоответствия огромны,

И несмотря на интерес,

Лесок березовый Коломны

Не повторял моих чудес.


Душа в невидимом блуждала,

Своими сказками полна,

Незрячим взором провожала

Природу внешнюю она.


Так, вероятно, мысль нагая,

Когда-то брошена в глуши,

Сама в себе изнемогая,

Моей не чувствует души.

Н. Заболоцкий

Ведущий. Да, береза - «вдохновенное и вдохновляющее» дерево. Не только поэты и писатели искали в ней вдохновение. Многие картины русских художников, произведения скульпто­ров, композиторов навеяны ее образом. Чайковский, Куинджи, Голубкина, Грабарь...

Игорь Грабарь - ученик Ильи Репина и современник Леви­тана, выдающийся педагог, академик, автор исследований по истории искусства. Несколько лет художник жил за границей. «Вернувшись в Россию, - писал Грабарь, - я был несказанно потрясен красотой русского пейзажа. Нет нигде таких чудесных березовых рощ, таких восхитительных весен, золотых осеней, сверкающих инеев».

Ученица. Я прочту отрывок из рассказа «Возвращение» С. Соловьева (книга «С веком наравне») о картине «Февральская лазурь».

Стояли крепкие морозные февральские дни. Грабарь бродил около усадьбы, радуясь зиме, и снегу, и этим высоким, сильным березам.

«Что может быть прекраснее березы, единственного в при­роде дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как все ос­тальные деревья на свету имеют темные стволы! Фантастиче­ское дерево, сверхъестественное дерево, дерево-сказка! Я страст­но полюбил русскую березу и долго почти ее только и писал», -говорил потом художник.

Березы озарили творческим вдохновением едва ли не каждого русского писателя. «Сколько берез уже прошуме­ло в русской поэзии! - восклицал Ярослав Смеляков. Полагаю, что на каждое прекрасное белоствольное дерево на русской зем­ле приходится не меньше двух стихотворений. Большими по­клонниками чудесного, милого деревца были Федор Тютчев, Афанасий Фет, Сергей Есенин.

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она.

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят, -

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы

Я замечать на ней,

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу ветвей.

А. Фет

Белая береза

Под мои окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

С. Есенин

Ведущий. Не оставляют без внимания березу и наши со­временники: Рождественский, Тумарев, Андрей Дементьев.

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей.

Береза зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Гроза ли над ней пронесется.

Прильнет ли болотная мгла,

-Дождинки стряхнув, улыбнется

Береза - и вновь весела.

Всеволод Рождественский. Береза

Выходит сказочница в костюме, ведет свое сказание о бе­резке.

Сказочница. В некотором царстве-государстве, а именно в том, в котором мы живем, жила-была березонька, белая да кудрявая, снегом покрытая, всем ветрам открытая. Спала она спала всю зимушку, веточки свои под снежком грустно опустив. Но вот пришла Весна-красна, на крыльях прилетела, солнышком пригрела, ветерком обвеяла, дождиком обсеяла. И проснулась березонька-красавица, всем стала нравиться. Проснулась, на те­плом ветерке прогнулась, листочками обернулась, украсилась сережками, всем совсем понравилась, на праздник направилась. Праздник-то на поляне строится, называется Троица. Да не простая,


а Троица святая. Пошли к ней люди добрые, веселые, хо­робрые Весну провожать, лето встречать. Это сказке не конец, а начало, всех гостей, друзей, всех хороших людей березка встре­чала и привечала. И нам ее встречать-величать, а ей ветками ка­чать! Встречайте белую березу, русскую березоньку!

(Выходит Береза - девочка, одетая в белое платье с зелены-
ми листочками, с зелеными сережками, вся в цветных ленточках
и венком из веточек березы на голове; за нею - девушки.)

Береза. Во зеленом поле,

Во зеленом гуле

Здравствуйте, гости,

Здравствуйте, люди!

Я березовая веточка,

Дочь березки русской - Светочка,

К вам на праздник пришла

Лето вам привела.

Здесь мы с вами породнимся,

Породнимся, покумимся!

Девушки.

ЗАЧИННАЯ ПЕСЕНКА

Завивайся ты, березка,

Завивайся ты, кудрявая!

Мы к тебе пришли

По краю земли

Со яичками, со куличками

И печеными птичками.

Яички-то красные,

Кулички прекрасные,

Пряники-то сдобные

Для еды удобные.

Выходят коробейники.

1-й коробейник. Подходи, честной народ,

Коробейник продает

Березовые веточки

Для Катеньки и Светочки,

Для Машеньки, Наташеньки,

Глашеньки и Дашеньки –

Для всех девчат, для всех ребят,

Для всех березовый наряд.

2-й коробейник. Есть веники для Бани,

Для Маши и для Вани,

Свежие, пахучие,

Нежные и жгучие!

А вот венички

Для Венечки и Сенечки.

А вот квас

Для всех вас!

4-й коробейник. Есть и сок березовый,

Чтоб были щечки розовы!

5-й коробейник. Березовая каша

Для Феди и для Маши!

6-й коробейник. Березовые почки

Берите на примочки!

7-й коробейник. Изделия из бересты

Бери - не пожалеешь ты!

8-й коробейник. В любой торговой точке

Березовые почки!

В любой торговой точке

Для девушек цветочки,

Для девушек платочки.

Коробейники (вместе). В любой торговой точке!

2-й коробейник. Пусть сердца раскроются

На святую Троицу.

1-й коробейник. Подходи, честной народ,

Начинаем хоровод.


Начинается хоровод. Песня «Во поле береза стояла...»

2-й коробейник. Ау, народ, тот, кто песни поет,

Кончай хоровод, выходи наперед.

1-й коробейник. А теперь аукцион,

Очень уж секретный он,

Впрочем, не такой секретный,

Но в познании заметный.

Ведущий. Я вам буду задавать вопросы о нашей героине-березе, а вы рискните дать правильные ответы.

Вопросы:

  1. Как в народе еще называли березу? (Пресней или бреснец, вьюнок, повитуха, бреза, повилка.)

  2. Какие породы берез, растущих в России, вы знаете? (Белая веселка, шерстолистная, болотная, глухая, карельская, камен­ная, кустовая, сланец, плакучая.)

  3. Какую птицу крестили в день Троицы? (Кукушку.)

  4. Какие есть грибы, чье название связано с березой? (Под­березовик, или березовик - съедобные, трут - несъедобные.)

  5. Что значит накормить «березовой кашей»? (Похлестать веткой, наказать.)

  1. У березы есть «одежда», из которой делают замечатель­ную посуду, настилают под тесовую кровлю, делают лыко для плетения корзин. Как она называется? (Береста.)

  2. А что конкретно изготавливают из бересты? (Туеса, гор­шочки, табакерки, бутылочки, лодки, лукошки, лапти и т. д.)

Ведущий. А какие народные приметы, связанные с бере­зой, вы знаете?

Читают на плакате.

Береза (выходя на круг):

Уж вы, милые девушки мои,

Уж вы, верные подруженьки!

Ой, спасибо за наряды подаренные,

За песни нежные, за пляски удалые.

За хороводы народные,

За песни старые и модные.

За стихи и слова высокие,

Пожелания мне глубокие,

Ваши губы и щеки розовы.

Собирайте те почки заранее.

А когда уходить на свидания,

Растирайте почки в ладошках,

Руки будут пахнуть немножко.

Колдовской этот запах очень,

Аромат его силен к ночи,

Он дурманит и завораживает

И парней сильней привораживает.

Те, кто слушает Светочку-веточку,

Все возьмите себе на заметочку.

Всех прошу в хороводы строиться.

Завершаем наш праздник Троицу.

Ведущий. Березка - постоянный спутник человека. Он не расстается с ней даже в заоблачных высотах Вселенной. В дале­ком космосе на люке, отделяющем корабль от станции, космо­навты «Союза-29» Владимир Коваленок и Александр Иванчен-ков прочли: «Дорога легче, если встретишь хорошего попутчи­ка». Потом обнаружили записку с добрыми пожеланиями. И, наконец, увидели большую фотографию - девушка в березовой роще, Подмосковье. Такой далекий для них в те минуты и бес­конечно близкий всегда крошечный уголок Родины. Отправля­ясь в свой звездный рейс, космонавт Борис Волынов взял с со­бой ветку подмосковной березы.

Летчик-космонавт Герман Титов в документальной повести «Голубая моя планета» пишет:

«В любом наряде прекрасны березки. Они стоят притихшие и застенчиво шепчутся, как девочки-подростки, пришедшие по­танцевать на «взрослый» вечер... А налетит внезапно озорник-

ветер, разметет по сторонам их зеленые волосы - и обнажатся прекрасные белые шеи березок».

Учащийся. Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется, - но не ломится!

А. Прокофьев. Березка

Ведущий. Вспомните, наконец, кинофильм «Калина крас­ная». Егор Прокудин едет в машине. Неожиданно просит оста­новиться. «Я своих подружек встретил, - говорит он и направ­ляется к стоящим у шоссе березам. - Ну что, невестушка, ма­тушка ты моя!» - словно строкой из песни обращается он к белоствольному деревцу. Промелькнет на экране еще несколько кадров, но, когда вновь на пути Егора встретится береза, он опять не удержится и воскликнет: «Какая Василиса!» А незадол­го до своей трагической гибели Прокудин видит совсем юные, в нежной зелени деревья и произносит уже как-то покровительст­венно: «Маленькие, ишь, спрятались!.. Ишь стоят!.. Ну, стойте, стойте!»

Чуткий к правдивому, нетерпимый к слащаво-сусальному писатель, режиссер и актер Василий Шукшин заставил трижды обратиться своего героя к березам, потому что они - и реальные, и символические вехи на нелегком, даже мучительном пути воз­вращения оступившегося человека к новой жизни.

Учащийся. Я люблю, когда шумят березы,

Когда листья падают с берез.

Слушаю - и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.

Все очнется в памяти невольно,

Отзовется в сердце и в крови.

Станет как-то радостно и больно,

Будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза,

Словно дунет ветер хмурых дней.

Ведь шумит такая же береза

Над могилой матери моей.

На войне отца убила пуля,

А у нас в деревне у оград

С ветром и с дождем шумел, как улей,

Вот такой же желтый листопад...

Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез...

Н. Рубцов. Березы

Ведущий. Береза издревле - образ светлой памяти. Она - символ памяти о погибших героях, о наиболее знаменательных событиях в жизни славянских народов. К столетию Бородинско­го сражения близ деревни Шевардино были посажены в форме гигантского креста сотни берез. Могучие белоствольные деревья сопровождают теперь экскурсантов по дороге в Бородинский военно-исторический музей, в сибирском городе Ялуторовске есть березовая роща имени Декабристов.

Учащийся. Березы в ночи - как улыбки...

Вот так улыбается Русь

Сквозь беды свои и ошибки,

Сквозь майские грозы и грусть.

Березы - как давние даты,

Что все еще в сердце остры.

Похожи на русских солдаток

Березы военной поры.

Светлы, величавы и строги,

С Россией сроднившись судьбой,

Стояли у каждой дороги,

Солдат провожая на бой.

Бежали за поездом следом,

В снегу утопая по грудь...

Зимою бежали и летом.

И был нескончаем их путь.

Собой партизан укрывали,

Плечом подпирали жилье.

Бойцам на коротком привале

Тепло отдавали свое.

Березы - разлуки и встречи,

Печаль над безмолвием трав...

Люблю ваши сильные плечи

И тихий приветливый нрав.

Березы, березы России –

Вы все вместе с нами прошли.

И нету конца вашей силе,

Идущей от русской земли.

Андрей Дементьев. Березы России


Ведущий. Всему миру известна белорусская Хатынь, дот­ла сожженная фашистами. Она не единственная. В Великой Отечественной войне в Белоруссии погибла четвертая часть на­селения республики. Теперь в центре величественного мемориа­ла Хатыни три березки, символизирующие жизнь, и узкое белое пламя Вечного огня на месте четвертого деревца.


Три березы растут. А четвертой давно не видать...

Ты прости мою память...

В огне... та береза... когда-то...

Будут весны любимым зеленые письма писать,

Но вовек до четвертого

им не дойти адресата!

Пролились мои очи дождями на эту полынь.

Поседел я, как лунь. Тени ядерной стал я белее..

Ты простила б, как мать, неизбывную память,

Хатынь,

Но - коль ты сожжена -

Где прощенье найду на земле я?

Ты прости! Я не смею касаться былых твоих ран.

Но когда в меня вечер прольется

опять звездопадом, -

О, дозволь, Беларусь,

перейдя тот печальный курган,

Встать задумчивым явором

С теми березами рядом!

Б. Олейник

Ведущий. Алтайское село Ключи не слышало раскатов минувшей войны, но...

В мемориальном парке села четыреста пятьдесят одна бере­за. Столько воинов не вернулось с войны.

Учащийся. Среди полей на перекрестке

Взлетел крылатый столб огня,

Снаряд ударил в ствол березки,

А показалось, что в меня.

В июльский полдень, под обстрелом

Я вспомнил детство, отчий дом,

Березку, что легко шумела

Своей листвою под окном.

Я вспомнил, как она собою


Нам украшала бедный сад,

Сквозная, чистая - весною

И золотая - в листопад.

...Пусть пулеметы снова брызнут

Смертельным яростным огнем!

В бой за березку, за Отчизну,

За солнце яркое идем!

Идем за милый край отцовский,

И если сгинем мы в боях,

То пусть товарищи березку

У нас посадят в головах.

Не надо почестей и тризны

Погибшим в схватках боевых.

Им слово краткое «Отчизна»

Дороже было слов иных.

Идет огонь на нас стихией,

Летит трассирующая нить...

Березка, солнце и Россия

Живут и вечно будут жить.

Я. Шведов. Березка

Ведущий. Русские березы - не только в России. В Болга­рии есть аллея Героев России. На ней от Казалыкской долины до Шипкинской вершины посажены 18627 берез - по числу рус­ских гренадеров, павших за свободу Болгарии. Шелестят березы в парке дружбы Нового Белграда, в сербском городе Нише, в Трептов-парке Берлина...

Учащийся. В Трептов-парке белые березы,

Словно вдовы русские, стоят

И роняют слезы,

А не росы

На могилы братские солдат.

О березы!

Вас печаль России,

Вдовья неизбывная тоска

Сквозь ненастья, горем залитые,

Привела сюда издалека.

Привела,

Поставила навеки

У ступеней скорбной тишины.

С той поры вы, не смежая веки,

Навеваете солдатам сны.

Снятся им рязанские раздолья,

Астраханских плавней камыши

И бодрящий сердце нам до боли

Бой курантов в утренней тиши.

О березы,

Белые березы!

Часть России,

Часть моей души!

Солнце не потушит ваши слезы,

Ветерок в листве не прошуршит.

Тяжелы шлифованные плиты

И суровы, как возмездья сталь.

Сын России с красного гранита

Через вас глядит в родную даль.

Видит он Россию до Вилюйска,

Слышит он свою родную речь...

Тишина.

И слышно,

Как до хруста

Он сжимает обнаженный меч!

Н. Агеев. В Трептов-парке...

Ведущий. Волгоградской березе посвящено замечатель­ное стихотворение Маргариты Агашиной. Благодаря музыке Григория Пономаренко родилась прекрасная песня.

Звучит песня «Растет в Волгограде березка».

Опять о них, кудрявых и белесых...

А что тут делать, если на Руси

У всех дорог встречаются березы,

Хоть день,

Хоть год,

Хоть вечность колеси.

Случалось всяко: и свои пилили,

И чужеземцы брали в топоры.

Лились в воронки соковые ливни,

И груды изувеченной коры.

Костьми на жарких выгорях белели...

О, сколько же березовых дружин

С начальных дней великого боренья

В земле незавоеванной лежит...

А жизнь жива. И возле пней священных

Младое племя буйно зацвело!

От их неразделимого свеченья

На всей земле становится светло.

Они стоят, дороги отороча,

И ткут, и ткут зеленый свой навес...

И Русь моя - березовая роща,

Которую не вырубить вовек!

Г. Тумарев. Березы

Ведущий. Лесную красавицу очень любил Л. Н. Толстой. До настоящего времени сохранились созданные им Абрамовская и Митрофановская березовые рощи.

Весело танцуют солнечные блики, чистой, волнующей му­зыкой аккомпанирует мыслям шелест ветвей. Березка приветно, добро машет мне ими, вся светится в радости и довольстве. И насколько это значимо: ведь она, березка, - сама Россия, ее вер­ная примета, радость и гордость! И счастье! А счастье всегда хрупко, и надо много усилий, терпения, ума и доброты, чтобы сохранить его.

...Светла Россия, конечно, не только от берез. Но и от них - тоже!

Учащийся. Может, есть деревья покрасивей.

Но она по-русски мне мила.

Сколько было всякого в России,

А береза все-таки бела.

Лошадь в нее брызгала грязищей,

Ветер на нее пылищу нес,

Обтирал лаптишки старый нищий

О тугие корни у берез.

А она - дождями обмывалась,

Сбрасывала с тела мутный след,

А она все белой оставалась,

Молодая - в тысячу-то лет.

Как ее ломали, мяли, гнули,

Разносили на домашний быт...

Чистою всегда была. Чистюлей

Не была и не хотела быть.

Из нее ль не делали рабыню,

Не секли в крутые времена?..

Черные-то меточки поныне

На себе хранит еще она.

Не ахти с какой судьбой счастливой, —

В пламени горевшая дотла,

Может, и похожая на иву,

Никогда плакучей не была.

Как в солдат, в нее стреляли тоже,

Рвал ее осколками снаряд...

Если говорят: мороз по коже! –

Это про березу говорят.

Хоть зимою всякие деревья

Вроде бы похожи на нее, -

У меня к ней главное доверье

За натуру чистую ее.

В. Туркин. Береза

Ведущий. Сейчас мы с вами постараемся ответить на во­просы: Что же значит березка для русского человека? Почему она почитаема и любима на Руси с незапамятных времен?

У вас есть березовые листочки. Напишите каждый на своем листочке, чем для вас является березка. Может быть, после на­шего мероприятия вы узнали что-то новое об этом удивитель­ном деревце.

Наряжаем березку.

Учащийся. Белая береза, милая сестра.

Ты расти, не бойся злого топора.

Белая береза - птицы по ветвям,

Я тебя в обиду никому не дам.

Белая береза, дует ветерок,

Он к тебе заглянет в синий вечерок.

Белая береза, он к тебе с высот

Из-за синя-моря песню принесет.

Белая береза, мой поклон тебе,

Ты - в судьбе России и в моей судьбе.

Белая береза - русская земля,

И печаль, и радость, и любовь моя.

П. Кудрявцев. Белая береза -русская земля

Звучит русская народная песня о березе.



















«ТЫ, ЧИСТЕЙШЕЙ ЛЮБВИ БОЖЕСТВО!» (литературно-музыкальная композиция)

Цели:

  1. под влиянием классических произведений, высказываний поэтов и писателей XIX и XX вв. о матери вызвать и сохранить у учащихся глубоко личностное восприятие, переживание про­читанного, услышанного;

  2. показать учащимся нравственный идеал человека через повествование о материнстве как воплощении самого святого в роде человеческом, о выносливости, долготерпении, вере в по­беду добра;

  3. пробудить интерес к лирическим произведениям, рас­крыть красоту и искренность чувств, преклонение перед жен­щиной, перед матерью.

Возраст обучающихся : 9-11 классы.

Оборудование: творческие работы учащихся: рисунки, сочинения; картины русских художников, магнитофон, грамза­писи с песнями, плакат с пословицами о матери, выставка книг русских писателей и поэтов «О мать, подвигнут я тобою!»

Стихи и высказывания писателей и поэтов читают уча­щиеся.

Ход мероприятия

На фоне музыки «Аве Мария».

О той, кто жизнь дарует и тепло,

Звучащее в напеве колыбельном.

О той, кто нас в терпенье беспредельном

Растит, лелеет, ставит на крыло.

О матери...

А. Шапхиев

Ведущий. Всего из нескольких букв сложено удивительно легкое в произношении, нежное по звучанию, глубокое по смыслу слово, согревающее душу каждого из нас. Мать - это начало всех начал, символ сохранения жизни на Земле, продол-

41


35

27



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Литературно-музыкальная композиция "РУСЬ МОЯ, ЛЮБЛЮ ТВОИ БЕРЁЗЫ!"

Автор: Легкова Ирина Алексеевна

Дата: 12.07.2017

Номер свидетельства: 424007

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства