Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная гостиная "В гостях у З.Гиппиус "»
СЦ ЕНАРИЙ
Литературной композиции «Поэзия Серебряного века»
Ведущий: Сегодня мы собрались ив этом зале, чтобы поговорить об удивительном явлении в русской литературе – поэзии «Серебряного века». Поэзии первых двух десятилетий прошлого века, вместивших в себя три революции и гражданскую войну. Начало века дало такое количество талантливых поэтов, что число их можно было сравнить с россыпью сотен звёзд на чёрном бархате ночного неба и каждого второго можно назвать Моцартом стиха. Сегодня мы с вами побываем в самом модном поэтическом салоне начала прошлого века, основали который поэтическая семья: Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус.
(Звучит музыка, на сцену выходят поэты и поэтессы. Здороваются друг с другом, кто-то садится, кто-то встаёт рядом, образуют группки, общаются . По мере действия идёт небольшое перемещение по сцене, так как читающие иногда выходят на авансцену или выходят вообще .)
Ведущий: Две звезды поэзии Cеребряного века. Они встретились летом 1888 года и поженились через несколько месяцев. Прожили вместе 52 года, не разлучаясь ни разу, ни на один день. В 1913 году Мережковский посвятил их союзу такие строки:
Мережковский: Не разлучайся, пока ты жив,
Ни ради горя, ни для игры,
Любовь не стерпит, не отомстив,
Любовь отнимет свои дары.
Не разлучайся, пока живешь,
Храни ревниво заветный круг.
В разлуке вольной таится ложь,
Любовь не любит земных разлук.
Зинаида Гиппиус была загадкой для всех окружающих. Она притягивала к себе людей не только внешностью и поэтической славой, но и необыкновенной энергией и политической страстностью. И отталкивала надменностью, насмешливостью, придирчивостью:
Многие пытались найти ключ к пониманию ее личности. Но лучше всех Зинаиду Гиппиус знал, конечно, Мережковский, который был трогательно влюблен в жену до последних своих дней.
Для Гиппиус же любовь - это сама жизнь, несущая в себе бессмертие. "Не любить" для нее означало "не жить". Но истинная любовь невозможна без свободы, равенства и верности правде, в том числе - и правде собственного "я".
Мережковский: Как часто выразить любовь мою хочу,
Но ничего сказать я не умею,
Я только радуюсь, страдаю и молчу:
Как будто стыдно мне – я говорить не смею.
И в близости ко мне живой души твоей
Так все таинственно, так все необычайно,-
Что слишком страшною божественною тайной
Мне кажется любовь, чтоб говорить о ней.
У нас чувства лучшие стыдливы и безмолвны,
И все священное объемлет тишина:
Пока шумят вверху сверкающие волны,
Безмолвствует морская глубина.
Выходит З.Гиппиус и, здороваясь с каждым, как бы представляет его зрителю.
З.Гиппиус: Добрый вечер, господа! Я рада видеть всех вас у себя.
Какое созвездие в национальной стихийной галактике: Анечка Ахматова и Николай Гумилёв, О! Наша молодёжь, рекомендую: Марина Цветаева. Волошин вы тоже здесь – очень рада. Здравствуйте, король поэтов - Игорь Северянин. А давайте послушаем Осипа Мандельштама!
Мандельштам:
Смутно дышашими листьями
Чёрный ветер шелестит
И трепещущая ласточка
В чёрном небе круг чертит.
Тихо спорят в сердце ласковом
Умирающем моём
Наступающие сумерки
С догорающим лучом.
И над лесом вечереющим
Стала медная луна,
Отчего так мало музыки
И такая тишина?
Гиппиус: Музыка, где музыка?
Звучит танго «Брызги шампанского» на сцене танцует пара.
После танца на авансцену выходит с бокалом в руке И.Северянин.
Северянин:
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо, остро!
Весь я в чём-то норвежском!
Весь я в чём-то испанском!
Вдохновляюсь порывно!
И берусь за перо!
Стрёкот аэропланов! Беги автомобилей!
Вертопросвист экспрессов! Крыролёт буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!
В группе девушек нервных,
В остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грезофарс.
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы в Нагасаки! Из Нью-Йорка на Марс!
Маяковский (из зала): Какая пошлость! Томная сливочная тянучка.
Гиппиус: Не обращайте внимания на этого творца «Пощёчины общественного вкуса» лучше послушаем влюблённую парочку Гумилёва и Ахматову. Просим, просим! Прочтите нам своего «Жирафа».
Ведущий: Николай Гумилев, поэт, основоположник нового художественного направления в поэзии - акмеизма, первый муж Анны Ахматовой, заслуживает особого внимания. Поэзия серебряного века немыслима без его имени.
Мечта о подвигах, муза дальних странствий никогда не оставляла Гумилева. Он - известный путешественник, 3 раза отправлявшийся в далекие экспедиции (его африканские этнографические коллекции хранятся в музее). Он - единственный из поэтов серебряного века, добровольно отправившийся на фронт в 1914 году, ставший хладнокровным разведчиком и дважды награжденный за подвиги Георгиевским крестом.
В жизни Гумилев был любвеобильным. Страстно влюблялся, делал любимым девушкам предложения и страшно переживал отказы (дело даже доходило до попыток самоубийства).
Анне Ахматовой посвящены книги стихов "Романтические цветы", "Чужое небо" и альбом любовной лирики, созданный в Париже в 1917 году и вышедший уже после гибели поэта под названием "К синей звезде".
Гумилёв проходит к стулу Ахматой и читает, обращаясь к ней тихо и проникновенно
Гумилёв:
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай, далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озёр.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полёт.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю весёлые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь?
Послушай…далёко на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ахматова:
Было душно от жгучего света,
А взгляды его - как лучи,
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился – он что-то
скажет.
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.
Не любишь, не хочешь
смотреть?
О, как ты красив, проклятый.
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.
Гиппиус: Сегодня хочу представить вам скромного, но очень талантливого крестьянского поэта Сергея Есенина, попросим почитать его свои стихи.
Есенин: Гей ты, Русь моя родная,
Хаты – в ризах образа.
Не видать конца и края –
Только синь сосёт глаза.
Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избёнки леса
Только видно на кочках и
впадинах
Как синеют кругом небеса.
Никнут шёлковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой, вы, луга и дубравы, -
Я одурманен весной.
Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров.
А как грянут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать
Русский танец у костров.
Гиппиус: Гармония звуков только в музыке и поэзии.
Цветаева: Согласна, особенно в его стихах.
Гиппиус: А это Марина Цветаева.
Исполняется романс на стихи Цветаевой
«Мне нравится…»
Ведущий. Марина Ивановна Цветаева очень похожа на свое имя:
В ней тоже было много силы, много характера, порой - капризов, обид, но главное - это много любви. Слишком упряма, слишком смела - не по-девчоночьи! - всего слишком. Она и сама о себе написала: "Я слишком сама любила смеяться, когда нельзя!"
Чем дальше она уходила от собственного детства, тем труднее ей писалось. Иногда и крик, и стон как бы заслоняли сам стих. Чувство дома - и было для Цветаевой спасительным, как бы ни складывалась ее судьба. Оно только усиливалось после ранней смерти матери, Марии Александровны. Усилилось, когда Марина с 9-летней дочерью уехала к мужу, бывшему "белому" офицеру, в Прагу. Все в ней только усиливалось с годами - это и есть талант. 3 года она прожила, ничего не зная о муже, - и при первом же известии бесповоротно решила ехать. Потому что для нее дом - это там, где Дом, где семья вместе, в кругу, в любви. Гражданская война разделила для Цветаевой ее дом личный и ее огромный Дом - Россию. Им уже не дано было срастись вновь:
Хотя Цветаева и возвратилась, подозрительность и страх встретили ее. Встретили и ужаснули. Казалось, что бежать больше некуда: мужа по приезду почти сразу арестовали и расстреляли, дочь Алю - отправили в один из лагерей. У миллионов было так же или почти так же, но Марина Цветаева не понимала и не любила чисел. Ее лишенная пристанища и поддержки родных душа испытаний не выдержала.
Цветаева: Имя твоё – птица в руке.
Имя твоё – льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твоё - пять букв.
Мячик, пойманный на лету.
Серебряный леденец во рту.
Имя твоё – ах, нельзя!
Имя твое - поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных глаз.
Имя твоё – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим - сон глубок.
Блок: Я знаю, Марина, о ком ты говоришь. Я прочту самое любимое мною стихотворение
Ты как отзвук забытого гимна
В моей чёрной и дикой судьбе.
О, Кармен, мне печально и дивно,
Что приснился мне сон о тебе.
Вешний трепет, и лепет, и шелест,
Непробудные, дикие сны,
И твоя одичалая прелесть –
Как гитара, как бубен весны!
И проходишь ты в думах и грёзах,
Как царица блаженных времён,
С головой утопающей в розах,
Погружённая в сказочный сон,
Спишь, змеёю склубясь прихотливой,
Спишь в дурмане и видишь во сне.
Даль морскую и берег счастливый
И мечту недоступную мне.
Видишь дым? Беззакатный и жгучий,
И любимый, родимый твой край,
Синий-синий, певучий-певучий,
Неподвижно-блаженный, как рай.
В том краю тишина бездыханна,
Только в куще сплетённых ветвей
Дивный голос твой, низкий и странный,
Славит бурю цыганских страстей.
Волошин: Это стихотворение напомнило о другом, об Испании, которое я написал, разрешите прочесть.
Из страны, где солнца свет
Льётся с неба, жгуч и ярок,
Я привёз тебе в подарок
Пару звонких кастаньет.
И когда Париж огромный
Весь оденется в туман,
В мутный вечер на диван
Лягу я в мансарде тёмной.
И напомнят мне оне
И волны морской извивы,
И дрожащий луч на дне,
И извилистый ствол оливы.
Вечер в комнате пустой,
Силуэт седой колдуньи
И красавицы плясуньи
Стан и гибкий и живой. (Начинает тихо звучать музыка)
Танец быстрый, голос звонкий,
Грациозный и простой,
С этой южной, с этой тонкой
Стрекозиной красотой.
И танцоры идут в ряд,
Облитые красным светом,
И гитары говорят
В такт трескучим кастаньетам.
Гиппиус: Изнемогаю от усталости
Душа изранена, в крови…
Ужели нет над нами жалости,
Ужель над нами нет любви.
Мы исполняем волю строгую.
Как тени, тихо, без следа
Неумолимою дорогою
Идём - неведомо куда.
Без рокота, без удивления,
Мы делаем, что хочет Бог.
Он создал нас для вдохновения
И полюбить, создав, не смог.
Мы падаем, толпа бессильная,
Бессильно веря в чудеса,
А сверху, как плита могильная,
Слепые давят небеса.
Из зала выходит Маяковский и обращается к сидящим на сцене.
Маяковский: Пока вы выкипячиваете,
Рифмами пиликая,
Из любвей и соловьёв какое-то варево,
Улица корчится безъязыкая.
Ей нечем кричать и разговаривать.
Выньте, гулящие, руки из брюк,
Берите камень, нож или бомбу,
А если у которых нету рук –
Пришёл чтоб и бился лбом бы.
Ведущий: Уже прозвучал революционный набат. Разгорался пожар революции и гражданской войны. На улицах пели:
Смело, мы в бой
пойдём
За власть Советов,
И как один умрём
В борьбе за это.
Пауза, звучит «Реквием» Моцарта.
Гиппиус (вставая): Умерла вдали от родины Зинаида Гиппиус
Гумилёв: Расстрелян Николай Гумилёв
Северянин: Умер на чужбине Игорь Северянин и Константин Бальмонт
Цветаева: Повесилась Марина Цветаева.
Блок: Умер от нервного истощения Александр Блок
Ахматова: Муж расстрелян, сын - узник ГУЛАГа, сама подверглась гонениям Анна Ахматова.
Мандельштам: Умер в застенках ГУЛАГа Осип Мандельштам.
Есенин: Повесился Сергей Есенин
Маяковский: Застрелился Владимир Маяковский. (СЛАЙД – ОБЩЕЕ ФОТО)
Ведущий: Всё творчество этих замечательных поэтов было проникнуто одной большой любовью – любовью к Родине, вот как писал Константин Бальмонт:
Есть в русской природе
усталая нежность,
Безмолвная боль затаённой печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.
Сестра моя и мать! Жена моя
Россия…
Мне не в чем каяться, Россия,
пред тобой,
Не предавал тебя ни сердцем, ни душой.
Мандельштам:
Я от жизни
смертельно устал
Ни чего от неё не приемлю,
Но люблю мою бедную землю
От того, что другой не видал.
Цветаева: Облака вокруг, купола вокруг,
Надо всей Москвой, сколько хватит рук.
И льётся аллилуйя в бескрайние поля,
А в грудь тебя целует московская земля.
Есенин: Если кликнет рать святая:
Кинь ты Русь, живи в раю,
Я скажу: не надо рая,
Дайте родину мою.
Ведущий:
Евгений Евтушенко утверждал: « Поэт в России больше чем поэт, он отраженье века
своего». Страшный и прекрасный 20-й век, подаривший нам сокровищницу серебряных