Цели: духовно-нравственное воспитание; формирование активной жизненной позиции; формирование нравственных основ у учащихся.
Аудитория: старшие классы
Вед.1: Матери. Их миллионы. И каждая несет в сердце подвиг – материнскую
любовь. Женщины всех рас, говорящие на разных языках, опаленные
солнцем и едва согретые им на Крайнем Севере – все они сестры в едином,
беспокойном порыве чувства. Одно и то же томящее радостное чувство
испытывают они, склоняясь над своим ребенком.
Вед.2: Сердце их говорит на едином языке мира, и каждый скажет: «Лучшая
мать – моя мать!», ибо нет предела ее нежности, кто бы она ни была, где
бы ни жила, ни росла. Если бы столько добра, сколько излучает сердце
матери, излучалось бы им на всех окружающих, зло погибло бы, как
чахоточная палочка под чистым, могущественным лучом солнца.
1 чтец: О той, кто жизнь дарует и тепло,
Звучащее в напеве колыбельном,
О той, кто нас в терпенье беспредельном
Растит, лелеет, ставит на крыло
О матери…
Зачем так дни спешат?
Зачем так незаметно и без спросу
Ей седина впилась в густую косу?
Дохнуло стужей, горечью утрат…
Летящий с гор, в теснинах гор клубимый,
Речной поток не обратиться вспять.
Останешься без матери родимой –
Стократ острей поймешь, что значит мать.
Не первым, не последним на земле
Кричу: «И кто придумал это?»
Земля и небо не дают ответа,
Зарницы гаснут дальние во мгле…
Родиться стоит поздно или рано
Хотя бы для того на этот свет,
Чтоб вымолвить впервые слово «мама»,
Которого священней в мире нет!
Вед.1: Рождение новой жизни – одно из величайших таинств на земле, и поэтому имя Матери всегда окружено благоговением.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА ШУБЕРТА «АВЕ МАРИЯ»
ЧТЕЦ 2:
В прохладных залах Эрмитажа,
Среди героев и дриад,
На фоне мирного пейзажа
Она к ребенку клонит взгляд.
Остановившегося кадра
Переливая нежный цвет,
Сияет – кистью Леонардо
Векам завещанный портрет.
Была ль та женщина земная
Простой моделью для него
Иль, краски легкие втирая,
Он видел в смертной божество,
Не все ль равно? Она когда-то
Не с райских кущ к нему сошла
В лучах умбрийского заката
С чистейшей ясностью чела.
И вот, ничем не знаменита,
Ткача иль медника жена,
Живет теперь Мадонна Лита
В лазурной дымке полотна.
С ней столько душ вошло в единство,
Она пленила столько глаз,
И вечный светоч материнства,
Зажженный ею, не угас.
Вед.2: Мама! Самое прекрасное слово на Земле – мама! Это первое слово,
которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково
нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, она все умеет.
Вед.1: У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь,
оно ни к чему не остается равнодушным.
Вед.2: И сколько ни было бы тебе лет – 5 или 50 – тебе всегда нужна мать, ее
ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и
светлее жизнь!
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ЛЕГЕНДЫ О НАЙМАН-АНЕ (Ч.Айтматов «Буранный полустанок)
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР: ПЕСНЯ О МАМЕ НА КАЗАХСКОМ ЯЗЫКЕ
Вед.1: У узбеков есть такой обычай: когда знакомятся, спрашивают – отец, мать живы, здоровы? Если ответите «да», собеседник скажет: «Оказывается, ты самый богатый на этой земле!»
Вед.2: Да, наши родители – наше богатство. Чтобы наше богатство не ушло от нас раньше времени, мы с честью должны выполнять свой сыновий и дочерний долг – не забывать.
Вед.1: В разлуке с детьми нет для матери большей радости, чем их письма. И нет ничего томительней и горестней, чем ожидание вестей от них.
Чтец 3. Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет.
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Так забудь же про свою тревогу.
Не грусти так часто обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР:
Вед.1: А сколько пережили матери в годы войны! В испытаниях, муках человек зовет мать и верит, что где бы ни была, она слышит его, сострадает, спешит на помощь.
Чтец 4:
Я очнулся в телеге, на сене. Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. Пить хотели губы, голова, грудь. Это была жажда горящего дома. Я сгорал от жажды.
И вдруг я подумал, что единственный человек, который может спасти меня – мама. Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо – рядом должна быть мама. Она утолит жажду, отведет беду, успокоит, спасет. И я стал звать ее.
Телега грохотала, заглушая мой голос. Я из последних сил шептал незабываемое слово – мамочка! Я знал, что она откликнется и придет. И она появилась. Холодная вода хлынула гасить пожар. Она поила меня, отводила от меня смерть. Я слышал родной голос:
- Сынок! Сынок, родненький!
Я не мог открыть глаза, но я видел мать, я узнал ее руки, ее голос.
Моя мать лежала в братской могиле в осажденном Ленинграде. В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. Видимо, у всех матерей есть великое сходство. И если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА. СЛАЙД ИЗ К/Ф «БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ»
Чтец.5: стихотворение «Варварство» (Муса Джалиль)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.
Чтец 6: Монолог матери «Солнышко мое»
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
Чтец 7: стихотворение на казахском языке о матери
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
Вед.2: Берегите матерей! Благодарное стремление ограждать ее от бед, дарить ей покой и радость должно ни на миг не покидать вас.
Вед.1: Быть сыном или дочерью – это тоже высокое предназначение. Вовремя мы должны сказать матерям все доброе, что можем сказать, и сделать для них самое доброе, что можем сделать.