Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая жизни и творчеству М.И. Цветаевой. 8 класс.
Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая жизни и творчеству М.И. Цветаевой. 8 класс.
Данная разработка представляет собой внеклассное мероприятие, посвящённое жизни и творчеству М.И. Цветаевой. Материал будет полезен для учителей русского языка и литературы а также для классных руководителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая жизни и творчеству М.И. Цветаевой. 8 класс.»
Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая жизни и творчеству М.И. Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась…»
Разделы: литература Лесникова Дарья Александровна, учитель русского языка
Цели:
-познакомить с особенностями мировоззрения поэтессы, основными темами и мотивами лирики М. Цветаевой;
-определить основные черты личности поэтессы;
-осуществить знакомство с небольшой частью лирических текстов, относящихся к разным периодам жизни М. Цветаевой.
Задачи:
- обогащение духовного опыта обучающихся, воспитание их эмоциональной сферы;
-создание творческой среды;
-развитие читательского интереса;
-развитие творческих способностей обучающихся;
-приобщение родителей к творческой жизни класса.
Оформление гостиной: на доске полотно, украшенное бумажными гроздьями рябины, портрет М.И. Цветаевой, распечатки с информацией о биографии поэтессы, на столах у гостей поделки- канделябры ручной работы и листки в виде гроздьев рябины для отзывов о мероприятии.
Музыкальное сопровождение: диск с записью авторской песни «Птица Феникс» на стихотворение М. Цветаевой «Птица Феникс», минусовки лирических мелодий.
Методические приёмы: подготовленное учениками чтение стихотворений а также комментарии о жизни и творчестве поэтессы, музыкальное сопровождение отдельных фрагментов мероприятия.
Ход мероприятия
1.Организационный этап
Все участники гостиной сидят за столами, звучит музыка. Ведущий 1 поднимается с места и произносит вступительные слова: Какая она, Марина Цветаева? Каков её путь в мир поэзии? Она начала писать, когда ей исполнилось шесть лет. Жизнью Цветаевой с детства и до кончины правило воображение. Воображение, выросшее на книгах.
Чтец 1:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
2. Изложение нового материала
Ведущий 2: Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. По происхождению, семейным связям, воспитанию она принадлежала к трудовой научно-художественной интеллигенции. Характер у Марины Цветаевой был трудный и неустойчивый. Илья Эренбург писал: «Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, пиетет перед гармонией и любовью к душевному косноязычию, преданную гордость и предельную простоту. Её жизнь была клубком прозрений и ошибок».
Ведущий 1: Рябина – не просто дерево. Это буйство огненных красок и терпкая горечь. Рябина – образ, символ. Символ рождения самой Цветаевой. М. Цветаева была очень жизнестойким человеком. Она жадно любила жизнь и, как поэт-романист, предъявляла ей большие требования, часто-непомерные.
Ведущий 2: Основа её творчества- трагедия бытия Поэта. Постоянное ощущение своего одиночества было для неё проклятием, источником неутихающей душевной боли. Некоторые стихи предвещали будущего поэта. В первую очередь, - «Молитва», написанная поэтессой в 1909 году:
Чтец 2: звучит стихотворение «Христос и Бог…» (музыкальное сопровождение)
Ведущий 2 (продолжает): Стихи юной Цветаевой были ещё очень незрелы, но подкупали своей таинственностью, известным своеобразием и непосредственностью.
Ведущий 1: Цветаева всем своим существом стремилась к гармонии. Вся её тоска – по отсутствию гармонии. Она её не обретала, не находила. В юности была просто тоска, которой девочка захлёбывалась. И это в самый счастливый период её жизни:
Чтец 4:звучит стихотворение «Не думаю, не жалуюсь, не спорю…»
Ведущий 1 (продолжает): С годами примешивалось чувство безысходности, вкус к жизни был потерян, не радовало ничего. К тридцатилетнему возрасту это была убеждённая обречённость. Рассуждая о своей молодости, поэтесса не печалится об её уходе, а отпускает этот период как что-то не своё, лишнее в жизни.
Чтец 5: звучит стихотворение «Молодость».
Ведущий 2:М. Цветаева сравнивала поэта с актёром, который всегда на сцене, обречён менять маски, как бы плохо не было, что бы не творилось в душе. Так и она сама отдала себя этой сцене, сыграв непростую и важную роль в жизни русского народа.
Чтец 6: звучит стихотворение «Жив, а не умер...»
Ведущий 1: Подводя итоги своей жизни, почти в сорок лет, поэтесса признается с горечью: «Я бы хотела друга на всю жизнь и на каждый час... Кто бы мне всегда – даже на смертном одре- радовался. Такого нет». Гармония так и не найдена. И Цветаева приходит к выводу, что «жизнь – это место, где жить нельзя». Она считает, что есть другие измерения и стремится туда. «Вся жизнь –черновик, даже самая гладкая», - заметила поэтесса. Но она любила жизнь. Её жизнелюбие воплощалось прежде всего в любви к Родине и русской речи:
Чтец 7: звучит стихотворение «Вскрыла жилы…»
Ведущий 2: Марина Цветаева – поэт с большой буквы, её вклад в культуру русского стиха 20 в. значителен. Одним близка её ранняя лирика, другим –лирические поэмы, иные предпочтут прозу. Её поэзия требует от читателя встречной работы мысли, и потому особенного ценна. Лучшему из того, что написала М. Цветаева, «настал черёд», потому что настоящее в искусстве не умирает, а возрождается подобно тому, как возрождалась сама поэтесса. Несмотря на свою нелёгкую судьбу, М. Цветаева находит в себе силы бороться, противостоять, отстаивать то, что дорого. Звучит аудиозапись «Птица Феникс» (на стихи М. Цветаевой).
3. Подведение итогов и рефлексия
Заключительное слово учителя: А теперь хотелось бы узнать мнения, мысли наших гостей, получить обратную связь. Неслучайно название нашей встречи «Красною кистью рябина зажглась…», это образ-символ в русской поэзии. Мы просим оставить отзыв о сегодняшнем вечере. Перед вами так называемые «гроздья рябины» (на столах у всех гостей лежат вырезки из бумаги в форме гроздей). Ребятам и педагогам будет приятно и полезно прочесть ваши отзывы! Всем спасибо! До новых встреч!