Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция "Строки, опаленные войной"»
Сценарий литературно-музыкальный композиции «Строки, опаленные войной».
Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В то, что они - кто старше, кто моложе - Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, - Речь не о том, но все же, все же, все же... Твардовский А. Т.
Цель: воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции на примере поэзии военных лет.
Оборудование: Выставка книг со стихами о войне, фонограммы песен военных лет, портреты поэтов,слайды.
Вступительное слово учителя
Война. Это страшное слово постучалось в далёком 1941 году в каждую дверь, в каждое окошко. И, пожалуй, не было ни одной семьи, откуда бы ни ушли на фронт защищать Родину, не было ни одной семьи, из которой кто-то не ковал победу в тылу врага.1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Почти 27 миллионов жизней советских людей унесла она.
По традиции 9 мая мы участвуем в торжественном шествии, возлагаем цветы к памятнику Неизвестного солдата, Вечному огню, читаем высеченные имена и фамилии на гранитных плитах, среди которых есть фамилии и ваших родственников, слушаем песни военных лет, песни со слезами на глазах.
В годы войны проявился невероятный всплеск творчества поэтов, писателей, просто рядовых солдат, да и офицеров, которым написать эти строки о войне, о мужестве солдат стало просто необходимостью высказаться.
Сегодня услышим стихи, песни, написанные в то суровое время, когда шли тяжёлые бои на фронтах, услышим стихи, написанные уже в мирное время про эту страшную годину.
Ведущий 1. Грянул год, пришёл черёд.
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ, и за всё на свете.
В далёкое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, напоённые горем и страданиями миллионов людей. В наши дни можно часто услышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло больше полувека?» Но правы ли будем мы, забыв о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Правы ли мы будем, забыв об огромной роли писателей, поэтов, помогавших бороться и побеждать? Многие поэты и писатели были на фронте в качестве военных корреспондентов и о войне знали не понаслышке.
Ведущий2. В первые дни войны нужны были призывы, лозунги, марши.
Появилась призывно-торжественная песня « Священная война» на слова Лебедева - Кумача. (звучит песня).
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною
С проклятою ордой.
Ведущий1. Но были нужны и лирические песни, чтобы согреть души бойцов. Наибольшее призвание получили песни в форме любовного послания: «Землянка» на слова Алексея Суркова и «Жди меня» - Константина Симонова.
Звучит песня «В землянке»
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти не легко,
А до смерти - четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.
Ведущий 2. « Жди меня»- стихотворение необычайной судьбы. Немудрёные, казалось бы, строчки в один день узнала вся страна. Они потрясли всех. Эти стихи вырезали из газет, переписывали, с ними шли в бой. В тылу женщины плакали, читая его.
Чтец читает стихотворение К. Симонова «Жди меня»
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Ведущий 1. Поэтическая летопись Великой Отечественной войны создавалась стихотворениями, поэмами, песнями Исаковского, Симонова, Суркова, Ольги Берггольц ,Маргариты Алигер, Юлии Друниной, Владимира Высоцкого, Анны Ахматовой и многих других замечательных поэтов.
Чтец читает стихотворение Анны Ахматовой «Мужество».
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Ведущий 1. Много горя, страданий принесла война. Она не щадила никого: ни женщин, ни детей, ни стариков. Но русский народ верил в победу. В 1942-1945 г.г .поэт Константин Мамонтов создаёт сборник стихотворений
« Навстречу жизни»
Чтец читает стихотворения К. Мамонтова « Сегодня здесь»
Сегодня здесь такая тишина,
Такая ночь, что я боюсь поверить,
Что будто здесь – вчера еще – война
Врывалась в дом, срывая с петель двери;
Что будто здесь – вчера еще – в броне
Ходила смерть, утюжа нивы эти;
Что будто здесь – вчера еще – ко мне,
Дрожа от страха, прижимались дети.
И вдруг кругом такая тишина!..
Поднявшись в рост, глядит подснежник смело.
И в первый раз уставшая война
К огню костра с солдатами присела.
Ведущий 2. С первых дней и до конца войны был на фронте Александр Трифонович Твардовский. Его поэма «Василий Теркин» - это энциклопедия Великой Отечественной войны. Тут и страшное лицо войны, и обыкновенный немудреный ее быт, тут сама жизнь, где рядом подвиги и обеденные поступки, шутка, смех, слезы.
Чтец читает отрывок из поэмы «Василий Теркин» глава «О награде»
- Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.
На медаль. И то не к спеху.
Вот закончили б войну,
Вот бы в отпуск я приехал
На родную сторону.
Буду ль жив ещё? - Едва ли.
Тут воюй, а не гадай.
Но скажу насчёт медали:
Мне её тогда подай.
Обеспечь, раз я достоин.
И понять вы все должны:
Дело самое простое -
Человек пришёл с войны.
Вот пришёл я с полустанка
В свой родимый сельсовет.
Я пришёл, а тут гулянка.
Нет гулянки? Ладно, нет.
Я в другой колхоз и в третий -
Вся округа на виду.
Где-нибудь я в сельсовете
На гулянку попаду.
И, явившись на вечёрку,
Хоть не гордый человек,
Я б не стал курить махорку,
А достал бы я «Казбек».
И сидел бы я, ребята,
Там как раз, друзья мои,
Где мальцом под лавку прятал
Ноги босые свои.
И дымил бы папиросой,
Угощал бы всех вокруг.
И на всякие вопросы
Отвечал бы я не вдруг.
- Как, мол, что? - Бывало всяко.
- Трудно всё же? - Как когда.
- Много раз ходил в атаку?
- Да, случалось иногда.
И девчонки на вечёрке
Позабыли б всех ребят,
Только слушали б девчонки,
Как ремни на мне скрипят.
И шутил бы я со всеми,
И была б меж них одна...
И медаль на это время
Мне, друзья, вот так нужна!
Ждёт девчонка, хоть не мучай,
Слова, взгляда твоего...
- Но, позволь, на этот случай
Орден тоже ничего?
Вот сидишь ты на вечёрке,
И девчонка - самый цвет.
- Нет, - сказал Василий Тёркин
И вздохнул. И снова: - Нет.
Нет, ребята. Что там орден.
Не загадывая вдаль,
Я ж сказал, что я не гордый,
Я согласен на медаль.
Ведущий 1. В стихотворении Александра Твардовского «Рассказ танкиста», «Из записной потертой книжки…»говорится о подростках, наших сверстниках – участниках военных действий.
Чтец читает стихотворения А. Твардовского
Из записной потертой книжки Две строчки о бойце-парнишке, Что был в сороковом году Убит в Финляндии на льду.
Лежало как-то неумело По-детски маленькое тело. Шинель ко льду мороз прижал, Далеко шапка отлетела. Казалось, мальчик не лежал, А все еще бегом бежал Да лед за полу придержал...
Среди большой войны жестокой, С чего - ума не приложу, Мне жалко той судьбы далекой, Как будто мертвый, одинокий, Как будто это я лежу, Примерзший, маленький, убитый На той войне незнаменитой, Забытый, маленький, лежу.
Ведущий2. Долгих четыре года шел русский солдат по дорогам войны, шел к долгожданной победе с песнями.
Ведущий 1. В песне «Эх, дороги», созданной на стихи Л. Ошанина, звучит горесть утрат, потерь , и сердце сжимается, слушая эту песню.
Вокальная группа исполняет песню «Эх, дороги»
Эх, дороги, пыль да туман,
Холода, тревоги, да степной бурьян.
Знать не можешь доли своей,
Может, крылья сложишь посреди степей.
Вьётся пыль под сапогами, степями, полями,
А кругом бушует пламя, да пули свистят.
Эх, дороги, пыль да туман,
Холода, тревоги, да степной бурьян.
Выстрел грянет, ворон кружит,
Твой дружок в бурьяне неживой лежит.
А дорога дальше мчится, пылится, клубится,
А кругом земля дымится, чужая земля.
Эх, дороги, пыль да туман,
Холода, тревоги, да степной бурьян.
Край сосновый, солнце встаёт,
У крыльца родного мать сыночка ждёт.
И бескрайними путями, степями, полями
Всё глядят вослед за нами родные глаза.
Эх, дороги, пыль да туман,
Холода, тревоги, да степной бурьян.
Снег ли ветер, вспомним, друзья,
Нам дороги эти позабыть нельзя.
Учитель: К сожалению, это страшное слово «война» не уходит из нашей жизни. Оно холодит наши сердца, и в мирное время матери, жены ожидают своих сыновей, мужей, любимых…
При выполнении интернационального долга в Афганистане погиб Близнюков Александр Николаевич. И мы, ребята, не должны забывать о подвигах наших земляков, совершенных в годы Великой Отечественной войны и в мирное время. Ими мы должны гордиться.
Памяти погибших в Афганистане и в Чечне посвящены стихи местной поэтессы Тамары Николаевой «Мне больно жить»
Мне больно жить
(эти стихи были написаны в разгар Чеченской войны)
Гранита коснусь осторожно рукой;
Не спи же так крепко, сыночек родной!
Живые цветы я тебе принесла,
Но как эта ноша была тяжела!
Слеза за слезой высыхает роса,
Не высохла от горя еще не одна,
В бессилье своем одиноко кричу
Душой опаленной я сына зову.
Не знает предела безумство людей,
И землю питаемы кровью детей.
Чеченской беды не стихает гроза.
Уносит мальчишек безусых война.
Кому - то погоны, кому- то кресты,
но в чем же виновен, сыночек, был ты?
Ты даже к шинели еще не привык,
Не знал, что до смерти всего только миг.
Гранит под рукою упорно молчит,
Он тайну покоя надежно хранит,
А сердце в тоске исступленно кричит.
Отныне лишь болью о сыне мне жить!
Ведущий 1. Объявляется минута молчания.
Заключительное слово учителя: Я думаю, что сегодняшнее мероприятие произвело на вас впечатление, и строчки о войне затронули ваши детские сердца. Строчки о войне – это память о тех, кто ушел, защищая нас.
Пусть люди этот День не позабудут!
Четыре года страшных испытаний...
Потери, жертвы, искалеченные судьбы...
Война... и тысячи людских страданий!..
ИМЁН ГЕРОЕВ – НИКОГДА НЕ ПОЗАБУДЕМ!!!
Пусть мирных дней отсчёт ведёт Отчизна!
Людьми пусть правят только МИР и ДОБРОТА!
Пусть будет ДЕНЬ ПОБЕДЫ над фашизмом –
ПОБЕДОЙ МИРА на Планете НАВСЕГДА!..
Пусть люди этот День не позабудут!
Пусть Память свято сохранит те имена,
Которые приблизили ПОБЕДУ –
Своими жизнями, перечеркнув, "война"…
Четыре года испытаний страшных!..
МИР ПАВШИМ!.. – Ушедшим... Не вернувшимся домой!..